Сочинение: Базаров - лицо трагическое. Cочинение «Базаров "лицо трагическое"

В принципе, сказать: "Он - хороший человек", нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.

В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на каждом шагу нам приходится задумываться: "А не предвзятое ли отношение у автора?" В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети".

Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не согласен, но "крутой Базаров увлек Тургенева"#1. "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда"#2. Он не мог рисовать заведомо неправильную картину, "не мог доказывать своими образами предвзятую идею"#3.

Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя - Евгения Васильевича Базарова - и поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа. "С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность"#1. Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:

" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… -Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров"#2.

Он нарушает многие нормы приличия. Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером.

Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто симпатизирует. Писарев сказал: "Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа".

Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову - дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь. Впоследствии она только усиливается и доходит до "сильнейшей антипатии"#1.

Павла Петровича можно назвать главой (или "полюсом") лагеря "отцов"#2. В нем собрано большинство предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова. Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками "Мы (старое поколение) не имеем той дерзкой самонадеянности", - говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович - "человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильной волею"#3, который "мог бы, при известных условиях, явиться ярким представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего"#4. Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он "рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой ненависти своей"#5.

В свою очередь, Базаров "мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего"#1. Он в отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь "не богам же горшки обжигать"#2. В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего характера Базаров обязан всем. Он живет "по расчету"#4, исходя только из своих интересов и потребностей. Он не нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не такой как все, но не пытается быть похожим на других. Он "полон собой, своей внутреннею жизнью и не стесняет ее в угоду принятым обычаям и церемониям. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной особенности и самостоятельности"#5.

Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами: "Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я - чужой среди существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю - что хочу, и высказываю - что можно высказать". В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который доказывает, что Базаров - трагическая личность: "он "чужой среди существующего порядка вещей").

Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть. Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он "злился и сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать"#1. Всю жизнь он был вынужден сковывать свои чувства трезвым расчетом (вот еще один довод к доказательству трагизма Базарова: противоборство рассудка и чувств), и, когда он перестает так поступать - волна чувств захватывает его. И он не сопротивляется - делает "сознательную глупость"#2. Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в любви. Анна Сергеевна - женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает "что спокойствие все-таки лучше всего"#3. Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят Базарова: то на него находила "лихорадка работы"#5, то она с него "соскакивала"#6 , "странная усталость замечалась во всех его действиях"#1. Может быть, впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним произошло, "принялся бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную барыню, водившую его за нос"#2. Но Тургенев неожиданно приводит его к смерти.

Десять страниц, на которых описана смерть Базарова, являются наиболее яркими и выразительными, в плане изображения характера Базарова. Тургенев представляет нам законченную картину "Смерть героя". В ней такие черты Базарова как рассудочность, расчетливость, холодность блекнут, и верх берет чувственная сторона его характера. В нем просыпается "насильственно сдавленное чувство"#3, и это естественно, что в свою последнюю минуту он хочет увидеть свою любимую. Он встречает смерть "с гордо поднятой головой"#4, он не обманывает себя пустыми надеждами. Как врач, он ни минуты не сомневается в справедливости диагноза и знает его исход. "Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг", - сказал Д.И. Писарев.

Нужны ли такие люди как Базаров обществу? Сложно сказать. С уверенностью могу сказать лишь одно, они нужны не меньше чем Гамлеты, Рудины, Онегины, Обломовы, Печорины и многие, многие другие, хотя бы для разнообразия. Если отойти от этого абстрактного понятия "нужности обществу", мы увидим, что Базаров приносит достаточно много реальной пользы: он занимается естественными науками, работает медиком, следовательно, напрямую помогает людям. Но он не может найти в этом обществе собственную нишу. Он оказывается одинок. Для него нет возможности полностью использовать свои силы. У него нет цели, ему не к чему стремиться.

"А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно. "#1.

Используемая литература:

Роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети", Критическая статья Дмитрия Ивановича Пасарева "Базаров", Критическая статья Александра Ивановича Герцена "Еще раз Базаров".

В принципе, сказать: "Он - хороший человек", нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько
разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого
человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.

В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму авторского восприятия.
У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на каждом шагу нам приходится
задумываться: "А не предвзятое ли отношение у автора?" В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но
иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать? Подобная ситуация
отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети".

Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не согласен, но
"крутой Базаров увлек Тургенева". "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в
нашем молодом поколении вся наша надежда". Он не мог рисовать заведомо неправильную картину, "не мог доказывать своими
образами предвзятую идею".

Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя - Евгения
Васильевича Базарова - и поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа. "С первого разу он
показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность". Базаров вызывающе грубо
отзывается о том, что многие люди считают священным:

" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров".

Он нарушает многие нормы приличия. Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно относится к
человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим невниманием причиняет много
страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на
первый взгляд, характером.

Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении автора к своему
герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто симпатизирует. Писарев сказал:
"Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и
дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа".

Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько красив и
строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть информации, необходимой
для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров говорит крайне мало, и вряд ли уважает
кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его характер достаточно хорошо. Нам остается
довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову
- дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у
губернатора. Причем последней удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров
открывает свои жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь.
Впоследствии она только усиливается и доходит до "сильнейшей антипатии".

Павла Петровича можно назвать главой (или "полюсом") лагеря "отцов". В нем собрано большинство предрассудков
отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова. Он отмечает сильные стороны
характера Базарова, но считает их недостатками "Мы (старое поколение) не имеем той дерзкой самонадеянности", - говорит
Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и самонадеянность стали почти единственными движущими силами.
Павел Петрович - "человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильной волею", который "мог бы, при известных
условиях, явиться ярким представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего". Он обладает деспотической натурой: пытается
подчинить себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он "рисуется
и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой ненависти своей".

В свою очередь, Базаров "мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего". Он в отличие от
Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили или уважали, если это
приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь "не богам же горшки обжигать". В Базарове все вертится
вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего характера Базаров обязан всем. Он живет "по
расчету", исходя только из своих интересов и потребностей. Он не нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к
чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры
Базарова). Он понимает, что он не такой как все, но не пытается быть похожим на других. Он "полон собой, своей внутреннею
жизнью и не стесняет ее в угоду принятым обычаям и церемониям. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной
особенности и самостоятельности".

Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, по всем
законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович оказывается единственным человеком,
которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В этих спорах, несмотря на немногословность,
Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли
во время основного спора следующими словами: "Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня
окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор
буду жить сам по себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я - чужой
среди существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю - что хочу, и
высказываю - что можно высказать". В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который доказывает, что
Базаров - трагическая личность: "он "чужой среди существующего порядка вещей").

Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может чувствовать.
Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть. Всё его отрицание, все его
умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он "злился и сознавал, что делает глупость, и все-таки
продолжал ее делать". Всю жизнь он был вынужден сковывать свои чувства трезвым расчетом (вот еще один довод к
доказательству трагизма Базарова: противоборство рассудка и чувств), и, когда он перестает так поступать - волна чувств
захватывает его. И он не сопротивляется - делает "сознательную глупость". Переломным моментом в отношениях с Анной
Сергеевной оказывается его объяснение в любви. Анна Сергеевна - женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого
бурного потока чувств и решает "что спокойствие все-таки лучше всего". Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще
долго беспокоят Базарова: то на него находила "лихорадка работы", то она с него "соскакивала", "странная усталость
замечалась во всех его действиях". Может быть, впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним произошло, "принялся
бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную барыню, водившую его за нос". Но
Тургенев неожиданно приводит его к смерти.

Десять страниц, на которых описана смерть Базарова, являются наиболее яркими и выразительными, в плане изображения
характера Базарова. Тургенев представляет нам законченную картину "Смерть героя". В ней такие черты Базарова как
рассудочность, расчетливость, холодность блекнут, и верх берет чувственная сторона его характера. В нем просыпается
"насильственно сдавленное чувство", и это естественно, что в свою последнюю минуту он хочет увидеть свою любимую. Он
встречает смерть "с гордо поднятой головой", он не обманывает себя пустыми надеждами. Как врач, он ни минуты не
сомневается в справедливости диагноза и знает его исход. "Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий
подвиг", - сказал Д.И. Писарев.

Нужны ли такие люди как Базаров обществу? Сложно сказать. С уверенностью могу сказать лишь одно, они нужны не меньше чем
Гамлеты, Рудины, Онегины, Обломовы, Печорины и многие, многие другие, хотя бы для разнообразия. Если отойти от этого
абстрактного понятия "нужности обществу", мы увидим, что Базаров приносит достаточно много реальной пользы: он занимается
естественными науками, работает медиком, следовательно, напрямую помогает людям. Но он не может найти в этом обществе
собственную нишу. Он оказывается одинок. Для него нет возможности полностью использовать свои силы. У него нет цели, ему не
к чему стремиться.

"А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть,
нет и наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и
бессмысленно.".


Главным героем произведение Тургенева “Отцы и дети” является Евгений Базаров. Этот герой довольно умный, но жизнь свою тратит попусту. Он старается отрицать абсолютно все нормы и принципы, которые сложились в обществе. Он считает, что наука – это основа всему.

Почему же Базаров – лицо трагическое? Ну во-первых, это то, что он старается все отрицать и он в обществе такой один.

Его никто не понимает. А даже Кукшина и Ситникова, которые якобы тоже нигилистки, делают это для виду. А Базаров живет этим.

Во-вторых, это противостояние его взглядов с чувствами. Главный герой, влюбляясь в Одинцову, понимает, что вся его жизнь была неверной. Он понимает, что любовь очень важна.

Ну и последняя причина – это то, что у него нет дела, ради которого стоит жить. Он находится все время в поисках, но не может его отыскать. Тургенев убивает своего главного героя, потому что Базаров никогда не смог бы свыкнуться со всеми вышеперечисленными событиями.

Итак, мы видим, что Базаров – лицо трагическое, на самом деле. Очень жаль, что лишь перед смертью он меняет свои взгляды на все.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» впервые описал такое социально-общественное явление, как нигилизм.
В конце 50-х годов XIX века в обществе появились «новые люди» - нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы. Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Приверженцем новых идей в романе является его главный герой - Евгений Базаров, "человек дела, а не фразы". «И если он называется нигилистом, то надо читать — революционером», — писал Тургенев.
Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа. Он практик, идеалов и авторитетов для него не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои", — заявляет Базаров. Свои взгляды он высказывает в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей своего друга. Это главный противник Базарова в бесконечных спорах. Внешний вид Базарова резко противопоставлен изящности и аккуратности костюма Кирсанова: «одет в длинный балахон с кистями», «его полотняное пальто и панталоны запачканы в грязи». Павел Петрович наделен таким же «бойцовским» нравом, что и главный герой, что и позволяет ему достойно держаться в «схватке» с нигилистом. В спорах Евгений Базаров предстает рационалистом и материалистом, он подчас резок, категоричен, но всегда уверен в своих суждениях, он всегда сохраняет «невыразимое спокойствие». Подвергать все сомнению - движущая сила прогресса, но нигилизм в своих крайних проявлениях приводит к тому, что Базаров сплошь и рядом отрицает вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, — ерунда, читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой — смешно, наслаждаться природой — нелепо. Он резко высказывал следующие суждения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», загадочный женский взгляд - «чепуха, гниль, художество». Если отвергать веру и все моральные принципы жизни, то невозможно определить, что же такое нравственность. Павел Петрович Кирсанов говорил: «…без принципов жить могут одни безнравственные или пустые люди».

Отрицает Базаров и любовь. Дня него это всего лишь физиологическая потребность, он считает ее «белибердой, непростительной дурью». Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Трепетные чувства к Одинцовой опровергают все положения теории нигилиста и обнаруживают в герое иные душевные качества. Уже при первой встрече с Анной Сергеевной Базаров краснеет: «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость… Он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство.
Трагедия Базарова заключается и в том, что Одинцова не ответила на его любовь. Жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней «физиологи». Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой, но от этого не становится мельче. Он раздражается, все больше надламывается, становится враждебным в общении. От уверенности его не остается и следа.
Роковой удар судьбы врач Базаров получает от простого русского мужика. Он заразился тифом, когда вскрывал труп крестьянина. Базаров совершил трагическую ошибку еще и потому, что потерял самообладание. В родительском доме «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством».
Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество. В разговоре с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров говорил: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой... Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Зато теперь он понимает: «Всякий человек — загадка». Герой в последние минуты осознал, как дороги ему родители: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: "Я нужен России?.. Нет, видно, не нужен…"
Проблемы, поставленные Тургеневым в романе, всегда актуальны. Он считал, что Базаров - «лишний человек», что гибель его неизбежна. Показав крупную, масштабную личность, способную оказывать влияние на других, автор невольно выразил свое уважение к нигилисту. Евгений достойно прошел через жизненные испытания, а крайности своих воззрений искупил трагической гибелью.

СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
















Базаров - лицо трагическое.

Сочинение по литературе

Ученика 10 "А" класса

Алексеева Виктора.

По роману И.С. Тургенева "Отцы и Дети"

План.

I. Оценка реальных характеров.

II. Оценка характеров в литературе.

III. Противоречие замысла романа его содержанию.

IV. Влияние Тургенева на Базарова.

V. Влияние Базарова на Тургенева.

VI. Как можно проанализировать Базарова.

VII. Споры с Павлом Петровичем - как средство узнать Базарова.

1. Павел Петрович - "представитель сковывающей, леденящей силы прошедшего".

2. Базаров - "представитель разрушительной, освобождающей силы настоящего".

3. Диалектика отношений Базарова и Павла Петровича.

VIII. Чувственная сторона натуры Базарова.

IX. Смерть Базарова, как средство к более точному изображению характера Базарова.

X. Нужны ли Базаровы обществу?

XI. "А все-таки трудно живется Базаровым".

В принципе, сказать: "Он - хороший человек", нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.

В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Приче м н а каждом шагу нам приходится задумываться: "А не предвзятое ли отношение у автора?" В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети".

Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не согласен, но "крутой Базаров увлек Тургенева" # 1. "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда" #2 . Он не мог рисовать заведомо неправильную картину, "не мог доказывать своими образами предвзятую идею" #3.

#1 -

#2___ Д.И. Писарев

#3/ "Базаров"


Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя - Евгения Васильевича Базарова - и поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа. "С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность" #1 . Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:

" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

-Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров" #2 .

Он нарушает многие нормы приличия. Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобав ок, св оим невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным , на первый взгляд, характером.

Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто симпатизирует. Писарев сказал: "Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа".

#1 - Д.И. Писарев "Базаров"

#2 - И.С. Тургенев "Отцы и дети" глава 10


Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепе нно, не с разу, осознает насколько красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается вынудить Базарова на откровенность : Павлу Петровичу Кирсанову - дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь. Впоследствии она только усиливается и доходит до "сильнейшей антипатии" #1 .

#3 ___ Д.И. Писарев

#4 / "Базаров"

#5 /

#2 -


Павла Петровича можно назвать главой (или "полюсом") лагеря "отцов" #2 . В нем собрано большинство предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова. Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками "Мы (старое поколение) не имеем той дерзкой самонадеянности", - говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович - "человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильной волею" #3 , который "мог бы, при известных условиях, явиться ярким представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего" #4 . Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он "рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой ненависти своей" #5 .

В свою очере дь, Ба заров "мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего" #1 . Он в отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили или уважали, если это приносит пользу ил и х отя бы н е ущемляет его личные интересы, ведь "не богам же горшки обжигать" #2 . В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего характера Базаров обязан всем. Он живет "по расчету" #4 , исходя только из своих интересов и потребностей. Он не нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не такой как все, но не пытается быть похожим на других. Он "полон собой, своей внутреннею жизнью и не стесняет ее в угоду принятым обычаям и церемониям. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной особенности и самостоятельности" #5 .

#2 --- Д.И. Писарев "Базаров".

#3 - И.С. Тургенев "Отцы и дети" глава

#4 - крылатое выражение.


Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами: "Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я - чужой среди существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю - что хочу, и высказываю - что можно высказать". В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который доказывает, что Базаров - трагическая личность: "он "чужой среди существующего порядка вещей" ).

#2 --- Д.И. Писарев"Базаров"

#5___ И. С. Тургенев "Отцы и дети"

#6/ глава


Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть. Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он "злился и сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать" #1 . Всю жизнь он был вынужден сковывать свои чувства трезвым расчетом (вот еще один довод к доказательству трагизма Базарова: противоборство рассудка и чувств), и, когда он перестает так поступа ть - вол на чувств захватывает его. И он не сопротивляется - делает "сознательную глупость" #2 . Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в любви. Анна Сергеевна - женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает "что спокойствие все-таки лучше всего" #3 . Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят Базарова: то на него находила "лихорадка работы" #5 , то она с него "соскакивала" #6 , "странная усталость замечалась во всех его действиях" #1 . Может быть, впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним произошло, "принялся бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную барыню, водившую его за нос" #2 . Но Тургенев неожиданно приводит его к смерти.

Десять страниц, на которых описана смерть Базарова, являются наиболее яркими и выразительным и, в плане изображения характера Базарова. Тургенев представляет нам законченную картину "Смерть героя". В ней такие черты Базарова как рассудочность, расчетливость, холодность блекнут, и верх берет чувственная сторона его характера. В нем просыпается "насильственно сдавленное чувство" #3 , и это естественно, что в свою последнюю минуту он хочет увидеть свою любимую. Он встречает смерть "с гордо поднятой головой" #4 , он не обманывает себя пустыми надеждами. Как врач, он ни минуты не сомневается в справедливости диагноза и знает его исход. "Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг", - сказал Д.И. Писарев.

#1- И.С. Тургенев "Отцы и дети" глава

#2 ___ Д.И. Писарев.

#3 / "Базаров".

#4 - крылатое выражение.


Нужны ли такие люди как Базаров обществу? Сложно сказать. С уверенностью могу сказать лишь одно, они нужны не меньше чем Гамлеты, Рудины, Онегины, Обломовы, Печорины и многие, многие другие, хотя бы для разнообразия. Если отойти от этого абстрактного понятия "нужности обществу", мы увидим, что Базаров приносит достаточно много реальной пользы: он занимается естественными науками, работает медиком, следовательно, напрямую помогает людям. Но он не может найти в этом обществе собственную нишу. Он оказывается одинок. Для него нет возможности полностью использовать свои силы. У него нет цели, ему не к чему стремиться.

"А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно. " #1.

Используемая литература:

Роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети",

Критическая статья Дмитрия Ивановича Пасарева "Базаров",

#1 - Д.И. Писарев "Базаров"


Критическая статья Александра Ивановича Герцена "Еще раз Базаров".