Сочинение на тему Культурное наследие В. Шекспира. Всероссийский конкурс сочинений"Культурное наследие В. Шекспира"

Уильям Шекспир – великий бард?

Мудрец мучительный, Шакеспеар,

Ни одному не верил ты обману.

Макбету, Гамлету и Калибану.

Во мне зажег ты яростный пожар.

И я живу, как встарь король Леар,

Лукавых дочерей моих, Регану

И Гонерилью, наделять я стану,

Корделии отвергнув верный дар.

В мое труду послушливое тело

Толпу твоих героев я вовлек.

И обманусь, доверчивый Отелло,

И побледнею, мстительный Шейлок.

И буду ждать последнего удара,

Склонясь над вымыслом Шакеспеара.

Ф. Сологуб

Наиболее распространенно мнение, что именно тот самый Уильям Шекспир из Страдфорда-на-Эйвоне и является автором множества талантливых произведений: его перу приписывается 37 пьес, две поэмы и 154 сонета. Безусловно, эти творения – вершина литературы эпохи Возрождения.

Творческое наследие Шекспира свидетельствует не только о его гениальном художественном мастерстве, но также и об огромном, ни с чем не сравнимом богатстве его языка. Подсчитано, что словарь Шекспира включает около 20 тысяч слов, то есть в три – четыре раза больше, чем у его самых образованных и литературно одаренных современников. Англичанин нашего времени, имеющий высшее образование, употребляет не более 4 тысяч слов, а в языке малообразованного провинциала елизаветинской Англии их было не более тысячи. А между тем Шекспир, выходец из провинции, не получивший толком даже начального образования, не только имел громадный словарный запас, но и ввел в английский язык около 3200 новых слов (об этом свидетельствует Оксфордский словарь)!

«Классическая» версия гласит, что Шекспир был гением. Для гения же нет ничего невозможного. Или почти ничего. Так что в литературоведении утвердилось мнение, что Шекспир был настолько талантлив, что смог восполнить собственные пробелы в образовании и действительно написал все приписываемые ему произведения.

Он жил в удивительное время. Говоря современным языком, это был период «модернизации», когда рушились истины, казавшиеся до этого несомненными и вечными. Передовые люди эпохи искали новые пути в искусстве и литературе. В Англии бурно развивается научно-философская мысль и английская литература. Молодые ученые, писатели, поэты, художники с жадностью изучали искусство античного мира, мечтали о возрождении живой силы этого искусства. И поэтому для Англии именно XVI век стал временем Ренесанса. В лучших произведениях эпохи Возрождения авторы стремились прежде всего изображать живого человека с его мыслями и чувствами, а не иконописный образ, типичный для средневекового искусства. Именно таким – мыслящим и неоднозначным – предстает человек в творениях величайшего представителя английского Ренессанса Уильяма Шекспира.

Шекспир был прежде всего драматургом – писал для театра, и благодаря ему английский театр пережил небывалый расцвет и прославился на весь мир. Драматургия Шекспира неразрывно связана с теми общедоступными театрами, куда наряду с аристократами и зажиточными горожанами ходили и зрители из простого народа. Шекспир писал свои пьесы не для узкого круга «знатоков изящного» – он выносил свое творчество на суд широкого зрителя. Надо заметить, что зрителей в театрах было не намного меньше, чем сейчас в больших концертных залах. Так, в знаменитом «Глобусе» могли разместиться от 1200 до 3000 зрителей. Но, конечно, точную вместимость зала установить было невозможно – сидячие места для основной массы простолюдинов предусмотрены не были; они теснились в партере – яме перед высокой сценой, стоя на земляном полу. Привилегированные зрители располагались с некоторыми удобствами: в ложах вдоль стен. Самые же богатые и знатные сидели по бокам сцены, на переносных трехногих табуретах. Представьте себе толпу в тысячу человек, которая пришла на спектакль. Какой гам стоял в театре! В то время спектакли длились довольно долго, и вся эта масса людей, как правило, из простонародья (билет в яму стоил всего 5 пенсов), находилась в постоянном движении. Они обсуждали события дня и костюмы знатных господ, отпускали скабрезные шутки, подсказывали реплики актерам и переругивались между собой. Неудивительно, что самыми дорогими местами в театре были не те, с которых лучше видно (это сейчас дороже всего стоят билеты в партере), а на галерее над сценой, откуда можно было хорошо расслышать голос актеров.

Перед драматургами эпохи Возрождения стояла сложная задача: с одной стороны, сделать пьесу содержательно насыщенной и изящной с литературной точки зрения, чтобы угодить знати и образованной публике; с другой стороны, спектакль следовало сделать занимательным для публики из простонародья. Шекспиру это удавалось. Сюжеты его пьес и динамичны, и занимательны, они заставляют плакать и смеяться, все время держат зрителя в напряжении. И потому его постановки привлекали людей в театр не меньше, чем сейчас привлекают зрителя суперпопулярные блокбастеры.

И хотя в театре не было таких «продвинутых» спецэффектов, создание которых стало возможным благодаря компьютерной технике, в XVI веке сценические «эффекты» все-таки были: использовались дымовые шашки, гремел гром, опускались и поднимались механизмы, лилась бутафорская кровь, палили пушки… Как раз из-за такой бутафорской пушки в 1613 году театр «Глобус» сгорел дотла: искры попали на соломенную крышу, потом загорелся весь театр. Это случилось во время постановки пьесы Шекспира «Генрих VIII». Зрители не сомневались, что эмоциональный накал представления вызвал к жизни души короля Генриха и Анны Болейн, которые принялись со страстью выяснять отношения – атмосфера накалилась, что и привело к пожару. По счастью, обошлось без жертв. Все три тысячи человек, набившиеся в крошечный театрик, успешно спаслись. Только у одного преданного театрала загорелись штаны, но кто-то из приятелей затушил их пинтой пива. В то время Великий Бард уже жил в Страдфорде, удалившись от лондонской суеты, бросив театр и совершенно прекратив свою деятельность драматурга.

Творил Шекспир около двадцати лет. В 1592 году он впервые заявил о себе как о писателе, а в 1612 году закончил последнюю пьесу «Буря», распродал лондонское имущество и уехал домой.

Шекспироведы выделяют три периода в творчестве драматурга. Первый (1592–1601) – период оптимизма, светлого восприятия действительности, жизнеутверждающее настроение в творчестве. Герои произведений Шекспира этого времени – яркие, сильные, эмоциональные, отважные люди. Такой образ героев вполне согласуется с идеалами эпохи Возрождения. Комедии «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» наполнены ликующей радостью жизни. В них выражена важная для эпохи Ренессанса мысль: человека нужно судить не по платью, не по знаниям, не по сословию и богатству, а главное в человеке – поведение и личные качества.

В этот период Шекспир создает не только увлекательные комедии, но и пьесы на сюжеты из английской истории – исторические хроники, такие как «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V» и другие, которые мы можем найти в полном собрании сочинений Шекспира. Немного скучноватые для современного читателя, исторические хроники были очень популярны в те времена, когда изучение истории еще не было обязательным предметом. Увидеть на сцене прошлых правителей Англии, посочувствовать их переживаниям, выразить восторг по поводу их свершений, ужаснуться их жестокости – всего этого жаждала лондонская публика.

К начальному периоду творчества Шекспира также относится трагедия «Ромео и Джульетта». Эта романтическая история о юных влюбленных, которых разделила вражда между их «равными знатностью и славой» семьями, до сих пор не оставляет равнодушной зрителей и читателей, которые действительно полагают, что «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».

Если в начале творческой деятельности Шекспир писал по преимуществу комедии, то во второй период (1601–1608) его больше интересовали трагические стороны жизни, а его произведения стали менее жизнерадостными. В сочинениях этого времени чувствуется горечь автора, краски становятся мрачнее. Почти по одной в год пишет он свои великие трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский»… В этих трагедиях главные герои – люди, верящие в добро и высокие идеалы, – сталкиваются с жестокой действительностью и погибают. Эти пьесы, увы, не порадуют любителей хеппи-энда, но в них чувствуется сила настоящего искусства, которое доступно лишь избранным, гениям. Конечно, Шекспир (или тот, кто скрывался за его именем) писал великолепные комедии, поэмы и сонеты, но все-таки наиболее сильным эмоциональным накалом обладают его трагедии.

Во второй период Уильям Шекспир не перестал сочинять и комедии, но, за исключением «Виндзорских насмешниц», написанных в 1601–1602 годах, они уже не носят характера беспечного веселья и содержат в себе столь отчетливо видимый трагический элемент, что их скорее следует называть драмами, нежели комедиями. Такова, например, пьеса «Мера за меру».

Произведения третьего – и последнего – периода творчества Шекспира, продолжавшегося с 1608-го по 1612 год, окутаны сказочно-фантастическим ореолом, в них автор мечтает о безмятежном, ирреальном счастье… В этот период Шекспир пишет почти исключительно трагикомедии, то есть пьесы с остродраматическим содержанием, но счастливым концом. В его произведениях «Цимбелин», «Зимняя сказка» и «Буря» (это последняя написанная Шекспиром пьеса) проявляется мечтательное, лирическое отношение к жизни. Автор как бы примиряется с мирозданием и говорит устами одного из своих героев: «Как прекрасно человечество!».

Публикуйся

Многие из нас знают о таком драматурге, как Уильям Шекспир. Он написал известных «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и наверняка многие из поклонников творчества поэта ходили в театр на постановки данных произведений. О литературном таланте Шекспира вы сможете прочитать в данной статье.

Уильям Шекспир родился в апреле 1564 года. Он считается одним из лучших драматургов мира, национальным поэтом Англии, споры о жизни и существовании которого не утихают до сих пор. О Шекспире известно крайне мало: не осталось никаких документов, кроме кривой подписи на завещании, которое, кстати, писал не он. Неизвестно ничего и про его внешность: найдены лишь два портрета, но они крайне различны между собой; а тот портрет, что был сделан на могиле поэта, был изготовлен из гипса, и сейчас от него ничего не осталось. Не нашлось ни одного документа и об его образовании, что даёт почву для споров, писал ли он свои произведения сам, или его имя кто-то использовал? Тем не менее, на протяжении нескольких веков Шекспир остаётся одним из самых популярных авторов. Но что же такого создал Шекспир, в чем секрет популярности его произведений?

Учёные делят творчество поэта на четыре периода. Первый (1590-1954 гг.) называется ранним: в него входят хроники, ренессансные комедии, «трагедия ужаса» «Тит Андроник» и две поэмы. Второй (1594-1600 гг.) включает в себя всё те же ренессансные комедии и первую зрелую трагедию «Ромео и Джульетта»; также в него входят хроники с элементами трагедии, античная трагедия «Юлий Цезарь» и сонеты. Третий период (1601-1608 гг.) характеризуется великими и античными трагедиями, а также «мрачными» комедиями. Чётвертый, последний период (1609-1613 гг.) является контрастным в творчестве драматурга: в нём присутствуют драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым концом.

В середине 1590-х произошёл переход Шекспира от насмешливых комедий к романтическим произведениям. Гений поэта рос, его персонажи становились сложнее, нежнее, а их души — хрупче. Основной темой Шекспира становятся «чёрные», «бесовские» чувства, живущие в человеческой душе: ненависть, зависть, обида, ревность. Через свои работы драматург показывал, что может случиться, если вовремя не остановиться и не подавить негативные чувства, найти им гуманный, «светлый» выход. Например, Гамлет — главный герой одной из самых известных трагедий Шекспира, погибает в жажде отомстить убийце своего отца. В «Отелло» злодей Яго доводит ревность главного героя до точки, и тот убивает свою невинную жену. В «Короле Лире» старый король совершает роковую ошибку, отказавшись от своих прав на власть, что приводит к ужасным событиям. В «Макбет» неконтролируемые амбиции подвигают Макбета и его жену свергнуть законного короля и захватить трон; в конечном счёте их разрушает собственное чувство вины. В «Ромео и Джульетте» молодые влюблённые убивают себя, не в силах позволить ненависти их семей убить их любовь. Трагедии Шекспира по сюжету мрачны и несчастны, но они наполнены светлым замыслом. Светлым потому, что в конце главные герои всегда раскаиваются в своих поступках, а потому их грехи прощаются, их души очищаются.

Работы Шекспира серьёзно повлияли на театр и литературу. Поэт создавал своих героев не оболочками, имена которых должны были примерять на себя актёры. Он делал их живыми, наделял каждого персонажа отдельным психологическим и философским миром, который зритель и уж тем более актёр должны были прочувствовать. Шекспир оставил после себя натуральный поэтический стиль, варьирующийся в эмоциональных пассажах и полностью раскрывающий душу персонажа. Он «играл» с языком так, чтобы раскрывалась вся многогранность повествования. До «Ромео и Джульетты» романтика никогда не рассматривалась как достойная тема для жанра трагедия. Солилоквия (монолог) использовался для повествования о произошедших событиях; драматург же начал использовать этот прием для раскрытия характера персонажа, как, например, он показал состояние Гамлета, рассуждающего о смерти, в легендарном «Быть или не быть»:

Быть иль не быть – вот он, вопрос.
Должна ли
Великая душа сносить удары рока
Или, вооружаясь против потока бедствий,
Вступить с ним в бой и положить конец
Страданью…
Умереть – заснуть… и только.
И этим сном покончить навсегда
С страданьями души и с тысячью болезней,
Природой привитых к немощной плоти нашей…
Конец прекрасный и вполне достойный
Желаний жарких…
Умереть – заснуть…

(перевод М. Загуляева)

Работы Шекспира вызвали много эмоций у общества. Поэта критиковали столько же, сколько им и восхищались. К XVIII веку вся Англия говорила о нём как о гении. К XIX веку он получил признание за границей. Его идеи поддерживали Вольтер, Гёте, Стендаль, Гюго. Двадцать тысяч музыкальных произведений связаны с работами Шекспира. Он также вдохновил множество художников. Зигмунд Фрейд опирался на шекспировскую психологию, в частности на образ Гамлета, в своих теориях о человеческой природе.

Многие отказываются называть Шекспира гением или даже просто хорошим драматургом, т. к. факт того, существовал ли Шекспир на самом деле не доказан.

-Мы не знаем, откуда Шекспир брал свои знания, а поэтому мы только воображаем некоторое прекрасное существо, которое узнало, как строится литература, как выстраивается художественный образ, многослойная картинка, — говорит ведущий программы «Жизнь замечательных людей» Павел Санаев ,

-В прошлом люди восхищались бриллиантами, но они ничего не знали про кристаллическую структуру, рентгеновские лучи и углерод. Это незнание не мешало им восхищаться тем, что красиво. Так и нам просто нужно читать Шекспира и не думать о том, был он или нет , — отвечает Павлу Санаеву публицист и театральный критик Александр Минкин .

Я полностью согласна с Александром Минкиным, и сама отношусь к группе людей, которую волнует какое творчество оставил автор, а не какая у него биография. Я ходила в театр им. Охлопкова (г. Иркутск) на постановки «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет». И те чувства, что были на сцене и в зале, были настоящими, острыми, они даже пахли; и всё потому, что творчество Шекспира живое. Неважно, кто написал эти произведения. Пускай «шекспировский вопрос» так и останется неразрешённым. Куда важнее, что в прошлом существовал человек, который сумел открыть нам мир, театр, новую поэзию, и почему-то предпочёл скрыть только одно — своё собственное лицо.

Великий драматург Англии эпохи Ренессанса, национальный поэт, получивший мировое признание, Уильям Шекспир появился на свет в городке Стратфорде, который находится севернее Лондона. В истории сохранились только сведения о его крещении 26 апреля 1564 года.

Родителями мальчика были Джон Шекспир и Мэри Арден. Они входили в число зажиточных граждан города. Отец мальчика помимо земледелия занимался изготовлением перчаток, а также мелким ростовщичеством. Его несколько раз выбирали в совет правления города, он был констеблем и даже мэром.

По некоторым данным, Джон принадлежал к католическому вероисповеданию, за что в конце жизни подвергся преследованиям, заставившим его распродать все свои земли. В течение своей жизни он выплачивал большие суммы протестантской церкви за непосещение службы. Мать Уильяма была урожденной саксонкой, она принадлежала к древней уважаемой фамилии. Мэри родила 8 детей, третьим из которых был Уильям.


В Стратфорде маленький Уильям Шекспир получил по тем временам хорошее образование. В детстве он поступил в грамматическую школу, где изучали латынь и древнегреческий язык. Для более глубокого и полного освоения древних языков предполагалось участие учеников в школьных постановках пьес на латыни.

По некоторым данным, помимо этого учебного заведения Уильям Шекспир в юношестве посещал ещё и королевскую школу, которая также находилась в родном городке. Там у него была возможность ознакомиться с древнеримскими поэтическими трудами.

Личная жизнь

В 18 лет у молодого Уильяма завязался роман с 26-летней дочерью соседа Энн Хатауэй, с которой они вскоре поженились. Причиной поспешной женитьбы стала беременность девушки. В те времена добрачные связи в Англии считались нормой, женитьба часто проходила после зачатия первенца. Единственным условием таких связей было обязательное венчание до рождения ребёнка. Когда в 1583 году у молодой четы родилась дочь Сьюзен, Уильям был счастлив. Всю жизнь он был особенно привязан к ней, даже после рождения через два года двойняшек сына Хемнета и второй дочери Джудит.


Уильям Шекспир с женой и детьми

Больше в семье поэта детей не было, скорее всего из-за вторых тяжёлых родов его жены Энн. В 1596 году чета Шекспиров переживёт личную трагедию: во время эпидемии дизентерии умрёт их единственный наследник. После переезда Уильяма в Лондон его семья осталась в родном городке. Нечасто, но регулярно Уильям посещал своих родных.

О его личной жизни в Лондоне историки строят много загадок. Вполне возможно, что драматург жил один. Некоторые исследователи биографии поэта приписывают ему любовные связи, в том числе и с мужским полом. Но эта информация так и остаётся недоказанной.

Неизвестные семь лет

Уильям Шекспир - один из немногих авторов, о котором сведения собирались буквально по крупицам. Осталось очень мало прямых свидетельств о его жизни. В основном все сведения об Уильяме Шекспире извлекали из второстепенных источников, таких как высказывания современников или административные записи. Поэтому о семи годах после рождения его двойни и до первых упоминаний о его работе в Лондоне, исследователи строят загадки.


Уильям Шекспир. Единственный сохранившийся прижизненный портрет

Шекспиру приписывают и службу у знатного землевладельца в качестве учителя, и работу в лондонских театрах суфлером, рабочим сцены и даже коневодом. Но по-настоящему достоверных сведений об этом периоде жизни поэта нет.

Лондонский период

В 1592 году в прессе появляется высказывание английского поэта Роберта Грина о творчестве молодого Уильяма. Это первое упоминание о Шекспире, как об авторе. Аристократ в своём памфлете постарался высмеять молодого драматурга, так как видел в нем сильного конкурента, но который, не отличался благородным происхождением и хорошим образованием. В это же время упоминается о первых постановках пьесы Шекспира «Генрих VI» в лондонском театре «Роза».


Иллюстрация к пьесе «Генрих VI»

Это произведение было написано в духе популярного английского жанра хроники. Такой тип представлений был распространен в эпоху Возрождения в Англии, он носил эпический характер повествования, сцены и картины часто были не связаны между собой. Хроники были призваны воспевать государственность Англии в противовес феодальной раздробленности и междоусобным войнам.

Известно, что Уильям с 1594 года входит в крупное актерское сообщество «Слуги лорда-камергера» и становится вскоре его соучредителем. Постановки приносили большой успех, и труппа за короткое время настолько разбогатела, что позволила себе построить в течение следующих пяти лет знаменитое здание театра «Глобус». А к 1608 году театралы приобрели себе ещё и закрытое помещение, которое назвали «Блэкфрайерс».


Легендарное здание театра “Глобус” в 1599 году

Во многом успеху способствовало благоволение правителей Англии: Елизаветы I и её наследника Якова I, у которого театральный коллектив приобрёл себе разрешение на смену статуса. С 1603 года труппа получила название «Слуги Короля». Шекспир не только занимался написанием пьес, он также принимал активное участие в постановках своих произведений. В частности, сохранились сведения о том, что Уильям играл во всех своих пьесах главные роли.

Состояние

По некоторым свидетельствам, в частности, о сделанных покупках недвижимости Уильямом Шекспиром, он зарабатывал достаточно и был успешен в финансовых делах. Драматургу приписывают занятия ростовщичеством.


Особняк Уильяма Шекспира

Благодаря своим накоплениям в уже 1597 году Уильям смог позволить себе купить просторный особняк в Стратфорде. Кроме того, Шекспир после смерти был сразу же захоронен в алтаре церкви Святой Троицы родного города. Такая честь была оказана ему не за особые заслуги, а за то, что он ещё при жизни заплатил положенную сумму за место своего погребения.

Периоды творчества

Великий драматург создал бессмертную сокровищницу, которая питает мировую культуру вот уже более пяти веков подряд. Сюжеты его пьес стали вдохновением не только для артистов драматических театров, но и для многих композиторов, а также для кинорежиссеров. За всю свою творческую жизнь Шекспир неоднократно менял характер написания своих произведений.

Первые его пьесы по своей структуре часто копировали популярные в то время жанры и сюжеты, такие как хроники, комедии Возрождения («Укрощение строптивой»), «трагедии ужаса» («Тит Андроник»). Это были громоздкие произведения с большим количеством героев и неестественным для восприятия слогом. На классических для того времени формах молодой Шекспир постигал азы написания драмы.


Иллюстрация к пьесе «Ромео и Джульетта»

Вторая половина 90- х годов XVI столетия ознаменовалась появлением драматургически отточенных по форме и содержанию сочинений для театра. Поэт ищет новую форму, не отходя от заданных рамок ренессансной комедии и трагедии. Он наполняет старые изжившие формы новым содержанием. Так на свет появляется гениальная трагедия «Ромео и Джульетта», комедии «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец». Свежесть стиха в новых сочинениях Шекспира сочетается с необычным и запоминающимся сюжетом, что делает эти пьесы популярными у публики всех слоёв населения.

В это же время Шекспир создаёт цикл сонетов, знаменитого в то время жанра любовной стихотворной лирики. Почти на два столетия были забыты эти поэтические шедевры мастера, но с возникновением романтизма они вновь обрели славу. В XIX веке появилась мода на цитирование бессмертных строк, написанных на исходе ренессанса английским гением.


Уильям Шекспир за работой

Тематически стихи представляют собой любовные послания к неизвестному юноше, и лишь последние 26 сонетов из 154 - это обращение к черноволосой даме. Многие исследователи усматривают в этом цикле автобиографические черты, предполагая нетрадиционную ориентацию драматурга. Но некоторые историки склоняются к мысли, что в этих сонетах используется обращение Уильяма Шекспира к своему покровителю и другу графу Саутгемптону в принятой тогда светским обществом форме.

На рубеже веков в творчестве Уильяма Шекспира появляются произведения, которые сделали его имя бессмертным в истории мировой литературы и театра. Практически состоявшийся, успешный творчески и финансово драматург создаёт ряд трагедий, принесших ему славу не только в Англии. Это пьесы «Гамлет», «Макбет», «Король лир», «Отелло». Данные произведения подняли популярность театра «Глобус» до высот одного из самых посещаемых увеселительных заведений Лондона. При этом состояние его владельцев, в том числе и Шекспира, за короткий период неоднократно возросло.


Иллюстрация к пьесе «Отелло»

На закате своего творчества Шекспир сочиняет ряд бессмертных произведений, которые удивили современников своей новой формой. В них трагедия сочетается с комедией, а сказочные сюжеты вплетены в канву описания ситуаций из повседневной жизни. Прежде всего это пьесы-фантазии «Буря», «Зимняя сказка», а также драмы на античные сюжеты - «Кориолан», «Антоний и Клеопатра». В этих произведениях Шекспир выступил в качестве большого знатока законов драмы, который легко и изящно собирает воедино черты трагедии и сказки, сложный высоких слог и понятные речевые обороты.

По отдельности многие из драматических произведений Шекспира были изданы ещё при его жизни. Но полное собрание сочинений, в которой вошли практически все канонические пьесы драматурга, появилось лишь в 1623 году. Сборник напечатан был по инициативе друзей Шекспира Уильяма Джона Хеминга и Генри Кондела, которые работали в труппе «Глобуса». Книга, состоящая из 36 пьес английского автора, увидела свет под названием «Первое фолио».

В течение XVII столетия было издано ещё три фолио, которые выходили с некоторыми изменениями и с добавлениями ранее неизданных пьес.

Смерть

Так как последние годы своей жизни Уильям Шекспир страдал серьёзным недугом, свидетельством чему является его измененный почерк, некоторые из последних пьес он создавал в соавторстве с другим драматургом труппы, которого звали Джон Флетчер.


После 1613 года Шекспир окончательно покидает Лондон, но не бросает ведения некоторых дел. Он ещё успевает поучаствовать в судебном процессе своего друга в качестве свидетеля защиты, а также приобретает ещё один особняк в бывшем Блэкфриарском приходе. Некоторое время Уильям Шекспир живёт в поместье своего зятя Джона Холла.

За три года до смерти Уильям Шекспир пишет своё завещание, в котором практически все имущество оставляет за своей старшей дочерью. Скончался английский литератор в конце апреля 1616 года в собственном доме. Его жена Энн пережила своего мужа на 7 лет.


Памятник Уильяму Шекспиру в Лестер-Сквер, Лондон

В семье старшей дочери Сьюзен к этому моменту уже была рождена внучка гения Элизабет, но умерла она бездетной. В семье младшей дочери Шекспира Джудит, которая вышла замуж буквально через два месяца после смерти отца за Томаса Куини, было трое мальчиков, но все они умерли в юности. Поэтому прямых потомков у Шекспира не осталось.

  • Точной даты появления на свет Уильяма Шекспира никто не знает. В арсенале историков есть лишь церковная запись о крещении малыша, которое пришлось на 26 апреля 1564 года. Исследователи предполагают, что обряд был совершен на третий день после рождения. Соответственно невероятным образом дата рождения и смерти драматурга пришлись на одно и то же число - 23 апреля.
  • Великий английский поэт обладал феноменальной памятью, его познания можно было сравнить с энциклопедическими. Помимо владения двумя древними языками он также знал современные диалекты Франции, Италии и Испании, хотя сам никогда не покидал пределов Английского государства. Шекспир разбирался как в тонких исторических вопросах, так и в текущей политической обстановке. Его познания затрагивали музыку и живопись, он досконально изучил целый пласт ботаники.

  • Многие историки склоняются к мысли о нетрадиционной ориентации поэта, ссылаясь на факт отдельного проживания драматурга от семьи, а также на его долгую дружбу с графом Саутгемптоном, который имел привычку одеваться в женскую одежду и наносить большое количество краски на лицо. Но никаких прямых доказательств этому нет.
  • Под сомнением остаётся протестантское вероисповедание Шекспира и его семьи. Есть косвенные доказательства о принадлежности его отца к католической конфессии. Но во времена правления Елизаветы I запрещено было быть открытым католиком, поэтому многие приверженцы этого ответвления просто откупались от реформаторов и посещали католическое богослужение тайно.

  • Единственный автограф писателя, дошедший до наших дней - это его завещание. В нем он перечисляет все своё имущество до мелочей, но ни разу не упоминает о своих литературных трудах.
  • За всю жизнь, предположительно, Шекспир сменил около 10 профессий. Он был сторожем на конюшне театра, актером, соучредителем театра и постановщиком спектаклей. Параллельно с актерской деятельностью Уильям вел ростовщические дела, а в конце жизни занимался пивоварением и сдавал жильё.
  • Современные историки поддерживают версию о неизвестном писателе, который сделал Шекспира своим подставным лицом. Даже Британская энциклопедия не отказывается от версии, что создавать пьесы под псевдонимом Шекспир мог граф Эдуард де Вер. Ещё по ряду догадок это могли быть лорд Фрэнсис Бэкон, Королева Елизавета I и даже целая группа лиц аристократического происхождения.

  • Поэтический слог Шекспира оказал большое влияние на развитие английского языка, сформировав основу современной грамматики, а также обогатив литературную речь англичан новыми фразами, в качестве которых использовались цитаты из произведений классика. Шекспир оставил в наследие соотечественникам более 1700 новых слов.

Знаменитые цитаты Шекспира

Известные фразы классика часто содержат философские мысли, которые выражены очень точно и лаконично. Большое количество тонких наблюдений посвящено любовной сфере. Вот некоторые из них:

«Грехи других судить Вы так усердно рвётесь – начните со своих и до чужих не доберётесь»;
«Клятвы, данные в бурю, забываются в тихую погоду»;
«Одним взглядом можно убить любовь, одним же взглядом можно воскресить её»;
«Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет»;
«Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею».

Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1654. Происходил из семьи торговцев и ремесленников. Учился в т.н. «грамматической школе», где основным предметом был латинский язык и основы греческого. В школе получил широкие знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В 1582 женился на А.Хэсуэй, от брака с которой имел троих детей. Однако около 1587 покинул Страдфорд-на-Эйвоне и свою семью и переселился в Лондон . Далее о его жизни нет никаких сведений до 1592, когда мы впервые находим упоминание о нем, как об актере и драматурге – в предсмертном памфлете драматурга Р.Грина На грош ума, купленного за миллион раскаяния. Более точные биографические сведения о Шекспире датируются 1593–1594, когда он вступил в одну из ведущих английских театральных трупп того времени – труппу Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера» (Chamberlain"s Men).

Считается вероятным, что Шекспир стал профессиональным актером уже в конце 1580-х; а с 1590 начал и свою драматургическую деятельность. В те годы мало что предвещало, что Шекспир станет не только самым знаменитым мировым драматургом, но и одной из самых загадочных личностей в истории. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце 18 в.), что его пьесы принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигали около 30 самых разных претендентов – от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы. Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов – и к этому подталкивает, несомненно, небывалая многогранность творческого наследия Шекспира: в его палитре трагедия , комедия , исторические хроники, барочные драмы, лирико-философская поэзия – вспомним знаменитые сонеты . При этом даже в рамках одного жанра – любого из перечисленных – Шекспир удивительно многолик. Однако кем бы он ни был, – а в многочисленных спорах о личности великого драматурга и поэта точка будет поставлена не скоро, возможно, что и никогда – создания гения Ренессанса сегодня по-прежнему вдохновляют режиссеров и актеров всего мира.

Первые его пьесы относятся к началу 1590-х, последняя – к 1612. Таким образом, творческий путь Шекспира был не слишком долгим – около двадцати лет. Однако за эти два десятка лет в его драматургии отразилась эволюция всего ренессансного мировоззрения.

В ранних комедиях (Как вам это понравится , Два веронца , Сон в летнюю ночь , Много шума из ничего , Двенадцатая ночь , Бесплодные усилия любви , Укрощение строптивой , Комедия ошибок , Виндзорские насмешницы ) в полной мере присутствует гармоничное отражение совершенства мироздания, жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. В них нет плутовских мотивов, столь распространенных в литературе того времени. Здесь веселятся ради веселья, шутят ради шутки. Поражает разнообразие жанровых вариаций комедий – романтическая комедия, комедия характеров, комедия положений, фарс, «высокая» комедия. При этом все персонажи поразительно многогранны, психологические ходы – сложны и разнообразны. Герои шекспировских комедий всегда незаурядны, в их образах воплощены типично ренессансные черты: воля, острый ум, стремление к независимости, и, конечно, сокрушающее жизнелюбие. Даже на чисто фарсовых ситуациях комедии положений (как, скажем, в Комедии ошибок ) Шекспир строит сложные реалистические характеры. Особенно интересны женские образы этих комедий – равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные.

В этот же период (1590–1600) он пишет ряд исторических хроник. В шекспироведении их принято делить на две тетралогии, каждая из которых охватывает один из периодов английской истории. Первая из них – три части Генриха VI и Ричард III – о времени борьбы Алой и Белой розы; вторая – Ричард II , две части Генриха IV и Генрих V – о предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией. Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии – но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях – личностном и государственном – трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

Однако уже в первый период появились две пьесы, в которых возникает предвестие будущих шекспировских трагедий – Ромео и Джульетта и Юлий Цезарь . Здесь впервые отчетливо слышны ноты сомнения в том, что всеобщая гармония может стать реальностью.

Второй период творчества Шекспира (1601–1607) посвящен преимущественно трагедии (за эти годы он пишет лишь две комедии: Конец – делу венец и Мера за меру , причем вторая из них фактически относится к драме). Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества – Гамлет (1601), Отелло (1604), Король Лир (1605), Макбет (1606), Антоний и Клеопатра (1607), Кориолан (1607). В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

Произведения последнего периода его творчества: Цимбелин , Зимняя сказка , Буря . Это – поэтические сказки , уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь – от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию – фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 – с театром «Глобус» , бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 – во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью – сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена – работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга – и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники 16 в. – открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто – написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.

Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами – метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии 16 в. – сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста – от Н.Карамзина до А.Радловой, В.Набокова , Б.Пастернака , М.Донского и др.

Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. – театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок – от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня – от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т.д.

Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло , Фальстаф (по Виндзорским насмешницам ) и Макбет Д.Верди; балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева и мн. другие).

Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка , в 1612 – последнее драматургическое произведение, Буря . Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью – на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

Татьяна Шабалина


Цель урока

Задачи урока:

Организовать деятельность учащихся по освоению духовно-нравственного потенциала произведений У.Шекспира;

Создать условия для воспитания интереса к произведениям У.Шекспира;

Способствовать развитию творческого мышления, мотивации к чтению и просмотру экранизаций пьес У.Шекспира.

Просмотр содержимого документа
«Наследие Уильяма Шекспира»

Технологическая карта урока МХК в 10 классе «Наследие Уильяма Шекспира».

Учитель: учитель МХК МАОУ «СОШ № 8» Кутузова Елизавета Александровна.

Тема урока : «Наследие Уильяма Шекспира».

Занятие рассчитано на 2 урока и проводится в рамках изучения художественной культуры Ренессанса.

Цель : расширить представления учащихся о наследии Шекспира, определить значимость его произведений в современном мире.

Задачи урока:

    организовать деятельность учащихся по освоению духовно-нравственного потенциала произведений У.Шекспира;

    создать условия для воспитания интереса к произведениям У.Шекспира;

    способствовать развитию творческого мышления, мотивации к чтению и просмотру экранизаций пьес У.Шекспира.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии : технология личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, ИКТ.

Результаты:

    предметные (понимание особенностей языка разных видов искусства; освоение духовно-нравственного потенциала произведений У.Шекспира; умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости в современном мире);

    метапредметные:

    познавательные(формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений);

    коммуникативные(планирование, постановка вопросов (инициативное сотрудничество), разрешение конфликтов);

    регулятивные(целеполагание, планирование, прогнозирование);

    личностные (у мение выслушать своего одноклассника, быть внимательным и активным на уроке; вырабатывать свои мировоззренческие позиции).

Оснащение урока : компьютер с установленным программным обеспечением SMART Notebook , мультимедийный проектор, колонки, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент .

Учитель приветствует учащихся.

Учащиеся приветствуют учителя.

Готовность к уроку, положительный настрой на урок.

Этап мотивации и актуализации знаний .

Пробуждает интерес к уроку, предлагая поработать с интерактивной доской.

Выполняя интерактивные задания, ребята соотносят названия городов с государствами; на карте находят Лондон; расшифровав анаграмму, узнают фамилию ключевой личности, о которой будет идти речь на уроке.

Включение в деловой ритм, поиск и выделение информации.

Что мы знаем о Лондоне? Об Уильяме Шекспире?

Введение в тему с формулировкой цели урока.

Сформулируйте тему урока. Какой будет цель? Задачи?

Сегодня нам предстоит выстроить диалог с произведениями У.Шекспира и определить роль его наследия.

Ребята сформулировали тему следующим образом: «Роль Шекспира в мировом искусстве»; ими же были поставлены задачи: 1) познакомиться с личностью и творчеством Шекспира; 2) проанализировать отрывки из известных произведений Шекспира.

Развитие умения формулировать тему, задачи урока; способность к целеполаганию и осознание темы урока.

Поиск решения.

Открытие новых знаний.

Учитель организовывает коммуникативное взаимодействие для достижения результата.

По ходу выступления ребят вы заполняете таблицу. Посмотрите, какие графы следует заполнить. Таблицу нужно будет озаглавить и вклеить в тетрадь.

Какова цель заполнения таблицы? Зачем мы будет это делать?

Ребята выступают с сообщения ми (выступления

географа, языковеда, экскурсовода, историка, литературоведа) о Лондоне и Шекспире, театре «Глобус» и вкладе Шекспира в мировую культуру. Далее выступают ребята-искусствоведы («Экранизации Шекспира» с показом фрагмент а из пьесы «Макбе т» (один из учеников рассказывает сюжет, потом включаем фрагмент на 3 минуты 25 секунд).

Ребята заполняют таблицу .

Развитие у мения выслушать своего одноклассника, быть внимательным на уроке; инициативное сотрудничество; расширение представлений о творчестве Шекспира.

Минутка отдыха

Слушают спокойную музыку.

Учитель организовывает работу с художественным текстом и видеофрагментами .

Как в пьесах передаются мысли персонажа о других героях, чувства? (монологи, речь)

На слайде представлен монолог Гамлета, героя одноименной пьесы Шекспира. О чем думает герой, какие чувства испытывает по отношению к другим героям?

Посмотрите фрагмент фильма Григория Козинцева "Гамлет" (2 минуты 49 секунд). В роли Гамлета - Иннокентий Смоктуновский. Перевод Бориса Пастернака. Музыка Дмитрия Шостаковича. Обратите внимание, как режиссер передает настроение героя, его чувства.

Посмотрите еще один фрагмент, но монолог будет представлен на английском языке. Сравните 2 монолога, выделите общее и отличия, учитывайте тот факт, что русский фильм снимался в 1964 году, а английское видео – 2013г.

Когда будете смотреть следующий фрагмент, определите, из какого он произведения и о чем идет речь в эпизоде (видеофрагмент на 4 минуты 25 секунд из пьесы «Ромео и Джульетта» на английском языке (акт 3 Сцена 5), включаю только начало; аудирование).

Трагедия «Ромео и Джульетта» является самым читаемым в России произведением Шекспира. Почему же она так актуальна? (п однимаются вечные темы, проблемы).

Мне бы хотелось остановиться именно на этой пьесе. Отношения являются важной темой во многих пьесах Шекспира, особенно семейные. Какие виды взаимоотношений существуют в жизни? (между родителями и детьми, дружеские, романтические отношения).

Ребята работают с фрагментами произведений Шекспира, отвечают на вопросы учителя.

(сначала съемка крупным планом; раздумья, медлительность движений; взгляд постепенно передает возникающую решительность; камера снимает со спины; постепенно камера отъезжает, фигура становится в полный рост, но маленькой; поднимается по лестнице, решение принято).

(игра актера, мимика в английской версии; общее: передача решительности).

Подходят к выводу о значимости произведений английского драматурга.

Развитие умения отвечать на вопросы, выслушать одноклассника, формулировать выводы; умения работать с произведениями разных видов искусства, понимать язык литературы, театра, кинематографа; развитие навыка аудирования; развитие таких мыслительных операций, как анализ и сравнение; построение логической цепи рассуждений.

Переменка

Ребята отдыхают.

Смена деятельности – готовы к дальнейшей работе.

Этап отработки нового знания.

Учитель организует работу в группах .

Нарисуйте схему , показав все отношения в вашей жизни (семья, друзья, одноклассники, соседи, учителя и т.д.).

Отметьте, какие же отношения являются наиболее важными?

Всегда ли всё гармонично между ключевыми людьми, вовлеченными в эти отношения, или возникают порой проблемы? По поводу чего могут быть разногласия, конфликты? Как эти конфликты решить?

Обсудите в группах следующую ситуацию : отец угрожает дочери за желание выйти замуж за человека, которого он не одобряет; как решить вопрос.

Далее организуется работа в группах с фотографиями сцен из пьесы «Ромео и Джульетта» (можно взять и другие пьесы Шекспира с участием отцов и детей). Нужно написать в «пузырях» слова, передающие то, что могли говорить или думать герои. Работу нужно будет сдать на проверку.

Некоторые из конфликтов, которые появляются в «Ромео и Джульетте» и других пьесах Шекспира вызваны тем, что герои стремятся к независимости, свободе. Какой совет вы бы дали родителям и детям?

Учащиеся работают в группах (рисуют схемы, обсуждают конфликтные ситуации, находят способы выхода из них; работают с фотографиями сцен из пьесы, дают советы родителям и детям).

Построение логической цепи рассуждений; развитие мировоззрения;

освоение духовно-нравственного потенциала произведений У.Шекспира; умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости в современном мире.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового узнал я на уроке? Что почерпнул для себя?

Ребята подводят итоги, пишут записки своим родителям. Оценивают работу группы на уроке.

Развитие умения формулировать выводы, формулировать мысли письменно; оценивать работу.

Домашнее задание.

- Читая фрагменты из пьесы «Ромео и Джульетта», обсудите и запишите, о чем думают герои, что чувствуют, что намереваются сделать. Это вам поможет, когда вы будете разыгрывать сцены. Затем распределите роли и сыграйте предложенную сцену на следующем уроке.

Готовясь к следующему уроку, ребята продолжают работать в группах с фрагментами пьесы «Ромео и Джульетта»: подписывают ремарки, передающие чувства и мысли героев, и, распределив роли, готовят инсценировку данного эпизода (за ремарки и инсценировку выставляется общая оценка).

Развитие навыка работа с текстом; творческих способностей учащихся.

Если остается время, то можно показать презентации, подготовленные учащимися на тему «Ромео и Джульетта в искусстве» (можно конкретнее: «Изображения Ромео и Джульетты в зарубежной живописи и графике», «Изображения Ромео и Джульетты в русской живописи и графике», «Скульптурные воплощения Ромео и Джульетты»).

Список литературы и Интернет-ресурсов

    Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: От XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2007.

    Интересные факты из жизни У.Шекспира. // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC

    Отрывок из «Гамлета» (4 мин 28 сек). // https://www.youtube.com/watch?v=WAojuVbKQtg

    Отрывок из «Макбет» (3 мин 25 сек). // https://www.youtube.com/watch?v=WAojuVbKQtg

    Отрывок из «Ромео и Джульетты» (4 мин 25 сек). // https://www.youtube.com/watch?v=dL0o36T3sZI

    Ромео и Джульетта в живописи. // http://www.romeo-juliet-club.ru/art.html

    Список экранизаций Шекспира. // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9_%D0%A8%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0

    Фрагмент фильма Григория Козинцева "Гамлет". // https://www.youtube.com/watch?v=1CmVVcHxrdo