Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри. Сочинение по картине богатыри васнецова Рассказ на картину три богатыря

Национально-романтическая линия русского искусства воплощена в былинных и сказочных образах произведений Виктора Васнецова. Эта тема главенствует в его живописных работах, архитектурных эскизах и декоративно-прикладном творчестве. И если писать "Богатыри" Васнецова, этот факт тоже необходимо упомянуть.

Для Третьяковской галереи Виктор Михайлович - художник особенный, так как именно он придумал всем известный фасад знаменитого музея. Если говорить о былинной теме, которую использовал в своем творчестве Васнецов, "Богатыри" - одна из самых известных его картин. И она достойна особого внимания.

История создания очередного шедевра

Первый традиционный вопрос, который обязательно должен быть раскрыт, если писать сочинение по картине "Богатыри" Васнецова, - это история создания произведения. Замысел этого полотна возник еще в семидесятые годы девятнадцатого столетия. Для Виктора Михайловича образы трех былинных богатырей явились завершением целого цикла произведений, которые он создавал практически на протяжении всей своей жизни.

Двадцать три года он посвятил этому творчеству. Предшествующие картины, которые снискали положительную критику, - это не менее известное полотно "Витязь на распутье" и нежная акварель "Богатырь". И наконец Виктор Михайлович пришел к созданию такого монументального, выразительного и интересного произведения. Что еще необходимо упомянуть тем, кто пишет сочинение по Что необычного в этом полотне и чем оно отличается от других.

Особенности произведения Виктора Михайловича

Образ этого персонажа Виктор Михайлович отчасти написал с реального человека - крестьянина Ивана Петрова. А вот энергию и даже некоторую агрессивность, гордость Васнецов воплотил в образе Добрыни Никитича. На картине он уже даже вытащил наполовину свой меч из ножен. Ну и хитрость - в самом юном герое полотна Алеше Поповиче. Это выражено даже в выборе оружия. У двух старших богатырей оно предназначено именно для ближнего боя. У Алеши, еще очень юного героя, приготовлен лук со стрелами, потому что сойтись с довольно сильным врагом в единоборстве ему еще не под силу.В. М. Васнецов, "Богатыри" которого воплощали мечты людей о воинах-защитниках, создавая образы, смог достаточно интересно их конкретизировать. Каждый из персонажей полотна может представлять ту или иную грань русского В частности, спокойствие, мощь и сила присуща центральному герою - Илье Муромцу, крестьянскому сыну.

Васнецов. "Богатыри": описание дополнительных элементов в произведении

За спинами богатырей Виктор Михайлович создает собирательный образ российской природы с мягко круглящимися холмами, которые поросли еловыми и сосновыми лесами. Здесь же - ковыльные степи и серые камни. И сами богатыри стоят как бы слегка на возвышении. И зритель, глядя на полотно, воспринимает трех персонажей так, будто они защищают не только пространства русской земли, находящиеся за их спинами, но и его самого.

Побывав Париже, Виктор Васнецов понял, что русские художники ничуть не хуже французских, а также осознал необходимость писать на свои, российские темы. Многие и до Васнецова шли к реализму, а уже через него - к национальному. Но Виктор Михайлович был единственным, кто затронул тему былин и сказок. Захотелось ему память народную разбудить. Тогда и принялся за написание своей знаменитой картины В. М. Васнецов. "Богатыри" - это знаменитое полотно, которое он закончил писать в 1898 году.

Как описывают былины русских героев

С раннего детства все знакомы с былинными сказаниями и знают трех богатырей, но их лица в представлении каждого человека непременно связаны с картиной Виктора Михайловича "Богатыри". В образах добрых молодцев художник передал все содержание самих былинных произведений, с которыми был хорошо знаком. Допустим, Алеша Попович был славен известной уловкой и смекалкой, был и у женщин в чести, и у князя известным советником. Именно это и смог передать автор в своем произведении.

Многие современники считали, что Добрыня удался Васнецову меньше всего. Ведь во всех былинах он встречается со словом "млад". А Виктор Михайлович изобразил его гораздо старше. Но не лгут ни былины, ни автор. Добрыня действительно нежный и с доброй душой, но все это приносит ему одни неприятности. И на полотне он оставил свои личные неурядицы позади. Главное сейчас - долг перед Родиной.

Самый мудрый богатырь

И если писать сочинение по картине "Богатыри" Васнецова, необходимо обязательно упомянуть самого мудрого героя - Илью Муромца. Сила его безмерна, но попусту богатырь ее не растрачивает. Он научился терпению и хладнокровию. Не торопится он, долго всматривается в зеленые степи на полотне Виктора Михайловича.

Вот они какие - российские богатыри. Весь характер русского народа представляют они на суд зрителя. Каждый из персонажей индивидуален, но вместе они представляют единое целое, общую силу и мощь, а самое главное - непобедимость.

Для чего вообще необходимо писать сочинение по картине Виктора Михайловича? Прежде всего, это помогает ученикам создавать тексты в определенной форме, собирать материал и систематизировать его. Это учит развивать творческую активность и чувство понимания красоты. Возникает особый интерес к творчеству и живописи. А самое главное, развивается чувство прекрасного и правильное восприятие произведений искусства.

Сочинение по картине Васнецова Богатыри

Васнецов « Богатыри» 7 класс

План

1.В. М. Васнецов - великий русский художник.

2.Три молодца - три богатыря.

3.Былинный герой - Илья Муромец.

4.Мудрый Добрыня.

5.Смелый Алеша Попович.

6.Неповторимость русской природы.

По праву считается выдающимся русским художником. Его картины поражают воображение зрителя на протяжении долгих лет. Не является исключением и картина « Богатыри».

На ней изображены былинные защитники родины, сильные, могучие люди. Они зорко охраняют границы своего государства, и всегда готовы броситься на его защиту. В их позах чувствуется спокойствие, но это впечатление обманчиво. Они в любую минуту готовы отразить угрозу. Их имена известны всем - это Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Их лица уверенные и спокойные. Но, они, нисколько не задумываясь, умрут за Русь.

В центре картины - Илья Муромец. Он одет просто, что выдает его крестьянское происхождение. У него копье. Оно большое и побывало не в одной битве, но он вполне легко управляется с ним. Лицо у него настороженное с широкими скулами. Брови его нахмурены. Он не привык шутить с врагом. Под стать ему и конь. Он величественен и тяжел. А как иначе, он должен хорошо служить своему хозяину. Илья заботиться о своем друге - он красив и ухожен. На правой руке у него висит палица. Она большая и тяжелая, как раз для такого богатыря.

По правую руку от Ильи находится Добрыня Никитич. Он княжеского происхождения. Его убранство дорогое, его щит украшен золотом, сбруя коня с золотыми подвесками. Конь - верный помощник, побывавший не в одном сражении. Он тоже на чеку. Его грива развивается на ветру. Он быстр, стремителен и красив. Взгляд Добрыни суров. В руках он держит меч. Добрыня готов к битве с врагом. Он наполовину достал меч из ножен и держит его наготове. Вид его полон решимости, он сможет отбить любое нападение.

Алеша Попович самый молодой из богатырей. Он сын священнослужителя, но не смог усидеть дома, когда Россия в опасности. Несмотря на свою молодость, он храбр и отважен и не уступает своим соратникам. В руках он держит лук. Стрелы, выпущенные им, летят стремительно и точно в цель. Он не расстается с гуслями. Это говорит о его романтической натуре. Его конь рыжей масти, он отважен и горяч.

Природа на картине тоже передает тревожность. На заднем плане видны грозовые тучки. Судя по развивающимся гривам лошадей и неспокойной траве, дует ветер. Несмотря на то, что на картине богатыри как - будто замерли в статичных позах и стоят как монументы, но создается ощущение, что в любой момент они готовы сорваться с места и броситься на защиту границы.

Сочинение по картине Васнецова « Богатыри» 4 класс

План

1.Картина Васнецова - историческое достояние.

2.Грозный Илья Муромец.

3.Благородный Добрыня.

4.Романтичный Алеша.

5.Природа матушки Руси.

Картина великого русского мастера—живописца Васнецова «Богатыри» написана по мотиву былины. Она является самым известным произведением автора. Произведение восхищает своей силой и величественностью и по праву занимает почетное место в Третьяковской галереи.

Несмотря на свои различия во внешнем виде и происхождении богатыри передают все могущество русского народа. Центральное место занимает Илья Муромец. Он поистине воплощение богатырской силы. Справа от него потомок княжеского рода Добрыня Никитич, слева — самый молодой Алеша Попович.

Илья имеет грозный вид. Он смотрит вдаль, вооружен копьем, щитом и палицей. Под ним его верный помощник—конь вороной масти, такой же большой и сильный как его хозяин. Он нетерпелив и готов в любую минуту мчать своего наездника в бой.

Добрыня Никитич одет дорого и благородно. Конь ему под стать — белый, красивый со сбруей, украшенной золотыми деталями. Добрыня уже приготовился к схватке с врагом, вынул наполовину меч из ножен. Его лицо выдает тревогу, он зорко смотрит вдаль в ожидании врага.

Алеша Попович искусно владеет луком и стрелами, и еще он не расстается со своими гуслями. Красив, молод, взгляд его с хитрецой. Но, вместе с тем, он отважен и ничем не уступает своим старшим товарищам.

Природа на картине неспокойна и чувствуется напряжение. Дует легкий ветер. Трава-ковыль шумит и колышется. На заднем плане сгущаются грозовые тучи. Богатыри на картине — собирательный образ русских воинов, бесстрашных и храбрых. Они стоят на защите границ великой матушки Руси.


Сочинение по картине Васнецова богатыри 3 класс

План

1.В.М. Васнецов и « Богатыри»

2.Три богатыря

3.Защитники родины

В. М. Васнецов любил народные сказания, сюжеты их передавал в своих картинах. Его произведения запоминаются на долгие годы.

У каждого из них свое оружие. У Ильи палица и огромное копье, у Добрыни меч, который он уже почти достал из ножен, у Алеши лук и стрелы, он непревзойденный стрелок. Еще он играет на гуслях на отдыхе. Происхождение у них разное, но они одинаково готовы бесстрашно броситься на бой с врагами.

Сочинение по картине Васнецова богатыри 6 класс

План

1.Неповторимая картина Васнецова.

3.Могучие всадники.

4.Кони богатырей

5.Пейзаж

Великий русский мастер кисти Васнецов написал удивительную и неповторимую картину, которая вызывает восхищение у зрителей и в наши дни. Ей предоставлено почетное место на стене Третьяковской галереи.

На картине мы видим трех защитников отечества, трех богатырей матушки Руси. Сразу видно отношение автора к своим героям. Он восхищался своими героями и изобразил их сильными и непобедимыми.

Илья грозен и могуч своей крестьянской силой. Он выставил вперед свое копье, которое настолько огромное, что справиться с ним под силу только ему. Справа от него расположился потомок княжеского рода Добрыня, одет дорого и изыскано, даже сбруя у его коня с золотыми украшениями. По другую сторону Алеша Попович, он юн, но это не говорит о том, что он слабее. Ему присуща удаль и хитрость к тому же он отличный стрелок. Держит в руках лук и стрелу. Его выстрел точно поражает врага. Он мастерски играет на гуслях в редкие минуты отдыха.

Кони нарисованы в соответствии с характерами своих хозяев. У Ильи конь - тяжеловес, вороной масти. У Добрыни - красивый, белый с золотистой гривой, с умным настороженным взглядом. У Поповича конь рыжей масти с шелковистой золотой гривой, он игрив и быстр как стрелы Алеши.

Пейзаж соответствует обстановке напряженного ожидания. Ковыль колышется от ветра. На фоне гор выделяется пасмурное небо с грозовыми облаками. Стоя у полотна, мы ощущаем, как велика и прекрасна Русь. Родина может гордится своими защитниками.

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА
«БОГАТЫРИ». ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА

Реализация содержания программы в образовательных областях : « Речевое развитие », « Познавательное развитие », « Художественно-эстетическое развитие ».

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, коммуникативная, изобразительная.

Цели : закреплять умение рассматривать картину (В. М. Васнецов «Богатыри»), слушать рассказывание; учить составлять рассказ по картине; отрабатывать умения пользоваться кистью, смешивать краски.

Целевые ориентиры дошкольного образования : различает жанры литературных произведений; знает структуру и особенности исполнения былины; имеет представление о творчестве художника В. М. Васнецова; знает биографию и название картин В. М. Васнецова; умеет составлять описательный рассказ по картине «Богатыри», употребляя в речи образные выражения, синонимы и антонимы; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, воспевающие красоту русских богатырей и русской природы; самостоятельно выполняет рисунки цветов разными способами; умеет правильно смешивать краски.

Материалы и оборудование : картина В. Васнецова «Богатыри»; гуашь, кисти; листы бумаги; живые цветы (астры, георгины, хризантемы) ; аудиозапись музыки С. В. Рахманинова «Полька».

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

И садился тут Илья да на доброго коня,

Брал с собою доспехи богатырские:

Во-первых, брал палицу булатную,

А еще брал саблю вострую,

А еще брал лук со стрелами,

И поехал он из города из Киева.

Что это за произведение? (Это отрывок из былины.) Что такое былина? Былина – это русская народная песня-сказание о богатырях. О ком эта былина? (Эта былина об Илье Муромце.) Что вы знаете об Илье Муромце? (Илья Муромец – это крестьянин из города Мурома, стоял на защите русской земли и т. д.)

Как исполнялись былины? (Их исполняли распевно, тягуче, сопровождая игрой на гуслях.)

2. Рассказ воспитателя по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекся былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Виктору Михайловичу, что он выписал его к себе в тетрадь:

Под славным городом Киевом,

На тех степях на днепровских

Стояла застава богатырская,

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович…

А и конь под Ильей, словно лютый зверь,

А и сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад,

И пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холм перешагивать.

А и был там Алеша Попович лад,

Что из красна города из Ростова.

Рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». Кто изображен на ней? (На картине изображены древнерусские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.) Три богатыря зорко стоят на страже границ Родины. Число 3 на Руси имело значение множественности, поэтому трех богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих русскую землю, воспринимают так, словно весь народ охраняет свою землю. Где происходит действие? (В Древней Руси.) Где стоит богатырская застава? (На просторе Руси.) Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Вот она – богатырская застава: мимо нее ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны и суровы необъятные просторы Родины. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы, перелески. В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи. Какое чувство вызывает у вас окружающая природа? (Тревоги, торжественности.) Пейзаж прост, он не отвлекает внимания от героев-богатырей. Рассмотрите фигуры богатырей. Всадники заняли почти все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Мы видим богатырей всех вместе. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов. В чем богатырская сила? (Ответы детей.) Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет свой смысл. Центральная фигура – Илья Муромец. Как вы думаете, почему? (Он старше других, самый главный на заставе.) Рассмотрите, как он выглядит. Что чувствуется во всем облике богатыря? (Мужество, сила, мощь.) Куда смотрит богатырь? (Он смотрит вдаль.) Рассмотрите воинские доспехи богатырей. Чем защищены их головы? (Шлемами.) Какую форму имеет шлем? (Он высокий, остроконечный.) Из какого материала он сделан? (Из железа, меди.) Чем защищена грудь, спина и руки богатыря? (Они защищены кольчугой.) Кольчуга – это старинный русский доспех в виде рубашки из металлических колец. Что держит богатырь в левой руке? (Щит.) Для чего он нужен? Хорошо виден щит у Добрыни. Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом – кайма. Чем вооружен Илья Муромец? (У него палица и копье.) А Добрыня Никитич, Алеша Попович? (Мечом, луком со стрелами.) Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны – лук в специальном чехле. Рассмотрите богатырского коня Ильи Муромца. Какой он? (Вороной, могучий, статный, сильный.) Как можно описать позу коня? (Стоит, точно в землю врос; изгибает крутую шею, стоит величаво, высоко поднял голову, гривой потряхивает.) Чем украшена грудь коня? (Она украшена кожаным ремнем с украшением.) Какое впечатление возникает у вас, когда вы смотрите на Илью Муромца? (Чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость.) Посмотрите на Добрыню. Этот витязь также спокоен, как Илья Муромец? (Нет, на картине видно, что путь белогривому коню, на котором восседает Добрыня, преграждает копье Ильи Муромца.) Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча.

Рассмотрите Алешу Поповича. Опишите его лицо. (Густобровый, над губой чернеют усики. Глаза лукавые, его взгляд говорит о хитрости, смотрит не прямо, а искоса. Где не может взять силой, возьмет хитростью.) Рассмотрите одежду Алеши Поповича. (Одежда красива и богата. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.) Как вооружен Алеша Попович? (Луком и стрелами.) В одной руке наготове держит лук со стрелами, а в другой, опущенной – плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то задорное.

3. Рисование «Цветочная поляна».

Веселые краски нарисовали ковер-самолет и отправились осматривать свои владения. Как хорошо было лететь всем вместе по разноцветному небу, обгонять пушистые облака! Краскам вдруг опять стало хорошо и весело. Вдруг их внимание привлекли яркие пятна на земле. Что же это могло быть? (Листья, дома, цветы.) Ковер-самолет спустился пониже, и краски увидели удивительную поляну, покрытую огромными цветами, которые уставились в небо своими разноцветными головками. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! Краски подумали: «Нужно остаться на этой поляне и устроить веселый праздник, чтобы всем жителям страны волшебных красок было весело». Так они и сделали. Но злая Клякса покрыла цветочную поляну чернотой и краски не смогли устроить праздник. Давайте мы нарисуем с вами эти цветы, а когда сложим работы вместе, у нас получится волшебная поляна для веселого праздника. Ребята, как вы думаете, что у цветов самое красивое? (Яркие лепестки.) У всех цветов есть серединка и лепестки. Какие цвета мы можем взять для изображения головок цветов? (Любые, кроме зеленого. Он понадобится для изображения листьев.) Обмакните кисточку в воду, отожмите. Выберите свой любимый цвет и в любом месте листа поставьте точку. Это серединка цветка, из нее будут расти лепестки. Точка может быть в центре листа или ближе к любому из краев. Легким движением кисти от центра цветка в стороны рисуем лепестки, стараемся класть мазки так, чтобы цветок получился пушистым. Теперь выберем другой цвет и нарисуем нашим цветам второй ряд лепестков. Опять в центре цветочка ставим точку и от нее в стороны ведем лепестки другого цвета, но чуть короче по длине. Может ли на поляне расти всего один цветок? (Нет.) Остальные цветы дорисуйте самостоятельно, имейте в виду, что мы видим только цветочные головки, что одни из них могут быть большими, а другие – поменьше. Замечательные цветы распустились на наших работах! Только можем ли мы их оставить на белом фоне? (Нет. Получается, что они растут в снегу. Надо добавить зеленый фон.) Но сделать это надо аккуратно, не закрасив нежные лепестки. Лучше всего нам использовать прием примакивания, когда кисточка «прыгает» по бумаге и оставляет отпечатки своих «следов», а не мазки. Какие еще цвета мы можем добавить в зелень травы? (Желтый, тогда получится салатовый, или синий, тогда зелень будет темнее.)

Дети выполняют рисунки самостоятельно.

4. Итог занятия.

Давайте положим наши работы друг с другом так, чтобы получилась большая цветочная поляна. Посмотрите, какие разные у нас распустились цветы, красивые, как в сказке. Какое настроение у вас вызывает наша цветочная поляна?

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

«Богатыри» - картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины - «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 годаона была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

«Три богатыря» описание картины Васнецова

Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины — 295х446 см.

Посередине на вороном коне Илья Муромец , смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени.

Слева на белом коне Добрыня Никитич , вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова, тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Илья – старший, без его приказа застава не сдвинется с места. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага.

Справа на коне рыжей масти Алёша Попович , держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. Безбородое лицо по-юношески миловидно. На боку у Алёши Поповича колчан, а стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды.

Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси.

Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Картина В.М.Васнецова «Богатыри» – это памятник воинской славы русского народа. Художнику удалось передать в своём произведении народное понимание образов богатырей; в этом заключается сила и убедительность картины.

  • Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее - извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году.
  • В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.
  • Картина послужила поводом для большого количества анекдотов и сценических миниатюр