Сочинение-описание по картине А. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом

На картине «Летом» художник изобразил солнечный летний день, трудолюбивую русскую женщину с дочкой.

Женщина с дочкой с раннего утра ходили по лесу и набрали полную корзину и ведро грибов, большой кувшин ягод. После долгого собирательства они устали и сели отдохнуть на поляне, в тени берез. Женщина прилегла и крепко уснула. Одежда на ней простая, крестьянская: темно-синее платье, повязанное передником. На голове — синий платок, который она натянула на глаза, чтобы солнечные лучики не попадали в глаза, чтобы солнечные лучики не попадали в глаза во время отдыха. Девочка сидит, вытянув босые ножки, перебирает красные ягоды земляники в голубую кружку. На щеках, загоревшего лица девочки, играет румянец. Она одета в белое платьице. На шее видны розовые бусы из ягод. На голове завязан алый платочек. Слева возле девочки лежит задремавший рыже-черный пес.

Справа от девочки стоят ведро с корзиной, утопающие в темно-зеленой траве. Плетеная корзина с ручками полна белых грибов. Черное ведро доверху наполнено рыжими грибами. Красно-коричневый глиняный кувшин наполнен ароматными ягодами.

На первом заднем плане картины мы видим залитую солнцем поляну. Выгоревшая на солнце трава имеет янтарный оттенок. На поляне, в сторонке, стоят две стройные белые березки. Ветви берез спущены до земли, как длинные косы. Золотисто-зеленые листочки освещены ярким солнцем. Березы отбрасывают легкую тень, которая немного создает прохладу и скрывает от палящих лучей солнца. В тени под березами трава изумрудная. Из нее выглядывают голубые колокольчики, белые ромашки и неизвестные желтые цветы.

На втором заднем плане картины стоит стеной темно-зеленый лес. Солнечный свет освещает деревья в первом ряду, но внутрь леса не проникает.

Чтобы естественно передать зелень, художник выполнил картину в зеленных тонах и ее оттенках. На фоне зелени праздничным сочетанием красок он передает: алую косынку и белое платье девочки, синюю одежду женщины, вспышки белых, голубых и желтых цветов в сочной зеленой траве.

Картина наполнена радостью, красотой и щедростью летней природы. Сочетание ярких красок поднимает настроение. Появляется желание побывать на этой поляне, полежать в мягкой душистой траве под тенью берез, вдохнуть ароматы лета полной грудью, полакомиться ароматными ягодами земляники.

Просмотры: 30 730

«Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, - на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись...». Аркадий Пластов.

Художник родился шестым ребёнком в 1893 году в Прислонихе, в Симбирской губернии. В 1908 году артель богомазов работала в деревне, расписывала красками местную Преображенскую церковь. Отец Аркадия Пластова - Александр Григорьевич Пластов был руководителем этой артели иконописцев. Для крестьянского мальчика-подростка эта работа была самым счастливым событием в жизни: «Когда начали ставить леса, тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я стал сам не свой, и ходил как зачарованный около приехавших чудодеев». Вместе с отцом строили планы будущего обучения художественному мастерству, отец Александр Григорьевич Пластов в церкви Прислонихи был старостой и псаломщиком. Он всё многое умел делать сам, как его дед, Григорий Гаврилович Пластов, архитектор, который построил эту церковь, в доме Пластовых сохранились его архитектурные чертежи Богоявленской церкви в Прислонихе. Затем, в 1908 году, отец, - Александр Григорьевич научил сына Аркадия растирать краски для церковной росписи. На лесах церкви Преображения Господня: «саженные пророки и архангелы с крыльями обступили меня кругом. <...> Как зачарованный я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант, крылатый, в хламиде цвета огня. Быть только живописцем и никем более!" - шептал я тогда пересохшим от волнения губами» [из Автобиографии художника 1951 г.].

Осенью 1908 года Аркадий поступает в Симбирское духовное училище, но его отец, А.Г.Пластов внезапно умирает, и горю мальчика не было предела. Аркадий неохотно учился в семинарии. «Тяжело вспоминать», но обучение у духовном училище, длилось долгих пять лет. В семинарии «царил суровый, скучный режим, изоляция от внешнего мира» и «молитва по команде раз двадцать на день, разнузданная жестокость старших по отношению к младшим». Аркадий Пластов многое читал, или тихо рисовал однокурсников-семинаристов. В том же, 1908 году, «умный и живой», преподаватель философии, психологии логики, и французского языка господин Вишняков увидел скорые «портретики» с однокурсников-семинаристов созданные 14-летним Аркадием Пластовым. Опытный Вишняков взял талантливого ученика под свою опеку. От учителя французского языка, господина Вишнякова Аркадий Пластов в семинарии впервые узнал о существовании различных художественных направлений в живописи и архитектурных стилей в архитектуре, увидел рукотворные виды Парижа Венеции и Рима, так увлёкшие юношу «прекрасные увражи».

На втором курсе учёбы в Симбирском духовном училище, в 1909 году, в учебный курс факультативно, как вспомогательную дисциплину ввели рисунок, его преподавал начинающий художник Д.И.Архангельский, наставник Аркадия Пластова. «Васнецов, Нестеров, Суриков, Репин особенно поражали» будущего художника на первых порах его творчества. После введения в расписании уроков рисования, жизнь Аркадия Пластова получила новый смысл. «Я начал малевать богатырей, домовых в конюшнях, леших, лошадей богомолок на пустых проселках, жнецов в знойных полях, стариков в чапанах, убогие деревеньки, занесенные снегом»... И чем больше художник знакомился «с историей мирового искусства, и нашего, русского, тем больше укреплялся в темах деревенских», ставших главными в его творчестве, на всю жизнь.

В Симбирске профессор семинарии Вишняков свёл Аркадия «с местной знатью» города Симбирска, и после четырёх лет обучения в семинарии, нашел ему попечителя для оплаты обучения в Москве, в Художественном Училище живописи, ваяния и зодчества. Симбирская Управа выплачивала талантливому студенту Пластову ежемесячно стипендию в 25 рублей, часть которой Аркадий привозил из Москвы матери домой. В Прислонихе у матери, кроме него, оставалось трое детей. В Москве, без системной художественной подготовки Аркадий Пластов смог поступить учиться только в 1914 году на скульптурный факультет Художественного училища имени Строгонова вольнослушателем.

В 1911 году Аркадий Пластов впервые «был поднят до заоблачных высот», когда в Казани увидел выставку картин художника В.Д. Поленова. Выставка дала семинаристу «громадную зарядку, поразив непостижимостью красок и световых эффектов». Особенно Аркадию Пластову понравился цикл картин В.Д. Поленова «Жизнь Христа». Учителями А.А.Пластова в художественном училище, в Москве были «Волнухин, Пастернак, Ап. Васнецов, Корин, Архипов, Степанов». Идеалом рисунка ставили академизм Александра Иванова, но «на рисунок у скульпторов особо никто не обращал внимания...» Когда Пластов был на третьем курсе в Художественном училище, началась Февральская революция.

Следует заметить, что первая персональная выставка художника Аркадия Пластова состоялась в Казани, уже через 18 лет, после впервые увиденной в этом городе, выставки художника В.Д.Поленова, - в марте 1929 года. На выставке художника А.А.Пластова демонстрировались созданные живописцем 70 реалистических картин о деревне: «тусклые пейзажи, равнины с дождливыми лужами и грязью, первый чистый снег на бороздах полей». Но Аркадия Пластова, после его персональной выставки в Казани, узнали и оценили как талантливого художника СССР.

В 1931 году в деревенский колхоз пришла беда, летом в Прислонихе сгорело 59 дворов, в том числе жилой дом и «амбар с закромами работ» художника Пластова. «Остался один огород и корова». Пришлось «не ходить больше в колхоз на работы», а много и повседневно работать живописцем.

После плодотворной работы художника в 30-е годы, А.А.Пластовым были созданы эпические картины «Праздник урожая» (ГРМ), «Купание коней» (ГРМ) и «На пастбище». «Купание коней» писалось по заказу для выставки «ХХ лет РККА и Военно-Морского флота». Художник для её написания был командирован в кавалерийскую воинскую часть у Кавказских предгорий, где «натура была столь изобильна и неисчерпаема», «что картина осталась недовведенной до дальше некуда...»

«Колхозный праздник»

Для «Праздника урожая», или по авторскому названию «Колхозного праздника», художником было сделано 200 этюдов! «Шум толчея, гам, песни»...Эта картина, «агитация за счастье» - групповой портрет русского крестьянства: «Жить стало лучше, жить стало веселее!», кумачовый транспарант, развёрнут над праздничным застольем колхозного праздника. Как символ социалистической реальности, картина была написана для выставки «Индустрия социализма». Вверху картины, над колхозным застольем, и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. После смерти И.В.Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ). Пластов сказал: «Нет. Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда». Для следующей выставки «Пищевая индустрия» была написана картина «Стадо» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств).

В 1939 году в Нью-Йорке открылась Всемирная художественная выставка, где Аркадий Пластов в составе группы художников (Нисский, Крайнев, Ротов, Бубнов. Гапоненко) создал панно «Знатные люди страны Советов». Для огромного панно Аркадий Александрович Пластов написал портреты знаменитых советских писателей и артистов: певицы В.В.Барсовой; актёров И.М.Москвина; О.Л.Книппер-Чеховой; писателя А.Н.Толстого. В 1940 году в Москве А.А. Пластов получил свою персональную художественную мастерскую. Перед самой войной, были созданы картины и работы в графике: «Ночное», «Овечьи пастухи», «Премирование коровой», «Подписка на заём».

В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вернутся лишь человек 20. Все, с кого в родной деревне писал портреты художник в 30-е годы, погибнут, защищая своё Отечество. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера. Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин, и другие портреты односельчан.

«К партизанам»


«Фашист пролетел»

В 1941 году А.А.Пластовым написаны картины «Пленных ведут», «Один против танка», в 1942 - «К партизанам», «Фашист пролетел», «Защита родного очага». В 1943 году в звании майора интендатской службы, А.А.Пластов прибыл на Сталинградский фронт, сразу после главного сражения Второй мировой войны - Сталинградской битвы. После увиденного под Сталинградом людского горя, в 1943 году художник впервые написал обнаженное женское тело в картине «Трактористки» и «Суббота».

Жизнью разрушить смерть - вот сокровенный замысел художника. Картина «Трактористки» навсегда осталась висеть в мастерской художника, он не соглашался с героинями картины расстаться и называл своих трактористок «Сияющими купальщицами, создающими в мастерской, на стене прямо праздник». «Они сияют мне со стены радостью и зноем поля и чистых своих тел. Страшно даже подумать сейчас, что вот ушли бы и они от меня, а я остался бы с жалкой кучей бумажек», писал А.А.Пластов в своём письме от 8 февраля 1944 года.

«Сенокос»

Страшные годы войны вставали во всей соей действительности, на картинах хотелось увидеть мирную жизнь, которая была необходима деревне». «Смерть кончилась, началась жизнь, радуйся, брат, каждому листочку радуйся»... Аркадий Пластов был «сам лет с семнадцати косец». Ежегодно летом работал на сенокосе: «сенокосную работу люблю до самозабвения», писал художник А.А.Пластов в своей Автобиографии. На картине «Сенокос» (1945, ГТГ), по словам художника: «несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы-берёзы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов, - всего этого было в переизбытке». Картина «Сенокос» написана к Всесоюзной художественной выставке (СССР) 1946 года.

«Жатва»

Возрождая мирный труд, помимо «Сенокоса»: возникла тема «Жатвы». Прогуливаясь по августовскому ржаному полю, А.А.Пластов увидел обыденную сценку скромного крестьянского обеда. «Мотив очень соответствовал моему взгляду на некоторые вещи. Передо мною возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу». Был сразу создан эскиз и параллельно с «Сенокосом» написана новая картина «Жатва» (1944-1945, ГТГ). Обед «малых и старых» на осеннем поле, во время жатвы, когда все другие, более сильные, жнут в поле урожай. В 1946 году за них А.А.Пластову была присуждена Государственная премия СССР, они были приобретены государственной Третьяковской галереей в Москве. В 1946 году, впервые в родной деревне Прислонихе среди односельчан «случился переполох» и близкий всем с детства художник Аркадий Александрович, оказался «своего рода знаменитостью».

В 1946 году написана, картина «Первый снег» (Тверская областная картинная галерея). Это картина-пейзаж Левитановского настроения. Дети вышли на крыльцо своего деревенского дома, восхищённо взирая, на первые снежинки тихо падающего снега...Ахроматическая гамма красок, тишина, безмятежность и гармония, царящие в мире изображены художником.

В 1947 году А.А.Пластов избран действительным членом Академии художеств СССР, художником создана праздничная картина-эпопея в «Кустодиевском» стиле: «Ярмарка» (Национальный художественный музей Молдовы). В полной дисгармонии со счастливой «Ярмаркой», находится созданная в этом же 1947 году, драматическая, жанровая картина «Гумно» (Астраханская картинная галерея им. Б.М.Кустодиева). Изображён бедный послевоенный колхоз, где без погибших на войне мужчин, трудятся только женщины и дети, двое мальчишек помогают своей матери убирать хлеб. Совсем маленький мальчик управляется с завьюченным бычком, которым сам правит. Старший мальчик наполняет мешки зерном. Пейзаж на картине «Гумно», унылый, серый и убогий, подчёркивающий безысходность послевоенной действительности в деревне.

В 1949 году написана яркая, оптимистичная картина «Колхозный ток» (Киевский государственный музей русского искусства) - о механизированной уборке зерна в послевоенном колхозе. В 1951 году создана картина «Витя-подпасок» (ГРМ),- изображён крестьянский мальчик, охраняющий колхозное стадо, идущий по осенней траве, навстречу зрителям со счастливой сияющей, белозубой улыбкой.


«Родник»

В 1952 году создан «Родник» (Национальная картинная галерея Армении). Красивая молодая девушка, русая, босая, с косами, в белом платье и белоснежной косынке, с коромыслом на плечах, - наполняет ведра струящейся ключевой-родниковой водой. Полнотой счастья наполнена эта картина-портрет о русской красавице.

В 1954 году написана картина «Юность» (ГРМ), ставшая плакатом для афиши выставки 2013 года в Государственном Русском музее к 120-летию художника. Счастливый мальчик-подросток, солнечным весенним днём, отдыхает на зелёном лугу у деревенской дороги. Его верная собака сидит рядом с ним на лугу и охраняет его отдых. Это - юность, счастливая и безмятежная.

В этом же году написана знаменитая картина художника «Весна» (1954, ГГТ), гимн материнской любви: молодая, совершенно нагая и очень красивая женщина, с длинными волосами, тепло укутывает после бани своего чисто-вымытого, любимого ребёнка. «Весна» А.А.Пластова, - идеал целомудренной любви и женской красоты.

«Лето»

В 1956 году Аркадию Александровичу Пластову было присвоено звание народного художника РСФСР. Вскоре написана картина «Когда на земле мир» (1957, частное собрание США). 1960 году написана картина «Лето» (ГТГ) - яркая и солнечная, о полной и счастливой жизни в деревне. В 1962 году он получил звание народного художника СССР. За эти годы созданы картины: «Полдень» (1961, ГТГ), «Кружка молока» (1962, ГТГ), «Мама» (1964, ГТГ), «Солнышко» (1965, ГТГ) «Из прошлого» (1969, ГТГ).

Летом 2006 года, уже проводилась персональная выставка Аркадия Пластова в залах Мраморного дворца Государственного Русского музея. «Запах дёгтя, конное ржание, скрип телег, и бородатых мужиков», которые всю жизнь приводили Аркадия Пластова в «оцепенение», всё это, зрители в полном объёме заново смогли увидеть в 2013 году, в Государственном Русском музее на выставке Аркадия Александровича Пластова «ПОЧВА И СУДЬБА», к 120-летию со дня рождения знаменитого русского художника.

Художнику в 1966 году была присуждена Ленинская премия за серию картин «Люди колхозной деревни» [«Родник», «Витя-подпасок», «Весна», «Девушка с велосипедом», «Сбор картофеля», «Ужин трактористов», «В деревне», «Деревенский март», «Мама»].

«Почва и судьба» были неразделимы в жизни и творчестве Аркадия Пластова. В одном из писем (в 60-е годы) художнику Ф.П.Решетникову А.А.Пластов писал о любимой работе:

«Зрелище, когда распахнутая лемехом земля, вдруг явит доселе скрытые перламутровые плоды, и удивительно цветные фигуры баб, собирающие их, грубыми руками в вёдра, и нежное сияние сентябрьского солнца, золотисто-коричневый бархат борозд, какая-то акварельной прозрачности зелень поникших подсолнечников по краям огорода, и многое, многое иное, всё было торжественно и красиво, как-то лучезарно свято, трогательно чуть не до слёз, и так всё значительно, так всё наполнено милой жизнью, что просто ужасно жалко, что вот всё собираешь этюды, а приступить к картине не хватает духу, - а вдруг не осилишь! Бесконечно много можно увидеть здесь [в родной Прислонихе], и невольно вздрогнет сердце, а вдруг не осилишь, и невольно подтвердишь себе, в который уже раз, что нет ничего лучше, чем быть живописцем».

Аркадий Александрович Пластов. Сост. Н.Н.Пластов. Автор статьи Т.Ю.Пластова. - М.,2006.- 367 с..илл, с.14.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Начало творческого пути А.А. Пластова

2. Крестьянская тема в работах А.А. Пластова

Заключение

Список литературы

Введение

Редкая цельность отличает творчество Аркадия Пластова. Одной теме отдал он всю свою яркую силу живописца. Тема эта - жизнь, мирный труд советского крестьянина, здоровое полнокровное бытие землепашца в гармоничном единении с природой.

Жанровые картины художника - не выдуманные занимательные истории и не протокольный, будничный пересказ увиденного. Образы его произведений лишь на первый взгляд просты. Внимательный зритель откроет в них большую глубину и поэтичность. Вышедший из народа - самобытный, искренний, душевно-щедрый и в то же время по-народному мудрый - художник писал только то, что сердечно любил, что глубоко почитал.

Творчество Пластова сродни русской песне - то звонкой и задорной, то тихой и задушевной. В ней поется о родной земле, о свежих зорях, жарких полднях, синих ночах, о первом снеге, буйном цветении лугов, об опустевшем осеннем поле; ведется нескончаемый сказ о сельских тружениках, пасущих стада, под-нимающих тяжелые пласты земли, в жаркую деревенскую страду убирающих рожь и весело отмечающих праздник урожая.

Яркой вереницей проходят в картинах Пластова мудрые старики, молчаливые старухи, полпые сил молодые колхозники, малые ребята, деловитые и независимые. Образы произведений Пластова связаны живыми крепкими узами с традициями русского демократического искусства XIX века, близкого живописцу идейностью и гуманизмом. Но содержание его произведений, окрашенное оптимизмом, насыщено мыслями и чувствами, которыми живет советская страна. Интерес к искусству проявился у Пластова очень рано. И это не случайно. Отец, дед и прадед будущего художника расписывали сельские храмы.

Путь Пластова к искусству был длительным и нелегким. Лишь страстная одержимость искусством, исключительное упорство и работоспособность помогли ему преодолеть все трудности. Жизнь художника сложилась необычно. Не только внешние обстоятельства связали его с деревней, но и глубокие творческие узы сделали его жизнь немыслимой в отрыве от природы и от народа.

1. Начало творческого пути А.А. Пластова

Аркадий Александрович Пластов родился 18 (30) января 1893 года в старинном селе Прислонихе Симбирской губернии. По окончании сельской школы учился в Симбирске (ныне Ульяновск) в духовном училище, затем в семинарии. Среди преподавателей и учеников здесь встречались интересные, талантливые и свободомыслящие люди. Наряду с историей, литературой, философией в семинарии факультативно преподавалось рисование.

От молодого педагога-художника Д. И. Архангельского - впервые Пластов многое узнал об искусстве. «Чудесный мир прекрасного стремительно развертывался передо мной», -- писал об этом времени художник. Постепенно установились связи с местной интеллигенцией, и новые друзья, поддерживая мечту одаренного семинариста учиться живописи в Москве, выхлопотали ему стипендию от Городской земской управы. В 1912 году Пластов оставил семинарию и отправился в Москву. В Училище живописи, ваяния и зодчества его постигла неудача. Пришлось поступить вольнослушателем в скульптурную мастерскую Строгановского центрального художественно-промышленного училища и заниматься прикладным искусством -- резьбой по дереву и слоновой кости, литьем из бронзы. Однако влечение к живописи заставляет юношу самостоятельно систематически писать маслом. Тепло вспоминал он преподавателя композиции художника Ф. Ф. Федоровского, советами и участием поддержавшего его в это время. В 1914 году наконец удалось поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. После Строгановского училища, полагая, что неплохо бы ее (скульптуру) изучить наравне с живописью, чтобы в дальнейшем уже иметь ясное понятие о форме, Пластов идет на скульптурное отделение, которым руководил С. Волнухин. Незаметно прошли три года. Параллельно с основной программой самостоятельно занимался живописью, иногда посещая живописные мастерские. После Волнухина своими учителями Пластов называл Л. Пастернака, А. Корина, А. Васнецова, А.Архипова, А. Степанова - представителей реалистического направления, связанных с Товариществом передвижных художественных выставок и Союзом русских художников. Училище, однако, не стало для будущего мастера подлинной школой мастерства.

Летом уезжал в Прислониху, писал этюды. Молодого Пластова захватила пестрая жизнь художественной Москвы предреволюционных лет. Посещение музеев и выставок разных направлений, споры об искусстве - все впитывал начинающий художник, все хотел понять, оценить, познать, услыхать самого себя. В конце третьего курса учение было прервано революционными событиями, всколыхнувшими всю страну. И в 1917 году он уехал в родное село, понимая, что настало время, когда мало быть только художником, но надо быть еще и гражданином. В Прислонихе он - в самой гуще событий: был членом и секретарем сельского совета, работал в Комитете бедноты и по организации помощи голодающим. В числе безземельных Пластова наделили землей, и он начал крестьянствовать: пахать, сеять, косить; в 1931 году вступил в колхоз. В тяжелом труде, заботах, победах и поражениях, которые Пластов делил с земляками, глубоко познавалась жизнь; как художник, он открывал в ней то, что недоступно стороннему наблюдателю.

Связь с Москвой в 1917 году оборвалась. Для художественного мира он как бы «пропал без вести», но в действительности он продолжал работать - рисовать, писать этюды, наблюдать. Без воздействия творческой среды, один на один с природой, он искал свой метод познания жизни и претворения ее в образах. Неодолимо тянуло в Москву, но лишь с 1925 года представилась возможность приезжать туда на зиму, снова изучать богатства музеев, посещать выставки.

Выступать на выставках с летними этюдами Пластов не решался. К тому же и жизнь требовала создания тематической картины на современную тему.

В 1931 году пожар, вспыхнувший в Прислонихе, поглотил добрую половину села. В огне погибли рисунки и живописные работы Пластова - все, что было сделано за пятнадцать лет. С этого времени он решил целиком заняться живописью и восполнить утраченное.

Но прошло несколько лет, прежде чем его картины появились на осенней выставке 1935 года в Москве. Со временем складывался, выверялся и закреплялся собственный метод создания картины. Для композиций не сочинялись занимательные сюжеты. Замыслы рождались из повседневной, казалось бы, ничем не примечательной деревенской жизни. По-прежнему Пластов писал много этюдов, но теперь они были необходимы для воплощения задуманных композиций. Многолетнее самоотверженное штудирование натуры не прошло бесследно. Этюдные работы прежних лет хранили множество неповторимых жизненных наблюдений, образов и сюжетов. В этюдах продолжались поиски решения живописных и пластических задач. Вот почему с первых же выступлений на московских выставках он заявил о себе как о вполне сложившемся, зрелом художнике.

2. Крестьянская тема в работах А.А. Пластова

Появление картин Пластова совпало с общим интересом к крестьянской теме, который возрос в 30-х годах в связи с социалистическим переустройством деревни. На выставках тех лет среди заслуживающих внимания произведений на колхозную тему было немало и поверхностных картин -- их авторы спешили запечатлеть черты нового, которые прежде всего бросались в глаза. Поэтому нередко сюжеты слишком прямолинейно и примитивно иллюстрировали победу над старым, желаемое выдавалось за действительное, а художественные образы искажал схематизм. Изменения же в психологии людей--не столь заметные, как приметы нового быта, но более глубокие и определяющие--оставались не раскрытыми.

Первые картины Пластова -- «Стрижка овец», «Сенокос», «Колхозная конюшня», -- экспонированные в 1935 году, отличались знанием деревенской жизни, живым искренним чувством, плотной, сочной живописью. Может быть, не везде еще был точен рисунок, не всегда найдена мера в передаче рефлексов, но в безвестном еще тогда художнике подкупали глубокая заинтересованность темой, своеобразие творческой индивидуальности.

Успех окрылил живописца. Во второй половине 30-х годов он работает необычайно энергично. К Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» в 1939 году была создана большая картина «Колхозный праздник». Он сделал более двухсот этюдов, чтобы показать людей колхозной деревни, передать настроение непринужденного веселья. Старики за столом и танцующая молодежь -- не натурщики. Это односельчане, хорошо знакомые и близкие; оттого так много метких и живых характеристик. Строй картины в целом необычен: нет привычного композиционного центра, нет главных героев. Будто ведется веселый репортаж с колхозного пира, жизнь предстает во всей непосредственности, зритель как бы приглашается участвовать в празднике. В этой картине художнику трудно от чего-либо отказаться, все хочется показать -- виден жадный интерес автора к жизни, чувствуется искренняя привязанность его к деревенским людям.

С каждым выступлением Пластова на выставках стремительно раскрывалось его дарование, определялись пути творческого развития. В 1938 году он работал одновременно над двумя холстами: «Стадо» («На пастбище») и «Купание коней». В первой -- наметилось пластовское отношение к пейзажу, которое в дальнейшем пройдет через все его произведения. Пейзаж становится активным компонентом художественного образа; природа одухотворена думами и чувствами человека. Необъятная широкая равнина, стадо крупных и сильных животных, старик-пастух, покой, разлитый вокруг, естественно сливаются в цельный эпический образ вечной силы земли. Скромный, сдержанный колорит картины, облик крестьянина-пастуха заставляют вспомнить о традициях крестьянского жанра в искусстве XIX века. Во втором полотне -- «Купание коней» - душевную сосредоточенность сменил бурный эмоциональный порыв, прозвучал гимн радости жизни, молодости, красоте природы. Здесь раскрылась иная сторона творческой индивидуальности художника - искусство построить динамичную композицию, передать глубину пространства, вылепить цветом и светом фигуры людей и коней, сложно разработать красочную гамму. Становилось бесспорным, что в советское искусство пришел яркий самобытный живописец. В 1939 году для павильона «Животноводство» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве Пластов пишет панно «Объездчик табунов».

За пять лет Пластов определился как один из интереснейших советских живописцев. Жанровая картина заняла главное место в его искусстве. Поэтическое раскрытие жизни сельского труженика стало основной темой произведений, верность натуре - девизом творчества. Художник по-прежнему большую часть года живет в Прислонихе. Там он черпает силы, замыслы и трепетный живой материал. Там, вместе с земляками, встретил он в 1941 году весть о вражеском вторжении, о начале Великой Отечественной войны.

По возвращении в Москву художник пишет картину «Сестра», акварели «Письмо», «По сталинградским дорогам», «Утро на батарее». Однако батальная тема в творчестве Пластова не получила развития.

Художника давно занимала мысль написать большую картину «Сенокос», и он усердно собирал материал. К работе на сенокосе он относился с любовью и посвятил ей одну из первых композиций 1935 года. Через десять лет эта тема снова завладела живописцем, но теперь, в конце войны, она звучала для него гимном радости и победы. Это определило песенный строй произведения, который художник нашел в ритме движения косцов, в повторах плавных линий перелесков, в шелесте изумрудно-серебристой листвы белоствольных берез и мажорном звучании красок цветущего луга.

Среди произведений военных лет особое место занимает «Жатва», или, как первоначально автор назвал картину, «Год 1944-й». В этом полотне выражены заветные думы художника о русском народе, его характере, его судьбе. Работая над «Жатвой», Пластов помнил о том, что победа ковалась и на полях сражений, и в мирном труде, что имя труженикам -- народ.

Предельно простой сюжет -- крестьянский обед в поле -- раскрывает тему о хлебе насущном, хлебе военных лет, который выращен руками стариков и детей. Рано повзрослели, посерьезнели ребятишки, расположившиеся вокруг миски с едой. Бережно держит старик в загрубевшей руке кусок ржаного хлеба. Всех крепко спаяла общая дума -- собрать урожай до последнего колоска. Люди, сидящие тесным кружком на земле, воспринимаются в единстве с простором полей, с природой. Земля на большей части холста насыщена цветом спелой ржи. Этот цвет повторяется множеством оттенков в золотисто-рыжих волосах детей и в загорелых лицах. Отсветы холодного серо-голубого неба ложатся на фигуры людей, поблескивают на косах и серпах. Цвет помогает акцентировать образ мудрого, будто вросшего в землю кряжистого старика.

Значимость подвига народа в будничном, повседневном труде военных лет открывает и Пластов в «Жатве».

«Сенокос» и «Жатва» в 1946 году отмечены Государственной премией; в том же году живописцу присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1947-м он -- в числе первых действительных членов вновь основанной Академии художеств СССР.

Жизнь колхозной деревни остается главной темой художника, а жанровая картина -- основной формой выражения творческих замыслов.

В большой многофигурной композиции «Колхозный ток», насыщенной светом и яркими красками, повествуется о напряженных и радостных буднях. Главное в картине -- общее усилие коллектива, ощущение праздничности труда. Здесь все в движении, слаженном и подчиненном единому ритму. Художник сумел передать собственное восхищение происходящим. Его радуют дружная работа, ловкость, молодость, жаркий солнечный день, красота спелой ржи, воздух, пропитанный пылью.

Тема крестьянского труда лежит и в основе картины «Ужин трактористов». Действие здесь сведено до минимума, нет развернутого повествования, а художественный образ решен скорее в плане философской лирики; главное -- раздумье Пластова о жизни землепашца, о мудром единении человека с природой. Не случайно в композиции большое место отведено полю. На переднем плане-- нетронутая цветущая целина, а дальше, до горизонта, простирается теплая, дышащая земля, только что вспаханная, ждущая осеннего сева. Узкие полоски пашни давно уже слились в бескрайние колхозные поля, давно вошел в трудовую жизнь советской деревни трактор. Но сохранился образ пахаря, который издавна воспринимался в народе как символ простой и доброй силы. Так новое в картинах Пластова органически переплетается с тем, что складывалось веками. И в этом Сплаве художник видел правду современной крестьянской жизни. Цельность впечатления создают колорит и освещение. Наступающие сумерки поглощают звонкие краски дня, сводя все многоцветие к гармонии вечерних лиловато-багряных тонов.

В творчестве послевоенных лет чувствуется особый интерес художника к светлому, отрадному, поэтическому. Часто героями его произведений становятся юные односельчане. Пластов любил писать детей и делал это по-своему, без слащавого умиления и снисходительного «взрослого» юмора. Художник относился к ним серьезно и уважительно -- они помощники взрослых.

В том же ряду поэтических творений Пластова и картина «Родник». Мотив произведения камерный, лирический. Босоногая девушка медлит отвести ведро от желобка, по которому бежит родниковая вода. Как зачарованная слушает она нескончаемый плеск воды, смотрит на игру прозрачных холодных струй в смутном ожидании чего-то неизвестного и радостного. Едва уловимому движению стройной девичьей фигуры вторят молодые побеги, гнущиеся под свежим ветром, легкие облака в небе: все живет в едином ритме. Основной образ произведения не только поэтичен, но и символичен, так как рождает мысли о вечном развитии и обновлении.

Потребность писать светлое, отрадное выражена и в картине «Юность». Пластова увлекает возможность передать прелесть июньского дня, упоение солнцем, ароматом поля. Вместе с тем, в каждом произведении художник решает и живописные задачи. В поисках наиболее совершенной передачи света, воздуха, трепетности, жизни он порой обостряет цветовые отношения, смело усиливает звучание красок. Однако цвет в его картинах, выразительный и эмоциональный, не переходит в отвлеченную декоративность.

Но наиболее полно раздумье живописца о назначении человека мирно трудиться на щедрой цветущей земле выражено в монументальном полотне «Лето». Создавая это произведение, художник останавливает внимание на неторопливом течении повседневной жизни. На лугу в полуденный зной отдыхает стадо. Расположился завтракать пастух, заняты своим делом доярки, поодаль купаются в речке женщины.

Торжество многокрасочной жизни художник видит в обычном и каждодневном. Родные места -- широкое раздолье зеленых лугов с петляющей мелководной речушкой, прислонихинские меловые холмы --приобретают особую значимость как часть необъятного мира. При всей будничности сюжетов, конкретности образов, связанных с жизнью родного села, картины Пластова содержат глубоко поэтическое восприятие и обобщение явлений действительности. Художник пришел к этому в процессе формирования своего индивидуального творческого метода, который складывался исподволь, стечение многих лет. Так писать мог лишь мастер, жадно любящий и глубоко знающий деревенскую жизнь, восхищенный и человеком, и природой, способный каждый день заново удивляться разнообразию мира.

Пластов относится к художникам, для которых колорит играет первостепенную роль. Пристрастие к цвету находило отклик в окружавшей художника деревенской жизни. Красочные праздники, пестрые ярмарки, цветистые наряды, расписные дуги и сани -- все радовало глаз будущего живописца. Немалое значение имело и то, что в семье Пластовых искусство живописи переходило из поколения в поколение.

Высшей школой живописи стали для него окружающая действительность, природа, многолетняя самостоятельная работа над этюдами. Этюд для Пластова не только способ приобретения профессиональных навыков, но и одно из средств познания жизни. Он шел от этюда, добиваясь свежести и непосредственности изображения, к постижению внутренней сущности и строя вещей, к умению найти в жизни самое главное, то зерно подлинного бытия, без которого нет настоящего искусства.

Этюд стал основой и в развитии портретного жанра у Пластова 50--60-х годов. Для признанного мастера картины это было не случайно. Любовь к человеку, заинтересованное, внимательное отношение к нему, склонность к осмыслению жизни вплотную подводили художника к более глубокому раскрытию образа современника. Но Пластов не считал себя портретистом, никогда не исполнял портреты по заказу. Он писал своих односельчан, давно и хорошо ему известных. Четыре поколения прошли перед художником и остались жить в его произведениях. Иные портреты по характеру и форме близки к этюдам. Другие, более законченные и глубокие по характеристике, решены как собственно портреты. Однако между ними не всегда удается провести грань.

Забитость, недоверчивость давно ушли из жизни крестьянина, и за простоватой внешностью наблюдательный глаз художника улавливает приметы нового в психологии людей. Особенно это заметно в портретах молодых колхозников.

Многочисленные портреты-этюды -- результат повседневного общения художника с натурой, которое позволяло ему решать разнообразные живописные задачи. Пластов сумел правдиво запечатлеть в портретах образы односельчан -- рядовых строителей социалистической деревни.

За многолетний творческий труд Аркадий Александрович Пластов награжден двумя орденами Ленина и медалями. В 1962 году ему присвоено звание народного художника СССР; через четыре года за серию картин «Люди колхозной деревни» он удостоен Ленинской премии.

До последних дней художник работал в Прислонихе. Народ и природа - живые неиссякаемые источники - питали его искусство.

Горячей любовью к жизни, к советским людям освещено творчество Пластова - одна из вершин искусства социалистического реализма. Труд, духовную красоту соотечественников, идеалы гражданственности воспевал художник.

Заключение

пластов этюд жатва

Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX века. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина. Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

Список литературы

1. Деготь Е. Русское искусство XX века. - М.: Трилистник, 2000. - 224 с.

2. Жукова А. С. Пластов из Прислонихи: Документально-художественная повесть. - М., 1992. - 468 с.

3. Кузнецова, С.А. Пластов / С.А. Кузнецова. - Л.: Аврора, 1974. - 351 с.

4. Мастера исторической живописи: энциклопедия / Сост. Г.В. Дятлева, К.А. Ляхова. - М.: Вече, 2001. - 320 с.

5. Популярная история русской живописи: научно-популярная литература / Автор-сост. Е.А. Конькова. - М.: Вече, 2002. - 512 с.

6. Самин, Д. К. Сто великих художников: сборник биографической информации / Д.К. Самин. - М.: Вече, 2005. - 478 с.

7. Степанян, Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х / Н. Степанян. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая библиографическая справка из жизни Аркадия Александровича Пластова. Пластов как природный реалист. Изображение коня как тема для искусства вневременная, вечная. Содержание картины "Купание коней". Роль цвета в передаче настроения картины.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Детство и юность художника, начало творческого пути. Работа над картинами. Обзор творчества Сурикова, работа над рядом картин, их характеристика и роль применяемых им выразительных средств. Заграничная поездка художника, последние годы его жизни.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Краткая биографическая справка из жизни Жана Антуана Ватто. Творческая манера художника. Анализ работы "Портрет кавалера", "Французская комедия". Три этюда девушки с гитарой. Композиции Антуана Ватто. Исследование картины "Затруднительное предложение".

    реферат , добавлен 07.05.2013

    Краткая биографическая справка из жизни Бориса Кустодиева. Роль художника в истории искусства. Творчество: живопись, театральные работы. Краткий анализ картин: "Масленичное гуляние (Масленица)", "Праздник в деревне", "Троицын день", "Гуляние на Волге".

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Биографическая справка из жизни Эдгара Дега. "Родословная" художника по его картинам. Дега и импрессионизм, создание Анонимного Общества Художников в 1873 году. Нетрадиционные ракурсы в работе "Оркестр Оперы". "Танцевальная стихия" в творчестве художника.

    реферат , добавлен 10.12.2013

    Ознакомление с историей жизни и творчества Эдварда Мунка. Рассмотрение возможных источников вдохновения норвежского художника. Тема одиночества в работах молодого экспрессиониста. История создания и описание картины "Крик"; ее роль в мировой культуре.

    реферат , добавлен 07.04.2014

    "Неравный брак" - картина русского художника Василия Пукирева. Сюжет картины - неравный брак молодой красивой девушки и богатого старика. Фигуритив и сцены данной картины. Анализ эмоционального выражения протеста художника в сложившейся ситуации.

    презентация , добавлен 05.04.2015

    Образы детей в картинах художников А. Пластова, Ф. Решетникова, В. Тропинина как метафоры незыблемости жизни, чистоты и непорочности. Деревенские дети на полотнах Ф. Сычкова. Тема народной школы у Богданова-Бельского. Иллюстрации к сказкам И. Билибина.

    презентация , добавлен 31.03.2017

    Биография Винсента Ван Гога: работа в художественной торговой фирме и его отношение к живописи, религиозная тема и зарисовки, раздача бедным имущества, подвижническая жизнь художника. Отображение в картинах жизни обездоленных, период творческого подъёма.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Биографические сведения о жизни величайшего гения эпохи Возрождения, художника, ученого, инженера и изобретателя Леонардо да Винчи. Исключительная одаренность будущего великого мастера. Тема картины "Тайная Вечеря". Самая известная картина художника.

Лето - любимое время года для многих из нас. Это время отдыха, новых впечатлений, новых открытий. На картине «Летом» художник показал знойный летний день. Под березками отдыхают двое людей. Судя по всему, это мама с дочкой. Они набрали полные корзины грибов и присели в тень отдохнуть. На девочке изображено белое платье и красная косынка. Девочка сидит на траве, рядом с корзинкой. Она очень устала от длительной ходьбы. Но даже во время отдыха она не теряет времени даром, а отрывает веточки с ягод и бросает их в кружку, которая стоит на коленях.

Около девочки лежит собака. День выдался жаркий, и пес тоже устал, опустил голову на лапы. С другой стороны от девочки спит ее мама. На ней синее платье и платок, она укрывается им от насекомых. Рука женщины поднята наверх и мы видим, что она загорелая, сильная. Рука женщины, которая очень много работает, трудится или в поле, или в огороде.

Сзади усталых путников - полянка. Она вся освещена ярким солнцем. Художник применил самые яркие, насыщенные цвета, чтобы показать зрителям красоту русской природы, великолепный лес. Листочки березки, около которой сидят мама с дочкой шелестят на ветру, от солнца они становятся еще краше. Трава кажется буквально шелковистой.

Также художник нарисовал желтые и васильковые цветочки, которые отлично дополняют пейзаж. Летняя природа щедра на подарки. Стоит только поклониться ей и можно набрать много грибов, ягод. Рядом с героями картины стоит кувшин с водой или молоком, которое пьют мама с дочкой, когда становится совсем жарко.
Когда я смотрю на эту картину, то невольно вспоминаю жаркие летние дни, каникулы в деревне у бабушки, чувствую запах травы, нагретой солнечными лучами, запах свежесобранных ягод и ласковое дуновение ветра.
Очень хочется в тот же миг оказаться на такой живописной полянке, насладиться всеми прелестями знойного лета.Особенно его не хватает, когда возвращаешься в город после каникул.

Глядя на живописные полотна художников, хочется придумывать интересные рассказы, представлять героев картины в других ситуациях. Интересно, что будет, когда они перестанут статично сидеть, встанут и отправятся домой? Эти же мысли навевает картина Пластова «Летом» (1952 г). Еще она помогает мысленно перенестись в жаркий день, на лоно природы, чтобы согреться под ласковыми лучами солнца и полюбоваться неотразимыми пейзажами.

Совсем немного о творчестве автора

Чтобы понять, почему художник рисовал именно на эту тему, нужно немного рассказать о его творчестве в целом.

Аркадий Александрович Пластов - родом из села. Мальчик имел возможность с детства любоваться природой, поэтому он воспел ее во многих своих работах. О художнике говорят, что он певец советского крестьянства. Да, у мастера немало полотен посвящено этой теме.

Он рисовал, как трудятся эти люди, как отдыхают. Колхозный праздник можно лицезреть на одноименной картине. Веселое настроение собравшихся передается зрителям.

Удивительно, как трогательно, с какой любовью мастер переносит природные пейзажи на холст. Когда мы смотрим на девочку, наливающую воду (картина «Родник»), кажется, что слышно, как журчит струя и льется в ведро юной хозяйки.

Рассказ по картине Пластова «Летом»

У каждого человека полотно художника может вызвать свои ассоциации. Если школьнику зададут написать сочинение или подготовить устный рассказ по картине, сначала можно поведать совсем немного об авторе, затем перейти к описанию сюжета. В конце письменной или устной работы хорошо бы передать свои впечатления от картины. Можно проявить фантазию и добавить нарисованному сюжету свой, сочинив собственный рассказ. К этому располагает картина Пластова «Летом».

Видно, что на ней изображено именно это время года. К тому же художник так и назвал свою работу. Скорее всего, это вторая половина сезона. Малина поспевает ко второй половине июля, и в начале лета грибы, если и бывают, то не в таких количествах.

Здесь они в изобилии. Об этом ясно говорят полные корзины. Крепкие белоснежные грузди лежат шляпками вниз. Девочка и ее мама, также изображенные на полотне, не срезали грибы, а вынимали их из земли. Сейчас бытует мнение, что эти дары леса нужно срывать выкручивающими движениями, чтобы не повредить грибницу, значит девочка и женщина дели правильно.

Во второй корзине лежат крепыши-боровики. У некоторых кончик ножки отрезан у других нет.

Люди и собака

Картина Пластова «Летом» позволяет полюбоваться не только корзинами с грибами, которые так привлекают взгляды зрителей, но и рассмотреть людей, являющихся главными героями полотна.

Видно, что женщина очень устала, поэтому уснула в тени двух берез. Ведь она бродила с помощницей по лесу с самого утра, поэтому они придут домой с богатыми дарами.

Помимо грибов, героини набрали целый кувшин малины. Девочка сорвала веточку, сидит в тени, отдыхает и обрывает остальные ягоды в кружку. Скоро и эта тара будет заполнена. Зато мама с дочкой наварят дома ароматного малинового варенья и будут зимой пить с ним чай, вспоминая, как они ходили в лес и нарвали много ягод.

Собака тоже утомилась. Она легла около маленькой хозяйки и отдыхает, но не спит. Ведь собака должна охранять людей и в любую секунду, почувствовав опасность, броситься защищать своих хозяев.

Природа

Картина Пластова «Летом» передает величественную красоту российской природы. На фоне изумрудной травы прекрасно смотрятся синие колокольчики на высоких стеблях. Желтые цветы также хорошо вписываются в этот пейзаж.

Солнце освещает поляну, на которой отдыхают люди. В его лучах греются и березки, а грибникам они дают живительную прохладу, которая необходима в знойный полдень.

Урок по картине Пластова «Летом» поможет развитию устной и письменной речи у детей, научит любить красоты родного края, ценить и