Сочинения на тему: Белая гвардия, Мастер и Маргарита, Собачье сердце, Дни Турбиных. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Одиночество Курт Воннегут и Михаил Булгаков: два взгляда на проблему одиночества

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.
Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось и в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает такой вопрос, как одиночество личности в обществе.
На мой взгляд, эта тема прежде всего связана с образом Понтия Пилата. Историю пятого прокуратора Иудеи начинает рассказывать Воланд. Читатель попадает в древний город Ершалаим, в котором общеизвестная библейская история раскрывается очень своеобразно. Примечательно, что главным героем этой истории является не подсудимый Иешуа Га-Ноцри, в котором мы без труда узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его палач.
Это очень одинокий человек, единственной привязанностью которого является его собака Банга. Прокуратор страдает тяжелой неизлечимой болезнью, которая приносит ему невыносимые страдания. У этого героя, по сути, нет смысла жизни. Он по необходимости выполняет свою работу.
Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Он находит интересного себе человека, может быть, даже друга. Кроме того, Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря.
Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности. Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана». Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести.
Тема одиночества самым тесным образом связана и с Маргаритой, возлюбленной мастера. Эта женщина чувствовала себя несчастной, пленницей в окружающем ее обществе.
Можно сказать, что всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж - прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.
После встречи с мастером жизнь ее переменилась, но ненадолго. После опубликования романа о Понтии Пилате начались страшные гонения на мастера, которые тот не в силах был выдержать. Герой сжигает свое произведение, попадает в сумасшедший дом и исчезает из жизни Маргариты.
Все это время героиня чувствует себя несчастной, она не живет, а существует. Маргарита вновь чувствует себя одинокой. Свободу и любовь ей возвращает нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность, перестает быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества.
С самых первых страниц романа мы сталкиваемся с представителями литературного общества Москвы: председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и популярным поэтом Иваном Бездомным. Из их беседы мы понимаем, что Бездомному была заказана большая антирелигиозная поэма. Поэт обязан был этим произведением показать, что Христа никогда не существовало на свете, а все легенды о нем являются не более чем байками. Иметь свою позицию, отличающуюся от вышеобозначенной, поэт не имел право. На мой взгляд, это явное проявление несвободы, рамок, запрета. Человек либо полностью подчиняется политике партии и имеет шансы быть напечатанным, либо имеет свою позицию и подвергается гонениям. Такой инакомыслящий обречен на одиночество в обществе, где принято думать одинаково.
Жертвой подобных гонений становится и мастер. Его поистине высокохудожественный роман не был оценен лишь оттого, что автор посмел затронуть запретную в стране библейскую тему. Но мастер написал именно то, во что по-настоящему верил. В конце романа он не заслужил света лишь потому, что имел слабость отречься от своего произведения. Но герой вместе со своей верной Маргаритой был награжден освобождением от страшной советской действительности и вечным покоем.
Таким образом, тема одиночества является одной из ведущих тем в «Мастере и Маргарите». Булгаков отмечает, что на одиночество в обществе, причем, совершенно любом, обречены люди, думающие нестандартно, творчески, по-другому. И преодолеть это одиночество им часто не под силу. Это его крест, который он должен нести до конца жизни. Лишь высшие силы могут помочь ему, спасти от тяжкой доли быть всегда одному.


Пиком творчества Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита». Главная тема романа – одиночество, одиночество главных героев: Мастера, Маргариты и Пилата.

Главный герой – Мастер, пытался донести до людей необходимость веры, поиска истины и любви, однако люди заняты удовлетворением лишь мелочных потребностей, а не самого главного и душевного.
В романе есть путь, который повторяет Мастер – это Иисус, который в свое время так же как и мастер был отвергнут. Была отвергнута правда, которую он пытался донести людям и которую он проповедовал. Однако по давлением сил зла Мастер оказывается не способным бороться, тем самым отрекается от истины.

Одиночество Мастера ставится на одни весы с одиночеством Понтия Пилата. Казалось бы у последнего есть все для счастья: деньги, слава, сила, власть и т.д. эти вещи и должны побуждать окружающих его людей к общению с ним, однако он все же одинок.
Не случайно автор сопоставляет сегодняшний день и далекое прошлое. В поисках истины Булгаков видит вечное скитание и стремление человека, однако за два тысячелетия человечество не выросло для понимания истины. Каждый, кто хоть толику приближается к ее пониманию, невольно стает выше толпы, что неизбежно ведет к одиночеству.

Одиночество Пилата – это не только доказательство того, что он пренебрег совестью и переступил закон высший. Он стал выше, но в тот самый момент преградил себе путь к Богу. Маргарита имеет другую сторону, ее сердце требует любви, любви чистой и вечной, любви возвышенной. Она находит ту самую любовь, заполняет собой душу Мастера.

Истина, в понимании Иешуа – царство добра и справедливости, ради которого он приносит себя жертву. Любовь – безграничная доброта, готовность на самопожертвование. Продав душу дьяволу, Маргарита так же принесла жертву во имя своей любви.
Чем больше на земле станет людей, способных на самопожертвование ради любви, тем быстрее мы придем к «царству истины и справедливости».

Именно в поиске истины, в борьбе добра со злом писатель видит смысл человеческого существования, автора беспокоит то, что люди не измены.
Роман заканчивается тем,что автор высказывает надежду на то, что люди все таки обретут покой, посредством истины, которую непременно найдут.

С тех пор как вечный судия Мне дал пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.М. Лермонтов. «Пророк»Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита». Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых - тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников но читателя задуматься над вопросами, так добро и зло, истина, справедливость, свобода. Не случайно именно в годы «строительства» (что так Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов) государства Булгаков обращается к В писатель находит для себя ответы на вопросы человеческого бытия.

Но увенчается ли успехом «го донести людям? Не останется ли он одинок вВ романе глубоко осмысливает проблему одиночества. Не так, очевидно одиночество главных героев (Мастера, Маргариты, Пилата). Чем же это вызвано?Главный Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины. широко освещает проблему взаимоотношений Мастеи и с одиночеством творческой личности.

Роман смысл всей его не принят обществом. Более того, он критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она (как и он сам) Обществу чужды размышления об истине, о правде - о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей (но ведь «не хлебом они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии.

что в таком обществе личность творческая, но находитВ романе есть путь которого до определенной степени повторяет Мастер. Это Иешуа (Иисус), который так же, как и Мастер, пыл отвергнут Была отвергнута и правда, которую он проповедовал Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: «Я один в мире». Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обраон не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от лювыше их в своем понимании жизни, в то же время не попс действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата.

Он имеет, казалось бы, для счастливой жизни: деньги, власть, славу... Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы какое-то томление его души. Он еще не почувствовал себя одиноким, но не Иешуа говорит ему: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит Иешуа видит в нем Совесть, видит неравнодушие к людям (ведь выражение «болит голова » имеет и переносный смысл). Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели поговорить об истине, Иешуа в Пилате мысль и душу, пробудилкдей, жажду поиска истины.

Не случайно автор проводит параллель между сегодняшним днем и далеким В поиске истины Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия человечество не созрело до понимания истины, и каждый, кто заду о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно встает выше толпы и становится одинок.Одиночество Пилата - это не только доказательство того, что он отошел от обыденной суеты и приблизился к пониманию истины. Это еще и наказание. Наказание за то, что он пренебрег Совестью, предпочел выполнить закон ершалаимский, преступив закон высший.

Разве не его муки совести, его одиночество состояние Раскольникова после преступления?! Пилат стал выше но в то же время сам преградил себе путь к Богу.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет "открываться" человеку, освещая ему путь...

  2. Загрузка... Михаил Булгаков - всемирно известный писатель. Широкую известность он получил благодаря своему роману "Мастер и Маргарита". В этом произведении сводятся воедино жизненный и творческий...

  3. Загрузка... “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова, по мнению многих критиков, самое гениальное произведение XX века в русской литературе. Бесконечное множество смысловых пластов этого романа...

  4. Загрузка... Михаил Афанасьевич Булгаков - великий мастер, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы... Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм...

  5. Загрузка... В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название - “Мастер и Маргарита”....

>Сочинения по произведению Мастер и Маргарита

Одиночество

Философско-мистический роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» считается вершиной его творчества. Вот уже много десятилетий он будоражит общественность и вызывает жаркие споры. В одном все соглашаются, что это неоднозначное произведение, в котором автору удалось соединить столь разные составляющие. Примечательно то, что лейтмотивом романа избрана тема одиночества. С самого начала мы знакомимся с поэтом Иваном Поныревым, который неслучайно выбрал для себя псевдоним Бездомный .

Время, в которое жил и творил Булгаков, было не таким уж легким для страны и его соотечественников. После 1917 года многие оказались лишены свои дома, Родины, надежды, веры в светлое будущее. Поэтому быть одиноким и несчастным в таких условиях было совсем несложно. Автор тонко подмечает­ роль личного счастья в жизни людей. Любовь способна изменить все вокруг. Она меняет мировосприятия, мироощущение. В обоих сюжетах, описанных им, мы видим людей, которые страдают от одиночества в огромных домах и дворцах с избытком материальных благ.

Несчастен Понтий Пилат , поселившийся в Иродовом дворце. Несчастна Маргарита , живущая в красивом особняке. Истинное счастье и желание жить приходит только с любовью и верной дружбой. Не случайно автор рассматривает два параллельных времени: сегодняшний день и далекое прошлое. И только Воланд знает, что в поисках истины человечество мечется уже две тысячи лет. Неумение разглядеть его в простых вещах ведет к неминуемому одиночеству. Булгаков буквально проверяет своих героев на прочность и силу духа. Эту проверку с достоинством проходит только Маргарита.

Если рассматривать проблему Понтия Пилата, нельзя не заметить, что он сам виноват в своем одиночестве. Он пренебрег совестью, в чем раскаивался всю жизнь. Маргарита пошла другим путем. Она отдала все, что можно было, ради вечной и возвышенной любви. В конце концов, она нашла это чувство, и оно заполнило всю ее душу, не оставив места одиночеству. Не хочет ли автор таким поворотом событий сказать, что чем больше на свете будет людей, готовых жертвовать ради любви всем, тем быстрее воцарится справедливость и исчезнет угроза одиночества?

Этот роман заканчивается воссоединением влюбленных, но остальные люди не меняются, что беспокоит Воланда еще больше. Получается, что его приезд изменил жизнь только одной паре, а проживающие в Москве на тот момент десятки тысяч или миллионы других людей, так и остались на духовно низком уровне. Как отмечает мессир, за две тысячи лет почти ничего не изменилось. «Люди как люди», они всё также любят деньги и предпочитают оставаться в неведении.

У каждого читателя есть своя «библия». М. А. Булгаков подарил людям несколько произведений, которые могут претендовать на столь высокое звание. В первую очередь читателю приходит на ум роман «Мастер и Маргарита».

Одиночество как воздух, которым дышат герои

Одиночество - первейшая реальность человеческого существования. Люди рождаются в одиночестве, смерть также - дело одинокое. И если уж говорить совсем откровенно, то и жизнь человек не может по-настоящему с кем-то разделить. Можно удачно жениться или выйти замуж, родить кучу детей, но в глубине души оставаться совершенно одиноким.

Кажется, именно это и выразил М. А. Булгаков в своем нетленном романе. Большинство его главных героев неизменно одиноки: Воланд, Пилат, Иешуа, Иван Бездомный, Мастер, Маргарита. Одиночество для них настолько естественно, что они его даже не замечают.

Чтобы проиллюстрировать, как раскрывается проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита», мы будем двигаться в нашем анализе от одного героя к другому.

Воланд

Разве у Сатаны могут быть компаньоны или партнеры? А может быть, друзья? Конечно, нет. Он обречен быть один. В самом начале романа М. А. Берлиоз спрашивает у «Консультанта»: «Профессор, а вы один к нам прибыли или с супругой?» На что Воланд ему отвечает: «Один, один, я всегда один». И вместе с тем «профессор черной магии», может быть, наименее одинок по сравнению с другими героями, конечно, из-за своей свиты. От этой странной компании не исходит тягостного ощущения безысходности, наверное, потому, что она прибыла в Москву не развлечения ради, а для того, чтобы спасти Мастера и дать бал «Ста королей».

Приходится настаивать именно на таком порядке, так как ежегодный праздник мог пройти в любом городе мира, но Москва 1930-х была выбрана не случайно, а именно потому, что там был Мастер и его роман о Понтии Пилате. Таков портрет Воланда в контексте темы «Проблема одиночества в романе “Мастер и Маргарита”».

Понтий Пилат

С Пилатом тоже в этом смысле становится все ясно с самого начала, ему ненавистен Ершалаим. Он одинок. Единственное существо, к которому он привязан, - это его пес Банга. Прокуратор хочет умереть из-за невыносимой головной боли. Ему бы отдохнуть, но нет, надо допрашивать какого-то бродягу. По слухам, тот подговаривал народ разрушить храм.

Потом этот бродяга чудесным образом исцеляет прокуратора и говорит с ним так, как мало кто себе позволяет. Несмотря на это, игемон готов уже отпустить «философа», но тут обнаруживается, что Иешуа виновен еще и в преступлении против государственной власти. По закону прокуратор должен распять своего избавителя, потому что нет ничего ужаснее преступления против кесаря.

Пилат делает все возможное, чтобы предотвратить трагедию, но, к сожалению, его усилия тщетны. В ходе повествования с ним случается духовное преображение. Он меняется до неузнаваемости и открывает для себя, что на самом деле бродяга, которого не захотел помиловать синедрион, оказывается ему так же близок, как и Банга, хотя никаких разумных причин для этого нет. Проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова немыслима без образа Понтия Пилата.

Он, возможно, является самой одинокой и самой трагической фигурой романа. И без нее у сочинения было бы совсем другое лицо и иная глубина. Все последующие мучения: лунный свет, бессонница, бессмертие - ничто, по сравнению с тем моментом, когда Пилат потерял своего единственного друга - Иешуа.

Пока тема «Проблема одиночества в романе "Мастер и Маргарита"» выдерживается в печальной тональности. К сожалению, ничего не меняется и тогда, когда речь заходит о судьбе Ивана Бездомного

Иван Бездомный

С персонажами, представляющими советскую реальность романа, все сложнее. Их одиночество становится очевидным только в пограничных ситуациях - точках человеческого существования, где жизнь подходит к своим пределам (смерть или безумие).

Так случилось и с поэтом И. Бездомным, который только в психбольнице осознал, насколько неправильную жизнь он вел до того. Правда, фигура Ивана Бездомного, так или иначе, трагическая - жизнь открыла ему истину о его бесприютности, но ничего не дала взамен. Надежды на обретение спасения у Ивана нет.

Главные герои

Мастер и Маргарита - единственная пара персонажей, чья история заканчивается хорошо, но не в этой реальности, а только лишь на «том свете». Если освободить эту историю от романтического флера, то окажется, что именно одиночество толкнуло их в объятия друг друга.

Мужа Маргариты в романе нет (он присутствует только в ее словах), но читатель понимает, что, скорее всего, ее супруг скучен, до пошлости практичен и умен только в бытовых или коммерческих вопросах, поэтому женщине и захотелось полета.

Мастер тоже человек одинокий. У него ничего нет, кроме подвальчика и романа о Понтии Пилате, и он как никто другой нуждается в любви хорошенькой женщины. Правда, в силу того, что у пары совсем нет денег, только сильная любовь держит их вместе, а может быть, страх вернуться в свое тотальное и сплошное одиночество. Вообще, трудно сказать наверняка, была ли любовь между ними. Если и была, то, наверное, больная и хроменькая, а вот страх остаться одному - точно был. Получается, что проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова прячется даже там, где на первый взгляд живет любовь.

Мастеру изменил рассудок именно потому, что он не справился с грузом неосуществленных надежд и чаяний. Он очень рассчитывал на роман, на его публикацию, а сочинение было встречено критикой, что и закрыло ему путь в свет.

Мастер больше не мог мучить Маргариту. «Лодка любви разбилась о быт». Вернее, у Мастера просто оказалась совесть, но тут пришел Воланд и все исправил. Правда, даже его власти не хватило для того, чтобы дать паре спасение в этой жизни, а не в другой.

Роман М. А. Булгакова - произведение многослойное

Соответственно, проблемы романа «Мастер и Маргарита» не ограничиваются только темой одиночества. Талант писателя в том, что читатель не может с уверенностью сказать, в чем же главная тема этого загадочного романа: то ли это «Евангелие Михаила Булгакова» (название книги Александра Зеркалова), а значит, религиозные вопросы в нем занимают главное место. А может быть, основное - это сатира, направленная против советской реальности?

Роман обо всем сразу, и чтобы не нарушить целостность произведения искусства, его лучше не расщеплять на молекулы и составляющие. Таков, наверное, самый общий ответ на вопрос, какие существуют проблемы романа «Мастер и Маргарита».

Философия как признак высокой классики

Принято считать, что философия - это что-то скучное и обитающее где-то в стенах академий. Простому смертному все это точно недоступно. Таково массовое и в корне неверное представление о «любви к мудрости». На самом деле в жизни каждого человека (а уж тем более художника) наступает время, когда он задумывается о Боге, судьбе, человеческом одиночестве. Обычно подобные произведения тяжело писать, их трудно читать, но они необычайно много дают человеку. Таких творений великое множество как в русской, так и в мировой классике, поэтому гипотетически тема статьи могла звучать так: «Проблема одиночества в…». Мастер и Маргарита были выбраны неслучайно, ибо эти персонажи и книга о них пользуются неимоверной популярностью у современных россиян.

Курт Воннегут и Михаил Булгаков: два взгляда на проблему одиночества

Курт Воннегут, так же как и наш классик, всю жизнь «болел» проблемой одиночества и пытался ее решить на свой лад. Например, в романе «Балаган, или Конец одиночеству» он предложил всем людям объединиться в семьи так, чтобы на свете не осталось ни одного одинокого человека (за подробностями читатель может обратиться к первоисточнику). В некоторых своих публицистических книгах американский классик писал примерно следующее: жизнь человека - это постоянная борьба с одиночеством.

Думается, Булгаков с этим вполне согласился бы, но они разошлись бы в вопросе преодоления одиночества. Согласно нашему роману, одиночество (в «Мастере и Маргарите» это хорошо видно) для человека непреодолимо, трагично и неизбежно. К. Воннегут же смотрит на человека и его перспективы более оптимистично, что не может не радовать. Если вдруг люди преодолеют собственный эгоизм и поймут, что «все мы братья», то есть надежда на победу над одиночеством. Правда, если говорить честно, то это похоже на чудо.