Сочинения по русскому языку и литературе. Искусство как источник наслаждения Специфическая функция – гедонистическая

Искусство как источник наслаждения

«Сущность любого искусства – даря удовольствие

получать удовольствие» (Михаил Барышников)

Зачастую, произведения искусства рождаются либо благодаря сильным внутренним чувствам художника, либо, как результат, какого-либо переломного момента в жизни создателя. Толстой (1828-1910) полагал, что живопись заставляет зрителей испытывать эмоции заложенные художник, но для этого художник должен пережить эти эмоции, и правильно воплотить их на картине.

Но живопись это результат не только эмоций и творческого вдохновения. Картина возникает благодаря взаимодействию многих факторов – художника с его материалами, личного опыта, произведений искусства, зрителей.

Искусство – это диалог, в котором картина должна заслужить себе право на существование в культурной жизни общества.

Человек существо общественное. История человечества показывает, что люди всегда хотели делиться мыслями и чувствами с другими существами. Живопись – одна из самых древних форм искусства, известных человеку. Формы искусства менялись в течении многих тысячелетий, но оно все еще остается самым популярным средством общения.

В любом уголке земного шара существуют различные формы искусства: на документах, посуде (стекле, фарфоре), одежде и.т.д. Даже настенное искусство – граффити, считается таковым, поскольку тоже призвано передавать мысли и чувства. Однако, картина – самая популярна из известных форм искусства. Считается, что она была изобретена в Афганистане, а в дальнейшем, в эпоху Ренессанса, распространена среди художников. В этот период художники изображали на полотне борьбу, эмоциональные переживания и тайные желания.

В течении столетий «картина» меняла свою форму, в данный период это известная всем «современная картина» –произведение искусства, которое мы видим весящим на стене дома, в офисе, в любимом ресторане, и само собой в картинной галереи.

Исследования показали, что живопись дарит такое же удовольствие как влюбленность. Проектом руководил профессор Сэмир Зэки, работающий на кафедре нейроэстетики в университетском колледже Лондона. Он утверждает, что ими руководило желание узнать, какие чувства испытывает человек, глядя на красивую картину.

«Существует связь между художником и зрителем, благодаря которой, последний может ощутить часть удовольствия, полученного от живописи и радость творческого процесса. Всего лишь цвет может стать такой связью. Но есть кое - что, что только другой человек способен увидеть и прочувствовать. Кое - что очень важное. Это магия. ( Sara Genn

В эксперименте участвовали несколько десятков человек, выбранные наугад, с элементарными знаниями в области искусства. Таким образом участники смогли непредвзято отнестись к картинам, не испытывая личной симпатии к художникам.

«Мы выяснили, что независимо от того, смотрите вы на пейзаж, натюрморт, абстракцию, либо портрет, наблюдается сильная активность в той части мозга, которая отвечает за наслаждение», – рассказывает профессор Сэмир Зэки.

Во время эксперимента, люди находились в сканере (МРТ), каждые 10 секунд им показывали серию картин. После чего измерялось давление в одной из частей головного мозга.

Реакция была моментальной. Оказывается, давление повышается, в соответствии с тем, как сильно человеку нравится картина.

Согласно исследованию, любуясь красивой картиной, давление повышается так же, как и тогда, когда вы смотрите на любимого/любимую.

Таким образом, искусство стимулирует ту часть мозга, которая отвечает за удовольствие.

Предыдущие исследования показали, что живопись способна уменьшить боль и ускорить выздоровление.

Таким образом, ученые получили научные доказательства тому, что благодаря искусству люди чувствуют себя лучше.

К счастью живопись способна дарить удовольствие не только зрителям.

«Рисуйте удовольствие, пишите удовольствие,

выражайте удовольствие» ( Pierre Bonnard )

Только художник может понять какое это удовольствие – рисовать. Не нужно взаимодействовать с окружающим миром, есть только вы и природа. Чувство счастья приходит уже, когда вы только садитесь за мольберт. Как только вы берете в руку карандаш либо кисть, по телу пробегает дрожь от предвкушения предстоящего общения с природой. Ни какие переживания не нарушают творческий процесс: не нужно опровергать нелепые доводы, бороться с врагами, напрягаться. Ни какого притворства, игтриг, попыток сделать из черного белое или наоборот. С наивностью ребенка и преданностью истинного энтузиаста, вы отдаете себя в руки более значительной силе – Природе… с радостью изучая ее состояния и с восторгом знакомясь с ее уникальностью. Разум спокоен и в тоже время полон энергии. Руки и глаза поглощены работой. Делая общий набросок будущей картины, вы, каждый момент, узнаете что-то новое, экспериментируете, познаете, развиваетесь. В неприметном растении либо пне вы находите истинную красоту, и с неподдельным удовольствием набрасываетесь на работу. Захваченные энтузиазмом как бы случайно делаете небольшие ошибки, чтобы потом легким мазком либо быстрым штришком исправить их. Время пробегает незаметно, без капли усталости либо сожаления, и вы не за что не хотели бы провести его иначе.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, каким было бы человечество без искусства, каким был бы человек лишенный способности творить и создавать, в каком мире мы бы жили…

Самовыражение одна из потребностей человека, без которой полноценная жизнь не возможна.

Живите, творите, создавайте, наслаждайтесь, ловите каждый момент, любите каждый день, и будьте счастливыми!

Вам также будет интересно:

Любите искусство, наслаждайтесь им, творите… ведь каждый из нас способен сам исцелить себя. Арт терапия

Интересное в искусстве (живопись)

Как работали великие художники

Цель искусства – дарить счастье людям
Человека всегда окружало искусство. Это и гениальные музыкальные произведения, и величественные творения скульпторов и архитекторов, и манящие художественные полотна, и это не считая литературы, кино и театра. Все это, так или иначе, относится к искусству, которое дарит не только эстетическое наслаждение, но и напрямую воздействует на внутренние ощущения человека.
Каждый, кто соприкасается с настоящим искусством, начинает искать

Лучшее в себе и в других.

Ему хочется совершенствоваться и одухотворяться, тем самым совершая, лишь благородные и хорошие поступки. В такие моменты в организме начинают происходить химические процессы, которые и влекут за собой появившееся чувство счастья. Человек начинает получать удовлетворение от тех изменений, которые происходят с ним посредством искусства, воздействующего на него. Ведь даже наука доказывает, что красивая живопись, приятная мелодия, совершенная скульптура положительно влияют на психику людей. О чем также свидетельствуют многие факты истории, когда именно искусство формировало в человеке настоящую систему духовных и нравственных ценностей.

А это не могло не влиять и на течение его жизни, которое становилось более легким и радостным. Человек учился видеть счастье сначала в искусстве, а потом и во всем другом. Не связывая появление этого чувства с какими-то материальными благами.
Последним аргументом, доказывающим то, что целью искусства является счастье обретаемое людьми, является миссия самих творцов. Они создают свои произведения искусства не для себя, а для всех остальных. И единственное, что они хотят вложить в созданное творение – это радость и счастье, которые их работа принесет людям. И они отлично справляются с такой задачей. Ведь когда человек смотрит на что-то очень красивое, или до его слуха доносится что-то приятное, в организме начинает подниматься уровень эндорфинов, что и делает людей счастливее.

О цели искусства можно спрашивать разным образом. Можно, вопервых, обратиться к тому или иному отдельному художнику и спросить его: «К чему тебе искусство? Зачем всю жизнь свою ты изучаешь природу, делаешь рисунки, наброски, этюды, создаешь одну картину, другую, третью, сотую? Какая цель руководит тобой в этой работе, порой мучительной и тяжкой?»

На такой вопрос получилось бы великое множество совершенно различных ответов. Каждый художник по своему объяснил бы ту цель , которую он преследует своим творчеством. Один сказал бы, что он стремится украсить и облагородить человеческую жизнь, внести в нее элементы вкуса и изящества; другой утверждал бы, что его задача - будить добрые чувства в сердцах людей, возбуждать в них сострадание к униженным и оскорбленным, или отвращение к рабству, к войне и т.п.; третий объявил бы своей целью раскрытие тайн человеческой души, и т.д., и т.д. Но большинство ответило бы, вероятно, так: « Я не знаю конечной цели своего искусства, но знаю твердо, что не могу без него обойтись. Может быть оно никому не нужно и ничему не служит, но я не могу от него отказаться. Я люблю это дело, оно является для меня внутренней потребностью, жизненной необходимостью. Оно нужно мне, как свет и воздух, я не в состоянии без него дышать и жить». Искать в истории ответа на вопрос о цели искусства так же бесполезно, как спрашивать ее о цели жизни. На том основании, что одни поколения видели смысл своего существования в военных подвигах, другие - в подготовке к Царствию Небесному, третьи - в накоплении богатств, - мы никак не можем сделать общего заключения о цели жизни, никак не можем решить вопроса, каков же истинный и вечный смысл существования человека. Точно так же обстоит дело и с вопросом о цели искусства.

Бродя по музею, мы с одинаковым восхищением останавливаемся перед произведениями различных исторических эпох, независимо от тех целей, которыми вдохновлялись в свое время эти произведения. Мы, дети скептического и рассудочного века, стоим взволнованные и очарованные перед творениями Ван-Дэйка, Джотто, Филиппо-Липпи, или перед византийскими фресками.

Мы убеждаемся на личном опыте, что нам одинаково дороги и земной, жизнерадостный Рубенс, и суровый Рембрандт, и мистические мадонны Рафаэля.

И мы говорим себе: «Искусство не повинуется тем временным целям , которые навязывает ему история. Цели эти забываются; умирают поколения, которым эти цели казались единственно-важными и священными, но живут художественные произведения, и новые поколения людей находят в них новые очарования».

Ведь не выбрасываем же мы произведения отживших эпох и не предпочитаем им современное искусство, которое, казалось бы, должно лучше всего отвечать запросам нашего духа, точнее выражать все его колебания, порывы и стремления.

Значит, действительно, есть в искусстве какая-то вечная ценность и вечный смысл, независимый от тех временных целей, которые ставились ему различными историческими эпохами.

Итак, зачем людям искусство? Чего они ищут в нем? Обыкновенно отвечают: наслаждения. Цель искусства заключается в том, чтобы доставлять людям удовольствие, которое, в отличие от всех других видов удовольствия, называют «эстетическим», «утонченным», «благородным» и т.д.

Что-то возмущается в нас при мысли, что произведения Рембрандта, Микель-Анджело, Ван-Дэйка, Врубеля, Ван-Гога были созданы лишь для наслаждения людей, желающих наслаждаться. Стоило ли Врубелю платить искусству своим зрением, стоило ли Ван-Гогу отдавать свою душу во власть безумия, если их произведения, ради которых принесли они такие тяжкие жертвы, только и годны на то, чтобы доставлять толпе зевак приятные ощущения? Поистине, лучше было бы им разбить свою палитру, переломать свои кисти и поступить в цирк на амплуа клоунов или канатоходцев.

В произведениях великих мастеров прошлого мы всегда находим черты серьезности, строгости и даже святости, которые совершенно несовместимы с мыслью об удовольствии или наслаждении. Мы инстинктивно чувствуем присутствие в них какого-то иного, высшего смысла.

Искусство - не роскошь и существует не для развлечения. Это ясно всякому, кто хоть раз приближался к произведениям великих мастеров, кто хоть однажды перелистал страницы истории искусства. В поисках более глубокого смысла искусства было найдено другое объяснение ему. Искусство, - говорит Л. Толстой, - есть одно из средств общения людей между собой.

Искусство это человеческая деятельность, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их.

Через произведения искусства воспринимающий его вступает в известного рода общение с художником и со всеми теми, которые одновременно с ним, прежде или после его восприняли или воспримут то же художественное впечатление.

Отсюда следует, что искусство цель - деятельность чрезвычайно серьезная и важная. Оно нужно, - по выражению Л. Толстого, - «для жизни и для движения к благу отдельного человека». Подобно тому, как путем языка люди передают друг другу свои мысли, так искусством они передают друг другу свои чувства. Благодаря искусству, человеку «делается в области чувства все то, что пережило до него человечество, делаются доступны чувства, испытываемые современниками, чувства, пережитые другими людьми тысячи лет тому назад, и делается возможной передача своих чувств другим людям». Без языка мы были бы подобны зверям, но без искусства «люди едва ли бы не были еще более дикими и, главное, разрозненными и враждебными».
Чутьем великого художника Л. Толстой верно угадал всю пошлость взгляда, по которому искусство существует лишь «для наслаждения» утонченных душ.

Художник изображает не только внешность предметов, он стремиться проникнуть в самую сущность их, раскрыть «душу» вещей, скрытую за внешней оболочкой . Искусство поднимает ту завесу, то «покрывало Майи», которое закрывает от нас таинственную сущность мира: в этом смысле искусства и его цель.
Выходит, таким образом, что искусство заменяет творчество тому, кто сам по себе к нему неспособен.
Через искусство каждый из нас получает возможность пережить радость и муки творчества, которые иначе были бы нам недоступны. Но сказать так - значит ничего еще не объяснить, ибо возникает вопрос: а зачем человечеству нужно переживать эти радости и муки творчества? Быть может, без них наша жизнь была бы гораздо спокойнее и приятнее? К чему нам волнения, доставляемые искусством, когда у нас и без того достаточно различных волнений и тревог? Почему человек считает эти переживания ценными, почему он дорожит ими и стремится к ним?

Толстой прав, утверждая, что без искусства человек пребывал бы в диком, зверином состоянии. Толстой прав, подчеркивая, что искусство - не развлечение, а «условие человеческой жизни».

Действительно, человеческое существование отличается от существования чисто -животного наличностью высших, нематериальных интересов.

Мы говорим себе: не может быть, чтобы жизнь была нам для того только, чтобы прожить ее и умереть; она должна же иметь какой-нибудь иной смысл; должно быть нечто высшее, для чего жизнь служила бы только средством. Что же такое это «высшее», которое для человека дороже жизни, ради которого он готов жертвовать собой? Для одних это - Родина, для других - человечество, для третьих - наука, для четвертых - истина, для пятых - любимая женщина и т.д.

Но бывает и так, что человек не находит оправдания для своего существования в каких-либо высших целях. Он живет лишь для того, чтобы прожить жизнь, посланную ему судьбой, не видя в ней никакого иного смысла, кроме физиологического роста и умирания.

Скука и уныние поселяются обыкновенно в душе такого человека. Он может сказать о себе словами чеховского Иванова: «С тяжелой головой, с ленивой душой, утомленный, надорванный, надломленный, без веры, без любви, без цели, как тень, слоняюсь я среди людей и не знаю: кто я, зачем живу, чего хочу? И мне уже кажется, что любовь - вздор, ласки приторны, что в труде нет смысла, что песни и горячие речи пошлы и стары. И всюду я вношу с собой тоску, холодную скуку, недовольство, отвращение к жизни»… Вот - самочувствие человека, не нашедшего смысла своего существования. Оно не может быть иным, если, конечно, по своим нравственным и умственным качествам данный субъект хоть чем-нибудь отличается от животного. Как только человек дорастает до сознания, что отправление физиологических функций не есть конечный смысл его жизни, он должен найти для нее какую-нибудь иную цель, он обязан ответить на вопрос: «зачем живу?» И если ответа на этот вопрос не находится, то понятно, что тоска, скука и отвращение к жизни неизбежно становятся обычным состоянием такого человека.
Лишь немногим дано такое органическое знание своего назначения, лишь немногие единицы из тысяч подчиняют свою деятельность своему пониманию смысла жизни, от которого их не могут отвратить никакие внешние силы. Одним словом, только для немногочисленных избранников жизнь является, действительно, средством для достижения каких-то высших целей. Мы говорим «высших» потому, что ради них приносятся в жертву все остальные жизненные блага.

Вспомните, например, подвижничество первых христиан: какое это удивительное зрелище нечеловеческой силы, стойкости, духовной мощи, ломающей все преграды, не поддающейся никаким страданиям! Костры, пытки, травля зверьми, - ничто, никакие муки не могли заставить их отказаться от того пути, который указывало им их понимание смысла жизни.

Итак, все человечество можно разделить на две неравные психологические группы. К первой, малочисленной группе относятся люди, жизнь которых озарена светом высшей цели. Они служат ей, как жрецы, со страстной любовью, нежным умилением и непоколебимой убежденностью. Это - пророки, религиозные реформаторы, подвижники, народные вожди, великие художники, скульпторы, писатели и пр.

Вторая группа - огромная, как океан. Это - те, кто не знает своего «призвания» и, действительно, ни к чему не призван. Случай или расчет толкает их на тот или иной путь, на ту или иную практическую деятельность. Изо дня в день, из года в год они трудятся в мастерских и на фабриках, строят, торгуют и пр., и пр. Цель этой деятельности, поглощающей все силы многомиллионной человеческой массы, - добыть необходимые для существования средства, удовлетворить свои потребности в пище, в жилище и в одежде.

Результат такого характера нормальной человеческой деятельности может быть двоякий: она ведет либо к самодовольству, т.е. к животному чувству удовлетворения внешним житейским благополучиям, либо - к тому состоянию недовольства и отвращения к жизни, которое является неизбежным уделом натур чутких и тонко-организованных, натур, в которых «человеческое» властвует над «животным».

В практической деятельности, в ожесточенной борьбе за рубли или доллары, люди этой категории не находят удовлетворения. Они чувствуют потребность в иной деятельности, направленной к целям высшего порядка, озаренной светом высшего смысла. Но в том-то и заключается весь трагизм их положения, что этот высший смысл жизни остается навсегда от них скрытым. Напрасно вопрошают они с тоской и болью: «Зачем живу? Куда стремлюсь?» Вопросы эти остаются без ответа, и судьба Иванова становится их общей судьбой, - недаром этот чеховский герой носит такую универсальную фамилию!

Итак, мы приходим, по-видимому, к выводу глубоко пессимистичному: «Если ты не рожден избранником, если ты не Магомет, и не Рембрандт, и не Моцарт, то тебе предназначены два жребия: либо быть самодовольным, т.е. остаться на ступени животного состояния, либо - страдать от пустоты и бессмыслия жизни, вечно и жадно искать ее смысла и никогда не находить».

Так ли? К счастью - не так. К счастью, у человечества есть выход из этого безнадежного тупика, и этот выход дает ему искусство.

Искусство, заменяет творческую деятельность тому, кто сам по себе к ней не способен. Созерцая произведения искусства, мы сами становимся на время творцами, мы превращаемся в Рембрандтов, Рафаэлей и Врубелей.

Искусство как цель , таким образом, есть вторая жизнь среди обычного существования, фантастическая, призрачная, вспыхивающая лишь на несколько часов, но несомненно выпуклая и яркая. Жизнь эта протекает в высшем, идеальном кругу бытия, и в ней мы находим то удовлетворение, которого не дает нам обычное существование. Мы уходим в искусство от реальной жизни с ее борьбой, грубостью и материализмом, мы поднимаемся над уровнем животного существования и переносимся в тот метафизический мир, в который нет доступа иным путем простому смертному.

Без искусства мы навсегда были бы замкнуты в сфере животного состояния, были бы «как звери», по выражению Толстого, были бы просто особой усовершенствованной породой млекопитающих. Лишь искусство превращает двуногое млекопитающее в Человека.

Вот, цель искусства и назначение художника: поднимать людей над сферой животного состояния, вырывать их из условий материальной, физической жизни и переносить в мир высших, метафизических ценностей.

Обычно выделяют познавательную, воспитательную, компенсаторную и коммуникативную функции искусства.
Искусство наряду с наукой прежде всего выступает одним из средств самопознания общества. Через художественную модель мира, через «вторую реальность» достигается более глубокое познание подлинной природной и социальной реальности.
Причем идеальный мир искусства, имеющий целью познание человеческой реальности, создается с помощью особых «строительных конструкций» — поэтического слова, мелодии, ритма, рисунка, пластики человеческого тела и других эстетических средств, которые оказываются нередко более эффективными инструментами познания действительности, нежели понятия, суждения и теории, применяемые наукой. Высокая информативность искусства связана с тем, что его формы несут людям знания в легко доступном виде, в игровой форме.
Но если для науки познание мира — главная функция, то для искусства эта задача вторична. Его основная функция — эстетическое воспитание. Искусство призвано не столько обучать человека, сколько возвышать, облагораживать, просветлять душу, пробуждать в нем добрые чувства. Главная цель искусства состоит в тот, чтобы, создав тот или иной идеал, образец совершенства, сформулировать тем самым духовные предпосылки для практического приобщения людей к этому идеалу в их обычной, повседневной деятельности.
Вместе с тем искусство решает и более простые, приземленные задачи. Их выполняет развлекательная, или компенсаторная функция. Ее необходимость связана с тем, что окружающая нас реальная жизнь достаточно сурова, нередко монотонна, скучна. Как сказал поэт, «для веселия планета наша мало оборудована».
Искусство как раз и призвано, развлекая людей с помощью книг, оперетт, кинокомедий, телесериалов, помочь им преодолеть эту суровость и скуку жизни. Конечно, искусство не может заменить жизнь, но оно может дополнить ее, поднять интерес к ней.
И наконец, искусство выполняет и коммуникативную функцию, способствуя самовыражению в процессе художественной деятельности не только творцов художественных ценностей, профессионалов искусства, но и обычных людей — потребителей произведений искусства.
Именно эти задачи и функции, если говорить кратко, свидетельствуют о высоком предназначении искусства, объясняют причины его сохранения и выживания даже в кризисные периоды общественного развития.

Лекция, реферат. Каковы основные функции, задачи искусства? Кратко. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Которые «дублировали» художественны­ми средствами то, что по-своему делают другие сферы человеческой дея­тельности (наука, философия, футурология, педагогика, СМК, гипноз). Сейчас речь пойдет о совершенно специфических, присущих только ис­кусству функциях - эстетической и гедонистической.

Еще в древности было осознано значение эстетической функции ис­кусства. Индийский поэт Калидаса (приблизительно V в.) выделял четы­ре цели искусства: вызывать восхищение богов; создавать образы окружа­ющего мира и человека; доставлять высокое удовольствие с помощью эс­тетических чувств (рас): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса; служить источником наслаждения, радости, счастья и красоты. Индий­ский ученый В. Бахадур считает: цель искусства - вдохновлять, очищать

и облагораживать человека, для этого оно должно быть прекрасным (Bahadur . 1956. Р. 17).

Эстетическая функция - ничем не заменимая специфическая способ­ность искусства:

1) формировать художественные вкусы, способности и потребно­сти человека. Перед художественно цивилизованным сознанием мир предстает как эстетически значимый в каждом своем проявлении. Сама природа выступает в глазах поэта как эстетическая ценность, вселенная обретает поэтичность, становится театральной сценой, галереей, художе­ственным творением non finita (незаконченным). Искусство дарит людям это ощущение эстетической значимости мира;

2) ценностно ориентировать человека в мире (строить ценностное сознание, учить видеть жизнь сквозь призму образности). Без ценност­ных ориентаций человеку еще хуже, чем без зрения - ему не удается ни понять, как относиться к чему-либо, ни определить приоритеты деятель­ности, ни выстроить иерархию явлений окружающего мира;

3) пробуждать творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты. Искусство пробуждает в человеке художника. Речь идет вовсе не о пробуждении пристрастия к художественной самодея­тельности, а о деятельности человека, сообразованной с внутренней ме­рой каждого предмета, то есть об освоении мира по законам красоты. Из­готовляя даже чисто утилитарные предметы (стол, люстру, автомобиль), человек заботится и о пользе, и об удобстве, и о красоте. По законам кра­соты создается все, что производит человек. И ему необходимо чувство прекрасного.

Эйнштейн отмечал значение искусства для духовной жизни, да и для самого процесса научного творчества. «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусст­ва В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области... Если вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!.. До­стоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!» (См.: Мошковский. 1922 С. 162).

Пробуждать в человеке художника, желающего и умеющего творить по законам красоты, - эта цель искусства будет возрастать с развитием общества.