Сообщение на тему наполеон и кутузов. В помощь школьнику. Единение с народом

Одно из самых лучших произведений всей мировой литературы. В произведении великолепно изображаются исторические события, освещаются стороны жизни русских людей, их взгляды и идеалы (совершенно разных слоев общества).

Художественный прием, который Толстой выбрал для романа - это антитеза. Даже в названии произведения мы видим противопоставления понятий «Война» и «Мир», он сравнивает сражение под­ Бородином и Аустерлицем, Петербург и Москву. У автора есть герои любимые и нелюбимые.

Ярким примером антитезы в произведении являются образы Кутузова и Наполеона . Эти два великих полководца также противопоставлены друг другу. Их можно сравнить с психологическими и нравственными полюсами романа-эпопеи. Они как свет и тень. Образы этих двух великих людей - ключевые в ходе описания, как исторических событий, так и раскрытия идеи романа. Они были созданы автором по принципу контраста. Эти персонажи являются безусловными лидерами и достойными противниками. Разница лишь в том, что один из полководцев неизбежно потерпит поражение, а другой обретает славную победу.

В образе Кутузова - фельдмаршала русской армии, автором показаны его такие вроде бы и не сочетающиеся черты, как народная простота и историческое величие. У этого человека мы не увидим ничего неестественного и наносного. Автор разными деталями часто подчеркивает его старость, он пишет о рыхлом теле, шраме на его лице, пухлых руках, о том, что ему уже трудно стало взобраться на коня. Повидавший очень много в своей жизни, русский главнокомандующий, являясь представителем суворовской школы, описывается всегда сдержанным и очень спокойным человеком. Даже, несмотря на усталость и возраст, Кутузовым всегда принимаются гениальные решения, особенно во время проведения военных действий. Как очень сильной личности, ему присущи такие черты, как: простота, стойкость, правда и добро. По внешнему виду героя может создаться впечатление, что он неактивен, постоянно дремлет, но это всего лишь поверхностное определение. Кутузов всегда был уверенным в себе и сильным духом человеком. Он был, как никто другой, близким для каждого солдата. Причина этого - постоянная забота о солдатах, стремление к сохранению их жизни, эти качества характера Кутузова, пожалуй, самые главные в его характере. Мастерство командующего - это нравственное руководство сражением, это не нравится штабистам, они постоянно критикуют решения Кутузова. Он сам часто разговаривал со своими солдатами не как военный начальник, а как боевой друг. На поле сражения он посылал солдат, словно родной отец, ему отвечали взаимной любовью и уважением, называя его «сам». Михаил Илларионович был настоящим мудрым политиком, который мог с помощью лукавства, брать верх над интригами и поражать противника его же собственным оружием.

Образ Наполеона в романе многомерный и сложный, так как эта фигура была довольно знаковой в то время. Он сделал свою головокружительную карьеру, от простого офицера до императора, это вызывало восхищение у его современников. Для многих он был гением, и служил истинным примером, ему старались во многом подражать. Для автора романа он не являлся даже государственным деятелем, они его описывает как капризного, самовлюбленного игрока и­ позера. Внимание читателей обращается на то, что император никогда не смотрел на людей, а именно мимо них и считал, что все в мире зависит только лишь от его воли: и судьбы людей и исход Отечественной войны. Но объективные требования реальности и интересы народа расходились с его личными интересами. Автор романа, используя разные способы, изобличает величие Наполеона, развенчивая культ личности и сверхчеловека. Нравственная сторона этого героя показывается сатирическими приемами и средствами, это видно из характеристики его портрета. Автор сравнивает Наполеона с актером, словно он играет в шахматы и всегда просчитывает шаги всех фигур заранее. Он привык, что все должно происходить именно так, как он решил, но Бородинское сражение разрушило этот стереотип. Он недооценил мужество русских солдат, которые даже после потери половины своих сил, также мужественно продолжали стоять на своих позициях. Автор предопределил судьбу императора, время само расставило все на свои места. Наполеон рассматривается Толстым не как талантливый полководец, а с других сторон - нравственной и моральной. Он верит, что является благодетелем для своего народа, а на самом деле оказывается палачом. В произведении автор отказал императору в таланте, так как он считал, что «злодей» и «гений» - понятия несовместимые.

К основным образам романа «Война и мир» относятся исторические личности Наполеона и Кутузова. На страницах толстовского произведения действует много и других исторических лиц, так как автор повествует о ходе военных событий в борьбе с Францией. Так, среди остальных героев можно встретить и императора Александра, и генерал Багратион, и маршал Даву, и других. Но все-таки полководцы среди всех них занимают особое центральное место. Лев Толстой описывает эти две фигуры масштабно, они возникают перед читателем словно живые. Автор создает такие образы, которые позволяют восхищаться Кутузовым, уважая и сочувствуя ему, ненавидеть и презирать Наполеона. Антитеза помогает писателю полнее показать эти два образа. Но при этом подробных авторских характеристик генералам в романе найти невозможно. Впечатления о них складывается из тех поступков, которые они совершают, тех фраз, которые они произносят и даже внешнего вида этих героев.

Антитеза является основным композиционным приемом. Это противопоставление уже начинается в самом названии толстовского произведения. Продолжается оно и на страницах его романа. Поэтому и две масштабные исторические фигуры противопоставлены друг другу, только как противники, как мира положительного и отрицательного. Но не стоит забывать о том, что перед читателем находится роман, который является художественным произведением, а это значит, что и эти исторические лица показываются через художественный вымысел.

Можно увидеть, что некоторые черты героев автор преувеличивает. Это позволяет добиться большого эффекта, и дает возможность уже самому читателю оценивать их поступки. В чем же противопоставляются эти два героя? В портретных характеристиках идет их сравнение. Кутузов изображен автором как старый и грузный человек. Он болен. Фельдмаршалу тяжело передвигаться, активный образ жизни его тяготит, но война требует от него движения. Кажется, как может больной старик, имеющий плохое зрение и уставший от жизни, как это думает светское общество в романе, управлять армией.

Совсем иначе выглядит Наполеон. Император Франции живой и активный, от его тела просто идет сильнейший поток энергии. Автор его так описывает, что кажется, только такие деятельные люди могут управлять армией. Но вот только симпатия читателя оказывается не на его стороне. Этого автор добивается тем, что дает мелкие и совсем незначительные детали портретной характеристики. Так, Толстой при описании Кутузова передает его внешность и характер простым языком. А вот портретная характеристика Наполеона дается с иронией.

Жизненные цели у этих двух персонажей различны. Наполеон, уверовавший в свои силы, считая себя знаменитым полководцем, решает завоевать весь мир. Он даже возомнил себе, что может изменить историю. Французский полководец совсем не чувствует угрызения совести из-за того, что по его инициативе началась война с Россией, что он столкнул два народа и теперь гибнут люди. У него есть свои недостижимые цели и ради них он готов жертвовать людьми. Для Наполеона на первом месте стоят не люди и их жизни, а его собственное тщеславие и самолюбие. На протяжении всего романа читатель не видит раскаяние этого человека. Не мучают его ни сомнения, ни угрызения совести. Все это чуждые для героя нравственные понятия. Он следит только за тем, что происходит внутри него, как чувствует себя его душа. Все остальное не имело для него никакого значения. Он думал, что все и всегда во всем мире будет зависеть от его воли.

Кутузов совсем другой. Он ставит перед собой иные цели, совсем не сходные с Наполеоном. Его не интересует власть, почести или же слава в народе. Он командует русской армией, потому что так ему велит долг перед Родиной. Для него важно, что народ верит и доверяет ему. И цель его не в том, чтобы прославить себя на века, а чтобы изгнать противника из родной земли. Честь для него важна, все его поступки обдуманы и справедливы. Он не принимает поспешных решений. Он дорожит жизнью солдат, поэтому уже вызывает уважение.

Эти два великих полководца, которые остались в истории, руководят самыми величайшими армиями. Только от них зависит жизнь простого солдата на войне. Это прекрасно понимает и осознает Кутузов. Он старается быть внимательным к каждому своему солдату. Прекрасно походят толстовское описание в романе смотра солдат под Брауну. Немощный и больной полководец проходит сквозь весь строй солдат и замечает все: сапоги, которые уже совсем поизносились, потрепанную одежду. Узнает в толпе солдат он и тех, с кем лично был знаком или же сталкивался.

Кутузов пытается разговаривать с солдатом, чтобы понять его нужды. Он говорит с ними на одном языке. Полководец не стремится к славе и для него не столь важна похвала государя, нежели жизнь солдата. Михаил Илларионович пытается поговорить с каждым солдатом, вселить в него надежду на то, что все дальше будет хорошо. Полководец понимает, что от настроя солдат в бою многое зависит. У Кутузова и у простых солдат есть общие цели: ненависть к захватчику родной земли, любовь к родине, желание обрести свою независимость от французов. Эти общие цели помогают слиться всем солдатам русской армии в единую и непобедимую армию, которой командует мудрый полководец.

Наполеон относится к своим солдатам иначе. Для него жизнь солдата не имеет никакого значения, на первом месте у него только его желания и слава. А вот те, кто его окружают, совсем ему безразличны. Он часто любуется полем битвы, на котором остаются убитые солдаты. Он даже не оказывает помощи своим солдатам, которые попадают в бурное течение руки, хотя мог их спасти. Он выбирает позицию наблюдателя. Наполеон не чувствует ответственности за жизнь людей, которые верят ему и идут умирать за него. Для него главное - его комфорт, благополучие и слава.

История сама расставила все по своим местам. Эту войну 1812 года Наполеон с позором проиграл, хотя у него были великие планы. Решающий бой состоялся под Бородину, после которого французский полководец вместо славы получил позор, но он так и не смог до конца осознать, почему же победила русская армия. Зато это прекрасно понимает Кутузов, который переживает одинаковые чувства с солдатами: боль за Родину, которую топчут ноги врага. Мотивы героизма и мужества принадлежат не только великому русскому полководцу, но и солдатам.

Мудрость полководца и его сильный дух и воля приводит русской войско к победе над сильным противником. Трудное решение принимает Кутузов, говоря об отступлении от Москвы, но это помогает ему сберечь русскую армию, которая потом сражается еще лучше и побеждает.

Сочинение на тему: «Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 4.50 /5 (90.00%) 2 votes

Роман «Война и мир» по праву считается историческим произведением, отражающим реальные военные действия и реальную жизнь. Главной антитезой романа является противопоставление Кутузова и Наполеона. Причем противопоставление их не только как персонажей, но и как личностей с различными нравственными устоями.

Толстой описывает Наполеона немного в сатирической форме: толстые ляжки, короткая фигура и ноги. Он убежден в своей гениальности и победе, что говорит о его самовлюбленности и ограниченности. Толстой говорит о Наполеоне, как о человеке, у которого произошло помрачение ума. Его глупое воспитание в себе черствости, считая это мужеством и величием, приводят к этой мысли. Смерть для него- это обыденное зрелище, гибель своих солдат он воспринимает как должное.

Наполеону была предназначена жестокая и нечеловеческая роль. По мнению Толстого, у этого человека отсутствуют какие-либо нравственные качества, и от этого он глубоко несчастен, хотя и сам этого не видит. Этот персонаж неспособен на милость, сострадание, на понимание добра и красоты. Придти к этому пониманию он мог лишь путем отречения от собственного «Я». Тем не менее, каким бы он не был человеком. ему отводится большая роль в истории: «Он, предназначенный проведением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов, и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делал благодеяния!… он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас вершившегося не поражал его душу».
Противопоставлением Наполеону стал Кутузов- воплощение народной нравственности, величания, правды и добра. Цель Кутузова спасать людей, а не убивать и истреблять их. Он представлен как человек достаточно пассивный, так как он интуитивно предчувствует и прозревает ход войны. Здесь мы так же видим антитезу наполеоновской активности. Активность Наполеона основана лишь на суете и массе гениальных, как ему казалось, распоряжений. Кутузов в основном проигрывал сражения и отступал. Но в конце концов русская армия сломила вражеское войско и заставила «гениального Наполеона» бежать из России. Толстой уверен, что в этом и есть истинное величие- воспарять и не дать себя сломить.

Толсто в своем романе напоминает он об одной библейской заповеди: «Не сотвори себе кумира», особенно из самого себя. Эту истину не учел Наполеон и сам же погубил себя, придя к полной моральной деградации. Настоящее величие- это полная самоотверженность, высота духовная и нравственная. Как раз этими качествами и обладал великий полководец Кутузов и его армия, что и решило результат этой войны. В первую очередь человек не должен терять свою человечность. Для этого не нужно ставить себя в центр событий, кричать о своей гениальности. Только такие люди способные вызывать к себе восхищение и оставаться долгие годы в памяти своих потомков.

В романе «Война и мир» Л. Толстой рисует образы двух великих полководцев: Кутузова и Наполеона. Но отношение к этим двум историческим деятелям эпохи различное.

Наполеон изображен в романе сатирически. Внешность этого «великого» человека ничтожна и смешна. Толстой не раз повторяет определения «маленький», «малый ростом», снова и снова рисует «круглый малый живот императора», «жирные ляжки коротких ног».

Писатель подчеркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие выражения лица Наполеона. Особенно резко вырисовывается одна его черта - позерство. Наполеон ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», жест его «грациозно-величественен». Наполеон уверен: все, что делает и говорит он, «есть история». И даже такое отнюдь не величественное явление, как дрожание икры его левой ноги, выражавшей его гнев или беспокойство, представляется ему значительным, историческим.

По мере того как развертываются исторические события, все отвратительнее становится внутренний и внешний облик Наполеона. В период Аустерлицкого сражения он еще сохраняет человеческие черты: «…на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика.» Но годы идут. Новые сражения. Новые трупы. Лицо остается холодным и все больше оплывает жиром. И вот в день Бородинского сражения мы видим страшно изменившийся, отталкивающий облик императора («желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом»).

Главный аргумент, который выставляет писатель против тех, кто считал наполеона великим, заключается в следующем: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В оценке деяний исторической личности писатель применяет нравственный критерий.

В отличие от Наполеона Кутузов в изображении Толстого не только способен понять простого человека, но и сам по натуре простой человек. В его облике Толстой прежде всего и отмечает эту простоту, обыкновенные черты старого человека, «дедушки», как называет его крестьянская девочка Малаша. Ничего от повелителя народов нет в этом «полном, рыхлом» старике, в его сутулой фигуре, ныряющей тяжелой походке. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости! Вспомним его, когда он говорит с солдатами: «Лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки». Такова же речь Кутузова, понятная и близкая каждому. «Перестал говорить главнокомандующий, - замечает Толстой, - а заговорил простой, старый человек, очевидно, что-то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам».

Отличаются друг от друга и военные стратегии Наполеона и Кутузова.

Для Наполеона любое сражение в любой войне - это игра в шахматы, и все зависит от опытности и умения игрока. Поэтому он пытается руководить сражением, отдавая распоряжения одно за другим.

Совсем не то Кутузов. В Бородинском сражении, например, он не стремится отдавать распоряжения, но внимательно следит за происходящими событиями, всматривается в выражение лиц офицеров, приезжающих к нему с донесениями, вслушивается в интонацию их речи. Толстой объясняет поведение главнокомандующего: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч людей, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Для Толстого Кутузов - идеал общественного деятеля и идеал человека. Противопоставляя его Наполеону, писатель замечает: «…он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи». Вся его деятельность была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить и изгнать врага из России, «облегчая, насколько можно, бедствия народа и войска».

Образ Кутузова исторически правдив. Однако в размышлениях о деятельности великого полководца отразились противоречия, свойственные мировоззрению писателя.

Сопоставляя Наполеона и Кутузова, Толстой тем самым решает вопрос о роли личности в истории. Писатель приходит к выводу, что историей правят не отдельные личности, а народ. И именно поэтому главной мыслью романа является «мысль народная».

Сочинение на тему «Образ Кутузова и Наполеона » в романе «Война и мир «

Образ как Кутузова, так и Наполеона считаются центральными в романе «Война и мир», а именно во время раскрытия исторических событий. Данные герои создают в романе Льва Толстого некий контраст. Они оба являются бесспорными лидерами, которые достойны таких сильных противников. Однако все же один из них должен проиграть, чтобы другой смог одержать славную победу.

Образ Кутузова полон исторического величия, но в то же время здесь есть место для народной простоты. В этом герое нет ничего, что можно назвать наносным или неестественным. Автор не устает подчеркивать то, что фельдмаршал уже стар. Лев Толстой говорит о его рыхлом теле, шраме на лице, пухлых руках. Кутузову не всегда с легкостью удается взобраться на коня, иногда для этого нужно приложить много усилий, поэтому данный персонаж очень быстро устает. Но в то же время главнокомандующий многие видел в жизни, он является представителем суворовской школы, может по этой причине данный герой такой спокойный и сдержанный.

При любой возможности Толстой старается показать не только минусы Кутузова, но и подчеркнуть то, насколько гениальны его решения. Образ этого персонажа отражает все лучшие качества русского народа. В нем сосредоточена простота, стойкость, правдивость, доброта. Такой богатый внутренний мир является полной противоположностью внешности Кутузова, который по описанию кажется постоянно дремлющим и неактивным человеком. Он не телом силен, а духом и это значит многое.

У Кутузова есть еще одно очень важное качество, которое заключается в заботе о простых солдатах. Он стремится сохранить их хорошую жизнь. Этот герой является еще и очень мудрым политиком, ему не страшны придворные интриги. Он умеет поразить врага его же оружием.

Что касается образа Наполеона, то он является не менее сложным и многомерным, чем тот образ, который воплотил русский главнокомандующий. Поэтому многие критики считали, что Толстому было увлекательно воссоздавать в своем произведении французского императора.

Наполеон был простым офицером, который самостоятельно построил такую успешную карьеру, которая привела его к императорству. И этим он вызвал настоящее восхищение у современников. Для них он был настоящим гением, которому хотелось подражать. Однако Толстой в своем произведении не показывал Наполеона с привлекательной стороны, наоборот этот герой в «Войне и мире» выступал, как император с помраченным умом и совестью. Да и поступки этого человека были совершенно противоположны правдивости и доброте. В образе не было видно государственного деятеля. Здесь была только капризность и самовлюбленность.Автор показывает, что Наполеон никогда не смотрел на людей, он смотрел мимо. Для него было интересно только то, что касалось его самого, до всего остального ему не было дела. Ему казалось, что все в этом мире подчиняется его воле. Поэтому требования Наполеона очень сильно расходились с интересами народа. Толстой не единожды показывал, насколько величие Наполеона является мнимым, применяя при этом именно сатирические средства. Это можно увидеть даже при описании портрета Наполеона, у которого толстые ляжки и дрожащая икра левой ноги. В то же время его слова настолько высокопарны, что как будто за ним постоянно кто-то записывает. Таким образом, несмотря на то, что два этих сильных образа: Кутузова и Наполеона, являются центральными в произведении, все же они очень расхожие между собой. Это две противоположности, как любовь и ненависть, добро и зло, участие и равнодушие. И Толстой в своем гениальном романе под названием «Война и мир» доказал это.