Сообщение на тему творчество грибоедова. Творческий и жизненный путь грибоедова александра сергеевича. История создания «Горе от ума»

Творчество Грибоедова кратко вряд ли удастся описать, ведь этот человек написал не одно увлекательное и интересное произведение. А. С. Грибоедова даже в какое-то время называли самым умным человеком.

Но больше всего он запомнился людям, после написания своей юмористической комедии «Горе от ума».

Его жизнь была наполнена приятными и положительными эмоциями. За все, за что бы не брался , у него хорошо получалось.

Особенности творчества Грибоедова

Писать он еще начал, обучаясь в Московском университете, но публике го произведения не были представлены. В то время он регулярно выпускал корреспонденции. Больше всего произведений Грибоедов написал в жанре комедия.

Одним из отличительных моментов творчества можно назвать то, что Александр Сергеевич полностью отказался от романтизма, по которому фанатели его предшественники. Ему по душе был реализм. После своей главной комедии Грибоедову не удалось закончить ни одного произведения, хотя у него было много планов на свое будущее.

Вообще его личность и писательская судьба уникальная, в памяти народа он остался как автор одного масштабного произведения. Все те произведения, которые были написаны Грибоедовым, нельзя было сравнивать с комедией.

Другими комедиями Грибоедова можно назвать следующие:

  • Притворная неверность
  • Молодые супруги
  • Студент
  • Замужняя невеста
  • Своя семья.

Обобщение творчества Грибоедова

«Горе от ума» - это уникальное произведение, где писатель смог себя проявить как индивидуальность. Если все его произведения ничуть не отличались от произведений других писателей, то этого не сказать о главной комедии Грибоедова. Именно поэтому это произведение можно назвать одним из последних. Тут он рушил представлении я о классической комедии и писал, так как считал нужным, никого не слушая.

Не смотря на то, что после выхода комедии она собрала много критики, это произведение одно из удачных среди тех, которые создавались в девятнадцатом веке. В «Горе от ума» сталкиваются два поколения, и Грибоедов правдиво описывает то, как жили люди разных времен. Он подбирает слова, которые могут правильно описать состояние героев и самого автора. На этой комедии можно проследить, как мир переходит от классицизма к реализму.

Фразы, которые произносили Грибоедовские герои, нашли применение и в современном мире. Об этом еще говорил Пушкин после прочтения комедии, и вправду они давно стали крылатыми выражениями. Все комедии, за исключением «Горе от ума» были написаны по правилам, и может быть, поэтому получились не такими увлекательными и захватывающими.

В произведениях он описывал такие моменты:

  • Любовные интриги
  • Бедность народа
  • Жизнь дворян девятнадцатого века.

Такова характеристика великого поэта, которому принадлежат многие захватывающие труды.

Как один из основоположников современного русского литературного языка А. С. Грибоедов может быть поставлен в ряд с Пушкиным и Крыловым. Он прославился как автор всего лишь одной комедии, но комедия эта бессмертна.

В общественной борьбе по вопросу о “новом слоге” Грибоедов, как и Крылов, занимал особое место, не примыкая ни к одному из борющихся лагерей и вместе с тем сознавая слабые стороны обеих группировок. Грибоедов решительно боролся против галломании, против неестественного “смешения французского с нижегородским”, господствовавшего тогда в речи московских дворян.

Язык и стиль комедии “Горе от ума”, как и всякого талантливого литературного произведения, может рассматриваться в различных аспектах. Среди них — аспект непосредственного отражения в комедии разговорной речи современников и аспект нормативности языка литературного памятника.

Ни одно из литературных произведений того времени так полно и ярко не отразило живую разговорную речь тогдашнего московского дворянства. В особенности проявилось это в репликах Фамусова и его окружения, где преобладает отнюдь не литературная норма, а просторечие в причудливом соединении с галлицизмами. Наиболее показательны в этом отношении сцены из III действия комедии — прибытие семейства Тугоуховских или графинь Хрюминых — бабушки и внучки.

Впрочем, и речь самого Фамусова достаточно характерна. С одной стороны, мы в ней обнаруживаем черты областного диалектного слово- и формоупотребления: “Дочь Софья Павловна, страмница...”, “В погонь ли за полком”, “...сденьте шпагу”, “...в книгах прок-от не велик” и т. п. С другой — своеобразно претворенные лексические и фразеологические галлицизмы: “да не в мадаме сила”, “бывало, я с дражайшей половиной чуть врознь: уж где-нибудь с мужчиной” (перифраз: дражайшая половина = супруга). Отметим, что речь московских дворян в некоторых отношениях не отличается от речи крепостных слуг. Так, например, использование множественного числа существительных в качестве формы вежливости. В речи горничной Лизы: “опомнитесь, вы старики!”, “пустите, ветреники сами!” И в речи Фамусова: “давно полковники, а служите недавно” (о Скалозубе); “изволили смеяться” (об императрице).

Чиновничий жаргон с его показным чинопочитанием воплощен в репликах Молчалина. Характерна для них частица -съ — “слово-ерс” (сокращенное сударь). Так, в ответ Чацкому о присущих ему талантах Молчалин отвечает: “Два-съ. Умеренность и аккуратность”.

Речи фамусовского общества противостоит в комедии речь Чацкого. Это в какой-то мере идеал русского литературного языка с точки зрения самого Грибоедова. Недаром о Чацком в комедии отзываются как о мастере писать и говорить: “И славно пишет, переводит” или “Что говорит? И говорит, как пишет”.

Реплики и монологи Чацкого, проникнутые гражданственностью и патриотизмом, лишены, как правило, галлицизмов. Зато в них могут быть найдены элементы высокого слога: “в науки он вперит ум, алчущий познаний”; “чтоб истребил господь нечистый этот дух тупого, рабского, слепого подражанья!” и т. д.

Современников Грибоедова поразила необыкновенная непринужденность и легкость стиха в комедии, отражающего все оттенки разговорной интонации. Эти свойства грибоедовского стиха вместе с лаконической афористичностью способствовали тому, что строки из комедии, сразу же запомнившиеся читателям и слушателям, обогатили собою русскую афористику. Оправдался отзыв, данный о комедии А. С. Пушкиным в его письме к Пущину: “О стихах не говорю, половина войдет в пословицы”. Действительно, ни одно из произведений русской классической литературы не дало языку народа столько крылатых слов, сколько “Горе от ума”.

Показательна в данном отношении речевая практика В. И. Ленина. В его трудах, по материалам “Указателя” к Полному собранию сочинений, мы находим 94 речения, восходящих к афоризмам грибоедовской комедии. Так, например, использована Лениным гневная реплика Чацкого: “А судьи кто?”,— выступающая в качестве заглавия ленинской статьи (т. 16, с. 159). Использовано Лениным и репетиловское выражение “влеченье род недуга” (т. 17, с. 55). Семь раз приводится в работах Ленина выражение Скалозуба: “дистанция огромного размера” (например, т. 21, с. 291 и др), его же крылатое слово “Фельдфебеля в Вольтеры дать!” находим в т. 4, с. 392, см, еще афоризм “Что будет говорить... Марья Алексеевна” (т. 15” с. 67) и т. д.

Таким образом, Грибоедов — писатель, которому общенародный русский язык обязан заметным обогащением фразеологии. И в этом проявилось одно из прямых воздействий языка художественной литературы на общий литературный язык.

Рассмотрев основные моменты развития русского литературного языка в карамзинскую эпоху, мы можем сделать вывод, что он в значительной степени приблизился к установлению общенациональных норм словоупотребления. Оставался последний, завершающий шаг, и этот шаг был сделан в творчестве А. С. Пушкина.

Мешчерский Е. История русского литературного языка


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

Три писателя подарили нашему народу больше всех крылатых слов, ставших, по сути, поговорками, родной обиходной речью. Это — Крылов, Грибоедов, Пушкин. Если же учесть, что Грибоедов написал только одно произведение, то в этом смысле его можно поставить на первое место.

Начиная со знаменитой фразы «А судьи кто?» можно приводить, и приводить, и приводить примеры. Комедия «Горе от ума» уже в своем названии содержит поговорку. А дальше — «Ах, злые языки страшнее пистолета», «Ба! Знакомые все лица», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь», «Влеченье, род недуга», «Времен очаковских и покоренья Крыма», «Все врут календари», «Герой не моего романа», «Дверь отперта для званых и незваных», «Дистанции огромного размера», «Есть от чего в отчаянье прийти», «Завиральные идеи», «И дым отечества нам сладок и приятен» — какая блистательная строка, неисчислимое количество раз ее цитировали, а с какими чувствами ее произносили в эмиграции…


«Век нынешний и век минувший», «Кричали женщины ура / И в воздух чепчики бросали», «Мильон терзаний», «Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь», «Нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок», «Ну как не порадеть родному человечку», «Подписано, так с плеч долой», «Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок», «Послушай, ври, да знай же меру», «С чувством, с толком, с расстановкой», «Свежо предание, а верится с трудом», «Словечка в простоте не скажут, / все с ужимкой», «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — эта фраза Грибоедова волновала души целых поколений.

«Счастливые часов не наблюдают» — это выражение поэта стало, безусловно, поговоркой. Исследователи усматривают здесь связь с выражением Шиллера «Счастливому часы не бьют».

«Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь», «Французик из Бордо», «Что говорит! И говорит, как пишет!», «Что за комиссия, создатель, / Быть взрослой дочери отцом», «Шел в комнату, попал в другую», «Шумим, братец, шумим»…


Вот такое богатство языка в комедии Грибоедова. Люди, прочитавшие ее еще в рукописи, так и сыпали фразами, пересказывая комедию знакомым. Содержание, конечно, волновало прежде всего, но каким языком выражено это содержание! Язык героев стал основным выразителем образов. Во многом из-за языка стали крылатыми даже фамилии самих героев комедии — Молчалин, Фамусов, Скалозуб.

О сути комедии «Горе от ума» Пушкин написал: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собой признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его — характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно: не то …, не то московская кузина. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него труса? Старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен. Больные разговоры, сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и всюду принятый — вот черты истинно комического гения. Теперь вопрос. В комедии „Горе от ума“ кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными… Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту».

И еще Пушкин сказал: «О стихах я не говорю: половина — должна войти в пословицы». Так и произошло.

Мнений о комедии было очень много — и самых разных. Такой прозорливец, как Белинский, сначала восторженно принял «Горе от ума», но через несколько лет свое мнение поменял, отметив гениальную отделку произведения, осудил содержание «Это просто крикун, фразер (о Чацком), идеальный шут… неужели войти в общество и начать ругать в глаза дураками и скотами значит быть глубоким человеком?»

Но еще через несколько лет Белинский опять вернется к этой комедии и напишет: «Всего тяжелее мне вспомнить о „Горе от ума“, которое я осудил… говорил свысока, с пренебреженьем, не догадываясь, что — это благороднейшее, гуманическое произведение, энергический (при этом еще первый) протест против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников… против невежества, добровольного холопства…».

Большинство хвалило за «гражданский образ мыслей». Ругали комедию те, на кого была направлена сатира Грибоедова — московский генерал-губернатор, князь Голицын…

Родился Грибоедов, по одним данным, в 1795 году, по другим — в 1790, в Москве. Принято считать верной первую дату. Отец был офицером. Первоначальное образование великий драматург получил дома под руководством библиотекаря Московского университета, ученого-энциклопедиста Петрозилиуса. В 1806 году поступил на словесное отделение Московского университета, которое окончил со званием кандидата. Александр Сергеевич был разносторонне талантлив: он владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, обладал музыкальным даром — известны два его вальса, которые и сейчас порой исполняются на концертах, интересовался наукой.

Во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно вступил в гусарский полк. Но в боях ему участвовать не довелось.

В 1815 году перевел пьесу французского драматурга Лессера «Семейная тайна», которую тут же поставил Малый театр. Он писал полемические статьи, в том числе о театре.

В июне 1817 года, почти одновременно с Пушкиным и Кюхельбекером, Грибоедов поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Он был знаком со всеми видными писателями своего времени.

Жизнь Грибоедова резко изменилась после дуэли, в которой один из ее участников В. В. Шереметев получил смертельное ранение. Потрясенный случившимся, Грибоедов принял место секретаря русской дипломатической миссии в Персии. Поговаривали, что то была замаскированная ссылка. Этот период своей жизни Грибоедов назвал «дипломатическим монастырем» — он делал много набросков, планов, в те годы созревал замысел «Горя от ума».

Эта пьеса была написана в начале 1820-х годов, а впервые поставлена в Петербурге и Москве только в 1831 году. Издали ее впервые без цензурных купюр вначале за границей в 1858 году, а в России — в 1862-м.

Грибоедов много читал свою комедию в салонах, так что до постановки свет ее знал, и успех она имела огромный.

Как дипломат Грибоедов проявил себя прекрасно в заключении выгодного для России Туркманчайского мира с Персией. За это он был щедро награжден и возведен в ранг полномочного министра-резидента России в Персии.

6 июня 1828 года Грибоедов снова отправился на Восток. Уезжал он с тяжелыми предчувствиями, но надо было выполнить два ответственных поручения, предусмотренных мирным договором. По дороге он остановился в Тифлисе и женился на дочери грузинского поэта Чавчавадзе — Нине Александровне.

Два ответственных поручения в Персии — это взыскание контрибуции и отправка на родину русских подданных. Выполнить эти поручения было трудно прежде всего потому, что озлобленных и фанатичных персов против Грибоедова настраивали некоторые члены английской миссии.

Именно благодаря подстрекательству в Тегеране в декабре 1829 года произошло злодейское нападение фанатичной толпы на русскую миссию — все члены миссии, кроме одного человека, были перебиты. Грибоедов мужественно защищался до последнего. Его тело было так обезображено, что опознать Грибоедова удалось только по кисти левой руки, простреленной на дуэли с Якубовичем.

Пушкин сказал о смерти Грибоедова: «Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна».

Пьесу «Горе от ума» все, конечно, читали, поэтому пересказывать ее не имеет смысла. Хочется только расставить несколько акцентов.

Есть ли антикрепостническая направленность в «Горе от ума»? Конечно есть, хотя вроде и не принято сейчас об этом говорить.

С другой стороны, давно прошли времена крепостного права, но комедия эта всегда актуальна Почему? Потому что Грибоедов создал вечные образы, которые отражают и современных нам скалозубов, фамусовых, молчалиных. Ведь и сегодня вокруг нас есть и плутоватый Загорецкий, и шумный Репетилов. Да и Чацкий, этот молодой человек первой четверти XIX века, все-таки принадлежит не только своему времени — всегда приходят новые всплески борьбы за светлые идеалы, когда необходимо обличить пороки прошлого, чтобы устремиться к чему-то более достойному. Во все времена человек отчаивается, разуверяется и может повторить вслед за Чацким:

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок.

Главный конфликт комедии — между Чацким и Фамусовым — не в споре ума и глупости, а в разных взглядах на жизнь вообще. Это скорее нравственный конфликт. Великий русский писатель Иван Гончаров сказал: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим».

Особый дар драматурга заключается в умении создать такие образы, чтобы актеры могли во всей полноте проявить свои таланты, независимо от эпох и ситуаций. Поэтому «Горе от ума» уже два века не сходит с российской сцены. В ней есть все и на все времена.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

А.С. Грибоедов родился в Москве 4 (15) января 1795 г. (по другим данным — в 1794 г.) в знатной дворянской семье. В детстве получил разностороннее домашнее образование, а с 1802 г. по 1805 г. учился в Московском университетском Благородном пансионе. В 1806 г. стал студентом Московского университета. Окончив словесное (в 1808 г.) и этико-политическое (в 1810 г.) отделения, продолжал заниматься математикой и естественными науками. В студенческие годы Грибоедов, обладавший блестящими способностями, много и упорно работал. Еще в университете он стал полиглотом, с легкостью осваивая иностранные языки, не только европейские (французский, английский, итальянский и немецкий), но и древние (греческий и латинский). Позднее к ним добавились восточные языки — персидский, арабский и турецкий. Его литературный дар проявился в первых юмористических и сатирических произведениях. Годы учебы — время дружеского общения Грибоедова с будущими яркими представителями русского вольномыслия — Н.М.Муравьевым, И.Д.Якушкиным, Н.И.Тургеневым, П. Я. Чаадаевым.

В 1812 г. Грибоедов пошел добровольцем в армию и был зачислен корнетом в Московский гусарский полк, однако участвовать в боевых действиях против войск Наполеона ему не довелось. В 1817 г. началась его дипломатическая карьера: отставной военный стал чиновником Коллегии иностранных дел и до 1818 г. жил в Петербурге, активно участвуя в литературной и театральной жизни.

Грибоедов сблизился с молодыми писателями (В.К.Кюхельбекером, Н.И.Гречем, позднее — с А.С.Пушкиным) и театральными деятелями (П.А.Катениным, А.А.Шаховским, Н.И.Хмельницким, А.А.Жандром). В 1815 г. была опубликована и поставлена на сцене его стихотворная комедия в одном действии « Молодые супруги» — переделка пьесы французского драматурга Крезе де Лессера «Le secret du menage». В 1817 г. в соавторстве с П.А.Катениным Грибоедов написал комедию «Студент», а совместно с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким — комедию « Своя семья, или Замужняя невеста » (перу Грибоедова принадлежит начало второго действия). Написанная совместно с А. А.Жандром комедия «Притворная неверность» (вольный перевод комедии французского драматурга Барта «Les fausses infidelites») в 1818 г. ставилась на сценах Москвы и Петербурга. Участие в работе над этими бытовыми пьесами было пробой сил молодого драматурга перед началом работы над его главным произведением — во второй половине 1810-х гг. складывался замысел комедии «Горе от ума».

Назначение в 1818 г. секретарем русской дипломатической миссии в Персии Грибоедов считал своего рода « почетной » ссылкой, продиктованной желанием начальства удалить его из Петербурга. Поводом стала дуэль офицера В.Н.Шереметева и графа А.П.Завадовского из-за балерины А.И.Истоминой (Грибоедов был секундантом Завадовского).

После трехлетней службы в Персии Грибоедова перевели в Тифлис: с 1822 г. он служил при главноуправляющем Грузии генерале А.П.Ермолове. Именно в это время начал реализовываться возникший ранее замысел «Горя от ума». С середины 1823 г. до конца 1825 г. Грибоедов находился в длительном отпуске. Летом 1823 г. в имении своего друга С.Н.Бегичева — селе Дмитровском Тульской губ. — он усиленно работал над « Горем от ума», а осенью отправился в Москву, где выступал с чтением отрывков из комедии. В течение нескольких месяцев Грибоедов активно участвовал в московской литературной жизни: вместе с П.А.Вяземским написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», сотрудничал в альманахе «Мнемозина».

С июня 1824 г. до конца 1825 г. Грибоедов жил в Петербурге, продолжая литературные занятия — работу над текстом «Горя от ума» и новыми пьесами, которые остались незавершенными (драма «1812 год», трагедии «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия»). В столице он общался со многими людьми: писателями, театральными деятелями, будущими участниками декабрьских событий, в том числе с К.Ф.Рылеевым и А.А.Бестужевым, издателями альманаха «Полярная звезда». Дружеские связи с декабристами не остались незамеченными, вскоре после возвращения на Кавказ к месту службы Грибоедов вновь оказался в Петербурге: в январе 1826 г. Ермолов получил предписание о его аресте. Узнав об этом, Грибоедов сумел уничтожить все бумаги, которые могли бы скомпрометировать его на следствии.

На допросах в Петербурге он решительно отрицал свое участие в тайных обществах, что подтвердили в своих показаниях многие декабристы. После следствия, длившегося четыре месяца, его освободили за недостатком улик. Действительно, несмотря на широкий круг знакомых, связанных с тайными обществами, и соприкосновение с декабристами по некоторым идеологическим вопросам, Грибоедов был далек от декабристского движения. Вероятно, немалую роль сыграли в этом наиболее заметные черты его характера: замкнутость, осторожность, ироничный, скептический ум. Он критически относился к тем проектам «спасения» России, которые предлагали декабристы, хотя и был просветителем и вольнодумцем.

После возвращения на Кавказ в сентябре 1826 г. Грибоедов стал крупнейшей фигурой русской дипломатии на Востоке. В 1827 г. ему было поручено вести дипломатические отношения с Турцией и Персией, а в 1828 г. он активно участвовал в подготовке Туркманчайского мирного договора, положившего конец войне с Персией. После этого дипломатического успеха Грибоедов был назначен полномочным министром в Персию. Однако новое назначение вызвало в нем не радость, а тревогу и мрачные предчувствия: жизнь в только что «помирившемся» Тегеране сулила трудности и лишения. Накануне отъезда в Персию, в августе 1828 г., в Тифлисе Грибоедов обвенчался с Н.А.Чавчавадзе. Вскоре после свадьбы он выехал с посольством в Тегеран.

30 января (11 февраля) 1829 г. Грибоедов был растерзан толпой фанатиков — противников мира с Россией, разгромивших здание русского посольства. На памятнике, установленном на могиле Грибоедова в Тифлисе, высечены знаменитые слова его жены: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Как подчеркнул выдающийся поэт к критик XX в. В.Ф.Ходасевич, «в этом мрачном и романтическом финале только отчетливей прозвучал общий лад грибоедовской жизни, богатой чувствами, впечатлениями и событиями. Грибоедов был человек замечательного ума, большого образования, своеобразного, очень сложного и, в сущности, обаятельного характера. Под суховатой, а часто и желчной сдержанностью хоронил он глубину чувства, которое не хотело сказываться по пустякам. Зато в достойных случаях проявлял Грибоедов и сильную страсть, и деятельную любовь. Он умел быть и отличным, хоть и несколько неуступчивым, дипломатом, и мечтательным музыкантом, и «гражданином кулис», и другом декабристов. Самая история его последней любви и смерти не удалась бы личности заурядной» (очерк «Грибоедов»).

Творческий путь А.С. Грибоедова.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Творческий путь А.С. Грибоедова.
Рубрика (тематическая категория) Литература

Творчество поэтов-декабристов.

Грибоедов был участником Отечественной войны 1812 ᴦ.: он вступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участво­вал.

После выхода в отставку в 1816 ᴦ. Грибоедов живет в Петербурге. Служба в Коллегии иностранных дел сближает его с А. С. Пушкиным и В. К- Кюхельбекером. Грибоедов расширяет круг знакомых, среди которых А. И. Одоевский, С. П. Трубецкой, П. Г. Каховский, М. Ф. Орлов. Он знакомится с театральным миром: артистами Со­сницким, Семеновой, Вальберховой, позднее - с Каратыгиным. Гри­боедов много пишет для сцены, участвует в литературной полемике. Жизнь бурлила вокруг Грибоедова, и он не оставался безучастным к ней. И близость к декабристам, и возникший около этого времени замысел комедии ʼʼГоре от умаʼʼ свидетельствовали о том, что, уезжая в 1818 ᴦ. на службу в Персию в качестве секретаря русской диплома­тической миссии в Тегеране, Грибоедов уже понял общественно-политическую коллизию своего времени. В Петербурге Грибоедов наблюдал зарождение революционного движения.

С 1822 ᴦ. Грибоедов служит в Тифлисе при генерале А. П. Ермоло­ве. И здесь его окружали друзья и единомышленники. В дружеской атмосфере общения с Ермоловым и Кюхельбекером Грибоедов начал усиленную работу над давним замыслом ʼʼГоря от умаʼʼ и написал в Тифлисе первые два действия комедии.

Наиболее важными были московский и петербургский периоды жизни Грибоедова с весны 1823 по май 1825 ᴦ. Писатель вернулся из Тифлиса в долгосрочный отпуск и с головой окунулся в бурную обще­ственную и литературную жизнь. Здесь Грибоедов имел возможность на балах и раутах еще раз столкнуться с нравами реакционной фаму-совской Москвы, холодного, официального Петербурга и всœем сер­дцем и умом осознать благородную миссию молодых поборников свободы, таких, как его Чацкий.

Летом 1823 ᴦ. Грибоедов уехал в тульскую деревню своего прияте­ля С. Н. Бегичева, где с исключительным творческим подъемом работал над третьим и четвертым действиями ʼʼГоря от умаʼʼ. В июне 1824 ᴦ. Грибоедов уже читает комедию в литературных салонах Пе­тербурга и приятельских кружках. В это время в Петербурге гото­вится революционное выступление декабристов, в котором примут участие почти всœе друзья Грибоедова. Он познакомился здесь с К. Ф- Рылеевым, А. А. Бестужевым, долгое время жил в одной кварти­ре с А. И. Одоевским, где под диктовку переписывалось во множестве экземпляров ʼʼГоре от умаʼʼ для распространения по всœей России.

Последующие творческие замыслы Грибоедова отражали всœе более глубокое понимание автором непримиримости противоречий между крестьянством и помещиками и всœе более отчетливое осозна­ние исторической роли народа.

Литературно-критические взгляды А. С. Грибоедова в значитель­ной степени предопределяли реалистический художественный метод ʼʼГоря от умаʼʼ. Вместе с тем столь целостное по своей основной мысли и настроению, согретое неподдельным авторским лиризмом, гениаль­ное творение имело сложную творческую предысторию. Оно связано с ранними драматургическими опытами писателя.

В 1815 ᴦ. Грибоедов написал комедию в стихах ʼʼМолодые супру­гиʼʼ, являющуюся переделкой пьесы французского драматурга Крезе де Лессера ʼʼСемейная тайнаʼʼ. В 1817 ᴦ. совместно с П. А. Катениным он написал комедию-памфлет ʼʼСтудентʼʼ, а с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким - комедию ʼʼСвоя семья, или Замужняя невестаʼʼ. Несколько позднее совместно с А. А. Жандром он перевел с француз­ского языка комедию Барта ʼʼПритворная неверностьʼʼ. Конечно, ʼʼГоре от умаʼʼ резко отличается от этих пьес. Но и в них проявился талант драматурга. Характерной особенностью уже ранней драма- (тургии Грибоедова является ее сценичность: она рассчитана на живое < воплощение в актерской игре. Грибоедов писал для театра и сам смотрел свои пьесы из зрительного зала. Молодой драматург изучил лучшие драматургические приемы французского и русского класси­цизма, выдвигавшего важное требование: комедия должна быть сценичной, стройной в отношении архитектоники, с четкой завязкой и развязкой, стремительной по развитию действия.

Тогдашний комедийный репертуар развивался по двум линиям: А. А. Шаховский и М. Н. Загоскин писали злободневные сатирические комедии, которые всœегда были ʼʼурокамиʼʼ, полными намеков на совре­менников, а Н. И. Хмельницкий писал комедии на светские темы,

часто заимствуя сюжеты из французских источников. На основании ʼʼМолодых супруговʼʼ и ʼʼПритворной неверностиʼʼ Грибоедова нередко относили к ʼʼсветскойʼʼ школе Хмельницкого. Но это крайне односто­роннее мнение. Грибоедов уже в эту пору, усваивая достижения той и другой школы, искал свой путь. Именно этим объясняется его од­новременное сотрудничество с Шаховским и Хмельницким. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, полемика с литературными противниками, отталкивание от различных традиций в драматургии - характерная черта раннего творчества Грибоедова.

Несмотря на условный литературно-полемический подтекст, коме­дия ʼʼСтудентʼʼ в целом строится на бытовом материале. Комический эффект производит фигура студента и поэта-мечтателя Беневольско-го, который просит руки воспитанницы Вареньки и нужноедает всœем своими чувствительными виршами. О нем даже его слуга Федька говорит: ʼʼПойду возьму свои пожитки да поищу себе барина потолко­вееʼʼ. В пьесе есть удачные сцены в духе бытового реализма. Это особенно заметно в обрисовке помещика Звездова, его жены, гусар­ского ротмистра Саблина и воспитанницы, которая хорошо чувствует, ʼʼкаково быть сиротойʼʼ. Возможно, что эти сцены написал Грибоедов. Во всяком случае, его стиль чувствуется в колоритной речи хозяина дома - самодура-помещика Звездова.

Еще ближе к быту комедия ʼʼСвоя семья, или Замужняя невестаʼʼ. Из предисловия Шаховского к отдельному изданию комедии точно известно, какие сцены написал Грибоедов (начало второго действия до ухода Мавры Савишны). В этих сценах угадываются некоторые приемы будущего автора ʼʼГоря от умаʼʼ. Несмотря на легкость чисто комедийной интриги и традиционный напевный александрийский стих, в отдельных ситуациях и речевых характеристиках начинают выступать правдивые черты нравов провинциального барства.

По линии бытовой правды и мастерству языка связь между ранним творчеством Грибоедова и ʼʼГорем от умаʼʼ очевидна и давно установлена. Более сложным является вопрос о возникновении в творческом сознании Грибоедова образа Чацкого. Здесь разрыв между ранними пьесами и ʼʼГорем от умаʼʼ наиболее разителœен. Не­сомненно, образ Чацкого складывался в сознании драматурга посте­пенно, параллельно с ростом политического движения в стране. В тирадах Чацкого мы угадываем хорошо знакомую Грибоедову обличительную патетику революционно-романтической поэзии. Одна­ко и в раннем комедийном творчестве Грибоедова можно найти подступы к образу Чацкого. Хотя ʼʼПритворная неверностьʼʼ является всœего лишь вольным переводом французской пьесы XVIII в., объясне­ние Рославлева с Лизой сильно напоминает аналогичную сцену объяснения Чацкого с Софьей. Точно так же монолог героя в начале пьесы, полный сарказма против высшего света͵ его нравов и пред­рассудков, предваряет монолог Чацкого ʼʼА судьи кто?..ʼʼ. Рославлев говорит о тех, кто судит о его ʼʼстранностяхʼʼ:

Прелœестницы, с толпой вздыхателœей послушных, И общество мужей, к измене равнодушных, И те любезники, которых нынче тьма:

Без правил, без стыда, без чувств и без ума, И в дружбе, и в любви равно непостоянны. Вот люди!.. И для них мои поступки странны, Я не похож на них, так чуден всœем кажусь.

Четыре последние строчки отсутствуют у Барта и являются ориги­нальными стихами Грибоедова. А именно они наиболее сближают Рославлева с Чацким. Душевные переживания героя, его отношение к любимой девушке и к обществу намечают уже обе линии ʼʼГоря от умаʼʼ - любовную и политическую.

Относительно оценки позднейшего творчества А. С. Грибоедова существуют различные мнения. Н. К- Пиксанов считает, что Грибое­дов - ʼʼлитературный однодумʼʼ и после ʼʼГоря от умаʼʼ его творчество было неудачным. Это мнение оспаривает М. В. Нечкина, и к ней, по существу, присоединяется В. Н. Орлов. Оба автора отмечают идей­ную важность творческих замыслов Грибоедова, оставшихся неза­вершенными. Для правильного решения этого вопроса крайне важно разобраться как в идейной, так и в художественной стороне замыслов писателя.

Грибоедов мечтал создать ряд высоких трагедий, но до нас дошли лишь наброски планов и отдельные сцены. Дополнительные сведения о замыслах писателя находим у мемуаристов. С. Н. Бегичев рассказы-

вает о замысле пролога в двух актах под названием ʼʼЮность вещегоʼʼ, посвященного М. В. Ломоносову и предназначавшегося для открытия нового театра в Москве (ныне Большой театр). Замысел, видимо, относится еще к концу 1824 ᴦ. Вероятно, летом 1825 ᴦ. в Крыму Грибо­едов начал писать трагедию из эпохи борьбы русских с половцами (сохранился отрывок без заглавия, условно называемый ʼʼСерчак и Итлярʼʼ), Наиболее интересными были замыслы трагедии ʼʼРода-мист и Зенобияʼʼ (сохранилось схематическое изложение двух первых актов в чужой записи), исторической драмы о 1812 ᴦ. (сохранился план драмы и одна сцена) и трагедии ʼʼГрузинская ночьʼʼ (сохрани­лись две сцены и изложение содержания всœей трагедии мемуари­стом).

После разгрома восстания декабристов мысль Грибоедова настой­чиво билась над решением вопроса о причинах, вызвавших революци­онное движение и его разгром. Писатель не сошел с однажды избранного им пути, он, как и А. С. Пушкин, оставался верным заве­там и памяти декабристов. Но, как и Пушкин, он еще более четко осознал обреченность заговорщической тактики и решающую роль народа в борьбе за свободу.

Неосуществленные творческие замыслы Грибоедова свидетельст­вуют о его ненависти к крепостничеству и угнетению: в трагедии ʼʼГру­зинская ночьʼʼ рассказывалось о том, как грузинский князь отдал дру­гому князю в обмен на коня сына своей кормилицы; отчаявшаяся мать старается отомстить князю; гибнет его дочь, гибнет и сама кормилица.

Особенно замечателœен был замысел драмы о 1812 ᴦ. В центре пьесы - ʼʼвсœеобщее ополчение без дворянʼʼ, героем которого является крестьянин М *. Записи в плане весьма выразительны: ʼʼЗимние сцены преследования неприятеля и ужасных смертейʼʼ, ʼʼподвиги М *ʼʼ, затем сцена в Вильне, ʼʼотличия, искательства; вся поэзия великих подвигов исчезает. М * в пренебрежении у военачальников. Отпускается восво­яси с отеческими наставлениями к покорности и послушаниюʼʼ. Последняя пометка в плане свидетельствует о трагическом конце героя: ʼʼПрежние мерзости. М * возвращается под палку господина,

который хочет ему сбрить бороду. Отчаяние самоубийствоʼʼ. Что

скрывается под этим многоточием - нам неизвестно, но, возможно, и месть господину. Мы видим, как глубоко проник Грибоедов в на­родный характер Отечественной войны 1812 ᴦ.

Несомненно, одной из причин, помешавших писателю завершить свои смелые замыслы, была реакция, наступившая после разгрома декабристов. Недаром Грибоедов писал Бегичеву 9 декабря 1826 ᴦ.: ʼʼКто нас уважает, певцов истинно-вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепо­стных рабов?.. Мученье быть пламенным мечтателœем в краю вечных снеговʼʼ. Грибоедов считает, что героическое время прошло. В том же письме он добавляет: ʼʼЧитай Плутарха и будь доволен тем, что было в древности. Ныне эти характеры более не повторятсяʼʼ. Нечего было и мечтать увидеть в печати драму о 1812 ᴦ. Ведь и ʼʼГоре от умаʼʼ оста­валось под запретом.

Но была и внутренняя причина незавершенности этих замыслов Ни один из них в драматургическом отношении не поднимался до ʼʼГоря от умаʼʼ. Важнейшими качествами комедии Грибоедова, как мы говорили, были высокая идейность, злободневность и сценичность. Этих качеств не могла заменить ни глубина исторических параллелœей, ни яркость аллегорических намеков на современность. А именно в параллели с современностью весь смысл ʼʼРодамиста и Зенобииʼʼ, в иносказании - смысл ʼʼГрузинской ночиʼʼ.

Противоречия новой драматургии Грибоедова особенно явственно выступили в драме о 1812 ᴦ. Ее реалистическое и острополитическое содержание сочеталось со сценами фантасмагорических видений, которые нарушали общий характер пьесы. Здесь, наряду со сценами на Красной площади и под Москвой, передающими народный ха-.| рактер войны, должна была быть сцена в Архангельском соборе, где I на призыв ʼʼтрубного гласа архангелаʼʼ возникали ʼʼтени давно усоп- у ших исполинов - Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч.ʼʼ. Эти тени ʼʼпророчествуют о годинœе искупления для России... Хор бесплотных провожает их и живописным строем представляет их отшествие из храма; своды расступаются, герои поднимаются выспрь и исчезаютʼʼ. Все эти мистериальные мотивы чересчур противоречили реалистическому в общем замыслу. Подобным образом и в ʼʼЮности вещегоʼʼ показывалось, как сыну рыбака Ломоносову, почувство­вавшему свой завидный удел, покровительствует некий ʼʼневедомый муж, богомолецʼʼ, который оказывается его ʼʼтаинственным спутни­комʼʼ во время побега из дома.

В чем же тут дело? Ведь и Пушкин жил в годы реакции, но его творчество всœе более развивалось по пути реализма. Расширение круга исторических и западноевропейских тем в его творчестве не мешало росту реализма. Осуществляя один замысел за другим, Пуш­кин всœе глубже разрабатывал жизненные социально-психологические конфликты. А ведь Грибоедов пришел к реализму одновременно с Пушкиным и независимо от него. Дело в том, что грибоедовское мировоззрение и грибоедовский реализм никогда не были тожде­ственны мировоззрению и реализму Пушкина. Мы не знаем тексту­альной творческой истории ʼʼГоря от умаʼʼ (черновики не сохрани­лись), но вполне реалистические формы комедии, особенно в отноше­нии образа Чацкого, были найдены не сразу. Обратим внимание на предисловие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ Грибоедов написал к предполагавшемуся изда­нию комедии: ʼʼПервое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было. Гакова судьба всякому, кто пишет для сцены...ʼʼ Итак, совершенствуя ʼʼГоре от умаʼʼ, Грибоедов полагал, что он в какой-то мере его портит... В жанре трагедии ничто не побуждало автора стеснять свои ʼʼвозвы­шенныеʼʼ замыслы, а ʼʼсуетного желанияʼʼ видеть их на сиене, вероят­но, не было. В трагедии Грибоедов в большей степени, чем в комедии, был связан с поэтикой декабристов. В этом жанре сильнее проявлялся

романтизм декабристов. Историзм и народность Грибоедова еще чересчур зависели от передового романтизма, чтобы драматург впол­не и во всœех жанрах литературного творчества мог оторваться от его традиций.

Романтики-декабристы искали исконные черты русской народно­сти прежде всœего в национальной старинœе, в народных нравах и обря­дах, в вечевой вольности. До социальной трактовки народности они не поднимались. Пушкин пошел дальше: в ʼʼБорисе Годуновеʼʼ он пока­зал народ в качестве решающей силы истории, он воспел Разина, нарисовал образ Пугачева. Грибоедов занимает противоречивые позиции. В очерке ʼʼЗагородная поездкаʼʼ (1826), в которой писатель вслед за своим Чацким с горечью говорит о разобщении между наро­дом и классом господ, главная забота Грибоедова состоит в том, чтобы народ ʼʼхотя по языку нас не считал за немцевʼʼ. Грибоедов толкует здесь о дворянском классе суммарно, называя его ʼʼповреж­денным классом полуевропейцевʼʼ, к которому причисляет и себя. Грибоедов полагает, что на почве романтически и этнографически понимаемой им народности (песни, язык, одежда) возможно единœе­ние народа и господ. А пока ʼʼнарод единокровный,- восклицает Грибоедов,- наш народ разрознен с нами и навеки!ʼʼ

По этой причине, естественно, народное и героическое для своих трагедий Грибоедов пытается искать в прошлом. К такой трактовке теперь примешивается сознание того, что ʼʼэти характеры более не повто­рятся ʼʼ (вспомним замечание Грибоедова о Плутархе). В июне 1825 ᴦ. Грибоедов писал В. Ф. Одоевскому: ʼʼСам ц,я древнем Киеве; надышался здешним воздухом и скоро еду далее. Здесь я пожил с умершими: Владимиры и Изяславы совершенно овладели моим воображениемʼʼ (Грибоедов предполагал написать трагедию о Влади­мире Святом).

Этот же мотив героической старины, противопоставленный се­годняшним будням, звучит и в замечательной элегической думе Грибоедова ʼʼПрости, Отечество!ʼʼ, которую можно датировать време­нем после поражения декабристов. Грибоедов спрашивает, в чем же теперь мудрость жизни, когда пришлось

Свободу схоронить в могилу,

И веру в собственную силу,

В отвагу, дружбу, честь, любовь!!!

Есть только один выход:

Займемся былью стародавной. Как люди весело шли в бой, Когда пленяло их собой Что так обманчиво и славно!

Весьма вероятно, что это стихотворение было прологом или лириче­ским вступлением к какой-то поэме о героическом прошлом русского

народа. Но оно является частью и общей программы трагедийных замыслов Грибоедова после разгрома восстания декабристов.

И всœе же крайне важно оценить всœе значение идейной стороны новых замыслов Грибоедова, и особенно драмы о 1812 ᴦ. В набросках этой драмы он трактует проблему народности социально: помещичий класс - душитель свободы. Но в этих идеях и замыслах были истори­ческая ограниченность и непреодоленные традиции гражданского романтизма, которые помешали писателю создать новые законченные реалистические произведения.

Главной заслугой Грибоедова перед русской литературой явля­ется создание ʼʼГоря от умаʼʼ. Глубина изображения жизни, пафос свободолюбия, яркая типичность образов, меткий, афористический язык сделали комедию Грибоедова вечно юным и злободневным произведением.

Творческий путь А.С. Грибоедова. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творческий путь А.С. Грибоедова." 2017, 2018.