Сообщение о художнике репине кратко. Илья репин - биография, фото, личная жизнь, картины художника

О Льве Толстом кто-то сказал однажды: «Толстой — это целый мир». С тем же правом мы можем сказать и о Репине — картины Репина это целые миры, пережившие их создателя и живущие своей самостоятельной жизнью, в сердцах и умах миллионов. Но что мы знаем о самом художнике?

Сайт сайт собрал 10 самых интересных фактов из жизни художника, раскрывающих внутренний мир Ильи Ефимовича, его образ жизни с самых разных сторон.

1. Картина Репина «Приплыли»

Картина Репина «Приплыли»

Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее.

2. «Слишком много крови»


Репин И. «Иван Грозный убивает своего сына»

В январе 1913 года на одну их картин Репина – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – было совершено настоящее вооруженное нападение. Иконописец Абрам Балашов бросился на нее с сапожным ножом с криками «Довольно крови, слишком много крови!» и нанес полотну три ранения. Картина сильно пострадала. Восстановить полотно Репину помог его ученик – известный художник и реставратор Игорь Грабарь, который заполнил потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком.

3. Деньгам знал счет

Несмотря на то что он был вполне обеспеченным человеком, художник не позволял себе никаких значительных трат. Так, узнав, что по утрам билеты в петербургских трамваях стоят пятачок, а не гривенник, старался приезжать в столицу спозаранок. Когда его дочь Вера нуждалась в услугах массажиста, Репин предложил: «Ты возьми на один сеанс массажистку, заметь ее приемы и делай сама себе массаж!» При этом художник был завален заказами, и все знаменитости хотели, чтобы их портрет писал «сам Репин».

4. Бегство Ивана Бунина

В жестокую стужу Илья Ефимович заставлял всю семью спать вместе с ним на морозе - в том числе и малолетних детей. Для них сшили длинные мешки, и они каждый вечер отправлялись спать в комнату с открытыми окнами. «В холодной, - вспоминала его дочь, - спали и папа, и мама, и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица».

Жена Репина Вера Алексеевна, ярая пропагандистка вегетарианской еды, кормила всю семью и гостей каким-то отваром из трав. Зная это, приезжающие к Илье Ефимовичу тайно привозили с собой мясо, а потом съедали припасы в своей комнате, прислушиваясь, не идет ли кто-нибудь. Однажды Репин пригласил Ивана Бунина - чтобы написать портрет знаменитого писателя. Но, в отличие от художника, Бунин был гурманом, любителем отличной еды и дорогих напитков.

Впоследствии он описал этот случай так: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь - быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме - окна настежь.

Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит:

«Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».

Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал - страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»

5. Как Маяковский Репина рисовал

В 1915 году стихи Маяковского произвели большое впечатление на живописца Илью Репина .

— Я напишу ваш портрет! — сказал великий художник, для любого это была большая честь.

— А я — ваш! — ответил Маяковский и быстро тут же, в мастерской, сделал с Репина несколько карикатур, которые вызвали большое одобрение художника. Один из рисунков особенно привлек внимание художника.

Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисунок вызвал жаркое одобрение художника.

— Какое сходство! И какой — не сердитесь на меня — реализм! — заключил Репин.

6. Что Вы наделали, Маяковский?

Несмотря творческую дружбу с Владимиром Маяковским, Репин так и не написал портрет поэта, хотя желал этого с первой встречи. Когда в назначенный час Маяковский явился к нему, Репин разочарованно вскрикнул: «Что вы наделали!.. О!» Оказалось, что Маяковский, идя на сеанс, нарочно зашел в парикмахерскую и обрил себе голову, чтобы и следа не осталось от тех «вдохновенных» волос, которые Репин считал наиболее характерной особенностью его творческого облика и хотел запечатлеть. «Я хотел изобразить вас народным трибуном, а вы…»

И вместо большого холста Репин взял маленький и стал неохотно писать безволосую голову, приговаривая: «Какая жалость! И что это вас угораздило!» Маяковский утешал его: «Ничего, Илья Ефимович, вырастут!»

7. Репин в роли дворника

5 февраля 1910 года в «Новом театре», в Петербурге, состоялся спектакль литераторов, играли комедию госпожи Нордман-Северовой (вторая жена И. Е. Репина) «Ласточка права», в которой в качестве актера выступил и сам знаменитый художник. Репин играл роль дворника - одного из людей народа, которого главная героиня пьесы - эмансипированная девушка, увлеченная идеями равенства и конституционализма, приглашает в гости на чашку чая в попытке преодолеть консерватизм своего жениха.

Вот что об этом писала газета «Русское слово»: на «спектакле литераторов» в Петербурге привлек к себе всеобщее внимание знаменитый передвижник И.Е.Репин своим гримом и своей игрой в роли дворника. Шла пьеса Северовой «Ласточка права». Публика устроила И.Е.Репину овацию.

8. Репин+Айвазовский=Пушкин

«Прощание Пушкина с морем» (1887) — эта картина была создана Репиным в сотрудничестве с И. К. Айвазовским. Считается, что Айвазовский знал свою слабость в портрете, и сам пригласил Репина написать Пушкина в совместной картине. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку». Картина была написана в год 50-летия со дня гибели Пушкина, она хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге.

9. Репин и мистика

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

А позже художник придумал оригинальный способ — придумал подвесную палитру и более не держал ее в руках. Изготовленное по его просьбе и проекту изобретение крепилось на поясе при помощи ремней, тем самым освобождая руки для работы. Знаменитая подвесная палитра Ильи Ефимовича до сих пор сохранилась в музее-усадьбе «Пенаты».

10. Богатство в простоте

Несмотря на богатство и известность, Репин, при жизни ставший классиком русского искусства, всегда тянулся к простоте.

Круглый год художник спал на балконе, из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Летом живописец просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти.

Регулярно Илья Ефимович устраивал праздники, на которые приглашал местных жителей. Самый шумный из них состоялся в «Пенатах» 19 февраля 1911 года. В торжественной обстановке художник отметил 50-летие отмены крепостного права. По средам двери дома художника открывались для всех желающих.

Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды. На них неоднократно бывали Горький и Шаляпин, а также живший по соседству Корней Чуковский.

Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский отметил, что денег у него тогда не было совсем и выжил он исключительно благодаря «репинским средам».

Атмосфера на этих встречах была удивительно демократичная. Репин запросто мог сесть за один стол с самыми простыми людьми. Слуги же и вовсе обедали с ним постоянно, что было удивительно для России того времени. Илья Ефимович считал, что хорошее отношение и вегетарианская пища способны сделать людей добрее, и всегда старался помочь ближнему.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища.

Место для собственной могилы Репин также выбирал сам. Илья Ефимович долго колебался между несколькими вариантами и в конце концов остановился на маленьком холмике под соснами. Достаточно часто он приходил туда, чтобы работать. По просьбе художника знакомый фотограф несколько раз запечатлел его на фоне будущей могилы.

Сердце Ильи Ефимовича остановилось 29 сентября 1930 года. Неделю спустя его похоронили в маленьком склепе, возведенном на том самом холмике. По воле гениального живописца в его память был установлен самый простой деревянный крест. Впрочем, настоящий памятник себе Илья Ефимович создал еще при жизни, написав множество гениальных картин.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

29.09.1930. – Умер художник Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин, потомок кантонистов

Илья Ефимович Репин (24.07.1844–29.09.1930) – знаменитый художник. Родился в г. Чугуеве в семье военного поселянина-кантониста, занимавшегося торговлей. В 1855 г. посещал топографическую школу, но она закрылась из-за упразднения военных поселений. Учился у художника-иконописца И.М. Бунакова, выполняя заказы на иконы и росписи церквей; писал портреты.

Скопив денег, в 1863 г. уехал в Петербург и после занятий в Рисовальной школе Общества поощрения художников сдал экзамены в Академию художеств, где занимался около 10 лет, написав в ее стенах принесшую ему известность картину "Бурлаки на Волге" (1873). За программную работу "Воскрешение дочери Иаира" Репин получил Большую золотую медаль и право на трехгодичную командировку в Италию и Францию после окончания академии в 1871 г.

Впечатления Ильи Ефимовича от первого Рима с его христианскими святынями было весьма примечательным для понимания складывавшегося у него міровоззрения как основы его творчества. В 1875 г. В.В. Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. «Что вам сказать о пресловутом Риме? – писал он в одном из них. – Ведь он мне совсем не нравится! Отживший, мертвый город, и даже следы-то жизни остались только пошлые, поповские, – не то что во дворце дожей, в Венеции! Только один Моисей [работы] Микеланджело действует поразительно. Остальное, и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется... Я чувствую, во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия, с ее условной до рвоты красотой».

Вернувшись в Россию, в 1878 г. примкнул к "прогрессивному" Товариществу передвижных художественных выставок, став одним из вождей реалистической школы живописи. Его картины почти всегда были социально-критичны; была серия картин даже с симпатией к революционерам: "Под конвоем" (1876), "Арест пропагандиста" (1880–1889), "Отказ от исповеди" (1879–1885), "Не ждали" (1884). Церковная тематика у Репина также часто дышит критическим духом, таковы, например, картины "Крестный ход в Курской губернии" (1880–1883), изображающий верующих как тупую фанатичную толпу; "Протодьякон" (1877), – по словам критика: «экстракт наших дьяконов... у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев...». Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым.

Репин, впрочем, создал яркие по своей психологической выразительности портреты современников – А.Ф. Писемского (1880), (1881), (1881), П.А. Стрепетовой (1882), (1887). В них также нередко чувствуется оценочное содержание. Особенно в портретах на грандиозном полотне "Торжественное заседание Государственного совета" (1901–1903), которое Репин создал вместе с группой своих учеников.

Вероятно, талантливый художник стал заложником социальной и художественной среды, в которой жил и работал (и он был не единственным таким деятелем: см. биографии , ...). Уклониться от неписанных "интеллигентских" норм поведения для многих означало критику или профессиональное забвение. Именно потому подписывали они, например, протестное заявление российской интеллигенции в связи с процессом Бейлиса, выгораживая явного убийцу, – в их числе видим и фамилию Репина...

Возможно, здесь сказалось и происхождение Ильи Ефимовича. Можно предположить, что предки Репина были из евреев, поскольку и с отцовской, и с материнской стороны были кантонисты. «Есть и портрет самого художника на выставке, черты лица его объясняют, что вынуждает его выбирать и рассказывать такие моменты», – писал о причинах критической настроенности художника. О теплой дружбе Репина с еврейством см.: Григорий Островский. Илья Репин и евреи // "Вести", приложение "Окна". Тель-Авив, 1.1.2004.)

В результате Репин снискал себе симпатии и либералов, и революционеров. В советской школе его картины, как и других передвижников, служили примером "гневного протеста против деспотизма" и доказательствами "темной" и "реакционной" царской России.

Тем не менее в этой "реакционной" стране изрядный вольнодумец Репин, происходивший из довольно низкого социального слоя, стал в 1893 г. действительным членом Петербургской академии художеств. В 1894–1907 гг. преподавал в Петербургской Академии художеств (с 1898 по 1899 гг. – ее ректор) и надо полагать не бедствовал. "Торжественное заседание Государственного совета" писал как правительственный заказ.

Власть большевиков знаменитому художнику также не понравилась. Он стал эмигрантом, но не эмигрируя. Еще в 1899 г. он поселился в финляндской усадьбе "Пенаты" в Куоккале, которая после оказалась за границей. Попытки советского правительства вернуть "прогрессивного" Репина в СССР не удались.

Помещение этой заметки о Репине в календаре "Святая Русь" объясняется его огромной популярностью в среде "прогрессивной интеллигенции" и в советской школе – необходимо поместить ее в должные образовательные рамки для показа "от обратного" того, как далеки были многие подобные общепризнанные авторитеты "русской культуры" от осознания исторического призвания России. Отметим все же справедливости ради, что, тем не менее, некоторые его исторические полотна – когда они не касались его міровоззренческих противоречий с православной Россией – вошли в золотой фонд русской национальной живописи. Как, например, "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1891) и др. Да и "Бурлаки на Волге" – хотя это изображено утрировано – тоже были в недавней русской истории. Однако подлинно русский художник должен был бы не только "бичевать социальные язвы", но и глубже понимать их духовную природу, средства их излечения и ответственность за них того социального круга, к которому принадлежал сам Илья Ефимович.

Обсуждение: 9 комментариев

    Слабо!Репин антимонархист,противник Святой Руси,да к тому же фальсификатор(картина об так называемом убийстве Благоверным царем Иоанном Грозным сына).Специалисты относят последнее "творение" к сатанископодобным картинам.Само упоминание этого русофоба на сайте с символикой "Святая Русь" с такой умилительной интонацией - жест применения антимонархистам и русофобам.В начале 20 века православная Российская империя набрала мощный ход интеллектуального,военного,экономического развития.А всякие горькие,чеховы,репины видели в Святой Руси конца 19 и начала 20 века только плохое,чем оказывали неоценимую поддержку ее врагам(внутренним и внешним).Черного кобеля не отмоешь до бела. Автор рецензируемого текста пытается это сделать.Александр Первый(так меня называли в школе ввиду двух Александров с одинаковой фамилией)02.10.2009

    Абсолютная солидарность с Александром Первым.Шила в мешке не утаишь. Полуправда всегда была и будет называться-ЛОЖЬ. А у жида Репина к концу жизни рука-то отсохла. К чему-бы это? Ни полслова автор об этом не пишет. А жаль.

    Патриарх Кирилл в интервью каналу Россия: "...В каком-то смысле мы Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное - они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие."

    Он почти дословно повторил Геббельса: «Славяне, будучи этническими ублюдками, не способны воспринять и нести великое наследие Арийской расы, и вообще славяне не годятся для того, чтобы быть носителями культуры. Они не творческий народ, это стадные животные, а не личности, совершенно не приспособленные для умственной деятельности» (Пауль Йозеф Геббельс, 1942, «Дневники»).
    Славянские деревни в Германии. Официальная история трещит по швам. Остров Рюген - ОСТРОВ БУЯН. Аркаим. Смотри видео "Великая Тартария" СЛАВЯНСКИЕ СЕМЬИ САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ!!!

Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.

«Бурлаки на Волге» (1870-1873)

О работе молодого Репина упоенно писали газетчики. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, - чрезвычайно тяжелая, изнурительная, забирающая здоровье, а, порой, и жизнь, но позволяющая прокормить семью.

«Проводы новобранца» (1879)

Тема расставания длиной почти в жизнь становится главной на репинской картине «Проводы новобранца». В духе передвижничества художник создал многофигурную композицию, на которой жизнь показана в мельчайших деталях. Мастерский световой акцент на главных персонажах, созданный Репиным, формирует центр картины и ее идею – разлука неизбежна, она будет долгой, печальной и только Богу известно, суждена ли встреча.

«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. О чем эта история? О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность? Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий»? А, может… Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров.

Запрет на экспонирование картины «Отказ от исповеди» лишь подстегнул живописца – он самозабвенно принимается за воплощение своих замыслов и пишет «Крестный ход в Курской губернии». Сам Репин был уверен, что картина произведет фурор, и он оказался прав. Реакционная пресса критиковал автора «за несправедливое обличение и ядовитый сарказм», а вся передовая общественность восторгалась работой, превознося Репина до небес. «Следить» за «Крестным ходом» можно, пожалуй, бесконечно. Разношерстная толпа «разваливается» на отдельных персонажей: несущие тяжелый фонарь певчие, склоненные над пустым киотом из-под чудотворной иконы женщины, высокомерная барыня, несущая сам чудотворный образ. Но прежде всего в глаза бросается калека-горбун, который пытается приблизиться к фонарю. Однако для «таких» доступ закрыт – торжественная процессия надежно охраняется конными полицейскими и сотскими. Кто же из персонажей картины истинно верует: тот, кто идет во главе Крестного хода, или те, кого секут плетьми и стараются выкинуть на обочину?

«Вечорницi» (1881)

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей… Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно, именно поэтому картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Репин был очень дружен с Мамонтовым. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи, и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей.

Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время, и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание - заказ последовал от императора, и вряд ли художник мог от него отказаться. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин? Репин никуда не делся! Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины.

Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он… не написал. Великий представитель русского реализма в живописи… страстно увлекавшийся другими творческими методами. Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и… на территории Санкт-Петербурга одновременно. Творец, оставивший множество гениальных полотен, и… находивший время для множества других занятий - от преподавания и мемуаристики с публицистикой до насыщенной личной жизни и постоянных приемов гостей.

Догадались, о ком речь? Да, этот художник - Репин Илья Ефимович. Кто не знает его картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Не ждали», «Лев Толстой на пашне», «Иван Грозный убивает сына», и кто не произносил в непростой ситуации «картина Репина «Приплыли»»! Так что вполне естественный интерес потомков вызывает краткая биография Ильи Репина, которую я с удовольствием изложу.

Биография художника Ильи Репина

Детство и юность

Родился Илья Ефимович 5 августа (24 июля ст.ст.) 1844 года. Родной город живописца - Чугуев Харьковской губернии. Отец, Ефим Васильевич - отставной военный, торговавший лошадьми, пригоняя табуны с Донщины. Мать, Татьяна Степановна, шила и продавала шубы, много занималась образованием собственных детей, да еще и организовала для горожан всех возрастов маленькую школу, где преподавались Закон Божий, арифметика и грамота.

Дар художника у Илюши проявился благодаря двоюродному брату Трофиму, принесшему в дом Репиных акварельные краски и раскрасившему арбуз на странице детской азбуки. Увидев «ожившую» ягоду, словно по волшебству ставшую сочной и яркой, мальчик так увлекся рисованием, что маме стоило труда уговорить его отложить кисточку и покушать.

В возрасте 11 лет Илья начал учебу в школе топографов, считавшейся в Чугуеве престижной, но спустя два года закрывшейся. Не растерявшись, отрок нашел первое применение таланту в иконописной мастерской местного художника Ивана Бунакова. А в шестнадцать лет вступил во взрослую жизнь - расстался с родительской семьей и первым наставником, получив приглашение в артель кочевых богомазов с месячным жалованием 25 рублей.

Летом 1863 года Илья оказался неподалеку от города Острогожска Воронежской губернии, где родился знаменитый Иван Крамской. Местные жители поведали артельщикам о земляке, к тому моменту семь лет как уехавшему в Санкт-Петербург и поступившему в Академию художеств. Услыхав эту историю, юный Репин скопил немного денег и по примеру Крамского подался в столицу.

Первые достижения

Первая попытка юноши попасть в Академию была провальной, но он не сплоховал - снял комнатушку в мансарде и пошел в рисовальную школу, где вскоре стал лучшим учеником. Со второго раза Илья сдал экзамен, а плату за его учебу внес известный благотворитель Федор Прянишников.

Написанные в годы обучения первые картины Ильи Репина были удостоены нескольких наград вплоть до большой золотой медали за «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Это полотно и принесло молодому живописцу первую славу, докатившуюся до Москвы. Как результат владелец гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков именно Репину заказал картину с изображением знаменитых славянских композиторов. После многих лет нужды гонорар в 1500 рублей показался художнику огромным, и к 1872 году он блестяще справился с заказом.

Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен - «Бурлаки на Волге». Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

Завершенные в 1873 году «Бурлаки» произвели фурор как в России, так и далеко за рубежом, покорив публику горячей искренностью автора, тщательной прорисовкой персонажей и ассоциациями группы обездоленных бурлаков с процессией проклятых из дантовской «Божественной комедии».

Из Петербурга в Москву - через Париж и Чугуев

Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет, и дочка немножко подросла. Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.

Вернувшись на родину, чета Репиных неполный год прожила в Чугуеве. Малороссийские (украинские) мотивы обогатили творчество живописца, включая знаменитых «Запорожцев» (1891), сочиняющих жестко-юморной ответ на ультиматум турецкого султана.

Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Московский период начался с неоднозначно воспринятой критиками исторической картины «Царевна Софья», после которой Репин создал множество портретов выдающихся современников (композитора Мусоргского, писателей Толстого и Тургенева, мецената Третьякова и др.), начал писать шедевральный «Крестный ход в Курской губернии» (1883), сделал наброски «Ивана Грозного», «Запорожцев» и других известных полотен.

Тем временем в семье Репиных появилось четверо родных детей (три дочери и сын) и поселившийся в доме наставника юный Валентин Серов, благодаря покровительству Ильи Ефимовича ставший видным художником-портретистом. Сам Репин охотно писал портреты близких, а наилучшим из них я считаю изображение старшей дочери Веры Ильиничны «Осенний букет».

Снова в Северной столице

Почувствовав, что Москва стала утомлять его, художник с семьей и огромным багажом переехал обратно в Санкт-Петербург, где жил с 1882 по 1900 год. Здесь вышли из-под кисти великие произведения Репина Ильи Ефимовича- историческое полотно «Иван Грозный и сын его Иван» и картина возвращения из ссылки революционера-разночинца «Не ждали».

Название последней спустя много лет помогло родиться выражению «Картина Репина «Приплыли»». Основная версия его происхождения - посетители Сумского художественного музея по ошибке отнесли к работам Ильи Ефимовича висевшее рядом с ними произведение Льва Соловьева под оригинальным названием «Монахи. Не туда заехали». А картиной «Приплыли» окрестили по ассоциации с «Не ждали»!

Куоккала - Репино

С 1900-го и до кончины 29 сентября 1930 года Репин жил в имении Пенаты в Куоккале, которая в 1918-м стала территорией Финляндии, а после Второй мировой отошла к СССР. Вопреки стараниям советского руководства, при жизни великий живописец не вернулся в Россию, не желая оставлять насиженное место в преклонном возрасте. Зато теперь экс-Куоккала называется Репино и входит в состав города Санкт-Петербурга.

Илья Ефимович был женат дважды. Вера Алексеевна ушла от знаменитого мужа, не выдержав тягот «салонной жизни» и повышенного внимания к нему поклонниц. Детей чета поделила поровну: старшие Вера и Надежда - мужу, младшие Юрий и Татьяна - жене. Вторая супруга - писательница Наталья Нордман-Северова, к которой Репин и переехал в Пенаты. Заболев туберкулезом, Наталья Борисовна оставила имение мужу, отказалась от его денег и уехала лечиться в Швейцарию, где скончалась в 1914 году. Их общая дочь прожила на этом свете две недели.

Илья Ефимович продолжал работать до самой смерти в возрасте 86 лет, даже после того, как его перестала слушаться правая рука. Живописец научился писать левой рукой и картины, и письма, которые в последние годы стали для него последним способом общения с друзьями, находящимися в СССР.

Музеи Репина, кроме Пенат, находятся в Самарской области, г. Чугуеве и под Витебском.

Картины Ильи Репина









Категория

(1844 – 1930)

Пожалуй, никто из русских художников 19 века не пользовался при жизни такой славой и признанием как Илья Репин. Он занимал в художественном мире место, близкое к тому, что в мире литературном – Лев Толстой. Каждая его новая картина ожидалась с напряженным вниманием и становилась событием и знаковым произведением в истории русской живописи.

«Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» — всемирно известные шедевры Репина и этапные полотна в развитии художественной мысли в России.

Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л.Н.Толстого, М.П.Мусоргского, А.Г.Рубинштейна, Н.И.Пирогова, В.В.Стасова, П.М.Третьякова, С.И.Мамонтова и многих других великих людей русской культуры.

Наделенный необычайно острым ощущением жизни, её трудных социальных проблем и глубоких духовных запросов, он обозначил своими произведениями самые существенные стороны русского реализма. Художественный мир Ильи Репина – явление, обладающее необычайной внутренней целостностью, целостностью особой, которая существует не вопреки, а благодаря многообразию творческих задач, широте охвата действительности.

Целостность эта была органически связана с общим характером русской демократической художественной культуры второй половины 19 века, с её стремлением осознать свою социально-историческую миссию и постановке кардинальных проблем человеческого бытия.

Репина отличал поразительный дар ощутить и отразить в своих произведениях главную идею эпохи, умение увидеть её в частных судьбах и характерах людей. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы.

Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуев Харьковской губернии в семье военного поселянина. Первоначальные художественные навыки получил в Школе военных топографов в Чугуеве (1854-1857) и у чугуевского иконописца И.М.Бунакова. Вместе с иконописными артелями расписывал церкви и писал иконы для церквей Чугуева, окрестных сел и сел Воронежской губернии.

В 1863-1864 занимался в Рисовальной школе ОПХ в С.-Петербурге. Учился в Императорской Академии Художеств (1864-1871) в классе исторической живописи, где преподавали Ф.Бруни, А.Марков, П.Шамшин. Был награжден малыми и большой серебряной медалями, за программу «Воскрешение дочери Иаира» (ГРМ) был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу на шесть лет.

Одновременно с учебой в Академии продолжал занятия в Рисовальной школе ОПХ, где познакомился с И.Крамским, и начал посещать вечера Петербургской артели художников. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ.

В май 1873 года выехал за границу, посетил Всемирную выставку в Вене, был в Италии, с осени 1873 обосновался в Париже. Здесь он сблизился с кружком И.С.Тургенева и Полины Виардо, вместе с художниками В.Поленовым, А.Боголюбовым, К.Савицким и А.Беггровым летом 1874 работал в местечке Вёль в Нормандии. В июле 1876 до окончания пенсионерского срока вернулся в Россию. За исполненную в 1876 году картину «Садко» удостоен звания академика.

В 1876-1877 жил в Чугуеве, с 1877 переехал в Москву. В своей московской мастерской устраивает рисовальные и акварельные вечера. Летние месяцы в 1877-1879 годах Репин гостит в имении Абрамцево у Мамонтовых, становится членом абрамцевского художественного кружка. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1878-1890 и 1897-1918).

В сентябре 1882 года переехал в С.-Петербург, профессор-руководитель живописной мастерской ВХУ (1894-1905, 1906-1907). В 1892 получил звание профессора, с 1893 – действительный член ИАХ. Почетный член Академий и художественных обществ многих стран Европы. Неоднократно совершал поездки по России и Европе для работы над картинами и участия в выставках.

В 1895-1899 преподавал в Рисовальной школе княгини М.К.Тенишевой в С.-Петербурге и Смоленске. В 1892 приобрел имение Здравнево в Витебской губернии (ныне Дом-музей и.е.Репина), где до 1900 года работал в летние месяцы.

В 1899 купил в дачном поселке Куоккала под С.-Петербургом усадьбу, названную им «Пенаты», где с 1903 года и до конца жизни жил постоянно. С 1948 года поселок носит название Репино, здесь работает Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты».