Спасо яковлевский монастырь. Спасо-яковлевский димитриев мужской монастырь. Жизнь святителя Дмитрия

Спасо-Яковлевский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Помимо главной достопримечательности Ростова Великого в городе есть много достойных посещения мест. Одно из таких - Спасо-Яковлевский монастырь. Здесь в Зачатьевском соборе хранятся мощи Димитрия Ростовского и Св. Иакова. Яковлевская церковь с нарядной трапезной, Димитриевская церковь, построенная на средства графа Шереметева, и стройная трехъярусная колокольня составляют ансамбль монастыря. Территория небольшая, но ухоженная, есть источник со святой водой. Монастырь окружают каменные стены с четырьмя башнями восьмигранной формы, на одну из которых можно подняться, чтобы насладиться открывающимся видом на саму обитель, озеро и городские окрестности.

В обители молились Государыня Императрица Екатерина II, Императоры Александр I, Николай I, Александр II, Николай II, члены Августейшей Фамилии.

Когда-то бедная, обитель святителя Иакова уже в XVIII веке стала одним из богатейших монастырей России. В древности монастырь именовался Зачатьевским - по названию главного и единственного тогда храма, посвященного Зачатию праведной Анною Пресвятой Богородицы.

В 1923 году монастырь был закрыт, через пять лет последовало запрещение богослужений во всех храмах. Иноков изгнали, монастырское имущество частично поступило в музей, но большую часть его разграбили или уничтожили. Все последующие годы обитель пребывала в запустении, строения ее разрушались.

В наше время обитель имеет монастырскую библиотеку, ризничную, иконописно-реставрационную мастерскую, швейную мастерскую (для пошива одежды для братии), пекарню, просфорню, столярную мастерскую, мастерскую по ремонту транспорта, гараж. Имеется баня, прачечная. В монастыре ведется натуральное хозяйство.

Спасо-Яковлевский монастырь

Полезная информация

Спасо-Яковлевский монастырь находится на окраине г. Ростова Великого, на берегу озера Неро, в 10-15 мин. пешком от Кремля в сторону Москвы

Адрес: Ростов Великий, ул. Энгельса, 44.

Спасо-Яковлевский монастырь - православный мужской монастырь. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. С 1764 до 1888 имел статус ставропигии.

История монастыря

Средневековый период

Основан в 1389 году ростовским епископом св. Иаковом († 27 ноября 1392; память - 27 ноября). Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила (основанной ещё в XI веке св. Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-е годы), рядом с источником (сейчас над ним - часовня 1996 года), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Вскоре возле церкви формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа; так сформировалась новая обитель.

После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 года. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия св. Анны.

Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским - по имени основателя обители. Со времени основания обители (XIV век) до второй половины XVII века все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней).

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий , позднее Зачатьевский собор (1686), построенный на месте одноимённой деревянной церкви. Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства в то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич. В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень.

Монастырь в XVIII веке

В 1702-1709 годах монастырь находится под особой опекой ростовского митрополита Димитрия Ростовского. Приехавший 1 марта 1702 в Ростов по велению Петра Первого, он был торжественно встречен в Яковлевском монастыре и сразу же отслужил благодарственный молебен в Троицком (будущем Зачатьевском) соборе. По преданию, в тот же день он указал место своего будущего погребения - в юго-западном углу храма.

Димитрий Ростовский был погребён 25 ноября 1709 года в Троицком (будущем Зачатьевском) храме. Над местом его погребения была выстроена деревянная гробница со стихами-эпитафией, написанными другом умершего - местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским). Кроме того, согласно воле умершего, в монастырь поступили две иконы Богоматери: келейная Боголюбская с ростовскими угодниками и особенно почитаемая Ватопедская.

В 1725 году велением ростовского епископа Георгия (Дашкова) к Троицкому собору был пристроен северный Зачатьевский придел , в XIX веке перестроенный в отдельный храм. В 1754 году по указу Арсения (Мацеевича) собор был переименован в Зачатьевский (так же, как назывался и его деревянный предшественник; название сохраняется и поныне), а придел - в честь Иакова Ростовского.

21 сентября 1752 году при починке церковного пола были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского; согласно житийному повествованию, мощи и одежда святителя, не тронутые тлением, были трижды освидетельствованы церковными иерархами. 22 апреля 1757 года состоялась канонизация св. Дмитрия Ростовского. Число паломников в монастырь сразу же значительно увеличилось. У западной стены в том же году был построен гостиный двор для богомольцев. По заданию митрополита Арсения (Мацеевича) монастырский эконом завёл тетрадь, куда паломник могли бы записывать свои рассказы о чудесных исцелениях у гробницы святого. Получившаяся большая рукописная книга, которая охватывает события с 1753 по 1764 годы и содержит описание 288 исцелений, ныне хранится в Архиве Ростовского музея.

В 1758 году из серебра, добытого на Колыванских рудниках, по приказу императорицы Елизаветы Петровны была создана рака для мощей св. Димитрия Ростовского. На серебре была выгравирована эпитафия св. Димитрию, сочинённая Михайло Ломоносовым. 25 мая 1763 года состоялся первый крестный ход от Успенского собора Ростовского Архиерейского дома к Спасо-Яковлевскому монастыря, который с тех пор проводился ежегодно (вплоть до революции).

Сохранилось несколько описей монастыря, относящихся к середине XVIII века: деревянная рубленая ограда с воротами в каждой стене (и ограда, и ворота были крыты тёсом). Главные - Святые - ворота, украшенные росписью, находились с восточной стороны. Остальные трое ворот были въезжими, причём рядом с каждым находилась небольшая входная калитка. Возле западной стены находились настоятельские покои - деревянные, с четырьмя комнатами и сенями, лестница из которых вела в светёлку. С южной стороны находились каменные братские кельи, в северо-восточном углу - несколько деревянных келейных корпусов. С восточной стороны располагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшня, сарай, два каменных погреба; около Святых ворот стояла хлебная палата с кухней; в юго-восточном углу - каменная поварня и пивоварня. За восточной стеной ограды был расположен монастырский двор, на котором стояли три избы, за западной - гостиный двор для богомольцев.

С 1764 года, согласно манифесту Екатерины Второй, до 1888 года монастырь числился ставропигиальным, то есть подчинённым непосредственно Святейшему Синоду.

В тому же году к обители приписаны строения стоявшего рядом упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря, в том числе монументальный Спасо-Преображенский собор XVII века (это единственное здание Спасо-Песоцкого монастыря, сохранившееся до наших дней). По этой причине в 1765-1836 годах обитель официально именутся Спасо-Иаковлевским Зачатьевским монастырём .

В 1760-е годы в Зачатьевский собор был поставлен деревянный резной иконостас, выполненный резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. В 1780 году иконы специально для этого иконостаса написал харьковский иконописец В. Ведерский.

Во второй половине XVIII века деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой . На углах и над воротами появились красивые, с легкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами - высокая трехъярусная колокольня. В монастырском дворе были построены двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус.

В конце XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре расцветает искусство финифтяной иконы. Возникновение этого промысла в Ростове связано с именем митрополита Арсения (Мацеевича), пригласившего в Ростов иконописцев, работавших в современных для того времени стилях, - для поновления старинных и написания новых икон. Среди них были и мастера финифтяной иконы. Вначале центром финифтяного промысла был ростовский Архиерейский дом, а после перевода Архиерейского дома в упразднённый к тому времени ярославский Спасо-Преображенский монастырь основным заказчиком финифтяных икон стал Спасо-Яковлевский монастырь, где их покупали на память о посещении монастыря богомольцы.

В 1794-1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева был возведен Димитриевский собор . Этот богатый храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов. Шереметев желал создать храм, достойный мощей св. Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сразу после окончания строительства. Однако высшее духовенство Ярославской епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Н. П. Шереметев был крупнейшим благотворителем за всю историю обители: помимо строительства собора, он жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после смерти Шереметева (1809) монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами св. Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге согласно завещанию графа. В память о Шереметеве Димитриевский собор нередко называют Шереметевским .

Монастырь в XIX - начале XX веках

В начале XIX века в монастырь подвизался «гробовой старец» Амфилохий, который в течение 40 лет ежедневно по многу часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского. После смерти старца в Ростове установилось его местное почитание.

В 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора 1754 года выстроен храм св. Иакова Ростовского . Строительство церкви было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства благотворительницы монастыря - графини А. А. Орловой-Чесменской (чуть раньше участвовавшей в восстановлении и перестройке новгородского Юрьева монастыря). Росписи были выполнены Тимофеем Медведевым (не сохранились до нашего времени).

В 1836 году возведена паперть Зачатьевского собора. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов, в том числе гробового иеромонаха Амфилохия (ум. 1824) и архимадрита Иннокентия (ум. 1847), справа - Полежаевых Михаила Михайловича (ум. 1876) и Веры Леонидовны (ум. 1885).

В 1860-х годах был выстроен заново главный иконостас Димитриевского собора. Теперь он представлял собой триумфальную арку из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

В 1836 году Святейший Синод по прошению архимандрита Иннокентия утвердил новое официальное наименование обители - Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь .

В монастырь приезжали на богомолье Екатерина Вторая, Александр Первый, Николай Первый, Александр Второй, Николай Второй.

В монастыре сохранялось огромное собрание книг и рукописей, ценный архив нот, исторических документов.

В 1909 году возникает традиция перенесения мощей св. Димитрия Ростовского из Зачатьевского собора в Димитриевский: с 25 мая по 28 октября мощи ежегодно пребывали в Димитриевском соборе (как и хотел его строитель - Н. П. Шереметев), остальное время - в Зачатьевском. Перенесение мощей сопровождалось крестным ходом при большом стечении народа.

В начале XX века были освящены новые храмы внутри уже существовавших к тому времени построек. В Иаковлевской церкви в 1912 году открыт пещерный храм в честь Воскресения Христова , а в 1916 - придел в честь Ватопедской иконы Божьей Матери (последний - на пожертвования С. П. Колодкина «в вечное поминание убиенного воина Феодора»). В 1909 году в юго-западной башне открыт храм в честь Толгской иконы Божией Матери - домовая церковь настоятеля монастыря. Из этой церкви по лестнице можно было подняться на смотровую площадку башни, откуда открывалась панорама города.

Упразднение и возрождение обители

С 27 февраля 1909 года до закрытия обители настоятелем был епископ (впоследствии митрополит) Иосиф (Петровых).

После 1917 года службы в монастыре шли только в Яковлевской цекрви.

В 1923 году монастырь был окончательно закрыт. В зданиях монастыря были размещены жилые квартиры, мастерские. Иноков изгнали, монастырское имущество, книги и рукописи частично поступили в Ростовский музей, частично разграблены. В 1928 году часть рукописного собрания бывшего Спасо-Яковслевского монастыря была перевезена в Москву (ныне - в РГАДА).

В 1980-е годы был разобран резной барочный иконостас XVIII века из Зачатьевского храма. В настоящее время сохранился только его остов.

15 апреля 1991 года монастырь возвращён Русской православной церкви. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлён.

В монастыре покоятся мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же пребывают иконы Ватопедской Божией Матери и келейная св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский некрополь.

В 1996 году над источником вновь сооружена небольшая деревянная часовня (архитектор - М. Панкратов, Москва), освящённая в честь святителя Иакова., освященная 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым).

Современный облик обители

Все три храма, находящиеся на территории монастыря, выстроены в единую линию вдоль восточной стены обители - это придаёт внешнему облику монастыря строгий классический вид.

Зачатьевский собор

Современное здание собора (первоначально освящённого в честь Троицы) выстроено в 1686 году в узорочном стиле. Своды поддерживают четыре столпа. Алтарь отделён каменной стеной с иконостасом. Между столпами и стенами переброшены арки.

В XIX веке собор был окружён пристройками. Северный каменный Иаковлевский (первоначалльно - Зачатьевский) придел выстроен в 1725 году. Паперть собора возведена в 1836 году. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов: слева погребены гробовой иеромонах Амфилохий (ум. 1824) и архимадрит Иннокентий (ум. 1847), справа - Полежаевы Михаил Михайлович (ум. 1876) и Вера Леонидовна (ум. 1885).

Внутри сохранились древние фрески 1689 года. На алтарной стене (на уровне местного ряда иконостаса - в правой нише) сохранилась надпись в четыре ряда:

Фрески выдержаны в жёлтых, голубых, коричневых тонах. В стенных нишах по сторонам иконостаса изображены: справа - праведные Иоаким и Анна, слева - святитель Иаков. В верхнем ярусе настенных росписей изображены ветхозаветные события, связанные с праотцем Авраамом и явлением ему Святой Троицы. Нижний ярус стен расписан фресками на евангельские события. На столпах изображены воины-мученики.

Димитриевский собор

Димитриевский собор нередко именуют Шереметьевским в честь его строителя - графа Н. П. Шереметева, а также его сына Д. Н. Шереметева (устроившего здесь в 1869-1870-х годах новый иконостас) и внука С. Д. Шереметева (также сделавшего несколько крупных вкладов в обитель).

Собор возведён в 1795-1801 годах в классицистическом духе по проекту московского архитектора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева Миронова и Душкина. Храм бесстолпный, огромный купол опирается на сильно выступающие пилоны, украшенные двумя парами пилястр, выполненных из искусственного мрамора. В соборе очень светло благодаря окнам алтаря, высоким боковым окнам и продолговатым окнам барабана.

Перед входом в храм - трапезная со сводчатыми перекрытиями, которые опираются на два квадратных столпа. В трапезной два придела, посвящённых св. Дмитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу.

Димитриевский храм построен как холодный; отапливались лишь приделы, где службы совершались круглогодично.

Первоначально все иконостасы храмы были деревянными, однако в 1860-х годах иконостас главного храма были заменен на новый - в виде триумфальной арки из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г. Замараева. Главное скульптурное изображение храма - «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» - находится на фронтоне северной стороны.

Стенные росписи исполнены большей частью ростовским художником Порфирием Рябовым в начале XIX века. В центральном куполе изображена Святая Троица, на двенадцати овалах - апостолы, на парусах - евангелисты, на стенах - мученица Александра, преподобный Иларион, св. Александр Невский, св. Сергий Радонежский, на столпах - св. Леонтий Ростовский, св. Николай Чудотворец, в трапезной - орнаменты и сцены из жития св. Димитрия Ростовского.

Яковлевская церковь

Храм св. Иакова Ростовского выстроен в 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора. Строительство собора было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.

Храм пристроен вплотную к Зачатьевскому собору и имеет с ним общую паперть. Яковлевская церковь была тёплой, отапливалась круглый год (в отличие от летнего Димитриевского и нерегулярно отапливаемого в XIX веке Зачатьевского соборов).

Росписи, выполненные Тимофеем Медведевым, не сохранились.

Колокольня

Возведена во второй половине XVIII века. Трёхъярусная, довольно простая по архитектуре, она несколько теряется на фоне храмов монастыря. Отделка колокольни отличается лаконичностью.

Количество колоколов менялось на протяжении времени: в конце XVIII века их было 4, к началу XX века их было 22, причём самый большой весил 12,5 тонн (около 3 тыс. пудов).

Каменная ограда

Братские кельи

Настоятельский корпус

Надкладезная часовня Св. Иакова

Построена над источником, который известен местным жителям с давних пор, считается целебным и, по легенде, связан с именем Св. Иакова (хотя достоверных подтверждений этому не имеется).

Деревянная часовня возведена в 1996 году (архитектор - М. Панкратов, Москва).

Настоятели монастыря

О первых настоятелях Яковлевского монастыря, управлявший обителью после смерти св. Иакова, сведений не сохранилось. В отдельных документах XVII века упоминаются имена двух игуменов - Павла (1624) и Иоакима (1686).

Более или менее подробные сведения о настоятелях монастыря известны с первых лет XVIII века:

XVIII век

  • игумен Никодим (упомянут в 1701-1703 годах)
  • игумен Иаков (1720-1734)
  • игумен Иосиф (упомянут в 1734)
  • игумен Рафаил (упомянут в 1735)
  • игумен Боголеп (упомянут в 1736)
  • игумен Пармен (1737-1740). Бывший иеромонах Ростовского архиерейского дома. Переведён в ростовский Петровский монастырь.
  • игумен Савватий, (1740-1750). Переведен из Александровой пустыни. Скончался в 1750 году.
  • игумен Серапион (1750-1753). Бывший иеромонах ярославского Толгского монастыря, после переведён в Пошехонский Николо-Тропский монастырь.
  • игумен Гавриил (1753-1754). Переведен из Воскресенского в Караше монастыря.
  • игумен Киприан (1754-1757). Бывший казначей Ростовского архиерейского дома. Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Толгский монастырь.
  • игумен Иларион (1757-1758). Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь.
  • архимандрит Вонифатий Борецкий (1758-1761). Бывший настоятель Ростовского Спасо-Песоцкого монастыря.
  • иеросхимонах Лука (1761-1763). Переведен из Куряжского Преображенского монастыря под Харьковом. Отстранен от настоятельства указном Синода, после чего Угличскую Югскую Дорофееву пустынь.
  • игумен Павел (1763-1764). Переведён из Югской Дорофеевой пустыни. Получил сан архимандрита и переведен в угличский Воскресенский монастырь.
  • иеромонах Иероним (1764-1765). Бывший кафедральный наместник Ростовского архиерейского дома.
  • архимандрит Павел (1765-1769). Переведен из Свято-Духова Иаковлева Боровичского монастыря. Умер 17 ноября 1769 года, погребен с западной стороны Зачатьевского собора.
  • иеромонах Герман (1769-1770). Бывший «соборный иеромонах» Троице-Сергиевой лавры.
  • архимандрит Ириней Братанович (1770-1775). Переведен из брянского Петропавловского монастыря. 26 апреля 1775 года хиротонисан в сан епископа и переведён в Вологодскую епархию.
  • архимандрит Феоктист Могульский (1775-1776). Переведён из киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Переведен в полтавский Крестовоздвиженский монастырь, в 1787 году хиротонисан в архиепископа Белгородского.
  • архимандрит Амфилохий Леонтович (1776-1786). Переведён из полтавского Крестовоздвиженского монастыря, после переведён в киевский Межигорский монастырь. Через некоторое время стал епископом Переяславским и Борисопольским.
  • архимандрит Авраам Флоринский (1786-1797). Переведён из Богоявленского Авраамиева монастыря. Умер 30 апреля 1797 года, похоронен за алтарем монастырского Зачатьевского собора.

XIX век

  • архимандрит Мелхиседек Короткий (1797-1805). Переведён из наместников Александро-Невской лавры. Впоследствии был настоятелем Арзамасского Высокогорского и Спасо-Евфимиевского монастырей, умер в 1841 году схимником Оптиной пустыни.
  • архимандрит Аполинарий Пуляшкин (1806-1818). Переведен из московского Златоустовского монастыря. Скончался 28 апреля 1818 года, погребен с южной стороны монастырского Зачатьевского собора.
  • архимандрит Иннокентий Порецкий (1818-1847), произведён во архимандрита из иеромонахов Яковлевского монастыря. Скончался 27 февраля 1847 г., погребен в паперти Зачатиевского собора.
  • архимандрит Поликарп Тугаринов, (1847-1867), Переведен из Переславского Троице-Данилова монастыря. Уволен на покой, скончался 18 ноября 1868 г., похоронен около южной стены храма Зачатия св. Анны.
  • архимандрит Иларион (1867-1888), 4 ноября 1867 г. переведен из Спасо-Евфимиевского монастыря Суздальской епархии.
  • Епископ Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1888-1893), Викарий Ярославской епархии. Скончался 20 июля 1893 г., погребен в подклете Спасского храма.
  • епископ Никон (Богоявленский) (1893-1895), Из Спасо-Яковлевского монастыря был переведен епархиальным архиереем в Ташкент.
  • архимандрит Антоний (Флоренсов) (1895-1898), Из вологодских епископов. Переведен на покой в Московский Свято-Данилов монастырь.

XX век

  • архимандрит Иаков (1898-1906), Из Киево-Печерской лавры. Переведен в настоятели Московского Донского монастыря.
  • архимандрит Анатолий (1906-1909). Скончался в 1912 г.
  • епископ Иосиф (Петровых) (1909-1923), из настоятелей Юрьева монастыря Новгородской епархии хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В 1923 г. посвящен во архиепископы, с 1926 г. - Ленинградский митрополит.
  • архимандрит Тихон (Баляев) (1928-1929).

После возобновления деятельности монастыря в 1991 году, его настоятелями являлись архиереи Ярославской епархии:

  • архиепископ Платон (Удовенко) (1991-1993)
  • архиепископ Михей (Хархаров) (1993-2002)
  • архиепископ Кирилл (Наконечный) (2002-2011)
  • митрополит Пантелеимон (Долганов) (с 2011)
Наместники обители
  • архимандрит Евстафий (Евдокимов) (1991-1999)
  • иеромонах Димитрий (Буров) (2000-2003)
  • игумен Серафим (Симонов) (7 марта 2003 - 10 октября 2009)
  • игумен Савва (Михеев) (10 октября 2009 - март 2011)
  • игумен Августин (Неводничек) (с 30 мая 2011) и. о. с 23 марта 2011

Монастырь в кино

  • Полицейские и воры (фильм)
  • Паломничество (фильм)
  • Семь стариков и одна девушка(фильм)

За время короткой самостоятельной поездки в Ростов Великий нам удалось посмотреть ряд достопримечательностей, среди которых был и Спасо-Яковлевский монастырь. Посещение этого место нам заполнилось особо, ведь прямо на месте мы договорились с гидом об экскурсии по монастырю. Вместе с экскурсоводом мы поднимались на смотровую площадку, спускались в подземную церковь, а затем снова поднимались под самый купол собора.

Спасо-Яковлевский монастырь - это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого. Это необыкновенно красивый монастырь, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей.

В Ростове великом мы остановились в гостинице Царевна-Лягушка (о которой я писала вот тут). Чтобы за день охватить максимальное количество достопримечательностей, я набросала маршрут по центру города. Спасо-Яковлевский монастырь был одним из первых пунктов программы. По задумке, его мы должны были посетить до Кремля.

От нашей гостиницы мы побрели туда по центральной улице, мимо восстановленных купеческих усадеб.


Спасо-Яковлевский монастырь находится в отдалении от центра, на берегу озера Неро. День выдался солнечный, поэтому гулять по монастырю было одно удовольствие. Оказавшись на территории монастыря, мы заглянули в сторожку и обнаружили там экскурсионное бюро. Гид был свободен, он и взялся за задачу познакомить нас с историей монастыря.

Основана обитель в 1389 году рядом со Спасо-Песоцким женским монастырем. Сегодня от этого монастыря остался один храм, а на его территории расположен монастырский хозяйственный двор.


Родоначальником Спасо-Яковлевского монастыря стал Ростовский митрополит Иаков (Яков), который спас приговоренную к смерти женщину, посчитав, что раскаяние важнее кары. Но жители города и князь так не считали, поэтому митрополита, который следовал заповедям Христа, изгнали. По преданию преподобный Иаков, расстелил плащ на воде, встал на него как на плот, и уплыл. Недалеко от города, на берегу озера около Песоцкого монастыря, он поставил келейку, срубил Зачатьевский Храм и стал жить. Естественно жить ведь в Песоцком женском монастыре он не мог. А вот горожане, увидев это чудо, прозрели и многие начали приходить, что бы взять благословение у преподобного. Некоторые оставались, возводили келейки по соседству, и становились монахами. Так вырос Спасо-Яковленский монастырь.


Долгое время две обители существовали бок о бок. Интересно, что Песоцкий монастырь был более богатым, и помогал «младшему» собрату. Очень часто обители подвергались разорению во время татаро-монгольских набегов и польско-литовской интервенции, а затем отстраивались заново.
В середине XVII столетия, когда монастырь приписали к Ростовскому архиерейству и начали возводить уже каменные постройки. Первой такой постройкой стал Троицкий Храм, который поставили на месте старого Зачатьевского. Правда через сто лет Троицкая церковь снова стала Собором Зачатия Святой Анны.


В 1709 году в монастыре похоронили Дмитрия Ростовского , и это стало для монастыря поворотным моментом. Об этом легендарном человеке стоит рассказать отдельно.
Это был одни из образованнейших людей своего времени. Он свободно владел несколькими языками и был очень хорошим проповедником. Но, главное дело его жизни стало написание и перевод церковных книг. За свою жизнь он написал более пятидесяти томов проповедей, жизнеописаний и сделал несколько сотен переводов. А его «Житие Святых» до сих пор является одной из самых популярных книг православной церкви.
Через сорок лет мощи Дмитрия Ростовского признали святыми, а самого преподобного канонизировали. Этот факт спас монастырь от упразднения. Ведь именно в это время вышел Екатериненский указ, который упразднил и даже разорил многие монастыри. Не обошла эта участь Спасо-Песоцкий монастырь, его упразднили, а территорию отдали для нужд Яковлевского монастыря. Все бывшие монастырские постройки разобрали, и до наших дней дошел лишь Спасо-Преображенский храм, который стоит немного в стороне.
А вот Яковлевский монастырь удостоился чести стать ставропигиальным. То есть он вышел из подчинения архиерейства, и вошел в Синод. Стоит отметить, что такого положения удостаивались далеко не все монастыри, и что примечательно, Яковлевский получил такое звание одновременно с прославленной Соловецкой обителью.

Рубеж XVIII-XIX веков стал для обители началом расцвета. Все деревянные постройки заменились каменными, территория монастыря расширилась, приобрела форму квадрата и была обнесена стеной. Монастырь слал очень известным и пользовался покровительством известных семей. Интересно, что в XIX обитель посетили все представители царской фамилии. Особое покровительство монастырю оказывал граф Н.В. Шереметьев. Он жертвовал много средств на обустройство обители и даже инициировал постройку Димитриевского собора, который сегодня является визитной карточкой монастыря.
ХХ столетие оборвало стремительный взлет монастыря, вышедшим декретом, который упразднял все монастыри, а их имущество национализировалось. Но стоит отметить, обители очень повезло - большевики не разрушили ни красивые храмы, ни кельи. Во время Советской власти здесь располагались военные склады, и лишь в 1996 году здесь восстановилась монастырская жизнь.

Архитектура монастыря

Интересно, что все монастырские постройки как будто разделены на две половины. С одной стороны весь храмовый комплекс, а с другой кельи и административные постройки, а посредине святой источник.
Наиболее старый - собор Зачатия Святой Анны, туда мы и отправились вместе с гидом.. Построен он здесь еще в 17 веке. Это первая каменная постройка монастыря. Храм пятиглавый: центральный купол золотой, а остальные четыре синие с позолоченными звездами. Синий цвет в христианстве символизирует Богородицу, и поэтому все храмы и монастыри, посвященные ей, имеют синие купола.


Гид специально для нас открыл церковь.. которая находится под землей. Это помещение закрыто для верующих из-за необходимости поддержания нужного уровня влажности.


Внутри стены собора расписаны фресками, которые прекрасно сохранились и до сегодня. Потрясающая атмосфера! Очень необычно оформлена часть под куполом - такие арки можно увидеть только в этом соборе.


Совсем вплотную к Затачьевскому пристроена Яковлевская церковь. Она несколько раз перестраивалась, и то, что мы видим сегодня, это уже результат работы мастеров середины XIX века. Храм построен в стиле классицизма, украшен колоннами с изысканными розетками и ступенчатыми портиками. Отличить где заканчивается Зачатьевский храм и начинается Яковлевский очень просто: сини купола сменяются зелеными.


В этом храме хранятся главные реликвии монастыря. Это мощи Авраамия - основателя одного из самых старейших монастырей России Авраамиевского, который находится здесь же в Великов Ростове. Также здесь находится гробница преподобного Иакова Ростовского, основателя обители.

Здесь же хранятся и мощи Димитрия Ростовского, которого по завещанию похоронили, а затем канонизировали именно в Яковлевском монастыре. Неподалеку от раки с мощами расположена Чудотворная Икона Божией Матери Ватопедской. Эта икона была келейным образом Димитрия Ростовского, и осталась здесь после его смерти. Меценаты города пожертвовали для образа богатый оклад и даже резной алтарь, где она хранилась.

Второе название этой иконы «Утеха». На ней изображена Богоматерь, с добрым, милостивым взглядом. А у нее на руках, сидит младенец с грозным видом, который пытается закрыть Матери уста. О том, почему образ именно такой существует легенда:
На Ватопедский монастырь неподалеку от Афона, где хранится оригинал иконы, однажды напали разбойники, но Богородица заступилась и не дала произойти бойне. На следующий день Богородица с иконы сказала настоятелю: «Двери не отворяйте, а выйдите на стены и разгоните разбойников». Младенец рассердился и попытался закрыть матери уста рукой, но она ласково отодвинула его руку и повторила эти слова еще два раза. С тех пор Ватопедская Икона именно такая: грозный младенец, который напоминает о Страшном Суде и Богоматерь, которая утешает своим заступничеством.

Кстати, здесь нам повезло - наш гид повел нас по потайной лестнице на самый верх собора!




Но идем дальше. Неподалеку от Яковлевского храма воздвигнут Этот собор привлекает своим вниманием и является доминантой всего архитектурного комплекса. Действительно где бы вы ни находились на подворье, этот великолепный храм притягивает к себе взгляд. Идея постройки этого рама возникла сразу после смерти преподобного Димитрия Ростовского. Деньги пожертвовал граф Шереметьев, он же и прислал зодчих. Храм получился очень светлый и величественный. В стилевом решении он напоминает Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, хотя был построен на несколько лет раньше.


Стиль храма смешанный: барокко, классицизм и ампир. Сооружение притягивает взгляд роскошным фасадом, крашенным колоннадой, резными портиками в древнегреческом стиле и украшенными балюстрадами. В нишах можно увидеть статуи архангелов и святых, а на стенах барельефы из «Жития Святых» что не свойственно православным храмам, и является изюминкой этого монастыря.


Колокольня монастыря встроена в стену и в сравнении с соборами выглядит скромно, да и по высоте она не слишком высокая.


Как я уже говорила, посредине монастыря устроена небольшая часовенка над святым источником , который известен местным издавна.
Со всех сторон монастырь окружен белокаменными стенами с галереями, а по углам невысокие башенки.

На юг западной обустроена смотровая площадка с которой открывается великолепный вид на озеро Неро и, конечно, на монастырь. И, опять же, можно полюбоваться великолепным Димитриевским собором, но уж с другого ракурса.



От смотровой площадке можно пройти небольшой участок стены.


Вся территория обители ухожена. Видно, что ее реставрируют: разбиты клумбы, засеяны газоны, дорожки выложены плиткой, в общем, двор очень красивый, под стать храмам.


Дом настоятеля и монастырские кельи находятся немного в стороне, также побелены и гармонично вписываются в комплекс.
Время летит здесь не заметно, да и что такое время, в сравнении с этими старинными храмами, древними реликвиями и вечными ценностями, которые несет в мир Спасо-Яковлевский монастырь.

На западной окраине Ростова расположился древний Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, основанный в конце 14 века епископом Иаковом.

Легенда гласит, что изгнанный с епископской кафедры ростовским князем и жителями города епископ Иаков пришёл на озеро, снял с себя святительскую мантию, положил её на воду, встал на неё и поплыл на мантии как на лодке. В том месте, где Божьим промыслом мантия-лодка причалила к берегу, и было выбрано святителем место для нового монастыря.

Мы прошли пешком по берегу озера путь от Ростовского кремля к монастырю, как бы вслед за святителем.

Вид на озеро Неро, конечно, очень живописный. А вот пейзажи на берегу так себе.

Домики частного сектора то за глухими, то за покосившимися заборами, военная часть, грунтовая дорога, в целом ничего интересного по пути кроме куполов монастыря, как ориентира.

Видно, что это не парадный путь.

Даже монастырские стены говорят об этом.

А уж основание колокольни тем более.

Видимо, средств на реставрацию было недостаточно, и на стену их не хватило.

Если же Вы будете подъезжать к монастырю по улицам Ленинской и Энгельса - основной дороге, ведущей из центра города, от , то увидите идеально-белую стену и величественный собор.

Это Собор Димитрия Ростовского, построенный в 1801 году.

По дороге к вратам монастыря также открывается вид на Келейный корпус и Северо-западную башню. А за деревянным заборчиком - Церковь Спаса на Песках 1603 года постройки.

Над вратами изображены основатель монастыря св. Иаков епископ ростовский и св. Дмитрий митрополит ростовский, именем которых назван монастырь.

Входим через Северные ворота (остальные врата закрыты для входа посетителей).

И сразу же перед нами самое грандиозное и величественное строение обители - собор во имя св. Димитрия Ростовского.

Этот храм строился на средства графа Николая Петровича Шереметева, отчего за ним закрепилось "народное" название - Шереметевский.

За Дмитриевским собором встроенная в стену надвратная колокольня, построенная в 1777-1779 годах.

Рядом Церковь Иакова Ростовского, построенная в 1824 году в той же стилистике, что и Дмитриевский собор.

Церковь Иакова Ростовского пристроена к церкви во имя Зачатия святой Анны.

Если находиться внизу - вход в Зачатьевский храм практически идентичен входу в церковь Иакова Ростовского. А вот по куполам видно, что храмы совершенно разные.

Это настоятельский корпус 1784-1785 годов постройки.

В центре монастырской территории находится надкладезная часовня Иакова Ростовского.

Эта часовня была освящена архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем 10 декабря 1996 г., в день памяти основателя обители, епископа Иакова,

В часовне расположен целебный сероводородный источник. Если будете в монастыре, обязательно попробуйте воду источника.

Стоит также подняться на стены монастыря.

С них открывается прекрасный вид на территорию обители и озеро Неро.

С другой стороны - вид на пятиглавый храм Спаса на песках, построенный в 1603 году, в прошлом соборный храм существовавшего здесь Спасо-Песоцкого монастыря.

Спасо-Песоцкий мужской монастырь был упразднен в 1764 году.

Сейчас его территория (слева на фото) является хозяйственной территорией Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря.

Южные ворота монастыря, выходящие к озеру называются Водяными.

А это юго-восточная башня.

Несмотря на то, что монастырь основан ещё в 14 веке, можно заметить что все постройки его не старше 17 века.

Дело в том, что изначально все здания и храмы были деревянными и при нашествии захватчиков (войск Едигея в 1496 году и поляков в 1609 году) пожары полностью уничтожали все монастырские постройки.

Строительство первого каменного храма, церкви во имя Святой Троицы, было завершено в 1686 году. В 1754 году храм был переосвящен в честь Зачатия св. Анны.

В 1709 году в стенах монастыря погребен ростовский митрополит Димитрий. В 1752 году мощи святителя были обретены нетленными и в 1757 году Святитель Ростовский Димитрий был причислен к лику святых.

Известность монастыря росла. Его посещали и правители России и члены царской семьи.

На щедрые пожертвования меценатов возводились новые храмы.

Но после революции 1917 года жизнь монастыря, как и всей страны резко переменилась.

В 1918 году монастырь был национализирован. В 1919 году он как памятник древнерусского искусства передан в ведение Музейного отдела Наркомпроса.

Поначалу монастырские церкви были переданы музеем монастырской общине в пользование, при этом ценности и святыни постепенно изымались, а в 1928 году храмы были окончательно закрыты.

В 1988 году склады вывели из стен монастыря и территорию вновь передали музею.

С 1991 года Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и в стенах обители возобновилась духовная жизнь.

И напоследок, пара весенних видов озера Неро со стен монастыря.

Приезжайте в , посетите Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, и Вы сможете увидеть все своими глазами!

2015, Мочалов Артём

Спасо-Яковлевский монастырь находится примерно в полутора километрах к югу от Ростовского Кремля . Над водами озера Неро он поднимается подобно граду Китежу.

Монастырь был основан в 1389 году епископом Иаковом. По легенде, изгнанный из города за помилование ожидавшей казни преступницы, Иаков поселился недалеко от Ростова рядом с источником. Здесь он своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Со временем вокруг этого храма сформировалась община, и так образовалась новая обитель.
"Яковлевским" монастырь называют по имени основателя. После того, как в местном соборе упокоились мощи святого Димитрия Ростовского, монастырь стали называть ещё и "Димитриевским".

Два ростовских святителя - Димитрий и Иаков - духовные столпы и небесные покровители Спасо-Яковлевского монастыря. Основателем обители был святитель Иаков, но подлинный расцвет монастыря связан с именем святителя Димитрия, митрополита Ростовского, управлявшего епархией в начале XVIII века. Мощи святителя Димитрия стали главной монастырской святыней.

Спасо-Яковслевский Димитриев монастырь был крупным духовным центром России, его многократно посещали представители царствующей фамилии и высшей знати.

На территории обители несколько величественных храмов. При входе в монастырь слева вы видите собор святителя Дмитрия Ростовского , который был построен в конце XVIII века на деньги графа Николая Петровича Шереметьева в стиле классицизм. Со всех сторон фасады храма украшены большими многоколонными портиками коринфского и ионического ордера. Венчает сооружение большой купол с одной главкой.


За собором возвышается трехъярусная колокольня со шпилем, построенная примерно в 1776-1786 годах и украшенная парами колонн (на фото ниже по центру).


Далее вы увидите ещё один впечатляющий собор, который на самом деле представляет собой два соединённых между собой храма - к собору Зачатия Святой Анны (на фото ниже он находится справа) позже была пристроена церковь святителя Иакова Ростовского (на фото слева).


Собор в честь Зачатия праведной Анною пресвятой Богородицы - самое старое здание обители, он начал строиться ещё при митрополите Ионе Сысоевиче в 1686 году. Это классический для своего времени монастырский собор. Центральный купол - золотой, а малые - синие (это цвет Богородицы) с золотыми звёздами. В 1689 - 1690 годах храм был расписан мастерами из Ярославля , и его фрески считаются великолепными образцами религиозной живописи. В верхнем ярусе изображена ветхозаветная история об Аврааме и явлении ему Святой Троицы, в нижнем располагаются евангельские сюжеты.
Яковлевская церковь святителя Иакова Ростовского пристроена вплотную к стене Зачатьевского собора. Храм в стиле классицизм строили с 1824 по 1826 год на пожертвования княгини А.А. Орловой-Чесменской. Очевидно, чтобы воссоздать симметрию ансамбля монастыря, архитектор Паньков повторил элементы соседнего Димитриевского храма в северном фасаде новой церкви.

В центре территории монастыря находится маленькая деревянная Часовня над источником Святого Иакова . Говорят, что целебные свойства этого источника были известны издавна.


Монастырь окружают каменные стены с четырьмя башнями и двумя въездными воротами. В угловой юго-западной башне находится смотровая площадка , куда можно подняться паломникам и туристам. Отсюда открывается вид на озеро и на весь монастырь. Ежедневно с 10.00 до 17.00. За символическую плату.


Жилые и хозяйственные постройки монастыря включают настоятельский корпус, трапезный корпус и братские келейные корпуса.


Рядом с восточной стеной монастыря вне его стен стоит ещё одна церковь - это Спасо-Преображенский собор Спасо-Песоцкой обители, присоединённой к Яковлевскому монастырю в 1765 году. Храм был заложен княгиней Марией в память её погибшего мужа князя Василько. Существующее здание построено в XVII веке на месте прежней деревянной церкви. Известно, что здесь погребена сама княгиня, её сын князь Глеб Белозерский, а также епископ Угличский Амфилохий.


При посещении Спасо-Яковлевского монастыря мы, к сожалению, были ограничены во времени. Но, конечно, я бы рекомендовала посетить этот монастырь с экскурсией. Экскурсия включает посещение Димитровского собора, Яковлевской церкви, а также Зачатьевского собора с осмотром фресок XVII века; подъём на башню монастыря и на балкон для певчих, а также посещение подземного Воскресенского храма.

Главные святыни Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом:

  • мощи святителя Димитрия Ростовского (1709 г.),
  • мощи святителя Иакова Ростовского (XIV век),
  • чудотворный образ Богородицы - келейная икона святителя Димитрия "Ватопедская" (или "Отрада и Утешение").

Возможно, вам также будет интересно: