Танец менуэт – от королевских балов до современных танцплощадок. Значение слова менуэт в словаре музыкальных терминов Менуэт время бытования

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas - маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.

Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем - несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора - король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта - в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.


Среди различных танцев, которые были популярны в предыдущие эпохи, особое место занимает менуэт. Этот известный танец эпохи Нового времени появился при французском дворе примерно в 16 веке.


Название танца происходит от французских слов menu («шажок», «маленький шажок») или amener (старинный французский танец). Менуэт долгое время был основным придворным танцем, хотя изначально считался сельским. Во времена своего наивысшего расцвета менуэт превратился в высокий образец придворного балета.

Техника танца

. Для менуэта характерны трехчастный размер и умеренный темп. Хотя существовало много разновидностей этого красивого танца, общее представление о нем было как о степенном, грациозном, галантном и торжественном танце. Почти всегда менуэт являлся жемчужиной балов. Танцу присущие такие черты как торжественные проходы вперед назад и вбок, мелкие изящные шаги (па), церемонные поклоны, легкое скольжение. Важным элементом менуэта является своеобразный намек на поклон публике.

Примерная манера исполнения менуэта.

Чтобы вы лучше представили себе изящную технику этого танца, опишем потактовую схему проведения менуэта. На первый такт кавалер подает правую руку, дама принимает ее своей правой рукой. Следующие четыре такта идет длинное балансе-менуэт. Все это время кавалер ведет даму, свободные руки танцующих находятся чуть в стороне и позади. Затем на первый такт дама снимает руку, на следующий такт снимает руку кавалер. Затем схема повторяется, только со сменой рук – сейчас уже в действии левые руки танцующих. Это лишь один из элементов менуэта. Конечно, существует еще множество других, например, «часики» - одновременный поворот обоих танцоров вокруг своей оси четырьмя основными шагами.

Менуэт сегодня.

Менуэт не исчез с танцевальных площадок. В наше время это грациозный, степенный танец, который имеет множество поклонников. Главное в современном менуэте – это изящество движений и исключительная галантность. Так, от королевских балов менуэт величественно добрался и до наших времен, не утратив при этом своих неповторимых движений и манеры исполнения.

9. Танцы XVIII века

В этой и следующей главах речь пойдёт о некоторых танцах, которые часто встречаются в классической музыке. Каждый из этих танцев имеет свои характерные черты, и мы научимся их узнавать. Ведь их можно услышать не только в танцах. Часто композиторы используют характер того или иного танца для создания музыкальных образов в сочинениях, которые совсем не связаны с танцевальностью. Иногда композиторы даже называют такие пьесы «танцевальными» именами. Например, великий польский композитор Фридерик Шопен написал 58 мазурок . Но это не танцы. Это наблюдения, переживания композитора, «странички» его «лирического дневника». Главная тема I части Четвёртой симфонии Чайковского звучит очень драматично, напряжённо, она передаёт очень сильные и тревожные чувства. И в то же время в ней слышатся черты вальса . В самом конце XIX века Эдвард Григ пишет пьесу под названием Менуэт . Этот танец, уже давно забытый, использован здесь, чтобы передать чувство воспоминания о чём-то очень далёком. У этой пьесы есть и подзаголовок: «Минувшие дни».

Получается, что танцы стали элементами музыкального языка. И для того, чтобы лучше понимать всё то, что говорит нам музыка, мы должны лучше узнать некоторые танцы и научиться их различать.

Менуэт

Менуэт — трёхдольный танец умеренного темпа. Это танец французского происхождения. Мода на менуэт возникла в XVII веке и просуществовала очень долго — до начала XIX века. В начале XVIII века менуэт появился и в России, при дворе Петра I. Придворный менуэт был очень сложным, замысловатым танцем. В XVIII веке он даже считался «школой хороших манер».

Для музыки менуэта характерен изящный мелодический рисунок, отражающий пластику танца: поклоны, плавные приседания.

Пример 101
И.С.Бах. МЕНУЭТ из Французской сюиты ми мажор

Обратите внимание на то, как в конце каждой из маленьких двутактовых фраз музыка «приостанавливается», чтобы «поклониться» или «присесть».

Очень много менуэтов написал Моцарт. Он, между прочим, хорошо танцевал этот сложный танец. Первые свои менуэты он написал в восемь лет, тогда же он научился и танцевать этот танец. Уже в первых детских менуэтах Моцарта чувствуется необыкновенная пластичность, с которой он передавал в музыке движения танца.

Пример 102

Allegretto

Пример 103


Йозеф Гайдн

И у другого великого австрийского композитора XVIII века — Гайдна — тоже немало менуэтов. Когда в самом начале мы говорили о мелодиях и кульминациях, самым первым примером как раз была мелодия одного из менуэтов Гайдна (можете взглянуть). Теперь мы познакомимся с этим менуэтом в его фактурной и гармонической «одежде». Это менуэт-шутка (Гайдн вообще очень любил шутить, и не только в музыке). Уже знакомые нам «завитушки» мелодии напоминают о великосветских напудренных париках. И в то же время в тяжеловатых аккордах аккомпанемента слышится притоптывание крестьянских деревянных башмаков. Под эту музыку можно представить себе, как слуги, потешаясь, передразнивают своих господ.

Пример 104

Moderato

И ещё одна шутка, которую Гайдн назвал Менуэт быка.

Пример 105

Grave [Тяжело]

Тяжеловесные октавы в мелодии, забавные скачки из регистра в регистр создают остроумный портрет неуклюжего быка, пытающегося танцевать менуэт.

В XVIII веке менуэт получает распространение не только как танец, но и как инструментальная пьеса. В симфониях Гайдна и Моцарта одна из частей (третья) всегда пишется в форме и характере менуэта. Менуэты часто встречаются и в сонатах этих композиторов.

Гавот

Как и менуэт, гавот происходит из Франции. Это танец чётного (двух- или четырёхдольного ) размера, умеренного или умеренно быстрого темпа. Он не так долго, как менуэт, просуществовал в качестве бального танца, но остался в музыке как одна из любимых инструментальных пьес.

Для гавота характерен широкий двухдольный затакт . Музыка отличается изяществом и чёткостью ритма. По характеру гавот может быть нежным, лирическим, как Гавот ре минор французского композитора XVII века Жана Батиста Люлли , а может быть изящно-игривым, как Гавот из ми мажорной Французской сюиты И.С.Баха.

Пример 106
Ж.Б.Люлли. ГАВОТ ре минор

Moderato

Пример 107
И.С.Бах. ГАВОТ ми мажор

Allegretto

В XIX веке гавоты изредка появляются в балетах — в основном как стилизация старинной музыки.

А в ХХ веке в творчестве Прокофьева произошло возрождение этого жанра. Прокофьевские гавоты звучат смело, необычно, и в то же время в них точно выдерживается форма и характер этого танца.

Наиболее известен гавот из Первой (Классической) симфонии Прокофьева.

Пример 108

Non troppo allegro

Несмотря на традиционную структуру старинного танца с его характерным затактом, слышно, что это не стилизация ушедшей эпохи, а музыка ХХ века. Во-первых, такие диковинные юмористические скачки не могли появиться в мелодии придворного танца XVIII века. Правда, что-то похожее мы видели у Гайдна в Менуэте быка. И это родство не случайно. Прокофьев говорил о своей Первой симфонии, что он писал её, «как написал бы Гайдн, живи он в наше время». Ярче всего это «наше время» проявляется в гармонии прокофьевского гавота. Послушайте, что за аккорды звучат сразу после затакта: ре мажор, до мажор, си мажор. Такая вереница разных (и при этом далёких) тональностей не могла встретиться у Гайдна, при всей его изобретательности. Такое тональное «озорство», далёкое от «правил хорошего тона» — примета музыки ХХ века. Композитор не копирует старинную эпоху, а смотрит на неё с доброй и озорной улыбкой.

Бурре

Ещё один французский танец, который часто встречается в сюитах XVIII века — бурре . Его название можно перевести с французского как «танец неожиданных прыжков». Как и гавот, это двух- или четырёхдольный танец. От гавота он отличается чуть более подвижным темпом и типом затакта . Затакт у бурре всегда в одну четверть .

В Бурре из Английской сюиты ля минор Бах подчёркивает плавное, но стремительное, безостановочное движение. Партия второго голоса монотонна и похожа на аккомпанемент в гомофонно-гармоническом складе.

Пример 109

Это может показаться необычным для Баха, который писал полифоническую музыку. Но если прислушаемся, то обнаружим, что партия левой руки — не просто аккомпанемент. В этом бегущем голосе спрятана ещё одна мелодия. Её интонационный изгиб слышен на фоне повторяющихся нот. Такой приём часто встречается у Баха и называется скрытой полифонией .

Вот эта мелодия:

Пример 109а

Сыновья Баха тоже стали известными композиторами. Они начинали сочинять в детстве, под руководством отца. И конечно, Бах обучил сыновей всем «хитростям» полифонии. А это непростая наука. Вильгельм Фридеман Бах , старший сын великого композитора, уже в ранней юности владел полифоническими приёмами свободно и непринуждённо. Послушайте, как естественно и просто звучит канон в его юношеском си-минорном бурре.

Пример 110

Сарабанда

Об этом танце мы уже говорили в связи с более ранними сюитами. В XVIII веке сарабанда почти исчезла как танец, но приобрела большое значение как музыкальная пьеса, как музыкальный образ.

Мы с вами знаем, что танцевальная музыка связана с движением, и поэтому чёткий ритм для неё важнее, чем глубина внутренних переживаний. Но мы знаем также, что танцевальная сюита XVIII века вышла за рамки собственно танцевальной музыки. И.С.Бах, Г.Ф.Гендель и менее известные их современники писали такие сюиты уже не для танцев, а для концертного исполнения или домашнего музицирования. Они стремились вложить в свои сюиты более глубокое, более серьёзное музыкальное содержание. И медленная, печальная сарабанда больше всего подходила для создания маленькой музыкальной драмы. Окружённая весёлыми танцами, она часто становилась кульминацией всей сюиты, придавала всему произведению особую выразительность и глубину.

Сарабанда в сюитах XVIII века вообще мало похожа на танец. Очень медленный темп, обилие украшений «затуманивают» чёткость ритмического рисунка, на первое место выступает выразительность интонаций . Музыка заставляет внимательно вслушиваться в эти интонации, главным становится не движение, а музыкальное переживание.

Пример 111
И.С.Бах. САРАБАНДА из Французской сюиты си минор

Пример 112
И.С.Бах. САРАБАНДА из Английской сюиты соль минор

Иногда композиторы не «растворяли», а, наоборот, подчёркивали характерный ритмический рисунок сарабанды. В медленном темпе, в аккордовом складе это тоже производит драматическое впечатление.

Пример 113
Г.Ф.Гендель. САРАБАНДА С ВАРИАЦИЯМИ

Вспомним, что когда-то в Испании сарабанда звучала на погребальных церемониях. Ритм сарабанды стал носителем драматических и трагических образов и в более поздней музыке — XIX и ХХ веков. В этом ритме звучит трагическое вступление к увертюре Бетховена «Эгмонт» (1810) .

Пример 114

Sostenuto [Сдержанно]

Ритм, близкий сарабанде, появляется в трагическом финале Шестой симфонии Чайковского (1893) .

Пример 115

Adagio lamentoso [Медленно, печально]

В финале Пятнадцатой симфонии Шостаковича (1971) есть большой скорбный эпизод, который проходит на фоне ритма сарабанды, запрятанного глубоко в басах.

Пример 116

Полонез

Полонез — трёхдольный танец польского происхождения. Известен ещё с XVI века как воинственный танец польских рыцарей («великий пеший танец», как его тогда называли). В те далёкие времена он был четырёхдольным, как торжественный марш. Это был мужской танец. Позже он становится парным, трёхдольным. Как европейский бальный танец известен с XVIII века. Полонез был торжественным, парадным танцем-шествием. В XVIII-XIX веках полонезом часто открывались балы.

Для музыки полонеза характерна особая ритмическая фигура: восьмая и две шестнадцатых на первой доле.

Часто эта фигура появляется в мелодии и почти всегда составляет фактурную формулу аккомпанемента.

Эта ритмическая фигура часто встречается и в маршах. Как и для марша, для полонеза характерен пунктирный ритм . Во втором действии оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Глинка изображает бал во дворце воинственного польского короля Сигизмунда. Открывается бал полонезом, в котором композитор использует обе характерные ритмические фигуры. Этими фигурами и фанфарной интонацией вступления он подчёркивает сходство полонеза с маршем.

Пример 117

Moderato

С XVIII века полонез существовал не только как танец, но и как инструментальная пьеса. Полонезы для клавесина встречаются у Баха и Генделя, а также у сыновей И. С. Баха — Вильгельма Фридемана и Филиппа Эммануила . И. С. Бах включил полонез в Шестую Французскую сюиту .

Пример 118
И.С.Бах. ПОЛОНЕЗ из Французской сюиты ми мажор

Пример 119
Ф.Э.Бах. ПОЛОНЕЗ

В 1791 году в Петербурге на празднествах в честь взятия А. В. Суворовым турецкой крепости Измаил впервые прозвучал полонез Осипа Антоновича Козловского «Гром победы, раздавайся». Козловский, офицер русской армии, по национальности поляк, — автор 50 полонезов . Полонез «Гром победы, раздавайся» исполнялся оркестром и хором , слова для хора написал замечательный русский поэт Гавриил Романович Державин .

Пример 120

Maestoso [Торжественно]

Партия хора, конечно, пишется на отдельной строчке (или даже на нескольких), но в этом примере она «засунута» в средний голос. А мелкие ноты наверху — это нарядные оркестровые украшения, придающие музыке парадность и блеск. Их играют высокие инструменты — флейты и скрипки.

Примечание: в звуковом примере дана оркестровая версия.

Среди полонезов Козловского есть не только торжественные, парадные, но и лирические, и драматические произведения. Они сохраняют жанровые черты полонеза, но это уже не танцы, а концертные пьесы .

В XIX веке полонез всё чаще появляется как инструментальная миниатюра, не предназначенная для танца. Около 20 «полонезов не для танца» написал польский дипломат и композитор-любитель, ученик Козловского, Михал Клеофас Огиньский . Его ля-минорный лирический Полонез для фортепиано получил мировую известность.

Поначалу это, скорее, не полонез, а «воспоминание о полонезе». В напевной, выразительной грустной мелодии первого раздела нет танцевальной чёткости полонеза, лишь характерная ритмическая фигурка во втором такте напоминает об этом жанре. Вообще эта мелодия удивительна по широте дыхания, необыкновенной напевности.

Пример 121

Moderato

Черты торжественного, героического полонеза внезапно появляются в среднем разделе.

Пример 122

Высшими достижениями в этом жанре по праву считаются полонезы Шопена. Его 16 фортепианных полонезов , написанных с 1817 по 1846 год, представляют собой развёрнутые музыкальные поэмы-картины героического, драматического, лирического содержания. Полонезы Шопена навеяны героической, драматичной историей Польши. В старших классах вы познакомитесь подробнее с творчеством Шопена, с печальной историей его жизни и его родины. А пока вслушаемся в эти звуки — то победно-фанфарные, как в начале Полонеза ля мажор, то берущие за душу своими пронзительно-грустными мелодиями, как в среднем разделе Полонеза-фантазии.

итак, что же вы узнали?

  • Какие особенности у менуэта и как они отражены в музыке этого танца? Какими средствами выразительности шутит Гайдн в своих менуэтах? В каких крупных музыкальных жанрах использовались менуэты в XVIII веке?
  • Какой характер у гавота? По каким ритмическим особенностям можно сразу узнать гавот? Что такое стилизация? Почему гавот Прокофьева нельзя назвать стилизацией? Что необычного в этом гавоте?
  • В чём сходство и в чём различие гавота и бурре? Какие особенности у бурре из Английской сюиты ля минор И.С.Баха и бурре В.Ф.Баха?
  • Какое значение имела сарабанда в сюитах XVIII века? Как используется жанр сарабанды в музыке XIX-XX веков? Приведите примеры.
  • Расскажите о происхождении полонеза, его характере и ритмических особенностях. У каких композиторов XVIII века есть полонезы? Кто автор первых русских полонезов? Какие полонезы писал Огиньский? В чём особенность его полонеза ля минор?
  • Какой композитор достиг в жанре полонеза наивысших достижений? Что представляют собой его полонезы?
  • В каких операх встречаются полонезы? Назовите авторов этих опер и расскажите, что происходит в это время на сцене.


Менуэт - это танец королей. Именно так его характеризовали в минувшие века, и ничего не изменилось в наши дни. В современном мире о существовании такого танца знают лишь истинные ценители искусства, а от широкой публики, увы, он безвозвратно ушел. Менуэт - танец, который состоит из медленных движений, маленьких шажков, красивых па и реверансов. И для того чтобы окунуться в прошлое и узнать, как именно отдыхали на балах наши предки, мы более детально изучим историю и все особенности менуэта.

Зарождение жанра

Родными местами менуэта считается историческая область Там он существовал наряду с прочими которые, однако, исполнялись и в аристократических кругах. Суть его тогда заключалась лишь в том, что пары двигались грациозно, выполняя поочередно мелкие шажочки. Конечно же, такое действо всегда сопровождалось соответствующей медленной музыкой. Даже в то время еще народный французский менуэт уже исполнялся с определенным размером - ¾. Многие композиторы специально для этого танца писали произведения или просто импровизировали на торжественных приемах и балах.

Становление танца в широких народных массах

В начале 17 столетия об этом удивительном явлении народного творчества узнал Людовик XIV. Именно он официально провозгласил на всю страну, что менуэт - танец. Это была новость, которая моментально расползлась по всем городам, и при каждом аристократическом дворе начали исполнять менуэт приближенные к королю особы, графы, бароны и прочие обладатели высоких титулов. Учитывая тот факт, что в 17-18 веках во всей Европе и даже в России была мода на все французское, этот новый жанр быстренько завоевал лидирующие позиции при всех знатных дворах.

Менуэт был в фаворе у то есть в Петербурге и в Москве, его исполняли в Польше, в Великобритании. Популярность танца не спадала до середины 19 века, пока на смену медленным па не пришли более энергичные ритмы и резкие движения.

Исторический образ танца

На заре своего существования менуэт состоял из крайне простых, но очень грациозных движений. Исполнители выполняли реверансы, протяжные па; они двигались по залу, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Таким образом создавалось впечатление, что менуэт - это не танец, а лишь приглашение, очень галантное, кокетливое и вежливое. Примечательным было то, что исполняла его всегда только одна пара. То есть гости по очереди танцевали менуэт - сначала самые знатные особы, потом все остальные.

После того как танец стал широко распространен во Франции и за ее пределами, его движения усложнились. Важно было с максимальной точностью выполнять шаги в сторону и вперед, выстраивая таким образом фигуры. Также произошла еще одна важная метаморфоза. С 17 века менуэт - танец, который исполняется всеми гостями сразу. Первыми шествовали короли, за ними следовали дофины со спутницами, а потом и остальные титулованные гости. Все исполнители во время танца выстраивались в определенные фигуры. Чаще всего это были буквы «Z» или «S».

Эпоха барокко

В этот период менуэт терпит значительные трансформации. Ускоряется его темп, становится более подвижным и нестандартным ритм. Если ранее танец исполнялся строго на ¾, то теперь к этому размеру добавилась вариация - 6/8. В менуэт - это танец, который исполняется одновременно большей частью гостей. При этом все их движения должны быть наполнены не только кокетством, но и жеманством, хитростью, харизмой. Для того чтобы подчеркнуть такой «легкомысленный» характер танца, люди менялись партнерами. Важно также выделить, что в годы популярности появились первые классические музыкальные сопровождения для этого танца. Они делились на три части и коду. Первая была двухголосной, вторая - трехголосной, в третьей части повторялись мотивы из первой. Кода была маленькой и обязательно исполнялась в мажоре.

Особенности изучения танца

Поразительно, но при всей кажущейся простоте исполнения менуэта предварительно его изучали годами. Детей с малых лет учили правильно двигаться, развивали их пластичность, грацию. Каждый переход, каждый шаг репетировался с максимальной точностью, ведь любое движение в таком танце должно было быть легким, будто бы импровизация, и в то же время четким, уверенным, совпадающим со всеми остальными. Справедливости ради стоит выделить, что менуэт - это танец, который сложен в первую очередь для мужчин. Им необходимо было снимать шляпу, потом, как бы одним движением, заманивать даму к танцу, затем, не прерывая того же «дыхания», надевать ее обратно на голову.

Как писали мировые классики

Менуэт в музыке - это не просто сопровождение для танца, которое имеет определенный ритм и темп. Это отдельный жанр, который существует наряду с сонатой или прелюдией. Изначально он существовал как отдельная форма и исполнялся на клавесине или клавикорде. Позже он стал обязательной частью инструментальной сюиты. Когда популярность стал набирать такой жанр, как опера, менуэт стал частью увертюры. В 18 веке из менуэтов уже начали составлять целые сюиты. Первый номер обязательно писался в мажоре, а за ним следовал танец в миноре.

Нередко этот танец чередовали с другими, где лады также варьировались. Среди композиторов, которые писали музыку в этом жанре, стоит назвать И. С. Баха. Наряду с ним творили Гендель, Ж.-Б. Люлли и прочие композиторы эпохи рококо. Позже за написание менуэтов взялись творцы эпохи романтизма. Это были Бетховен (в своих нотах он называет менуэт «скерцо»), Глюк, Моцарт, Сати, Дебюсси. Описываемый жанр встречается и в творчестве отечественных композиторов: Чайковского, Глинки, Рубинштейна и др.

Менуэт – яркий представитель эпохи барокко

Красивый, изящный, грациозный танец родом из Франции сумел донести до нас свое очарование через столетия. Такие названия, как павана, алеманда, гальярда, гавот - знают сегодня только искусствоведы, о менуэте – слышали почти все. Этот танец способен перенести нас в другую эпоху, дать почувствовать, как сложно было двигаться женщинам в тесных корсетах и пышных юбках, мужчинам – в скользких туфлях и тяжелых бархатных камзолах. Иногда менуэт называют «приглашением к танцу», изящной танцевальной «беседой». Отразив характерные черты своей эпохи, он превратился в произведение искусства, которым мы любуемся и восхищаемся до сих пор.

Менуэт как порождение галантного века

Невозможно говорить о менуэте без понимания эпохи, в которую он появился. XVI-XVII века - расцвет барочного искусства (barocco в переводе с итальянского - «причудливый, странный»). Для эпохи барокко характерна вычурность и показная роскошь нарядов, пышные балы, театрализованные представления, грандиозные празднества. Религиозная строгость и сдержанность Средневековья уступила место новому образу жизни – смелому, эпатажному, яркому. Стало модным все необычное и неестественное. Новое отношение к жизни - проникло в новый танец.


Менуэт – разновидность бального танца, но более уместно назвать его маленьким танцевальным спектаклем. Сначала его исполняли два человека (партнер и партнерша), но в более позднюю эпоху на паркет стало выходить несколько пар - танец стал массовым. При этом в менуэте строго сохранялась очередность вступления пар в танец в зависимости от ранга. Первыми всегда выходили король и королева, затем особы, связанные с первыми лицами государства кровными узами, и, наконец, другие представители аристократии. В 17-м веке менуэт был главным церемониальным танцем, с которого начинался бал.

История танца

Искусствоведы сходятся во мнении, что своим появлением менуэт обязан французскому региону Пуату (историческая область в западной части страны). Изначально это был народный крестьянский танец бранль. Попав во дворцы и аристократические салоны, он был значительно облагорожен и видоизменен. С середины 17-го века менуэт – главный бальный танец во дворце короля.

Что касается самого слова menuet, то о происхождении названия есть 2 основные версии:

1) менуэт произошел от хоровода аменер, популярного в Пуату в 14-15 веках («а mener» - значит «вести»);

2) менуэт получил свое название от слова «menu» («маленький, мелкий») благодаря тому, что весь танец состоит из мелких шагов, плавно перетекающих друг в друга.

Фигуры и схемы менуэта


Для менуэта характерен трехдольный размер 3/4. Танец идеально подходил для вычурных костюмов и причесок той эпохи. Вспомним, как в 17-м веке выглядели наряды танцующих. У женщин - высокие прически в виде различных фигур, пышные платья с кринолинами, фижмами. У мужчин – напомаженные парики и довольно тяжелые камзолы. В таких костюмах танец невозможно танцевать в быстром темпе! Поэтому в первоначальном варианте менуэт мало был похож на привычный нам бальный танец – скорее, на церемонию приветствия, череду поклонов, перемещений, поворотов, реверансов. Танцоры передвигались маленькими шажками по заданной схеме.

Сценический характер менуэта проявляется в пышности костюмов, статичности поз (в танце есть много фигур, когда один из партнеров стоит без движения), сложной хореографии, которая подразумевала постоянную смену поз и движений. Не даром менуэту посвящено столько живописных полотен – танец так и просился в мастерскую художника!

В 18-м веке менуэт пережил «модернизацию». Музыкальный размер, который ранее занимал два полных такта, стал занимать один такт. Стала допустимой импровизация, появилась сюжетная линия, новые, более сложные движения. Эту разновидность танца называют balance-menuet.


Секрет очарования танца


Становление менуэта как бального придворного танца тесно связано с именем французского короля Людовика XIV. Правление этого монарха прославилось пышными балами, торжественными приемами, дорогостоящими увеселениями. Не удивительно, что в XVI-XVII веках Франция стала законодательницей мод. Менуэт танцевала вся Европа.

Разумеется, до нас не дошли видеоматериалы того времени. Мы знаем о менуэте:

  • по описаниям (современные исторические школы танца используют для реконструкции дневники и записи придворных балетмейстеров);
  • из художественной литературы (упоминания о танце можно встретить у Ги де Мопассана, Пушкина, Толстого);
  • по музыкальным композициям (жанр нашел свое отображение в творчестве Моцарта, Генделя, Баха, Чайковского).
  • из писем и дневников современников.

Интересно наблюдать, как танец изображали в живописи! На картинах европейских художников хорошо видны характерные танцевальные позы и фигуры. Практически всюду на полотнах - одна танцующая пара (остальные – наблюдают за ней). Также по картинам видно, что менуэт не был исключительно прерогативой королевского дворца. Его танцевали в парках, городском саду, на карнавалах и просто на природе.

Где знать обучалась менуэту? В парижской Королевской Академии танца, основанной в 1661 году по приказу Людовика XIV! Лучшие танцоры занимались кодификацией придворных танцев, разрабатывали и фиксировали на бумаге схемы, фигуры, приемы для танцующих. В те времена говорили: «Кто умеет танцевать менуэт, тот все умеет!»



Интересные факты

  • Во время исполнения менуэта танцоры движутся по определенной схеме. Это может быть фигура в виде цифры или буквы (литеры S или Z).
  • Менуэт танцевали не только на балах. Его включали в оперные и балетные спектакли, инструментальные сюиты, сонаты и симфонии.
  • Движения кавалера считались более сложными, чем у дамы. Ему необходимо демонстрировать свое почтение к партнерше, галантно снимать перед ней шляпу, выделывая со своим головным убором замысловатые па.
  • Говорят, что во время менуэта кавалеры и дамы передавали друг другу любовные записки. Они умудрялись прочитать их во время танца и даже передать ответное послание.
  • Пары во время менуэта не брались за руки. Разрешалось вести партнершу за кончики пальцев.
  • Моцарт сочинял менуэты для клавесина в шестилетнем возрасте! Их записывали в так называемую нотную тетрадь, специально подаренную ему отцом. Сейчас ранние менуэты Моцарта для клавесина изучают дети в музыкальной школе.
  • Пушкин очень ярко описал танцевальные па в романе «Арап Петра Великого.Здесь же есть упоминание о том, что княжескую дочку учил премудростям менуэта пленный шведский офицер.
  • В 2016 году группа из 43-х человек отличилась оригинальным исполнением менуэта Моцарта. Они поочередно бросали монетку в стаканы, наполненные жидкостью: в результате получилась узнаваемая мелодия. Этот ролик агентство PARTY выпустило в рекламных целях.

Менуэт в России


Общеизвестный факт: менуэт появился в государстве российском благодаря Петру I. Он завез этот танец вместе с другими диковинками в северную столицу; затем он и его придворные выписывали из европейских стран балетмейстеров. В 1718 году Петром был подписан приказ об ассамблеях, где в числе прочих пунктов значилось: «Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять». Петр I и сам был отменным танцором, любил пройтись по танцевальной зале в паре со своей супругой – императрицей Екатериной.

Так получилось, что во Франции 18-го века менуэт утратил свое значение, поскольку жизнь высшего сословия после Великой Французской революции кардинально изменилась. А в России он, напротив, вошел в моду, так как соответствовал выражению величественного имперского духа, пышности, богатству и праздности королевского двора.

Менуэт в творчестве известных композиторов

Менуэт можно отыскать в творчестве многих композиторов – русских и зарубежных. Назовем несколько наиболее известных композиций.

Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан». Прекрасный образец классического менуэта – полнозвучный, мелодичный, торжественный. Покоряет сочетанием глубины и легкости - как всегда у Моцарта.

Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан» (слушать)

Луиджи Родольфо Боккерини. Менуэт. Одна из самых узнаваемых и популярных мелодий. Ее считают самостоятельным произведением, но на самом деле это часть квинтета A-dur (ор. 13 № 5).

Луиджи Родольфо Боккерини. Менуэт (слушать)

Игнаций Падеревский. Менуэт из цикла «Концертные юморески». Эффектная фортепианная пьеса в духе старинных французских мелодий.

Менуэт из цикла «Концертные юморески» (слушать)

Гайдн. «Менуэт быка». Это шуточная мелодия обросла целой историей. По известной легенде композитор сочинял мелодию на заказ – для свадьбы дочери мясника, за что получил в награду от заказчика целого быка. Так это или нет, сказать трудно, но если послушать, характерно, что сама мелодия «рисует» нам портрет неуклюжего животного, пытающего танцевать бальный танец.

loadmodule mod_custom,p4}

Сегодня интерес к менуэту возвращается. Многие танцевальные школы пытаются реконструировать танец, пользуясь сохранившимися картинками, описаниями, схемами. Некоторые современные балетмейстеры даже придумывают в рамках жанра новые схемы! Современным парам танцевать менуэт непросто, и дело даже не в костюмах. Это не только непривычный темп, но и другое отношение к жизни. Отголосок того времени, когда у людей было больше свободного времени и больше желания уделять внимание друг другу.

Видео: смотреть Менуэт