Татьяна и онегин проблема счастья. Сочинение Пушкин А.С. Что будем делать с полученным материалом

Важнейшей задачей Александра Сергеевича в романе «Евгений Онегин» являлось описание своего времени посредством центрального персонажа - своего современника. Основными событиями, где наиболее ярко отразились характер и верования Евгения, были любовная история его и Татьяны, а также дружеские взаимоотношения с Владимиром Ленским.

Счастье и долг в жизни главного героя

Онегин находится в поисках счастья, но его старания не увенчиваются успехом, поскольку он сам не осознает в полной мере, в чем оно состоит. Жизнь героя проходит бесцельно. Интересы русского дворянского сословия - богатство, карьерный рост, семейные ценности - ему чужды.

А поставить иную, высокую цель не удается. Хотя, если говорить прямо, он ни разу и не пытался этого сделать. Ведь для постановки цели требуется «воля и рассудка власть», а Онегин не обладает такими чертами характера. И вот он - типичный «лишний человек».

Выбор между чувством и долгом для Евгения появляется в тот момент, когда он ссорится с другом. В этой ситуации главный герой поступает необдуманно, находясь под влиянием мелкого чувства досады. На следующий день после бала он анализирует свои поступки: «Наедине с своей душой был недоволен сам собой». Но было слишком поздно раскаиваться, ничего нельзя уже изменить. Онегин, ведомый чувствами, смертельно ранил приятеля во время поединка.

Второй раз Евгений оказывается перед выбором, когда встречается после продолжительного путешествия с Татьяной. В последней главе романа история любви Онегина отлична от его мимолетного приключения в имении дяди. Сейчас в его душе настоящие чувства к Татьяне - гордой и неприступной княгине. Замужняя дама продолжает испытывать любовь к Евгению, хотя она уже не так наивна, как раньше.

И вот, как только серьезные чувства вновь затронули душу Евгения, он, как и ранее в ссоре со своим соседом, руководствуется лишь эгоистическими соображениями и запросто переходит все моральные принципы.

Он не оставляет в покое замужнюю женщину, демонстрирует ей свое чувство, ставит ее в неудобное положение в глазах общества, шлет любовное послание. Героя не волнует, что подумают в высшем свете те, кто видит его ухаживания, ведь его интерес - превыше всего.

На протяжении романа Евгений претерпевает изменения, но моральный долг для него так и не выходит на первое место.

Любовь и долг в понимании Татьяны Лариной

Татьяне свойственна иная позиция в жизни: долг и счастье не противопоставляются, а идут рядом. Того, к кому она испытывает любовь и уважение, она поддерживает в радости и печали. Приключения на любовном фронте - не для нее, хотя она не прочь почитать о них в книгах. В приоритете - стать женой любимого и любящего человека. Такое отношение к счастью ставит героиню в один ряд с простыми русскими женщинами.

Внешность Евгения соответствует идеалу Татьяны, который вобрал наилучшие черты героев ее любовных романов. Девушка влюбляется с первого взгляда, пишет письмо с признанием, потом безмолвно выслушивает пламенную нравоучительную речь Онегина.

Теперь уже в тоске пребывает Татьяна. Но печаль у нее другого рода, нежели у Онегина, - отрицательные эмоции у девушки от неразделенной любви. В этот момент читатели видят, насколько Татьяна сильна духом: она не дает несчастной любви разрушить свою жизнь.

Чувство долга в любимой пушкинской героине развито гораздо сильнее, чем у Евгения. В гармонии находятся личные мечты и ответственность перед родственниками. Она, как ее мать и младшая сестра, сочетается браком без любви. И это вовсе не помеха, чтобы чтить мужа и быть верной ему, то есть исполнять свой долг.

Делая выводы, нельзя не отметить, что поэт в произведении изобразил «национальную картину мира», то есть мировоззрение русского народа и их ценности. Если предстает выбор между долгом и счастьем, то народ отдает предпочтение долгу, поскольку он для русского человека важнее любви.

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло. Произошла смена эпох: работа над романом начата еще при Александре I, продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравственные ориентиры резко изменились.

Прежде чем анализировать роман, надо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр “Евгения Онегина” - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Лирический сюжет в романе доминирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.

Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского – декабристского – поколения как бы “выходят из игры”: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, - то, которое Лермонтов назовет “толпой угрюмою и скоро позабытой” – изначально “поставлено на колени”. В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства – важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному “ветреной младости”), и к истинному глубокому преклонению перед возлюбленной.

…мы, враги Гимена,

В домашней жизни зрим один



Ряд утомительных картин…

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

…рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк “Отрывков из путешествия Онегина”:

Мой идеал теперь – хозяйка,

Мои желания – покой…

То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудности, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет у мужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Ведь и трагедия главных героев проистекает из неумения Онегина “вовремя созреть”, из-за преждевременной старости души:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Любовь для автора и для его героини Татьяны – огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь – “наука страсти нежной”. Истинное чувство познает он к концу романа: когда придет опыт страданий.

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-ая глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-ая глава заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть. И он призывает “младое вдохновенье” спасти душу поэта от гибели, не дать



…окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья!

Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Образ “милых друзей”, окружающих человека в “мертвящем” “омуте света”, появляется в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала “наука страсти нежной”, так карикатурой на истинную дружбу – светское приятельство. “От делать нечего друзья” – таков приговор автора. Дружба без глубокой духовной общности – лишь временный пустой союз. Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе – потому так страшны автору эти “светские” дружбы. Для автора неумение дружить – страшный признак моральной деградации современного общества.

Сам автор обретает смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попытки погрузится в чтение, и его усилие писать (“зевая, за перо взялся”) автор воспринимает иронически: “Труд упорный ему был тошен”.

Особенно важна в “Евгении Онегине” проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина – не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга – превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: “младой улан ее пленил”. Для Татьяны смерть Ленского – трагедия. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: “Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего”. Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны – высший нравственный выбор, смысл жизни для нее – в соответствии высшим моральным критериям.

Кульминационный момент сюжета – 6-ая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяны. Для Онегина понятие “светской чести” оказывается значительнее нравственного долга – и он платит страшную цену за допущенную смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба реальнее – важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама человеческая жизнь – ничто.

А счастье было так возможно,

Так близко!..

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

А. Пушкин

Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны Лариной, самой Татьяны и Евгения Онегина.

Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина.

В то время был еще жених

Ее супруг, но по неволе;

Она вздыхала о другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле:

Сей Грандисон был славный франт, Игрок и гвардии сержант.

Сначала она очень горевала, плакала и даже “с супругом чуть не развелась”, но со временем смирилась и привыкла к такой жизни.

Рвалась и плакала сначала,

С супругом чуть не развелась;

Потом хозяйством занялась,

Привыкла и довольно стала.

Неужели действительно:

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она?

Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой.

Он с трепетом к княгине входит;

Татьяну он одну находит,

И вместе несколько минут

Они сидят. Слова нейдут

Из уст Онегина. Угрюмый,

Неловкий, он едва-едва

Ей отвечает. Голова

Его полна упрямой думой.

Упрямо смотрит он: она

Сидит покойна и вольна.

Но, обретя покой, Татьяна не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло.

“А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна”.

Евгений тоже раньше думал, что “вольность и покой замена счастью”, но впоследствии сам понимает, что это заблуждение.

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, в конце концов обретшие взаимную любовь? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому, что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно.

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину:

“Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же?

Что в сердце вашем я нашла?"

Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой.

“А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей...”

Только такой нравственный человек, как Татьяна Ларина, может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ И ДОЛГА В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны, самой Татьяны Лариной и Евгения Онегина.
Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина. Сначала она очень горевала, плакала и даже "с супругом чуть не развелась", но со временем смирилась и привыкла к такой жизни. Неужели действительно "привычка свыше нам дана: замена счастию она"?
Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой ("...она сидит покойна и вольна"), но не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло. Евгений тоже раньше думал, что "вольность и покой замена счастью", но впоследствии сам понимает, что это заблуждение.
Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, наконец-то взаимно любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину, что раньше она "лучше, кажется, была". Но это не так. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой, потому что только нравственный человек может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

Как известно, для каждого человека счастье разное, так и герои романа «Евгений Онегин», да и сам Пушкин, не являются исключением. Почему оно не одинаково для всех? Это зависит от множества факторов, таких как воспитание, образование, уровень культуры, богатства и социального положения.

Разберемся с каждым из персонажей по-отдельности и начнем с главного героя произведения. Евгений Онегин, как известно, никогда не был счастлив, всё потому, что он не знал, чего хочет от жизни, он посещал театр, светские вечера, балы, но не потому что он любил проводить время в свете, а потому что, так надо, так делали все.

Он создавал себе иллюзию, что это та самая жизнь, которая ему нравится. Но вскоре он разочаровался в ней, на молодого повесу накинулись хандра и скука, даже обзаведясь наследством покойного дядюшки, целым поместьем, он не чувствовал себя счастливым. Онегин понял, что любить и быть любимым его счастье, но слишком поздно: «А счастье было так возможно», - говорит ему Татьяна, отвергая любовь. Не успел герой занять свое место в жизни, на котором бы он сидел и радовался. Ему помешала его напускная гордость, в упущении этом виновато сформированное им мировоззрение и абсолютно неверная позиция.

Мой идеал теперь - хозяйка,

Мои желания - покой,

Да щей горшок, да сам большой.

Татьяна сразу понимала, что значит для нее счастье - это семейная жизнь, с любимым мужчиной и детьми, тепло домашнего очага и простые человеческие заботы:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад…

Она, хоть и вышла замуж, но не любила мужа, Онегин запал ей в душу так глубоко, что построить новую жизнь полностью вычеркнув воспоминания о Евгении она не могла. Она скрывалась, как и главный герой, когда-то, за маской страсти к светской мишуре, но ориентиры Татьяны оставались прежними - дом, семья, свой садик, полка книг.

Для Пушкина, в этом романе, целью является осчастливить своего героя, так нравящегося ему. Он дает Евгению театры, балы, литературу, которые так любит Александр Сергеевич, но его подопечному, они оказываются не по душе. Автор дает своему герою все новые возможности почувствовать себя счастливым - Татьяну. Но и этот вариант он отвергает, в силу своей неуверенности и нежелания, принять такой подарок судьбы. Пушкин думает, на чем же остановить взгляд Онегина, как сделать, так импонирующего ему героя счастливым. Что же, раз ни любовь, ни свет, не приносят Евгению нужного удовлетворения, Автор дарит ему поместье, чтобы в него герой вложил свою энергию и душу. Но, как оказалось Евгению «Труд упорный был тошен» и искания молодого повесы продолжаются.