Театр в масках как называется. Как возникла театральная маска. Слайд «Маска – определение»

Маска - это накладка на лицо с прорезями для глаз (и иногда для рта) или вид грима. Форма маски изображает "чужое лицо", поэтому в русском языке у слова "маска" есть старинный аналог - "личина".

Впервые театральные маски появились в древней Греции и Риме и использовались по двум причинам: выразительная, легко узнаваемая маска позволяла актёру изображать определённое лицо, а особая форма прорези рта существенно усиливала звук голоса, как рупор. Вспо мним, как ! Под открытым небом, перед лицом огромной толпы звук обычного голоса был бы не слышен. Да и мимика актёра была совсем не видна.

Иногда маски бывали сдвоенными или строенными. Такую маску актёры двигали во все стороны и быстро преображались в нужных героев.

Две древнегреческие маски, плачущая и смеющаяся, являются традиционным символом театрального искусства.

Одновременно с развитием театральных масок появляется театральный грим на Востоке . Изначально гримировались, раскрашивая лицо и тело, воины перед походом. А потом обычай перешел и на народные представления.

Со временем цвета грима стали играть символическую роль. В китайском театре, например, красный цвет обозначал радость, голубой - честность. В японском театре Кабуки актёр, изображающий героя, рисовал красные линии на белом фоне, а актёр, играющий злодея, изображал синие линии на белом. Белые лица свойственны властным злодеям.

В то же время в японском театре Но использовался не грим, а маска. Носить маски мог только главный (ведущий) актёр. Остальные актёры играли без париков и грима.

Актер в маске Иши-О-Йо (духа старого вишневого дерева)

С исторической точки зрения интересны также маски итальянского театра дель Арте (итальянской комедии городских площадей). Помните сказку, которую смотрел в театре Буратино? Арлекин, Пьеро, Мальвина - это герои, вышедшие как раз из итальянской комедии. Арлекин и Коломбина (сестра нашей Мальвины) изображаются, как правило, в клетчатых костюмах. А это были всего лишь заплатки, говорящие о бедности персонажей.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин.


Эти герои, а также маски, маскарады, карнавалы, были долгое время популярны в Европе. Они стали частью образа жизни, а в Венеции начал ежегодно проводится самый знаменитый из всех балов-маскарадов. Символом Венецианского карнавала является полумаска.

Литература :

Петраудзе С. Детям об искусстве. Театр. М.: Искусство-XXI век, 2014. (Купить в "Лабиринте")

Задания

1. Развиваем мелкую моторику и творческую фантазию с помощью р аскрасок.

У древних греков и римлян М. служили для актеров наиболее удобным способом передавать характер ролей. Судя по новейшим открытиям, можно допустить, что М. применялись с этой же целью издревле в Египте и в Индии, но о тамошних М. до нас не дошло точных сведений. В Европе первые М. появляются в Греции, при Вакховых празднествах. Суидас приписывает это изобретение поэту Харилу, современнику Феспия; он рассказывает также, будто Фриних впервые ввел на сцене употребление женских М., а Неофон Сикионский придумал характерную М. для воспроизведения раба-педагога. Гораций ставит изобретение М. театральных в заслугу Эсхилу. Аристотель, в своей "Поэтике" (глава V), утверждает, что в его время предания о введении М. в театральный обиход терялись во мраке давно прошедшего. М. преследовали двоякую цель: во-первых, они придавали определенную физиономию каждой роли, во-вторых - усиливали звук голоса, а это было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Игра физиономии была совершенно немыслима на сцене таких размеров. У М. уста были приоткрыты, глазные впадины резко углублялись, все наиболее характерные черты данного типа подчеркивались, а краски налагались ярко. Первоначально М. выделывались из лубка, впоследствии - из кожи и воска. У рта маски обыкновенно отделывались металлом, а иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром, для усиления резонанса, в устах же у М. помешался рупор (поэтому римляне обозначали М. словом persona, от personare - звучать). М. подразделялись на целый ряд неизменных категорий: 1) стариков, 2) молодых людей, 3) рабов и 4) женщин, весьма многочисленных типов. Независимо от М. для ролей простых смертных, существовали еще М. для героев, божеств и т. п., с условными атрибутами (у Актеона, напр., оленьи рога, Аргуса - сто глаз, Дианы - полумесяц, Эвменид -3 змеи и т. д.). Особые наименованы носили М., воспроизводившие тени, видения и т. п. - Gorgoneia, Mormolucheia и т. п. Наряду с М. божеств общераспространены были М. исторические - prosopeia; они изображали черты известных личностей, умерших и живых и служили главным образом для трагедий и комедий из современного быта, вроде "Облаков" Аристофана или "Взятия Милета" Фриниха; для комедии "Всадники", однако, мастера отказались изготовить маски с изображением Клеона. Сатирические М. употреблялись для воспроизведения мифологических чудищ, циклопов, сатиров, фавнов и т. д. Были еще М. оркестрические, они надевались танцовщиками, а так как последние помещались на сцене всего ближе к зрителям, то и М. для них выписывались менее резко и отделывались более тщательно. Для воспроизведения персонажей, у которых резко менялось душевное настроение во время действия, введены были М., на одном профиле выражавшие, напр., горе, ужас и т. п., тогда как другой профиль обозначал радость, удовлетворение; актер поворачивался к зрителям то одной, то другой стороной М. Из Греции М. перешли в театр римский и удержались на сцене до падения Римской империи. По свидетельству Цицерона, знаменитый актер Росций играл без М., и с полным успехом, но пример этот почти не находил подражателей. Если актер возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене М. и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены. Употребление театральных М. перешло в Италию, для театральных пантомим и так называемой итальянской комедии (Comedia dell"Arte; см. соотв. статью). Так, М. полишинеля - весьма древняя и ведет начало от ателланских игр (см. Ателланы); к ней у углов рта первоначально прикреплялись бубенчики. С XVI в. эта М., видоизмененная, переходит во Францию, вместе с характерными М., обозначавшими типы матаморов, лакеев и т. д. Употребление М. не ограничивалось одним театром. В погребальных церемониях у римлян принимал участие архимин, который, надев на себя М., воспроизводящую черты усопшего, разыгрывал и добрые, и злые деяния покойного, представляя мимически нечто вроде надгробного слова. Солдаты иногда устраивали, под М., комические шествия, как бы окружая фиктивную триумфальную колесницу, в насмешку над военачальниками, им ненавистным. Во Франции, в Средние века - напр. при процессионном шествии в празднество Лиса - употреблялись М., и подобным переодеванием не брезгал даже Филипп Красивый. При годовых празднествах в честь шутов, происходивших в церквах, были в ходу М., отличавшиеся безобразием; руанский синод, воспретивший эту потеху в 1445 г., упоминает о личинах чудищ и звериных харях. В области частного быта употребление М. возникло в Венеции и практиковалось во время карнавала; во Франция мы видим его при въезде Изабеллы Баварской в Париж и празднествах по поводу ее бракосочетания с Карлом VI (1385). При Франциске I мода на венецианские M. (loup) из черного бархата или шелка настолько привилась, что М. составляла необходимую почти принадлежность туалета. Безобразия, какие учинялись под покровом М., побуждали Франциска I, Карла IX и Генриха III стеснять употребление М. В 1535 г. парламентским эдиктом у торговцев конфискованы все М. и дальнейшее их приготовление воспрещено; в 1626 г. два простолюдина были даже казнены за ношение М. во время карнавала; в знатной среде, однако, М. не выходили из обихода до самой франц. революции. Так как в молодости Людовик XIV охотно принимал участие в придворных балетах, но, во избежание нарушения этикета, являлся замаскированным, то этот обычай распространился и на балетных танцовщиков вообще, которые с М. расстались лишь в 1772 г. В Италии, в прошлом столетии и начале настоящего, маскировались все, не исключая священнослужителей, являвшихся, под покровом М., деятельными участниками карнавала и усердными посетителями театров и концертов. Члены совета десяти, чиновники инквизиционных трибуналов, карбонарии и члены тайных обществ во всей Европе употребляли маски из вполне понятных побуждений; равным образом, иногда и палач при исполнении своих обязанностей облекался в М. Карл I Английский был обезглавлен замаскированным палачом. В Риме некоторые монашеские ордена при погребениях облекаются в странный костюм, при М. Во все времена и во всех странах М., надеваемая на общественных празднествах, пользовалась неприкосновенностью и давала право на нетерпимую при других условиях фамильярность речи. Во Франции лицам, допущенным на бал под М., обычай разрешал приглашать на танцы незамаскированных, будь то даже члены царствующего дома. Так, напр., на одном из придворных балов у Людовика XIV, замаскированный паралитиком и обернутый в одеяло, висевшее безобразными лохмотьями и пропитанное камфарой, пригласил на танец герцогиню Бургундскую - и та, не считая возможным нарушить обычай, пошла танцевать с отвратительным незнакомцем. В настоящее время М. на Западе употребляются почти исключительно во время карнавала. Во Франции обычай этот регулируется ордонансом 1835 г., действующим поныне. Замаскированным воспрещается носить оружие и палки, рядиться в неприличные костюмы, наносить прохожим оскорбления или держать вызывающие и непристойные речи; по приглашению полицейской власти, замаскированный немедленно должен отправиться в ближайший участок для удостоверения личности, а нарушители закона направляются в полицейскую префектуру. Совершение проступков и преступлений под масками преследуется в обычном порядке, но самый факт замаскирования здесь рассматривается, как обстоятельство, усиливающее вину.

Ср. Fr. Ficoroni, "Le Maschere sceniche, degli antiqui Romani" (Рим, 1736); его же, "De larvis scenids et fîguris comicis" (Рим, 1754) Sand, "Masques et bouffons" (Париж, 1860); Alimann, "Die Maske des Schauspielers" (Берлин, 2-е изд., 1875); Dall, "Masks, labrets and certain aboriginal customs" (Вашингтон, 1885). О M. в России - см. Москолоудство.

  • - Вы́сшие театра́льные мастерски́е государственные, Вольные мастерские, театральное учебное заведение. Существовало в Москве в феврале — ноябре 1922, готовило актёров и режиссёров...

    Москва (энциклопедия)

  • - В дорев. период Екат., несмотря на удаленность от традиционных рос. гастрольных орбит, принял большое кол-во гастролеров как драматической, так и оп. сцены...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - Ludi scaenici. Т. представления в древности, как в Афинах, так и в Риме, не были в частных руках; ими заведовало государство, хотя исполнение в каждом отдельном случае предоставлялось частным лицам...

    Реальный словарь классических древностей

  • - - В XVII в. в Англии название М. давалось драматической феерии, представлявшей смесь пантомимы с разговорными сценами...
  • - ежедневное издание, выходившее в Москве в 1864-1865 г. под редакцией А. Н. Баженова...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - специальные накладки с вырезом для глаз, надеваемые на лицо актёра...
  • - см. театральные общества...

    Большая Советская энциклопедия

  • - библиотеки, главный фонд которых составляют книги, периодические издания по театральному искусству. В СССР имеются следующие Т. б.: 1) Государственная центральная Т. б. в Москве...

    Большая Советская энциклопедия

  • - В России начало театральной периодики относится к концу 18 в. Первое издание подобного типа - «Russische Theatralien» выпущено актёром немецкой труппы Зауервейдом...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см. Театральное образование...

    Большая Советская энциклопедия

  • - научные, культурно-просветительные учреждения, собирающие и хранящие подлинные материалы и документы по истории театра...

    Большая Советская энциклопедия

  • - СССР, добровольные общественные творческие организации, объединяющие деятелей театра союзных республик страны. Созданы по примеру и при содействии Всероссийского театрального общества...

    Большая Советская энциклопедия

  • - и словари, научно-справочные издания, содержащие систематизированный свод театроведческих знаний, сведений по истории, теории, творческой и организационно-технической практике театра, биографии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - театр, сцена Ср. Семейная жизнь - муж, дети, дом - полная чаша, но все это только обстановка, вроде как на театральных подмостках, где все только для виду, вплоть до съедобных аксессуаров...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Подмостки театральныя театръ, сцена...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 подмостки сцена театр...

    Словарь синонимов

"Маски театральные" в книгах

Две театральные легенды

Из книги Моё неснятое кино автора Вульфович Теодор Юрьевич

Две театральные легенды Обе посвящаются Софье Юлиановне и Станиславу Адольфовичу Радзинским О СДАЧЕСдавали форты, крепости, города…Сдавали хлам, пришедшее в негодность имущество, сдавали дела в архив, должности, деньгами сдавали сдачу…Сдавали карты в лихих, честных

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РОЛИ

Из книги Андрей Миронов и его Женщины...и Мама автора Шляхов Андрей Левонович

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РОЛИ

Театральные трения

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Театральные трения Любимов при встрече уже не здоровается, не замечает как будто. Потом на репетиции смотрит как на постороннего. Самое дурное и жестокое говорит за глаза – Золотухину, Смехову. Причем несет черт знает что: мол, Высоцкий исхалтурился, вступил в сделку со

Театральные университеты

Из книги Фаина Раневская. Смех сквозь слезы автора Раневская Фаина Георгиевна

Театральные университеты Зря я надеялась, что Москва за время моего двухлетнего отсутствия опомнится и примется искать, куда это девалась заикающаяся рыжая дылда.Как не заметила Москва моего появления и отъезда, так не заметила и возвращения.Я такая старая, что с высоты

Театральные работы

Из книги Ален Делон без маски автора Брагинский Александр Владимирович

Театральные работы 1961 г. «Как жаль, что она шлюха» («Dommage qu’elle soit une putain»)1968 г. «Выколотые глаза» («Les yeux crevйs»)1996–1998 гг. «Загадочные вариации» («Variations йnigmatiques»)2004–2005 гг. «Русские горки» («Les montagnes russes»)2007 г. «Мосты округа Мэдисон» («Sur la route de Madison»)2008 г. «Любовные письма» («Love

Театральные работы

Из книги Марина Влади, обаятельная «колдунья» автора Сушко Юрий Михайлович

Театральные работы «Вы, которые нас судите», «Три сестры» (Ирина), «Вишневый сад» (Раневская), «Гамлет» (Гертруда), «Невероятная и грустная история наивной Эрендиры и ее жестокосердной бабушки», «Саркофаг», «Синий источник» (Колетт), «Переход» (Марина Цветаева), «Дамские

Театральные заметки

Из книги Годы странствий автора Чулков Георгий Иванович

Театральные заметки Будучи еще мальчишкой, в первых классах гимназии, я постоянно бывал в театре - изредка по пятницам у Корша, а чаще - в Малом театре, где успел пересмотреть весь тогдашний репертуар и всех мастеров нашей первоклассной драматической сцены. Многих

IV, 36. Театральные дела

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

IV, 36. Театральные дела Тот род дружбы, который завязался между мной и Василием Васильевичем около 1900 г., не продолжался долго и не возобновился после того, что я с 1905 по 1907 г. два с чем-то года провел вне Петербурга. Но все же я сохранил о нем память, не лишенную нежности и

Театральные роли

Из книги Андрей Миронов автора Шляхов Андрей Левонович

Театральные роли 1962 „24 часа в сутки“ О. Стукалова (постановка А. Крюкова) – Гарик1963 „Проделки Скапена“ Ж. – Б. Мольера (постановка Е. Весника) – Сильвестр1963 „Клоп“ В. Маяковского (постановка В. Плучека, С. Юткевича) – Милиционер, Присыпкин1963 „Дамоклов меч“ Назыма

Театральные работы

Из книги автора

Театральные работы В Латвии, в театре «Дайлес»:Г. Приеде. «Отилия и ее внуки.», роль – Жоржик, (1972).Р. Блауманис. «Краткое наставление в любви», роль – один из парней. (1973)В. Эфимилиу. «Привет, дядя!», роль – Клайдонис, (1973).Р. Тишков – Л. Жуховицкая. «Орфей», роль – Ричард Тишков,

Театральные маски

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Театральные маски Если, фигурально выражаясь, архитектура - это музыка и поэзия в камне, декоративное убранство, развивая это сравнение, - игра воображения, сокровище интеллекта, умение мыслить и чувствовать ассоциативно, стало быть - это театр! А какой же театр без

Маски театральные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

МАСКИ ДЛЯ ЛИЦА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯИЦ ЧТО ТАКОЕ МАСКА? КАКИЕ БЫВАЮТ МАСКИ?

Из книги Все об обычных яйцах автора Дубровин Иван

МАСКИ ДЛЯ ЛИЦА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯИЦ ЧТО ТАКОЕ МАСКА? КАКИЕ БЫВАЮТ МАСКИ? Маски используются для поддержания здорового вида и состояния кожи, для поддержания этого состояния, для предотвращения преждевременного увядания, ранних морщин. Маски делятся на очищающие,

МАСКИ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ КОЖИ (ОСВЕЖАЮЩИЕ) МАСКИ-ОБЕРТЫВАНИЯ С ЭКСТРАКТАМИ РАСТЕНИЙ

Из книги Талассо и красота автора Красоткина Ирина

МАСКИ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ КОЖИ (ОСВЕЖАЮЩИЕ) МАСКИ-ОБЕРТЫВАНИЯ С ЭКСТРАКТАМИ РАСТЕНИЙ В маски-обертывания с экстрактами растений включают ромашку, подорожник, мяту, шалфей, репейник, богородичную траву и другие растения. Собирают и сушат их летом, чтобы потом пользоваться ими в

РУССКИЙ ТЕАТР Театральные новости и театральные силы в столицах и провинциях

Из книги Статьи, предположительно написанные Лесковым автора Лесков Николай Семенович

РУССКИЙ ТЕАТР Театральные новости и театральные силы в столицах и провинциях Слухи о новых мероприятиях театрального ведомства. - Театр летом в Петербурге. - Пиеса г. Жандра «Нерон» и кому ее играть. - Петербургские дублеры: Петровский и Федоров. - Прибавки г-жам

Задачи:

  • обучающая – научить формам приветствия представителей разных эпох (Др.Греция, Др. Рим; Средневековье; Королевский);
  • развивающая – развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления;
  • воспитывающая – воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

Оборудование: элементы костюмов, реквизит; мультимедийный проектор, ноутбук; презентация к уроку; маски; фото-тест; кроссворд «ТЕАТРОМАНИЯ».

Методы и формы:

  • словесный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • обсуждение итогов занятия;
  • беседа эвристического обучения;
  • опрос фронтальный.

Конспект занятия

I этап. Организационный момент. (1 мин).

ЦЕЛЬ: Настроить студийцев на восприятие нового материала.

Учитель:

Приветствие студийцев.

Мы продолжаем с вами погружение в мир театра. Начать занятие я бы хотела с эпиграфа.

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!” В.Г. Белинский

Игра «Подлиза».

II этап. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало (2 мин.)

ЦЕЛЬ: Сообщение темы, цели и задач занятия. Замотивировать студийцев в получении новых знаний; расширении своего кругозора.

III этап. Повторение пройденного материала. (10 мин.)

  • Подготовить голосо-речевой аппарат студийца к работе.
  • Повторить пройденный материал.
  • Создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием
  • телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций
  • (радость, удивление, интерес, гордость и др.) Закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку.

(Ответы детей)

Под руководством педагога проводятся массажи.

Гигиенический массаж. Цель массажа: разогреть мышцы лица, шеи.

Вибрационный массаж. Цель массажа: разбудить резонаторы.

Учитель: Какие виды гимнастик использует актер для подготовки голосо-речевого аппарата? (ответы студийцев: артикуляционная, дыхательная, дикционные упражнения, голосо-речевые упражнения).

Выполнение упражнений актерского тренинга.

  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Пятачок, улыбочка», «Рыбка», «Вкусная конфета», «Дотянись до неба».
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения «Кукушка», «Комарик», «Со скакалкой я скачу».
  • Дикционные упражнения. Проговаривание скороговорок. Игра «Кидаем мячи»
  • Голосо-речевые упражнения. «Высотка», «Орган».

Учитель. Каждый из вас знает, что для артиста очень важно уметь перевоплощаться. Какие виды перевоплощения вам известны? (Внутреннее и внешнее).

Задание: Подготовить пантомимический этюд на тему «Лепим снеговика». Этюд выполняется индивидуально каждым. Ваш снеговик должен оказаться на вашем месте на сцене, хотя катать комы снега вы можете по всей сцене. В процессе работы у меня могут возникнуть вопросы. 20 сек. На обдумывание мизансцен.

Показ этюда.

Учитель:

Отвечаем на вопросы кроссворда и фото-теста.

Слайд «Кроссворд»

Слайды «Фототест»

IV этап. Изучение нового материала (10 мин)

ЦЕЛЬ: Познакомить студийцев с историей возникновения масок, с различными типами масок, рассказать о применении масок и значении цвета в маске. На примере комедии дель арте показать значение маски в создании образов.

Учитель: Театр начинается с игры. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театр. Маска – это неотъемлемый атрибут театральных представлений, карнавальных шествий, которые проходят в Бразилии и Венеции. Посмотрите, какими они были и какими стали сейчас.

Слайд «Древние маски»

Слайд «Маски народов мира»

Слайд «Венецианские маски»

Студийцы смотрят демонстрационный материал.

«Маски» – от латинского «личина», в глубокой древности применялись в обрядах, связанных с трудовой деятельностью людей. Например, перед началом посева или, наоборот, сбора урожая люди исполняли ритуальные танцы, надевая при этом маски. А также в праздники урожая, в праздники поклонения животным, считая этих животных покровителями (животные-тотемы), использовали ритуальные маски с чертами животных – например у африканских народов.

Маски использовались в ритуалах погребения (захоронения), также в различных церемониях, например отпугивания колдунов, посвящения в вожди.

Итак, маски бывают слайд карнавальные, ритуальные, комические, трагические.

В Европе трагические и комические маски применялись давно, еще в античном театре, зародившемся в Древней Греции.

Слайд «Маски комедия-трагедия»

Маски в Древней Греции делали из глины, надевали как шлем.

Слайд «Глиняные маски»

У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. Посмотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей) Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.

Это комическая маска. Выразите удивление на своем лице. Что происходит с лицом? (Ответы детей). Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.

Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей). На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.

Слайд «Древняя Русь. Маски.»

Что же такое маска? Дадим определение.

Слайд «Маска – определение»

Италия – родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.

Слайд «Комедия дель арте»

Слайд «Арлекин»

Кто ответит, как полностью звучит название этого жанра? (Ответы детей) Наш коллектив носит имя одного из героев этой комедии. Но в этой комедии он назывался Арлекин. Душой спектакля были «слуги» - наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый и добродушный Арлекин, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор и многие другие герои.

V этап. Практическая работа (13 мин.)

ЦЕЛЬ: Научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи.

Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий.

Учитель: Внимание на экран.

Слайд «Древний грек»

Перед вами предстанут представители различных эпох. Это житель Др. Греции. Страны, ставшей родиной первых костюмированных представлений. Страны загадочных мифов и выдающихся ученых. Именно из Древней Греции пришли к нам многие театральные понятия. Например, сцена, котурны, трагедия, комедия. А сейчас внимательно посмотрите на одежду др. грека. На нем хитон, на ногах сандалии, в некоторых случаях край одежды закреплялся на плече, в некоторых случаях ее приходилось придерживать рукой. Перед вами представитель средневековья, рыцарь.

Слайд «Рыцарь»

Как выглядит одежда рыцаря?

Ответы детей.(тяжелая, массивная, доспехи из металла, на лице своеобразная маска для устрашения противника и защиты лица - шлем).

Слайд «Королева»

И, наконец, опишите, как одета королева? (Ответы детей)

Учитель: А сейчас мы поднимемся на сцену и научимся формам приветствия принятым в те далекие времена. Атрибуты берем в соответствии со временем.

Показ педагогом 1 вида приветствия: Др. Греция, Др. Рим;

Инструктаж педагога по выполнению практического задания.

Учитель:

Придерживая край одежды левой рукой на счет раз шаг правой ногой вперед, два – левую ногу приставить, три – правая рука с прижатыми пальцами поднимается вверх, мы должны показать открытую ладонь. На счет четыре – поклон головы, пять – голову поднять, шесть – правую руку опустить. Повторный показ со словами со счета три «Я вас вижу, и я вас приветствую».

Выполнение студийцами данного вида приветствия.

Средние века. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

Королевский поклон. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Маска откровения». Оформление чудо-дерева.

Список использованных интернет-ресурсов:

  1. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/MASKA.html
  2. http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200102803
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Маска
  4. http://www.znaikak.ru/maskatheater.html
  5. http://bse.sci-lib.com/article074127.html

Список использованной литературы:

  1. С. В. Гиппиус Актерский тренинг. Гимнастика чувств, Прайм-Еврознак, 2007 г.

1.2 Функции маски в театре «Но»

Как было уже упомянуто нами ранее, ключ к пониманию театра «Но» кроется в театральной маске, поскольку актеры этого театра не прибегают к гриму и мимике. Именно в маске, заложено множество функций, отражающих не только философию театра «Но», но и принципы восточной философской доктрины.

«Maska, maskus» с латинского - личина, но есть еще более древнее слово наиболее точно выявляющее суть маски «Sonaze» - сдерживать. Именно эта функция маски активно использовалась в ритуальном действе. Из определения Е.А.Торчинова, подразумевающего под ритуалом совокупность определенных актов, имеющих сакральный смысл и направленных на воспроизведение того или иного глубинного переживания, или его символистическую репрезентацию, можно сделать вывод, что маска является шитом, защищающим от образа, но в тоже время некая тропинка к нему (18, с. 67.).

В театре «Но» 200 масок, которые строго классифицированы. Наиболее яркими группами являются: боги (персонажи буддийского и синтоистского культов), мужчины (придворные аристократы, воины, люди из народа), женщины (придворные дамы, наложницы знатных феодалов, служанки), безумные (люди потрясённые горем), демоны (персонажи фантастического мира). Маски так же различны по возрасту, характеру и облику. Некоторые маски предназначены для определенных пьес, другие могут быть использованы для создания существующих характеров в любой пьесе. На этом основании создатели театра «Но» считали, что на их сцене представлен весь мир (9, с. 21).

Маски вырезаются различной величины, из тщательно отобранного дерева и раскрашиваются специальной краской. Технология изготовления маски настолько сложна, что большинство используемых на данный момент масок, созданы знаменитыми резчиками масок ещё в 14-17 веках. Маски, изготовленные современными мастерами - имитация старых работ. В связи с этим мы можем судить, что каждая из масок театра является самостоятельным произведением искусства.

Стоит отметить, что, несмотря на все разнообразия масок, в театре «Но» маска зачастую не выражает конкретного персонажа, а лишь является лишь его «призраком», историей, обобщением человеческой формы.

Поскольку литературным материалом театра «Но» является народный фольклор древней Японии, маска в театре служит проводником духовного опыта. Маска несет в себе все отличительные особенности не только личности, отличительные черты того времени и создана в это время, можно предположить, что она погружает зрителя в предлагаемые обстоятельства.

В тоже время маска отвлекает внимание от «здешнего», «зрящего», поскольку, по мнению восточных философов, «истина не открыта взору, чем дальше отойдёшь, тем больше увидишь», что напрямую связано с философией дзен буддизма и философией театра «Но». Это так же подтверждает основополагающие принципы ведущих эстетических концепций театра «Но» - мономане и юген.

Актер театра «Но» не всегда исполняет роль в маске. Маску лишь одевает главный актер (сиэтэ) и исполнители женских ролей. Спутники главного действующего лица надевают маску лишь во втором акте после момента «превращения». Если сиэтэ изображает романтический персонаж, актер обычно маски не надевает. Лицо актёра, находясь без неё, абсолютно статично, поскольку игра лицом в театре «Но» считается вульгарностью.

Рассматривая театр «Но», современный исследователь культуры востока - Е. Григорьева утверждает, что маска как «успокоенная эмоция» напоминает суетности страстей. (8, с. 345) Маска - как «громовое молчание». Можно сделать вывод, что маска является ключом вскрытия сущности роли, является её историей и результатом.

Перед тем как прикоснутся к маске, актер настраивается на «магическую пустоту» - полностью очищает себя. Театровед, Григорий Козинцев вспоминает в книге «Пространство трагедии» разговор с Акира Курасава, знатоком театра «Но». «Я начинаю понимать, что «надеть маску» - процесс такой же сложный, как «вжиться в роль». (8, с. 346) Задолго до начала представления артист стоит подле зеркала. Мальчик подаёт ему маску и он, осторожно берет её и молча вглядывается в её черты. Незаметно меняется выражение глаз, облик становится иным. Маска «переходит в человека». После этого он медленно и торжественно надевает маску и поворачивается к зеркалу. Нет уже по отдельности человека и маски, теперь они целое» (8, с.345-346.) Из этого следует, что маска отстроняет актера от внешнего мира, способствует его входу в состояния «не-я».

Актер театра «Но» никогда не дотрагивается до лицевой поверхности маски, прикасаясь к ней лишь в том месте, где находятся веревочки, крепящие маску к лицу актера. После спектакля подобным образом маска изгоняется из актера, а далее помещается в специальный футляр до следующего использования. Фактически в любой театральной школе роль «сжигается», после её воплощения. В противоположном случае роль поработит самого исполнителя.

Надевая маску, актер буквально становится ей, являясь проводником героя, передавая не только его эмоции, нравственный и физический образ, но и дух. В его душе должно быть только одно чувство, которое выражено маской.

Только талантливый актер способен оживить маску, трансформировав её статику в действующее лицо. Возможно, это происходит благодаря игре света, изменения ракурса, движения, но есть и другие примеры, где данные факторы не имели места. Немецкий драматург К. Цукмайер в своих воспоминаниях описывает случай произошедший с актером Верне Краусе, когда ритуальная маска на его глазах заплакала, а актер, находящийся в ней, ощутил невыразимую боль. (4, с. 109 -111)

В маске актер театра «Но» почти не видит зала, но и зал не видит его лица. Эти невидимые связи и образуют единое целое спектакля.

"Вечный враг человечества" или "обезьяна Бога"? Образ дьявола в позднесредневековой культуре

«Процесс сатаны» полон отсылок не только к богословским изысканиям, но и к популярной, народной культуре, в частности, к театральной традиции мистерий и мираклей. Диалоги-споры между добрыми и злыми персонажами (например, диалог души и сердца...

В. Высоцкий... "Я пришел сюда, чтобы правду ответить"

После того, как Высоцкий бросил МИСИ, он полгода усиленно готовился к поступлению в театральную студию. Нина Максимовна вспоминала: «...Это было очень напряженное для него время. Он тогда занимался в драматическом кружке...

Корякские народные праздники

«Улляун» - это маска, которую в старину надевали при некоторых обрядах. Сейчас она применяется на празднике хололо в пантомиме. В празднике участвовали все жители села и два или три человека ряженных в масках...

Культура кельтов

Еще перед концом 5 века в кельтском искусстве появляется мотив человеческой маски, иногда увенчанной двулистной короной и сопутствующий ему мотив так называемых «рыбьих пузырей». Мотив маски был, без сомнения...

Постмодернистские тенденции в русском театре

В русском театре положение особое. Резкая капитализация общества на рубеже восьмидесятых-девяностых со скрипом привила России рыночные отношения. Тем не менее, и с международного...

Разработка и выполнение грима этнической маски на тему: "Культурное наследие африканских народов"

Первый этап заключается в наложении тона. Он должен быть ровным и гладким. Губкой я нанесла коричневый аквагрим легкими круговыми движениями, равномерно распределиив его по всему лицу. Здесь важно не наносить краску длинными прямыми мазками...

Режиссура и актёрское мастерство

Многовековая история театра знает периоды рассвета и упадка, насчитывает тысячи имен великих артистов. Сотни раз знающие и любящие театр люди пытались объяснить волшебное искусство сцены, открыть тайны воздействия на людей...

Роль идейности в художественном произведении

В данной работе, мы ставим вопросы о роли идейности художественного произведения, так же мы обязаны выяснить, какое место занимает это понятие в творческой психологии творца и влияет ли оно в конечном итоге на его работу и на оценку потребителей...

Романтизм в балетном театре

Движение русского балета к романтизму, в отличие от западноевропейского было приостановлено и задержалось на несколько лет. В России после подавления восстания декабристов наступило время жестокой реакции...

Творчество Евгения Панфилова

Балет толстых Евгения Панфилова Хореограф: Лауреат Всесоюзного и международных конкурсов Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Лауреат Премии Правительства РФ им...

Театр "Но" - японский театр масок

Мы рассмотрим аналоги функций маски театра «Но», которые на наш взгляд были заимствованы великими деятелями театрального искусства ХХ века. Ставя перед собой задачу понять...

Театр как вид искусства

Театральное искусство -- одновременно и правдиво и условно. Правдиво -- несмотря на свою условность. Как, впрочем, и всякое искусство. Виды искусства отличаются друг от друга и степенью правдивости, и степенью условности...

Театр как объект управления

Законодательство Российской Федерации о театре и театральной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации, гражданском законодательстве Российской Федерации...

Театры Омска

Театр актера, куклы, маски «Арлекин» - один из старейших кукольных театров России. В начале 90-х годов коллектив попытался создать театр нового типа - универсальный, синтетический, обращенный к зрителю всех возрастов...

Черты неоромантизма и импрессионизма в балетном театре

Когда в другие виды искусства пришел реализм, европейский балет оказался в состоянии кризиса и упадка. Он потерял содержательность и цельность и был вытеснен феерией (Италия), мюзик-холлом (Англия)...

Тема: ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ

Цель занятия: Знакомство с историей возникновения и использования театральных масок

Задачи:

    узнать историю возникновения масок,

    из каких материалов делают маски,

    узнать о роли художника в создании масок.

    научиться делать маски

Ход занятия:

Разминка 1) Артикуляционная гимнастика (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики). Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы

Статистические упражнения

Упражнение «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз

Упражнение «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Динамические упражнения

Упражнение «Вкусное варенье».

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Упражнение «Качели».

Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд»

Описание упражнения:

Произнесите поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Старайтесь чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании.

Дикционное упражнение , упражнение на силу голоса на основе скороговорки: «Бык тупогуб».

Описание упражнения:

Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке.

Бык тупогуб

Тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

«Маски театральные,

Маски карнавальные,

Надеваешь маску,

Попадаешь в сказку.»

Педагог рассказывает, рассказ сопровождается показом слайдов с изображением различных масок.

«С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Поэтому маска пришла к нам из глубокой древности. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра. Украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнамент и узоры.

На родине театра - в Древней Греции - во время шумных праздничных процессий в честь бога Диониса, бога виноградарства, разыгрывались сценки из жизни.

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле.

У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. По-смотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей.) Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей.) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.
Это комическая маска. Выразите удивление на своем лице. Что происходит с лицом? (Ответы детей.) Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.
Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей.) На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.
Что же такое маска? Дадим определение.
Маска - это специальная накладка на лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды и т.п.), с вырезами для глаз, а также человек с такой накладкой.
Италия - родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.
Кто ответит, как полностью звучит название этого жанра? (Ответы детей.) Наш коллектив носит имя одного из героев этой комедии. Но в этой комедии он назывался Арлекин. Душой спектакля были «слуги» - наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый и добродушный Арлекин, острая на язык Сервет- та, не лишенный злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор и многие другие герои.

Общеизвестный символ театрального искусства - смеющаяся и плачущая маски.

В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах.

В большинстве европейских стран актёры не надевают масок на сцене, но сценический облик актёра в образе конкретного героя, как и в древние времена, определяет художник. Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру.

А чем сейчас заменили маски? (гримом).

Как называется художник накладывающий на актёров грим?(гримёр).

Анализ образцов масок (маски-герои)

Давайте внимательно рассмотрим различные маски, узнаем, из каких материалов они делаются, какой формы, размера бывают, каких героев могут показывать, как мы понимаем, маска какого героя перед нами.

Каждая группа получила фотографию одной маски и должна описать её по схеме-помощнице».

Проверим, как вы справились с заданием и объединим полученные вами знания. Каждая группа расскажет об увиденном по плану.

Сделаем выводы: Маски изготавливают из различных материалов, формой они повторяют лицо или морду героя, которого изображают, маски могут быть разных цветов и оформляются разными деталями, которые придают им схожесть с героями, которых они изображают.

Дети в группах рассматривают маски, анализируют, записывают выводы в схему.

1) Материал

2) Форма

3) Цвет

4) Герой

5) Что помогает понять, какой это герой?

Представители каждой группы описывают маску по плану (схема-помощница)

Физкультминутка

«Ветер дует нам в лицо…..

»Дети встают и повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.

Планирование выполнения работы

Мы подробно рассмотрели различные маски, проанализировали их, теперь сможем спланировать свою работу.

На ваших столах лежат конверты.

Достаньте листочки с названием героев сказок. Ваша задача отгадать для какой сказки вы будете делать маски.

СКАЗКИ: «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Колобок»

два участника группы выходят к доске и выбирают нужные маски, остальные из предложений собирают сюжет сказки.

Договоритесь, кто какую маску будет делать.

Изготовление маски по плану.

    Правильно расположите маску на листе белого картона.

    Обведите маску простым карандашом.

    Изображаем основные детали: глаза, рот.

    Разукрасить маску. Подождать пока высохнет.

    Вырезать маску, отверстие для глаз. Сделать отверстия для тесьмы. Завязать тесьму

Повторение техники безопасности

В нашей работе пригодятся ножницы, давайте вспомним правила безопасной работы с ними.

Группы работают с выданными карточками.

РЕФЛЕКСИЯ

Дети выбирают маску с настроением «веселая маска»-занятие понравилось, «грустная маска» - занятие не понравилось.