Техники медитации в практике дзен буддизма для начинающих. Медитация - cистема медитации

Буддизм вырос из медитации, а именно - из медитации Будды под деревом бодхи две с половиной тысячи лет назад. Следовательно, он вырос из медитации в высшем смысле, то есть не только из медитации в смысле сосредоточения и даже не только в смысле обретения опыта высших состояний сознания, но из медитации созерцания, что следует понимать как прямое, целостное, всеохватывающее видение и переживание абсолютной реальности. Именно из него вырос буддизм, отсюда он постоянно черпает свежие силы.

Мы можем также сказать, что Буддийская Община Триратна выросли из медитации, правда, не в столь возвышенном значении. Я прекрасно помню те дни, когда Буддийская Община Триратна и сам Буддийский Орден Триратна лишь создавались, даже начинали создаваться. Тогда мы обычно собирались всего раз в неделю, по четвергам в семь вечера, в крошечном подвальчике под магазином на улице Монмаус в центре Лондона, в нескольких шагах от Трафальгарской площади. В те далекие дни нас было всего семь или восемь человек. Мы просто встречались там и медитировали с час или около того. Насколько мне помнится, мы даже обходились без песнопений. Потом мы выпивали по чашке чая с бисквитом. Такими были наши еженедельные собрания, это и была Буддийской Общины Триратна в те дни.

Так мы прожили года два, а потом из этого возникло целое движение. Поскольку все началось с медитационных занятий раз в неделю, мы вправе сказать, что все движение выросло из медитации. Оно появилось в результате тех встреч, когда восемь, десять или двенадцать, а затем пятнадцать или двадцать человек собирались и медитировали в подвальчике магазина на улице Монмаус.

Рассмотрим теперь различные методы медитации, используемые в Буддийском Ордене Триратна, чтобы увидеть, как они объединяются в то, что я назвал, возможно чуть амбициозно, системой: органичной, живой системой, но не ее мертвым, механическим, сотканным из случайностей подобием. Если мы увидим, как эти различные методы медитации связаны воедино, это поможет нам в нашей собственной практике медитации, а также в обучении медитации других. Я не призываю брать решительно все методы медитации, которые имеют хождение вокруг нас, но, во всяком случае, все наиболее важные и хорошо известные. Поэтому, я надеюсь, что смогу очертить вам систему медитации, а вы сами дополните недостающие детали из собственного опыта.

Наиболее важные и хорошо известные методы медитации следующие: памятование о дыхании; метта бхавана, т.е. развитие вселенской любящей доброты; практика просто сидения, практика визуализации (визуализация Будды или Бодхисаттвы вместе с повторением соответствующей им мантры), припоминание шести элементов, припоминание о цепи нидан. Все вы, быть может, практиковали какие-то эти методы, а некоторые из вас, вполне вероятно, практиковали их все, но я не уверен, что все вы ясно представляете, каким образом они соотносятся, сцеплены и взаимосвязаны.

Есть еще одно пятичленное разбиение основных медитационных методов, приведенное в книге «Meditation, Systematic and Practical». Согласно ей, каждый из пяти основных методов медитации есть противоядие против определенного психического яда. Медитация о нечистом («трупная») является средством против страстных желаний, метта бхавана - против ненависти. Памятование, будь то о дыхании или любой иной физической или психической функции, является противоядием от сомнений и рассеянности ума. Припоминание о цепи нидан - это противоядие от неведения, припоминание о шести элементах - противоядие от спеси. Если вы избавитесь от «пяти психических ядов», то вы в самом деле значительно продвинетесь на своем пути и будете довольно близки к Просветлению. Однако в этом пятичленном разбиении отношения между практиками, так сказать, пространственные (все они на одном и том же уровне, и организованы в виде пятерки). Здесь нет последовательного движения (вы не развиваетесь от одного метода к другому). А нам необходимо упорядочить медитационные методы последовательно - дать череду техник, результаты которой накапливались бы и продвигали нас шаг за шагом вперед.

Сосредоточенность на дыхании

В такой последовательности первым стоит памятование о дыхании. Это, по-видимому, было для многих из вас вашим первым шагом в медитации. Обычно это первый метод медитации, которому мы обучаем в Буддийской Общины Триратна.

Есть несколько оснований, почему мы обучаем сперва именно этой практике. Это «психологический метод», в том смысле, что вновь пришедший может посмотреть на него в психологическом ракурсе. Чтобы его практиковать, нет необходимости знать отличительные особенности буддийского учения. Это также важная практика, поскольку она является отправной точкой для развития памятования в целом, применительно к любым жизненным занятиям. Мы начинаем с памятования о дыхании, но далее необходимо постараться распространить эту практику и на остальное, до такого уровня, когда мы сможем отдавать себе отчет во всех движениях своего тела и в том, что мы на самом деле сейчас делаем. Мы должны начать отдавать себе отчет в мире вокруг нас и осознавать других людей. Безусловно, мы в конечном счете должны осознавать саму реальность. Но начинаем мы с памятования о дыхании.

Развитие памятования важно и потому, что эго открывает путь к психической цельности. Это главная причина, почему данная практика обычно стоит на первом месте для людей, обучающихся в наших центрах. Когда мы заявляемся на свое первое занятие по медитации, у нас - ни у кого - нет подлинной индивидуальности. Обычно мы представляем собою пучок несовместимых желаний и даже враждующих Я, слабо держащихся на одной нитке общего имени и адреса. Эти желания и частичные Я и сознательны, и бессознательны. Даже то ограниченное памятование, в котором мы практикуемся с дыханием, помогает связать их вместе; они хотя бы в центре начинают чуть меньше болтаться, и тогда эта связка всяких желаний и частичных Я делается чуть более узнаваемой и отождествимой.

Если же заниматься этой практикой подольше, то памятование поможет создать действительное единство и гармонию между различными аспектами нас (и только это теперь и есть различные аспекты единого я). Иными словами, именно в практике памятования мы начинаем создавать свою истинную индивидуальность. Индивидуальность целостна по своей природе, нецелостная индивидуальность - это противоречие в определении. Реального прогресса не будет, пока мы не обретем цельности, то есть действительной индивидуальности. Не существует реального прогресса, если нет самоотдачи, а посвятить себя чему-либо вы не сможете до тех пор, пока в вас не будет подлинной индивидуальности. Только цельная личность может целиком отдаться какому-либо делу, ибо все ее энергии движутся в едином направлении; ни одна из энергий, ни одно желание, ни один интерес не борется с другим. Осознавание себя, памятование обретает поэтому кардинальную важность на многих уровнях, оно - ключ ко всему.

Но существует одна опасность. Собственно, опасности подстерегают на каждом шагу, но здесь - особенно серьезная. Она заключается в том, что в процессе своей практики осознавания мы можем вырастить то, что я стал называть отчужденным осознанием, которое вовсе не истинно. Отчужденное осознавание появляется, когда мы осознаем себя без действительного переживания себя. Поэтому в практике осознавания, памятования важно, чтобы у нас также появилось соприкосновение с нашими эмоциями, каковы бы те ни были. В идеале мы соприкасаемся со своими положительными эмоциями - если они у нас имеются или могут возникнуть. Но до поры до времени приходится также соприкасаться и со своими отрицательными эмоциями. Лучше реальное, живое соприкосновение с собственными отрицательными эмоциями (признавать, что они тут, переживать их, но не потворствовать им), нежели пребывание в отчужденном состоянии и без каких-либо эмоций.

Метта бхавана

Именно в этот момент самое время браться за метта бхавану и сходные практики: это не только майтри (пали - metta), любящая доброта, но и другие брахма-вихары: karuna, mudita и upeksa (пали - upekkha) (сострадание, сорадование и непоколебимость), равно как и sraddha (шрадха), (пали - saddha), вера. Все они основаны на майтри (любящей доброте и дружественности в самом глубоком и позитивном смысле) - это основополагающая положительная эмоция. С годами мне становится все яснее и яснее важность положительных эмоций в нашей жизни, и духовной и мирской; в этом меня убеждает весь мой опыт общения со все новыми членами нашего Ордена, с митрами, друзьями и даже с людьми вне движения. Я бы сказал, что развитие положительных эмоций - дружественности, радости, мира, веры, безмятежности и так далее - является абсолютно решающим для нашего развития как индивидуальностей. В конечном счете именно эмоции удерживают нас на пути, а вовсе не абстрактные идеи. Именно наши положительные эмоции помогают нам двигаться по пути духовности, даруют нам вдохновение, энтузиазм и т.п. до того момента, пока мы ни разовьем в себе совершенное видение, указанию которого и будем следовать.

Не может быть никакой настоящей жизни в Ордене, если у нас нет положительных эмоций, если в нас нехватка таких качеств, как метта, каруна, мудита, упекша, шраддха. Положительные эмоции (во вполне обычном смысле) - это для Ордена то же, что кровь для живого тела. Если в Ордене нет положительных эмоций, в нем вообще нет жизни, а следовательно, безжизненно и все движение. Таким образом, развитие положительных эмоций в каждом из нас и во всех нас вместе - самое главное и решающее. Следовательно, метта-бхавана как практика развития основной положительной эмоции (метта) - это главная, решающая практика.

Практика шести элементов

Но предположим, что вы развили памятование, а затем и все положительные эмоции. Предположим, что вы уже чрезвычайно осознающая, положительная и ответственная личность и даже истинная индивидуальность, хотя бы в психологическом смысле. Но каков же будет следующий шаг? Смерть - вот каков следующий шаг! Тот счастливый, здоровый индивидуум, кем вы теперь стали (или были), - должен умереть. Иными словами, необходимо снять субъектно-объектное различие; мирская индивидуальность, какой бы чистой и совершенной она ни была, должна быть сломлена. Ключевая практика здесь - памятование о шести элементах (земля, вода, огонь, воздух, эфир, или пространство, и сознание).

Существуют также и другие практики, помогающие нам сломить свою нынешнюю (даже осознающую, даже эмоционально положительную) мирскую индивидуальность. Это памятование о непостоянстве; также - о смерти; медитации о шуньяте, а также медитация о цепи нидан. Однако медитация о шуньяте может стать довольно абстрактной, если не чисто интеллектуальной. Памятование о шести элементах заключается в отдаче назад земли, воды, огня и других элементов внутри нас - земле, воде, огню и другим элементам во Вселенной. Отдача земли, воды, огня, воздуха, пространства и даже собственною личного сознания - самый конкретный и наиболее практичный способ упражнения именно на этой стадии. Это ключевая практика, чтобы сломить наше чувство относительной индивидуальности.

Мы можем даже сказать, что упражнение с шестью элементами само по себе уже медитация о шуньяте, поскольку оно помогает нам осознать пустоту своей собственной мирской индивидуальности - то есть помогает нам умереть. Есть множество вариантов перевода слова шуньята. Иногда это пустота, иногда - относительность; Гюнтер передает ее как ничто. Однако шуньяту вполне можно перевести и как смерть, ибо это и есть смерть всего обусловленного. Ведь только когда умирает обусловленная индивидуальность, может родиться необусловленная индивидуальность, - назовем ее так. Если мы погружаемся в медитацию все глубже и глубже, мы часто испытываем большой страх. Иные робеют перед ним, но если дать себе пережить его, то это хороший опыт. Страх возникает, когда мы ощущаем на себе то, что можно назвать прикосновением шуньяты, прикосновением реальности к обусловленному Я. Касание шуньяты воспринимается как смерть.

Действительно, для обусловленной самости это и есть смерть. Поэтому обусловленное Я ощущает - мы ощущаем - боязнь. Памятование о шести элементах и другие медитации о шуньяте - это випашьяна (пали - vipassana) или медитации прозрения, в то время как памятование о дыхании и метта-бхавана - это шаматха (пали - samatha) или медитация умиротворяющего типа. Шаматха созидает и очищает нашу обусловленную индивидуальность, но випашьяна ломает эту индивидуальность или, скорее, позволяет нам правильно видеть сквозь нее.

Визуализация

Что происходит после того, как умерло мирское Я? Говоря традиционно, после смерти земного Я возникает трансцендентальное Я. Трансцендентальное Я появляется посредине неба - посреди пустоты, в которой мы видим лотос. В цветке лотоса - семя в форме буквы. Эта буква называется биджа-мантра, которая преображается в фигуру определенного Будды или Бодхисаттвы. Здесь мы явно переходим к практике визуализации.

Визуализированная перед вами фигура Будды или Бодхисаттвы, какая бы она ни была возвышенная или величественная, в действительности - это вы сами. Таково ваше новое Я, которым вы станете, если только позволите себе умереть. Вы, может быть, помните, что, когда мы делаем полную практику визуализации, хотя бы в одной из форм, мы сначала повторяем мантру шуньяты и медитируем о ней: от svabhava s"uddhah sarvadharmah svabhava s"uddho "ham (Ом, все вещи чисты по природе, я тоже чист по природе). Здесь чистое значит пустое, то есть чуждое всем понятиям и обусловленности, потому что мы не можем возродиться, не пройдя через смерть. Говоря афористически, нет ваджраяны без махаяны, и махаяна - это яна переживания шуньяты. Именно поэтому мой давний друг и учитель г-н Чен, чаньский отшельник из Калимпонга, говаривал: «Без постижения шуньяты ваджраянские визуализации - лишь вульгарная магия».

Существует большое количество разных практик визуализации, равно как и множество уровней практики, множество различных Будд, Бодхисаттв, даков, дакинь, дхармапал, которых можно визуализировать. Практики, которые наиболее широко используются в Ордене, связаны с Шакьямуни, Амитабхой, Падмасамбхавой, Авалокитешварой, Тарой, Манджугхошей, Ваджрапани, Ваджрасаттвой и Праджняпарамитой. Каждый член Ордена выполняет свою индивидуальную визуализационную практику, вместе с соответствующей мантрой, которую получает в момент посвящения. Я бы лично желал, чтобы наиболее опытные члены Ордена были основательно знакомы, по крайней мере, с двумя-тремя видами визуализационной практики.

Общее назначение визуализационной практики с особой отчетливостью проявляется при выполнении садханы Ваджрасаттвы. Ваджрасаттва - это Будда, являющийся в образе Бодхисаттвы. Его цвет - белый (символ очищения). Здесь очищение состоит в понимании того, что в высшем смысле ты никогда не был нечист, что ты чист изначально, и безначально, чист по природе, сущностно чист; в глубине себя ты чист ото всей обусловленности и даже чист от самого различения между обусловленным и необусловленным, а значит, ты пуст. Для любого человека, взращенного культурой, одержимой чувством виновности в такой же мере, как наша западная культура, подобного рода утверждения должны показаться великим откровением и вызвать сильнейшее и благотворное потрясение.

Ваджрасаттва также ассоциируется со смертью: не только с духовной, но и физической. Здесь существует связь с тибетской Книгой мертвых, по-тибетски называемой Бардо Тхёдол, что означает освобождение посредством слушания в промежуточном состоянии (то есть посредством слушания наставлений ламы, сидящего перед твоим бывшим телом и объясняющего тебе, что с тобой происходит в промежуточном состоянии после смерти). Это состояние промежуточно между физической смертью и следующим физическим перерождением. Но и сама медитация также является промежуточным состоянием, ибо, когда мы медитируем в истинном смысле, мы умираем. И таким же образом физическая смерть - это медитативное состояние, состояние насильной медитации, насильного самадхи. В обоих промежуточных состояниях - одно между смертью и перерождением, другое в медитации - мы можем видеть Будд и Бодхисаттв, даже мандалы Будд и Бодхисаттв. Они не вне нас, они - проявления нашего собственного истинного ума, проявления дхармакайи. Мы можем с ними отождествиться и так духовно возродиться в трансцендентальном способе существования. Если мы не способны отождествиться с ними, мы просто рождаемся опять в обычном смысле, впадая в прежнее обусловленное Я.

Четыре стадии

Я надеюсь, что в медитации теперь начинает замечаться система или хотя бы абрис ее. Существует четыре великие стадии: я их подытожу. Первая великая стадия - это стадия интеграции. Это первое, что вам необходимо сделать в связи с медитацией. Интеграция достигается главным образом практикой памятования о дыхании, а также практикой памятования и самоосознавания в целом. На этой стадии мы развиваем интегрированное Я.

Вторая великая стадия - стадия положительной эмоциональности. Это достигается главным образом развитием метты, каруны, мудиты и др. Здесь интегрированное Я поднимается на более чистый и, в то же время, более мощный уровень, символизируемый прекрасным распустившимся цветком белого лотоса.

Затем третья великая стадия - духовной смерти, достигаемая главным образом памятованием о шести элементах, но также и припоминанием непостоянства, смерти и медитациями о шуньяте. Здесь очищенное Я видно насквозь, и мы переживаем пустоту (шуньяту) и духовную смерть.

И тогда наступает четвертая стадия духовного перерождения, которая достигается путем практики визуализации и повторения мантры. Полезна также и абстракт- ная визуализация (геометрических форм и букв). Вот в общих чертах то, что включает в себя система медитации.

Но, возможно, вы спросите: какое место занимает посвящение, развитие бодхичитты? А как же практика просто сидения? Коротко рассмотрим и эти вопросы.

Во-первых, какое место занимает посвящение? Посвящение означает принятие Прибежища, а принятие Прибежища означает самовверение. Вверение возможно на различных уровнях. Теоретически, человек может получить посвящение без каких-либо занятий медитацией, но практически это очень неправдоподобно и, как я знаю, до сих пор не случалось. Ведь ввериться невозможно - а вверение и есть посвящение, - пока не достигнута изрядная мера цельности. Иначе сегодня вы вверитесь, а завтра возьмете вверение назад, потому что не все ваше существо вовлеклось в него. Вы также не можете вверить себя до тех пор, пока вы ни накопите в себе запаса положительной эмоциональности, иначе у вас не будет ничего, что бы удерживало вас на пути. Наконец, для самовверения нужен еще и проблеск совершенного видения, или хотя бы отражение такого проблеска. Этого проблеска или его отражения не хватит для того, чтобы вы стали вошедшим в поток, но, тем не менее, необходимо нечто подобного свойства. Таким образом, посвящение, по-видимому, находит свое место где-то между второй и третьей великими стадиями медитации. То есть посвящение приходит тогда, когда человек начинает восходить в третью стадию, к духовной смерти, или когда человек хотя бы открыт для возможности подобного переживания (естественно, в согласии с последовательным путем; как мы знаем, есть еще непоследовательный путь).

Во-вторых, где происходит зарождение бодхичитты? Бодхичитта означает волю к Просветлению. Это не эгоистическая воля, а, напротив, сильное надиндивидуальное устремление. Появляется она только тогда, когда индивидуальность (в обычном смысле) до некоторой степени становится видна насквозь. Бодхичитта - это стремление достигнуть Просветления ради всеобщего блага - так обычно ее описывают. Это не означает, что один реальный индивидуум стремится достичь Просветления во спасение реальных других. Бодхичитта зарождается за пределами своего Я и других, хотя нельзя сказать, что без своего Я и других. Она возникает, когда человек больше не ищет Просветления ради (так называемого) себя, но еще не полностью посвятил себя его достижению ради (так называемых) других. Следовательно, бодхичитта возникает между третьей и четвертой стадиями, между стадией духовной смерти и стадией возрождения в духе. Бодхичитта - это зерно духовного возрождения. Предвосхищение ее появляется во время личного посвящения, когда дается мантра. В этом случае мантра - семя семени бодхичитты. Помимо прочего, с момента посвящения человек, как говорят, уходит в бездомность, ибо само оно есть такой уход: человек уходит из группы, по крайней мере психологически, если не физически; он умирает для группы и уповает на Просветление. И, конечно, человек стремится к нему не только ради себя, но и ради всех без исключения. Поэтому неудивительно, что в этот момент должен возникнуть, пусть тусклый, проблеск бодхичитты, хотя бы в некоторых случаях.

В-третьих, что можно сказать о практике просто сидения? Ее трудно объяснить полнее, чем сказать: когда человек просто сидит, он просто сидит. По крайней мере, можно добавить, что иногда человек просто сидит, а иногда - не просто. Например, человек не просто сидит, когда практикует другие виды медитаций - памятование о дыхании, метта-бхавану, припоминание шести элементов и так далее. Во всех этих медитациях требуются сознательные усилия. Однако необходимо внимательно следить, чтобы эти сознательные усилия не были слишком волевыми. И чтобы противодействовать подобной склонности, мы практику- емся в простом сидении. Иными словами, мы практикуем просто сидение в промежутках между другими методами. Так, есть период активности (во время которого мы практикуем, скажем, памятование или метта-бхавану), а потом наступает период пассивности и восприимчивости. Мы продвигаемся вперед следующим образом: активность - пассивность - активность - пассивность и так далее; то есть: памятование о дыхании - просто сидение - метта-бхавана - просто сидение - припоминание шести элементов - просто сидение - визуализация - просто сидение. Мы можем продвигаться подобным образом все время, сохраняя совершенный ритм и равновесие в медитативной практике. Мы то удерживаем себя, то подталкиваем вперед, собираем и раскрываем, действуем и не действуем. Когда мы достигаем совершенной уравновешенности практики медитации, система медитации находит свое завершение.

(Из лекции №135: «Система медитации», 1978).

Медитация – это инструмент, который помогает успокоить ум, уменьшить стресс и развить хорошие качества. Многие начинающие хотят приступать к медитации сразу, не познакомившись с буддийским учением. Однако лучше всего продвигаться постепенно. Ваша медитация будет становиться всё глубже по мере того, как вы будете знакомиться с наставлениями Будды.

Видео: 41-й Сакья Тризин - «Медитация для начинающих»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Место для медитации

Иногда люди думают, что лучше всего для медитации подходит комната со свечами, статуями и благовониями. Если вы хотите создать такую атмосферу – хорошо, но все эти сложности необязательны. Тем не менее, важно, чтобы комната была чистой и опрятной.

Порядок во внешней обстановке помогает привести в порядок и наш ум. Если вокруг хаос, это неблагоприятно скажется на уме.

Также очень важна тишина, особенно в начале. Но если мы живём в большом городе, это может быть непросто. Поэтому многие медитируют рано утром или поздно вечером. Когда вы продвинетесь в практике, шум не будет вас беспокоить, но поначалу он может сильно отвлекать.

Медитация под музыку

В буддизме не советуют медитировать под музыку. Музыка – внешний объект, который может помочь успокоиться, но мы хотим научиться успокаивать ум изнутри .

Поза для медитации

Самое главное – сидеть в удобной позе с прямой спиной; при этом плечи, шея и мышцы лица должны быть расслаблены. Если вы предпочитаете сидеть в кресле, это нормально. Сессия медитации не должна превращаться в пытку! В некоторых дзенских практиках нужно сидеть не шевелясь. Занимаясь другими типами медитации, можно менять позу, если возникает необходимость: это не такая большая проблема.

Время для медитации

В начале рекомендуется медитировать короткими промежутками – от трёх до пяти минут, – потому что концентрироваться дольше будет трудно. Лучше проводить короткие сессии с более высоким качеством сосредоточения, чем более длинные, в которых ваш ум блуждает, вы грезите наяву или засыпаете.

Один из главных принципов, который нужно запомнить: везде есть взлёты и падения. В некоторые дни медитация будет идти хорошо, в некоторые – плохо.

Важно, чтобы тело и ум были расслаблены; не переусердствуйте. Иногда вам будет хотеться медитировать, иногда нет. Прогресс не будет линейным. В какие-то дни вы будете чувствовать себя замечательно, а в другие – не так уж и хорошо. Через несколько лет вы увидите, что качество вашей медитации постепенно улучшилось.

Как часто медитировать

Самое главное – усердие. Медитируйте каждый день, начиная с нескольких минут. Прервитесь, а потом помедитируйте ещё несколько минут. Лучше практиковать таким образом, чем делать сессию пыток на час.

Медитация на дыхании

Большинство людей сначала осваивают медитацию, во время которой нужно просто спокойно сидеть, сосредоточившись на дыхании. Это особенно полезно, если вы чувствуете сильный стресс.

  • Дышите через нос, естественно – не слишком быстро и не слишком медленно, не слишком глубоко и не слишком поверхностно.
  • Сосредоточьтесь на одном из двух участков тела. Если вы чувствуете сонливость и хотите взбодриться, сосредоточьтесь на ощущениях в ноздрях, когда воздух входит и выходит через них, а если ваш ум блуждает и его нужно сделать более устойчивым – сосредоточьтесь на ощущениях в животе, который движется вперёд и назад.
  • Дышите внимательно, подсчитывая циклы вдохов и выдохов, считая от одного до десяти. Когда ум начинает блуждать, мягко возвращайте его к дыханию.

Не пытайтесь выключить ум. Основная задача в том, чтобы как можно быстрее замечать, когда внимание начинает блуждать, и возвращать его обратно. Почувствовав вялость и сонливость, постарайтесь взбодриться. Это непросто! Мы привыкли не замечать притупленность и блуждание ума, особенно если возникает беспокоящая эмоция, например, мы думаем о человеке, на которого злимся. Но дыхание всегда с нами: это надёжный объект, к которому мы можем возвращать внимание.

Польза дыхательной медитации

Помимо того, что медитация на дыхании помогает справляться со стрессом, у неё есть много других преимуществ. Если вы постоянно витаете в облаках, концентрация на дыхании поможет вам возвращаться к реальности. Дыхательные медитации применяются в некоторых больницах в США, чтобы пациенты легче переносили боль. Медитация на дыхание может облегчить не только физическую, но и эмоциональную боль.

Развитие любви к другим

Успокоив ум с помощью дыхательной медитации, вы можете использовать это спокойное, открытое и бдительное состояние, чтобы почувствовать больше любви к другим. В начале будет недостаточно просто сказать: «Теперь я всех люблю», чтобы действительно это почувствовать. У этой мысли не будет силы. Поэтому нужно использовать цепочку размышлений, чтобы развить это чувство:

  • Все живые существа взаимосвязаны, все мы живём вместе.
  • Все мы равны в том, что хотим быть счастливыми и не хотим страдать.
  • Все мы хотим нравиться другим и никто не хочет, чтобы его не любили или игнорировали.
  • Все существа одинаковы, в том числе я.

Поскольку все мы взаимосвязаны, мы чувствуем:

  • Пусть все будут счастливы и обладают причинами счастья. Как было бы замечательно, если бы все были счастливы и ни у кого не было проблем.

После этого размышления представьте в своём сердце тёплый жёлтый свет, подобный солнечному, излучающий любовь во всех направлениях, к каждому существу. Если ваше внимание начинает блуждать, возвращайте его назад к этому чувству: «Пусть все будут счастливы».

Медитация в повседневной жизни

Благодаря практике этих медитаций у вас появятся инструменты, которые вы сможете использовать в повседневной жизни. Конечная цель не в том, чтобы концентрироваться на дыхании целый день, а в том, чтобы использовать развитые навыки в повседневной жизни, чтобы сосредотачиваться на том, что вы делаете. Когда вы разговариваете с другим человеком и ваш ум начинает блуждать: «Когда же наконец он замолчит?» – практика поможет вам вспомнить: «Это человек. Он хочет нравиться другим и хочет, чтобы его слушали, точно так же как я». Таким образом медитация поможет вам в повседневной жизни, например во время общения с другими.

Медитация – центральный метод буддийского пути заключающийся в трансформации ума с помощью выполнения специальных умственных и/или психических упражнений. Существует множество разных видов медитаций, которые воздействую на разные аспекты ума.

Конечная цель медитации – трансформировать ум таким образом, чтобы он смог увидеть и познать сам себя (то есть достичь Просветления).

Медитация позволяет изменить привычки и реакции ума, которые, как правило, настолько сильны, что поменять их с помощью одного только изучения теории невозможно. Обычно медитация предваряется обучением и размышлением. Для того чтобы практика была успешной, необходимо сочетать ее с поучениями опытного наставника, иначе мы не будем толком понимать, что и зачем делаем. До того как приступить к практике, важно разобраться, как действует медитация и для чего она нужна.

"Цель медитации – научить нас искусным методам, освобождающим от иллюзий. Если бы мы были способны сегодня устранить неведение, то бесчисленные кармические отпечатки исчезли бы сами собой" Шамар Ринпоче

Виды медитаций

Условно, медитации переданные Буддой , можно разделить на две группы:

  1. «шине » (тибет.:) или «шаматха » (санскр.:) – медитация, направленная на успокоение ума;
  2. «лхатонг » (тибет.:) или «випашьяна » (санскр.:) – медитация, направленная на развитие проникающего видения.

Шине

Благодаря шине мы учимся концентрироваться и пребывать в состоянии сосредоточения без отвлечений. Это основная практика, с которой мы начинаем обучение медитации. Медитация шине присутствует во всех буддийских школах - Тхераваде , Махаяне и Ваджраяне . Она встречается и в других духовных и религиозных течениях, например, индуистских и йогических. Многие знакомы с простой практикой шине, во время которой нужно сосредотачиваться на дыхании: мы наблюдаем за вдохами и выдохами, и учимся не отвлекаться, снова и снова возвращая внимание к объекту медитации. В буддийских практиках мы встречаемся с шине во время основополагающих упражнений (нёндро), где постоянно концентрируемся на различных будда-формах (йидамах) и мантрах.

Шине нужно осваивать постепенно. Поначалу мы стараемся удерживать концентрацию на короткие промежутки времени, поскольку ум не в состоянии заниматься чем-то одним слишком долго. Он будет непрерывно метаться от объекта к объекту, и наша задача – постоянно возвращать его назад. Это непривычно, и этому надо учиться. Тренировка ума напоминает тренировку тела: если слишком переусердствовать, в следующий раз из-за боли в мышцах мы не сможем сделать ни одного упражнения. Так же и с умом: если мы не слишком хорошо осознаем свои текущие возможности и пытаемся «прыгнуть выше головы», то можем переутомиться и вовсе утратить желание медитировать. Очень важно соблюдать этот баланс.

Шине часто сопровождается всевозможными переживаниями, как приятными, так и не очень. Нужно стараться не цепляться за них и не привязываться к ощущениям, особенно к хорошим, не стремиться испытать их во время следующей практики. Основная задача шине – постоянно возвращать нас к текущему моменту, к тому, что есть здесь и сейчас.

Лхагтонг

Лхатонг, или випашьяна, - особый метод, который не встречается в других традициях. Благодаря этой практике мы можем выйти за пределы концепций и своих представлений о реальности, за границы обусловленного состояния. Именно лхатонг приводит нас к Освобождению, а затем и к Просветлению.

Существует два вида этой практики: аналитическая, основанная на размышлении и логических выводах, и не аналитическая.

Во время аналитической медитации мы размышляем над основополагающими постулатами буддизма, такими как отсутствие «я» или непостоянство всего существующего. Это не просто поверхностное «думанье» - мы должны искать по-настоящему. Убедившись в правдивости этих утверждений с помощью логических умозаключений, мы некоторое время медитируем, оставаясь в этом осознавании. Постепенно на интеллектуальном уровне мы начинаем действительно глубоко понимать их значение. Несмотря на то, что это понимание остается на уровне концепций, со временем оно превращается в практический опыт. Это один из методов познания истинной реальности, переданный самим Буддой, он широко используется в Махаяне.

Не аналитический лхатонг – это пребывание в своей истинной сути, в природе ума, свободное от цепляния и отталкивания. Здесь не используются какие-либо вспомогательные объекты, и ум покоится сам в себе. Это приводит к переживанию истинной природы ума и всего существующего.

В медитациях лхатонг используется в фазе растворения, когда, успокоив ум медитацией на будда-формы, мы растворяем все, что представляли, а затем некоторое время остаемся в чистом осознавании.

До того как практиковать проникающее видение и созерцать свою истинную природу, необходимо успокоить ум, иначе он не сможет увидеть сам себя. Вот почему сначала мы тренируемся в медитациях шине.

Медитация – это не просто какое-то упражнение или ритуал, который буддисты обязаны выполнять. Эта практика позволяет очистить и понять наш собственный ум. В этом состоит ее суть, а все остальное – лишь вспомогательные средства.

Как начать практиковать

Можно начать практиковать по инструкциям отсюда или из книг. Однако, рекомендуется найти буддийский центр подходящей вам традиции и получить объяснения и начало практики там. Также вопросы про медитации вы можете , где вам ответят опытные практики.

Примеры медитаций шине

Медитация «Радужный свет»

Мы садимся максимально удобно, без напряжения держа спину прямо. Правая ладонь покоится на левой, большие пальцы соприкасаются. Если мы сидим не на стуле, то пра-вая нога лежит впереди левой или поверх нее. Подбородок слегка подтянут.

Сначала мы успокаиваем ум. Мы чувствуем бесформенный поток воздуха, входящий и выходящий у кончика носа, и позволяем мыслям и шумам просто появляться и исчезать. Мы не оцениваем их. Теперь выражаем желание медитировать, чтобы получить опыт богатства ума и научиться отстраняться от своих мешающих эмоций. Только тогда мы будем способны приносить настоящую пользу другим.

В центре нашей груди, на уровне сердца, появляется ма-ленький радужный свет. Он постепенно распространяется в теле, наполняя его и растворяя на своем пути все страда-ния, трудности и препятствия. Если мы можем сохранять это осознавание, то наше тело начинает светиться, как лам-па: свет льется во всех направлениях, заполняя простран-ство. Он растворяет страдания существ повсеместно, и мир теперь сияет радостью и смыслом. Все находятся в Чистой стране, полной безграничных возможностей. Все освобождено само по себе.

Мы излучаем этот свет до тех пор, пока это для нас естественно.

Когда мы заканчиваем медитацию, свет возвращается и растворяет внешний мир в пространстве. Свет вливается в наше тело, которое тоже растворяется, и остается только осознавание – без форм, центра или края.

Теперь, словно рыба выпрыгивает из воды, снова появляется мир. Все наполнено смыслом. Все существа совершен-ны по своей сути, и наше тело и речь – это инструменты, позволяющие приносить пользу другим.В завершение мы желаем, чтобы все хорошее, что сейчас возникло, стало безграничным и достигло всех существ. Пусть оно устранит их страдание и подарит единственное постоянное счастье – познание природы ума.

Когда мы заканчиваем медитацию, свет возвращается и растворяет внешний мир в пространстве. Свет вливается в наше тело, которое тоже растворяется, и остается только осознавание – без форм, центра или края.Пауза Теперь, словно рыба выпрыгивает из воды, снова появляется мир. Все наполнено смыслом. Все существа совершен-ны по своей сути, и наше тело и речь – это инструменты, позволяющие приносить пользу другим.

В завершение мы желаем, чтобы все хорошее, что сейчас возникло, стало безграничным и достигло всех существ. Пусть оно устранит их страдание и подарит единственное постоянное счастье – познание природы ума.

Медитация на дыхание

Мы сидим прямо, но не напрягаясь. Затем сосредотачиваем внимание на своем теле и стараемся быть всецело расслабленными. Расслаблены спина, живот, плечи, руки, шея и голова. Лицо тоже расслаблено. Глаза полуприкрыты, губы слегка соприкасаются.

Мы переносим внимание на поток воздуха, входящий и вы-ходящий у кончика носа, и делаем несколько глубоких вдохов и выдохов. Теперь внимание направлено на дыхание: либо в области носа, либо в животе. При этом можно считать вдохи – от одного до двадцати одного и затем еще раз сначала, – или же думать каждый раз: «Вдох – выдох». Дыхание абсолютно естественное – просто такое, как есть. Если мы дышим часто – значит, часто, если замедленно – и тог-да все в порядке. Мы наблюдаем за дыханием и ведем счет.

Если ум отвлекается, уходит в сторону, мы просто заме-чаем это и возвращаемся к дыханию. Если хотим, можно также произносить про себя: «Мысль» – или: «Отвлекся (отвлеклась)».

(Наблюдаем за дыханием.)

Чтобы практиковать осознанность, не нужно быть буддистом, но знания истории и основ буддизма могут помочь лучше применять осознанность в жизни.

По преданиям, записанным в основных буддийских текстах, сам Будда утверждал, что его учение – это не божественное откровение, а знание, полученное им через медитативное созерцание собственного духа и окружающего мира. Медитация в буддизме – основной инструмент духовной практики.

Говоря вообще, «медитация» – слишком общий термин для описания того, чем занимаются последователи учения Будды, когда они медитативно созерцают глубины своего духа. У буддистов есть множество более точных слов, обозначающих различные состояния духа и практики, приводящие к этим состояниям, а также различные техники того, что мы называем медитацией. Это такие ключевые понятия, как дхьяна, самадхи, випассана, шаматха, самапатти и другие. Но и слово «медитация» достаточно хорошо подходит для того, чтобы обозначать им то самое созерцание собственного духа, о котором говорил Будда. Но сначала немного истории и фактов.

По свидетельству ученых, изучавших традиции глубокой древности по сохранившимся фрагментам исчезнувших цивилизаций, то, что можно назвать медитацией, существовало еще в доисторические времена. Есть гипотеза, что приобретение способности концентрировать внимание (а это важнейший элемент многих медитативных практик) стало завершением эволюционного развития современного человека. То есть появление способности к медитации сделало человечество таким, какое оно сейчас.

Более консервативные исследователи, которые опираются на точные описания медитативных техник в сохранившихся документах, находят первые упоминания о медитации в XV веке до н. э. в древней Индии.

Так или иначе, медитация – очень древняя практика. В современные Европу и США она попала из Индии в 60-е годы XX века. Как говорится в отчете Национального института здоровья США за 2007 год, самыми распространёнными формами медитации в Северной Америке являются медитации памятования и трансцендентальная медитация, а также 9,4 % взрослого населения США (более 20 миллионов) практиковало медитацию в течение последних 12 месяцев. Так что медитация – очень современная и актуальная практика.

Так как концентрация внимания при медитативном созерцании есть способность, обретенная человеком в процессе эволюции, медитативные практики широко распространены по всему миру и наблюдаются во всех религиях. Но мы говорим о буддизме прежде всего потому, что, во-первых, именно благодаря интересу к буддизму в середине XX века Запад охватывает увлечение медитацией, а во-вторых, именно буддистская медитация памятования легла в основу медитации осознанности – пожалуй, наиболее распространенной медитативной практики на Западе. Медитация памятования (англ. mindfulness meditation) – это распространенная в буддизме форма медитации, она состоит из целой группы различных техник. В самом распространенном варианте медитирующий концентрируется на своих ощущениях от воздуха, проникающего в легкие при вдохе и выходящих из них при выдохе. Затем, с ростом мастерства, объекты для медитации могут меняться. Некоторые другие техники медитации являются производными от этой.

В буддистской медитации существует множество разнообразных техник, ставящих задачей развитие внимательности, концентрации, умиротворения и прозрения. Буддисты пользуются медитацией как одним из наиболее действенных способов достижения просветления и нирваны.

Буддистская психотехника делится на два уровня, соответствующих общеиндийскому делению на «йогу действия» и «йогу созерцания». На одном уровне происходит выработка некоторых особых физических и психических способностей, на втором уровне используются методы созерцания предметов, психических состояний и процессов, протекающих в организме практикующих физическую йогу. Основные методы буддийской медитации подчинены общей цели – очищению психики и сознания от аффективной окрашенности, другими словами, от эмоционального переживания. При этом не существует метода универсального и общезначимого характера. Выбор метода всегда определяется типом личности конкретного человека и аффектов, преобладающих в его характере.

Медитация в современном европейском мире применяется достаточно широко и вышла далеко за пределы религиозных практик. Медитации посвящено огромное количество научных исследований, была найдена связь между медитацией и изменениями в обмене веществ, иммунной системой, кровяным давлением, мозговой активностью и другими процессами, протекающими в организме. В наше время медитация применяется в качестве психотерапевтического средства для снятия психического напряжения и физической боли, а также как метод борьбы со стрессами.

В практике осознанности медитация является основным инструментом тренировки сознания фокусироваться на настоящем моменте, прерывать автоматизм мыслей, чувств и эмоций. Как и буддистская медитация памятливости, медитация осознанности основывается на концентрации внимания на дыхании. Медитирующий, находясь в полном сознании, концентрируется на каждом вдохе и выдохе, регистрирует все ощущения тела, возникающие эмоции, приходящие мысли, и таким образом получает власть над собой, говоря по-буддистски, достигает освобождения (освобождается от диктата психических процессов, неподконтрольных сознанию).

Устинова Юлия
Клинический психолог
Сертифицированный специалист по психотерапии психосоматических расстройств,
экзистенциальной психотерапии и групповой терапии, онкопсихологии

Буддийские медитации имеют большую популярность, потому что эта мировая религия помогает людям работать со своей энергетикой. Именно буддийские монахи первыми начали применять методику медитаций для достижения гармонии.

Иногда бывает так, что найти свою дорогу в жизни бывает очень сложно. Далеко не всегда человек понимает, что ему нравится, а что нет. Очень редко в раннем возрасте люди осознают, чем хотят зарабатывать на жизнь. Неопределенность пугает нас и потом. Медитация «Путь судьбы» избавляет от ненужных страхов и помогает отыскать верную дорогу, улучшив энергетику и подарив удачу.

Подготовка к медитации

Процедура подготовки стандартная. Вам понадобится спокойная атмосфера. Музыку желательно исключить, ибо погружение будет глубоким и сосредоточенным. Вам нужна будет не атмосфера, а концентрация на самой сути.

Лучше проводить данную медитацию либо рано утром, либо поздно вечером, поскольку в это время не только меньше посторонних звуков, но и лучше сама окружающая энергетика. Определите для себя, когда вам проще искать путь — утром, настраиваясь на целый день, или вечером, когда дела позади и впереди целая ночь.

Каждый раз, когда вы будете готовиться к медитациям для поиска своего пути, старайтесь делать так, чтобы в помещение проникало как можно меньше света. Проводится медитация только сидя — можно принять позу лотоса из йоги, а можно просто устроиться поудобнее так, как удобно вам. Главное — не ложиться, потому горизонтальное положение тела ухудшает работу мозга.

Медитация «Путь судьбы»

Закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь на вершине невероятно высокой горы. Вокруг вас зеленые леса, поля и снежные пятна на них. Вы не знаете, какая погода вокруг вас, но вам приятно и комфортно. Вы ощущаете ветер, но он не холодный и не теплый — он просто обволакивает вас, словно создает кокон.

Вы сидите так долгое время, любуясь красотой природы. Перед вами простирается огромный мир, который открыт для исследования, для познания. Перед вами дороги, о которых знает Далай Лама и теперь знаете вы.

Путь первый: путь познания . Вы начинаете медленно спускаться с горы. Сначала ваше движение еле заметное, но потом оно начнет ускоряться. Равнина внизу под вами будет быстро приближаться, но вы словно птица взлетите прямо перед падением. Дальше вы полетите вперед. Мимо будут пролетать леса, животные и даже люди, но они не будут вас замечать. Вы можете слетать даже в космос, взмыв вверх и наблюдая, как светлое небо темнеет и превращается в бесконечную тьму, в которой яркими огоньками светят звезды. Вы можете отправиться в мегаполис,в деревню или на необитаемый остров. Пролетая через город, вы смотрите, как люди спешат на работу, на свидания, за покупками или просто сидят и читают книгу. Вокруг нет ни одного облака, а Солнце вас не слепит. Потом наступает тьма, и вы взмываете вверх и летите к необитаемому острову в центре тихого океана. Только Луна смотрит на вас и освещает ваш путь. Вы прибываете на место через пару минут. Вы снова одни. Теперь вокруг вас снова мертвая тишина. Лишь волны океана издают слабый шум, ударяясь о берег. Почувствуйте всю силу этого невероятного спокойствия. Вы можете посетить также пустыню или южный полюс, а можете улететь далеко в космос, чтобы успокоиться и вновь сосредоточиться лишь на одной точке. Потом можно выходить из медитации.

Путь второй: сострадание . Данная ступень медитации "Путь судьбы" будет сложнее, ибо нужно будет представлять гораздо больше конкретных вещей. Вы сидите все на той же горе, но в этот раз вы полны решимости избрать иной путь к гармонии и просветлению. Нам нужно создать что-то, что будет жить самостоятельно. Давайте создадим город. Под вами, внизу, в долине, располагается огромная зеленая равнина, окруженная лесом. Представьте, как из самых недр земли начинают расти небоскребы. Они становятся все выше и выше, пока не достигают вашего уровня. Далее попробуйте силой мысли создать дороги. Они рисуются сами собой там, где нравится именно вам. В этом городе нет одного — людей. Спуститесь с горы, медленно паря над городом и встаньте на одном из перекрестков. На счет раз вы увидите машины, насчет два людей, а на счет три все придет в движение. Раз, два, три — Вы творец, вы создатель. Каждый человек может и умеет создавать что-то у себя в голове, а значит, он может делать это и в реальной жизни.

Путь третий: отрицание . Представьте себе, что вы являетесь частью огромного организма под названием город. Вы выполняете свои обязанности, работаете и отдыхаете, являетесь частью социума. По философии буддизма можно отказаться от всего, чтобы обрести спокойствие, и освободиться от эгоистичных желаний, тянущих нас в пропасть. Пустота — это состояние нирваны, поэтому представьте себе, как дома заменяются деревьями, а люди становятся красивыми животными. Дороги превращаются в поля. Через асфальт прорываются еще деревья и трава. Все становится гармоничным, максимально лишенным излишеств. После этого попробуйте представить все свои личные вещи в одном месте. Компьютер, одежду, телефон, мебель и все, что у вас есть. Одним движением руки все это исчезает. Вы остались наедине с самими собой. Вы достигли просветления.

Философия буддизма проста: жизнь — это шахматная доска, по которой вы идете сами, выбирая свой личный путь. Главное в жизни — это мысли, которые формируют наше настоящее и будущее. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и