Тема ежик на полянке -рисование вилкой. Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике (рисование пластиковой вилкой) в старшей группе «Развитие мелкой моторики рук

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 компенсирующего вида г. Бокситогорска»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе

Составил: воспитатель старшей группы

А.С. Ксенофонтова

2015 год

Тема: «Ёжики»;

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;

Задачи:

    Учить рисовать ежа нетрадиционным способом рисования (пластмассовой вилкой);

    Развивать мелкую моторику рук у детей;

    Развивать у детей творческое воображение и фантазию;

    Расширять знание детей о животных;

    Воспитывать старательность, аккуратность, внимание;

Оборудование:

    Альбомный лист с нарисованным контуром ежа;

    Гуашь черного цвета;

    Поролоновые губки;

    Клеенка на стол;

    Салфетки для рук;

Непосредственно-образовательная деятельность

Восп.: Когда я сегодня шла в детский сад, на встречу мне попался…

Как вы думаете, кто?

Дети: ответы

Восп.: А именно кого, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Он живет в лесу дремучем.

Сам он круглый и колючий.

Угадайте: это кто же?

Ну конечно, это … (Ежик)

Дети: ответы

Восп.: Молодцы, правильно! Он свернулся шариком. В руки его не возьмешь, везде торчат иголки. Ему очень скучно одному и он решил прийти к нам в гости в детский сад.

Восп.: Ребята, вы хотите поиграть с ежиком?

Дети: ответы

Восп.: Как вы думаете, что любит ежик?

Дети: ответы

Восп.: Давайте с вами вспомним, где живет ежик?

Дети: ответы

Восп.: Молодцы ребята! Теперь я хочу вам прочитать рассказ!

«Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он сам со страху шариком свернулся. Попробуй–ка, возьми его руками, везде иголки торчат. Закатили его в шапку, и домой принесли. Положили его на пол, поставили молоко в блюдце. А еж лежит шариком и не шевелиться вот он час лежал и еще час. Потом вылез из комочка ежиный носик и задвигался. Чем это вкусно пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята чем –то занялись, зазевались, ежик и удрал к себе обратно в лес!»

Восп.: Вам понравился рассказ?

Дети: ответы

Восп.: А вы знаете кто его написал? (Е.И. Чарушин)

Дети: ответы

Восп.: А вы знаете, какие еще он рассказы написал?

Дети: ответы

Восп.: Назовите их!

Дети: ответы

Восп.: А теперьдавайте мы с вами превратимся в зверей и поиграем.

Физминутка «Как у наших у зверей»

Как у наших у зверей,

Лапки весело стучат: Топ-топ-топ, топ-топ-топ

А устали ножки, хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

А потом вприсядку,

Пляшут звери рядышком,

А как пустятся бежать – никому их не догнать.

Восп.: Сегодня мы будем с вами рисовать ежа. Ребята, кисточки пропали! Чем же мы будем с вами рисовать?

Дети: ответы

Восп.: А давайте мы все вместе пищим наши кисточки!

Дети: ответы

(Воспитатель и дети ищут кисточки в группе. В игровом кухонном шкафчике обнаруживают стаканчик из – под кисточек, но в нём вилки).

Восп.: Так-так-так. Кто-то решил над нами пошутить и поменял наши кисточки на вилки. Что же теперь нам делать?

Дети: ответы

Восп.: А что если мы попробуем порисовать вилками?

Дети: ответы

Восп.: Хорошо. Тогда давайте начнем наш с вами эксперимент.

Дети: ответы

Восп.: Возьмите лист бумаги с нарисованным ежиком. Обмакните вилку в баночку с краской, точно так же, как обмакиваете кисточку. А теперь острыми краями вилки рисуем иголки у ежа.

(Воспитатель проделает данный этап работы на доске, а затем дети на листах бумаги)

Восп.: Молодцы! И снова обмакиваем вилку в краску.

(Дети выполняют работу до конца)

Восп.: Умнички! Вот мы и научились с вами рисовать вилкой.

Восп.: Какие замечательные ежата у нас получились! Вы все молодцы! И теперь нашему ежу не будет скучно, потому что у него появились друзья!

Восп.: Ребята, вам понравились наши новые кисточки? Что вам понравилось, а что не понравилось? Хотели бы вы еще раз порисовать вилками?

Дети: ответы

Восп.: Вот с такой нетрадиционной техникой рисования – рисование вилкой, мы сегодня познакомились. Теперь мы знаем, что вилка – это не только столовый прибор, которым кушают, но и необычная кисточка для рисования, которой можно создавать такие чудесные картины!

Рисование — полезное развивающее занятие. Как правило, дети любят «калякать-малякать» в любом возрасте. Но иногда наступает момент, когда родители видят, что ребенок теряет интерес. Тут стоит подбодрить маленького художника и предложить ему новые идеи и способы рисования. Почему бы не попробовать рисовать вилкой?

vk.com/detidoma

Отличная идея! Подобные рисунки доступны даже малышам. Главное следить, чтобы вилка использовалась «не по назначению», т.е. не оказалась во рту юного исследователя.

vk.com/detidoma

Вот вам клумба с тюльпанами. Сортовыми, разноцветными. «Зеленстрой» позавидовал бы…


www.kraskizhizni.com


www.kraskizhizni.com

Астры, одуванчики, хризантемы, колокольчики, васильки украсят домашний вернисаж, если позволить юному Творцу экспериментировать с красками и вилкой в руках.

karaponder.ru

Никого не напоминает эта лохматая рыжегривая мордашка? Обозначьте ребенку круг и помогите дорисовать элементы «лица». Таким способом можно изобразить солнышко, цветы, рыб и пр.


inartel.ru

Включайте фантазию и отбрасывайте в сторону штампы! Пришло время креативного творчества!

mygalery.ru


www.maam.ru

Наметьте остроносую мордочку и предложите малышу дорисовать вилкой колючки. Ежик только спасибо скажет.

Уважаемые читатели! Не бойтесь использовать нетрадиционные техники рисования! Это послужит толчком к развитию воображения, самостоятельности, образного мышления. Делитесь в комментариях успехами и новыми идеями.

Нетрадиционные методы рисования для детей старшей группы

Мастер класс по рисованию для детей 5-6 лет «Ежик на лесной опушке»

Мастер класс представляет педагог дополнительного образования:
Анникова Екатерина Владимировна.


Данным мастер класс подходит для педагогов и родителей, которые хотят разнообразить творческий процесс и применить в работе нетрадиционные методы рисования. Занятия следует проводить с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) в течении 35-40 минут.
Работа, описываемая мастер классом проводится как развлекательное занятие. Также творческая работа по желанию педагога или родителей может быть использована и на открытке, и на коллективной работе («семья ежей на поляне»).
Задачей работы, описываемой мастер классом, является доказать, что рисование это веселое и увлекательное занятие. С помощь таких неординарных занятий внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность детьми рисованием. Целью данного занятия также является развитие творческих способностей и развитие понимания окружающей красоты. Также целью данного мастер класса, является получение детьми новых умений и навыков. Творческий подход к каждой работе.
Начнем наше занятие с того, что подготовим рабочее место. На столе не должно быть ничего лишнего.
Для работы нам понадобится:
- белый лист бумаги.
- кисть белочка, круглая, средняя (4 или 5)
- гуашь свежая(подсохшая для работы не подойдет)
цвета: коричневый, черный, красный, желтый, зеленый.
- вилки пластиковые.
- банка с водой.

Ребята рассаживаются на свои места и оценивают находящиеся на рабочем месте предметы. Дети будут удивленны, увидев среди привычных для них предметов – вилку. Схороните интригу, загадайте ребятам несколько загадок на тему занятия:
Кто колюч? Живет в лесу?
Не боится кто лису?

От нее он не бежит:
В клубок свернется и лежит,
Не видать ни глаз, ни ножек?
Ты узнал? Ведь это –
(Ежик)
Уже после прочтения загадок, следует объяснить, что вилка нужна для рисования иголок ежу, травы и цветов. Показать расположенный на доске пример работы.
Приступим к работе. Лист бумаги следует расположить по горизонтали.


Можно использовать как акварельную, так и бумагу для графики. В центре листа с помощью кисти и коричневой краски рисуем овал, не дожидаясь его высыхания, удлиняем его с одной стороны, выделяя нос.



Далее нам понадобится вилка и зеленая гуашь, рисуем траву пока наш ежик сохнет. Вилку полностью опускаем в краску и с помощью техники прикладывания оставляем отпечатки. Также можно, чтоб отпечатки заходили на ежика, это даст представление о многоплановости (ежик в траве).


Тщательно вымываем вилку, дальше нам в работе понадобится красная и желтая гуашь. На некоторые травинки используя ту же технику с помощью вилки и краски сажаем цветы.


Теперь необходимо сделать ежику иголки. Перед тем как начать работу следует предложить ребятам сделать пальчиковую гимнастику -
«Ёжик» (су-джок).
Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошки бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам).
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Это позволит им немного отвлечься и отдохнуть. Повторяя те же действия, только используя черную гуашь рисуем ежику иголки.


Переходим к завершаемому этапу нашей работы. Дорисовываем нашему ежику с помощью кисти и черной гуаши глазик и носик.


Если кто- то из ребят успел закончить работу раньше остальных, ему можно предложить приклеить к иголкам ежика красный или зеленый кружочек. Кружочек будет выглядеть как яблоко на спине ежика.


Ежик на полянке готов! Желаю всем творческих успехов!

Мы снова всем вам рады!

Хотим показать вам нашего домашнего ежика. Его мы рисовали вместе с доченькой. Почему он домашний? В конце странички есть ответ!
Понадобились:
лист бумаги
баночка с черной гуашью
одноразовая вилка
кисть
черный карандаш

Я нарисовала мордочку черным карандашом, а Ксешка штамповала иголочки. (Кисточкой наносила краску на вилку).
Кстати, подобное рисование есть и у Алиночки. Вот ссылка:

Алиночка рисовала вилкой, а Ксешка штамповала (прикасалась вилкой к листу бумаги, словно делала отпечатки). Небольшая разница. А результат у обеих - ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ!

Вот наш процесс.

Уж очень понравилось нашей крошке такое рисование.

Наш ежик решил утащить яблочко.

А потом я задалась вопросом. А все ли мы знаем о ежах? Нет, оказалось, не все. Делюсь с вами ценной информацией.

Еж: правда и вымысел

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ «ОГОНЬКА» И ЖУРНАЛА VENERDI (ИТАЛИЯ)

/МАРИНА СОБЕ-ПАНЕК/

Сто лет назад в одном британском зоологическом журнале на протяжении нескольких номеров подряд обсуждался вопрос: зачем ежу яблоки. К одному мнению тогда так и не пришли…

Е жик - маленький, серый, колючий… Кто же не знает ежа? Да вот, судя по количеству самых нелепых вымыслов о его образе жизни, никто не знает.

Из книжки в книжку, с открытки на плакат кочует образ запасливого ежика с румяным яблоком на спине. Кто это видел? Когда?

Никто не видел, но все уверены, что яблоки и грибы ежик запасает себе на зиму. И поскольку в зубах носить провиант не приучен - не собака ведь! - накалывает фрукты на колючки. А потом долгими зимними вечерами грызет у себя в норке промерзшие яблоки, засохшие грибы и ждет не дождется весны…

Я открою вам страшную тайну: ежам не нужны запасы продовольствия, потому что зимой ежи… спят. Спят сладким сном с ноября по апрель, как медведи, барсуки, лягушки и змеи. А во сне расходуют потихоньку подкожный жир, накопленный отнюдь не на яблоках. Еж ведь животное насекомоядное. Растительную пищу - вареный картофель, рис, груши, сливы, орехи, семечки и те же пресловутые яблоки - едят только те ежи, которые содержатся в неволе. Так ведь то неволя! В неволе вон даже убежденные вегетарианцы - гориллы начинают интересоваться рыбой и мясом. В естественной среде обитания рацион ежей составляют жуки, червяки и улитки. Иногда еж может разнообразить свое меню лягушками, ящерицами, птичьими яйцами, мышатами…

Кстати, о мышах. Считается, что еж - отличный мышелов, его даже называют колючей кошкой. Но на самом деле мыши не ежиная пища. Не может ежик за этими шустрыми грызунами угнаться, вот разве что повезет ему найти мышиное гнездо. Но гораздо больше привлекают ежей совсем другие гнезда - осиные и пчелиные. Этих жалящих насекомых еж ест, совершенно не боясь укусов.

Ежи вообще поразительно устойчивы к самым разным ядам, в том числе и к пчелиному. Небольшие дозы сулемы, мышьяка, синильной кислоты для ежика не смертельны. И даже укус гадюки он переживет, отделавшись легким недомоганием, если, конечно, гадюка успеет его укусить до того, как будет съедена. Впрочем, на змей ежи охотятся редко, предпочитая иметь дело с безответными дождевыми червями.

Вот еще одна из легенд про ежа: будто бы, встретив в лесу хищника, еж может свернуться в клубок и укатиться от опасности. Кто это видел? Где? Нет, свернуться-то еж может, а вот укатиться - никак. Его спинная мышца устроена таким образом, что стягивает в шар только неподвижно сидящего или лежащего ежа. Стоит ему пошевелиться, лежа на спине, как мышца потеряет свою упругость и еж распластается по земле тряпкой. От своих врагов - лис, филинов, крупных сов, ястребов - ежик обычно не убегает и, конечно, не укатывается. Он замирает на месте, свернувшись в колючий шар.

Но есть у ежа другие враги, от которых колючки не спасают. А все потому, что живут эти враги непосредственно в ежиных колючках. Это клещи и блохи. Временами они так достают бедного ежика, что он устраивает себе дезинфекцию. Находит, например, опавшие дикие кислые яблоки и катается в них. Отсюда, наверное, и родилась легенда о запасливом ежике.

Кстати, эту особенность ежиков - буквально притягивать к себе клещей - достаточно давно и с большим успехом используют эпидемиологи. С помощью ежей они считают клещей в природных очагах энцефалита и туляремии. У эпидемиологов есть даже особая единица счета - «еже-час». Она показывает количество клещей, которых один ежик насобирает за один час пробега по зараженному лесу.

ИТОГ: наш домашний ежик живет в неволе, поэтому лакомится яблочком. Но мы добрые! Мы нарисуем ему еще и лес с разными насекомыми.

Тема: «Ежик на полянке»

(рисование вилкой)

Цель:

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой

Задачи:

Познакомить детей с новой техникой рисования;

Формировать умение передавать в рисунке образ ежа (форма тела, расположение частей, их величина);

Развивать умение рисовать крупно;

Совершенствовать навыки штриховки в одном направлении, умение смешивать цвета;

Воспитывать желание рассказывать о своих рисунках.

Способы деятельности:

1.Организационный момент (загадка)

2. Беседа

3. Показ способов рисования

4.Напоминание о правилах работы с нетрадиционным материалом для рисования

6.Пальчиковая гимнастика

7. Практическая деятельность

8. Поощрение

9.Анализ

Средства деятельности:

Лист А4, простой карандаш, цветные карандаши, пластиковая вилка, гуашь черная и зеленая, стаканчик с водой

Ход занятия

Дети сидят на ковре перед ними мольберт с закрытыми иллюстрациями

(Обращение к детям) Хотите узнать, что мы сегодня будем рисовать? Тогда отгадайте загадку.

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала

Открываю картинки с изображением ежей на мольберте.

Правильно, рисовать мы сегодня будем ежа. Но прежде, чем начать рисовать ежа давайте его внимательно рассмотрим.

Какой формы может быть тело ежа? (круглое, овальное)

На какую фигуру похожа мордочка ежа? (треугольник)

Где расположены лапки? на какую геометрическую фигуру они похожи? (внизу на туловище, похожи на маленький овал)

Рассматривание мордочки ежа, расположенного к нам боком - уточнение местоположения носа, рта, глаза, уха.

Чем покрыто тело ежа? (иголками)

Где расположены иголки? только сверху тела? (сверху, сзади, снизу, сбоку, в середине)

Чем покрыта мордочка и лапки? (шерстью)

Какая шерсть у ежа? (короткая, гладкая)

Каким цветом шерсть у ежа?

При рисовании шерсти напомнить, что можно рисовать "блестящую" шерстку, т.е. смешивать цвета карандашей

Приглашаю детей к отдельно стоящему столу, где припасен материал для рисования с целью показа способа изображения. Обращаю внимание на то, что лис для рисования большой и, что рисовать ежа буду крупно.

Предлагаю детям напомнить мне, с чего начать рисовать (с тела). Показываю, что мордочку надо нарисовать не просто треугольником, рядом с телом, а с помощью плавной линии которую ведем от верха овала (тела) в бок. Вторую линию ведем снизу овала (тела) в бок, так, чтобы первая и вторая линии встретились и получился треугольник (мордочка). Прорисовываю нос, уточняю сколько глаз я буду рисовать, если еж расположен ко мне боком, уточняю месторасположения рта, ушка.

Рисую лапки, уточняя их месторасположения.

Затем "покрываю" тело, мордочку, лапки шерстью, т.е. заштриховываю цветными карандашами, напоминаю, что шерсть не лохматая, что надо закрашивать аккуратно(штрихи рисуются рядом в одном направлении), используя разные оттенки карандашей. Осталось нарисовать иголки....

Обращаю внимание детей на то, что вместо кисти, почему-то в стаканчике лежит пластиковая вилка.

Наверное вредная волшебница решила над нами пошутить и испортить нам настроение? Но мы расстраиваться не будем а волшебницу перехитрим! Нарисуем иголки вилкой (показываю как рисовать иголки вилкой, напоминаю, что иголки у ежа короткие, расположены на всем теле, что их много).

При рисовании полянки предложить использовать рисование вилкой линий разной длины

А теперь я предлагаю вам пройти на рабочие места и нарисовать моему ежику друзей

Дети проходят за рабочие столы

Для того, чтобы приступить к работе, разомнем наши пальчики

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик к пальчику сложу, -

На замочек их закрою,

И тепло поберегу!

Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь, индивидуальные подсказки, поощрения.

Анализ:

Моему ежику очень понравилось, что вы ему нарисовали много друзей.

Какие ежи у вас получились?

Что можно о них сказать?

Паша, какой еж тебе больше понравился? Почему?

Предлагаю детям придумать имя своему ежу.