Тема урока: А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса «Бедность не порок. Герои пьесы “Бедность не порок” А. Островского: краткая характеристика, анализ персонажей Почему бедность не порок пьеса жизни

Драматическое столкновение тысячелетней общенародной укорененной культуры с преломлением новой европейской куль­туры в сознании традиционалистской купеческой среды лежит в основе комедии «Бедность не порок» (1854). Именно этот кон­фликт составляет зерно сюжета пьесы, как бы втягивая в себя все другие сюжетные мотивы, в том числе и любовную линию, и отношения братьев Торцовых. Старинная русская бытовая культура здесь выступает именно как общенародная. Она - вчерашний день современных Островскому купцов, нередко ещё поколение или два назад бывших крестьянами. Быт этот ярок, живописен и в высшей степени поэтичен, по мысли Остров­ского, и драматург всячески стремится художественно доказать это. Веселые, задушевные старинные песни, святочные игры и обряды, связанное с фольклором поэтическое творчество Коль­цова, которое служит образцом для песен, слагаемых Митей о любви к Любови Гордеевне, - все это в комедии Островского не средство оживить и украсить спектакль. Это художествен­ный образ национальной культуры, противостоящей нелепому, искаженному в сознании темных самодуров и хищников образу заемной для России бытовой культуры Запада. Но это именно культура и быт патриархальные. Важнейшим и наиболее привлекательным признаком подобных отношений оказывается чувство человеческой общности, крепкой взаимной любви и связи между всеми домочадцами - и членами семьи, и работ­никами. Все действующие лица комедии, кроме Гордея и Коршунова, выступают как опора и поддержка этой старинной культуры.

И все-таки в пьесе отчетливо видно, что эта патриархальная идиллия - нечто несовременное, при всей своей прелести несколько музейное. Это проявляется в важнейшем для пьесы художественном мотиве праздника. Для всех участников патри­архальной идиллии подобные отношения не будни, а празд­ник, т.е. радостное отступление от обычного уклада, от повсе­дневного течения жизни. Хозяйка говорит: «Святки - х0чу потешить дочку»; Митя, пуская переночевать Любима, объясняет такую возможность тем, что «праздники - контора пустая».

Все герои как бы вступают в своеобразную игру, участвуют в каком-то радостном спектакле, хрупкое очарование которого немедленно нарушается вторжением современной реальности - бранью и грубой воркотней хозяина, Гордея Торцова. Стоит ему появиться, как умолкают песни, исчезает равенство и ве­селье (см. д. I, явл. 7; д. II, явл. 7).

Взаимодействие /праздника и буден выражает в пьесе Ост­ровского соотношение идеальных, с точки зрения писателя, форм патриархальной жизни с той же патриархальностью, ко­торая существует в современном драматургу купеческом быту. Здесь патриархальные отношения искажены влиянием денег и наваждением моды.

Мотив денег, которые, по словам Любима, «дуракам вред­ны», традиционен для пьес Островского. В высшей степени активен и значителен этот мотив в комедии «Бедность не по­рок». С наибольшей последовательностью он реализован в лю­бовной фабуле, но связан также и с линией Любима. «Наваж­дение моды» - это своего рода лейтмотив образа Гордея.

Гордея сравнивали с Журденом, героем комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Основная причина всех бед домаш­них Гордея, судьбами которых он распоряжается самовластно, - его стремление заставить их забыть, что «у нас тятенька-то мужик был», и намерение «жить по-нынешнему, модами зани­маться». Имя героя - явный намек на то, что его обуяла гордыня, да и жена упоминает о гордости мужа. Весь его дом живет по старине, прочно связан с традиционным бытовым укладом, ценит не только русское платье, но и национальные обычаи (святочные игры, ряженье, народные песни). Гордей от жены требует: «Хочешь сделать у себя вечер, позови музыкан­тов, чтобы это было по всей форме»; гостей, по его мнению, угощать нужно не привычными наливками и мадерой, а шам­панским и т.д.

Поведение Гордея объясняется тем, что в соблазн его вво­дит «цивилизованный» современный фабрикант Африкан Савич Коршунов.

В системе образов пьесы Гордей даже именем контрастно соотнесен с образом своего обедневшего брата Любима Торцова. Он выступает как основное препятствие на пути к соединению влюбленной пары, его дочери Любови Гордеевны и бедного приказчика Мити, судьбу которых в конце концов устроит Любим.

Главная причина, по которой Гордей противится счастью дочери, - желание выдать её за Коршунова, переехать в Москву, где бы он «всякую моду подражал <...> сколько бы хватило <...> капиталу». В его затуманенном соблазнами «цивилизации» со­знании прочно убеждение, что дочь его должна быть счастлива с Коршуновым, поскольку в Москве будет «по-барски жить, в каретах ездить»; переняв комически искаженные внешние при­меты «цивилизованного», «барского» житья, Гордей сохранил, однако, в неприкосновенности патриархальные представления о законности своей абсолютной власти над всеми домашни­ми - от жены до приказчиков, о полном и единоличном праве отца решать судьбу дочери. Однако, по мысли Островского и по мнению других героев пьесы, Гордей это право утратил: ведь родители за детей перед Богом отвечают, и отец не должен из-за прихоти, корысти или каприза обрекать дочь на замужество со злым стариком, замучившим свою первую жену, как говорят о Коршунове некоторые персонажи. Нарушает Гордей и ещё одну незыблемую заповедь патриархального мира, когда оби­жает разорившегося и раскаявшегося в своем загуле брата Лю­бима, пришедшего просить у него работу и кров. Глава рода и купеческого дела должен поддерживать своих менее удачливых родственников, тем более невозможно обидеть родного брата.

Показывая «русского Журдена» во всей неприглядности его нелепого, опасного для окружающих, но вместе с тем комичес­кого поведения, Островский и ему не закрывает путь к прозре­нию. С помощью брата Любима и он понимает, что чуть не погубил дочь, и даже публично признается в этом: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия».

В комедии «Бедность не порок» сталкивается идеальная лю­бовь Мити и Любови Гордеевны, также патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной ос­новной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: «За что девичий век заедаете, в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за неё надоть будет Богу ответ дать». Митя упрекает не за то, что судьбу Любови Гордеевны решили без её ведома и согласия, а за то, что в мужья выбрали плохого, жестокого, страшного человека. Любовь Гордеевна и не мыслит возмож­ности нарушить отцовскую волю и готова покориться ей, при­нимая предстоящий брак как подвиг послушания, как жертву. Очень характерно, что дочь не просит отца послушать её, пос­ледовать её желанию, в отчаянии она молит его: «Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!.. Передумай!..» При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Его­ровна, пытаясь ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна решительно её останавливает: «Ну, мамень­ка, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить».

Островский видит в поведении Любови Гордеевны не раб­скую покорность, тем более не страх перед невзгодами, кото­рые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг пони­мается в её среде; «Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, серд­це свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет». Любовь Гордеевна - человек сильный и цельный. её любовь к Мите искренняя, горячая и с оттенком какой-то взрослой, материн­ской жалости к бедному и зависимому человеку. «Ах, Аннушка, как я его люблю-то, кабы ты знала! <...> Парень-то хороший... Больно уж, он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый».

Любовь Мити и Любови Гордеевны опоэтизирована Остров­ским, она представляется ему полным выражением настоящей любви, как её понимают в народной среде. Не случайно поэтому отношения любящих все время сопровождаются как лейтмотивом народными лирическими песнями. Особенно тесно связана, соотнесена с фольклорной стихией Любовь Гордеевна. В соответствии со складом её личности речь героини немногословна и сдержанна, но вся строго выдержана в чисто народном, крес­тьянском стиле. Если в складе речи Мити виден приказчик, в неё проникают обороты и выражения «гостинодворской галант­ности», то речь Любови Гордеевны совершенно лишена подоб­ного налета.

Любовь Гордеевна сама не поет, в её речи нет цитат из песен, она даже немного суховата и лишена яркой поэтической образ­ности. Но зато вся судьба Любови Гордеевны в пьесе Островского как бы «выпета» другими героями. Все повороты её отно­шений с Митей, с женихом, с родителями комментируются любовными лирическими песнями и песнями свадебного обряда. Поэтому не будет преувеличением сказать, что Любовь Гордеев­на - героиня песенная и в высшей степени поэтическая. Она в наибольшей степени близка к народу среди всех героев комедии. Митя стоит как бы на следующей ступеньке, в его облике преобладают, как и у Любови Гордеевны, глубоко симпатичные Островскому народные начала. Драматург подчеркивает доброту Мити, которая так ярко выразилась в его сочувствии Любиму, в стремлении посильно помочь ему. Митя - прекрасный, самоотверженный сын. На попреки Гордея, что он бедно одевается, Митя отвечает: «Уж пущай же лучше я буду терпеть, да маменька по крайности ни в чем не нуждается».

Как этого и требует патриархальная мораль, Митя почтите­лен к старшим. Он с сердечным расположением относится к Пелагее Егоровне, находящемуся «в опале» Любиму. Следова­тельно, почтительность Мити бескорыстна и ничуть не связана с видами на какие-то выгоды, ничем не напоминает, напри­мер, почтительность Подхалюзина по отношению к имеющим вес и власть, столь контрастирующую с его беспардонной грубостью к тем, кто либо зависит от него, либо не может уже быть ему полезным. Характерно, что все угнетенные домочад­цы симпатизируют Мите, верят в его доброту и искренность его хорошего отношения. Пелагея Егоровна, сожалея, что дочь просватана и должна расстаться с Митей, говорит о несбыв­шейся надежде молодых людей вымолить согласие Гордея Карпыча на их брак: «А хорошо бы! Полюбовалась бы на старости. Парень-то такой простой, сердцем мягкий, и меня-то бы, ста­руху, любил». В последнем действии Любим, уговаривая брата благословить дочь на брак с Митей, просит: «Пожалей ты и Любима Торцова! <...> Брат, отдай Любушку за Митю - он мне угол даст. <...> Мне работишку дадут; у меня будет свой

горшок щей».

Терпеливо сносит Митя попреки и брань Гордея Карпыча. Вместе с тем в его отношении к хозяину нет и следа угодниче­ства или лести. Он только вежлив, не более.

Митя бескорыстно и самоотверженно любит дочь Гордея. Его разговор с Пелагеей Егоровной о предстоящем браке Лю­бови Гордеевны показывает, что он в отчаянии не только отто­го, что любимая потеряна для него навеки, но едва ли даже не больше оттого, что просватали её за злого, страшного старика. Хотя в своих главных представлениях о жизни, в основных нравственных убеждениях Митя - человек патриархального мира, в нем уже видны некоторые черты, обусловленные влия­нием нового времени. Мы уже не раз обращали внимание на речь Мити, свидетельствующую о его принадлежности к опре­деленной социальной прослойке, - особый приказчичий язык, сочетающий народную основу с признаками «образованности», некоторого городского лоска, «хорошего тона», преломленного в сознании малокультурной купеческой среды. Речь как бы на­мекает на его профессию и связывает с Гордеем Торцовым. С Любимом Торцовым сближает Митю другая черта, обусловлен­ная влиянием нового времени, для Островского черта безус­ловно положительная, - это искренняя бескорыстная тяга к образованию уже в подлинном значении этого слова, тяга к поэзии, к книге. Жизненно правдоподобно, что приобщают Митю к этой культуре стихи Кольцова. Разговор о Кольцове в первом действии как будто бы эпизодический, тем не менее весьма значителен: поэзия Кольцова проникает в среду купе­ческой молодежи. Героям кажется, что Кольцов «в точности описывает» их чувства. Однако нам ясно, что не только «в точ­ности описывает», но и формирует их чувства, воспитывает: недаром непосредственно за этим разговором Митя сообщает, что сочинил песню. Это песня о его собственной любви к Лю­бови Гордеевне, любви, которая так возвышенно понята Ми­тей и его друзьями именно под влиянием кольцовской поэзии. Главным препятствием на пути любящих оказывается в ко­медии воля отца невесты. Казалось бы, мотив этот совершенно традиционный: в основе драмы влюбленных лежит социальное, имущественное неравенство. Первоначально действие и развива­ется именно в этом направлении. Так понимает положение ве­щей и сам Митя. В стихах, сочиненных для Любови Гордеевны, он пишет: «Понапрасну свое сердце парень губит, / Что неровнюшку девицу парень любит». Яша Гуслин воспринимает эту любовь своего друга как несчастье, как нечто безусловно не­сбыточное: «Лучше, Митя, из головы выкинь. Этому делу ни­когда не бывать, да и не раживаться.<...> Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, - да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего». Мотивировка невозможности брака, как видим, чисто денежная.

Но уже во втором действии появляется новый оттенок, мотив, связывающий любовную фабулу пьесы с основным конфлик­том - борьбой исконного, патриархального жизненного уклада и «наваждения моды». Гордей сообщает о решении выдать дочь за Коршунова и приводит причины решения: дело, оказы­вается, не в богатстве жениха, а в желании Гордея иметь своего человека в столице, где он намерен жить и «подражать всякую моду». Загоревшись страстью «подражать всякую моду» и заста­вить забыть, что его «тятенька мужик был», Гордей как бы теряет свою «колею в жизни», начинает чувствовать себя в высшей степени неуверенно, все время боится оплошать и, как всякий человек в таком положении, быстро делается внутренне зависимым, превращаясь в удобный объект для всякого рода влия­ний. Несмотря на свою шумную, но беспорядочную активность, Гордей Карпыч - фигура пассивная, игрушка в руках других людей. Борьба за Гордея и составляет фабулу главного конфликта пьесы, выраженного через столкновение Коршунова и Любима Торцова. История влюбленной пары и поведение Гордея в этой истории оказываются поводом для столкновения двух главных антагонистов пьесы, причем Коршунов выступает здесь как лицо корыстно заинтересованное, как соперник героя-любовника, а Любим Торцов - как бескорыстный защитник справедливости.

Образ Коршунова написан Островским чрезвычайно инте­ресно, совсем по-особому. Решающее значение имеет то, ка­ким он представляется действующим лицам. Пелагея Егоровна считает Коршунова главным виновником «перерождения» Гор­дея Карпыча. И это понимание как бы реализуется в способе изображения героя. Коршунов - злой гений, демон Гордея, а если воспользоваться словами более близкими к лексикону изображаемой среды, - враг, нечистый, мурин, который смущает Гордея. «Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - сетует жена Гордея. Характерно особое значение слова «враг», свойст­венное старинному русскому языку: враг - дьявол, искуситель.

Здесь у Островского происходит оживление древнего эвфемис­тического значения и обыгрывание двух смыслов: Коршунов - враг светлого начала, враг всех положительных героев пьесы и попросту враг семьи Торцовых: брак Любови Гордеевны с Кор­шуновым явно не сулит ничего хорошего не только для неё - ни для кого из семьи. И этими героями (исключение - один Любим) Коршунов и воспринимается как нечистый. Чужое и отчасти непонятное, но явно враждебное старому укладу нача­ло дано как загадочное, таинственное. Самое имя Африкана Савича Коршунова - словно и не имя, а прозвище, данное какой-нибудь странницей, ждущей бед из Белой Арапии.

Ореол этой страшной таинственности развеивает Любим. В его судьбе, оказывается, Коршунов тоже играл роль «искусителя». Но в этой истории Коршунов лишается всякой таинственнос­ти, Любим трезво оценивает его как жулика, сознательно разо­ряющего получившего наследство и загулявшего купеческого сына - самого Любима в молодости. По сути дела, «искуси­тель» Коршунов в рассказе Любима превращается просто в вора.

Победа Любима над Коршуновым оказывается поворотным пунктом в судьбе всех героев комедии. И в построении пьесы отчетливо выразился ключевой характер роли Любима Торцова: он своей волей всех спасает, включая и темного, потеряв­шего голову брата Гордея.

В ремарке положение Любима в системе действующих лиц определено именно по отношению к Гордею - «богатому куп­цу». О Любиме же сказано: «... его брат, промотавшийся». Кон­трастная соотнесенность персонажей подчеркнута и семанти­кой имен. По своей фабуле история Любима (о ней он сам рас­сказывает в монологе) - несколько переосмысленная притча о блудном сыне. Сюжет этот, повествующий о горестных при­ключениях молодого человека, вырвавшегося из-под опеки патриархальной семьи и мечтающего пожить по своей воле, пото­му и был весьма популярен на Руси, что выражал долго быв­ший актуальным конфликт. В судьбе Любима этот конфликт претерпевает, однако, характерные изменения. Вместо примирительного финала евангельской притчи - нечто прямо проти­воположное. Сперва он развивается традиционно: блудный сын кутит «по кружалам», в пьесе - развлечения по трактирам («... шпилен зи полька!» - цитирует себя Любим) и посеще­ние театров. Для закутившего купчика это покуда ещё стоит в одном ряду. Есть и традиционный мотив друзей, оставивших юношу после его разорения в кутежах, в которых и они участво­вали за его счет. Финал же этой осовремененной притчи совсем иной, противоположный евангельскому рассказу и его древне­русским вариациям, где отец с распростертыми объятиями встре­чает раскаявшегося сына, дошедшего до крайних пределов нище­ты и позора, живя по своей воле, и мечтающего о возвращении в рай патриархальной семьи. Гордей же (замещающий здесь отца) стыдится брата и не хочет иметь с ним ничего общего.

Еще более важное отличие от притчи - сама суть образа Любима. В евангельской притче круг поисков замыкается, ге­рой возвращается к изначальному состоянию, опыт, обретен­ный в скитаниях, ничем его не обогатил, а лишь подтвердил ценность патриархального существования. Любим же рассмат­ривает свои скитания все же как «науку», горькую, но обога­щающую («...нам, дуракам, наука нужна»). Коренное отличие Любима, выразившееся и в его сюжетной роли, очевидно: в пьесе Островского Любим - единственный действительно «но­вый» человек. Он не только сохранил важнейшие черты народ­ной нравственности (доброта, достоинство, стремление помочь ближним и любовь к людям), но и обогащен ощущением своей личности, индивидуальности, свойством, неведомым патриар­хальному сознанию. Любим принадлежит к типу героев, кото­рых можно назвать авторскими и зрительскими представителя­ми на сцене, героев, которым доверено выражать истину. Лю­бим наряду с Несчастливцевым едва ли не наиболее прямой наследник Чацкого на русской сцене (не по фактуре, конечно, а по своей художественной функции и в какой-то мере - по своему положению по отношению к остальным действующим лицам). А смена образной фактуры и речевой интонации героя, провозглашающего истину, - одно из знамений времени: в ли­тературе середины века появляется целый ряд таких «негерои­ческих» героев, выражающих несомненные истины (ср. Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского, многие персонажи Некрасова).

Выступая в фабуле защитником подлинной патриархальной культуры и связанных с ней персонажей, сам Любим иной. Его облик определяется связью с современной Островскому город­ской культурой. Ему одному присущ некоторый налет интеллигентности. Так, он нередко употребляет иностранные сло­вечки и выражения, мимоходом, иронически, но всегда уместно. В его речи и поведении отразилась и театральная культура эпохи (цитаты из популярного репертуара). Элементы городского про­сторечия сочетаются у него с обилием пословиц, поговорок, с народным острословием, местами его монологи походят на ра­ешные сценки (см. д. III, явл. 10). Однако все это именно эле­менты его речевого облика, важные вкрапления в речь, основу которой составляет живой, но вполне правильный и свобод­ный язык москвича середины XIX в. Это особенно заметно в сравнении с молодым героем Митей, только тянущимся к культуре: речь Любима льется свободно и естественно - Митя ско­ван, подбирает слова, мешая простую и искреннюю речь с обо­ротами приказчичьей вежливости.

«Забулдыга» Любим - наиболее здравомыслящий герой в пьесе, он смеется над дворянскими претензиями брата, пони­мает опасную власть денег над темными людьми, ценит скром­ного и честного Митю, видит, в чем состоит истинное счастье племянницы, и умеет спасти её от страшной участи. Весь фи­нал со счастливой развязкой пьесы задуман, спланирован и как по нотам разыгран Любимом. Его план основывается на точ­ном понимании натуры и Коршунова, и брата Гордея.

Таким образом, персонаж, открывающий истину, разобла­чающий злодея, вразумляющий потерявшего «колею в жизни» брата и счастливо соединяющий влюбленных, - Любим Торцов. Столь активная, можно сказать, решающая роль положительного героя в развитии событий - нечастое явление у Островского.

Этот герой произвел очень большое впечатление на совре­менников своей художественной новизной. Оценки колебались от крайнего неприятия («Бедность не порок, да и пьянство не добродетель» - острота, приписываемая великому актеру М.С. Щепкину и многократно повторенная критиками) до вос­торженных строк Ал. Григорьева, посвященных Любиму Торцову в прозе (статьи) и даже в стихах.

Любим Торцов скоро стал популярнейшей «гастрольной» ролью русских актеров, вошел в культурную память, и имя его стало употребляться в нарицательном значении («неправиль­ный», «неблагообразный», герой, проповедующий истину и ус­пешно защищающий слабых).

Русская драматургия середины XIX века характеризуется появлением произведений, описывающих быт и нравы купцов Замоскворечья. Особое место в этом перечне занимают пьесы А.Н. Островского. Самой известной является комедия «Гордым Бог противится», написанная в 1853 году. Затем она была переименована в «Бедность не порок». О чем написана комедия Островский «Бедность не порок», краткое содержание.

Николай Фёдорович Островский мечтал о юридической карьере для своего сына Александра. Однако в 1843 году молодого человека, не сдавшего экзамен по римскому праву, отчисляют из университета. Несостоявшийся юрист совмещает службу судебного канцеляриста с трудом литератора.

А.Н. Островский пишет комедию «Бедность — не порок», которая издаётся отдельной книжкой в 1854 году. На следующий год в Малом театре состоялась постановка по пьесе писателя. Ведущий артист театральной труппы П.М. Садовский, которому драматург посвятил произведение, исполняет роль Любима.

На подмостках Санкт-Петербурга «Бедность не порок» Островского увидела свет осенью 1854 года. Постановка состоялась в честь бенефиса актёра и режиссёра Александринского театра А.А. Яблочкина.

Сюжет пьесы «Бедность не порок» в кратком содержании. Конечно, ознакомление с данным вариантом не заменит чтение оригинала.

Напоминаем! Краткое содержание по действиям раскрывает только сюжет сочинения великого писателя.

Фабула

Литературоведы считают одним из лучших творений комедию в трех действиях «Бедность не порок» Островского. События разворачиваются в купеческом доме Гордея Торцова в провинциальном городке во время святочных гуляний.

В пьесе «Бедность не порок» действуют такие персонажи:

  1. Состоятельный купец Гордей Торцов, его супруга Пелагея Егоровна, их дочь Любовь.
  2. Любим, промотавший наследство брат Торцова.
  3. Столичный заводчик Африкан Коршунов.
  4. Приказчик Митя.
  5. Племянник хозяина Яша Гуслин, и Гриша Разлюляев, богатый купеческий сын.
  6. Вдовушка Анна Ивановна.
  7. Маша и Лиза, подружки Любови Гордеевны.
  8. Нянька Арина и парнишка Егорушка, дальний родственник Торцовых.

Первое действие

Слоняясь без дела, Митя интересуется, чем занимаются домочадцы. Егорушка описывает скандал между Гордеем Карпычем и его братом, произошедшим накануне за обедом.

В комнату входит Пелагея Егоровна. В разговоре с приказчиком пожилая женщина сетует на своенравный характер мужа, не одобряет его знакомство с Коршуновым. Она утверждает, что мода на заграничную жизнь – временное явление, а русские обычаи будут жить вечно. Появляется Гуслин. Уходя, жена хозяина приглашает молодых людей прийти вечером в гости.

Оставшись одни, Митя рассказывает Яше о своей тяжёлой доле, признаётся в любви к дочери Гордея Торцова. Затем приказчик садится за работу, а Гуслин подбирает музыку к стихам, которые написал влюблённый юноша. В комнату заходит Разлюляев, хвастаясь своим богатством и бесшабашностью.

Племянник Торцова предлагает послушать мелодию, которую сочинил. Все очарованы песней. Затем приятели начинают дурачиться. За этим занятием их застаёт хозяин дома. Купец критикует одежду, которую носят Митя и Разлюляев. Перед уходом Гордей Торцов осуждает стремление приказчика в первую очередь заботиться о престарелой матери.

В комнате появляются Любовь Гордеевна, её подруги и Анна Ивановна. Девицам скучно и одиноко в гостиной, и они захотели присоединиться к парням. Яков нашёптывает вдове про чувства приказчика к дочери хозяина.

Компания решает перейти в соседнюю комнату. Анна делает так, чтобы приказчик и дочь Гордея Торцова остались вдвоём. Дмитрий декламирует стихи, посвящённые любимой. Девушка пишет записку с ответом, но требует, чтобы послание было прочитано после её ухода.

Вошедший брат Гордея Торцова, лишает Митю возможности ознакомиться с содержанием записки. Любим Карпыч рассказывает юноше, как пропил в Москве свою половину наследства и стал бездомным. Промотать деньги помогал Африкан Коршунов. Грязный и больной Любим приходил к брату с просьбой помочь в нужде. Гордей устыдился нищего родственника перед лощёными гостями.

Старик говорит, что богатство – зло, и большие деньги портят характер человека. Пересказывая свою жизнь, несчастный человек засыпает. Митя читает девичью записку с признанием во взаимности.

Второе действие

В гостиной героини пьесы Люба и Анна рассуждают о мимолётности любви. С приходом Дмитрия вдова покидает комнату. Влюблённые признаются, что не могут жить друг без друга. Было решено пойти к Гордею Карпычу, чтобы тот решил их судьбу. Приближение Арины заставляет приказчика и купеческую дочь уйти.

Нянька готовит гостиную к встрече ряженых, которые приглашены для развлечения гостей. Комната заполняется домашними, приглашёнными соседями и артистами, которые привели медведя и козу.

Пока ряженые скоморошничают и распевают песни, Митя и Люба перешёптывается и украдкой целуются. Заметив это, Разлюляев высказывает претензии приказчику. За влюблённого заступается Яша.

Приезжает Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин дома выгоняет гостей с артистами и приказывает принести шампанское и закуски. Фабрикант целуется с девушками, парни удаляются.

Африкан презентует Любови Гордеевне бриллиантовое колечко и делает намёки на желание сочетаться с девушкой браком. Дочери Торцова хочется выйти из комнаты, но папаша приказывает оставаться. Купец объявляет о намерении выдать Любу замуж за Коршунова.

Третье действие

Няньку печалит будущее замужество Любови Гордеевны с нелюбимым человеком. Расстроенная Пелагея Егоровна велит подавать гостям в соседнем зале большой самовар. Купчиха просит Анну Ивановну помочь по хозяйству. Митя, который собирается уехать к матери, заходит попрощаться. Вдова отправляется за Любовью Гордеевной.

Приказчик рассказывает Торцовой, как он несчастен, и предлагает пришедшей в комнату любимой тайком сбежать из родительского дома и обвенчаться. Девушка отказывается выходить замуж без благословения отца. Дмитрий прощается с женщинами, уходит.

Вошедший Коршунов просит Пелагею Егоровну оставить их с дочерью одних. Он излагает невесте преимущества выхода замуж за пожилого человеком. Когда девушка спросила о предыдущей жене фабриканта, тот со злостью вспоминает покойную. Затем Африкан снова принимает вид добродушного старика.

Вошедший Гордей хвастается тем, как он устроил угощенье гостя на заграничный манер. Егорушка сообщает, что пришёл Любим Карпыч. В зале собрались домочадцы и гости, когда появился брат хозяина и начал обвинять Коршунова в бесчестном поступке, напоминая про старый долг.

Разоблачённый Африкан отказывается от женитьбы на дочери Гордея Торцова. С этой минуты он желает, чтобы Гордей упрашивал московского богача стать зятем. В ответ на это униженный купец обещает отдать дочь за любого бедняка.

Сначала выбор пал на вернувшегося Митю. Молодой человек берёт Любовь Гордеевну за руку и подводит к родителю для благословения. Купец оторопел и хочет отказаться от сказанных слов, но все присутствующие уговаривают Гордея Торцова дать согласие на бракосочетание влюблённых.

Обратите внимание! Читателю комедии «Бедность не порок» краткое содержание не позволяет в полной мере прикоснуться к богатству русского языка.

Полезное видео: пьеса «Бедность не порок» за 17 минут

Критическая полемика

Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:

  • Н.Г. Чернышевский,
  • П.Н. Кудрявцев,
  • А.В. Дружинин,
  • А.А. Григорьев.

Предметом полемики стало противопоставление в пьесе «Бедность — не порок» мнимого аристократизма и духовности низших сословий. Сторонники западничества упрекали писателя в косности и защите патриархальных общественных устоев. Симпатии драматурга к народной культуре отстаивали представители объективной критики.

Н.Г. Чернышевский считал комедию «Бедность не порок» Островского фальшивой и слабой. По мнению критика, только имя автора знаменитой пьесы «Свои люди – сочтёмся» обеспечивает благоприятные отзывы. Литературовед, которого раздражает приукрашивание характеров положительных персонажей, считает, что главные герои пьесы «Бедность не порок» не могут иметь прототипов в реальной жизни.

Рецензия на пьесу «Бедность не порок», в которой П.Н. Кудрявцевым даётся характеристика героев, обвиняет Островского в возвеличивании грязных сторон действительности в образе брата Гордея Торцова. В адрес драматурга выдвигались обвинения в приверженности к славянофильству. Критикам не нравилось превращение сцены в «балаган», когда представляется святочное гулянье купеческой семьи.

Выступая в защиту пьесы Островского, А.В. Дружинин отметает несправедливые упрёки Чернышевского в идеализации драматургом патриархальных устоев. Критик указывает на единственный недостаток пьесы «Бедность не порок» – надуманность сюжетной развязки. Неоспоримыми достоинствами являются поэтичность и красота языка произведения.

Комедии писателя, допущенные к постановке на императорских сценах, в том числе пьеса «Бедность не порок», сотворили народный театр. Сделав глубокий анализ сочинений драматурга, Аполлон Григорьев пишет, что ключом к пониманию творчества Островского является слово «народность».

Современники считали, что Островский с помощью пьесы «Бедность не порок» выпустил на театральные подмостки правду жизни, положив конец эпохе пейзажным представлениям романтического драматурга Кукольника.

Полезное видео: анализ пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»

Вывод

К сожалению, русский язык крайне обеднел в современном мире и чрезмерно засорён иностранными словами, легко заменяемыми лексическими единицами родной речи.

Классическая литература отличается от бульварной писанины тем, что произведения великих авторов, написанные в прошлых столетиях, затрагивают проблемы, актуальные для современного мира. Достаточно вспомнить реплики главных героев пьесы «Бедность не порок», чтобы понять, как созвучны идеи Островского нынешнему времени.

Вконтакте

В начале 50-х годов драматург выступил с комедиями окрашенными славянофильским настроением. Таковы пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». В это время Островский сблизился с литературным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым, с Тертием Филипповым, Борисом Алмазовым и другими членами и сотрудниками так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин».

Под их влиянием он несколько иначе, чем раньше, подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческом доме между хозяевами и работниками, осуждает претензии купцов жить на новый, «европейский» манер, сочувственно воспроизводит сохранившиеся в купеческом быту традиционные обычаи, обряды и старинные песни («Бедность не порок»).

Даже злые самодуры, заедающие век своих домашних, оказывается, способны подчас совершать поистине добрые, великодушные поступки: в критические минуты на них неожиданно находит «просветление», они меняют гнев на милость, и всё кончается по-хорошему. Так кончается, например, комедия «Бедность не порок». Главный герой её, провинциальный купец-самодур Гордей Торцов, оскорблённый другим купцом, Коршуновым, неожиданно изменяет решение выдать дочь за Коршунова и, растроганный речами своего брата Любима, выдаёт дочь замуж за приказчика Митю.

Однако славянофильские настроения Островского не были глубокими и продолжительными. События 50-х годов (Крымская война, крушение старого, крепостного порядка) должны были рассеять славянофильские иллюзии о патриархальной жизни.

Островский и в москвитянинский период видит социальную конфликтность изображаемого им быта, показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. Правда, в первой пьесе- «Не в свои сани не садись» - драматизм внутрисемейных отноше­ний подчеркнуто лишен социальной окраски («Мне не надо ни знатного, ни богатого, а чтобы был добрый человек да любил Ду­нюшку»,- говорит отец, обосновывая свое право решать судьбу дочери). Социальные мотивы здесь связаны лишь с образом Вихо-рева, дворянского прожигателя жизни, корыстные притязания кото­рого нарушают мирное течение жизни Русаковых и предполагае­мого жениха Дунечки Бородкина.

Лучшей пьесой этого периода по праву считается народная комедия «Бедность не порок» (1854). Вновь в центре внимания драматурга патриархальная купеческая семья, гармоничная жизнь которой нарушена под влиянием соблазнов времени. Гла­ва семьи Гордей Торцов попадает под сильное влияние фабри­канта Африкана Саввича Коршунова. Торцов ослеплен «капи­талом», возможностью жить в столице «по-барски», новой, «подражающей моде» жизнью, а не такой, какой живет и жила вся его семья и домочадцы. Ради этого он готов отдать дочь за­муж за злодея старика Коршунова. Тиранство и самодурство Гордея Торцова в доме - искажение представлений о важной роли хозяина и главы семьи. Жена и дочь не могут противосто­ять его власти и самодурным решениям. Любовь Гордеевна подчеркивает, что ее покорность - проявление верности «за­кону», патриархальной традиции почтительности младших к старшим, веры в справедливость отцовских решений.

Заслуга Островского - создание образа Любима Торцова, че­ловека, оторвавшегося от патриархально-купеческой «домаш­ней» среды. Ему присущи лучшие нравственные качества - доброта, милосердие, отзывчивость. Любим способен взглянуть на происходящее с высоты приобретенного им горького жизнен­ного опыта. «Промотавшемуся», «забулдыге» Любиму довере­на в пьесе очень важная роль. Будучи в значительной степени выразителем авторской точки зрения, Любим приводит дейст­вие к счастливой развязке: вразумляет брата, разоблачает Коршунова и показывает его истинное лицо, избавляет племян­ницу от несчастья и устраивает ее брак с возлюбленным.

Важную роль в пьесе играет фольклорное начало - свя­точные игры, ряженье, народные песни. Поэзия народной обрядово-фольклорной стихии неразрывно связана с жизнью купеческого дома. Только Гордей Торцов и фабрикант Коршу­нов не принимают этого патриархально-идиллического мира. Фольклорная символика ощутима и в именах персонажей: Коршунов - злой хищный коршун, враг, желающий завладеть Любушкой Торцовой, да и имя Африкан подчеркивает в кон­тексте комедии его чужеродность и враждебность. Ономастика имен героев комедии характеризует взгляд Островского на со­временного русского человека, способствует пониманию конф­ликта произведения. Двух братьев Торцовых зовут Гордей и Любим.

Органичной частью единой народной культуры мыслилась Островским и культура средних городских социальных слоев, которая включала и «старое» - святочные обычаи, свадебную народную поэзию, лирические песни, и «новое» - творчество Кольцова, купеческо-городское просторечье, обороты «при­казчичьей вежливости». Представителем городских социаль­ных слоев в пьесе является приказчик Митя - почтительный сын, честный работник, искренний и преданный жених.

Счастливые развязки пьесы «Бедность не порок» и других произведений Островского этого периода на первый взгляд не вытекают из самого развития действия. Н.А. Добролюбов одним из первых в статье «Темное царство» отмечал их «случайность» и надуманность. Но, по мнению самого драматурга, законо­мерность подобных счастливых финалов была естественной для мира, в котором сохранились традиционные идеалы добра и кра­соты.

В следующий период творчества А.Н. Островского (1855- 1860) предпочтение отдается драме, а не комедии. Островский пишет «В чужом пиру похмелье» (1855-1856), «Доходное ме­сто» (1856), «Воспитанницу» (1858). В это время драматург со­трудничает с «Современником» (с 1857 г. - постоянный автор журнала), ему близко демократическое направление в литера­туре. В «Современнике» публикуются и статьи Н.А. Добролю­бова, посвященные творчеству Островского.

Исследуя жизнь, Островский постепенно приходит к пони­манию утопичности идеи возврата к патриархальной идиллии, в основу его пьес 2-й половины 50-х годов положено противо­речие между естественными чувствами, стремлениями людей и грубой, часто жестокой повседневностью. Традиционные для русской литературы темы («отцы и дети», купеческое самодур­ство, лихоимство и произвол чиновников, жизнь помещичьей усадьбы и др.) получают в произведениях А.Н. Островского новое художественное осмысление. Значительное внимание уде­ляется вопросу выбора человеком своего пути, «выхода в лю­ди». От «Доходного места» - первой античиновничьей пьесы драматурга - тянутся нити к «На всякого мудреца довольно простоты».

Меню статьи:

После выхода пьесы «Бедность не порок» в обществе произошел фурор – критика произведения не была однозначной. Находились хвалители пьесы и те, кто высказывал недоумение и бранил, но равнодушных не было. По задумке автора, пьеса должна была выйти под другим названием – «Гордым Бог противится». В ее составе должно быть два акта. Но в процессе работы над произведением поменялась и тема (автор подобрал более прозаичную коннотацию), и планы по поводу объема пьесы.

Сюжет пьесы довольно прост – купец хочет выдать против воли дочь за старого, но богатого владельца фабрики. Свадьба со стариком не привлекает девушку, наличие у нее возлюбленного усиливает неприязнь к свадьбе – в результате развившегося конфликта купеческая дочь выходит замуж по любви за неприглядного в финансовом положении человека.

Главные герои пьесы

Гордей Карпыч

Пьеса начинается в поместье Гордея Карпыча Торцова. Здесь же и происходит основной массив событий, изображаемый в произведении. Это «богатый купец», его возраст точно не указан, автор ограничился лишь размытым упоминанием «под шестьдесят». Отец его не был знатного происхождения, однако сыну удалось добиться в жизни большего – он существенно улучшил материальное положение своей семьи и теперь с трудом можно представить, что «у нас тятенька мужик был». Торцов – человек со сложным характером.

«Да разве с ним сговоришь» – говорят про него. Он не желает считаться с чьим-либо мнением, конечно, если это не мнение богатого человека занимавшего более высокое положение в обществе, чем он.

Он необходительно обходится с окружающими (как с прислугой, так и с членами семьи). Не лучшее отношение у него и к обедневшему брату – чувство стыдливости за такое положение вещей перед людьми высшего ранга берет свое. Закономерно в этом случае было бы помочь брату изменить уровень своего существования, но он не желает. Гордея Карпыча интересует жизнь в Москве, все новое и необычное: «хочу жить по-нынешнему, модами заниматься» – говорит он.

Торцов видит единственный способ для своей дочери улучшить свой социальный статус – выгодно выйти замуж, при чем его мало волнует, хорошо ли будет житься с этим человеком его дочери или нет. После ссоры и отмены свадьбы Африкана Савича и его дочери, Гордей Карпыч становится более мягким и сговорчивым, понимает, что прислушиваться к мнению окружающих, даже если они ниже тебя по статусу и финансовому положению, не так уж и плохо.

Любовь Гордеевна

Вторым по значимости персонажем является Любовь Гордеевна – дочь Гордея Карпыча. Она очень красива, но малообразована так как «в пансионе не училась», но искренняя и добрая, руководствуется позывами своего сердца: «говорю что чувствую».

Девушка считает, что гонка за богатством абсурдна, она искренне верит, что не высший свет, чины или деньги делают людей счастливыми. Любовь Гордеевна послушно выполняет волю отца, узнав о намерении отца выдать ее замуж, она не противится его воле, но все же просит отца не выдавать ее за Африкана Савича.


Любовь к Мите переполняет ее и чувство это взаимно, но надежда на благополучный исход их любви очень мала – отец не взирает на ее просьбу. Он думает, что лучше жить богато – в бедности счастья достичь невозможно.

Любим Карпыч

Любим Карпыч – брат Гордея Карпыча. Как и его брат, Любим изрядно трудился и смог себе накопить приличный капитал. Он хорошо жил, часто пил и вел праздную жизнь, но до крайностей не доходил, до того момента, пока за него не взялся Африкан Савич. Любим стал нищим, ему пришлось бродяжничать и выпрашивать милостыню, которую тоже не всегда тратил с умом – пропивал. Вернувшись к брату, он осознал свои ошибки и решил «хоть под старость-то да честно пожить», но не все так просто – его брат занят знатными гостями и планами по продвижению дальше по социальной лестнице, ему не до нищего брата. Любима удивляет, что его брат ставит материальные ценности выше нравственных и отдает предпочтение общению с обманщиками-богачами, а простых людей, которые живут по законам морали не допускает к себе. Однако Любим Карпыч надеться, что в его жизни все еще наладится. Он не остается в стороне, когда узнает о свадьбе племянницы – Любим не может допустить такого несчастья в жизни Любови и Мити (который к нему очень хорошо относится и часто помогает ему в сложных финансовых ситуациях) – устроенный им скандал не только позволяет избежать ненужной свадьбы, но и решает вопросы о взаимоотношении в семье Торцова.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием пьесы А. Островского где освещаются проблемы, связанные с неравным браком.

Африкан Савич Коршунов – богатый владелец фабрики, живущий в Москве. Именно поэтому он отличный вариант мужа для Любови Гордеевны.

Африкан Савич – любитель выпить и погулять, по – пьяни он ведет себя крайне буйно и невоспитанно, но при этом сам себя считает человеком добрым: «я человек хороший, веселый», «простой, я добрый старик».

Он жестоко обращается со своими врагами, поэтому самым верным решением для тех, кто попал в его немилость, будет убежать. Хотя и к близким людям у него отношение не лучше – свою первую жену замучил ревностью. А, в общем, о нем «ничего хорошего, окромя дурного, не слыхать».

Митя

Митя – «приказчик Торцова». Родни у него практически мало – одна только мать, да и то живет вдали него. Митя помогает ей материально, поэтому часто лишает себя даже необходимых вещей. Гордей Карпыч всегда найдет к чему придраться – это очень огорчает впечатлительного Митю. Торцов упрекает его в транжирстве, в том, что Митя ходит в старом сюртуке и таким образом позорит его в глазах посетителей. Молодой человек спокоен по своей натуре, добрый и отзывчивый, поэтому окружающие хорошего о нем мнения. Он не получил хорошего образование и теперь пытается добиться нужного результата собственными усилиями. Он прекрасно понимает, что не может быть тем женихом, которого одобрит Гордей Карпыч – затруднительное финансовое положение, его бедность стали существенным препятствием желаемому действию, но приказать сердцу забыть дочь Торцова он не в силе.

Второстепенные герои пьесы

Пелагея Егоровна

Пелагея Егоровна приходится женой Гордею Карпычу Торцову. Несмотря на то, что она, как мать должна принимать активное участие в жизни дочери, а значит активно действовать в пьесе, Островский не наделяет ее такими полномочиями, она второстепенный персонаж пьесы.


В целом же это милая, добрая и сердечная женщина. Окружающие ее любят. В молодости женщина любила плясать и петь, с радостью принималась за эти занятия. Сейчас она уже состарилась и ее пыл утих. К тому же не совсем удачное замужество сделало свое коварное дело. Она считает себя глубоко несчастной, муж ее не ценит, да и собственно и за человека не считает «ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего». За много лет супружеской жизни Пелагея Егоровна смирилась с таким отношением, поэтому даже в критических ситуациях, как, например, с замужеством дочери, она не перечит мужу и не пытается указать на его заблуждение, хотя и явно видит, что этот брак принесет много несчастья дочери.

Яша Гуслин

Следующим действующий персонаж – Яша Гуслин . Он тоже состоит в родстве с Торцовым (племянник Гордея). Он честный добрый человек, но, к сожалению, бедный, поэтому его дядя вниманием и похвалою не балует. Его любит Пелагея Егоровна за добрый нрав и за любовь к музыке, она приглашает его к себе в гости, чтобы он спел и сыграл на гитаре. Яша дружен с Митей и помогает ему в трудных ситуациях: заступается за него перед Гришей, помогает встретиться с Любовью Гордеевной. Сам он влюблен в бедную вдову Анну, но женится на женщине не предстоит возможным – дядя не желает давать разрешение влюбленным на свадьбу.

Анна Ивановна

Возлюбленная Гуслина вдовствующая женщина, такая же бедная, как и сам Яша. Ее зовут Анна Ивановна . Она является другом семьи Торцовых, но и это не помогает ей но уговорить дать согласия на свадьбу Гордея Карпыча.. В конце пьесы все меняется и Анна с Яшей получают долгожданное разрешение.

Гриша Разлюляев

Гриша Разлюляев – молодой купец, богатый наследник. Отец его, как и он сам не гонится за модой и не стремится приобщаться к новым веяниям, что вызывает крайнее неодобрение у Гордея Карпыча Торцов невысокого мнения о Грише, читает его человеком незаурядного ума. Разлюляев – человек веселый и добродушный. Он дорожит своей дружбой с Митей.

Таким образом, в пьесе Николая Островского « Бедность не порок» образовались два противоборствующих лагеря. С одной стороны Гордей Карпыч и Африканий Савыч, которые готовы в погоне за богатством и положение в обществе переступить через моральные запреты и устои, принести в жертву что угодно. С другой Любим Карпыч, Любовь Гордеевна, Пелагея Егоровна, Митя, Яша, Анна и Гриша. Они искренне верят в то, что в мире должно быть добро, а жить главное честно, порядочно и по совести. В результате добро побеждает – Гордей меняет свои взгляды, осознает ошибочность своих поступков – это позволяет избежать жизненных трагедий практически всех персонажей пьесы. Островский показывает нам на примере Торцова, что не нужно гнаться за чем-то призрачным и далеким – необходимо искать счастье поблизости и ценить тех, кто пытается привнести хоть немного счастья тебе.

Островский отодвигает любовную линию на второй план. Для него важно изобразить существование истинных семейных ценностей, желание выбиться в высшее общество любой ценой, игнорирование личных качеств и желаний, стойкость патриархальных традиций, оттого пьеса обретет новый смысл – это не просто история с хорошим концом, а способ указать в комической форме на изъяны общества.