Тематическая беседа-концерт для старшей группы «Ах, этот вальса звук прелестный. Формы организации музыкальной Тематические беседы концерты

ПРИРОДА И МУЗЫКА

Осень. Тематическая беседа-концерт

Пётр Ильич Чайковский. Октябрь - Осенняя песнь

Программное содержание . Различать вокальную и инструментальную музыку. Уметь соотнести инструментальное произведение «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (фрагмент) по характеру с одной из знакомых песен об осени. Узнавать песню по мелодии, различать народно-песенные интонации, закреплять понятие жанра.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, какое сейчас время года?

Д е т и. Осень.

П е д а г о г. Послушайте отрывок из знакомого вам произведения и назовите его (исполняет одну мелодию).

Д е т и. Это песня Т. Попатенко «Листопад».

П е д а г о г. Мелодия плавная, напевная, песенная. Теперь послушайте ее еще раз и скажите, похожа ли она на русскую народную песню (исполняет фрагмент повторно).

Д е т и. Похожа, особенно в конце.

П е д а г о г. Да, мелодия очень похожа на народную песню, особенно ее окончание, когда она поднимается вверх (исполняет 15, 16, 17-й такты). В фортепианном сопровождении слышится трехголосое пение (исполняет сопровождение песни без пения). Два верхних голоса звучат рядом, а нижний, более самостоятельный, - как подголосок.

Теперь я дам вам интересное и трудное задание. Вы слушали на занятиях две разные песни об осени. Это вокальные произведения (те, которые исполняются голосом). Но есть произведения без пения. Это инструментальная музыка.

В сборнике П. И. Чайковского «Времена года» столько пьес, сколько месяцев в году - 12. И каждая имеет название определенного месяца и подзаголовок, например «Апрель. Подснежник», «Ноябрь. На тройке». Послушайте отрывок из пьесы «Октябрь. Осенняя песнь». Скажите, какой из двух прослушанных вами песен об осени - «Листопад» Т. Попатенко или «Падают листья» М. Красева- ближе по настроению это произведение (напоминает детям фрагменты песен и исполняет отрывок из «Осенней песни» П. Чайковского).

Д е т и. Ближе песне Т. Попатенко: грустная, унылая, печальная, жалобная.

П е д а г о г. Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая. А в середине немного взволнованная, беспокойная (исполняет 5-й и 6-й такты пьесы). Но потом опять печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в мелодии. Какая картина осени изображена в музыке?

Д е т и. Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода.

П е д а г о г. Да, в музыке можно услышать и порывы ветра (исполняет повторно 5-й и 6-й такты), и как падают листья (исполняет 7 -й и 8-й такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло. Каждую пьесу П. Чайковский предваряет стихотворением. Перед «Осенней песней» отрывок из стихотворения русского поэта Алексея Константиновича Толстого:

Осень, обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят...

Как и музыка П. И. Чайковского, стихотворение печальное, грустное. Какое стихотворение об осени вы еще знаете?

Д е т и. «Осень наступила» А. Плещеева.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Зашумели воды быстрого ручья,
Птички улетели в теплые края.

П е д а г о г. Какое настроение в этом стихотворении?

Д е т и. Грустное, печальное, унылое.

П е д а г о г. О какой осени рассказывается в нем?

Д е т и. О поздней.

П е д а г о г. А какое музыкальное произведение из трех прослушанных ближе по настроению стихотворению А. Плещеева?

Д е т и. «Осенняя песнь» П. Чайковского, «Листопад» Т. Попатенко.

П е д а г о г. Правильно. Эти произведения, хотя и совсем разные, одно - инструментальное, другое - вокальное (песня), оба передают картину поздней, увядающей осени. Нарисуйте дома разные картины осени, а сейчас послушайте все три произведения еще раз (исполняет их).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 6 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
П. И. Чайковский. Времена года, Октябрь, mp3;
М. Красев. Падают листья (минус - 2 варианта), mp3;
Т. Попатенко. Листопад (минус), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

Практические задания №1.
1.1 Выбрав одну из концепций детства, самостоятельно сформулируйте задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………3
1.2. Критерии оценки и самооценки: непротиворечивость идей концепции и выдвинутых задач; обоснованность постановки задач; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом………………………………………………………………………………………………….4
Практические задания №2.
2.1 Раскройте проблему целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.) …………………………………………………5
Практические задания №3.
3.1 Назовите ведущий вид музыкальной деятельности детей и его характерные особенности, проявляющиеся в различные возрастные периоды жизни дошкольников……………………………………………………………………………….5
3.2 Раскройте специфику видов музыкальной деятельности детей по сравнению с деятельностью взрослых музыкантов………………………………...……8
Практические задания № 4.
4.1 Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной форме? …………………………………………………………………………………..….10
4.2 Приведите примеры тематических бесед – концертов……………….11
Практические задания № 5.
5.1 Перечислите функции заведующего ДОО, старшего воспитателя,музыкального руководителя и воспитателя по ФГОС. В чем отличие и сходство с требованием ФГТ ………………………………………......17
Список использованных источников……………………………………...31

Практические задания №1
1.1 Одна из концепций детства
Блестящее отражение взгляды Д.И. Фельдштейна на природу детства находят в концепции педагога Ш.А. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особуюмиссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться,вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им.
Я говорю о том, что рождение любогоребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией» .
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитиеэмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
- Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
- Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности,
- Развивать общую музыкальность детей (сенсорныеспособности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.
1.2. Критерии оценки и самооценки.
Компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Сам же профессионализм в решении проблеми задач педагогической деятельности определяется прежде всего субъектной позицией педагога и умением использовать свой образовательный, профессиональныи и жизненный опыт. Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:
- характеризует ценностное,...

Ирина Мандрик
Беседа-концерт «Сказка в музыке» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Актуальность

Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания дошкольников. Приобщая ребенка к музыкальному искусству , музыкальный руководитель решает важную педагогическую задачу, которую В. А.Сухомлинский определил так : «не кем вырастет, а каким вырастет ребенок» . Таким образом, музыка – своеобразный мостик в детскую душу, помогающий становлению личности ребенка-дошкольника.

Беседа-концерт «Сказка в музыке » направлена на поиск новых форм работы по слушанию музыки с дошкольниками , качественному подходу в реализации задачи по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Цель : развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста от 5-ти до 7-ми лет, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах музыкальной деятельности .

Образовательные задачи :

1) познакомить детей с классической музыкой русских и зарубежных композиторов : С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского,

Н. А. Римского - Корсакова, Э. Грига;

2) познакомить детей с жанрами музыки (сюита, симфоническая сказка , видами музыкального сценического искусства (балет) ;

музыкальными инструментами симфонического оркестра (скрипка, флейта, гобой, кларнет фагот, валторна) ;

3) формировать элементарные представления о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистры) .

Развивающие задачи :

4) развивать музыкально-эстетические потребности , вкус;

5) развивать музыкальное мышление , творческое воображение (образные высказывания о музыке , проявления творческой активности);

6) развивать у детей компоненты музыкального слуха – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления , ритмический, тембровый, динамический слух;

7) развивать умения выражать свои музыкальные впечатления в музыкально-исполнительской , творческой деятельности в выполнении музыкальных движений , игре на музыкальных инструментах ;

Воспитательные задачи :

8) воспитывать интерес и любовь к классической музыке , признание ценности классической музыки ;

9) воспитывать сопереживание музыке , проявление эмоциональной отзывчивости, эстетические чувства;

10) побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки , воспитывать проявления оценочного отношения к музыке .

Интеграция образовательных областей :

речевое развитие;

познавательное развитие;

социально-коммуникативное развитие;

Материальное обеспечение :

Мультимедийная система

Музыкальный центр

Детские музыкальные инструменты : бубны, молоточки, маракасы,

ложки, трещотка

Презентация беседы-концерта «Сказка в музыке »

Литература :

Н. А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка »

О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников»

Репертуар :

Видеозапись симфонической сказки «Петя и волк»

Видеозапись балета «Щелкунчик»

Видеозапись музыки П . И. Чайковского «Вальс цветов»

Музыкальная запись симфонической сказки «Петя и волк»

«Музыка не может мыслить ,

но она может воплощать мысль»

Р. Вагнер

Дорогие ребята! Тема нашей сегодняшней беседы : «Сказка в музыке » .

(Слайд 1)

Сказку любят все : и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке ? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой , идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить

эту силу на службу добру и справедливости.

Сказка развивает фантазию , помогает понять музыку . Но и музыка «наполняет» сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит нас в «мир добра» .

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением , эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое , эмоциональное изложение сказочных событий , имеющих духовно-нравственное содержание.

Итак, мы начинаем наше сказочное путешествие по

замечательным музыкальным страницам великих композиторов. (Слайд2)

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - замечательный русский композитор, который сочинил музыкальную сказку и называется она : «Петя и волк» . (Слайд3,4)

Сказка не очень волшебная , но все же необыкновенная, потому, что разыгрывают её не драматические артисты, а артисты оркестра. При этом, сами они не говорят ни слова, за них разговаривают музыкальные инструменты . У каждого героя сказки есть своя мелодия , которая звучит всегда, когда он появляется.

Главный герой-Петя, а какой он по характеру и какие инструменты его изображают - догадайтесь сами. (Ответы детей )

(Петя - весёлый, бодрый, беззаботный, смелый, добрый) . (Слайд 5,6,фрагмент записи скрипки) .

Следующий персонаж-птичка. Угадайте инструмент (Ответы детей ) (фрагмент записи флейты) . Мелодия птички - быстрая, легкая и отрывистая, потому, что голоса птички и флейты очень похожи.

Следующий персонаж-кошка. Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. (фрагмент записи кларнета) .

Ещё один персонаж-утка. Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый тембр. (Слайд7,звучит фрагмент) .

Старого дедушку изображает строгая, ворчливая мелодия. Эту мелодию играет фагот - самый низкий деревянный духовой инструмент. (фрагмент)

В каждой сказке есть свой отрицательный персонаж. В этой сказке это волк .

Волка изображают три валторны. Звучание валторн – резкое, хриплое, немного устрашающе грозное. (фрагмент)

Симфоническая сказка «Петя и волк» , помогает различать тембры духовых и струнных музыкальных инструментов .

Еще один русский композитор, с которым мы сегодня с вами познакомимся, это Николай Андреевич Римский-Корсаков. (Слайд 8)

Он говорил так : «Мой род - это сказка , былина. и непременно русские» . Римский-Корсаков - композитор-сказочник , так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин . Мы остановимся на опере «Сказка о царе Салтане » . (Слайд9)

В год создания оперы исполнилось 100 лет со дня рождения Пушкина, это вдохновляло композитора и возлагало на него большую ответственность. Музыка оперы получилась солнечной, яркой, необычной, а почему необычной - вы догадаетесь сами. Сказочное чудо стихов А . С. Пушкина композитор Н. А. Римский-Корсаков передал в музыке…

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.» (Слайд 10)

Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков, ведь он был морским офицером, и удивительные картины океана во время кругосветного плавания остались у него в памяти навсегда.

Назовите пожалуйста три чуда в этой сказке ? (Ответы детей )

(Слайд 11 : 33 богатыря, белка, царевна-лебедь) .

…Есть там белка, что при всех,

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладёт,

И с присвисточкой поёт.

При честном при всём народе :

«Во саду ли, в огороде!»

Я сегодня предлагаю вам, ребята, оркестровать фрагмент одного из трех чудес. (Слайд12,звучит на ДМИ оркестр на мел. рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде!» )

А сейчас мы с вами совершим путешествие в удивительную страну-Норвегию. (Слайд 13)

Полна величия северная природа. Прекрасен далёкий край скал, бездонных озёр, снежных вершин. В зимних метелях и вьюгах, в рокоте угрюмого моря, в мерцании белых ночей рождала свои песни Норвегия.

Эта суровая, непреступная, но полная сказочных красот страна взрастила и дала миру своё самобытное искусство и своего певца Э. Грига. (Слайд 14)

Место, где жил композитор называется Тролльхауген («Холм Троллей» ).(Слайд 15,16,17)

Э. Григ жил в стране, где очень любили сказки , поэтому, многие его произведения волшебные и сказочные . Большую известность получила музыкальная сюита (произведение, состоящее из нескольких частей, разных по характеру, но объединённых общим смыслом, написанная к драматической поэме «Пер Гюнт» Генрика Ибсена. Герой драмы, именем которой она названа - норвежский крестьянин. Фантазёр и искатель,

Пер Гюнт, много лет странствовал по дальним краям и встречал на своём пути сказочных персонажей - горного короля, кобольдов и троллей. И сейчас мы с вами, ребята, послушаем фрагмент сюиты, которая называется «В пещере горного короля» . (Слайд 18,19, звучит фрагмент сюиты «В пещере горного короля» ).

В 1888 году, когда была написана сюита «Пер Гюнт» , Э. Григ и П. И. Чайковский познакомились в Германии, г. Лейпциге. (Слайд 20)

С первой же встречи они подружились. П. И. Чайковский был покорён не только творчеством норвежского мастера, но и его личным обаянием, приветливостью, сердечностью, простотой.

Историческими стали слова П. И. Чайковского, сказанные им вскоре после встречи : «Э. Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца» . Музыка Э . Грига по - прежнему радует и волнует миллионы людей. Нет страны, где не знали бы имени Э. Грига, не любили и не ценили бы его музыку .

Ребята, назовите сказку , к которой П. И. Чайковский написал музыку (Ответы детей )

(Слайд 21, 22 «Щелкунчик» )

Сюжет балета «Щелкунчик» взят из сказки Гофмана . Как и в народных сказках , в Щелкунчике причудливо сплетаются фантастика, действительная жизнь, мир детских игр и впечатлений. (Слайд23)

Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрыть свои творческие способности в танцевальной импровизации под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» (Видеозапись «Вальс цветов» , игра «Собери букет» )

Наша беседа подошла к концу . Ребята, что вам особенно понравилось?

(Ответы детей ) .

Как называются люди, создающие музыкальные произведения ?

(Слайд 24,25,26)

(Ответы детей )

Творчество какого композитора больше всего произвело впечатление и чем?

(Ответы детей )

Назовите композитора, написавшего симфоническую сказку «Петя и волк»

(Ответы детей (Слайд 27,28)

Вам понравилась сказка ?

(Ответы детей ) .

Отгадайте загадку :

На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

(Ответы детей ) .(Слайд29,30,31)

Сказка – это мир фантазии , переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку , нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку , тоже нужна фантазия и воображение.

Таким образом, сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку .

Спасибо за внимание! (Слайд 32)

Заполнить заявку у нас на сайте

Для оформления заявки на изготовление документа Вам необходимо будет заполнить форму заказа у нас на сайте или скачать анкету (находится в шапке сайта), заполнить ее и заполненную отправить нам на электронную почту: [email protected] Просим очень внимательно отнестись к заполнению формы заказа. Если появляются какие-то вопросы при оформлении, просим эти строчки в форме не заполнять. Наши менеджеры Вам перезвонят и в телефонном режиме помогут это сделать.

Связь с менеджером для уточнения всех деталей

Получив от Вас заявку на изготовление документа, наш менеджер связывается С Вами, проверяет правильность заполнения всех указанных данных в анкете и уточняет все детали по Вашему заказу. Он так же даёт полную квалифицированную консультацию по всем возникшим вопросам при оформлении заказа.

Изготовление "макета" документа для утверждения

В течение нескольких дней (обычно около 1-2 дня, в зависимости от выбранного Вами качества бланка), нами изготавливается так называемый «макет» Вашего диплома, аттестата или любого другого документа. Это будет полностью заполненный документ в электронном виде, со всеми Вашими данными, оценками по предметам, темой дипломной или выпускной работы в тд. На этом этапе Вы должны проверить все заполненные данные и утвердить «макет» для изготовления оригинала документа. Если захотите внести какие-либо коррективы (улучшить или ухудшить оценки по предметам, изменить название дипломной или выпускной работы н т д.). Вы это проговариваете по телефону ведущему Вас менеджеру или в письменном виде пишите на электронную почту все свои пожелания или изменения.

Полная готовность документа

После утверждения «макета», полная готовность документа обычно занимает 2-4 дня для настоящих бланков фабрики Гознак и 1-2 дня для бланков на Типографской копии. Когда Ваш документ будет полностью готов, мы его снимем на фото, видео, можем под ультрафиолетовой лампой (актуально для настоящих бланков фабрики Гознак), чтобы Вы наглядно смогли увидеть полную готовность и подлинность Вашего документа дистанционно. Далее, начинаем договариваться о подходящем для Вас способе доставки.

Доставка документа

В ряде больших городов России, у нас есть представители нашей компании, которые сами подвезут готовый документ в удобное для Вас место и Вы в спокойной обстановке сможете его еще раз проверить и убедиться в его качестве. После этого сделать оплату. Этот вариант хорош ещё и тем, что курьер нашей компании, для встречи с клиентом, может взять с собой лампу с ультрафиолетовым излучением, чтобы Вы еще раз смогли полностью убедиться в оригинальности и качестве своего документа (при заказе настоящего бланка ГОЭНАК). Хорошую типографию за настоящий Гознак никогда не выдавали. В города и населенные пункты, в которых нет наших представительств, документ отправляем с помощью курьерских служб наложенным платежом (DHL, Пони Экспресс, EMS). Оплата происходит при получении документа на руки.

МБДОУ Д/С «Колокольчик»

« О ТРЕХ КИТАХ»

Тематическая беседа – концерт

Старший дошкольный возраст

Паплевина Валентина Васильевна,

Музыкальный руководитель МБДОУ

Тацинский д/с «Колокольчик»

Тема: Д.Б. Кабалевский

« Про трех китов»

Цель: Познакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского.

Учить различать жанры в музыке.

Развивать эмоциональное отношение к различному характеру музыки.

Оборудование:

1. Аудиозапись

«Вальс» П. Чайковский

« Полька» П. Чайковский

«Вальс» Г. Свиридов.

2. Иллюстрации:

Песня – танец- марш.

3. Музыкальные инструменты:

Дудочка, бубен, барабан.

4. Музыкально – дидактическая игра «Три кита»

Х О Д З А Н Я Т И Я

1 Организация детей.

2 О музыке можно говорить очень много. Можно рассказывать о великом русском композиторе Чайковском; а можно рассказать о том, как учатся и работают музыканты; о музыкальных инструментах и оркестрах, о певцах - солистах и хоровых коллективах, о песне, о симфонии, об опере и балете.

Но сегодня наш разговор будет «про трех китов»

В давние – давние времена люди долго не могли понять, как устроена земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто земля выглядит в виде тарелки окруженной со всех сторон океаном, и как будто держится земля на спинах трех могучих китов и люди верили в это.

В музыке существуют свои «три кита». На этих « трех китах» можно сказать держится вся музыка.

Что же это за «киты» и почему их три, а не два или пять?

«Три кита» - это три основных жанра в музыке.

Знакомство с ними не отнимет у нас много времени, так как все вы с ними знакомы. Вот послушайте маленький отрывок музыки, а вы скажете мне – что это за музыка.

(звучит отрывок «Военного марша» Г. Свиридова)

Теперь ответьте, какая это музыка? (ответ детей)

Верно, это марш, первый наш « кит»

Давайте так же послушаем еще два отрывка.

(звучит «Вальс» и «Полька» П. Чайковского)

Спросить у детей как называется эта музыка? (Ответ детей)

Правильно, первым прозвучал вальс, а второе произведение – полька.

И вы верно ответили – это танцы. Дети, а танец – это есть второй «кит»

Послушайте еще один музыкальный отрывок и определите, к какому жанру музыки он относится?

(звучит «Колыбельная песня» А. Гречанинова)

Теперь назовите третьего «кита» в музыке - это (ответ детей)

Правильно – песня! Вот видите, как хорошо вы знакомы с тремя «китами» музыки. Давайте еще раз вспомним и назовем их вместе (ответ детей)

Но почему все – таки мы можем назвать песню танец и марш «китами» и сказать, что на них держится вся музыка? А вот почему?

Вы, дети, согласитесь со мной, что не было, нет и никогда не будет на земле человека, не спевшего за свою жизнь хотя бы одну песню, не станцевавшего хотя бы один танец, не участвовавшего хотя бы однажды в каком -нибудь шествии, марше.

И вы, дети, поете, танцуете и ходите маршем.

Вот видите – выходит что без «трех китов» не могут обойтись ни взрослые, ни дети, ведь музыка идет с нами по жизни.

(Предложить детям исполнить знакомый танец, спеть любимую песню, пройтись маршем)

Вы сейчас убедились в том, что хорошо знакомы с «тремя китами» то есть основными жанрами музыки.

Чтобы помочь вам понять жанры музыки Д.Б. Кабалевский написал книгу « про трех китов» и очень много интересного о музыке. Мы с вами на следующих занятиях обязательно познакомимся.

А сейчас я расскажу о композиторе Д.Б. Кабалевском. Это один из самых любимых детьми композиторов. С детворой его соединяют узы давней дружбы. Кабалевский знакомил ребят со своими новыми сочинениями, рассказывал о музыке, учил понимать ее. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Он сочинил для детей очень много песен, маршей, музыкальных картинок, пьес. Послушайте его произведение и определите, что это.

(исполняется «Походный марш» Д.Б. Кабалевский) Ответ детей.

Послушайте «Вальс» Д.Б. Кабалевского.

(исполнение произведения «Вальс»). Дети, расскажите о характере этого произведения и каким должен быть танец? (Ответ детей)

Д.Б.Кабалевский передает в своих произведениях самые различные чувства, настроения, образы, знакомые и близкие детям. Сейчас вы услышите рассказ о цирковых артистах.

(Исполняется произведение Д.Б.Кабалевского «Клоуны»)

Проводится игра «Три кита» (узнавание произведений)

3. Итог занятия:

Музыка сопровождает нас повсюду. Она так прочно вошла в нашу жизнь, что мы принимаем ее как должное, как воздух, которым мы дышим, не замечая. Если вы хотите полюбить и понять музыку, слушайте ее внимательно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С «Колокольчик»

« О ТРЕХ КИТАХ»

Тематическая беседа – концерт

Старший дошкольный возраст

Паплевина Валентина Васильевна,

Музыкальный руководитель МБДОУ

Тацинский д/с «Колокольчик»

2016 год

Тема: Д.Б. Кабалевский

« Про трех китов»

Цель: Познакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского.

Учить различать жанры в музыке.

Развивать эмоциональное отношение к различному характеру музыки.

Оборудование:

  1. Аудиозапись

«Вальс» П. Чайковский

« Полька» П. Чайковский

«Вальс» Г. Свиридов.

  1. Иллюстрации:

Песня – танец- марш.

  1. Музыкальные инструменты:

Дудочка, бубен, барабан.

  1. Музыкально – дидактическая игра «Три кита»

Х О Д З А Н Я Т И Я

  1. Организация детей.
  2. О музыке можно говорить очень много. Можно рассказывать о великом русском композиторе Чайковском; а можно рассказать о том, как учатся и работают музыканты; о музыкальных инструментах и оркестрах, о певцах - солистах и хоровых коллективах, о песне, о симфонии, об опере и балете.

Но сегодня наш разговор будет «про трех китов»

В давние – давние времена люди долго не могли понять, как устроена земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто земля выглядит в виде тарелки окруженной со всех сторон океаном, и как будто держится земля на спинах трех могучих китов и люди верили в это.

В музыке существуют свои «три кита». На этих « трех китах» можно сказать держится вся музыка.

Что же это за «киты» и почему их три, а не два или пять?

«Три кита» - это три основных жанра в музыке.

Знакомство с ними не отнимет у нас много времени, так как все вы с ними знакомы. Вот послушайте маленький отрывок музыки, а вы скажете мне – что это за музыка.

(звучит отрывок «Военного марша» Г. Свиридова)

Теперь ответьте, какая это музыка? (ответ детей)

Верно, это марш, первый наш « кит»

Давайте так же послушаем еще два отрывка.

(звучит «Вальс» и «Полька» П. Чайковского)

Спросить у детей как называется эта музыка? (Ответ детей)

Правильно, первым прозвучал вальс, а второе произведение – полька.

И вы верно ответили – это танцы. Дети, а танец – это есть второй «кит»

Послушайте еще один музыкальный отрывок и определите, к какому жанру музыки он относится?

(звучит «Колыбельная песня» А. Гречанинова)

Теперь назовите третьего «кита» в музыке - это (ответ детей)

Правильно – песня! Вот видите, как хорошо вы знакомы с тремя «китами» музыки. Давайте еще раз вспомним и назовем их вместе (ответ детей)

Но почему все – таки мы можем назвать песню танец и марш «китами» и сказать, что на них держится вся музыка? А вот почему?

Вы, дети, согласитесь со мной, что не было, нет и никогда не будет на земле человека, не спевшего за свою жизнь хотя бы одну песню, не станцевавшего хотя бы один танец, не участвовавшего хотя бы однажды в каком -нибудь шествии, марше.

И вы, дети, поете, танцуете и ходите маршем.

Вот видите – выходит что без «трех китов» не могут обойтись ни взрослые, ни дети, ведь музыка идет с нами по жизни.

(Предложить детям исполнить знакомый танец, спеть любимую песню, пройтись маршем)

Вы сейчас убедились в том, что хорошо знакомы с «тремя китами» то есть основными жанрами музыки.

Чтобы помочь вам понять жанры музыки Д.Б. Кабалевский написал книгу « про трех китов» и очень много интересного о музыке. Мы с вами на следующих занятиях обязательно познакомимся.

А сейчас я расскажу о композиторе Д.Б. Кабалевском. Это один из самых любимых детьми композиторов. С детворой его соединяют узы давней дружбы. Кабалевский знакомил ребят со своими новыми сочинениями, рассказывал о музыке, учил понимать ее. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Он сочинил для детей очень много песен, маршей, музыкальных картинок, пьес. Послушайте его произведение и определите, что это.

(исполняется «Походный марш» Д.Б. Кабалевский) Ответ детей.

Послушайте «Вальс» Д.Б. Кабалевского.

(исполнение произведения «Вальс»). Дети, расскажите о характере этого произведения и каким должен быть танец? (Ответ детей)

Д.Б.Кабалевский передает в своих произведениях самые различные чувства, настроения, образы, знакомые и близкие детям. Сейчас вы услышите рассказ о цирковых артистах.

(Исполняется произведение Д.Б.Кабалевского «Клоуны»)

Проводится игра «Три кита» (узнавание произведений)

3. Итог занятия:

Музыка сопровождает нас повсюду. Она так прочно вошла в нашу жизнь, что мы принимаем ее как должное, как воздух, которым мы дышим, не замечая. Если вы хотите полюбить и понять музыку, слушайте ее внимательно.