Тематика романтизма в литературе. Лекция: Романтизм как литературное направление. Основные течения и своеобразие русского романтизма

Общая характеристика европейского литературного процесса конца XVIII-начала XIX века

Раздел зарубежной литературы, XIX в. охватывает исторический период с 90-х гг. XVIII в. до начала 70-х гг. XIX в. Он определяется событиями, которые оказали решающее влияние на социально-историческое развитие и художественный процесс в европейских странах, а также в США. Это - Великая французская буржуазно-демократическая революция 1789-1794 гг., явившаяся начальной точкой отсчета нового литературно-художественного этапа, и заключающая его Парижская коммуна 1871 г.

Бурная динамика общественно-политической жизни наполеоновские войны, национально-освободительные движения, революции 1830 и 1848 гг.- стимулировала литературные процессы. В этот период происходило дальнейшее развитие, а в некоторых странах становление национальных литератур. Широко распространилось новое художественное направление - романтизм, а в 20-30-е гг. в качественно новый этап своего развития вступил реализм. Романтический и реалистический творческие методы оказались самыми жизнеспособными и до сих пор продолжают влиять на процессы развития литературы и искусства.

Век глубоких общественных преобразований явился веком выдающихся художественных свершений. Непреходящи нравственные и художественные ценности романтических произведении Дж. Г. Байрона, В. Скотта, Э. Т. А. Гофмана, Г. Гейне, В. Гюго. А. Мицкевича, Дж. Ф.Купера. Пафосом борьбы, изображением мощного человеческого духа, высоких чувств и страстей привлекают полотна живописцев Т. Жерико и Э. Делакруа. Освободительных и патриотических идей исполнено музыкальное искусство Г. Л. Берлиоза и Фр. Шопена.

В золотой фонд мировой литературы вошли произведения писателей-реалистов, осуществивших в своем творчестве синтез высокой художественности и социальности. Принципиальная позиция Стендаля, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, У. М. Теккерея, Г. Флобера следовать жизненной правде, всесторонне отображать действительность и бескомпромиссно обличать социальное зло современного им общества делает книги этих писателей непревзойденными по своему значению. Они интересны также постановкой общечеловеческих проблем, исследованием типичных и в то же время глубоко индивидуальных характеров. Высокий гуманизм, демократизм, мастерство психологического анализа присущи творчеству выдающихся художников-реалистов О. Домье, Ж. Ф. Милле, Г. Курбе, А. Менцеля.

В XIX в. появляется понятие "всемирная литература", которое отражает существующую потребность культур во взаимном познании, обмене, духовном обогащении. Первыми, кто осознал необходимость взаимосвязей и взаимодействия национальных культур, были Гёте и теоретики немецкого романтизма (прежде всего А. В. Шлегель).

В процессе сближения литератур важное значение имеет зональный историко-культурный фактор. Типологические особенности литератур западноевропейских стран (Германии, Франции, Англии) объясняются определенным сходством их социально-политического и идеологического развития после Французской революции.

Происхождение и основные значения термина «романтизм».

Романтизм – направление в искусстве Европы 1790-е в 1830-е годы. Проявил себя во всех областях, кроме архитектуры.

Этимология: Romance (итал.) изначально термин относился к литературному жанру – роман.

· с 16.в термин применялся в значении «необычный», «мистический»

· затем стало синонимом к понятию «готический»

· Название культурной эпохи «романтизм» получил уже в 3м значении: российский журнал нач.19 века употребил слово «романтичный» в значении «прогрессивный», «новый», «актуальный», «иной» по отношению к наряду.

· Исторически: время кризиса

· Мироощущение романтиков «мировая скорбь», отчаяние, невозможность противостоять тоске повседневности- все это гипертрафировалось и приувеличивалось

Из словаря иностранных слов:

РОМАНТИЗМ

направление в европейской литературе, возникшее в начале XIX века; явилось на смену искусству, заимствовавшему свои образцы из античного мира и подражавшему классическим писателям; романтизм характеризуется свободой формы, фантазией, мечтательностью, вообще избытком чувств (в противовес рассудочности XVIII стол.); в разных странах направление это приняло неодинаковый характер; в частности так назыв. слегка мечтательнее меланхолическое настроение с неопределенными порывами куда-то, к чему-то неизвестному, рисующемуся вдали в неясных, но красивых образах.

(Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1907)

Романтизм

Фр. - 1) направление в европейской литературе, возникшее в начале 19 в. как одна из форм протеста против классицизма; р. как литературная школа выдвигал примат воображения и чувства в противовес рассудочности 18 в. и отличался культом исключительной личности, неудовлетворенностью всем земным, тяготением ко всему сверхъестественному, таинственному, наклонностью к мечтательной созерцательности, вообще избытком чувства, любовью к старине, к народной поэзии, к экзотическим темам; 2) в обыденном смысле слова - стремление в высь, в неведомую даль; слегка мечтательное меланхолическое настроение с неопределенными порывами к чему-то неизвестному, рисующемуся где-то далеко в туманных, но прекрасных образах.

(Словарь иностранных слов, 1933)

3)Основные черты и особенности романтизма как ведущего направления в искусстве конца XVIII-начала XIX века: литература, живопись, музыка.

Романтизм – направление в искусстве Европы 1790-е в 1830-е годы. Проявил себя во всех областях, кроме архитектуры.

Основными чертами романтизма считались:

· Мироощущение – «мировая скорбь», отчаяние, утрата веры в общество и прогресс, невозможность противостоять тоске повседневности, все это гипертрофировалось

· Основополагающий принцип – «романтическое двоемирие», «романтическая антитеза». Это резкое противопоставление героя с окружающей действительностью. Есть идеальный сценарий, а есть реальный.

· Реальность всегда воспринималась романтиками негативно. Она становилась все более серой и пошлой, чем идеальнее становился герой.

· Помимо идеализма, герой-романтик склонен еще к инфантилизму →этот «коктейль» ведет к страданиям и трагедии

· Большое значение предается Року, Судьбе

· Эскейпизм – уход от реальности (Привет из барочной эстетики)

· Фатализм

· Богоборческие настроения

· Трагическое мироощущение

· Большой интерес ко всему новому и иррациональному, потустороннему

В сентиментализме чувства разумны и рациональны. У романтиков чувства – это страсть.

В литературе:

· Культ индивидуальности выразится в творчестве Байрона. «Байронический герой»

· Гордое одиночество. Герои одиноки и гордятся своим одиночеством

· Разочарование. Все герои бесконечно разочарованы

· Бунтарство

· Мятежность духа

· Идеал – абсолютно размытая, недостижимая категория.

· Ирония – насмешка над реальностью (Гофман, Тик)

· Хорошее чувство юмора бывает у тех, кто много пережил

В живописи: Каспар Фридрих (Германия) «Мужчина и женщина созерцают луну» (прекрасная даль, искусство приближает человека к идеалу), «Четыре возраста», «Северный ледовитый океан». Эдвард Коли Бёрн-Джонс (1833-1898) Бирмингем, Великобритания. («Любовь среди руин», «Зачарованный Мерлин»). Франсиско Гойя 1746-1828) вообще один из первых художников-романтиков. Италия. Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков - резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо - освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта.

В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени - Сон разума рождает чудовищ.

В музыке:

Ференц Лист. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.

Бетховен - ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX века.

В литературе романтиков фантазия и реальность тесным образом переплетались, причем фантазия преобладала. Это приводило к тому, что повседневность могла приобретать опасные и фантастические черты. Именно такой она предстает в сказках и новеллах Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822): «Золотой горшок. Сказка из новых времен», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Повелитель блох».

В музыкальном искусстве наиболее ярким представителем позднего романтического направления был Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883). Его творчество в основном было посвящено оперному искусству. Вагнер часто использовал эпические сюжеты (например, оперы «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо Нибелунга»).

Творчество Феликса Мендельсона-Бартольди (1809-1847) отличало введение новых музыкальных форм, с применением которых были написаны его лучшие произведения «Сон в летнюю ночь» и «Вальпургиева ночь». Ф. Мендельсон-Бартольди был одним из ведущих дирижеров, основателем первой в Германии консерватории в Лейпциге (1843).


Похожая информация.


Являясь самым доступным и распространенным видом творчества, письменная литература всегда была чудеснейшей формой проявления человеческой души. Былая популярность прозы и стихотворений была связана с тем, что власти в прошлом сдерживали свободу слова. В результате накопленное недовольство требовало своего проявления, потому и проливалось на пустые листы бумаги. Появились различные стили и формы литературы. Такие приемы, как эпитеты и метафоры, скрывали основной смысл произведений под своим покрывалом. Растерзанные от недовольства души художников объединялись в целые и новые стили. Сейчас, возможно, не каждый вспомнит, что такое Определение кратко обосновывается в названии этого движения.

Истоки романической мысли

Главным в произведении писателя является смысл и актуальность. Это подтверждает предположение того, что возникновение новых стилей напрямую связано с политическими и географическими изменениями в странах мира. Один из самых красочных следов оставил романтизм 19 века в литературе. Это движение подтвердило то, что каждый новый политический строй, каждое важное для народа событие всегда оставляет в истории свой специфический след в виде современных авторов.

Пытаясь абстрагироваться от развенчанных надежд, которые население возлагало на французскую революцию, представители романтизма в литературе одновременно пытались осмыслить её последствия на более высоком уровне. Почувствовав несоответствие между обещанными изменениями и реальным положением дел, авторы нового литературного течения объявили духовный «протест» сложившемуся буржуазному строю “обманщиков”. В литературе определение этого течения не имеет четко выраженной формулировки.

Особенности нового литературного движения

Хотя каждая культура имела свою визитную карточку и отличительные черты романтизма в литературе, его обособление в отдельное течение стало реальным благодаря концентрации авторов на отражении внутреннего мира человека. Так у немцев романтизм выражался в мистической литературной форме, английская литература использовала личностные качества героев произведений, а французы использовали разные незаурядные истории. Как бы то ни было, «романтики» пытались преобразовать окружающую действительность, приводя её в соответствие со своими эталонами, либо замыкались в своих фантазиях, обращая внимание читателей на переживание и борьбу желаемого с действительным. Романтизм 19 века в литературе примечателен тем, что в нем больше внимания уделялось отображению внутреннего мира человека и его переживаниям.

Внепартийность

Несмотря на политические истоки романтизма, данное течение не имеет отношения к какому-либо политическому строю. Этот стиль использовался как сторонниками монархии и диктатуры, феодализма и капитализма, так и противниками всех существующих форм правления и власти. Романтизм 19 века в литературе стал инструментом выражения мыслей и чувств, а не инструментом управления и агитации. Так, наряду с приверженцами старых устоев и режима монархии были и сторонники демократической мысли, которые протестовали в своих произведениях против феодального гнета.

Представители романтизма

Французские писатели - самые ярые представители романтизма в литературе. Использование этого наиболее плотно связано с идеологической борьбой, которая велась в Франции после буржуазной революции. Особый след в литературе этого направления оставили такие как Шотабриан и Жермена де Сталь, Ламартин и Виньи, Гюго и Первый дуэт отличался ярой ненавистью к революции, воспевая в своих произведениях былое величие французской нации. Виктор Гюго, окрыленный идеями и духом французской демократии, напротив, выступал в поддержку наступивших изменений. Такой контраст затрудняет понимание того, что такое романтизм в литературе. Определение четких рамок стиля заведет в тупик любого дилетанта.

Пик романтического движения

Наивысшего пика развития романтическое движение достигло с появлением нового жанра - исторический роман, что произошло ближе к третьему десятилетию 19 века. Образцом подражания для французских авторов того времени был Вальтер Скотт, величие которого так и осталось для них недосягаемым.

Что касается образа идеального героя - романтика, то его обычно предоставляют в виде одиночки, который своими силами пробивается сквозь все преграды на жизненном пути. Обычно герои переживают два жизненных отрезка, которые разделяет встреча с отрезвляющей реальностью. Подобным образом авторы демонстрируют период морального «старения» своего героя - переход от наивной переоценки своих возможностей к реальному осознанию непреодалимости препятствий. Первичные порывы к подвигам и изменению мира переходят в пессимистические взгляды на внешнюю реальность, сопровождающиеся новым стремлением к опасности. Своеобразным эталоном классического героя стал главный литературный персонаж Байрона из произведения «Чайльд-Гарольд».

Чувственные и эксцентричные герои воплотили в себе неугасаемое желание сопротивления.

Романтизм в литературе. Определение особенностей и черт

Эксперты отмечают некоторые в литературе, которые в обязательном порядке должны присутствовать в каждом их произведении. В первую очередь автор произведения должен стереть все границы между собой и своим героем и максимально сузить дистанцию. Писатель должен «надеть на себя маску» героя, прочувствовать каждую его эмоцию, ощутить влияние каждого внешнего фактора, который «раздражает» его создание. Следующая отличительная черта заключается в том, что автор никогда не должен осуждать своего героя и его поступки. Все плохое, что связано с героем в конечном счёте, становится результатом вины сторонних факторов.

Последней, но не менее важной чертой является то, что сюжетная линия произведения должна быть связана с романтикой. Также романтизм 19 века в литературе примечателен обильным использованием метафор и воодушевлением неодушевленного. Для более четкого описания душевного состояния персонажа зачастую используются аналогии с природными явлениями и катаклизмами.

Неограниченные возможности

Большую популярность новое течение приобрело ещё и из-за того, что своим появлением оно смело все имеющиеся при классицизме рамки и творческие устои, которые сковывали авторов. Практикуя неограниченное выплескивание эмоций на бумагу, романисты смешивали разные стили. Романтизм индивидуализировал литературу, упростил её и предоставил к нему доступ большему кругу авторов. Также в результате появления нового стиля стёрлись границы между высоким творчеством и простым народом. Поэтому актуальным является понимание того, что такое романтизм в литературе. Это определение внутренней неопределенности в душе писателя, олицетворение его волнений и тревог посредством внутреннего мира своего героя.

Влияние романтизма на творчество

Понимание того, что такое романтизм в литературе, определение высоких ценностей, которые внедрялись его последователями, даёт современникам возможность проследить влияние этого движения на последующие поколения. Получив начало в качестве нового литературного жанра, романтизм впоследствии оказал огромное влияние на музыку и живопись. Воодушевленные новизной и протестом, который предлагали писатели этого жанра, музыканты и художники принялись за внедрение революционной мысли в своём творчестве. В итоге, как показывает история, в выигрыше остались не только авторы, но и представители просто люда, получившие возможность наслаждаться их произведениями, погружаюсь в иную реальность.

Сама этимология понятия «романтизм» отсылает к области художественной литературы. Первоначально слово romance в Испании означало лирическую и героическую песню - романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях; впоследствии оно было перенесено на прозаические рыцарские романы. В 17 в. эпитет «романтический» (фр. romantique) служит для характеристики авантюрных и героических произведений, написанных на романских языках, в противоположность тем, которые написаны на языках классических. В Европе романтизм начал свое распространение с двух стран. Двумя «родинами» романтизма стали Англия и Германия.

В 18 в. это слово начинает употребляться в Англии применительно к литературе Средневековья и Возрождения. Одновременно понятие «romance» стали использовать для обозначения литературного жанра, подразумевающего повествование в духе рыцарских романов. Да и в целом во второй половине этого же столетия в Англии прилагательное «romantic» описывает все необычное, фантастическое, таинственное (приключения, чувства, обстановку). Наряду с понятиями «живописное» (picturesque) и «готическое» (gothic) оно обозначает новые эстетические ценности, отличные от «универсального» и «разумного» идеала прекрасного в классицизме.

Хотя прилагательное «романтический» начинает использоваться в европейских языках, по меньшей мере, с 17 в., существительное «романтизм» первым ввел в обиход Новалис в конце 18 в. В конце 18 в. в Германии и в начале 19 в. во Франции и ряде других стран романтизм становится названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму. Как обозначение определенного литературного стиля в целом его концептуализировал и популяризовал А. Шлегель в лекциях, которые он читал в конце 18 - начале 19 в. в Йене , Берлине и Вене («Лекции об изящной литературе и искусстве», 1801-1804). В течение двух первых десятилетий 19 в. идеи Шлегеля распространяются во Франции, Италии и Англии, в частности, благодаря популяризаторской деятельности Ж. де Сталь. Закреплению этого понятия способствовала работа И. Гёте «Романтическая школа» (1836). Возник романтизм вГермании , в литературно-философских кругах«йенской школы» (братья Шлегель и др.). Яркие представители направления –Ф. Шеллинг, братья Гримм, Гофман, Г. Гейне.

В Англии новые идеи воспринялиВ. Скотт, Дж. Китс, Шелли, У. Блейк . Самым ярким представителем романтизма сталДж. Байрон . Его творчество оказало большое влияние на распространение направления, в том числе в России. Популярность его «Путешествия Чайльд-Гарольда» привела к возникновению явления«байронизм » (Печорин в «Герое нашего времени» М. Лермонтова).

Французские романтики – Шатобриан,В. Гюго, П. Мериме ,Жорж Санд , польские – А. Мицкевич,американские – Ф. Купер, Г. Лонгфелло и др.

Термин «романтизм» обрел в это время и более широкое философское истолкование и познавательное значение. Романтизм в период своего расцвета создал собственное направление в философии, теологии, искусстве и эстетике. Особенно ярко проявившись в этих областях, романтизм не миновал также историю, право и даже политэкономию.

Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА. Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно? До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому- то повезет, а кому- то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярность азартные игры, в всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты. В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова. РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой, ведь только в игре человек может почувствовать силу рока. Основные черты романтизма: Необычность в изображении событий, людей, природы. Стремление к идеалу, совершенству. Близость к устному народному творчеству по сюжету, сказочным образам. Изображение главного героя в исключительных обстоятельствах. Очень яркий, красочный язык, использование разнообразных выразительных и изобразительных средств языка.

Главные идеи романизма: Одной из основных идей является идея движения. Герои произведений приезжают и снова уезжают. В литературе возникают образы почтовой кареты, путешествий, странствий. Достаточно вспомнить, например, путешествие Чичикова в дилижансе или Чацкого, который в начале откуда-то приезжает “Лечился, говорят, на кислых он водах.”) , а потом вновь куда-то уезжает (“Карету мне, карету!”). Эта идея отражает существование человека в постоянно меняющемся мире.ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА. Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - “байронизм”, и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова). Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” - это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - это мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.ОТЛИЧИЕ РУССКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА. Основной литературной формой европейского романтизма стали сказки, легенды, фантастические повести. В романтических произведениях русских писателей сказочный мир возникает из описания повседневности, бытовой ситуации. Эта бытовая ситуация преломляется и переосмысливается как фантастическая. Наиболее ярко эту особенность произведений русских писателей-романтиков можно проследить на примере “Ночи перед Рождеством” Николая Васильевича Гоголя. Но главным приизведением русского романтизма по праву считается “Пиковая дама” А.С.Пушкина. Сюжет этого произведения значительно отличается от сюжета знаменитой оперы Чайковского с тем же названием. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ: Гусарская пирушка-расказ о тайне трех карт, открытой г-ном Сен-Жерменом русской графине в Париже-обрусевший немец Германн-инженер - мечтает узнать тайну - находит старую графиню-у нее воспитанница Лиза - пишет ей письма, которые списывает из любовных романов - проникает в дом, когда графиня на балу - прячется за портьерой - графиня возвращается - поджидает момента, когда она останется в комнате одна - пытается заполучить тайну трех карт - графиня умирает - Генманн в ужасе от случившегося - Лиза выводит его через черный ход - графиня является Германну во сне и открыват тайну трех карт “тройка, семерка, туз” - Германн собирает все свои накопления и идет в игорный дом, где с ним садится играть владелец игорного дома г-н Чекалинский - Германн ставит на тройку и выигрывает, на семерку и выигрывает, на туза и в этот момент достает из колоды пиковую даму - сходит с ума и оказывается в Обуховской больнице, а Лиза получает наследство, выходит замуж и берет себе воспитанницу. “Пиковая дама” - глубоко романтическое и даже мистическое произведение, воплотившее в себе лучшие черты русского романтизма. До наших дней это произведение пользуется недоброй славой среди театральных артистов и режиссеров и окружено многими мистическими историями, происходящими с теми, кто ставит на сцене или играет в этом произведении. Черты романтизма проявляются в творчествеВ. Жуковского и получают развитие у Баратынского, Рылеева, Кюхельбекера, Пушкина («Евгений Онегин»), Тютчева. А произведенияЛермонтова, «русского Байрона», считают вершиной русского романтизма.

Особенности русского романтизма . Субъективный романтический образ заключал в себе объективное содержание, выражавшееся в отражении общественных настроений русских людей первой трети XIX века - разочарования, предчувствия перемен, неприятия как западноевропейской буржуазности, так и русских деспотически самодержавных, крепостнических устоев.

Стремление к народности. Русским романтикам казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. При этом понимание «народной души» и содержание самого принципа народности у представителей различных течений в русском романтизме было различным. Так, у Жуковского народность означала гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям; он находил ее в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет, суеверий, преданий. В творчестве романтиков-декабристов народный характер не просто положительный, но героический, национально-само- бытный, который коренится в исторических традициях народа. Такой характер они обнаруживали в исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

Была выдвинута идея национальных типов романтизма . К «классическому» типу отнесено романтическое искусство Англии, Германии, Франции. Романтизм Италии и Испании выделен в особый тип: здесь замедленное буржуазное развитие стран сочетается с богатейшей литературной традицией. Особый тип представляет романтизм стран, ведущих национально-освободительную борьбу, где романтизм приобретает революционно-демократическое звучание (Польша, Венгрия). В ряде стран с замедленным буржуазным развитием романтизм решал просветительские задачи (например, в Финляндии, где появилась эпическая поэма Ленрота «Калевала»). Вопрос о типах романтизма остается недоста­точно изученным.

Романтизм в европейской литературе Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести. Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия. Данное художественное явление имеет несколько этапов: 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы. примеры романтизмаКаждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические литературные произведения имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа. В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель. В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и свобода человека, угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа. Развитие романтизма в разных национальных литературах шло разными путями. Оно зависело от культурной ситуации в конкретных странах, и не всегда те писатели, которым отдавали предпочтение читатели на родине, оказывались значимыми в общеевропейском масштабе. Так, в истории английской литературы романтизм воплощают прежде всего поэты "Озерной школы" Вильям Вордсворт и Сэмюэль Тейлор Кольридж, однако для европейского романтизма самой важной фигурой среди английских романтиков был Байрон.

Английский романтизм

Первый этап английского романтизма (90-е годы XVIII в.) наиболее полно представлен так называемой Озерной школой. Сам термин возник в 1800 г., когда в одном из английских литературных журналов Вордсворт был объявлен главой Озерной школы, а в 1802 г. Колридж и Саути были названы ее членами. Жизнь и творчество этих трех поэтов связаны с Озерным краем, северными графствами Англии, где много озер. Поэты-лейкисты великолепно воспели этот край в своих стихах. В произведениях Вордсворта, родившегося в Озерном крае, навсегда запечатлены некоторые живописные виды Кэмберленда – река Деруэнт, Красное озеро на Хелвелине, желтые нарциссы на берегу озера Алсуотер, зимний вечер на озере Эстуэйт. Основоположником английского романтизма стал Дж.Г.Байрон с его поэмами о Чайлд-Гарольде. Такой романтизм впоследствии стали называть свободолюбивым, поскольку главная его тема это жизнь нестандартной талантливой личности в трудных условиях, в обществе, которое не желает понимать и принимать такого человека.

Герой стремится к свободе не столько фактической, сколько духовной однако далеко не всегда может ее достичь. Как правило, такой герой становится «лишним человеком», поскольку у него нет ни единого выхода и возможности для самореализации.

Последователями байронической традиции в России были Пушкин и Лермонтов, чьи главные герои являются типичными «лишними людьми». Поэмы Байрона сочетает в себе и скорбь, и тоску, и скепсис, и лирику таким образом, его творчество стало образцом для подражания для многих поэтов-романтиков в будущем. В России его идеи продолжали Пушкин и особенно Лермонтов.

Немецкий (германский) романтизм

В Германии же первым признанным произведением романтизма стала драма Клингера «Буря и натиск», опубликованная в конце восемнадцатого века. Это творчество воспевало свободу, ненависть к тиранам, культивировало независимую личность.

Однако настоящим символом немецкого романтизма стало имя Шиллера, с его романтическими поэмами и балладами. Немецкий романтизм называют мистическим, т.к. главные его темы это борьба духа и материи, эмпирического и осязаемого.

Согласно принципам романтизма, дух априори выше материи: в поэмах Шиллера зачастую сталкиваются жизнь и смерть, явь и сон. Многое в романтизме это грань между потусторонним и реальным; в поэмах Шиллера появляются элементы вроде оживших мертвецов и вещих снов.

Его идеи в России продолжил Жуковский в своих балладах «Светлана» и «Людмила», которые наполнены фольклорными элементами «потустороннего» мира. Шиллер тоже стремится к свободе, однако, по его мнению, для незрелого человека может быть только злом.

Поэтому его романтическое творчество, в отличие от Байрона, делает акцент на том, что идеальный мир это не свобода от общества, а мир на грани сна и яви. В отличие от Байрона, Шиллер верил, что человек может существовать в гармонии с окружающим миром не в ущерб своей личной свободе, поскольку главное для него это свобода духа и помыслов.

Вывод: Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись - достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен. Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм. Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия – произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.

Сообщение о романтизме расскажет Вам об идейном и художественном направлении конца XVIII – начала XIX века.

«Романтизм» сообщение кратко

Что такое романтизм?

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790 –тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Особенности романтизма

В искусстве романтизма новыми критериями стали повышенное внимание к неповторимым, индивидуальным чертам человека, свобода самовыражения, искренность, раскованность и естественность. Представители нового течения отвергали практицизм и рационализм, прославляя вдохновение и эмоциональность выражения.

Молодежь особенно поддалась влиянию романтизма, ведь она получила возможность много читать и учиться. Молодые люди вдохновились идеями самосовершенствования и индивидуального развития, идеализации личной свободы, которые сочетались с отвержением рационализма. Символом воплощения новых романтических идей в Европе стала картина «Странник над морем тумана».

В живописи романтизма преобладали объемная пространственность, динамичность композиции, светотень и насыщенный колорит. Среди художников-романтиков выделяют Жерико, Тернера, Делакруа, Мартина и Фузели. Излюбленные мотивы – старинные руины и пейзажи.

В литературе романтики обратились к загадочному, таинственному, ужасному: сказкам и народным поверьям. Среди новых возникших литературных движений были «Буря и натиск» (Германия), примитивизм (Франция). Особенной популярностью пользовался готический роман, баллады и старые романсы.

Главные черты романтизма в литературе:

  • Полная свобода творчества
  • Разнообразие жанров
  • Личное, лирическое начало произведений
  • Необыкновенные и фантастические события
  • Перемещение героев в острые ситуации
  • Характер главных героев был ярким
  • Очень часто действия книги происходили в далеких странах с диковинными условиями

В философии же романтиками себя объявили братья Новалис и Шлегель, Колридж. Они «проповедовали» трансцендентальную философию Фихте и Канта, основанную на творческих возможностях разума. Философские новые идеи широко распространились во Францию и Англию и оказали влияние на дальнейшее развитие американского трансцендентализма.

Романтизм (Romanticism) – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма . Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию класическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение.

Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Её вдохновляют идеи индивидуального развития и самосовершенствования, идеализация личной свободы в мировоззрении, сочетаются с отвержением рационализма. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества. Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе. А картину "Странник над морем тумана " с полным основанием можно назвать символом периода романтизма в Европе.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись . В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера , Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина . Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.