Территориально-государственное устройство. Форма территориального устройства Бразилии. Административно территориальное устройство Государственный строй бразилии

Гл. 1 разд. 3 конституции посвящена политико-административному устройству государства. Политико-административная организация Федеративной Республики Бразилии включает Союз (федерацию), штаты, федеральный округ и муниципии, причём все эти субъекты пользуются автономией. Территории являются нераздельной составной частью Союза. Штаты могут объединяться с другими штатами, делиться или образовывать новые штаты или федеральные территории после проведения плебисцита и принятия Национальным конгрессом специального закона. Образование, слияние и разделение муниципий осуществляется в соответствии с законом штата после проведения плебисцита.

К компетенции Союза относится: поддержание отношений с иностранными государствами и участие в международных организациях; объявление войны и заключение мира; обеспечение национальной обороны; объявление осадного положения или чрезвычайного положения; выпуск денежных знаков; разработка и выполнение национальных планов и региональных планов освоения территорий и экономического и социального развития; организация и управление судебной властью, прокуратурой федерального округа и территорий; организация и управление федеральной полицией, федеральной дорожной и федеральной железнодорожной полицией, а также гражданской полицией, военной полицией и корпусом военных пожарных федерального округа и территорий; объявление амнистии и др. (ст. 21).

Штаты принимают собственные конституции и законы, определяющие их внутреннюю организацию, однако эти конституции не должны противоречить федеральной конституции. В компетенцию штатов входят все вопросы, которые не входят в компетенцию Союза. Штаты могут учреждать городские регионы и агломерации, образуемые путём объединения расположенных по соседству муниципий с целью повышения эффективности планирования и принятия решений. Число депутатов Законодательного собрания штата в три раза больше числа представителей штатов в Палате депутатов. Депутаты законодательных собраний штатов избираются на четыре года. Губернатор и вице-губернатор штата избираются населением сроком на четыре года.

Бразилия разделяется на 26 штатов: Акри, Алагоас, Амазонас, Амапа, Байя, Гояс, Мараньян, Мату-Гросу, Мату-Гросу-ду-Сул, Минас-Жерайс, Пара, Параиба, Парана, Пернамбуку, Пиауи, Рио-де-Жанейро, Риу-Гранди-ду-Норти, Риу-Гранди-ду-Сул, Рондония, Рорайма, Санта-Катарина, Сан-Паулу, Сеара, Сержипи, Токантинс, Эспириту-Санту.

Неофициально Бразилия подразделяется на 5 регионов (Центрально-Западный, Северо-Восточный, Северный, Юго-Восточный, Южный), которые были выделены Бразильским институтом географии и статистики на основании общности природных, культурных, экономических, исторических и социальных условий в штатах, входящих в эти регионы. Регионы не имеют институциональной основы и используются только для разработки специфических программ, нацеленных на их развитие.

Федеральный (столичный) округ не делится на муниципии. Круг его полномочий намного уже по сравнению со штатами. Вместе с тем в федеральном округе действует собственное законодательное собрание.

Территории могут делиться на муниципии. В федеральных территориях, насчитывающих более 100 тысяч жителей, действуют самостоятельные судебные органы первой и второй инстанций, органы прокуратуры, а также возможно избрание территориального Законодательного собрания. Вместе с тем губернатор территории назначается президентом страны.

Бразилия

Судебная система включает Апелляционный суд (высшая судебная инстанция), Высокий суд (первая инстанция по наиболее значительным делам, апелляционная - по другим делам) и магистратские суды. Председатели Апелляционного и Высокого судов назначаются Президентом Республики непосредственно, другие судьи - по рекомендации независимой Комиссии судебной службы.

Большинство мелких преступлений (проступков), а также брачно-семейных, земельных и других имущественных споров рассматриваются в традиционных судах обычного права (dikgotla). Судьи этих судов назначаются племенным лидером или избираются общиной. Стороны имеют право выбора между гражданскими и традиционными судами. Решения судов обычного права могут быть обжалованы в Апелляционный суд обычного права, а решения последнего - в Высокий суд.

Органом конституционного контроля является Высокий суд.

Уголовное преследование осуществляется под руководством генерального атторнея, который также является главным юридическим советником правительства.

Контроль за соблюдением прав человека в деятельности госадминистрации осуществляет служба Омбудсмана.

Высшим органом финансового контроля выступает генеральный аудитор.

Литература

Roberts S. Botswana // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972.

Федеративная Республика Бразилия

Государственное устройство

Правовая система

Общая характеристика

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Уголовное право и процесс

Судебная система. Органы контроля

Литература

Государство в Южной Америке.

Территория - 8,5 млн. кв.км. Столица - г.Бразилиа.

Население - 171,85 млн. чел. (1999 г.), 95% - бразильцы.

Официальный язык - португальский.

Господствующая религия - католицизм.

Первые европейцы проникли в Бразилию в 1500 г.; до начала XIX в. страна являлась колонией Португалии. В 1822 г. провозглашена независимой империей, в 1889 г. - республикой.

В 1964 г. в Бразилии был совершен военный переворот и установлен авторитарный политический режим. Под давлением оппозиции и выступлений народных масс военный режим проделал значительную эволюцию в сторону либерализации; в январе 1985 г. в стране был избран гражданский Президент.

По форме государственно-территориального устройства Бразилия федерация (Союз). Она разделена на 26 штатов, федеральный округ, в котором находится столица страны, муниципалитеты. Кроме того, в составе федерации находятся три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти.

Действующая Конституция была принята в 1988 г. и является восьмой по счету в истории страны.



По форме правления Бразилия - президентская республика. Система разделения властей имеет много общего с моделью США, однако полномочия Президента в Бразилии значительно шире. Политический режим демократический.

Высший законодательный орган - двухпалатный Национальный конгресс, состоящий из Палаты депутатов (487 депутатов) и Федерального Сената (72 члена). Обе палаты избираются прямым и тайным голосованием (депутаты на 4 года, сенаторы - на 8 лет).

Палата депутатов является органом общенационального представительства. Число депутатов от каждого штата пропорционально проживающему в нем населению, но не должно быть менее 6. Федеральные территории представлены двумя депутатами (каждая). Депутаты избираются по пропорциональной системе и правилу наибольшей средней.

Федеральный Сенат (верхняя палата) представляет субъектов федерации. Каждый штат, как и федеральный округ, представлен 3 сенаторами. Сенаторы избираются по мажоритарной системе. Каждые 4 года Сенат обновляется попеременно на 1/3 и 2/3.

Национальный конгресс обладает обычными для латиноамериканских парламентов полномочиями: установление налогов и распределение государственных доходов; утверждение долгосрочного плана, бюджетных директив, годового бюджета, кредитование, государственный долг и выпуск денег; установление и изменение численного состава вооруженных сил; национальные и региональные программы развития; государственные границы, воздушное и морское пространство, а также собственность Республики; объединение, разделение или отделение территорий или штатов; объявление амнистии; административное устройство, судебная система, организация Генеральной прокуратуры и Государственной адвокатуры Республики, территорий и федерального округа; создание, трансформация и ликвидация государственных должностей и постов; создание, определение структуры и сфер ответственности министерств и правительственных учреждений.

Исключительной прерогативой Конгресса является: ратификация международных договоров и соглашений, уполномочие Президента Республики объявлять войну, заключать мир, разрешать проход иностранных войск через национальную территорию или временное их нахождение на этой территории, разрешение Президенту Республики или Вице-президенту покидать страну, если их отсутствие будет превышать 15 дней, санкционирование объявленного Президентом военного или осадного положения, федерального вмешательства, а также приостановление этих мер; избрание 2/3 членов Федерального Счетного трибунала; санкционирование референдумов и плебисцитов; контроль за деятельностью федеральной администрации.

Для осуществления последнего полномочия Конгресс наделен следующими правами: рассматривать каждый год отчеты, представленные Президентом Республики, и оценивать выполнение программ правительства; надзирать и контролировать, прямо или через Федеральный Сенат и (или) Палату депутатов, акты исполнительной власти, включая и акты косвенного администрирования; приостанавливать нормативные акты исполнительной власти, которые превышают ее регламентарные полномочия.

Каждая из палат Национального конгресса обладает, кроме того, собственной компетенцией. Палата депутатов может 2/3 голосов возбуждать процедуру импичмента в отношении Президента Республики, Вице-президента и федеральных министров, избирать членов Совета Республики, принимать свой регламент и организовывать собственные службы. Полномочия Сената значительно шире: он принимает решение об ответственности Президента Республики, Вице-президента и федеральных министров, членов Федерального Верховного суда, генерального прокурора, генерального адвоката Республики, дает согласие на назначение судей, губернаторов в федеральных территориях, председателя и директоров Центрального банка, глав постоянных дипломатических миссий, разрешает производство внешних финансовых операций Союза, федерального округа, штатов и муниципалитетов, назначает часть членов Совета Республики и др.

Бразильский парламент работает в сессионном порядке: ежегодно он собирается на две сессии. В ряде случаев палаты заседают совместно- при открытии регулярной сессии, при выработке регламента совместно заседающих палат и его изменении, при получении посланий Президента Республики, при рассмотрении вопроса о вето Президента на законопроект.

Законодательная инициатива принадлежит членам палат Конгресса, Президенту Республики, Федеральному Верховному суду, высшим трибуналам, генеральному прокурору Республики и гражданам Республики в случаях и по предметам, предусмотренных Конституцией. Законопроекты по некоторым вопросам (например, об организации федеральной администрации) и проекты делегирующих законов могут быть внесены только Президентом. Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в Палату депутатов по меньшей мере 1/100 частью национального электората, одновременно представляющего не менее 5 штатов.

Обсуждение и голосование законопроектов, которые являются инициативой Президента Республики, Федерального Верховного суда и судов высшей инстанции, начинается в Палате депутатов. Законопроект, одобренный одной из палат, рассматривается другой палатой и в случае одобрения направляется для промульгации, а в случае отказа отклоняется. Если в законопроект вносятся поправки, то его возвращают в первоначальную палату.

После принятия закона возможно его обжалование по мотивам неконституционности, а у Президента Республики есть право вето, которое он использует в течение 15 дней до промульгации. Национальный конгресс может преодолеть президентское вето в 30-дневный срок абсолютным большинством голосов депутатов и сенаторов на совместном заседании палат.

Палаты Национального конгресса (раздельно и совместно) образуют расследовательские комиссии. Палата представителей или Федеральный Сенат, так же как любой их комитет, может пригласить министра страны для предоставления заранее определенной информации, а его отсутствие без уважительной причины влечет уголовное преследование.

Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами на 4 года (до 1994 г. - 5 лет) без права переизбрания. Одновременно с Президентом избирается Вице-президент.

Как глава государства Президент присваивает знаки отличия и почетные звания; осуществляет помилование и уменьшает срок наказания; назначает, после утверждения Федеральным Сенатом, судей Федерального Верховного суда и судов высшей инстанции, губернаторов территорий, генерального прокурора Республики, президента и директоров Центрального банка и других государственных гражданских служащих, если это требуется законом; других федеральных судей и генерального адвоката Республики; часть судей Федерального Счетного трибунала, членов Совета Республики и Совета национальной обороны (с согласия Сената).

В области внешних связей устанавливает отношения с зарубежными странами и дает аккредитацию их дипломатическим представителям; подписывает международные договоры и соглашения.

В сфере законодательства Президент осуществляет право законодательной инициативы, санкционирует, промульгирует законы и распоряжается об их опубликовании, имеет право налагать вето на законы, осуществляет делегированное законодательство, в случае срочной необходимости издает акты с силой закона (с последующим представлением их в Конгресс).

В области внутренней и внешней безопасности Президент наделен правом объявлять военное и осадное положение; объявлять федеральное вмешательство; осуществлять верховное командование вооруженными силами, поощрять высших офицеров и назначать их на должности; созывать и председательствовать в Совете Республики и Совете национальной обороны и т.д.

Президент реализует исполнительную власть на федеральном уровне при помощи министров государства. Как глава исполнительной власти он назначает и отстраняет федеральных министров; осуществляет высшее руководство государственной администрацией; направляет в Конгресс, когда открыта законодательная сессия, правительственное сообщение и план, описывающие положение в стране и требующие необходимых действий; представляет в Конгресс многолетние планы, бюджет и бюджетные предложения, установленные в Конституции.

Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам федерального Основного закона. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на 4 года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией.

По форме государственно-территориального устройства Бразилия федерация (Союз). Она разделена на 26 штатов, федеральный округ, в котором находится столица страны, муниципалитеты. Кроме того, в составе федерации находятся три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти.

Действующая Конституция была принята в 1988 г. и является восьмой по счету в истории страны.

По форме правления Бразилия - президентская республика. Система разделения властей имеет много общего с моделью США, однако полномочия Президента в Бразилии значительно шире. Политический режим демократический.

Высший законодательный орган - двухпалатный Национальный конгресс, состоящий из Палаты депутатов (487 депутатов) и Федерального Сената (72 члена). Обе палаты избираются прямым и тайным голосованием (депутаты на 4 года, сенаторы - на 8 лет).

Палата депутатов является органом общенационального представительства. Число депутатов от каждого штата пропорционально проживающему в нем населению, но не должно быть менее 6. Федеральные территории представлены двумя депутатами (каждая). Депутаты избираются по пропорциональной системе и правилу наибольшей средней.

Федеральный Сенат (верхняя палата) представляет субъектов федерации. Каждый штат, как и федеральный округ, представлен 3 сенаторами. Сенаторы избираются по мажоритарной системе. Каждые 4 года Сенат обновляется попеременно на 1/3 и 2/3.

Национальный конгресс обладает обычными для латиноамериканских парламентов полномочиями: установление налогов и распределение государственных доходов; утверждение долгосрочного плана, бюджетных директив, годового бюджета, кредитование, государственный долг и выпуск денег; установление и изменение численного состава вооруженных сил; национальные и региональные программы развития; государственные границы, воздушное и морское пространство, а также собственность Республики; объединение, разделение или отделение территорий или штатов; объявление амнистии; административное устройство, судебная система, организация Генеральной прокуратуры и Государственной адвокатуры Республики, территорий и федерального округа; создание, трансформация и ликвидация государственных должностей и постов; создание, определение структуры и сфер ответственности министерств и правительственных учреждений.



Исключительной прерогативой Конгресса является: ратификация международных договоров и соглашений, уполномочие Президента Республики объявлять войну, заключать мир, разрешать проход иностранных войск через национальную территорию или временное их нахождение на этой территории, разрешение Президенту Республики или Вице-президенту покидать страну, если их отсутствие будет превышать 15 дней, санкционирование объявленного Президентом военного или осадного положения, федерального вмешательства, а также приостановление этих мер; избрание 2/3 членов Федерального Счетного трибунала; санкционирование референдумов и плебисцитов; контроль за деятельностью федеральной администрации.

Для осуществления последнего полномочия Конгресс наделен следующими правами: рассматривать каждый год отчеты, представленные Президентом Республики, и оценивать выполнение программ правительства; надзирать и контролировать, прямо или через Федеральный Сенат и (или) Палату депутатов, акты исполнительной власти, включая и акты косвенного администрирования; приостанавливать нормативные акты исполнительной власти, которые превышают ее регламентарные полномочия.

Каждая из палат Национального конгресса обладает, кроме того, собственной компетенцией. Палата депутатов может 2/3 голосов возбуждать процедуру импичмента в отношении Президента Республики, Вице-президента и федеральных министров, избирать членов Совета Республики, принимать свой регламент и организовывать собственные службы. Полномочия Сената значительно шире: он принимает решение об ответственности Президента Республики, Вице-президента и федеральных министров, членов Федерального Верховного суда, генерального прокурора, генерального адвоката Республики, дает согласие на назначение судей, губернаторов в федеральных территориях, председателя и директоров Центрального банка, глав постоянных дипломатических миссий, разрешает производство внешних финансовых операций Союза, федерального округа, штатов и муниципалитетов, назначает часть членов Совета Республики и др.

Бразильский парламент работает в сессионном порядке: ежегодно он собирается на две сессии. В ряде случаев палаты заседают совместно- при открытии регулярной сессии, при выработке регламента совместно заседающих палат и его изменении, при получении посланий Президента Республики, при рассмотрении вопроса о вето Президента на законопроект.

Законодательная инициатива принадлежит членам палат Конгресса, Президенту Республики, Федеральному Верховному суду, высшим трибуналам, генеральному прокурору Республики и гражданам Республики в случаях и по предметам, предусмотренных Конституцией. Законопроекты по некоторым вопросам (например, об организации федеральной администрации) и проекты делегирующих законов могут быть внесены только Президентом. Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в Палату депутатов по меньшей мере 1/100 частью национального электората, одновременно представляющего не менее 5 штатов.

Обсуждение и голосование законопроектов, которые являются инициативой Президента Республики, Федерального Верховного суда и судов высшей инстанции, начинается в Палате депутатов. Законопроект, одобренный одной из палат, рассматривается другой палатой и в случае одобрения направляется для промульгации, а в случае отказа отклоняется. Если в законопроект вносятся поправки, то его возвращают в первоначальную палату.

После принятия закона возможно его обжалование по мотивам неконституционности, а у Президента Республики есть право вето, которое он использует в течение 15 дней до промульгации. Национальный конгресс может преодолеть президентское вето в 30-дневный срок абсолютным большинством голосов депутатов и сенаторов на совместном заседании палат.

Палаты Национального конгресса (раздельно и совместно) образуют расследовательские комиссии. Палата представителей или Федеральный Сенат, так же как любой их комитет, может пригласить министра страны для предоставления заранее определенной информации, а его отсутствие без уважительной причины влечет уголовное преследование.

Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами на 4 года (до 1994 г. - 5 лет) без права переизбрания. Одновременно с Президентом избирается Вице-президент.

Как глава государства Президент присваивает знаки отличия и почетные звания; осуществляет помилование и уменьшает срок наказания; назначает, после утверждения Федеральным Сенатом, судей Федерального Верховного суда и судов высшей инстанции, губернаторов территорий, генерального прокурора Республики, президента и директоров Центрального банка и других государственных гражданских служащих, если это требуется законом; других федеральных судей и генерального адвоката Республики; часть судей Федерального Счетного трибунала, членов Совета Республики и Совета национальной обороны (с согласия Сената).

В области внешних связей устанавливает отношения с зарубежными странами и дает аккредитацию их дипломатическим представителям; подписывает международные договоры и соглашения.

В сфере законодательства Президент осуществляет право законодательной инициативы, санкционирует, промульгирует законы и распоряжается об их опубликовании, имеет право налагать вето на законы, осуществляет делегированное законодательство, в случае срочной необходимости издает акты с силой закона (с последующим представлением их в Конгресс).

В области внутренней и внешней безопасности Президент наделен правом объявлять военное и осадное положение; объявлять федеральное вмешательство; осуществлять верховное командование вооруженными силами, поощрять высших офицеров и назначать их на должности; созывать и председательствовать в Совете Республики и Совете национальной обороны и т.д.

Президент реализует исполнительную власть на федеральном уровне при помощи министров государства. Как глава исполнительной власти он назначает и отстраняет федеральных министров; осуществляет высшее руководство государственной администрацией; направляет в Конгресс, когда открыта законодательная сессия, правительственное сообщение и план, описывающие положение в стране и требующие необходимых действий; представляет в Конгресс многолетние планы, бюджет и бюджетные предложения, установленные в Конституции.

Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам федерального Основного закона. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на 4 года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Бразилии в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую группу. Наибольшую роль в формировании бразильского права сыграла юридическая культура бывшей метрополии - Португалии, основанная на традициях римского права. Конституционное право во многом следует модели США, уголовное право испытало влияние французского и итальянского образцов, а гражданское было кодифицировано под воздействием германского законодательства.

В колониальный период в Бразилии применялись сборник законов португальских королей - Ордонансы королей Альфонсов III и IV (Ordenaoes Alfoncinas) конца XIV - начала XV в., Ордонансы Филиппа 1603 г. (Ordenaoes Filipinas), которые так же, как и испанское законодательство, заимствовали ряд положений из римского и канонического права.

Формирование собственного национального права заняло весьма длительный период. В 1850 г. был принят Торговый кодекс (ТК) Бразилии, в 1857 г. составлена "Компиляция гражданских законов", в которую также включалось колониальное законодательство. Первый ГК Бразилии был принят только в 1916 г. (вступил в силу с 1 января 1917 г.).

Весьма сильно отставала Бразилия от других стран региона и в конституционно-правовом развитии. Только в 1889 г. здесь была наконец провозглашена республика. В 1888 г. Бразилия, последней из всех "цивилизованных" стран в мире, отменила рабство. Либеральная Конституция 1891 г. установила в Бразилии президентскую форму правления и федеративное устройство.

Серьезные изменения в правовой системе Бразилии произошли с приходом к власти национал-реформистского правительства. В первый период правления Президента Варгаса (1930-1945) в Бразилии впервые было введено современное трудовое и социальное законодательство. Конституция 1934 г. закрепила социальную функцию собственности. Однако глубокие социальные реформы носили не демократический, а авторитарно-полицейский характер.

Рекодификация бразильского права продолжалась на протяжении всего ХХ в. В 1940 г. был принят новый УК Бразилии, в 1941 г. - УПК, в 1973 г. - ГПК. В 1975 г. начаты работы над проектом нового ГК.

Важнейшим этапом в развитии бразильского права стало принятие демократической Конституции 1988 г., подведшей черту под многолетним периодом военно-бюрократических диктатур. Сохранив прежнюю президентскую форму правления, новый Основной закон включил специальный раздел об экономическом и финансовом строе государства. Экономический порядок в стране основывается на труде человека и свободной инициативе с целью обеспечения всем достойного существования в соответствии с социальной справедливостью. Наряду с широким перечнем традиционных прав и свобод личности бразильская Конституция содержит некоторые нововведения. В частности, это касается введения процедуры хабеас дата , согласно которой бразильские граждане и иностранцы, проживающие в стране, могут иметь доступ к информации, которой располагают государственные органы, и процедуры mandate d"injuncaо, т.е. требования издать судебный приказ всякий раз, когда отсутствует какая-либо правовая норма, вследствие чего наносится ущерб гражданству или независимости (суверенитету) гражданина.

Конституция 1988 г. закрепила беспрецедентный по своей широте и детализации набор социальных и трудовых прав: право на труд, на отдых, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, социальную защиту; право на помощь детям и беспризорным. Особенно подробно регламентируются права трудящихся.

В целом современная правовая система Бразилии отличается высоким уровнем развития, логической стройностью, новаторством и оригинальностью подходов ко многим вопросам государственно-правового строительства. Ее пронизывает дух социального прогресса, прав личности и демократии, что резко контрастирует с сохраняющейся нищетой широких народных масс.

Основным источником права признается законодательство федерации и штатов. К исключительной компетенции Союза относятся гражданское, торговое, уголовное, процессуальное, избирательное, аграрное, морское, воздушное, космическое право. К конкурирующей компетенции Союза, штатов и федерального округа - трудовое, исправительное, экономическое и градостроительное право, некоторые бюджетные вопросы, образование, культура, обучение и спорт, защита юношества и др. В этой сфере федерация устанавливает только общие принципы, а детальным регулированием ведают штаты и местные органы власти.

Иерархию законодательных актов составляют Конституция, органические законы (именуются в Бразилии дополнительными), обычные законы, делегирующие законы, законодательные декреты, резолюции Конгресса, декреты и постановления Президента, инструкции министров.

Бразильской правовой системе известен институт делегированного законодательства. Конгресс может делегировать законодательные полномочия Президенту Республики путем принятия резолюции, в которой указывается предмет и срок делегирования. Конституция определяет круг вопросов, запрещенных для делегирования (организация судебной власти и прокуратуры, вопросы гражданства, личных, политических и избирательных прав граждан и ряд других).

Судебная практика в Бразилии трактуется с позиций континентальной системы, согласно которым суды лишь применяют право, а не создают его. За решениями Верховного суда признается значение источника единообразного толкования неоднозначно сформулированных правовых норм.

Статья 4 Вводного закона, относящегося к ГК Бразилии, также предусматривает возможность применения обычая (или аналогии) при "молчании" закона.

Государственное устройство Бразилии

По форме правления Бразилия - президентская республика. Система разделения властей имеет много общего с моделью США, однако полномочия президента в Бразилии значительно шире. Политический режим демократический.

Высший законодательный орган - двухпалатный Национальный конгресс, состоящий из Палаты депутатов (487 депутатов) и Федерального Сената (72 члена). Обе палаты избираются прямым и тайным голосованием (депутаты на 4 года, сенаторы - на 8 лет).

Палата депутатов является органом общенационального представительства. Число депутатов от каждого штата пропорционально проживающему в нем населению, но не должно быть менее 6.

Федеральные территории представлены двумя депутатами (каждая). Депутаты избираются по пропорциональной системе и правилу наибольшей средней.

Федеральный Сенат (верхняя палата) представляет субъектов федерации. Каждый штат, как и федеральный округ, представлен 3 сенаторами. Сенаторы избираются по мажоритарной системе. Каждые 4 года Сенат обновляется попеременно на 1/3 и 2/3.

Национальный конгресс может устанавливать налоги и распределять государственные доходы, утверждать долгосрочные планы, бюджетные директивы, годовой бюджет, государственный долг и выпуск денег; устанавливать и изменять численность состава вооруженных сил и др. Исключительной прерогативой Конгресса является ратификация международных договоров и соглашений, уполномочие президента объявлять войну, разрешение президенту республики или вице-президенту покидать страну, если их отсутствие будет превышать 15 дней, санкционирование, объявленного президентом военного или осадного положения, федерального вмешательства, а также приостановление этих мер. Также он избирает 2/3 членов Федерального Счетного трибунала, санкционирует референдумы и плебисциты, осуществляет контроль за деятельностью федеральной администрации.

Конгресс наделен такими правами, как рассмотрение каждый год отчетов, представленных президентом, и оценивание выполнения программ правительства, приостановление нормативных акты исполнительной власти, которые превышают ее регламентированные полномочия.

Полномочия Сената значительно шире: он принимает решение об ответственности президента, министров, членов Федерального Верховного суда, генерального прокурора, генерального адвоката, дает согласие на назначение судей, губернаторов, председателя и директоров Центробанка, разрешает производство внешних финансовых операций.

Бразильский парламент работает в сессионном порядке: ежегодно он собирается на две сессии. В ряде случаев палаты заседают совместно: при открытии регулярной сессии, при выработке регламента совместно заседающих палат и его изменении, при получении посланий президента, при рассмотрении вопроса о вето президента на законопроект.

Законодательная инициатива принадлежит членам палат Конгресса, президенту, Верховному суду, высшим трибуналам, генеральному прокурору и гражданам в случаях и по предметам, предусмотренных Конституцией. Некоторые законопроекты могут быть внесены только Президентом. Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в Палату депутатов по меньшей мере 1/100 частью национального электората, одновременно представляющего не менее 5 штатов.

Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами на 4 года без права переизбрания. Одновременно с Президентом избирается Вице-президент.

Как глава государства Президент назначает, после утверждения Федеральным Сенатом, судей Федерального Верховного суда и судов высшей инстанции, губернаторов, генпрокурора, президента и директоров Центробанка, других федеральных судей, генерального адвоката, часть судей Федерального Счетного трибунала, членов Совета Республики и Совета национальной обороны (с согласия Сената). В области внешних связей устанавливает отношения с зарубежными странами и дает аккредитацию их дипломатическим представителям; подписывает международные договоры и соглашения.

В сфере законодательства Президент осуществляет право законодательной инициативы, имеет право налагать вето на законы, осуществляет делегированное законодательство, в случае срочной необходимости издает акты с силой закона (с последующим представлением их в Конгресс).

Президент реализует исполнительную власть на федеральном уровне при помощи министров. Как глава исполнительной власти, он назначает и отстраняет федеральных министров, осуществляет высшее руководство государственной администрацией, направляет в Конгресс правительственное сообщение и план, описывающие положение в стране и требующие необходимых действий.

Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам федерального Основного закона. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на 4 года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией.

Финансовая система и деятельность банковских и финансовых секторов являются ключевым элементом в экономическом планировании и политике.

Соответственно, банковское дело Бразилии характеризуется высоким уровнем правительственного регулирования. Например, кроме того, что бразильские банки используют обычный способ управления банковскими операциями (кредитные лимиты, средства контроля за расширением кредита, наблюдение со стороны центральных банковских властей, и т.д.), они также, в определенных случаях, в соответствии с правительственными директивами, оговаривающими вопросы максимальных процентных ставок для определенных типов ссуд, обязаны соблюдать требования по предоставлению минимальных процентов по ссудам маленьким и средним компаниям, и максимальных процентов юридическим лицам, принадлежащим иностранному владельцу и т.д.

У Центрального банка Бразилии (BACEN) есть первичная ответственность по регулированию и наблюдению за финансовыми учреждениями в Бразилии. Бразильская Комиссия Фондовой биржи (CVM) и Федеральная Система Обслуживания Дохода (SRF) также оказывают регулирующее и контролирующее влияние на банки. Эти три регулирующих организации подчинены одному и тому же политическому руководству, и сотрудничают для достижения общих интересов.

Бразильское Правительство время от времени устанавливает ограничения в области увеличения количества финансовых учреждений, для того, чтобы управлять уровнем поставки денег. Кроме того, правительственная политика направляет банковскую систему на использование местных валютных фондов с целью финансирования экспорта, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, и других секторов, которые продвигаются в качестве приоритетных направлений над общественным сектором и многонациональными компаниями. Это означает, что время от времени доступ к этим ссудам бывает очень дорогостоящим.

С введением в июле 1994 года бразильского реала, как национальной валюты, и в связи с ожиданием низкого роста инфляции, сроки предоставления ссуд увеличились. Существует множество механизмов, посредством которых бизнес может получить доступ к оптовым банковским услугам международных банков, включая банки, не функционирующие на территории Бразилии. Бразильские компании могут осуществлять займы в долларах, выбирать любую основу иностранных банков (положение Закона 4 131) или использовать меры передачи и обмена бразильских банков (Решение 63 о ссуде). Источники альтернатив долгосрочного заимствования - проектные ссуды от Банков развития Правительства и аренды.

Политическая система, возникшая после восстановления в стране гражданских форм правления, получила название Новой республики. Конституция 1988 (с поправками 1994 и 1997) провозгласила Б. демократическим правовым государством, основанным на принципах суверенитета, гражданства, человеческого достоинства, социальных ценностей труда, свободного предпринимательства и политического плюрализма. В качестве модели территориального и государственного устройства страны принята федеративная президентская республика.

Административное деление: 26 штатов (Акри, Ала-гоас, Амапа, Амазонас, Баиа, Гойас, Мараньян, Мату-Гроссу, Мату-Гроссу-ду-Сул, Минас-Жерайс, Пара-иба, Пара, Парана, Пернамбуку, Пиауи, Риу-ди-Жа-нейру (Рио-де-Жанейро), Риу-Гранди-ду-Норти, Риу-Гранди-ду-Сул, Рондониа, Рорайма, Санта-Ката-рина, Сан-Паулу, Сеара, Сержипи, Токантинс, Эспи-риту-Санту) и столичный федеральный округ.

Крупнейшие города (млн чел., перепись 2000): Сан-Паулу (10,4), Рио-де-Жанейро (5,9), Салвадор (2,4), Белу-Оризонти (2,2), Форталеза (2,1), Порту-Алегри (1,4), Бразилиа, Ресифи (1,4).

Законодательную власть осуществляет Национальный конгресс, состоящий из палаты депутатов (513 чел. в 2003, председатель - Ж.П. Кунья) и Федерального сената (81 чел., председатель - Ж. Сарней). Численность нижней палаты корректируется в зависимости от прироста населения. Обе палаты обладают равными полномочиями и являются контрольными по отношению друг к другу. Правом на законодательную инициативу обладают депутаты и сенаторы, президент, Федеральный верховный суд, высшие суды, генеральный прокурор и граждане (народная инициатива).

В функции конгресса входят одобрение государственного бюджета и контроль над расходами федерального правительства. Национальный конгресс заслушивает и оценивает ежегодный отчёт президента о проделанной работе. Ответственность министров перед парламентом не предусмотрена.

Федеральная исполнительная власть принадлежит президенту и возглавляемому им кабинету министров. Президент самостоятельно назначает министров и освобождает их от занимаемой должности, подписывает и публикует законы, обладает правом вето, издаёт акты, имеющие силу закона, является верховным главнокомандующим и имеет право в случае необходимости вводить чрезвычайное и осадное положение, объявлять войну другим государствам, пропускать через национальную территорию или разрешать временное пребывание иностранных войск, предоставлять амнистию или смягчать вынесенные приговоры. Глава государства назначает (при последующем одобрении Сенатом) членов Федерального верховного суда, генерального прокурора, председателя и директоров центрального банка. В своей работе президент опирается также на два совещательных органа - Совет республики (в составе вице-президента, председателей обеих палат конгресса, лидеров парламентского большинства и оппозиции в обеих палатах, министра юстиции и 6 известных граждан) и Совет национальной обороны (вице-президент, председатели палат, министры юстиции, иностранных дел, планирования и военные министры).

Высшими органами судебной власти являются Федеральный верховный суд (11 чел.) и Высший суд правосудия (33 чел.). В систему правосудия входят также региональные федеральные судьи и федеральные судьи, Высший суд по трудовым спорам (27 чел.), Высший избирательный суд (7 чел.) и Высший военный трибунал (15 пожизненных членов, представляющих различные роды войск), суды штатов и местные суды. Для рассмотрения уголовных преступлений созданы суды присяжных.

Штаты имеют свои Конституции, законодательные ассамблеи и губернаторов и вице-губернаторов, муниципалитеты - муниципальные палаты, префектов и вице-префектов.

Избирательная система регламентируется Конституцией 1988 (с поправками 1994 и 1997) и законом 1997. Основной закон предоставил право голоса неграмотным, возрастной ценз снижен с 18 до 16 лет.

Президент, вице-президент, губернаторы и вице-губернаторы избираются на всеобщих выборах сроком на 4 года на основе всеобщего, прямого, равного, тайного и обязательного голосования из числа канди- датов, выдвинутых официально зарегистрированными политическими партиями и коалициями. Выборы проходят по мажоритарной системе. В случае необходимости проводится 2-й тур, в котором принимают участие 2 претендента, получившие наибольшее число признанных действительными голосов. Конституционная поправка 1997 допускает переизбрание высших должностных лиц на 2-й сроколо

Палата депутатов избирается по пропорциональной системе с применением преференциального вотума, основанного на неранжированных партийных списках, Федеральный сенат - по мажоритарной системе. Каждый субъект федерации представлен 3 сенаторами, избираемыми на 8 лет. 1 раз в 4 года Сенат обновляется на 1/3 и 2/3. Одновременно с сенатором избираются 2 его заместителя. Вакантное место сенатора автоматически занимается его заместителем.

В соответствии со ст. 17 Конституции провозглашается свобода создания, слияния, разделения и роспуска общенациональных политических партий, деятельность которых должна иметь парламентский характер и не зависеть в финансовом отношении от зарубежных государств. Уставы партий регистрируются Высшим избирательным судом, в соответствии с законом им предоставляется доступ к средствам государственного партийного фонда, право бесплатного пользования радио и телевидением. Партиям запрещено иметь военизированные формирования. За партиями закрепляется монополия на политическое представительство. Национальный конгресс функционирует на основе парламентских, а не партийных фракций, после избрания депутаты не связаны жёсткой партийной дисциплиной.

Партийная система характеризуется крайней фрагментарностью и поляризацией. Зарегистрировано более 40 политических партий. Ключевую роль по-прежнему играет личность лидера партии. Партийные коалиции создаются с учётом конъюнктурных интересов.

Политическую поляризацию в какой-то мере удалось преодолеть в результате президентских и парламентских выборов 1994 и 1998, обеспечивших победу кандидату Партии бразильской социальной демократии Ф.Э. Кардозу. На президентских выборах 2002 в 1-м туре (6 октября) 46,4% избирателей проголосовали за Л.И. Лулу да Силву, профсоюзного лидера и одного из руководителей Партии трудящихся, в которой представлены как леворадикальные, так и более умеренные социал-демократические течения. Кандидат правительственной Партии бразильской социальной демократии Ж. Серра получил 23,2% голосов, представитель Бразильской социалистической партии А. Гаротинью - 17,9% и представитель Социалистической народной партии С. Го-мис - 12%. Во 2-м туре Л.И. Лулу да Силву поддержали 61,3%, а Ж. Серру - 38,7%. Вице-президентом избран кандидат умеренной правоцентристской Либеральной партии Ж. Аленкар.

После парламентских выборов 6 октября 2002 в Национальном конгрессе по-прежнему представлены 11 партий. В палате депутатов помимо ПТ (91 депутат из 513) относительно сильные позиции заняли как правые и правоцентристские (Партия либерального фронта - 84, Бразильская прогрессивная партия - 49, Бразильская трабальистская партия - 26, Либеральная партия - 26), так и умеренные центристские и левоцентристские партии (Партия бразильского демократического движения - 75, Партия бразильской социальной демократии - 70, Демократическая тра-бальистская партия - 21). Заметно присутствие и левых партий: Бразильская социалистическая партия - 22, Социалистическая народная партия - 15 и Коммунистическая партия Б.- 12 депутатов.

После переизбрания 2/3 Сената наиболее сильные позиции занимают Партия бразильского демократического движения (19 сенаторов), Партия либерального фронта (19), Партия трудящихся (14) и Партия бразильской социальной демократии (11).

Важную группу давления составляют Федерация промышленников штата Сан-Паулу и другие предпринимательские организации, левое крыло католической церкви. Крайне радикальные позиции занимает связанное с Партией трудящихся Движение безземельных, более умеренные - Единый профцентр трудящихся (CUT). Среди элементов гражданского общества важную роль играют Комитет за демократизацию информации, Группа экологической защиты, Экофорса, правозащитные и другие неправительственные организации.

Важные изменения во внутренней политике произошли в период президентства Ф.Э. Кардозу (1994 - 2002). Были внесены существенные коррективы в классические неолиберальные рецепты, в частности, пересмотрена роль государства, которое уходило из сферы экономики и сосредоточивалось на экономическом регулировании, мобилизации ресурсов для достижения приоритетных целей и решении социальных проблем. Системный характер приобрела приватизация. Несколько повысились доходы наименее обеспеченных слоёв населения, частич- но проведена административная реформа, направленная на повышение эффективности государственного аппарата, сокращены Вооружённые силы, несколько упрощена система налогообложения. Основные политические реформы связаны с изменениями электорального законодательства и переизбранием высших должностных лиц на 2-й сроколо Уделялось внимание укреплению правового государства, в частности выяснению судьбы пропавших без вести в годы военного режима. В то же время Ф.Э. Кардозу не удалось смягчить остроту социальных проблем, крайне медленно продвигалась аграрная реформа, что спровоцировало несанкционированные захваты земель. Финансовый кризис 1999 показал необходимость внесения корректив и во внутриэкономическую политику. В конечном счёте проводимые реформы не дали ожидаемых результатов, возросла социальная дезинтеграция и поляризация, проводимая приватизация сопровождалась широкомасштабной коррупцией.

Неблагоприятная экономическая конъюнктура и необходимость восстановления доверия предпринимательских кругов и части средних слоёв заставили правительство Л.И. Лулы да Силвы (с 2003) отказаться от продекларированных радикальных лозунгов и в значительной мере обеспечить преемственность внутренней политики, что вызвало разочарование у части левого электората и обострило внутренние противоречия в Партии трудящихся. Основные приоритеты - ускорение темпов экономического роста и сдерживание инфляции при отсрочке структурных реформ, перераспределение национального дохода, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоёв, борьба с голодом, строительство дешёвого жилья, аграрная реформа, создание новых рабочих мест, реформирование системы социального обеспечения и налогообложения, борьба с коррупцией.

В области внешней политики в 1991 подписано соглашение о создании интеграционного объединения МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай). Противоречия с США (торговый протекционизм, обвинения Б. в демпинге и нарушениях права интеллектуальной собственности) не помешали ей поддержать идею о создании к 2005 всеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА). При этом Б. выступала за более поздние сроки введения АЛКА и более мягкий режим для своих технологически ёмких отраслей. Б. высказывается за укрепление правовых основ международных отношений при реформировании Устава ООН (расширение числа постоянных членов СБ, запрет несанкционированного СБ применения силы и т.н. гуманитарных интервенций). Б. присоединилась к договору о нераспространении ядерного оружия (1998) и режиму контроля над нераспространением ракетных технологий. Российско-бразильские связи были отмечены подписанием совместной политической декларации и соглашения о военно-техническом сотрудничестве (1997), созданием смешанной двусторонней комиссии по торговле (1997), визитами в Москву вице-президента Ж. Масиэла (2000) и президента Ф. Э. Кардозу (2002). Президент Л.И.Лула да Силва выполняет все международные обязательства Б. Среди приоритетов внешней политики фигурируют создание латиноамериканского блока на основе МЕРКОСУР и активизация сотрудничества «стран-гигантов» (Китай, Индия, РФ).

Вооружённые силы состоят из армии (Сухопутных войск), ВВС, ВМФ и Федеральной полиции. Комплектуются на основе всеобщей воинской повинности. Военные расходы составляют 13,4 млрд долл. США (1,9% ВВП).

Б. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с Российской империей в 1828, с СССР - в апреле 1945, разорваны в октябре 1947, восстановлены в ноябре 1961).