Тесты на внимание для детей. Методы диагностики и приемы формирования внимания у дошкольников

Развиваем внимание

Основные свойства внимания - устойчивость, переключение и распределение.

Устойчивость внимания - это способность дли тельно сосредоточиваться на чем-нибудь. Будущие школьники могут заниматься одним и те же видом деятельности до 1-1,5 часа.

Переключение внимания - это способность переходить от одного вида деятельности к другой, от одного занятия к другому.

Распределение внимания - это способность действовать сразу с двумя или несколькими предметами. К началу учебного года дошкольники могут распределять внимание между 6-7 предметами.

В дошкольном возрасте происходит постепенны переход от непроизвольного внимания к произвольному.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что вызвано новыми, привлекательными и интересными в данный момент предметами.

Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно неинтересно.

Умение сосредоточиваться достигается благодаря развитию внимания, которое подчиняется нашей силе воли, действует согласно нашему «произволу». От уровня произвольности внимания, его объема, концентрации зависит успешность обучения в школе.

Полезный совет

Выполните вместе ребенком упражнение на развитие концентрации внимания «Соответствие букв».

    Сделайте два одинаковых набора карточек, на которых есть все буквы алфавита (можно использовать разрезную азбуку).

    Напишите одну букву на одной стороне карточки, оставляя другую чистой.

    Разложите карточки рядами «лицом вниз».

    Засеките время.

    Первый игрок выбирает любые две карточки и переворачивает их. Если они совпадают, например, на них буквы «А», то отложите их в сторону и присудите игроку одно очко.

    Теперь второй игрок выбирает две карточки. Если совпадающей пары не получилось, положите карточки «лицом вниз» на те же самые места.

    Цель упражнения (концентрация внимания): запомнить расположение карточек и выбрать совпадающую пару.

Тесты на выявление уровня развития

внимания у детей

Наиболее популярной методикой для исследования внимания является так называемая корректурная проба. Данный тест поможет выявить уровень разви­тия внимания.

Тест 1. «Корректурная проба»

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы, и зада­ние: вычеркнуть все буквы, с которой начинается строчка. Например, первая строка начинается с бук­вы В , значит, в этой строке вычеркиваем только эту букву. Вторая строка начинается с буквы З - вычер­киваем букву З .

■ общее время;

количество знаков, просмотренных за минуту;

■ ошибки.

На выполнение задания отводится пять минут.

ВАЫПРСИТАОВДФЬСЛАЛЕГТВОЫЛКРЫЛН ЗЕТНТОГЛШБДЖЮЫЗЩВРАЕУТЦЬЛБЪХЗЦ

КНУГЦЛЫОВРАПМРСЬУЛДФЙЗЦЩУЛКОЕР МИСТЧБЯЮЫЛВОАКРНЖФВЫЕМИОРЕНШГ

ГШОЛРОТАПЕНЬБЛДУЦМСАЧЖЩКЯПОМЬ НИТВАЩЗОЛАСОТМНШИТЗУЯОЮЬПВИЛФ

ШЩНГПРМИВАХЪШНБИСТЯМЧТФЕАПУКЭ ОЛПРСЕЧКЧГШСМДИБПЮАЖПЗТМЩЛХЖО АЕБГМБЫФХЙДМНСЛЙОХАЧЕЯРТЦБВДСП

ФЫЛОМИПРЬБЩЗАПНЕЮБКЫЯПРОАНДБТГ

ХЖТШИГВНСОИДЕЧЯКТГЬНТЕАСЬЛЮЗХФ

ЯЪЧХСЗМЩИШТГНЬЕБКЮУЭЦЖЙДЫЛВОА

РПНИНСГЧЛВБКЖФХАЧЛИЕЮХЫЙТБАДЮОШЯЧИТРОНГСМЖДЬБЖЭЗХАПОТНПЕРОН

ЭЖЩЗОРВАУЦНИГТШЫЦБЗЮВКЕАПИТРЬО

БЛВАРГШОЛЩДЗХЖАСПМРИОТЬЛДБЖЮЦЙФЭЫСМРОГШТЬСКМЕИРВМДЬЭЗОРДЛБЬЛОТПИНЩЖЮУСНИПДИГОДСЮЗЯЙЖЧГА

Результат

    Если ребенок просматривает за пять минут 400 знаков и более - у него хорошее внимание.

    Если допускает менее 5 ошибок, можно говорить о высокой степени концентрации.

    Если ребенок допустил множество ошибок, то уро­вень сосредоточенности низкий. Следовательно, есть необходимость в выполнении упражнений на развитие внимания.

Тест 2. «Корректурная проба»

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы.

ЯЫЖЕСЕКЛАЬСУМСТКВЫПРНОГПИТРШОР ПАЕИТЛДЩЗХЖДЛОВКУЫМЙНРПАСЧЯФЦ ЙТЬЛШДНКМСЧКЙЦУКЕНГШЩЗХЪЭЖДЛО РПАВЫФЯЧСМИТЬБЮЛОРПНГШГНЕКВСМИ ТЬРПНГЛДЫФУАПРНИМАУВУЫЯЧВКЕАСМ ПНГРИТОШЩЛЬБДЗХЖЙЧЮДШГЛЮБОНЕР ЬТПКУАМСВЦФЯЫУКВЧСВЫЦЕПМНРИГРЬ ШОБЩЛЮБДШЬЛГТОНИРЕМПКСАУЧВЦЯЫ ЙВАПРНЕИТЬОРГНПАМЙСВАКЫСВКАЖРВ ЭХОГРПНЕАВМИПАСВЧЫЯФЙЫУВКПНОШД ЗЭЪРУПЛНИЕЛЗЫКУРМЧНКРОИМНКЙУЦИ

Задание ребенку:

- Приготовь синий и зеленый карандаши. Перед тобой лист, на котором подряд записаны буквы. По команде «Зеленый!» ты возьмешь зеленый карандаш и будешь первую букву зачеркивать, а вторую - под­черкивать до тех пор, пока не прозвучит команда «Си­ний». После этого ты положишь зеленый карандаш, возьмешь синий и им, наоборот, будешь первую букву подчеркивать, а вторую - зачеркивать. Когда про­звучит команда «Стоп!», положи карандаш и закончи выполнение задания.

    Показать образцы выполнения работы.

    Перед выполнением задания провести небольшую тренировку.

Затем проверяющий говорит: «Зеленый!» - и включает секундомер. По истечении одной минуты выключает его, говорит слово «синий» и вновь включает секундомер. Через минуту говорит «Стоп!» и выключает секундомер.

При выполнении этой работы фиксируются:

    Общее время;

    Количество знаков, просмотренных за минуту;

    Ошибки.

результат

На основании полученных результатов по заданиям определяется:

количество зачеркнутых и подчеркнутых пар букв за 2 минуты - п оказатель концентрированности внимания, его устойчивости в монотонной работе.

количество правильных зачеркнутых и подчеркнутых пар букв в течение первой минуты - пока­затель умения распределять внимание сразу на два вида деятельности.

количество правильно подчеркнутых и зачеркнутых пар букв в течение второй минуты – показатель способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Упражнения на развитие внимания

    Упражнение на развитие устойчивости внимания

Устойчивость внимания (внимателен ребенок или нет, на сколько хватает его внимания) можно прове­рить по таблице Шульте. Это таблицы с арабскими цифрами от 1 до 25; цифры расположены в случай­ном порядке.

Они применяются и для развития у детей поля чте­ния, выполняются на время. Норматив 25 секунд. В дальнейшем он сокращается до 12 секунд.

Цифры пишутся на листах ватмана из школьной папки для черчения.

Образец:

Варианты таблиц:

Задание ребенку:

- Найди и покажи цифры в порядке возрастания (убывания).

Ребенок считает про себя, указывая ручкой на цифры.

Полезный совет

    Повесьте такие таблицы на стене в комнате ре­бенка и позаботьтесь, чтобы он время от времени обращал на них внимание.

    Если использовать это задание как групповую игру, то лучше постараться устранить элемент соревновательности среди участников. Чтобы не было ни выигравшего, ни проигравшего, мож­но показывать цифры по очереди: первый показывает цифру «1», второй - «2» и т. д., или один показывает цифры от 1 до 5, следующий - от 6 до 10 и т.д.

2. Упражнение на развитие переключения и распределения внимания

Упражнение 1.

Для исследования переключаемости внимания (может ли ваш малыш переходить от одного вида деятельности к другому, от одного занятия к другому) и распределения внимания (может ли он выполнять одновременно два задания или нет) используется следующая таблица:

9

20

15

5

24

13

14

17

22

2

6

11

8

7

23

19

16

3

1

21

10

18

4

12

Задание для ребенка:

-Сначала найди черные числа в порядке возрас­тания, затем красные (в данном случае - выделен­ные жирным шрифтом) числа в порядке убывания. Далее цифры следует отыскивать и называть попар­но: первая - черная наименьшая, вторая - красная наибольшая, т. е. 1-22, 2-21, 3-20 и т. д.

Следует сказать, что будущему первокласснику вы­полнить это задание почти не по силам (данная спо­собность еще не развилась в полной мере), а 10-лет­ний ребенок выполнит его без особых усилий.

Упражнение 2.

Соединить последовательно точки и угадать, что по­лучилось.

Полезный совет

    Используйте для этого любые картинки: переведите рисунок картинки на чистый лист бумаги, указывая точками только контур. Пусть ребенок сам догадается, что вышло.

    Одновременно вы повторите с ребенком счет в прямом и обратном порядке.

3. Упражнения на развитие произвольного внимания (наблюдательности)

Задания, которые приводятся ниже, тренируют различные виды произвольного внимания:

    Содействуют тому, чтобы внимание было устойчивым и концентрированным, т.е. вырабатывают способность в течение продолжительного времени оставаться сосредоточенными на одном деле или предмете;

    Увеличивают объем внимания, т.е. расширяют количество предметов, охватываемых вниманием одновременно;

    Усиливают способность к распределению внимания, т.е. умению одновременно быть занятым разными видами деятельности;

    Учат переключать внимание, т.е. развивают умение осмысленно перемещать его с одного объекта на другой.

Вместе с тем эти упражнения содействуют уточнению зрительных и слуховых восприятий, укрепляют память, развивают волю, способствуют воспитанию наблюдательности.

Некоторые из этих упражнений требуют быстрого восприятия и запоминания увиденного. Условия других, наоборот, предоставляют возможность для более длительного наблюдения и приучают к полному использованию отведенного для этого времени.

Упражнение 1. «Внимание!»

Подберите несколько схематичных рисунков (4-6 схем), на которых изображены фигуры, буквы, числа, предметы.

Задание ребенку:

- Постарайся запомнить как можно точнее кар­тинки, которые сейчас тебе покажут.

Сначала в течение 3 секунд (на счет: раз, два, три – про себя) показываете первую фигуру. Ребенок «рисует» ее в воздухе, а затем - на бумаге. Аналогично проводится работа с другими фигурами.

    Обязательно изобразить очертание фигуры рукой в воздухе и только потом перенести изображе­ние на бумагу.

    При проверке подчеркнуть то, как важно быть внимательным и запоминать все детали, особенно, если ребенок их не запомнил, «не обратил внимания».

Упражнение 2. «Заметь все!»

Положите в ряд 5 – 10 различных предметов и прикройте их газетой.

Вариант 1.

Приоткрыть их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку их перечислить.

Вариант 2.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8 – 10, спросить, в какой последовательности они лежат.

Вариант 3.

Переменив местами два каких-либо предмета, показать снова на 10 секунд. Предложить ребенку сказать, какие предметы лежат не на своем месте.

Вариант 4.

Предложить ребенку, не глядя больше на предметы, сказать, какого они цвета.

Упражнение 3.

Положите один на другой 8 различных предметов. Предложите ребенку внимательно их рассмотреть (20 секунд), а потом перечислить их подряд снизу вверх или сверху вниз.

Упражнение 4.

5-6 предметов разместить в разных положениях: перевернув, поставив на бок, прижав друг к другу, по­ложив один на другой и т. п. Показав предметы в те­чение 20 секунд, предложить ребенку сказать, в ка­ком положении находится каждый предмет.

4. Упражнения на сравнение предметов (картинок) и нахождение отличий (сходства)

Данное задание (упражнение) направлено на раз­витие умения проводить сравнения, фиксировать не­достающие предметы и детали в рисунках. Такие кар­тинки («Найди отличие», «Что изменилось» и т.д.) часто печатают детские журналы.

Методика его выполнения проста. Ребенок сравни­вает между собой картинки, предметы (попарно), на­ходит недостающие детали, предметы.

Приведем примеры таких упражнений.

Полезный совет

Понаблюдайте, как ваш ребенок работает:

быстро ли включается в работу;

часто ли отвлекается;

последовательно ли просматривает и сравнивает фрагменты картинок;

надолго ли он может сосредоточиться, чтобы найти все отличия.

Постарайтесь, чтобы ребенок обошелся без вашей помощи.

Упражнение 1.

Ребенку даются две похожие картинки.

Задание ребенку:

Внимательно посмотри на эти две картинки. Они очень похожи друг на друга, но имеют 5 (10) отличий. Постарайся найти эти отличия как можно быстрее. (см.илл. №9)

Упражнение 2.

Ребенку даются картинки с изображением нескольких предметов.

Задание ребенку:

Найди в ряду предметов одинаковых медвежат.

Упражнение 3.

Ребенку даются картинки с изображением несколь­ких предметов.

Задание ребенку:

- Найди в ряду предмет, который не похож на другие.

Упражнение 4.

Ребенку дается картинка (см. илл №№ 11, 12, 13).

Задание ребенку:

- Чего не хватает на картинке? Дорисуй!

- Как ты догадался, что надо дорисовать? (Срав­нил пару, т. е. определил, чем они похожи и чем отли­чаются.)

Полезный совет

Важно помнить, что дети этого возраста не все­гда могут достичь в рисунке полного совпадения с оригиналом из-за слабого развития мышц руки. Достаточно на этом этапе того, что они увидят, каких предметов или деталей нет, т. е. сделают правильный вывод из проведенного сравнения.

Упражнение 5.

Ребенку дается лист бумаги с заранее заготовленными узорами. Верхний узор - рисунок Мальвины, а нижний – Буратино.

Задание ребенку:

Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

5. «К орректурные пробы»

Для корректурных проб подойдет любой печатный текст (газеты, журналы), в котором ребенку нужно будет найти (отметить) определенные буквы или значки.

Существуют различные варианты данных упражнений.

Полезный совет

Для улучшения мозговой деятельности выпол­ните вместе с ребенком упражнение «Шапка для размышлений». Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

Удобно сядьте, расслабьтесь.

«Наденьте шапку»: мягко заверните уши от верхней точки до мочки.

Повторите упражнение три раза.

Упражнение 1.

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке цифры (буквы).

Задание ребенку:

Вариант 1.

- Зачеркни цифру 2 всегда, а цифру 3, - если толь­ко за ней идет цифра 8.

644738230592479219227694541062

257369148452389874125846381284

328439107535184620835496912735

589620571379801478523698245614

908273868219594261038756148626

846014825936715934876058412383

481526352496857243658148963256

428476590237124865387691035894

871829238785613785024178512645

253781685661071280923858123477

Вариант 2.

Зачеркни букву А и обведи кружком букву С.

ВАЫПРСИТАОВДФЬСЛАЛЕГТВОЫЛКРЫЛH

ЗЕT НТОГЛШБДЖЮЫЗЩВРАЕУТЦЬЛБЪХЗЦ

КНУГЦЛЫОВРАПM РСЬУЛДФЙЗЦЩУЛКОЕР

МИСТЧБЯЮЫЛВОАКРH ЖФВЫЕМИОРЕНШГ

ОРЛДГШЕКЦУЧТЬГНДЖХЗФЫЙЦСМКУЬТЖ

ПАКЕУЦЫВЧСВАПРЛОШГДЖБЮТАПМИУК

ГШОЛРОТАПЕНЬБЛДУЦМСАЧЖЩКЯПОМЬ

НИТВАЩЗОЛАСОТМНШИТЗУЯОЮЬПВИЛФ

ШЩH ГПРМИВАХЪШНБИСТЯМЧТФЕАПУКЭ

ОЛПРСЕЧКЧГШСМДИБПЮАЖПЗТМЩЛХЖО

Данное упражнение проверяет способность ребенка распределять свое внимание между несколькими заданиями.

Упражнение 2.

Ребенок получает бланк, на котором изображены фигуры 3-4 видов (треугольник, круг, прямоугольник, квадрат, ромб). Всего 5-10 рядов, по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры расположены в ряду произвольно.

Образец:

Задание ребенку:

Вариант 1.

- Расставь значки, как показано в образце.

- Расставь значки только в квадратах и треуголь­никах.

- Поставь значки в ромбах и подчеркни все квад­раты.

В тех случаях , когда вы видите, что ребенку трудно распределить внимание, начинайте с более простых заданий типа:поставь точку во всех треугольниках или поставь черточку в кругах и т. п.

Вариант 2.

Закрась квадраты красным цветом, а круги - зеленым. Можно придумать другие аналогичные задания.

Упражнение 3.

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы и цифры. Данное упражнение развивает способность ребенка распределять внимание.

Задание ребенку:

Цифры обвести в кружок, букву а - почеркнуть.

2 в а п р 5 ы в с м а 3 п р о л а 6 в а п е н г 5 ф р к

с и а 8 щ н р о ц 5 в м и а р 7 к е н р а 8 в у к ц ш а

1 ы ч с а м и а 4 к е н г 7 у ц й ф я 6 в ы у ц п е 6 5

в у к 4 и р н а в о г 9 п а ы у 1 а к е п м 4 с в а к у ы

я 3 с м п 2 у 5 с 4 ф ы в ч с 2 е о 7 в д а 5 ш ч е а 6 в

ж в а ы и л 8 н а а с у г 3 о э б в ф я 6 в ы у ц п е 6

Вариант 2.

Зачеркнуть все буквы в и цифры 5.

Упражнение 4.

Если малыш еще не знает букв и цифр, можно пред­ложить такой бланк и задание:

- Вычеркни тех хрюш, у которых одно ухо и чел­ка, а хрюш, которые улыбаются, обведи кружком.

Упражнение 5.

Ребенку дается лист бумаги с заранее заготовленным текстом.

Задание ребенку:

Буратино подчеркивал буквы как на образце: А и Б . Найди у него ошибки.

ШОЬЛА ПАБ ЮЛГЩГДЖБАНЦШЩЗХКЕНАО

ЫВА ДПА ВЫБИРВЛТЬА ВАБ ЮЛОБИТЬБА ЕН

БАЛКНАБ ЙЦУКАЕНГБНГШЩАЗХЪББЙЯЧС

АМИТБВАКЕЙРУКСАПРБ ОРПАЕВЫБСЧЯФВ

АБЛДЖЗБТИМА ПЕЬМБАБВКСМИПА ВЫЯСМ

ИТБОЛШГНЕКАБ ОЛРИПШЩАЗXЪББЙЯЧСО

Упражнение 6. Для читающих детей

Вариант 1.

1. Ребенок получает бланк с текстом.

Задание ребенку:

Прочитай. Раскрась все буквы Б зеленым карандашом, буквы Д – синим.

Вариант 2.

2. Ребенок получает бланк, на котором сплошны­ми строками идут в случайном порядке буквы.

Задание ребенку:

- Внимательно посмотри на буквы, среди них спря­тались слова. Найди их и подчеркни.

ВАЫПРСОК АОВДФЬСЛАЛЕТО ВОЫЛАК РЫЛ

ЗЕТНОТАГЛШАГЖЮЫЗЩВРАКУТЦЬЛБЪХЗ

КНУГЦЛЫОВРАПГУСЬУЛДФЙЗЦЩУЛКОЕР

МИСТЧБЯЮЛАВОАКРНЖФВЫЕМЯЧРЕНШГ

ОРЛУКШЕКЦУЧТЬГНДЖХЗМЕЯЦСМКУЬТЖ

ПАКЕУЦЫВЧСВАПАЛКАГДЖБЮТАПМИУК

ГШОЛРОТАПЕНЬБЛДУЦМСАЧЖЩКЯПОТЬ

НИТКАЩЗОЛАСОЛЬНШИТЗУЯОЮЬПВИЛФ

ШЩНГПРМИШАХЪШНБИСЫРОКФЕАПУКЭ

ОЛПРСЕЧКЧГШСАХАРЧАЙПЗТМЩЛХЖОА

Данное упражнение направлено на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Полезный совет

Для повышения устойчивости внимания вы­полните вместе с ребенком упражнение «Лени­вые восьмерки».

    Нарисовать в воздухе в горизонтальной плос­кости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Упражнение 7.

Ребенку предлагается рисунок. Он разбит на части.

Задание ребенку:

Разукрась те части картинки, которые отмечены точками (см. илл. №.№14, 15, 16).

6. Лабиринты

Вариант 1.

Разгадывание «обычных» лабиринтов - любимое занятие многих малышей. Задания такого рода интересны и не очень сложны. Степень трудности продвижения в них определяется длиной пути и количеством тупиков и выходов.

Задание ребенку:

Возьми простой карандаш, найди путь, а затем раскрась его каким-либо цветным карандашом (см. илл. №№17, 18).

Полезный совет

    При проверке задания обратите внимание ребенка на то, чтобы во время поиска пути он останавливался на поворотах и мысленно искал свободный коридор.

    При выполнении подобных заданий приучите ребенка сначала подчеркивать путь простым карандашом, который легко стирается, и только потом проводить его цветным. Это поможет вам воспитать у ребенка аккуратность.

Выполнение таких заданий способствует развитию умения целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Работа с лабиринтами способствует совершенствованию качества произвольного внимания шестилеток: постепенно увеличивает его объем, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.

Вариант 2.

Очень часто в сборниках встречаются упражнения такого вида:

Это эффективное упражнение на развитие концентрации внимания.

Пусть ребенок попробует, не водя рукой по линиям, а только следя глазами, определить, где кончается каж­дая линия. Потом можно проверить, правильно ребенок дал ответ или нет.

Выполнить задания такого же типа из прило­жения (см. илл. №№ 19, 20).

Игры на развитие внимания

Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Это особенно важно, т. к. без умения сосредоточиваться невозможно выполнить даже самую простую работу.

«Найди карточку»

Игра развивает точность восприятия и степень внимательности.

Правила игры.

Для игры понадобиться два набора карточек, на которых написаны слова: кот, ток, тот, дом, шар, дым. Один набор карточек раскладывается перед ребенком, второй у ведущего. Ведущий поочередно показывает ребенку одну из своих карточек и предлагает найти такую же среди его карточек.

«Слушай звуки»

Правила игры.

Игра проводится аналогично игре «Слушай хлопки».

В начале игры участники договариваются о том, что каждый звук обозначает определенную позу:

    Если звук низкого тона, дети принимают позу «плакучей ивы»: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу;

    Если звук высокого тона, дети принимают позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.

До начала игры запомнить каждую позу и про­репетировать несколько раз.

«Не пропусти растение»

Игра развивает способность к переключению вни­мания.

Правила игры.

Играющие садятся по кругу и слушают слова, ко­торые произносит водящий. Например: пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан...

Если встретится название растения, то дети долж­ны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внима­тельным. Продолжительность игры 1-2 минуты (око­ло 50 слов).

Провести аналогичные игры: «Не пропусти про­фессии», «Не пропусти птиц» и т. д.

Изменить движение: пусть дети подпрыгнут, хлоп­нут в ладоши, покачают головой и т. д.

«Будь внимателен!»

Игра развивает умение стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Правила игры.

Играющие спокойно стоят. Ведущий подает коман­ду, играющие показывают соответствующие движения. Например, ведущий говорит: «Лошадка», играющие показывают движение: ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом, и произносят «иго-го-го».

Варианты команд и движений:

«Коровка!»: ребенок встает на руки и ноги и произ­носит «му-у-у».

«Собачка!»: ребенок сгибает руки (имитирует команду собаке «Служить!») и лает.

«Цапля!»: ребенок стоит на одной ножке, под­жав другую.

«Курочка!»: ребенок ходит по кругу, «ищет зер­на» на полу и произносит «ко-ко-ко».

«Лягушка!»: ребенок приседает, пятки, вместе, нос­ки врозь и колени в стороны, руки - между ногами на полу (или скачет в присядку) и произносит «ква-ква».

«Птицы!»: ребенок бегает и машет руками, как птицы.

«Раки!»: ребенок пятится спиной, как рак.

«Зайчик!»: ребенок сгибает руки и прыгает.

«Солдат!»: ребенок марширует.

    До начала игр запомнить каждое движение и прорепетировать несколько раз.

    Проводить игру желательно в большой комнате, на ковре илипаласе, чтобы ребенок двигался свободно.

«Курочка и цыплята»

Игра помогает закрепить умение ребенка считать до 10.

Правила игры.

Игроки выбирают «курочку», остальные - «цыплятки».

Ведущий читает стихи:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки.

Курочка:

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

(Т. Волгина)

Курочка клюет (стучит карандашом по столу), а детки должны откликнутся - пропищать столько же раз.

Провести постукивание карандашом (2-4 раза) с различными интервалами.

«Четыре стихии»

Игра на развитие внимания, связанного с коорди­нацией слухового и двигательного анализаторов.

Правила игры.

Дети сидят на стульях по кругу. Ведущий подает команду, дети выполняют соответствующее дви­жение.

Если игрок ошибается, то выходит из игры. По­беждает самый внимательный.

Команды:

«Земля!»: дети опускают руки вниз.

«Вода!»: дети вытягивают руки вперед.

«Воздух!»: дети поднимают руки вверх.

«Огонь!»: дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Числа заблудились»

Правила игры.

Ведущий раскладывает на столе цифры, обознача­ющие числа от 0 до 9, в беспорядке и обращается к играющим:

Числа заблудились, помогите им занять свои места.

Провести «подвижный» вариант игры.

Ведущий раздает детям карточки с числами по количеству играющих. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» играющие строятся по порядку, начиная с меньшего числа.

«Я знаю»

Игра тренирует концентрацию и переключение внимания.

Правила игры.

Водящий говорит, например:

Я знаю четыре времени года.

Один из игроков, на которого укажет водящий, должен сначала повторить сказанные им слова, а затем ритмичные хлопки в ладоши играющих сказать без запинок:

Лето, осень, зима, весна.

Игрок становится водящим и говорит, например:

Я знаю четыре геометрические фигуры.

Другой игрок должен быстро ответить:

- Я знаю четыре геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Если игрок не сможет выполнить задание, водящий, повторяя первые слова, выбирает другого игрока.

Постепенно усложнять за счет увеличения числа перечисляемых предметов.

«Знакомая буква»

Правила игры.

Ребенку присваивается определенная буква. Ведущий называет слово. Если в слове встречается эта буква, ребенок хлопает в ладоши.

«Буквы алфавита» .

Правила игры.

Вариант 1.

Каждому игроку выдается карточка с определенной буквой алфавита. Ведущий называет букву, ребенок, которому принадлежит эта буква, хлопает в ладоши.

Вариант 2.

Каждому игроку выдается карточка с определенной буквой алфавита. Ведущий называет слово. Дети, которым присвоены буквы из этого слова, по очереди, в той последовательности, в какой буквы стоят в слове, хлопают один раз в ладоши.

    Использовать в игре несложные слова, например: кот, сок, мама, нога, рука, каша, кино и т. д.

    Не следует присваивать буквы, редко встречаю­щиеся в простых словах (такие как ъ, й).

    Старайтесь подобрать слова так, чтобы каждый ребенок поучаствовал в игре.

«Стук-стук»

Правила игры.

Ведучий молча стучит кончиком карандаша, а играющие показывают соответствующее число на карточке.

Проведите «обратный» вариант игры: ведущий показывает карточку, играющие стучат карандашом по столу.

«Слушай хлопки»

Игра развивает активное внимание.

Правила игры.

Играющие двигаются свободно или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают на 10-20 секунд определенную позу.

Ведущий хлопает 1 раз, дети должны принять позу «аиста»: стоять на одной ноге, поджав другую.

Ведущий хлопает 2 раза, дети должны принять позу «лягушки»: присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки - между ногами на полу.

- Ведущий хлопает 3 раза - дети свободно дви­гаются.

До начала игры запомнить каждую позу и проре­петировать несколько раз.

Проводить игру желательно в большой комнате, на ковре или паласе, чтобы ребенок двигался сво­бодно.

«Съедобное - несъедобное»

Самая характерная игра для развития произволь­ного внимания.

Правила игры.

Ведущий называет различные слова. Если пред­мет съедобный, ребенок хлопает в ладоши, если нет - молчит.

Провести различные варианты данной игры.

Варианты игры:

«Летает - не летает», «Живое - неживое», «Зима - лето», «Фрукты - овощи» и другие.

«Радуга»

Правила игры.

Для игры потребуются круги разного цвета (можно их вырезать из бумаги или картона). Ведущий называет цвет и показывает кружок. Если цвет кружочка совпадает с названием, ребенок - хлопает в ладоши, если нет - топает ногами.

«Зевака»

Правилаигры.

Ребенок произвольно двигается. Ведущий произносит команду «Налево!», малыш ее выполняет. На­правление движения, будет меняться в зависимости от команды.

Провести групповой вариант данной игры «Зеваки».

Правила игры.

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки. Ведущий подает сигнал «Стоп!». Игроки останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Если кто-то из играющих детей ошибается, то выходит из игры.

Выигрывают 2-3 человека, которые останутся в конце игры.

«Птицы»

Правила игры.

Играющие садятся в кружок, каждый называется какой-нибудь птицей. Водящий начинает игру со слов:

Села.

Другой спрашивает:

Где?

На веточке. Полетела.

Кто полетела?

Канарейка.

Куда полетела?

К жаворонку.

Играющий «жаворонок» начинает диалог сначала: «Села...», а «канарейка» спрашивает. Если игрок про­слушает свое название, с него берут фант.

«Карусель»

Правила игры.

Играющие становятся в круг. На земле лежит ве­ревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Дети поднимают ее с земли и, держась за нее правой (левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом-кругом

Все бегом-бегом-бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом-бегом!» - бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в другую сторону.

Ведущий подает следующую команду:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется, а за­тем, с последними словами, карусель останавливается. Играющие кладут веревку на землю и расходятся. По новому сигналу они снова спешат сесть на карусель, т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего хлопка, в течение 3-5 секунд. Опоздавший на карусели не катается.

Провести эту игру на свежем воздухе с группой детей.

«Детки на ветке»

Правила игры.

Игроки делятся на две группы: одна - ветки дерева, другая - плоды (детки). Каждый играющий получает свое название.

Ведущий произносит сигнал:

Детки, детки, найдите свои ветки!

По данному сигналу игроки ищут свою пару. Если пара выполнила задание правильно, то она продолжает игру, если нет - выбывает.

При повторении игры каждый игрок получает другое название.

«Совушка»

Правила игры.

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - жучков, бабочек, птичек.

Ведущий дает команду:

День наступает - все оживает!

Все жучки, бабочки, птички начинают бегать по кругу, махая крылышками; совушка в это время спит, т.е. стоит в середине круга, закрыв глаза.

Ведущий дает команду:

- Ночь наступает - все замирает!

Птички, жучки, бабочки останавливаются и стоят неподвижно, притаившись; совушка в этот момент вы­бегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелит­ся или смеется, и уводит провинившихся к себе в гнез­до - в середину круга.

Ведущий дает команду:

- День наступает - все оживает!

Совушка улетает к себе в гнездо, а дети опять начи­нают бегать. Дети, попавшие к совушке, пропускают одну очередь, а затем снова включаются в игру.

    Новую совушку назначать не реже, чем после трех команд «Ночь...»

    Между сигналами «День...» и «Ночь...» проме­жуток времени должен составлять 15-20 секунд.

    Провести игру под музыку: когда музыка звучит громко, «наступает день», когда она затихает - «ночь».

«Перетягивание с веревкой»

Игра развивает умение стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на команду.

Правила игры.

Веревку длиной 1,5-2 м связывают кольцом. Иг­рающие становятся спиной друг к другу и берутся ру­ками за веревочное кольцо. Перед ногами у каждого, на расстоянии 1 м, проведена черта. Каждый из игра­ющих по команде ведущего или определенному сигналу старается перетянуть противника за свою черту. Выигрывает тот, у кого это получится.

«Лови мяч»

Правила игры.

Ведущий бросает мяч любому игроку и начинает хлопать в ладоши. Игрок, поймав мяч, должен слушать и считать вслух хлопки ведущего. Когда ведущий перестает хлопать, игрок возвращает мяч ведущему. В игру вступает следующий участник, который, получив мяч, продолжает счет. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 10 (20).

Аналогично провести игру на обратный счет.

«Воробей»

Правила игры.

Играющие называются кустарниками или деревьями, например, яблоня, дуб и т. д. Водящий начинает игру словами:

Чив, чив, сидел воробей на малине,

Слетел воробей на яблоню.

«Яблоня» подхватывает:

Чив, чив, сидел воробей на яблоне,

Слетел воробей на дуб и т. д.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля уча­щихся , что возможно только при сформированности дос­таточно высокого уровня произвольного внимания.

У младшего школьника в первые годы обучения может преобладать непроизвольное внимание.

Увеличивается в этом возрасте объем внимания. Менее развиты в младшем школьном возрасте такие свойства внимания, как переключение и распределение. На протя­жении школьного возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концен­трированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.

Исследования концентрации и устойчивости внимания

Испытуемому дают бланк, на котором изображены пе­репутанные линии (см. рис. 10) и предлагают проследить линию слева направо, чтобы определить, где она кончает­ся. Начинать нужно с линии 1. Испытуемый должен запи­сать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выпол­няя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор сле­дит за этим.

Обработка результатов

Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой.линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не долж­но превышать пяти минут. Фиксируются все остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.

Методика исследования объема внимания

Испытуемому на короткое время (1 с) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек (см. рис. 11). Каждая карточка пока­зывается два раза. После этого испытуемый отмечает на

аналогичном пустом бланке расположение точек. На вос­произведение карточки с 2-5 точками дается 10 с, 6~7 точками - 15 с, 8-9 точками - 20 с.

Обработка результатов .Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.

Существуют следующие нормативы:

I - 3 точки на двух карточках,

II - 4 точки на двух карточках,

III - 6 точек на двух карточках,

IV - 9 точек на двух карточках,

V - 10 точек на двух карточках,

VI - 11 точек на двух карточках,

VII - 13 точек на двух карточках,

VIII - 15 точек на двух карточках,

IX - 16 точек на двух карточках.

Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, Ш-УП - о среднем, VIII и IX - о большом.

Оценка устойчивости внимания

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» (рис. 12) и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Проведение исследования. Исследование необходимо про­водить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспери­ментатор выдает ему бланк «корректурной пробы».

Инструкция. На бланке напечатаны буквы русского ал­фавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание

АКСНБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС ОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКОАНКСА КАНЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВКРАЕО ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАС НСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕ РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКН ЕНРАЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОРЕСВОЕРВ ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСН ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАНСКОКР СЕНАОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС КОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕАКОВНСАЕ ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАКАЕРКС НОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАК ВНЕОСЕАВКРНВСНВКАСВКАНАКРНЕОКОВСНВОВР СЕРВНРКСРВНЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВСАРВ ЕРНЕАЕОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАЕНЕОВСКОВРНАКС ЕРВКОСКАОЕНРВОСКРЕНАЕОНАКВСЕОВКАРЕСНАОВКО АОВНРВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСКВАНЕОВНРС КАОРЕСВНАОЕСВОКРНКРКРАЕРКОАСАРВНАЕОСКРВК ОКРАНАОЕСКОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСВНКРАНВ ЕРАКОКСОВРНАЕАСВКЛНОСЕНВРАКРЕОСОВРАОЕСЕА НЕСВКРЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНЕОКРОКАНЕОС РНЕСВНРКОВКОАРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКАСНВОЕН СВНЕОВКРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВНСОЕ ОКНЕКРВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВНЕОСАРНЛ КРНСАОЕРКОСНВКОЕРВОСКЛЕРНСОАНВРКВНЕНРАКС РНВКОСНЕАКВРСОАНСКВОАСНЕВОНСКВРНАОЕНСОА НСОАКВРНСАОЕРСКОЕНАРНВОСКАОКРНСЕОВСЕНВК ЕКРНСОАРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАС ОЕНРВКСЕРВНАОЕАСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВ НСОКРВНЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНАОК РВАКРНЕСОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКНВКОЕСАНЕ ВРКОАСНАКОКВОСЕРКВНЕРАКСВНЕОКРЕАСОКРЕОВНС СЕОВНАРКОСВНЕРАНРОАСОКРЕАОСВРКАКРЕРКОЕСВН ОАЕРВКСОЕНРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРА ЕСНАКВОЕРЕНСАКВОАЕРКСЕНРАКРВСАЕОВНЕСРКВО ОКРЕСОАНЕРВНЕСКАОРВРКОСАРКВСКАКРЕСВНАКРЕС СВКОАНРВСКОЕРНАКВСНЕРАЕОВРНАКВСНВОЕРАЕОК ВРАСНРКОЕАСОВРЕСКОАНЕСНВСКАЕОРНАКЕРНСОКВ

Рис. 12. Стимулъный материал к тесту «Корректурная проба»

нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Время работы - 10 мин.

Обработка и интерпретация результатов. При обра­ботке результатов психолог сверяет результаты в коррек­турных бланках испытуемого с программой - ключом к тесту.

Из протокола (табл. 16) занятия в психологический пас­порт школьника вносятся следующие данные: общее коли­чество просмотренных букв за 10 мин, количество пра­вильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

Таблица 16

Протокол исследования устойчивости внимания

Показатель

Результат

Количество просмотренных за 10 минут букв

Количество правильно вычеркнутых букв

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

Точность выполнения задания, %

Оценка точности, баллы

Оценка продуктивности, балл.

Оценка устойчивости внимания, баллы

Выясняется продуктивность внимания, равная количе­ству просмотренных букв за 10 минут, и по формуле рас­считывается точность:

где т - количество правильно вычеркнутых за 10 мин букв, п - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

С целью получения интегрального показателя устойчи­вости внимания необходимо оценки точности и продуктив­ности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шка­лирования (табл. 2). Рассматривается интегральный пока­затель устойчивости внимания А по формуле:

А = В + С,

где Б и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя ус­тойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице (табл. 1).

Таблица 1 Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность

Точность

знаки

баллы

баллы

Менее 1010

Менее 70

1010-1175

70-72

1175-1340

72-73

1340-1505

73-74

1505-1670

74-76

1670-1835

76-77

1835-2000

77-79

2000-2165

79-80

2165-2330

80-81

2330-2495

81-83

2495-2660

83-84

2660-2825

84-85

2825-2990

85-87

2990-3155

87-88

3155-3320

88-90

3320-3485

90-91

3485-3650

91-92

3650-3815

92-94

3815-3980

94-95

3980-4145

95-96

4145-4310

96-98

Более 4310

Более 98

Таблица 2

Шкала для перевода показателей свойства внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкальные

Устойчивость

Переключение

Объем

оценки

внимания

внимания

внимания

Более 50

Более 217

Менее 115

48-49

214-217

115-125

46-47

211-214

125-135

44-45

208-211

135-145

39-43

205-208

145-155

36-38

201-205

155-165

34-35

195-201

165-175

31-33

189-195

175-195

28-30

182-189

195-215

25-27

172-182

215-235

23-24

158-172

235-265

20-22

149-158

265-295

16-19

142-149

295-335

14-15

132-142

335-375

12-13

122-132

375-405

09-11

114-122

405-455

110-114

Менее 9

Менее 110

Более 455

Примечание. 1 балл не присваивается никогда.

Выполнила: воспитатель Савкина Г.Н.

Обследование уровня развития внимания

Подготовка исследования . Приготовить фигурные таблицы для всех детей группы (рис. 1).

Рис. 1. Таблица для изучения работоспособности

Проведение исследования . Эксперимент проводится коллективно с группой детей 5-7 лет в течение недели. В понедельник, в любое время дня делают тренировочный срез, когда дети ставят в таблице знаки, например, в прямоугольнике «-», в круге «+», в звездочке «*». Во вторник делают 2 среза: первый до занятий, когда дети ставят в звездочке «*», в круге «+» и в квадрате «.»; второй срез - после занятий, ставят в квадрате «-», в треугольнике «+», в полукруге «*». Следующие срезы делают в четверг: первый до занятий, ставят в полукруге «-», в треугольнике «+», в квадрате «*»; второй - после занятий, ставят в треугольнике «-», во флажке «+», в квадрате «*».

Экспериментатор говорит детям: «Сейчас, как только я дам команду: «Начали!», вы будете внимательно просматривать все фигурки одну за другой построчно, как будто читаете книгу, и отыскивать среди них 3 фигурки... (рисует на доске) и ставить в них такие знаки (показывает на доске на образце и называет фигурки и знаки, которые нужно в них поставить)». Затем проверяют, как дети поняли инструкцию. Для этого нескольких ребят просят повторить содержание задания. Далее экспериментатор говорит: «Внимание! Приготовились! Взяли ручку. Поставили руку на локоток. Начали!» Включается секундомер. С доски все стирают (!). Дети работают 2 мин. затем дается команда: «Внимание! Стоп! Поставьте уголок там, где остановились».

Обработка данных . В заданиях оценивают: объем работы - количество просмотренных фигур; качество работы - количество допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных фигур.

Высчитывают коэффициент продуктивности (О) по формуле: О = С2/(С+о),

где С - количество просмотренных строк; о - количество ошибок (1 ошибка приравнивается к строчке), ошибки в этом случае не стандартизируют.

Каждая пропущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строк, но считается за 1 допущенную ошибку и прибавляется и общему числу ошибок.

Результаты обследования

Имя Ф. ребенка

Возраст (год, месяц)

Коэффициент продуктивности внимания

Анохин Александр

22.01.2007г. (7, 11)

Курнеев Никита

30.05.2007г. (7,7)

Лебедев Антон

10.04.2008г. (6,8)

Лосков Михаил

Внимание – это очень важное психологическое явление, направленное на восприятие того или иного явления или объекта. Благодаря вниманию человек успешно ориентируется в окружающем его мире, отделяет важное в данный момент от ненужного. От внимания целиком зависит интеллектуальная деятельность. Эта психологическая особенность необходима нам в любой сфере деятельности нашей жизни.

Существуют 3 вида внимания:

  1. Непроизвольное. Это неконтролируемый вид, когда человек неосознанно сосредотачивается на чем-либо. Особенностью его является кратковременность и быстрый переход в следующий вид. В возникновении непроизвольного внимания участвуют сильные, новые или неожиданные раздражители.
  2. Произвольное. Формируется благодаря усилию воли и желанию человека, когда приходится быть внимательным. Длительная сосредоточенность может вызвать усталость и напряжение. У подростков развито в полной мере, что нельзя сказать о детях, которые только приступили к обучению.
  3. Послепроизвольное. Выражается в интересе и желании человека узнать что-то новое, неизвестное. Напряжение не возникает. Такой вид внимания уже хорошо развит у подростков.

Особенности внимательности у ребенка

Внимание в обучении младших школьников играет очень большую роль.

В процессе учебы используются все виды этого психологического свойства, но акцент необходимо делать на послепроизвольном. Именно оно помогает безболезненно вовлечься в познавательный процесс и сформировать навыки произвольного внимания у ребенка.

Это очень важно для данной возрастной группы. Индивидуальные особенности каждого школьника влияют на характеристики его личности и на внимание в том числе. Недостаточная внимательность может быть обусловлена психологическим состоянием ребенка и его способностью усвоить новый сложный материал.

Чтобы выявить причину рассеянности, необходимо провести диагностику внимания. В школьных и дошкольных учреждениях этим занимаются психологи.

Презентация: "Психологические основы изучения внимания у детей младшего школьного возраста"

Особенности психодиагностики

Сам процесс диагностики должен протекать в благоприятной для школьника обстановке. Его не должны отвлекать яркие и неизвестные предметы. Ребенка усаживают за стол спиной к окну, так как многих детей очень отвлекает происходящее на улице.

Для диагностики детей младшего школьного и дошкольного возраста применяют следующие методики:

  • какое слово длиннее;
  • найди и вычеркни;
  • методика Т.Е. Рыбакова;
  • корректурная проба;
  • треугольники.

С помощью этих методик диагностики можно наиболее точно определить особенности внимания, готовность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста к обучению и то, насколько он продвинулся в развитии .

Какое слово длиннее

Школьнику предлагают на слух определить какое слово длиннее. Например:

  • пес или собачка;
  • кот или котик;
  • палец или пальчик.

У подростков задача усложняется. Предлагаются такие сочетания, как:

  • колокол или бубен;
  • палец или крестец.

Презентация: "Пути и способы развития внимания у детей"

Найди и вычеркни

Эта методика применяется с целью диагностики продуктивности работы и устойчивости внимания детей младшего школьного и дошкольного возраста. Ребенку предлагается лист с изображенными на нем простыми геометрическими фигурами.

Необходимо зачеркнуть две непохожие фигуры разным способом. Например, круг – двумя штрихами, квадрат – одним. Ребенок должен правильно отметить как можно больше фигур за отведенный промежуток времени.

Психолог во время диагностики дает команду к началу и завершению действия, озвучивает, какую именно фигуру нужно зачеркнуть, и отмечает время и скорость выполнения. Методика продолжается около трех минут.

Особенностью методики является составление формулы. Результаты исследования собираются и подсчитываются.

Используется формула S = (0,5N – 2,8n)/t, где S – конечный результат, уровень устойчивости и продуктивности внимания дошкольника, N – просмотренные предметы за определенный промежуток времени (их количество), t – время, которое школьник потратил на выполнение задания, n – ошибки в ходе исполнения задания (их количество).

Полученный результат оценивается по десятибалльной системе.

Методика Т.Е. Рыбакова

Ребенку дошкольного или младшего школьного возраста дается листок, на котором изображены кружки и кресты. Они чередуются, их количество неравное.

Презентация: "Психологическая готовность ребёнка к предстоящему обучению в школе"


Психолог просит школьника посчитать вслух количество кружков и крестов в каждой горизонтальной линии по отдельности. Особенностью методики является то, что ребенок не может помогать себе пальцем или иным предметом. Результат составляется из времени, которое затратит ребенок на выполнение задания, а также из ошибок (остановки, сбой при счете).

Этот способ диагностики позволяет судить об уровне распределения внимания подростков, младших школьников и дошкольников.

Корректурная проба

С помощью этой методики проводят диагностику детей младшего школьного и дошкольного возраста. Ребенку предлагается лист с напечатанными на нем буквами.

Психолог называет три любых буквы на каждой строчке, которые школьник должен зачеркнуть. Фиксируется время выполнения задания и на его основе делаются выводы. Если ребенок потратил меньше 2,5 минут, то темп его восприятия и внимания относят к высокому. Если время превысило 3 минуты, то можно говорить о рассеянном внимании испытуемого.

Для подростков эта методика усложняется тем, что вместо букв на листе расположены слова.

Треугольники

Методика позволяет определить работу произвольного внимания детей и его способность переключаться. Ребенку предоставляется лист бумаги, где на каждой строчке он должен нарисовать требуемый треугольник. Первые две строчки можно попросить рисовать фигуру углом вниз, вторые две – углом вверх.


Психолог отмечает ошибки при выполнении задания. Важно отметить, будут ли они присутствовать в переходный период, между рисованием разных видов треугольников.

На основе вышеперечисленных методик составляется полноценная картина готовности ребенка к школе и характеристики его внимания. Могут выявляться существующие проблемы, которые необходимо устранить для улучшения обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Проблема познавательных процессов - одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов школьников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика внимания младших школьников»

Диагностика внимания

При тестировании следуйте двум основным правилам:

Наилучшие результаты ваш ребёнок покажет за первые 15 минут, после его внимание снизится, поэтому ограничивайтесь только этим временем;
- ведущим видом внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте является непроизвольное внимание, поэтому обязательно проводите тесты в игровой, интересной ребёнку форме.

1. Диагностика уровня внимания:

- «Найди отличия/сходства»,

-«Найди два одинаковых предмета/пару»
- «Что изменилось на картинке?»,

Найди 10 отличий

2. Диагностика объема и концентрации внимания:

Методика «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов - ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла - ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».

Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

Методика «Корректурная проба»

Ребёнку дают бланк с буквами. В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Время работы -5 минут.

Количество просмотренных букв указывает на объем внимания, а количество сделанных ошибок - на его концентрацию.

Норма объема внимания для детей 6–7 лет - 400 знаков и выше , концентрации - 10 ошибок и менее;

для детей 8–10 лет - 600 знаков и выше , концентрации - 5 ошибок и менее .

3. Исследование концентрации внимания

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

Уровень концентрации внимания

очень высокий

средний низкий

64 и меньше

очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается.

Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу,

если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже,

а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

4.Диагностика устойчивости внимания

«Что изображено на картинке?»

Ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы типа

«Какие животные нарисованы на картинке?

Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах?

Каких животных на рисунке два?».

Обратите внимание на то, как ребёнок рассматривает картинку: активен, заинтересован, сосредоточен ли он.

Таблицы Шульте

Процедура применения методики следующая. Испытуемый просматривает первую таблицу и находит, указывая, в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает со всеми остальными таблицами. Учитывается скорость работы, т.е. вре­мя, затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице.

Опреде­ляется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма времени, необходимого для всех пяти таблиц, которая затем делится на 5. В результате получается средний по­казатель работы с одной таблицей.

Для того, чтобы оценить устойчивость внимания , необходимо сравнить между собой время, затрачен­ное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таб­лицы это время меняется незначительно и разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

5. Диагностика переключения внимания

Методика «Красно-черная таблица»

Имеется таблица с красными и черными цифрами от 1 до 12, расположенными в случайном порядке, исключающем логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице сначала черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке, а затем красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения в обоих случаях фиксируется). Следующее задание: показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время также фиксируется).

Показателем переключения внимания будет разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: чем она меньше, тем более развито это свойство внимания.

Таблица

Переключение внимания

Методика «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Проведение методики

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S=(0,5N – 2,8n)/120

где S - показатель переключения и распределения внимания; N - количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут; n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов - показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

6. Диагностика избирательности внимания

«Закрась сначала буквы, а потом цифры»