Тезисный план рассказа любовь к жизни. Урок нравственности по рассказу Джека Лондона Любовь к жизни: выжить любой ценой. «Любовь к жизни» Джек Лондон план

План к рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни» вы можете составить сами.

1. Домой с добычей
2. Один в тундре
3. Жизнь дороже золота
4. Человек сильнее зверя
5. Эхо голода

«Любовь к жизни» Джек Лондон план

1. Тяжелый путь.
2. Билл покинул друга
3. Напряжение ума.
4. 67 спичек.
5. Поиски дичи, рыбы.
6. Галлюцинации
7. Встреча с медведем, волками
8. Следы человека: кости Билла
9. Преодоление волка
10. Ученые из судна «Бедфорд» спасли.
11. Страх нехватки продовольствия
12. Жажда сухарей прошла.

«Любовь к жизни» Джек Лондон цитатный план

1. «Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки».
2. «…Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю
и умереть».
3. «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь. Чтобы не ошибиться, он пересчитал три раза».
4. «Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя».
5. «И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал в тюке у него за спиной».
6. «Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод. А белые куропатки все вспархивали вокруг него…»
7. «Он заглядывал в каждую лужу и наконец с наступлением сумерек увидел в такой луже одну-единственную рыбку величиной с пескаря».
8. «Наступил день - серый день без солнца… Теперь чувство голода у путника притупилось… Мысли у него прояснились, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Диз».
9. «В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий, двигаясь только когда позволяло сердце, не больше пяти».
10. «Он разделил золото пополам; одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а другую всыпал обратно в мешочек… Но ружье он все еще не бросил».
11. «Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье».
12. «Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его».
13. «Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь…»
14. «Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило».
15. «Опять послышалось сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка».
16. «Он шел по следам другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути».
17. «…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул».

Урок нравственности по рассказу Джека Лондона
«Любовь к жизни»: выжить любой ценой
Цели деятельности учителя: ознакомить обучаемых с жизнью и творчеством писателя и его проникновенным произведением, историей его создания; формировать у школьников умение определять компоненты композиции, элементы сюжета, составлять план рассказа; изучать поведение людей в экстремальной ситуации; воспитывать чувство ответственности за судьбы людей;
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно членом общества.
Предметные умения: уметь выступать перед аудиторией с заранее подготовленным материалом, знать содержание рассказа, воспринимать и анализировать текст, владеть понятиями «сюжет», «композиция» и специальной лексикой по теме рассказа.
Метапредметные УДД (универсальные учебные действия):
Регулятивные: умение формулировать тему, цели урока, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, принятие и сохранение учебной задачи, планирование (в сотрудничестве с учителем или одноклассниками, или самостоятельно) необходимых действий, операций.
Познавательные: осознание познавательной задачи, чтение и слушание, извлечение нужной информации, а также самостоятельный поиск ее в различных материалах: учебнике, тетради, Интернете, понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять с учетом решаемых задач.
Коммуникативные: развивать умение работать с текстом на уроке, строить небольшие монологические высказывания; связно излагать мысли, обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах, парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: толковый словарь, портрет писателя, выставка его произведений; презентация, иллюстрации, подготовленные учащимися.
Слова для понимания: автономное существование человека в природных условиях, экстремальная ситуация, сила воли, выносливость, осторожность, опыт, осмотрительность, ответственность, товарищество.
Опережающие задания по группам: подготовить сообщения о Джеке Лондоне, прочитать рассказ.

Географы: (работа с географической картой) Что это такое Клондайк? Где находится? Какая там есть река? Что представляют собой пейзаж (природные условия), в котором происходит действие? Какая стоит погода?

Историки: (исторические факты о времени «золотой лихорадки») В какое время разворачиваются события?

Лингвисты: Знакомят со словами для понимания текста.
Представители МЧС: Можно ли назвать ситуацию, в которую попадает герой рассказа, экстремальной? Объясните, почему вы так думаете?
Литераторы: Характеристика героя (использование иллюстративного материала). Его имя?
Беседа по тексту рассказа.
Сколько времени провел в пути герой?
С какой целью он оказался на Крайнем Севере? Какой он имел опыт жизнедеятельности в тех условиях?
Обладал ли герой хорошим крепким здоровьем, физической выносливостью? В каком состоянии оказывается герой? Опишите состояние героя, брошенного Биллом.
Проявлял ли герой осторожность, предусмотрительность?
Как герой ориентировался на местности?
Как герой защищался от холода?
Какое значение в жизни героя имеет костер?
Как герой боролся с голодом, добывал себе пищу?
Способен ли был герой в борьбе за свою жизнь преодолевать сильную боль?
Как герой оказывал себе первую помощь?
Какое значение придавал герой товарищу в конце рассказа? Нужен ли он был герою?
Возникали ли ситуации, когда герои испытывали страх, и как они при этом действовали?
Возникло ли у героя паническое настроение при встрече с бурым медведем, и как это влияло на его поведение?
Обладал ил герой умением в нужный момент мобилизовать все свои силы, волю, сосредоточиться на самом главном, от чего зависела его жизнь?
Способен ли был герой отнять чужую жизнь, чтобы спасти свою?
Обладал ли герой излишней самоуверенностью?
Какие ошибки, оплошности допустил герой?
Что случилось с Биллом?
Какая вещь оказалась самой ненужной, когда герой рассказа попадает в сложную экстремальную ситуацию (это было и с Робинзоном Крузо)?»
Как вы думаете, почему герой не захотел брать золото Билла?
Благодаря чему герой рассказа «Любовь к жизни» выжил?
Какие средства выразительности использует автор в последнем прочитанном отрывке? В целом тексте?
Авторская позиция?
Известен факт, что многие люди в тяжелые минуты своей жизни обращались именно к этому рассказу Джека Лондона. Как вы думаете почему?
В чем смысл рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»?

Выводы учащихся:
Несмотря на все лишения, герой рассказа выжил в создавшейся экстремальной ситуации.
Читая рассказ Джека Лондона, переживаешь за героя, радуешься его победам, понимаешь, что есть выход из любой ситуации, но этого очень мало для реальной жизни, для преодоления возможных экстремальных ситуаций.
Необходимо закалить себя физически, иметь много разнообразных практических навыков, основательные знания в разных областях наук, и не только тех, которые изучаются в школе.
Надо вырабатывать в себе силу воли, отвагу, мужество, выносливость, осторожность, осмотрительность, гуманизм, товарищество, преодолевая в себе (хотя бы по капельке) лень, неорганизованность.

Домашнее задание: написать сочинение
Составьте рассказ от лица героя рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни» о любом эпизоде повествования.
Роль описаний природы в рассказе Джека Лондона «Любовь к жизни»
Хотел(а) бы я попасть в экстремальную ситуацию?


Приложенные файлы

Класс: 6

Цели урока:

1. На примере рассказа Д.Лондона “Любовь к жизни” воспитывать у детей культуру чтения;
2. Увидеть нарисованные писателем картины жизни в их целостности;
3. Познакомить с различными типами человеческих характеров;
4. Воспитывать такие качества, как доброту, мужество, смелость, уважение друг к другу.

Оборудование:
– портрет Джека Лондона;
– выставка книг Д.Лондона;
– иллюстрации к эпизодам рассказа “Любовь к жизни”;
– тексты,
– компьютер,
– экран,
– проектор.

Эпиграф к уроку.

Друг познаётся в беде.
(Пословица.)

1. Организационный момент. (Ознакомить с темой и целями урока.)

2. Вступительное слово учителя.

Джон Гриффит Лондон – это полное имя писателя Джека Лондона. Многие из вас уже читали его рассказы и повести. Запомнили жизнеутверждающую направленность книг Лондона.

Судьба Джека Лондона сложилась так, что он даже школу не закончил, но школу жизни он прошел большую. Он сам потом вспоминал: “В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин”. Джека воспитывал отчим, добрый, но не очень удачливый человек. Пришлось Джеку с ранних лет зарабатывать на жизнь самому. После десятичасового рабочего дня на консервной фабрике он приходил домой обессилевшим. И все-таки хватался за книги. Он открыл для себя на полках городской библиотеки огромный мир за горизонтом, и этот мир тянул его к себе. Как у Робинзона Крузо, в нем жил дух странствий и приключений.

Он прославлял величие и несокрушимость человеческого духа и совершенно не принимал пассивности, бессилия и равнодушия. В статье “ Что значит для меня жизнь” писатель утверждал: “Мы очистим подвалы и построим новое жилище для человечества, в котором не будет палат для избранных, где все комнаты будут просторными и светлыми.

Я верю, что чистота и бескорыстие духа победят господствующую ныне всепоглощающую алчность”.

За 16 лет напряженного труда Джек Лондон написал 50 книг. Итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ “Любовь к жизни”.

“Упорство – вот тайна писательского мастерства, как и всего остального”.

“Упорство – чудеснейшая вещь”.

Верой в благородство, благородные качества проникнуты “северные рассказы” Лондона. В стране Белого Безмолвия, близ Полярного круга, люди ищут золото. Но не только страсть к наживе руководит ими, а и жажда приключений, любовь к свободе и ненависть к растленной буржуазной культуре. Здесь, лицом к лицу с природой, ведут они борьбу за утверждение личности, отстаивают свое человеческое достоинство.

Это герои рассказов “Белое Безмолвие”, “Мужество женщины”, “Любовь к жизни”.

Учитель. Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан.

2). Найдите в тексте детали, которые подтверждают эту мысль.

(“лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений”, “плечи оттягивали тяжёлые тюки”, “оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз”, “голос звучал вяло”, “говорил равнодушно”).

3). Что ещё можно сказать о героях?

(Один из них попадает в беду. А другой – Билл – оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.)

4). Найти в тексте описание состояние героя, которого покинул товарищ. Обратите внимание на чувства, которые он испытывал.

(“и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя.”
“Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.
– Билл! – крикнул он.
Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…”).

5). Описание природы ещё в большей степени помогает понять нам одиночество и безнадёжность попавшего в беду человека, угнетённость его чувств.

(Найти описание природы в тексте.)

6). Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?

(…Он подойдёт к тому месту…
Билл подождёт его там, и они вдвоём…
…где сколько хочешь еды…)

7). Выделим сцены многодневного пути героя (постепенно нарастает трагизм его положения):

1. Начало пути без Билла;
2. Чувство голода и встречи с куропатками;

3. Герой освобождается от всего лишнего;
4. Встреча с медведем;
5. “Наступили страшные дни дождей и снега”.
6. Герой увидел океан;
7. Встреча с волком.

8). Пересказ эпизода “Встреча с волком”.

(Конец эпизода читает учитель.)

9). Почему герой рассказа оказался победителем? В чём смысл рассказа “Любовь к жизни” и почему он так называется?

Учитель. Герой хотел жить. Он любил жить, и любовь к жизни давала ему силы преодолевать даже смертельные опасности.

10). Рассмотреть иллюстрации к рассказу, помещённые на экране, найти слова, которые можно употребить в качестве подписи к каждой иллюстрации.

11). Выразительное чтение понравившегося отрывка.

12). Работа с пословицами. Охарактеризовать героев рассказа “Любовь к жизни”, затем подобрать пословицы.

Герой: смелый, храбрый, мужественный, волевой, смог добиться намеченной цели, не отступал перед трудностями.

Билл: трусливый, равнодушный, малодушный, слабый, самолюбивый.

Пословицы:

  1. Храброму смерть не страшна (герой).
  2. Непуганная птица и куста боится (Билл).
  3. Враг хитрый, а я хитрей. (герой).
  4. У страха глаза велики. (Билл).
  5. Добыча ловца не ждёт (герой).

Учитель. Ребята, я думаю, этот рассказ никого не оставил равнодушным. На примере этого героя рассказа вы будете расти добрыми, мужественными, друг друга в беде не бросите, будете добиваться намеченной цели. Билл любил только себя, поэтому он и погибает, а вместе они бы выжили.

Итог урока. Оценки.

Домашнее задание – составить цитатный план того пути, который прошёл герой рассказа.

Цитатный план.

1. “Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки”.
2. “Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника”.
3. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек”.
4. “Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя”.
5. “И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал у него в тюке за спиной”.
6. “Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод”.
7. “Он заглядывал в каждую лужу и наконец… увидел…одну-единственную рыбку величиной с пескаря”.
8. “Наступил день – серый день без солнца…Чувство голода…притупилось…мысли прояснились…и он опять думал…о своем тайнике у реки Диз”.
9. “В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий…не больше пяти”.
10. “Он разделил золото пополам… Но ружье он все еще не бросил”.
11. “Он опять разделил золото…”.
12. “Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его”.
13. “Наступили страшные дни дождей и снега”.
14. “Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило”.
15. “Опять послышалось сопение и кашель… и в двадцати шагах от себя он увидал серую голову волка”.
16. “Он шел по следам другого человека… и скоро увидел конец его пути”.
17. “…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул”.

Многое из того, что вы назвали, это вещи, то, что можно купить за деньги. Получается, у многих людей есть цель – иметь много денег, чтобы купить, все, что захочется. Как это связано с рассказом Джека Лондона «Любовь к жизни»?

Послушаем небольшую историческую справку, которую подготовил (ФИО)

Кто является действующими лицами рассказа?

И то, о чем они мечтали больше всего – золото! (слово на доске в центре) у них уже есть, им осталось только выбраться из этого места и тогда их заветная мечта будет близка к осуществлению. Они смогут купить все…

Вы согласны с тем, что рассказ «Любовь к жизни» только о золотой лихорадке

Проследим за судьбами героев рассказа Дж. Лондона.

Что есть для главного героя жизнь?

Почему Билл бросил товарища?

Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки бобы», т.е. то, что поможет выжить. Значит есть смысл добраться до тайника.

Помогает ли главному герою золото преодолеть боль?

Уход друга – это олицетворение смерти. И золото в этой ситуации не спасает.

Герой попадает в сложную ситуацию.
В чем сложность его положения?

Что же такое экстремальная ситуация?
найдите и прочитайте определение этого понятия.

Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека?

Мы сейчас в классе на уроке, нам сложно представить состояние героя, но все-таки давайте попробуем. Для этого встаньте, пожалуйста, закройте глаза, потрите мочки ушей. Представьте, перед вами Аляска - земля первобытной, дикой Природы. Аляска, изрезанная фьордами и взметнувшаяся к облакам чарующей красотой снежных гор. Земля ледников и клокочущих вулканов; лесных дебрей и голых островов тундры; жаркой весны и ледяных ветров зимней стужи. И человек один перед этой суровой природой. Откройте глаза взмахните руками, садитесь. Как хорошо, что мы сейчас в классе, вместе и можем с восхищением посмотреть на этот край. (Видеоролик об Аляске – 1 минута) покажите на карте место действия

Проследите по тексту , как ведет себя наш герой, оставшись один.

Описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство: (найдите)

Природа – это жизнь, но суровая и не прощающая слабостей. Для главного героя жизнь- это природа, это он сам, его боль и страдания.

Сравните с тем, что рисовали вы? В чем вы видите различие?

Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный.

А где в этот момент золото?

Золото – это промежуточное звено между жизнью и смертью.

Но герой не сдается , стремится к своей цели, преодолевая трудности

Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою? Назовите.

Одно из самых серьезных испытаний – это борьба человека с волком. Давайте обратимся к этому эпизоду и перечитаем его.

Какими показаны волк и человек?

Человек пытается выжить! Только ли человек?

Что помогло человеку одержать победу над животным?

А что такое сила духа?

Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?

А где же золото у главного героя?

Но в тексте, как и в жизни есть моменты, где человек напоминает нам животное?

Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.

И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?
просмотрите в тексте фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения?

У главного героя по одну сторону жизнь, по другую смерть, а золото- фантом, который в этой ситуации герою совершенно не нужен. (см. Приложение 4)

Как вы считаете, мог ли Д. Лондон написать такой рассказ с чьих-то слов или он сам был в тех местах?

Да, Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.

Вашему вниманию сообщение «Джек Лондон и его герои». Подумайте:

Есть ли что-то общее между тем, что вы услышите и рассказом «Любовь к жизни»?Если тема смелых героев вызвала у вас интерес, вы можете прочитать эти рассказы. (названия рассказов на доске)
Подводя итог нашему уроку, ответьте на вопрос «Любовь к жизни – это любовь к …?» письменно ответ на вопрос.

Отметьте на круге свою позицию (см.Приложение5)

Оценивание учеников

1Подготовить сообщение на тему «Встречали ли вы в своей жизни настоящих людей? Какие они?

История создания рассказа

Рассказ «Любовь к жизни» был написан американским писателем Джеком Лондоном в 1905 году, издан в сборнике рассказов о приключениях золотоискателей в 1907 году. Представляется возможным, что рассказ имеет долю автобиографичности, по крайней мере, имеет под собой реальную основу, так как писатель приобрел немалый жизненный и писательский опыт, плавая матросом на шхунах и принимая участие в покорении Севера в дни «золотой лихорадки». Жизнь обеспечила ему массу впечатлений, которые он выразил в своих произведениях.

Добавляет подлинной реальности и то, с какой географической детализацией автор изображает путь своего героя - от Большого Медвежьего озера до устья реки Коппермайн, впадающей в Северный Ледовитый океан.

Сюжет, герои, идея рассказа

Конец 19 века ознаменовался целой цепочкой «золотых лихорадок» - люди в поисках золота массово исследовали Калифорнию, Клондайк, Аляску. Типичная картина представлена и в рассказе «Любовь к жизни». Два друга, путешествующих в поисках золота (и добывших приличное количество), не рассчитали сил на обратную дорогу. Нет провизии, нет патронов, нет элементарных психических и физических ресурсов - все действия совершаются автоматически, словно в тумане. Герой, переходя через ручей, оступается и повреждает ногу. Товарищ по имени Билл без малейших раздумий бросает его и уходит, даже не обернувшись.

Главный герой остается бороться. Добыть животную пищу он не может, рыба из маленького озерка ускользает, несмотря на то, что он ручную вычерпывает из водоема всю воду. Золото пришлось бросить из-за его веса. Судьба Билла оказалась печальной - безымянный герой набрел на кучу розовых костей, лохмотья одежды и мешочек с золотом.

Кульминацией рассказа становится встреча с волком, слишком больным и слабым, чтобы напасть на человека, но явно рассчитывающим полакомиться трупом человека, когда тот умрет от истощения и изнеможения. Герой и волк сторожат друг друга, ведь он в равных условиях и в каждом из них говорит инстинкт выживания - слепая и самая сильная в мире любовь к жизни.

Главный герой притворяется мертвым, ожидая нападения волка, и когда тот нападает, человек даже не душит его - он придавливает его своим весом и прогрызает волку шею.

У самого моря команда китобойного судна замечает на берегу нелепое копошащееся существо, ползущее к кромке воды. Героя принимают на корабль и вскоре замечают его странность - он не ест хлеб, подаваемый к обеду, а прячет его под матрас. Такое помешательство развилось из-за длительного неутолимого голода, который ему пришлось испытать. Впрочем, вскоре это прошло.

Рассказ построен на противопоставлении вначале Билла и безымянного героя, затем - безымянного героя и волка. Причем Билл в этом сравнении проигрывает, так как сравнивается с учетом моральных критериев и терпит поражение, а волк остается с героем на равных, так как природа не знает жалости, как и человек, доведенный до последней черты.

Главной идеей рассказа является мысль о том, что борьба человека с природой за право существования беспощадна, несмотря на то, что человек вооружен еще и разумом. В критических ситуациях нас ведет инстинкт или любовь к жизни, и практика показывает, что выживает сильнейший. Природа не ведает жалости и снисхождения к слабому, уравнивая в правах хищников и травоядных. С точки зрения природного выживания Билл считал себя правым, избавляясь от балласта в виде раненого приятеля. Но важнее оставаться человеком до конца.

Наткнувшись в тундре на останки своего погибшего товарища, он не злорадствует и берет себе его золота. Он не бросается на останки из чувства голода (хотя накануне мы видим, как он поедал живых птенцов), и это становится последним, крайним проявлением человеческого достоинства.