Томас Шаллер: Рисуйте не только то, что видите, но и то, что чувствуете. Томас Шаллер: Рисуйте не только то, что видите, но и то, что чувствуете На чем Вы специализировались как архитектор

На протяжении 20 лет Томас Шаллер (Thomas W Schaller) занимался архитектурной практикой в Нью-Йорке. Разрабатывал градостроительные концепции и выполнял визуализации проектов. Затем переехал в Лос- Анджелес, где полностью посвятил себя искусству акварели. На сегодняшний день Шаллер является одним из самых известных архитектурных пейзажистов мира. Он — лауреат множества наград, в том числе самой престижной премии в области архитектурного рисунка — Hugh Ferriss Memorial Prize. Почетный президент Американского общества архитектурных иллюстраторов (ASAI). В этом году вошел в состав Жюри Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика 2015-2016». В ноябре по приглашению главного архитектора Москвы Томас Шаллер побывал в российской столице и представил свое творчество , где нам удалось с ним поговорить.

На своем сайте в автобиографии Вы пишете, что решение оставить архитектурную практику и стать свободным художником далось Вам непросто. Чего Вы боялись?

Сложный вопрос. Это были трудности личного характера. Я боялся слова «художник». Мне оно казалось слишком возвышенным и обязывающим. Казалось, что называть себя так - значит слишком много о себе думать. Однако со временем я пришел к выводу, что не ты выбираешь, быть тебе художником или не быть, а это призвание, которое выбирает тебя само. Либо ты художник, либо не художник. И это не означает, что ты лучше или хуже кого-то. Просто так есть и все.

Thomas W Schaller. Skybridge, Lower Manhattan. Sketch - Workshop Demo - Watercolor.

Следующий вопрос Вам, наверное, часто задают: кто из рисующих архитекторов прошлого или современности Вас вдохновляет?

Как ни странно, я этот вопрос слышу редко: не все помнят, что многие архитекторы были и являются прекрасными художниками. В первую очередь назову Пиранези - он неподражаемо соединял совершенство графики, художественную экспрессию и гипнотические пространственные истории. Подолгу могу рассматривать визионерские композиции Булле. Большое влияние на меня оказали мастера британской школы начала XIX века, Эдвард Лаченс например. Особенно я ценю умение англичан вписывать архитектуру в природный контекст, и это умение напрямую связано с их пейзажной живописью. Не могу не упомянуть Хью Фэрриса, автора XX века, который мастерски перевел архитектурную графику на язык современности. Очень люблю рисунки русских конструктивистов, особенно Якова Чернихова, в моей коллекции есть пара его графических произведений.

Thomas W Schaller. End of the Day - Toulouse Cathedral. Watercolor. 22x14 13.03..2015

Почему из всего многообразия художественных техник и инструментов Вы предпочли акварель?

Как художника меня больше всего вдохновляют эффекты света и тени. Я пробовал выражать игру и борьбу этих противостоящих сил в самых разных техниках. Ни одна в этом плане не сравнится с акварелью. Кому-то нравится рисовать акварелью плотные фигуры, для меня же самое главное - ее прозрачность, светоносность. В текучести и интуитивности акварели проступают сердце и рука художника, и поэтому для меня она - оптимальное «медиа».

Как вы рисуете городскую архитектуру? Сначала делаете эскизы с натуры на пленэре, а потом заканчиваете в студии, или как-то по-другому?

Все, что я рисую, основывается на моих пленэрных эскизах. Иногда я начинаю и заканчиваю работы на улице. В некоторых случаях, особенно если это крупноформатные вещи, доделываю их в мастерской. Но мои рисунки далеко не всегда педантично следуют натуре. Я скорее изображаю чувства, которые она у меня вызывает.

Thomas W Schaller. Royal Crescent - Bath, England. Watercolor. 56x76. 2013

Вы много путешествуете по миру. Какие города Вам нравится рисовать больше всего?

Это Берлин, Прага, Гонконг. Конечно, Париж и Рим. Нью-Йорк - моя любовь, и Киото - город потрясающей красоты. И вот в Москве я всего несколько дней, но мне не хочется делать ничего другого, кроме как рисовать. Здесь буквально на каждом шагу встречается что-то великолепное. Я счастлив, что имею возможность путешествовать, но в то же время убежден в том, что настоящему художнику не нужно далеко ездить, искать какую-то экзотическую натуру. Он способен найти красивые, достойные рисунка объекты даже у себя во дворе.

"State Historical Museum - Red Square; Moscow". Graphite and Watercolor Sketch. 13x18 inches 22 Nov. 2015

Одна из номинаций конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика 2015-2016» посвящена взаимодействию архитектуры и воды в Москве. Та Москва, которую Вам уже удалось увидеть, - интересный с этой точки зрения город? Или наша ноябрьская погода не позволила оценить всю картину по достоинству?

Москва в такую погоду - а надо сказать, я считаю такую погоду красивой - удивительным образом напомнила мне Северную Ирландию. Хотя там я путешествовал в основном по сельской местности, но встреча двух природ - живой и рукотворной, мне кажется неуловимо схожей с тем, что я увидел здесь, в мегаполисе с рекой и ее холмистыми берегами. Вода подчеркивает великолепие многих московских зданий, и я уверен, здесь можно найти немало эффектных точек и видов.

Thomas W Schaller. Steps to the Cathedral - Girona. Watercolor on Saunders Waterford St Cuthberts Mill. 76x56 cm 07 July 2015 — in Los Angeles, California.

Расскажите о своих архитектурных фантазиях. Какие темы, миры живут в Вашем воображении?

Когда я смотрю на реальные сооружения, то всегда думаю о том, что было в голове у их создателей. Часто идеи архитектуры меня волнуют и очаровывают больше, чем сами здания. И в своих работах я пытаюсь отобразить идеальные образы, стоящие за постройками. Иногда существующие здания превращаются в моем воображении в фантастические, иногда наоборот - мои фантазии материализуются. Это стирает в сознании границу между реальностью и вымыслом, мое творчество существует на их стыке.

Thomas W Schaller. Orpheus in Orlando. 15x30 inches

На чем Вы специализировались как архитектор?

Я участвовал в конкурсах на крупные проекты, создавал градостроительные концепции. Ко мне приходили девелоперы и до разработки проекта просили рассказать, как я представляю себе город или какое-то здание. Причем ключевым моментом для них было мое воображение. Постепенно я стал работать сам на себя, и уже не отталкивался от установок клиентов, а руководствовался только своими идеями.

Насколько в США востребована профессия архитектурного иллюстратора, рисующего вручную?

В последнее десятилетие ситуация существенно изменилась в США, да и по всему миру. Думаю, прежде-всего из-за экономических обстоятельств. Спрос в этой сфере упал. Сейчас примерно 95% визуализаций приходится на компьютерную графику.

Thomas W Schaller. Ponte Sant Angelo. 22x30 inches.

Деятельность ASAI - Американской ассоциации архитектурных иллюстраторов, одним из основателем которой Вы являетесь, как мы знаем, направлена на то, чтобы поддержать применение не только компьютерных медиа, но и ручной работы. Есть надежда, что спрос на нее вернется?

Да, и это уже потихоньку происходит. За последние три года интерес к ручной архитектурной графике заметно вырос. Я сам редко берусь за заказы, но знаю, что заказчики все чаще хотят видеть интуитивную природу проекта, больше его эмоциональную сторону, а не только техническую, хотя в идеале, конечно, нужно их сбалансированное сочетание.

Cathedral - St. John the Divine - NYC, watercolor - 22 Oct. 2015, 14x20 inhes

Вы участвовали в Жюри многих смотров архитектурной графики и, наверное, сформулировали для себя какие-то критерии оценки конкурсных работ. Каковы они? Участникам нашего конкурса «АрхиГрафика 2015-2016» будет интересно и полезно узнать Вашу позицию как члена Жюри.

Да, я часто входил в Жюри конкурсов архитектурного рисунка и других художественных конкурсов…Признаться, я не очень люблю судить чужие работы и определять: вот это «правильно», а это «неправильно». Понятно, что в искусстве есть свои законы, но их не должно быть слишком много. Однако, когда я берусь судить, то главным критерием для меня является идея, какая-то история, страсть. Если в работе есть страсть, ее всегда видно. Конечно, техническое мастерство важно, но если оно доминирует над идеей, то получается простая иллюстрация, а не искусство. Опять же, в идеале между ремеслом и эмоциями должен быть баланс.

Вам уже удалось заглянуть на ?

Да. И я был потрясен. Такой высокий уровень качества графики, что даже пугает.

Я пока не буду спрашивать, какие работы Вам понравились. Их прием еще продолжается. Но, возможно, Вы могли бы что-то посоветовать тем, кто участвует в этом конкурсе, и вообще всем, кто рисует архитектуру.

Что бы я посоветовал…Мы все легко поддаемся искушению увлечься какими-то средствами выразительности или техническим мастерством. Это, конечно, замечательно, но иногда приводит к риску перегрузить работу. Лучше сделать проще, чтобы рисунок был четкий и ясный, а идея звучала сильнее. То есть нужно сделать хорошо, но не слишком много.

Один из самых известных архитектурных пейзажистов мира, почетный президент Американского общества архитектурных графиков (ASAI) Томас Шаллер уверен в том, что такие традиционные навыки как рисунок и живопись по-прежнему важны в профессии архитектора. В интервью порталу «Архсовет Москвы» Томас Шаллер рассказал о своем увлечении и поделился впечатлениями от первого визита в Москву.

После 20-летней карьеры архитектора в Нью-Йорке Томас Шаллер решил изменить свою профессию и полностью посвятил себя рисунку. Он получил множество наград, стал лауреатом самой престижной премии в этой области — Hugh Ferriss Memorial Prize, а также написал ряд книг и статей о любимом занятии. В этом году Томас Шаллер вошел в состав жюри международного конкурса архитектурного рисунка АрхиГрафика 2015-2016, а совсем недавно стал почетным гостем

— Насколько, по Вашему мнению, важен рисунок в современных архитектурных школах? Должен ли современный практикующий архитектор уметь хорошо рисовать?

— Если вкратце, то да. Конечно, я пристрастен и считаю, что любое хорошее здание является результатом хорошего рисунка и хороших идей, а выразить их можно только с помощью практики рисования. В США, к сожалению, практически нет академических курсов, мало школ, которые бы обучали таким традиционным навыкам, как рисунок или живопись. Но постепенно эта тенденция возвращается, например, в Оклахомском университете есть программа, обучающая и живописи, и рисунку, и наброскам. Есть нечто подобное и в Бостоне, и в Калифорнии….

— Как привлечь молодых архитекторов к этой теме? Если этого не требует рынок, что еще могло бы стать катализатором?

— По правде, многие молодые люди, которые приходят в профессию архитектора, надеются, что их будут учить как раз рисованию. Я получаю каждый день огромное количество писем на своем сайте и в блоге, в которых молодые художники и архитекторы говорят: «Вот я бы хотел заниматься тем, чем вы сейчас занимаетесь, прийти к этому....». И я всегда желаю им удачи, потому что на самом деле спрос есть, как раз со стороны этих молодых людей, которые считают, что можно создать хорошее здание только с помощью выразительного искусства. Я мечтаю, чтобы университеты в США подхватили это знамя. Плохо это или хорошо, трудно сказать, я ведь самоучка. Многие молодые люди считают, что я получил классическое образование в этой сфере, а на самом деле я просто читал книги, практиковался, занимался самообразованием.

— Вы увлеклись рисованием в пору работы архитектором. В вашей практике скетчи всегда предшествовали проекту?

— Да, но ведь я сам приносил свои рисунки клиентам, и они говорили «о, вот это да, Вы умеете рисовать!». Зачастую, кроме меня, никто этого не умел делать, и если говорить об американских архитектурных бюро, то там никогда даже не было столов для рисования, карандашей. Я приносил все сам, показывал свои навыки…. Тогда это было довольно необычно, а я всегда был влюблен в эту традицию 18-19 веков и считал, что долг всей моей жизни - показать архитекторам, насколько это полезный и необходимый для них навык.

— Сегодня хорошо рисующие архитекторы Вам часто встречаются?

— В США, к сожалению, это скорее экзотика, хотя должно быть общей практикой. И мало осталось тех, кто рисует вручную здания. Сейчас очень трудно найти такого специалиста, и я опасаюсь, что это направление начинает отмирать. Вот почему я пытаюсь научить этим навыкам молодежь.

— Что Вы скажете об архитектурной среде Москвы? Насколько она Вам кажется комфортной, в том числе для художников?

— Я с удовольствием рисую Москву, я здесь всего несколько дней, но каждый раз после возвращения в отель провожу полночи рисуя…. Мне кажется, Москва - самый художественный, самый артистичный город, с которым даже Париж в каком-то отношении не может сравниться. Конечно, я провел здесь не так много времени, но когда я хожу по улицам, то вижу, насколько важно искусство в вашем городе. В Москве архитектура воспринимается именно как форма искусства, и это, с одной стороны, делает тебя таким маленьким по сравнению с тем, что ты видишь вокруг, а с другой, несомненно вдохновляет. Я мог бы рисовать Москву годами.

— Вас поразило сочетание разных архитектурных стилей?

— Я не эксперт, но здесь я чувствую огромное уважение к прошлому и одновременно взгляд в будущее. Меня это восхищает, а также напоминает о том, как у нас обстоят дела в Нью Йорке: мы охраняем и защищаем наши старые уважаемые здания, но в то же время внедряем и современные технологии. Кстати, в Нью Йорке есть целое движение по сохранению архитектурных памятников, которое началось в 1968 году после трагической утраты здания вокзала Пенсильвании, его снесли за одну ночь.

— А когда Вы были практикующим архитектором, какую архитектуру Вы проектировали, какой стиль Вы предпочитаете?

— Меня привлекают все стили, если они выполнены цельно. Очень привлекает модернизм, если в нем есть простота и четкость линий. В моей практике, наверное, все-таки преобладали проекты, связанные именно с этим направлением.

Томас Шаллер (Thomas W. Schaller) – талантливый современный акварелист, чьи работы привлекают внимание зрителей утонченностью и воздушностью. Написанные им урбанистические пейзажи полны света, они буквально пронизаны солнечными лучами, которые, словно по волшебству, наполняют жизнью его картины.



«Не рисуйте то, что видите. Рисуйте свет, который оживляет предметы», - такой совет дает художник тем, кто пробует себя в живописи. Томас живет и работает в Лос-Анджелесе, увлечение акварелью пришло к нему не сразу. Он долго работал архитектурным дизайнером, но однажды в разговоре с другом задумался, чего ему не хватает для самореализации. Поразмыслив, решил, что нельзя зарывать талант в землю и – сменил профессию.







Художник стремится не просто воссоздавать то, что видит, а постигать самую сущность предметов и явлений. Ему интересно передавать зрителю те «истории». которые могут поведать здания, площади, кварталы.



По работе Томасу и раньше часто доводилось делать чертежи, продумывать дизайн зданий. Однако тогда ему приходилось уделять внимание правильной перспективе, точно просчитывать масштабирование рисунка. Художественное полотно, напротив, дает возможность реализовать свой творческий потенциал, сосредоточиться на эмоциональной составляющей. Динамику его акварелям придает игра света и тени, на картинах часто можно увидеть людей, идущих по улицам, что тоже оживляет изображения.



Рассказывая о секретах своего мастерства, Томас Шаллер призывает рисовать не те объекты, которые вдохновляют, а само по себе вдохновение, ведь задача художника заключается в том, чтобы суметь передать возникающие у него эмоции и чувства.

Томас Шаллер (Thomas Wells Schaller) получил архитектурное образование в Нью-Йорке, где долгое время работал как архитектор, потом переехал в Лос-Анжелес и полностью посвятил себя рисунку. Сейчас он является одним из самых известных архитектурных пейзажистов мира. За свои работы Шаллер получил множество наград, стал лауреатом самой престижной премии в области архитектурной графики - Hugh Ferriss Memorial Prize. Почетный президент Американского общества архитектурных графиков (ASAI). Автор книг и статей по архитектурному рисунку. В этом году он вошел в состав жюри международного конкурса АрхиГрафика 2015-2016. В Россию Шаллер приехал по приглашению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. В качестве почетного гостя он выступил на презентации книги архитектурной графики Кузнецова в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Вы получили архитектурное образование и долгое время работали как архитектор. Когда вы начали рисовать?

Я начал рисовать еще в детстве. Моя мама говорила, что я родился с карандашом в руке. Но, думаю, это преувеличение. Я был застенчивым, тихим ребенком маленького роста, как, впрочем, и сейчас, и все время рисовал. Это был мой способ самовыражения, самопогружения и изучения окружающего мира.

Если вы так любили рисовать, почему вы пошли в архитектуру?

Я переехал в Нью-Йорк и там получил архитектурное образование, потому что профессия художника казалась мне чем-то особенным. И уже потом я понял, что быть художником - это призвание. И не ты выбираешь жизнь художника, а она выбирает тебя.

Thomas W Schaller. Pons Fabricius - Rome. Watercolor.

Была ли какая-нибудь связь между рисунком и вашей архитектурной практикой?

Хороший вопрос... Да, это было взаимосвязано. Для меня рисунок всегда был и остается продолжением меня, он идет от сердца. Он привносил эту составляющую в мою архитектурную работу. С другой стороны, благодаря своей профессии в изображении архитектуры я очень внимателен к деталям. И это давало моим рисункам большую убедительность.

Почему вы выбрали акварель в качестве основной техники?

Сначала я рисовал в основном карандашом, но в какой-то момент простой линии мне оказалось недостаточно. Я открыл для себя акварель и начал осваивать эту технику. Акварель - это цвет, прозрачность, возможность играть оттенками, выражая самые разные чувства. Для меня это важно.

Thomas W Schaller. New York Public Library. Watercolor.

Кто из архитекторов, живописцев прошлого или настоящего на вас повлиял больше всего?

На меня влияли не только архитектура и живопись, но и фотография, кинематограф, музыка. Я обожаю музыку, часто слушаю ее во время работы, я неплохо знаю произведения Чайковского, Мусоргского. Если говорить о живописи, то больше всего на меня повлияли Ротко и Шагал. Когда я увидел в Третьяковской галерее оригиналы работ Шагала, которые хорошо знаю по репродукциям, я испытал огромное потрясение. Если говорить о выдающихся художниках архитектуры, то это, конечно, Пиранези, Тернер, Хью Феррис, Яков Чернихов и многие другие.

Thomas W Schaller. Ponte Sant’Angelo - Rome. Watercolor.

Как Вы считаете, в век господства компьютерных технологий рисунок по-прежнему актуален?

Да, компьютерные технологии сейчас очень распространены, и это хорошо. Я совсем не ханжа и тоже пользуюсь компьютером. Многие произведения компьютерной графики необычайно интересны. Но, мне кажется, если отсутствует рисунок, то выпадает очень важное звено, утрачивается связь между человеком, его чувством и его произведением.

Thomas W Schaller. State Historical Museum - Red Square. Moscow.

Наиболее важным я считаю умение сочетать профессиональные навыки и чувство. Для меня не всегда важна документальная точность того, что я изображаю, но я всегда стремлюсь передать чувство, которое я испытываю по поводу того, что вижу. Индивидуальность ви дения очень важна. Я часто говорю своим студентам: «Не рисуйте то, что вы видите, а рисуйте то, что вы чувствуете по поводу увиденного. То, что вы видите, рассказывает одну историю. А то, что вы чувствуете, - совсем другую. И если их объединить, возможно, получится произведение искусства».

Thomas W Schaller. Red Square Skyline - Moscow. Watercolor.

В Москве Вы рисовали вместе с Сергеем Кузнецовым. Он получил архитектурное образование и связан с отечественной традицией рисунка. Что вы думаете о его работах и о российской традиции рисования?

Когда я увидел работы Сергея, я подумал, что у него хорошее образование. И эта гипотеза подтвердилась. Для меня было большим удовольствием и честью рисовать вместе с ним. Мы поработали немного, и я надеюсь, что в будущем еще продолжим. У Сергея есть замечательная профессиональная подготовка, и при этом у него есть кое-что еще - это дар. В свою работу он всегда вкладывает сердце. Он любит рисовать, и это сразу видно. Сочетание прекрасного образования и любви создает в итоге его работы. Уровень его мастерства восхищает. Он так молод и уже так многого достиг. А по поводу российской академической традиции…. Наверное, она одна из самых сильных в мире. В моем офисе в Нью-Йорке работает несколько русских помощников, и их рисунки, пожалуй, всегда лучшие.

Вы впервые в Москве? Понравился ли вам город?

Я впервые в Москве, и я получил огромное наслаждение. Я не ожидал, что Москва - такой удивительный город. Улицы, мосты, метро, музеи… По своему духу она чем-то напоминает мне Нью-Йорк. Москва - поразительный город, я хотел бы вернуться сюда еще много раз.