Топ десять научных заблуждений. Самые известные научные заблуждения

Вашему вниманию предлагается список "гениальных" заблуждений в науке и технике, сейчас даже трудно поверить в эти высказывания...

Концепция интересна и хорошо оформлена. Но, для того, чтобы идея начала работать, она должна содержать здравый смысл. (профессура Yale University в ответ на предложение Фреда Смита об организации сервиса доставки на дом; Фред Смит станет основателем службы доставки Federal Express Corp.)

Бурение земли в поисках нефти? Вы имеете в виду, что надо сверлить землю для того, чтобы найти нефть? Вы сошли с ума. (ответ на проект Эдвина Дрейка, 1859)

Знающие люди прекрасно осведомлены о том, что голос невозможно передать через провода. Даже если бы это было возможно, пользы от этого не было бы никакой. (The Boston Post, 1865)

Теория Луи Пастера о микробах - смешная фантазия. (Пьер Паше - профессор психологии университета Тулузы, 1872)

Живот, грудь и мозг всегда будут закрыты для вторжения мудрого и гуманного хирурга. (Сэр Джон Эрик Эриксен - британский врач, назначенный главным хирургом королевы Виктории, 1873)

Устройство под названием "телефон" имеет слишком много недостатков, чтобы всерьёз говорить о нём как о средстве связи. Никакой ценности это устройство для нас не представляет. (служебное письмо сотрудника Western Union, 1876)

Американцам может и нужен телефон, а нам - нет. У нас достаточно мальчиков-посыльных. (Сэр Уильям Прис, главный инженер Управления почт, 1878)

Летающие машины, весом тяжелее воздуха невозможны! (Лорд Кельвин - президент Королевского Общества, Royal Society, 1895)

Все, что могло быть изобретено, уже изобрели. (Чарльз Дьюэлл - специальный уполномоченный американского Бюро Патентов, 1899)

Самолеты - интересные игрушки, но никакой военной ценности они не представляют. (Марешаль Фох, профессор, Ecole Superieure de Guerre)

Этой тарахтелкой можно пугать беременных кошек, но какой прок от неё в бою? (генерал Китченер о первом танке, 1915)

Эта музыкальная коробка без проводов не может иметь никакой коммерческой ценности. Кто будет оплачивать послания, не предназначенные для какой-то частной персоны? (партнеры ассоциации Davclass Sarnoff в ответ на его предложение инвестировать проект создания радио, 1920)

Профессор Годар не понимает отношений между действием и реакцией, ему не известно, что для реакции нужны условия более подходящие, чем вакуум. Похоже, профессор испытывает острый недостаток в элементарных знаниях, которые преподаются еще в средней школе. (передовая статья в газете New York Times, посвященная революционной работе Роберта Годара на тему создания ракеты, 1921)

Да, кого, к чертям, интересуют разговоры актеров? (реакция H.M. Warner - Warner Brothers на использование звука в кинематографе, 1927)

Думаю, что на мировом рынке мы найдем спрос для пяти компьютеров. (Томас Ватсон - директор компании IBM, 1943)

ENIAC состоит из 18000 электронных ламп и весит 30 тонн. Однако компьютеры будущего, возможно, будут состоять из всего лишь 1000 электронных ламп и весить всего 1,5 тонны. (Popular Mechanics, март 1949)

Пылесосы на атомной энергии , возможно, появятся уже через 10 лет. (Сэр Алекс Левит, президент и основатель компании по производству пылесосов Lewyt Corporation, 1955)

Я изъездил эту страну вдоль и поперек, общался с умнейшими людьми и я могу вам ручаться в том, что обработка данных является лишь причудой, мода на которую продержится не более года. (редактор издательства Prentice Hall, 1957)

Потенциальный мировой рынок копировальных аппаратов вместит не более 5000 единиц. (IBM основателям компании Xerox, 1959)

Нам не нравится их звук и, вообще, гитара - это вчерашний день. (Decca Recording Co., отклонившая запись альбома группы the Beatles, в 1962)

Но, что может быть полезного в этой штуке? (вопрос на обсуждении создания микрочипа в Advanced Computing Systems Division of IBM, 1968)

В 1951 я навестил профессора Дугласа Хартри, создавшего первый дифференциальный анализатор в Англии. У него было больше опыта в работе с такими крайне специализированными компьютерами, чем у кого-либо. Он сказал мне, что, по его мнению, все вычисления, которые потребуются здесь, в Англии, могут быть произведены на трёх цифровых вычислительных машинах, которые в тот момент уже строились - одна в Кембридже, вторая в Теддингтоне и третья в Манчестере. Как он сказал, персональные машины никогда никому не понадобятся, да и цена у них заоблачная. (Лорд Боуден, American Scientist, 1970)

В середине 70-х кто-то обратился ко мне с одной идеей, которую сейчас, наверное, можно назвать персональным компьютером. Мысль заключалась в том, что нам следовало использовать процессор 8080 вместе с клавиатурой и монитором, а затем продавать эти машины на внутреннем рынке. Я тогда спросил: "Для чего всё это?" Единственное, что я услышал в ответ, было создание кухонного компьютера для домохозяек, который хранил бы в памяти всяческие кулинарные рецепты. Лично я ничего полезного в этом не усмотрел, поэтому больше к этой идее мы не возвращались. (Гордон Мур, Intel)

Этот компьютер, кстати, назывался Honeywell Kitchen Computer и стоил на момент выпуска в США примерно как 4 новеньких авто - неудивительно, что ни один экземпляр так никто и не купил.

Ни у кого не может возникнуть необходимость иметь компьютер в своем доме. (Кен Олсон - основатель и президент корпорации Digital Equipment Corp., 1977)

640КБ должно быть достаточно для каждого. (Билл Гейтс, 1981)

Нам никогда не удастся создать 32-битную операционную систему. (Билл Гейтс на презентации MSX, Machines with Software eXchangeability - название стандарта для бытовых компьютеров 1980-х годов)

100 миллионов долларов - слишком большая цена за Microsoft. (IBM, 1982)

Я верю в то, что OS/2 суждено стать самой значимой операционной системой и, возможно, программой на все времена. (Билл Гейтс в предисловии к руководству пользователя OS/2, 1987)

Многие говорят о том, что в 1996 году и без того быстрый темп распространения доступа в Сеть по всему миру только ускорится. Но лично моё мнение такое: взлёт популярности интернета в 1996 завершится полным крахом. (Роберт Меткалф, основатель 3Com и изобретатель Ethernet, 1995)

Через два года, проблема спама будет решена. (Билл Гейтс на Всемирном экономическом форуме, 2004)

К следующему рождеству iPod отправится на тот свет, откинет копыта, присоединится к большинству - одним словом, капут. (Сэр Алан Шугар, CEO компании Amstrad, Daily Telegraph, February 2005)

У iPhone нет шансов получить значительную часть рынка. Абсолютно никаких. Пусть, прося за телефон $500, Apple делает неплохие деньги, но взгляните на 1.3 миллиарда мобильников, проданных по всему миру. Лучше наше ПО будет установлено на 60, 70 или 80% из них, а не на тех двух-трех процентах, которые придутся на Apple. (генеральный директор Microsoft Стив Балмер, USA Today, 2007)

8 января, 372 года назад, умер великий ученый Галилео Галилеей. Его открытия в физике и астрономии намного опередили свое время. Но, как его догадки были гениальны, так и его ошибки были удивительно глупы. "РГ" рассказывает о заблуждениях "светлых голов" прошлых времен, касающихся природы вещей.

Галилео Галилей и "капризные" приливы

Прославленный итальянец намеревался доказать, что Земля вращается вокруг солнца и создал математическую теорию для понтифика Урбана VIII. К его несчастью, за основу своей работы он взял морские приливы.

Как это часто бывает у предприимчивых школьников, желающих несмотря ни на что подтянуть под правильный ответ решение, доказательство теории было абсолютно неверно и, даже, абсурдно. Зато итоговый результат был подогнан с удивительным пренебрежением к очевидным ошибочным фактам. Согласно математическим расчетам, высокий прилив должен был происходить один раз в день вместо двух, но Галилео отказался признать свою ошибку, высмеяв тех, кто утверждал, что на приливы влияет Луна, а не Солнце.

Гальвани и "внутреннее электричество"

Луиджи Гальвани известен всему миру как первооткрыватель электричества. Проводя бесконечные опыты, он заметил, что при прикосновении к конечностям лягушек железной проволокой с медным крючком, они начинают сокращаться, несмотря на то, что земноводные были давно мертвы. Гальвани в восторге явил человечеству новую теорию, согласно которой биологическая ткань генерирует свое собственное электричество. Через некоторое время Алессандро Вольта указал на заблуждение Гальвани. Он доказал, что не в лягушках появляется электрический ток, а от взаимодействия меди с железом.

Альберт Эйнштейн и статичная вселенная

В 1917 году перед публикацией своей теории относительности, Альберт Эйнштейн спросил у астрономов, расширяется вселенная или, наоборот, сжимается. Ему необходимо было это знать для составления правильных уравнений. Астрономы ответили, что вселенная не меняет своих размеров. Эйнштейн подогнал свои уравнения прямо как Галилей, включив в них космологическую постоянную Эйнштейна.

Примерно через десять лет Эдвин Хаббл обнаружил, что вселенная все-таки расширяется, и "подгонка" уравнений оказалась ненужной. Эйнштейн назвал включение константы своим "самым большим промахом", но опять оказался неправ. Недавние исследования природы космоса показали, что константа необходима для соответствия теорий с наблюдениями.

Лорд Кельвин и "лучи обмана"

Медицина наука не точная, а профессора и ученые в области медицины люди довольно упрямые и консервативные. В 1896, менее чем через год после вступления в должность председателя Королевского общества, лорд Кельвин заявил, что недавняя информация о рентгеновских лучах просто смешна, и все это окажется мистификацией и обманом. Более того, он заявил, что если бы даже такие лучи существовали, то пользы от них человечество бы не получило. Позже он принял свое поражение: в том же самом году, убедившись в достоверности информации, Кельвин позволил проверить свою руку рентгеновскими лучами.

Лорд Кельвин и "помолодевшая" Земля

В 19 веке лорд Кельвин представил всему миру новую теорию высчитывания возраста космических объектов, в том числе и Земли. Теория строилась на том, что в самом начале Земля была расплавленной горячей сферой, которая в течение долгого времени постепенно остывала. Но попытавшись рассчитать, сколько же времени потребовалось планете, чтобы достичь текущего градиента температуры, он не учел, что в состав Земли входят и радиоактивные элементы. Такие вещества как торий и уран являются дополнительным "реактором" тепла для Земли. Поэтому его расчеты показали Землю довольно молодой по сравнению с ее реальным возрастом. Однако такая ошибка была простительна лорду - ученые в его времена еще не знали о таких элементах.

Наибольшая ошибка Кельвина заключалась в другом - он не учел возможность того, что неизвестные физические силы распределяют тепло неравномерно по всей планете. Он считал, что степень нагревания одинакова как на поверхности Земли, так и в ее недрах. Когда было научно доказано, что внутри Земля гораздо горячее и тепло распределяется в недрах с большей эффективностью, лорд Кельвин этот факт упрямо игнорировал.

Томас Эдисон и его "случайное" изобретение

Свет в электрических лампах излучался во времена Эдисона накаленной угольной нитью. Но от нити летели во все стороны не только фотоны, но и нечто, оседавшее на баллоне и вызывавшее его затемнение. Ученый предположил, что летят отрицательно заряженные угольные пылинки, и если применить в лампе дополнительный электрод и подать на него положительный относительно нити потенциал, то пылинки будут притягиваться к этому электроду, и не будут попадать на баллон.

Электрод был введен, но баллоны все равно темнели. Зато Эдисон обнаружил, что в цепи дополнительного электрода протекает ток. Так в 1883 году он открыл два новых явления - протекание тока через вакуум и термоэлектронную эмиссию - испускание электронов нагретыми веществами. Впоследствии эти два явления вместе были названы "эффектом Эдисона".

Большая часть алмазов образуется отнюдь не из уплотнённого угля. Они "Рождаются" на глубине около 200 км, а залежи угля располагаются, как правило, на глубине около трёх километров.

Летучие мыши не слепые. Да, они ориентируются в пространстве при помощи эхолокации, но при этом довольно хорошо видят.

Блондины и рыжеволосые со временем не исчезнут. Рецессивные гены, что отвечают за цвет волос, могут передаваться из поколения в поколение и через не - блондинов и не - рыжих.

Волосы и ногти не продолжают расти после смерти. Такое впечатление возникает из-за того, что кожа умершего человека съёживается.

По цвету соплей нельзя определить, бактериальная болезнь или вирусная. Цвет этой субстанции может варьироваться от прозрачно - жёлтого до густо - зелёного у больных с самыми разными заболеваниями.

Чистая вода - не очень хороший проводник электричества. Причина, по которой человек может получить электрический удар через воду - содержание в ней минералов, грязи и других частиц, которые проводят электричество.

От лягушек и жаб нельзя подхватить бородавку, а вот здороваясь за руку с человеком, у кого есть бородавки - очень даже можно. Бородавки у людей возникают от папилломавируса, который бывает только у людей.

Страусы не прячут головы в песок, даже когда напуганы. Таким образом, если они чувствуют опасность, то имеют обыкновение падать на землю и притворяться мёртвыми.

От недостатка кислорода кровь не синеет - напротив, приобретает более тёмный красный цвет. Вены просто кажутся голубыми, просвечивая через кожу.

От сахара дети не становятся гиперактивными. В ходе нескольких исследований выяснилось, что активность детей была одинаковой при потреблении газировки с содержанием и без содержания сахара.

Щёлкая суставами пальцев, вы можете вызвать раздражение коллег по работе, но артрит не заработаете. Настоящие причины остеоартрита - возраст, травмы, лишний вес и генетическая предрасположенность.

Если продукт натуральный, это не значит, что в нём нет пестицидов. Однако уровень пестицидов, что в органической, что не в органической пище, слишком мал, чтобы беспокоиться по этому поводу (по крайней мере, в этом уверяет министерство сельского хозяйства США.

Стресс не играет большой роли в развитии хронической гипертонической болезни. Сильный стресс может вызвать временное повышение кровяного давления, но в целом он не бывает главной причиной гипертонии. Значительно бо? Льшую роль играют генетика, курение и неправильное питание.

Молния может ударить в одно и то же место дважды. В некоторые высокие здания она бьёт до 100 раз в год.

Лемминги не совершают массовых самоубийств. Однако в периоды миграции они действительно иногда падают со скал, если местность им незнакома.

Человек не рождается со всеми извилинами, которыми обладает во взрослом возрасте. Существуют данные, что, по меньшей мере, в нескольких отделах мозга и во взрослом возрасте продолжается процесс образования нервной ткани.

Один ген - не то же самое, что один протеин. Многие гены образуют множество различных протеинов, в зависимости от того, как матричная рибонуклеиновая кислота (мРНК) гена располагается в клетке. Некоторые гены совсем не образуют протеинов.

Золотые рыбки обладают довольно хорошей памятью. Они могут помнить определённые вещи в течение нескольких месяцев.

Философское понятие заблуждения. Виды и формы заблуждений

Все проблемы гносеологии касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации. Категории, которыми оперирует гносеология при описании различных познавательных явлений («практика», «субъект», «объект», «чувственное», «рациональное» и т. п.), объединены между собой посредством категории «истина», с которой они так или иначе соотносятся. Однако, «...истина,-как отмечал немецкий философ Г. Гегель, - не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман». У этой монеты есть аверс - собственно истина и реверс - заблуждение. Заблуждения представляют собой трудности в познании.

Процесс познания предстает со страниц книг зачастую как «торжественное бесповоротное шествие к... истине без проблем и противоречий, в ходе, которого происходит прирост все новых и новых истин, дополняющих друг друга» . Но такая картина развертывания знания по существу отражает не имманентный процесс его развития, а лишь узловые этапы, арифметическую сумму достигнутых знаний, перечисляемых хронологически. Реальный познавательный процесс не свободен от заблуждений, имеющих место в познавательном процессе. Без исследования связи познания с заблуждением не является достаточно полным и само понимание истины.

Необходимо отметить, что несмотря на изменения в понимании истины (фаллибилизм и правдоподобие К. Поппера, плюрализм истин П. Фейерабенда, ис тина как анахронизм А. Назаретяна), последняя сохраняет статус высшей цели науки. Мы согласны с утверждением К. Зуева, который считает, что истина, очевидно, относится к тем фундаментальным понятиям, раздумывать над смыс-I лом которых человеку суждено до тех пор, пока он таковым остается, во всяком случае он обладает разумом и формирует для себя те или иные мировоззренческие, познавательные, нравственные принципы и установки. Другое дело, что этот смысл как и смысл многих других ключевых понятий, обновляется, трансформируется по мере развития знания и накопления социального опыта, сохраняя при этом существенно важные элементы своего прежнего содержания». С. И. Трунев, исследовавший понятие научной истины, указывает, что «семантико-модельный, эволюционный с опосредованным характером взаимодействия субъекта объекта познания вариант концепции истины не исчерпал своих возможностей и, в принципе, остается наиболее значимым для области теоретического естествознания».

Истина остается характеристикой объективного в знании. «Так объективность знания под углом зрения его согласования с реальностью оказывается обобщенным выражением множества таких показателей истины, как доказуемость, фальсифицируемость (т. е. установление ложности положения, альтернативного истинному), когерентность (согласованность высказываний системы или систем знания, включая отношение истинной теории к исследуемой), проективность (как способность истинного знания к прогрессивному сдвигу проблем, расширению базисной теории), конструктивность (как показатель существования и способ утверждения идеальных объектов), инвариантность (как независимость от конкретной системы преобразований) и др». В зависимости от познавательных ситуаций объем этих показателей истины может меняться.

Без обоснования правомерности и необходимости применения понятия истины невозможно употребление понятия заблуждения и изучение связанных с ним феноменов.

Истина объективна, но творит ее субъективность, абсолютизация объективного или субъективного моментов в познании порождает заблуждения. Объективность истины означает, что ее содержание не зависит от субъекта. Но истина познается субъектом и выражается им. Субъектом могут выступать в познавательном плане индивиды, научные сообщества, социальные группы, человечество. В процессе познания объекта, субъект исключительно активен. В ходе изучения он выдвигает ряд догадок, гипотез, предположений. Такая активность необходима, поскольку некоторые суждения, отражая те или иные свойства объекта, все полнее раскрывают его сущность, накапливают знания о нем, достигая рано или поздно объективной истины.

Но в то же время в познавательной активности субъекта таится возможность возникновения заблуждений в связи с тем, что не все знания могут соответствовать действительности. Из того, что заблуждение свойственно познанию было бы неверным выводить мнение, что знание не содержит объективной истины, что познание представляет собой движение мысли от одного заблуждения к другому. В объективной истине наряду с относительной истиной содержится и истина абсолютная, имеющая непреходящее значение. И. В. Гете был прав, когда писал: «Я жалею людей, которые много носятся с преходящестью вещей и уходят в созерцание земной сущности. Ведь мы для того и существуем, чтобы сделать преходящее непреходящим, а это может быть осуществлено лишь тогда, когда мы можем ценить и то и другое». В познании всегда присутствуют объективные и субъективные факторы, к первым относятся наличный уровень знаний, практики, степень разработанности проблемы и т. п.; ко вторым - степень одаренности, компетентность, внимательность и т. п.

Представления о заблуждении в истории философии

Единство и противоречие истины и заблуждения есть то, что определяет бытие и смысл деятельности познающего субъекта. Онтологический статус заблуждения, с одной стороны, обусловливает различный подход к исследованию заблуждений, а с другой - позволяет объединить разные гносеологические концепции на основе их обращения к феномену неверного отражения действительности, принимаемого за истинное.

Анализ проблемы заблуждений изначально принадлежал философии, следовательно необходимо обратить взгляд на историю исследований и анализа заблуждений. Попытки решения проблемы достижения истины, выявления и преодоления заблуждения можно обнаружить на протяжении всех этапов развития науки. В древнейшей философии эта проблема обсуждалась в связи с выявлением наличия у человека абстрактного мышления, возникновением зачатков логики, появлением и осознанием понятия истины и в связи с этим осмыслением ее противоположности - заблуждения, а также выяснением различия мнения и знания. Так, видный представитель даосизма Чжуан-цзы (ок. 369-286 гг. до н. э.) говорил: «Истина существует лишь постольку, поскольку существует ложь, а ложь существует лишь постольку, поскольку существует истина Утверждение есть в то же время отрицание, отрицание есть в то же время утверждение. Отрицание заключает в себе истину и ложь, утверждение также заключает в себе ложь и истину». Следует отметить, что в истории философии понятие ложного совпадает нередко с понятием заблуждение. Следовательно, хотя и в форме противополагания как чего-то внешнего друг другу, Чжуан-цзы утверждает мысль о связи истины и заблуждения, существующей в форме противополагания как чему-то внешнему.

В классической теории познания существует большое и принципиальное разделение на психологистов и антипсихологистов. Все философы различали причинное объяснение тех или иных феноменов сознания и их нормативное оправдание. Для психологистов норма, обеспечивающая связь познания с реальностью коренится в самом эмпирически данном сознании. Антипсихологисты ищут источник нормы нормы познания в другой области. Нормы, обеспечивающие связь познания с реальностью, говорят не о сущем, а о должном, не могут быть просто фактами индивидуального эмпирического сознания. Ведь эти нормы имеют всеобщий, обязательный и необходимый характер, они не могут быть потому получены путем простого индуктивного обобщения чего бы то ни было, в том числе и работы эмпирического сознания и познания.

Из факта расхождения показаний органов чувств и выводов разума некоторые философы заключали, что в заблуждениях виноваты органы чувств. Эту идею развивал Платон. Он в диалоге «Федон» излагает устами Сократа следующую концепцию: «виноваты» в заблуждениях органы чувств и влечения тела «Ведь, принимаясь исследовать чтобы то ни было совместно с телом, она (душа - А. К.) всякий раз обманывается - но вне тела». Поскольку тело обманывает душу и вводит в заблуждение, то по Сократу, не оно, а размышление - путь уяснения предметов бытия. Следует отдаваться чистой мысли, стремясь постичь каждую отдельную чистую сущность в ней самой отрешаясь при этом возможно более от зрения, слуха, от посредства тела вообще, как возмущающего душу и не позволяющего ей достигать истины и мудрости во всех случаях, когда она приходит с ними в соприкосновение. Итак, - делает вывод Сократ, отсюда для нас очевидно, что если мы желаем что-нибудь настоящим образом знать, то нам необходимо отрешиться от тела и одной только душой созерцать сущность вещей, ведь «лучше всего мыслит она, конечно, когда... стремиться к...бытию, прекратив и пресекпш насколько это возможно общение с телом» .

В знаменитой притче о пещере Платон поднимает вопрос об укорененности заблуждений в повседневной жизни, что постижение истины может разрушить привычный образ мира. Освобожденный человек, считая ранее виденные и привычные тени более истинными, чем вещи, ошибается в оценке их истинности. Еще более странными, кажутся человеку, вышедшему из пещеры, сущности вещей. «И он подумает будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь». Притча заканчивается спуском освобожденного обратно в пещеру, к тем кто там еще закован. Освобожденный должен теперь их тоже увести от их заблуждения и привести к истине. Но освободитель чувствует себя в пещере уже не на своем месте. Ему грозит погибнуть под властью господствующих там представлений, т. е. притязания той пещерной действительности на свою единственность. Концепция Платона предусматривает постижение абсолютной истины как идеальной сущности.

С иных позиций давал ответ о причинах заблуждений Аристотель. Он подчеркивал значение изучения того, «что такое заблуждение: ведь оно еще более свойственно живым существам, и душа немало времени проводит в ошибках». По Аристотелю ощущения являются достоверными, хотя он допускает, что в исключительных случаях возможны обманы органов чувств (например, у больных людей), но как правило, чувства не обманывают. Ведь если предположить, что все наше знание в конечном счете основывается на ощущениях, а ощущениям не свойственна истина, то тогда истина, как соответствие материальных и идеальных образов вообще была бы невозможна. Философ подчеркивает, что без восприятия нет представления, а без представления нет мышления. «Заблуждение объясняется не ощущениями, а воображением и особенно неадекватными связями содержания восприятия разумом»3. Воспринимается всегда лишь отдельный предмет или явление, поэтому знание восприятия всегда отдельное и случайное, оно не является научным знанием, а лишь его предпосылкой. Переходным моментом от восприятия к мышлению является наблюдение.

Специфика заблуждений в науке

В своем осознании мира и самого себя человечество шло и продолжает идти через лабиринт заблуждений, обусловленных ограниченностью исторической практики и соответствующей этому относительностью (неполнотой, ограниченностью) знаний об окружающей его действительности. Заблуждения составляют важный момент развивающегося знания, который дает возможность лучше понять познание.

Какими бы достоверными ни были методические принципы, указывающие дорогу к истине, познание нового можно уподобить пути, ведущему в ней естное. На этом пути ученый не снабжен однозначными ориентирами. Как правило, теоретические представления, на которые он опирается показывают ему на один из нескольких возможных, а иногда и просто равновероятных способов исследования, в силу чего ученому всегда предстоит решать задачу выбора, который не всегда может быть верен, может привести к истине или к; заблуждению. Однако, «заблуждения на пути движения знания были не иррациональным началом в познании, отвращающим от истины, а наоборот, необходимой ступенькой, спираясь на которую наука приближалась к истине» .

На процесс познания влияют объективные и субъективные факторы, первые совершенно независимы от познающего субъекта и могут привести исследователя к неверным выводам при изучении тех или иных объектов. Возникающие в познании заблуждения объективно могут быть результатом ограниченности знания и практики в каждый конкретный исторический момент. В этом смысле показателен пример геоцентризма. Астрономы древности на основании наблюдений небесных тел могли придти к заключению о гелиоцентрическом строении мира, однако, именно из-за ограниченности знаний был сделан противоположный вывод: Земля на несколько столетий стала центром мира

Критикуя в работе «Альмагест» идею гелиоцентризма, Птолемей указывает, что она обладает «большой простотой» и что с астрономической точки зрения ей «ничто не мешает». То есть в формальном отношении гелиоцентрическая система признавалась Птолемеем вполне удовлетворительной. Главное возражение сводилось к содержательным физическим аргументам, которые вполне соответствовали возможностям науки того времени, а «уровень науки каждого исторического периода... отражает достижения практики этого периода». «Если бы Земля, - писал Птолемей, - имела движение, общее со всеми другими тяжелыми телами, то, очевидно, вследствие своей массы она опередила бы эти тела, оставила бы всех животных, а равно и прочие тяжелые тела без всякой поддержки в воздухе, а наконец скоро и сама выпала бы из неба. Таковы последствия, к которым мы пришли: нелепее и смешнее нельзя себе вообразить» . В этом рассуждении содержится мысль, что движение Земли должно вызвать не связанные со взаимодействием тел ускорения. Чтобы отвергнуть это возражение, необходимо было доказать, что движение Земли не изменяет происходящих на ней процессов. А это можно было сделать лишь оперируя понятием инерции. Факты, противоречащие геоцентризму, астрономы пытались согласовать с наличной системой астрономических знаний. Окончательно это сделал Птолемей, объяснивший реально наблюдаемое, «петлеобразное» движение планет по небосводу теорией эпициклов и эквантов, которая математически точно описывала траекторию движения любой планеты. Явление было приведено в соответствие с мыслимой сущностью не совсем точно (хотя и удовлетворяло многие поколения астрономов). Дело в том, что для описания движения планеты необходимо было постоянно изменять количество эпициклов, что делало сложными вычисления. К тому же получалось, что планеты вовсе не двигаются по эпициклам, а последние просто являются приемом описания реального движения. Как это ни парадоксально во времена Птолемея (и еще много веков спустя) черты формального объяснения фактов были присущи гелиоцентрической системе (объективно истинной), в то время как геоцентрическая (заблуждение) обладала всеми признаками содержательного их объяснения.

Н. Коперник изменил принцип объяснения планетного движения: Земля стала рядовой планетой а позиция земного наблюдателя уступила место некоторому «космическому взгляду» со стороны. Формой, верного содержания теории гелиоцентризма, оказались упрощение и точность математических расчетов. Именно поэтому коперниканство не воспринималось как антицерковная доктрина, но принималась как более точная схема вычислений. Поэтому глава инквизиции кардинал Беллярмин и пытался использовать гелиоцентризм как аргумент против последователей Н. Коперника. «... Действительно, если говорят, что предположение о движении Земли и неподвижности Солнца лучше объясняет наблюдаемые явления, чем гипотеза эпициклов и эксцентров, то это -прекрасное утверждение и оно не заключает в себе никакой опасности. Его вполне достаточно для математики». Содержательное обоснование теория Коперника получила после разработки научного понятия инерции Г. Галилеем и И.Ньютоном. При анализе существования заблуждений в познании и их диалектической взаимосвязи с истиной, возникает вопрос об их роли в познании. Отрицательная, негативная сторона заблуждений хорошо известна, но мы разделяем ту точку зрения, которая признает существование позитивных функций заблуждений. Так, несмотря на то, что теория геоцентризма была заблуждением, она несла в себе элементы положительного знания.

Заблуждение и альтернативное знание

Познание человека об окружающем его мире многогранно, многоаспектно. Оно включает в себя не только научное познание, но и альтернативные формы познания.

В структуре знания присутствуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности разного рода, религиозные и магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии, социально-психические стереотипы, интересы и потребности; большое число противоречий и парадоксов; следы личных симпатий и антипатий, привычек, ошибок, небрежностей заведомого обмана. Приоритет в производстве знаний принадлежит науке. Само знание, как уже отмечалось, таит в себе возможность возникновения заблуждений. Нас интересует, прежде всего, как функционирует заблуждение в альтернативном знании, как здесь проявляют себя ложь (в том числе обман), дезинформация, ошибки, а также какое отношение к этому имеют такие феномены познания как лженаука (псевдонаука) и альтернативное околонаучное знание - паранаука. заблуждение наука познавательный

Наука как сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении и т, д. Она занимает особое место в истории Нового и Новейшего времени. Хотя историю науки можно выводить из глубокой древности именно с XVI века наука превращается в самостоятельный вид общественной деятельности и отделяется не только от непосредственной материальной деятельности, но и от других видов интеллектуального труда (религии, искусства и др.). Возникновение нового вида интеллектуальной деятельности, в котором нуждается производство, потребовало перехода от дилетантизма к профессионализму. Создается особая социальная группа - ученые. Наука, в своей истории, не всегда успешно на пути к истине, были и взлеты и падения, да и само значение науки оценивалось в разное время по-разному. А. С. Кравец выделяет 4 этапа качественно отличающихся социальной зрелости науки: 1) от XVI до XVIII века. Это время молодости науки, ювенильная фаза в ее развитии, которой соответствует «романтическая» идеология, основанная Ф. Бэконом и его последователями; 2) охватывает XIX век и может называться классическим; 3) постклассический - примерно с начала Первой мировой войны до окончания Второй мировой войны; 4) с окончания Второй мировой войны до современности. В результате естественнонаучных открытий (особенно в XIX веке) именно наука стала восприниматься как носитель истины, последней инстанцией, образом беспристрастности и объективности, как абсолютный непререкаемый авторитет. В период с XVI века до окончания Второй мировой войны сложился сциентизм - положительное отношение к науке, с верой в ее могущество и неоспоримое превосходство перед другими формами духовной деятельности. При этом за эталон принимались точные науки, нередко противопоставляемые гуманитарным наукам. Доминантной чертой науки было изображение ее как двигателя общественного прогресса. Однако, во второй половине XIX века вследствие успехов науки в создании оружия массового уничтожения, в результате научно-технической революции и загрязнения окружающей среды благостное отношение к науке сменилось негативным. Ее объявляли вредоносной, а в обществе сложилось отрицательное отношение к науке - антисциентизм, который видит в ней «принципиально ограниченную форму культуры, а в некоторых крайних вариантах - и силу, враждебную гуманистической сущности человека»3. Социум приобрел огромное влияние на науку. Но в социально обусловленной динамике производства научного знания оказываются в наличии объективные результаты, независимые от социального контекста их получения и признания. Процесс отбора научных утверждений, процесс их социализации безусловно сложен и малоас-пектен. Но в конечном счете, - отмечает Л. Б. Баженов, - итог все-таки определяется не социальными факторами, а соответствием объективной реальности"4. Сместилась сфера исследовательских интересов методологии. «Современная методология исходит из того, что реальная наука постоянно движется, изменяется, перестраивается и методология, целью которой является формулировка критериев научного метода, вынуждена считаться с тем, что критерии эти должны прилагаться к изменяющемуся знанию, т. е. к знанию вечно незавершенному, вечно нарушающему в своей динамике сложившиеся каноны научной рациональности». В этой вечной незавершенности знания методология обратилась к формам и способам познавательной деятельности, которые прежде квалифицировались как «пограничные», спорные, а то и просто расположенные по ту сторону традиционно принятых границ науки. В сфере методологических интересов оказывается магия, астрология, парапсихология, уфология, комплекс «народных наук» (народная синоптика, народная агрикультура и др.). Итогом стало то, что науку не стали отделять от иных форм познавательного освоения действительности. Эту позицию озвучил П. Фейерабенд. Для него наука - это «наиболее современный, наиболее агрессивный и наиболее догматический религиозный институт». По характеру своего содержания наука ничем не отличается от мифа, колдовства, магии. П. Фейерабенд протестует против того, что он называет «шовинизмом науки», понимая под ним непримиримость и нетерпимость науки к ненаучным построениям в сфере науки2. Суть позиции П. Фейерабенда в том, что нельзя найти ни одного методологического предписания (нормы, правила, требования), которое бы никогда в истории науки не нарушалось и притом не нарушалось успешно. Да, правила, нормы нарушались, но в изменяющихся условиях развития знания и практики. Вместе с этим сохраняются критерии позволяющие однозначно по четким гносеологическим основаниям идентифицировать научно-познавательную деятельность в ее отличии от псевдонауки и ненауки. Критерии научности знания следующие: объективность, рациональность, системность, проверяемость. Теоретически аппелировать к различным формам познавательной деятельности возможно, но практически это означает, что «методология, призванная нормировать научную практику, оказывается вне реальной практики науки»3. На наш взгляд обращение к безграничной сфере иных, ненаучных форм познавательной деятельности, методом от противного доказывает особый статус науки в производстве новых знаний.

Процесс познания мира, изучения новых горизонтов и проникновения в самую суть сложнейших природных явлений невозможен без проб и ошибок. Наука должна заблуждаться и ошибаться, ведь именно так все и работает. Весь смысл в том, чтобы опровергнуть то, что, как нам кажется, мы знаем достаточно хорошо. Если мы не сможем найти доказательства обратного, так тому и быть. А если сможем, то впереди нас ждет целый новый мир! Перед вами 25 примеров самых распространенных заблуждений научного мира прошлых веков и даже лет. Возможно, и сегодня есть то, во что вы верите беспрекословно, а уже завтра этот стереотип войдет в новый список ошибок и мистификаций.

25. Четыре «юмора» человеческой тела

Фото: Jakob Suckale / English Wikipedia

Античные доктора и ученые считали, что человеческое тело состоит из 4 жидкостей – мокроты, желтой желчи, черной желчи и крови. Если организм не производил здоровое соотношение этих жизненных соков, человек заболевал. По этой же причине метод лечения кровопусканием вплоть до конца 19 века считался самым действенным способом привести баланс жидкостей в норму. Затем начался золотой век микробиологии, и медицина смогла пойти другим путем, спасая новые жизни благодаря научным прорывам.

Но почему юмор? В старинных медицинских теориях основополагающие человеческие жидкости называли гуморами (древнегреческое слово, переводится как юмор). Считалось, что каждому виду гумора или юмора соответствует определенный темперамент. Вероятно, отсюда в русском языке и появилось двусмысленное значение слов «желчь» и «язва».

24. Теория Миазма


Фото: pixabay

В науке прошлых веков существовала теория, что причиной большинства заболеваний является миазма (вредоносные вещества и продукты гниения, попадающие из почвы и сточных вод прямо в воздух). До появления в конце 19 века развернутых исследований по микробиологии, версия о миазме была самым распространенным объяснением практически всех недугов, включая брюшной тиф, малярию и холеру.

В процессе проработки этой теории наука породила ряд крайне любопытных медицинских решений и приспособлений. Во времена Средневековья доктора иногда прописывали своим пациентам лечение плохими запахами (например, вдыхание кишечных газов). Судя по всему, они считали, что если неприятные запахи могут вызвать хворь, то ими же ее можно и побороть.

23. Земля – центр Вселенной


Фото: pixabay

Благодаря Николаю Копернику сегодня мы знаем, что наша Земля не является центром мироздания. В 16 веке геоцентрическая система мира, согласно которой все звезды вращались вокруг нашей планеты, была заменена на гелиоцентрическую и затем на следующие современные космологические модели Вселенной. И это еще не все... Современным ученым известно намного больше, чем астрономам прошлых веков, и у нас есть новейшие технологии, позволяющие заглянуть далеко за горизонты мыслимого. Но чем больше человек узнает о космосе, тем больше появляется новых вопросов!

22. Флогистон


Фото: pixabay

Впервые этот термин появился в середине 17 века, и его автором стал немецкий химик и врач Иоганн Иоахим Бехер (Johann Joachim Becher). Ученый муж предположил, что этот элемент представляет собой сверхтонкую материю или огненную субстанцию, содержащуюся в воспламеняемых веществах и высвобождаемую из них в процессе горения. Вдобавок в 17 веке люди верили, что мы дышим не для того чтобы получать кислород, а чтобы выдыхать из тела этот самый флогистон и не сгорать заживо.

21. Неандертальцы и хомо сапиенс не спаривались друг с другом


Фото: Matt Celeskey / flickr

Долгое время генетики полагали, что современные люди – потомки исключительно вида хомо сапиенс, а ДНК неандертальцев кануло в Лету. Однако в 2010 году ученым удалось секвенировать (определить последовательность аминокислот и нуклеотидов) гены неандертальцев. Тогда же и было обнаружено, что около 4% людей, живущих за пределами Африки, отчасти являются потомками и тех самых неандертальцев, и в их были найдены следы ДНК этого вымершего вида. Похоже, что наши предки все же общались с неандертальцами намного теснее…

20. Генетические различия между человеческими расами


Фото: shutterstock

На самом деле нет никакой генетической разницы между человеческими расами. Недавние исследования, совершенные уже в 21 веке, показали даже то, что между африканскими народностями может быть намного больше различий, чем в целом между некоторыми европейцами и неграми.

19. Плутон – планета


Фото: wikimedia commons

Сначала Плутон не считали планетой, затем его все же причислили к этому типу небесных тел, назвав 9 планетой Солнечной системы. Так было до 2006 года, когда Международный астрономический союз обновил и расширил космологическую терминологию, и Плутон вновь был разжалован, но в этот раз уже до звания карликовой или малой планеты под номером 134340. Ряд ученых продолжает настаивать на том, что это небесное тело – классическая планета, так что есть все шансы, что ему вернут прежний статус вновь. Для тех, кто не в курсе, - основное отличие карликовых планет от классических состоит в способности изучаемого астрономического объекта расчищать свою орбиту от космического дебриса, пыли или планетезималей.

18. Язвы появляются из-за стрессов и переживаний


Фото: pixabay

Неверно. Язва появляется вследствие жизнедеятельности особой бактерии, и доказавшие это исследователи получили в 2005 году Нобелевскую премию. Один из ученых, участвовавших в экспериментах, намеренно проглотил эти микроорганизмы, чтобы доказать их связь с воспалениями кожных и слизистых оболочек.

17. Земля плоская


Фото: wikimedia commons

Много веков это утверждение считалось догмой и обычным фактом. Но если вы считаете, что те времена позади, вы ошибаетесь. Например, Общество Плоской Земли (Flat Earth Society) все еще пропагандирует идею плоской Земли, и уверяет людей, что все снимки со спутников – подделки. Члены этой организации отрицают общепризнанные научные факты и верят в теорию заговора. Общество убеждено в том, что Солнце, Луна и другие звезды вращаются над поверхностью нашей плоской планеты, что гравитации не существует, что Южного полюса тоже нет, а Антарктика – ледовый пояс Земли.

16. Френология


Фото: pixabay

Эта псевдонаука гласит, что внутренний мир, характер и иногда даже судьба человека зависят от физической внешности. Последователи френологии верят, что самую важную информацию о психических свойствах человека можно получить с помощью измерения параметров черепа и анализе его строения.

15. «Нерушимые» законы Ньютоновской физики


Фото: Varsha Y S, Varsha 2

С 1900 года, когда на собрании Немецкого физического общества Макс Планк (Max Planck) обнародовал свою историческую статью «К теории распределения энергии излучения в нормальном спектре», квантовая механика полностью изменила наше понимание мира. На квантовом уровне происходят такие процессы, которые трудно понять и объяснить с помощью классической механики и трех знаменитых законов Исаака Ньютона…

14. Остров Калифорния


Фото: pixabay

Один из самых солнечных штатов США, Калифорния, когда-то давно считали полноценным островом. Недаром существует выражение «Калифорния – сама по себе остров». Эта метафорическая фраза когда-то использовалась вполне буквально. Так было вплоть до конца 18 века, когда во время научных экспедиций специалисты по картографии наконец-то осознали, что этот участок суши – самое настоящее континентальное побережье и неделимая часть Северной Америки.

13. Телегония


Фото: pixabay

Телегонией считается ложная наука о том, что потомство может унаследовать гены половых партнеров своей матери, с которыми она вступала в интимную связь до их отца. Это учение было особенно популярным среди нацистов. Они верили, что арийская женщина, которая хотя бы раз вступала в сексуальный контакт с неарийским мужчиной, больше не была способна произвести на свет чистокровного арийца.

12. Иррациональные числа


Фото: pixabay

Пифагор и его последователи были практически религиозно одержимы числами. Одна из их ключевых доктрин заключалась в том, что все существующие числа можно выразить в виде отношения целых чисел. Именно поэтому когда древнегреческий философ и математик Гиппас заметил, что квадратный корень из 2 был иррациональным, это повергло пифагорейцев в . Причем существует версия, что ученые мужи были настолько сильно поражены и оскорблены, что даже утопили Гиппаса в море.

11. Теория полой Земли


Фото: pixabay

Если вы когда-то читали научно-фантастический роман французского писателя Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» или хотя бы смотрели фильм по его мотивам, вы уже знаете, в чем суть этой теории. Почти до конца 19 века некоторые ученые все еще верили, что наша планета полая и подлежит внутреннему исследованию. Эти научные деятели считали, что размеры пустоты не сильно меньше размеров самой Земли. Самые смелые фантазии гласили, что внутри нашей планеты есть второй атмосферный слой, внутренние водоемы, свои формы жизни, обитающие на внутренней поверхности планеты, а в центре этой сферы в безвоздушном пространстве парит небольшая звезда.

10. Выращивание ягнят


Фото: pixabay

Древние греки были народом, который во многом опережал свое время и другие нации. Они практиковали науки, совершали математические открытия и возводили архитектурные шедевры. Но при всем этом греки верили, что ягнят можно растить на деревьях. Эта сумасшедшая теория была порождена рассказами индийских паломников и торговцев, вспоминавших про деревья, на которых «росла шерсть». Вера в то, что овец и баранов можно выращивать, как растения, сохранилась вплоть до 17 века.

9. Время постоянно


Фото: pixabay

Так считалось до открытий Альберта Эйнштейна. Когда он доказал, что постоянен только свет, общественность поверила этому не сразу и даже считала его безумцем некоторое время. Однако сегодня пилотам агентства NASA приходится настраивать свои часы по-особенному, ведь время течет по-разному в зависимости от расстояния, на котором космические корабли находятся от источника гравитации, и от скорости передвижения. Разница ощущается даже на Земле. Например, на уровне моря часы тикают быстрее, чем на крыше знаменитого небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building, 443 метра).

8. Чем сложнее организмы, тем больше генов


Фото: pixabay

Раньше ученые думали, что у человека около 100 000 генов. Самым удивительным открытием, сделанным в процессе исследований Проекта Человеческий Геном (Human Genome Project, HGP, международный научно-исследовательский проект), стало то, что у нас с вами всего около 20 000 генов. Особенно невероятным прозвучит то, что у некоторых крошечных мхов было обнаружено свыше 30 000 генов!

7. Вода найдена только на Земле


Фото: pixabay

Этот тезис тоже оказался заблуждением. Совсем недавно космическое агентство NASA сообщило о том, что на Европе, естественном спутнике Юпитера, запасов больше, чем на всей нашей планете.

6. Обезьяны – самые умные животные на Земле, за исключением людей


Фото: pixabay

Долгое время в научной среде было принято считать, что поскольку приматы (обезьяны) – наиболее близкие к человеку по строению тела и происхождению млекопитающие, они также и невероятно умны. Однако недавние исследования доказали, что в природе есть птицы, которые умнее даже самых сообразительных обезьян. Не стоит недооценивать пернатых…

5. Смерть древнеегипетского фараона Тутанхамона


Фото: t-bet / flickr

В 2006 году археологи обнаружили доказательства того, что Тутанхамон погиб из-за аварии, произошедшей с его колесницей. Однако уже в 2014 году историки сообщили, что настоящей причиной его смерти являются последствия кровосмешения, наследственные заболевания, характерные для инцеста.

4. Неандертальцы были глупыми


Фото: AquilaGib

Раньше считалось, что неандертальцы вымерли, потому что хомо сапиенс был умнее. Новые доказательства противоречат этой теории. Согласно новым данным исследователей неандертальцы могли быть даже умнее наших предков. Но почему же тогда они исчезли с лица Земли? Ответа на этот вопрос все еще нет…

Самая оптимистичная версия гласит, что неандертальцы на самом деле не вымирали, а просто растворились среди племен человека разумного, интегрировались в наше общество и ассимилировались с нашими предками, о чем свидетельствуют следы их ДНК в нашей крови.

3. Скорость расширения Вселенной


Фото: pixabay

Согласно наиболее известной космологической модели 20 века из-за гравитации расширение нашей Вселенной постепенно замедляется. Однако в 1990-х годах новые данные показали, что расширение Вселенной на самом деле наоборот ускоряется.

2. У динозавров была обычная кожа


Фото: pixabay

Все, что мы знаем о внешнем облике динозавров, основывается отчасти на догадках, отчасти на анализе их потомков и в некоторых случаях на окаменелых отпечатках. Раньше существовала теория о том, что тело этих вымерших животных покрывала кожа или чешуя, но сейчас в научной среде все большую популярность приобретает версия о пернатых динозаврах.

1. Алхимия


Фото: pixabay

Сэр Исаак Ньютон был великим ученым и внес огромный вклад в физику. Но это не мешало ему верить в алхимию, считающуюся сейчас псевдонаукой, основанной на мифах. До конца своих дней Ньютон верил, что однажды ему удастся превратить обычный металл в золото. Не спешите смеяться, ведь именно благодаря алхимии у нас есть современная химия.