Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Традиции и новаторство в комедии " недоросль" кратко

Ум, коль он только что ум, - самая
безделица. С пребеглыми умами мы
видим худых мужей, худых отцов, худых
граждан. Прямую цену уму дает
благонравие.
Д. Фонвизин. «Недоросль».

Тип урока: анализ произведения.

Цель урока:

1. продолжить работу над понятиями «традиция», «новаторство», «канон»;

2. развивать умение анализировать драматические произведения, работать с художественным текстом и учебником;

3. показать актуальность комедии, в наши дни (т. к. главная идея эпохи Просвещения - патриотизм, служение государству) и бессмертие образов Фонвизина.

Технические средства:

Выставка книг, доска, тесты, портрет, иллюстрации к комедии “Недоросль” Е. Суматохина.

Методы : эвристический метод; репродуктивный метод; исследовательский метод; метод творческого чтения.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока.

3. Проверка домашнего задания:

« Положительные и отрицательные персонажи комедии».

Что такое традиция?

а) в переводе с латинского «передача»;

б) исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения;

в) передача исторически установившегося порядка, сложившегося опыта, знаний представлений;

г) то, что передается из поколения в поколение.

Что такое новаторство?

а) творческое развитие традиции и ее обогащение чем-то новым;

б) введение чего-то нового.

в)Что такое канон? (образец)

4. Изучение нового.

а) Слово учителя. Традиции в комедии « Недоросль» рассмотрим в двух планах: на уровне содержания и на уровне формы.

Традиции древнерусской литературы в 18 веке как бы отодвинуты в тень, но главная традиция осталась. Это, конечно, патриотизм, любовь к стране родной. Это величайшая ответственность писателя за свои слова, вера в то, что слово может изменить, улучшить самого человека. Писавека верили, что если показать порок, зло, посмеяться или гневно обличить их, то порок исчезнет, зла станет меньше. (Наиболее часто употреляемые слова у писателей этого времени - «порок» и «добродетель»). Только добродетельные, человеколюбивые, благочестивые, образованные люди, т. е. просвещенные, могут создать справедливые, гуманные законы. Но это далеко от русской действительности, т. к. нет «особливого старания о воспитании. Фонвизин пытается эту действительность исправить « с пером в руках». Показать людские пороки легче в театре, самом наглядном виде искусств. Чтобы сделать зло бессильным, его нужно высмеять. Поэтому любимый жанр Фонвизина - комедия.

Какая основная традиция эпохи Просвещения взята Фонвизиным? (Идея служения государству). Главное в эпохе Просвещения - воспитание, т. к. образованные, воспитанные люди могут принести больше пользы государству.

б) Работа с учебником (с. Составляем таблицу « Традиции классицизма и новаторские черты в комедии».

Традиции классицизма

Новаторские черты

1.Резкое деление героев на положительные и отрицательные. Каждый герой должен иметь какую-то одну, характерную черту (положительные герои таковы).
2.Присутствует герой - резонер (напрямую несет идеи автора). Такой герой в комедии - Стародум.
3.Главная идея - идея просвещения.
4.Триединство: времени - 1 сутки; места; действия - 1 интрига, проблема.

1. Характеры героев сложны.
2.Речь героев передает характеры действующих лиц.
3. Просвещение важно, но сначала надо добродетель, позаботиться о душе, а уж потом об уме - главная идея комедии.
4. Нарушает триединство: вместо одной проблемы поднимает несколько очень важных.
5. Типизация и зоологизация героев.

в) Работа с текстом. Составление таблицы « Основные проблемы комедии « Недоросль» и противоположные точки зрения на них положительных и отрицательных персонажей».

Проблема

Отношение положительных героев

Отношение отрицательных героев

1 . Проблема воспитания.

« Чтоб в достойных людях не было недостатка, прилагается нынче особливое старание о воспитании». (Правдин,. явл.1).

« Без науки люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был 1 5 лет, и с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить». (Простакова, явл.8).

2. Проблема крепостного права.

« Каждый должен искать своего счастья и выгод в том, что законно и что угнетать рабством себе подобных беззаконно» (Стародум,. явл.1).

« Не волен! Дворянин, кого захочет, и слуги высечь не волен, да на что нам указ от о вольности дворянства». (Простакова, явл. 4).

3. Проблема служения Отечеству.

« Но что всего более - он для пользы и славы отечества не устрашается забыть свою собственную славу». (Милон, явл.6).

« По мне - куда велят». (Митрофан, явл. 7).

4. Проблема брака и семьи.

« Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу бы походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может? Надобно, мой друг, чтоб муж твого повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны». (Стародум, явл.2).

« я и своих поросят завести хочу. Меня не проведешь... Для нее одной отдам угольную с лежанкой». (Скотинин, явл.3).

Что говорит Стародум о воспитании и просвещении? Что, по его мнению, важнее? (см. эпиграф).

Какие « способы сделать людей добрыми» видит Стародум?

5. Выводы по уроку.

Кто является носителем добродетели, а кто носителем злонравия в комедии? - Как обернулось злонравие Простаковой против нее самой в последнем действии? Почему Фонвизин назвал свою комедию « Недоросль»? (С образом Митрофана связаны раздумья писателя о том наследии, которое готовят России простаковы и скотинины. Митрофан - недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий наук; он недоросль и в моральном отношении, т. к. не умеет уважать достоинства других людей.)

Почему комедия « Недоросль» не сходит со сцены театров? Актуальна ли она сейчас? В чем ее актуальность?

6. Домашнее задание. Написать характеристику героя (по вариантам).

Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее «золотой» ХIХ век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое время. Его комедия «Недоросль» по праву входит в «золотой фонд» русской драматургии и может быть поставлена в один ряд с такими блестящими ее образцами, как «Горе от ума» Грибоедова, произведениями Гоголя, драматургией Островского. Созданная в условиях господства классицизма на русской сцене, она несла в себе новаторские черты, которые подготовили появление и утверждение реализма в русском театре.

Еще Пушкин определил особое значение Фонвизина, которого он назвал «сатиры смелым властелином». Действительно, «Недоросль» является сатирической комедией, в которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

По сюжету и по названию «Недоросль» – пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания, как известно, центральная в идеях Просвещения и классицизма как его художественного выражения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о «воспитании» в самом широком смысле слова. Сценически Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, – лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.

Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами классицизма, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.

Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Следует отметить, что Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которые тяготеют либо к положительным (Еремеевна, Тришкин, Цифиркин), либо к отрицательным (Кутейкин, Вральман).

Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Интересно, что потом у Пушкина в «Евгении Онегине» среди гостей, приехавших на именины к Татьяне, появляются «Скотинины, чета седая», отличающиеся такой же плодовитостью, как и фонвизинские.

В духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения. Сам Фонвизин возлагал большие надежды в деле исправления пороков общества на просвещение дворянства. И в том же духе высказывается его герой:

«Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо оного раба двое: старый дядька да молодой барин».

Более того, даже с точки зрения стиля речь Стародума близка к слогу статей и писем автора. Как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.

Этот же прием писатель использует и в языке других персонажей, который таким образом становится средством их индивидуализации и помогает раскрыть социально-психологическую сущность.

Так, например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику («собачья дочь», «Скверная харя», «бестия»), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери («душенька», «друг мой сердешный»). С гостями Простакова – светская дама («рекомендую вам дорогого гостя»), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты («мать ты моя родная, прости меня», «повинную голову меч не сечет»).

Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность – это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна – «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.

И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них – это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие.

Так что произведение в целом выглядит отнюдь не однолинейным, а многоплановым и многоаспектным. Но верит ли автор, что исправление всех общественных пороков, «скотских» пороков человеческой натуры возможно путем воспитания? На вопрос Правдина об этом Стародум отвечает: «Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больному неисцелимому. Тут врач не поможет, разве что сам заразиться». И в этом тоже проявился реализм Фонвизина.

Прошли года, минули два столетия с тех пор, как появилась смешная и грустная комедия Фонвизина. Но герои ее остались жить, мы находим среди наших современников своих Скотининых и Правдиных, Простаковых и Стародумов. А Митрофанушка стал нарицательным образом и, видимо, останется таким еще долгое время – к сожалению! Его знаменитое: «Не хочу учиться, хочу жениться» – кажется, так и разносится эхом среди наших молодых людей. И в этом еще одно подтверждение подлинного реализма комедии «Недоросль».

Новаторство Фонвизина
Одним из самых успешных произведений Д.И. Фонвизина является комедия «Недоросль». Это небольшая история о том, что происходит в семье русской дворянки Простаковой. «Недоросль» была написана в XVIII веке – веке господствующего классицизма, от канонов которого Фонвизин отшел. Я могу уверенно, без сомнений сказать, что Фонвизин – новатор. В чем же заключалось новаторство «русского из прерусских» ? (так Фонвизина называл юный А.С. Пушкин).
Классицизм имеет определенные рамки и строгие правила, такие как застывшие характеры; обязательная система амплуа; одна идея; один конфликт; единство действия; говорящие фамилии; счастливый конец и т.д. Фонвизин же, хоть и писал произведение во время расцвета классицизма, затронул несколько видов конфликтов. Например, любовный конфликт (Скотинин, Милон и Митрофан хотят в жены Софью), причем данный конфликт не является главным, он выполняет функцию фона. Также Фонвизин затронул социальный конфликт – отношение Простаковой к крестьянам. Бессердечие, тирания, деспотизм… Все это качества дворянки, представительницы элиты Российской Империи. Автор показывает недопустимое в классицизме развитие характеров героев, действительно, Митрофанушка не до конца остается «маменькиным сынком», он отказывается от «матушки любимой», когда узнает, что она лишена прав на управление имением.

Несомненно, новаторством является идея произведения – вина государства. Начиная с комедии «Недоросль» , русская литература вступает в благородную борьбу с государственной властью, борьбу за справедливость. Действительно, Фонвизин указал на проблему власти, проблему законов и их реализации в обществе XVIII века. Если хорошо задуматься над комедией, то можно понять, что в проблемах образования и крепостного права автор винит именно правительство.
«Русская комедия начиналась еще задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле, эти комедии – суть произведения ума сильного. Человека даровитого». Я полностью согласна со словами Виссариона Григорьевича Белинского. Фонвизин не только талантливый, но и смелый писатель. Далеко не каждый в то время мог указать властям на их пороки и бездействие. В классицизме представители правительства – идеал, нечто высокое и благородное, а в комедии «Недоросль» Фонвизин показал правду, за что ему пришлось уйти в отставку.

Фонвизин – отец Великой русской комедии, разрушивший каноны классицизма.

Сочинение на тему Традиции и новаторство в комедии Фонвизина «Недоросль»
Королева показала видео с мужем, которое нельзя смотреть детям
Самый верный способ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ если ничего не помогает! Читай и действуй! Самый верный способ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ если ничего не помогает! Читай и действуй!
Сколько детей тебе приготовило будущее? Самый достоверный тест в мире! Сколько детей тебе приготовило будущее? Самый достоверный тест в мире!
Вызывающий поступок Алины Кабаевой огорчил Владимира Путина
Раскрыта последняя тайна Гурченко. Этого никто не мог узнать
Маленькому мальчику врачи вживили огромные рога!
Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее «золотой» ХIХ век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое время. Его комедия «Недоросль» по праву входит в «золотой фонд» русской драматургии и может быть поставлена в один ряд с такими блестящими ее образцами, как «Горе от ума» Грибоедова, произведениями Гоголя, драматургией Островского. Созданная в условиях господства классицизма на русской сцене, она несла в себе новаторские черты, которые подготовили появление и утверждение реализма в русском театре.
Еще Пушкин определил особое значение Фонвизина, которого он назвал «сатиры смелым властелином». Действительно, «Недоросль» является сатирической комедией, в которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».
По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания, как известно, центральная в идеях Просвещения и классицизма как его художественного выражения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о «воспитании» в самом широком смысле слова. Сценически Митрофан - тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, - лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.
Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами классицизма, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.
Вполне в соответствии с правилами трех единст в действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова - все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Следует отметить, что Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которые тяготеют либо к положительным (Еремеевна, Тришкин, Цифиркин), либо к отрицательным (Кутейкин, Вральман).
Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Интересно, что потом у Пушкина в «Евгении Онегине» среди гостей, приехавших на именины к Татьяне, появляются «Скотинины, чета седая», отличающиеся такой же плодовитостью, как и фонвизинские.
В духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения. Сам Фонвизин возлагал большие надежды в деле исправления пороков общества на просвещение дворянства. И в том же духе высказывается его герой:
«Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо оного раба двое: старый дядька да молодой барин».
Более того, даже с точки зрения стиля речь Стародума близка к слогу статей и писем автора. Как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.
Этот же прием писатель использует и в языке других персонажей, который таким образом становится средством их индивидуализации и помогает раскрыть социально-психологическую сущность.
Так, например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику («собачья дочь», «Скверная харя», «бестия»), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери («душенька», «друг мой сердешный»). С гостями Простакова - светская дама («рекомендую вам дорогого гостя»), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты («мать ты моя родная, прости меня», «повинную голову меч не сечет»).
Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность - это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна - «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.
И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них - это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие.
Так что произведение в целом выглядит отнюдь не однолинейным, а многоплановым и многоаспектным. Но верит ли автор, что исправление всех общественных пороков, «скотских» пороков человеческой натуры возможно путем воспитания? На вопрос Правдина об этом Стародум отвечает: «Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больному неисцелимому. Тут врач не поможет, разве что сам заразиться». И в этом тоже проявился реализм Фонвизина.
Прошли года, минули два столетия с тех пор, как появилась смешная и грустная комедия Фонвизина. Но герои ее остались жить, мы находим среди наших современников своих Скотининых и Правдиных, Простаковых и Стародумов. А Митрофанушка стал нарицательным образом и, видимо, останется таким еще долгое время - к сожалению! Его знаменитое: «Не хочу учиться, хочу жениться» - кажется, так и разносится эхом среди наших молодых людей. И в этом еще одно подтверждение подлинного реализма комедии «Недоросль».

Урок № 25

ТЕМА: Способы создания комических характеров. Традиции и новаторство в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: повторить понятие «комическое»; показать традиции и новаторство в комедии «Недоросль»; учить работать с критической литературой.

Развивающие: расширить представление учащихся о комическом; развивать навыки работы с художественным текстом.

Воспитательные: показать значение пьесы, ее актуальность, обучать навыкам ведения дискуссии.

Методы обучения: словесные (объяснение учителя, беседа, самостоятельная работа с текстом).

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

Объявление темы, цели и задач урока.

II. Повторение изученного (15 мин.)

^ 1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о русской литературе XVIII века на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» и работаем дальше с текстом этого произведения, но сначала ответим на некоторые вопросы в качестве повторения предыдущих уроков.

2. Вопросы:

К какому литературному направлению относится комедия «Недоросль»?

(Классицизм.)

Как решается проблема героя в классицизме?

(Проблема героя в классицизме решается, прежде всего, через идею государственности, проповедующей гражданский долг, строгую иерархию и соподчиненность.)

Каковы особенности произведений классицизма?

(Особенностью произведений классицизма является резкое деление героев на положительных и отрицательных. Первые воплощали авторскую идею, вторые – порок. Такой контраст высвечивал идею произведения, убеждал в ее истинности. Стремление к ясности, убедительности идей и образов произведения – выражение еще одной черты классицизма, главенство разума.

Другими словами все должно быть выверено, соразмерно подчинено строгим правилам. Строго разграничивались литературные жанры. У них была своя иерархия: высокие (трагедия, ода) и низкие (комедия, сатира) Господствовали высокие жанры, низкие считались второстепенными, их роль обличать и осмеивать порок.)

Каким правилам подчинялись драматические произведения классицизма?

(Соблюдение правил триединства – время, место, действие, т. е. пьесы должны были состоять из пяти актов, события должны происходить в течение суток, действие должно развёртываться в одном месте.)

Каковы особенности русского классицизма?

(Русский классицизм – явление двойственное. Наряду с опытом западноевропейских стран в развитии данного литературного направления русский классицизм вобрал традиции петровской эпохи. В отличие от других стран русский классицизм начинается с сатирического направления(Антиох Кантемир). Петр умирает, боярство поднимает голову, в стране начинается реакция. В связи с этим активно проповедуется идеал абсолютизма, высокий гражданский пафос, обращение к фактам национальной истории, близость к фольклору и реформа стихосложения опиралась, прежде всего, на него.

Вывод: Своеобразие русского классицизма заключается в повышенном интересе писателей к историческому прошлому России, культ государя, просветительский характер русского классицизма. Изменение традиционной системы жанров (трагедия переходит в категорию средних жанров, введение в систему литературных жанров басни и песни), активное развитие сатирического направления.

Первые русские классицисты: Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир.)

III. Изучение нового теоретического материала (25 мин.)

Понятие «комическое» (10 мин.)

^ 1. Слово учителя.

В литературоведении есть понятие «комическое», на основе которого создаются отрицательные образы произведения.

На чем строится комическое, что это за понятие?

(На отрицательных образах.)

Что чему не соответствует в отрицательных образах в произведениях комического жанра?

(Необразованность, грубость, невежество, «скотство» не соответствует титулу дворянина.)

^ 2. Запись в тетради.

Понятие «комическое» - сложное и многозначное.

1. Комической в произведении может быть ситуация (с кафтаном).

2. Комическое проявляется в характере (Скотинин – его страсть к свиньям).

3. Комическое возникает в отношениях персонажей (Простакова не знает, как сбыть Софью с рук, а когда узнает, что Софья богата, сразу меняет к ней отношение – такие комические «перевертыши» мнений и отношений).

4. Комическое проявляется в речи: смешение стилей в речи Простаковой (она разговаривает с Правдиным и Стародумом грамотно и достойно, и в то же время её «базарный», грубый стиль в разговоре с Еремеевной и Скотининым).

Наиболее сложным и ярким является образ Простаковой.

В чем же его новизна и сложность?

(Главная черта характера Простаковой – любовь к сыну. Это благородное чувство. Но в Простаковой оно стало уродливым и злонравным, потому что нет в ней основы для добродетели и разума.)

Фонвизин с горечью заканчивает комедию фразой: «Вот злонравия достойные плоды».

Традиции и новаторство (15 мин.)

^ 1. Слово учителя.

Мы прочитали комедию «Недоросль» и разобрались в характерах ее героев. Но лейтмотивом уроков литературы в 8-м классе является исследование традиций и новаторства в художественном произведении.

Каковы же традиции и новаторство в комедии «Недоросль»?

Обсуждение статьи учебника по вопросам на стр. 182 – 183.

^ 2. Выводы (записываются в тетради):

Традиции

(традиционные приемы классицизма)

Новаторство

1. Пять действий.

2. Сохранено правило «трёх единств» места, времени, действия. (Место действия – имение Простаковых; действие происходит в течение суток (начинается утром и заканчивается утром следующего дня; действие подчинено одной главной идее (необходимости воспитания достойного, честного, добропорядочного гражданина).

3. «Говорящие фамилии».

4. Деление героев на положительных и отрицательных.

5. Присутствие героя-резонера (Стародум – носитель авторских идей).

1. Неоднозначное изображение некоторых героев. (Если Стародум, Правдин, Софья, Милон безусловно положительны, то учителей Митрофана вряд ли можно уверенно отнести к положительным или отрицательным персонажам. А Еремеевна? Раба, беспрекословно выполняющая приказы господ, готова зубами и ногтями постоять за своего воспитанника – Митрофанушку, или по-настоящему любящая его.)

2. Меткий язык комедии в речевых характеристиках.

3. Развитие идей Просвещения. (идея о необходимости воспитания и просвещения гражданина, воспитание души.)

3. Идея устройства общества по законам добра и справедливости.

IV. Выводы по уроку, домашнее задание (4 мин.)

1. Письменно ответить на вопросы творческого практикума стр. 184.

2. Выписать из текста комедии афоризмы, принадлежащие разным героям.

(Афоризм (греч.) – изречение, кратко, метко, отточено и изящно выражающее обобщенную, законченную мысль, например: Стародум: «Лучше вести жизнь у себя передней».)