Ученье свет а неученье что. "Ученье – свет, неученье – тьма"

Ученье свет, а неученье тьма

Ученье свет, а неученье тьма СВЕТ 1, -а (-у), м.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Смотреть что такое "Ученье свет, а неученье тьма" в других словарях:

    Ученье свет, а неученье тьма. См. УЧЕНЬЕ НАУКА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Ср. Мой сын учись ученье свет, А неученье тьма; А жизнь на все уж даст ответ По своему, сама. В.С. Курочкин. Завещание. Ср. Ученье не только свет, по народной пословице, оно также свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание... Тургенев … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Ученье свѣтъ, а неученье тьма. Ср. Мой сынъ учись ученье свѣтъ, А неученье тьма; А жизнь на все ужъ дастъ отвѣтъ, По своему сама. В. С. Курочкинъ. Завѣщаніе. Ср. Ученье не только свѣтъ, по народной пословицѣ, оно также свобода. Ничто такъ не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ученье - свет, учёных - тьма - (от посл. Ученье свет, а неученье тьма о важности образования) 1) исходное знач.; 2) об обилии людей с высшим образованием, с учёной степенью …

    Ученье - свет, а неучёных тьма - (от посл. Ученье свет, а неученье тьма о важности образования) 1) исходное знач.; 2) об обилии необразованных людей … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Муж. состоянье, противное тьме, темноте, мраку, потемкам, что дает способ видеть; иные свет принимают за сотрясение малейших частиц вещества, другие за особое, тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем. Свет прямой, самосвет, от… … Толковый словарь Даля

    Толковый словарь Ушакова

    1. ТЬМА1, тьмы, мн. нет, жен. 1. Отсутствие света, освещения, мрак (то же, что темнота в 1 знач., но чаще книжн. поэт.). «Во тьме ночной ступает легкою ногой.» Пушкин. «Нависла тьма, окутав лес и небо.» Максим Горький. Непроглядная тьма. Ночная… … Толковый словарь Ушакова

    1. ТЬМА1, тьмы, мн. нет, жен. 1. Отсутствие света, освещения, мрак (то же, что темнота в 1 знач., но чаще книжн. поэт.). «Во тьме ночной ступает легкою ногой.» Пушкин. «Нависла тьма, окутав лес и небо.» Максим Горький. Непроглядная тьма. Ночная… … Толковый словарь Ушакова

    - (1) СВЕТ (1) света, м. 1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света. Скорость света равна 300.000 км в секунду. Лечение синим… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Жизнь или смерть! , Влас Дорошевич. «Г-н Тимковский (со сцены. Наставительно): – Ученье (с просветительным лицом) – свет. Неученье (мрачно сдвигает брови) – тьма. (Убежденно). Мрак есть зло! (Сжимая кулаки). С мраком надо…

    Если объяснять эту пословицу детям (а именно это чаще всего и требуется, потому что взрослые знают е смысл ещ со школьной скамьи, как говорится), то можно сказать приблизительно так:

    Представьте себе, дети, что вы находитесь в прекрасном светлом классе. И в окна светит солнышко. Оно как будто специально светит в наши окна, потому что мы учимся, и оно хочет, чтобы нам при этом стало ещ светлее и радостнее. А если мы не будем учиться, то перестанем бывать здесь, в этом помещении с огромными окнами. И тогда не увидим солнышка так, как здесь. Но это я говорю вам образно. А на самом деле пословица напоминает нам, что учиться - это хорошо, а не учиться - плохо. Человек, который учится, как будто идт к свету. А которые не хочет учиться, идт во тьму. Где обязательно споткнтся на свом неправильном пути.

    В этой пословице ученье, знания сравниваются со светом, а неученье, безграмотность - с тьмой. Что подразумевается под светом и тьмой? Свет это возможности, которые перед нами открывают знания, а тьма, соответственно, их отсутствие.

    Без знаний человек блуждает по жизни, как во тьме: ничего не может, не знает. С знаниями ему легче жить, работать.

    Скорее всего объяснить смысл этой пословицы задали детям в школе.

    Я бы объяснила ее так:

    Нужно учиться, чтобы многое увидеть и сделать в жизни, осознать свои возможности, выбрать путь, который принесет успех и удовольствие от работы.

    У человека менее образованного меньше возможностей в жизни.

    Как ведет себя человек в полной темноте? Он пытается идти, сталкивается с предметами, долго ищет свободный от препятствий путь, набивает себе шишки, весь путь превращается в пробы и ошибки. Но появился свет, и человек спокойно и быстро находит единственно верный путь. Человек, который обладает знаниями и опытом поколений тоже легко находит свой путь в жизни, он легко ориентируется во времени и пространстве. А неграмотный человек лишен способности оценивать ситуацию, он не обладает знаниями и опытом тех, кто уже прошел по жизненному пути, он всегда во тьме. Примерно так.

    Так и объяснить- при свете дня легче дорогу найти, знания помогают по жизни идти правильным путем. Во тьме легко заблудиться, недостаток знаний мешает и легко сбиться с пути.Знания как спасительный луч света.

    Лучшее в жизни достается людям знающим, умным, имеющим образование. Тяга к знаниям и дает тот самый свет в жизни. Свет - значит развитие, процветание, высокое качество жизни. Человек, который находит свое место в жизни должен научиться многому, узнать разное, чтобы определиться и понять к чему он расположен.

    Без знаний жизнь подобна тьме - значит, наполнена необразованностью, глупостью. Без ученья и стараний невозможно стать достойным и счастливым человеком.

    Ученье это знание, это умение, это широта возможностей. Ученый человек ясно видит и представляет себя в жизни. (как днем при свете)

    Не ученый человек, не ведает что будет ему целью, какая работа будет кормить его. Не обученный не чему человек, живет как темноте, не зная что будет завтра. (как во тьме..)

    Я помню у нас в школе еще говорили. Будешь плохо учится пойдешь работать на железную дорогу, а теперь на железной дороге престижно работать. Суть пословицы значит, что если хорошо учиться то получишь престижную работу и станешь руководителем. В любой компании сможешь поддержать разговор.

    Издавна необразованного, неграмотного человека называли тмным. Таким людям приходится в жизни надеяться только на свою физическую силу, они обречены на тяжлый физический труд. А вот для тех, кто учится, открыты все дороги. Они быстрее находят применение своим знаниям и удачнее устраиваются в жизни. Человек образованный всегда найдт применение своим способностям.Поэтому, ученье -свет. А ещ с юмором говорят:Ученье - свет, а неученье - чуть свет и на работу. Но в каждой шутке есть доля правды, поэтому надо учиться.

Цель: Показать учащимся и убедить их в том, что учение служит повышению их умственного развития, их человечности.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

II. Постановка учебной задачи.

Что такое совет?

Совет – наставление, указание о том, как поступить. Например, советы по работе, советы классному руководителю, советы друзьям и т.д.

Какие пословицы и поговорки о советах знаете?

Жить в любви и совете! Совет да любовь! Людям советуй, но сам обходись своим умом. Советом работу не испортишь. И так далее.

Вы обычно с кем советуетесь?

С родителями, с дедушкой, бабушкой, с друзьями и т.п.

В сорок пятом наставлении Каюма Насыйри есть такие строки: “О, сынок, старайся избегать советов различных людей. Прежде всего, остерегайся невежды, ибо он темен и может толкнуть тебя на ложный путь”.

Кого же называют невеждой? Каким он бывает? И что такое – невежество?

Как легче жить: невеждой или знающим человеком?

Конечно же, знающим, сведущим человеком!

Грамотным, учёным, гармонично развитым, культурным во всех отношениях и т.д.

Какие вы знаете пословицы и поговорки с этими словами?

Учёного учить – только портить. Ученье – зёрна мудрости, знание – зерно счастья.(Грузин.) Знания, полученные в детстве – что письмена на камнях.(Авар.) Не читавший книг – что пчела, не видевшая цветов.(Белорус.) Слёзы при ученье – радость в жизни.(Испан.) Не злато сыну дари, а книгу драгоценную.(Корея.) Прочитать новую книгу – приобрести ещё одного друга.(Китай.) Если не читать ежедневно, то знания ежедневно убывают.(Китай.) если зорькой не встаёшь – день теряешь, а если в детстве и юности не читаешь – всю жизнь теряешь.(Тибет.) хорошая книга – самый верный друг: не любишь – не укоряет, а поверишь в неё – никогда не обманет.(Турция. Малограмотный человек – человек в оковах.(Африка.) Учёба – рытьё колодца иголкой. Ученье свет – а неученье тьма. Книга – источник знаний и т.д.

Значит, о чём же мы будем сегодня говорить?

Об учёбе, о пользе учения, о вреде и недопустимости невежества и т.п.

Самооценка.

III. Решение учебной задачи.

1 задание. (Обсуждается в группах)

Давайте – ка, ещё раз проясним: что такое учёба?

Учёба – от слова учить: передавать кому-либо какие-нибудь знания и навыки; учиться специальности, умению чего-либо делать.

Какие пути, способы и средства учёбы вы знаете?

Книга – источник знаний! Можно учиться читая газеты и журналы, занимаясь на компьютере и т.д.

Кого из учёных, писателей, всемирно- известных личностей нашей национальности (наших земляков) вы знаете?

Кого из высокообразованных родных вы знаете?

Как надо учиться, чтобы была польза от знаний?

Надо учиться, заниматься вдумчиво, старательно. Читать много и быстро, конспектируя для лучшего запоминания.

Как вы понимаете самостоятельную учёбу?

Самостоятельно, то есть без помощи других людей. Самостоятельная учёба длится с пелёнок до самой смерти человека и т.д.

Есть ли какая-либо связь между учёностью и дисциплиной?

Да. Учёные люди обычно бывают дисциплинированными и т. п.

Всегда ли бывает только так?

В основном, да, именно так. Однако, и среди учёных людей наблюдаются недисциплинированные, неорганизованные. Но – редко.

Как влияет учёба на способности на талант человека?

Он усиливает талант, развивает способности.

Как по другому называют человека образованного, воспитанного, культурного? Оно, в основном, относится к людям умственного труда.

Интеллигент! Представитель интеллигенции и т.п.

Учёные утверждают, что для того, чтобы стать интеллигентным человеком, надо до совершеннолетия успеть прочесть не менее 80 книг таких великих писателей, как Лермонтов, Гоголь, Тукай, Тургенев, Толстой, Куприн, Бунин, Булгаков, Пастернак, Дефо, Шекспир, Байрон, Диккенс и другие.

Самооценка.

2 задание. (Обсуждается в группах)

В тридцать четвёртом наставлении книги Каюма Насыйри есть и такие строки: “О, сын мой, когда придётся тебе воспитывать детей, будь особенно старателен, пока они малы. Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнётся, покуда тонок. В нежном возрасте следует вкушать понятия о многих науках и давать кое-какие знания даже по математике…”

Как вы думаете, почему полезней (эффективней) учиться смолоду?

Потому что ребёнок должен успеть до совершеннолетия, до вступления в самостоятельную жизнь набраться сил и умственного багажа.

В то же время у великого Каюма Насыйри есть и такие слова в шестом наставлении его “Книги о воспитании”. Один почтенный человек отдал сына учёному наставнику для воспитания и обучения. И сказал при этом: “О, лучший из учителей, воспитай это дитя и дай ему знания, пусть станет мудрым и учёным.” наставник занимался с мальчиком, учил его наукам, но из этого ничего не вышло. И он отвёл его назад, к отцу, говоря: “Ребёнок этот настолько глух к наукам и туп, что я чувствую, как сам глупею, когда учу его…”

Как вы понимаете содержание этого наставления?

Всему – своё время. Надо вовремя учиться игре на музыкальных инструментах, танцам, рисованию, пению. Если ребёнка не учат с детства читать и писать, то он становится ленивым учеником и т.д.

Как вы понимаете слово “тьма” (“неученье - тьма”)?

- “Тьма” в душе человеческой – позор для него, самоунижение и т.д. Учёный же человек всегда будет в выигрыше, на высоте.

Как вы понимаете: “невежество - позор”?

Невежество – отсутствие знаний, некультурность, бестолковость, неумность, корыстолюбие и т.д. Такой человек всегда способен опорочить другого.

Откуда же берётся невежество?

От лени, лодырничания.

Какие стихи классиков, изобличающих лень, вы знаете?

IV. Рефлексия.

О чём мы говорили сегодня на уроке? Какие выводы сделали вы из сегодняшнего занятия?

Что полезного извлекли вы из него?

V. Домашнее задание.

В каких высших учебных заведениях можно продолжить учёбу в нашем крае после окончания средней школы? И где они размещаются? Напишите об этом сочинение.

Пиминов Сергей

"Ученье - свет, неученье - тьма"

"Нам часто приходится выбирать: или чувствовать себя последним дураком, или... быть им на самом деле." ;-)

* Приглашаю ознакомиться с астро_профориентацией в учебном плане. Рекомендуется для профессорско-преподавательского состава, а также для образованных (и необразованных) родителей. Овен - учитывая импульсивный характер вашего чада (ребенка), а также его страсть с раннего детства к игре "в солдатиков", можно рекомендовать - военное дело. В школьной программе - это часто называют НВП (начальная военная подготовка). Неподдельное влечение к оружию (начиная с рогаток) утвердит Вас в правильности астро-совета... Но что делать девочкам? Подаваться в медсестры? Может быть. Во всяком случае, встречается интерес к изучению свойств крови. Это почти биология, а точнее - экстремальная медицина. Обоим полам желательно присмотреться к специальности пожарника, милиционера (защитника справедливости). Такие вот советы. Телец - несомненно, горловые связки вашего ребенка доставили немало беспокойства. Надо их развивать - пением! Хороший предмет. Из других способностей отмечу прекрасный дар к осязанию. Хорошо получается на ощупь определять качество тканей. Поэтому, текстильный институт - один из вариантов. Хотя, если в школе (или колледже) есть экономические предметы, например, начальное банковское дело (трудно такое представить;), не думайте ни минуты - отдавайте, отдавайте. Пусть учится. За хорошие отметки награждайте деньгами, конфетами и пирожными. Но фигуру берегите: для тельцов девушек - это несусветно важно. Потому еще привлекайте к спортивным танцам. Близнецы - может привлекать информатика, математика (в частности: "алгебра и начало анализа") и, конечно, журналистика. Сообщу главное - не ограничивайтесь одним высшим образованием. Нормально - от 2 до 3, причем разностронних, друг на друга непохожих. Помимо участия в СМИ (массовой информации), можно поступать в торговый институт ("нар. хоз.") или учиться на специалиста транспортных коммуникаций (водитель, машинист, диспетчер). Гигантсткие успехи ждут на поприще лингвистического факультета. Поступайте, не пожалеете. Однако, учиться придется всю жизнь... * Ну и что? Ведь интересно-же! * лишь бы не работать;)) - комментарий автора. Рак - проявляйте неподдельный интерес к истории, родному языку, к братьям нашим меньшим (зоология), шагу не ступайте без психологии (предпочтительный предмет). Когда жизнь поставит перед выбором: "куда пойти учиться?", не прячьтесь в библиотечно-архивный институт, а смело шагайте, например, в пищевой институт. Можно посвятить судьбу мясо-молочной промышленности или стремиться в лесной институт - природу охранять (сторожем;-), экологию защищать. Псих.фак. МГУ тоже подойдет. Заодно учитесь на акушера-гинеколога. У вас получится. Лев - желание играться, устраивать зрелищные соревнования, привлекать всеобщее внимание - приведут к поступлению в театральный институт, на худой конец - в драматический кружок. Интерес к учебе вызывается любовью к предмету. Иначе, образование - скучная забава. Хорошие способности к рисованию (изобразительное искусство), а также, патриотическому воспитанию молодежи. Начинайте с работы: "воспитатель младших классов". Обращайте внимание на сексуальные проблемы общества - сексопатологи еще нужны. Удачна любая профессия, где эффективна творческая самодеятельность. Например, шоумен (при проведении аукционов и лотерей). Только не говорите: "Не хочу учиться, а хочу жениться". Первое никогда не поздно, а второе - быстро передумаете. Дева - неизгладимое впечатление произведут предметы - труд, черчение, анатомия. Их можно не любить, но заниматься надо - с невозможным прилежанием и усердием. Наблюдается потребность в физ. культуре, вероятны успехи в хореографии (пластика тела). Технические специальности на бытовом уровне ваша стезя. Но главные успехи - в медицинском образовании! Особенно в препарировании (расчленении) исследуемых органов. А также, гигиене и санитарной обработке продуктов. Чего есть - того не отнять. В смысле, каждому своя судьба... Весы - самому культурному знаку приходится упирать на гуманные и общественно-полезные знания. В этом ряду - этика и культуроведение, а также предмет: "человек и общество". Для разносторонней объективности можно посещать факультативный курс - шахматы. Игра развивает тактику и стратегию взаимоотношений с противником (и внешним миром). Это Весам очень надо. В плане работы подойдет административное управление, например, гостиничным комплексом (кто ж его даст;). Должность советчика, миротворца, распорядителя чем угодно (менеджера) - красивое предназначение вашей жизни. Но главное - учитесь культуре! Ее слишком много не бывает... Скорпион - учите общую биологию, где ваша проницательность психики улавливает законы жизни, на законах природы. Например, волки (санитары леса) и овцы (из другой истории;). Все, что шевелится, не чуждо пытливому уму. Вероятная профессия элементарно понятна - угрозыск, оперативный работник (сыщик). Конечно, еще физик-ядерщик. Но к счастью, не всем подаваться в ученые. Много другой опасной (рискованной) работы ждет своих исполнителей. Не ищите теплых мест в жизни. Они заняты. ;) Занимайтесь благородным трудом и неблагодарной работой. Почему не стать шахтером забойщиком? Подойдет работа, где можно ломать и взрывать. Стрелец - никуда не денетесь без иностранного языка, географии, литературы (желательно зарубежной, народов мира). По вас скучает социология, политология, философия и даже религия. Обязательно поступайте в институт международных отношений. Неизбежная справедливость восторжествует - может возьмут. Только надо учиться на красный диплом, иначе лекции на международных симпозиумах читать не дадут. А преподавать уже хочется. Вам подойдет работа начальником, с которым приятно на совещание сходить и, на банкете закусить. А там уж и поработать... Кстати, рекомендую посольским атташе. У вас просто дар! Козерог - стремление постигать гранит науки, не оставит без внимания...геометрию. Кстати, удобная штука - теорема, а после доказательства. Что еще козерогу надо? Присутствует любопытство к подъемным мехнизмам (явление рычаг), так что: экскваторщики и машинисты подъемных кранов - шаг вперед! Каменщики тоже: "время собирать (класть) камни, время их разбрасывать". А еще, занимайтесь бизнесом. Таким, чтобы все по плану. Даже улыбаться по распорядку дня. ;-) Водолей - экспериментальная физика (квантовых частиц и др. корпускулярных излучений), а также электроника - затронут сознание каждого здравомыслящего водолея. Хорошо таких не много, но все равно хватает. ;) Предпочтительна работа технического характера. Например, ремонт новых телевизоров. Сборка-разборка компьютеров - отличное приложение рук и интеллекта, т. к. каждый раз получается по разному. Работа электриком тоже подойдет. А в свободное время, изобретайте вечный двигатель. Рыбы - неиссякаемый поиск истины ищет ответы в музыкальном образовании. Не дайте таланту заглохнуть. Невнятность умозаключений может натолкнуть на глубокое познание химии. Превращение золота в осадок, а обратно никак приворожит не одну Рыбу. ;) При большом желании, ориентируйтесь на специальность: подводник-аквалангист, спортсмен по гребле на каноэ. Кстати, из прошлой жизни - вспоминайте способности к рисованию. Любая профессия, испытывающая воображение и творческую фантазию, окажет положительное воздействие на бурное течение вашей скрытой жизни...