Учимся рисовать уроки для начинающих. Как рисовать карандашом поэтапно для начинающих


Если вы начинающий с нуля – полный ноль, как я , и захотели научиться рисовать карандашом – читайте хронику ленивого бесталанного художника. Последний раз рисовал ещё в школе. Рисовал как все, средне.

Как вы сможете рисовать карандашом после 50-ти часов практики , и как этому научиться. Я начал рисовать с нуля. Рисовал не регулярно, в среднем 15 минут в день, в течение полугода. А вы можете научиться и за пару месяцев, рисуя по 60 минут в день!

Рисование – навык копирования

Следующие рисунки я начал рисовать в уверенности, что я бездарный к рисованию. Но так как я знаю, что почти всё, что знаю о себе – не правда. Решил перепроверить себя: у меня действительно кривые руки или это в школе так пострадал.


Сфера

Основной элемент рисования. Рисуем тени и полутени сферы.

Указано время с учётом чтения учебника. Само рисование требует времени в два раза меньше.




Куб

Базовый строительный кирпич любого рисунка.



Модификации куба




Рисуем текстуру карандашом



Флаги и роза






Рисуем кубы – продвинутый уровень




Рисуем сферы – продвинутый уровень

С этого этапа вы обязаны купить растушёвку – бумажный карандаш. В предыдущих уроках я растушёвывал пальцем, затем растушёвкой #3.

Вся магия полутеней: объёма, мелких теней в уголках, при рисовании глаза и портрета – благодаря растушёвке. Ваша способность рисования словно умножится на три! Сами офигеете, когда сравните свои результаты.





Флаги, свитки





Цилиндры: вулкан, чашка


Рисуем живое дерево


Комната в перспективе

Улица в перспективе


Рисуем в центральной перспективе: замок, город



Надпись в перспективе


Учимся рисовать портрет

Учимся рисовать руку


Экзамен: первый портрет!

Рисовать людей намного сложнее, чем розы или аниме. Лицо нельзя искажать – каждую ошибку сразу же заметно. Учиться рисовать людей нужно, когда почувствуете уверенность в том, что сможете узнаваемо нарисовать очертание и скетч лица.

Портреты нельзя рисовать быстро, требуется усердие и внимательность. Вот какой у меня получился портрет жены:

Учимся рисовать с нуля картины

Восемь картин рисовал суммарно сутки, половину времени. Карандашом практиковался тоже одни сутки. Научиться рисовать до таких же результатов, даже если «руки из жопы растут», можно за 50–150 часиков. В пересчёте на сериальчики – это 2–3 сезона Доктора Хауcа .

Первую картину акрилом «А ты мне нравишься» Васи Ложкина рисовал 6 часов. Что такое акрил и как с ним управиться – не знал. Кисть тоже держал впервые после школы.

Месить нужный оттенок нелегко. Всё бросить потому, что не получается – я рвался каждые полчаса. Нужен человек, который поддержит. Пошёл обучаться в арт-студию и рисовал под присмотром художника. Через год, пару раз брал уроки рисования онлайн у того же преподавателя.


Научился рисовать карандашом, а сноровка оказалась комплексной. Взял кисть впервые после школы и нарисовал. Долгих 6 часов, кривовато, но как же здорово! Теперь я могу сделать неординарный подарок – нарисовать картину другу, закладку в блокнот, карикатуру по работе. Даже делал небольшой мультик.

Первая картина: пастелью, акрилом, гуашью и маслом. Все техники с нуля, а повесить на стену – не стыдно.

Как правильно научиться рисовать – алгоритм

Обучение рисованию карандашом – это база : сносить углы, размеры линий, соблюдать пропорции. Просто научиться не боятся рисовать. Освойте начальный уровень, а дальше только веселее и проще.

Чем учиться рисовать

    Рисуем простым карандашом .

    Фундаментальный инструмент для рисования. Почти все иллюстрации, скетчи и картины рисуются сперва карандашом. Далее он затирается до еле видимых линий, либо поверху рисуем красками. Ошибки легко исправляются. №1 для начинающих.

    Рисуем гелевыми ручками .

    Простой инструмент для рисования в цвете. Техника рисования схожа с техникой рисования карандашом – всё-таки ручка, а не кисть. Исправить ошибки можно только в Фотошопе.



    Рисуем фломастерами . Аналоги: маркеры и профессиональные «копики».

    Больше разнообразия цветов, чем у гелевых ручек. Набор будет стоить дешевле. Через 1–2 года фломастеры засыхают и нужно покупать новый набор.



    Фломастеры немного пропитывают бумагу и она начинает раскисать, из-за этого мне не нравится ими рисовать. Можно наводить по 2–3 раза и линия становится более насыщенной, можно рисовать полутени.

    Рисуем акварелью .

    Дешёвые материалы, и знакомы со школы. Разбавляются водой, поэтому новый слой краски размывает предыдущий. Сложно освоить как она поведёт себя. С нуля, самостоятельно, не просто научиться рисовать детали. Преимущество – доступность.

  • Рисуем гуашью .

    Матовый окрас, более густой, чем акварель, тоже разбавляется водой. Отлично подходит для новичков: ею легче исправить неточности, чем акварелью. Дешёвый материал.


  • Рисуем акриловыми красками .

    Самый доступный профессиональный материал. Акрил быстро сохнет, 5–15 минут. Им легко нанести второй слой, исправить огрехи. Если качественный, то устойчив к воде.

    Акрилом рисуют на холсте. Также можно обрисовать что угодно: стену, табурет, чашку, шлем, пепельницу, футболку, рамки для фото. Рекомендую затем вскрывать работу лаком с баллончика.

  • Рисуем пастелью – сухой и масляной .

    Техника рисования пастелью необычна – рисовать нужно мелками, растирая их об бумагу.


    Техника рисования масляной пастелью похожа на рисование карандашами, но имеет свои особенности.


  • Рисуем маслом .

    Сложные профессиональные краски. Долговечные, но нельзя покупать дешёвые – трескаются.

    Долго сохнет, около 2–10 дней. Это плюс – всегда можно снять слой, дорисовать, растушевать. Но и минус, нужно очень осторожно наносить слой поверху, чтобы не испортить то что есть. Не рекомендую их использование для начинающих.

Вы способны научиться рисовать карандашом . Найдите «Зачем?», купите учебник и срисовывайте в удовольствие. Через месяц – удивитесь своим способностям.




Рисование — это как минимум отличное хобби для творческих людей. Многие считают, что для этого нужно иметь какой-то особый талант, когда, на самом деле, рисовать может научиться каждый — при определенном упорстве и систематической практике. Мы поможем вам разобраться, как научиться рисовать карандашом и что об этом занятии нужно знать начинающим.

Принадлежности для рисования

У вас должен быть набор простых карандашей. Они обозначаются буквами H (Т в русской маркировке) — твердый карандаш, B (М) — мягкий, а перед буквой ставится цифра, которая говорит о степени твердости или мягкости, например, 2B.

Новичкам следует начать с карандаша HB (ТМ) — это стандартный карандаш, средней степени твердости-мягкости. Когда вы к нему привыкнете, вам будет легче контролировать силу нажима при использовании других типов карандашей.

Бумагу берите белую и плотную, лучше всего зернистую — на ней хорошо будут видны карандашные оттенки. По возможности купите один лист бумаги на проверку и потрите ее ластиком — если она сразу станет рыхлой с катышками, то качество такой бумаги оставляет желать лучшего.

Не забудьте взять хороший ластик, чтобы исправлять будущие помарки. Выбирайте мягкий ластик, чтобы при стирании не сильно травмировать бумагу.

С чего начать

Прежде всего, нужно ознакомиться с основными принципами рисования: композицией, объемом, перспективой, динамикой. Эти основы относятся к любому стилю, не только к рисункам карандашом.

После этого стоит определиться, чему именно вы стремитесь научиться и как хотите рисовать, какой стиль выбрать. Даже если вам хочется уметь все понемножку, остановитесь сначала на чем-то конкретном и не пытайтесь объять необъятное — освойте один стиль, а потом переходите к другому.

Если вы хотите научиться рисовать портреты, то придется изучить основы анатомии, пропорции человеческого лица и тела. Чтобы научиться рисовать пейзажи, нужно практиковать рисование природных объектов — растений, горных массивов, морских волн и т.п. Если хотите рисовать аниме , то нужно знать особенности прорисовки персонажей в этом жанре.

От простого — к сложному

Вы должны научиться рисовать геометрические фигуры в двухмерном, а после — в трехмерном пространстве. Это станет очень важным этапом вашей практики, ведь, по сути дела, все предметы и даже мы сами условно состоим из разных геометрических фигур. И когда вы только будете учиться рисовать предметы и людей, и даже набравшись опыта, вы все равно будете набрасывать на бумаге кружки, овалы, квадраты, обозначая пропорции рисуемых объектов.

Рисуйте много несложных предметов, животных в упрощенном виде. Не отмахивайтесь от рисования скучных на первый взгляд объектов вроде чашки, будильника или яблока на столе — даже простой контурный двухмерный рисунок потребует от вас некоторой сноровки.

Давайте попробуем немного попрактиковаться прямо сейчас и нарисовать милую мышку.

1. Возьмите мягкий карандаш и нарисуйте рядом друг с другом два овала, с небольшим пересечением. Один из них будет поменьше — это будущая мышкина голова, а второй станет туловищем.


2. Нарисуйте окружности на месте ушей, очертите лапы и наметьте загибающийся хвост.


3. Теперь нарисуем мышке мордочку — глаз в форме перевернутой капельки, нос шариком, улыбку, а также не забываем прорисовать ушки.


4. Сотрите внутренние контуры на мордочке и сделайте более насыщенную обводку. Разукрасьте зрачок и нос черным цветом, с белым бликом посередине.


5. Прорисуйте мышке лапы и придайте форму хвосту, стерев вспомогательные контуры по туловищу. Обведите оставшуюся часть мышки.


После двухмерных изображений приступайте к освоению трехмерных, с передачей объема. Изучая светотеневой рисунок, начните с классического задания — нарисуйте шар с падающей тенью. Если у вас дома нет подходящего шарика, используйте в качестве объекта куриное яйцо. Как выполнять такой рисунок, можно увидеть в следующем видео.

Поначалу очень важно научиться рисовать с натуры — вы должны развивать чувство формы на реальных объектах, наблюдать за тенями и светом, видеть объем.

Главный принцип в рисовании — это движение от простого к сложному, от общего — к деталям.

Не спешите и не рассчитывайте, что после пары занятий рисованием вы будете способны создавать гениальные картины. Запаситесь терпением: иногда вам придется научиться рисовать одну и ту же фигуру снова и снова, пока не добьетесь достойного результата и только потом переходить к более сложным задачам, например, к рисованию людей .

Основные техники рисования карандашом

К основным техникам рисования карандашом относятся растушевка и штриховка.

На начальных этапах вам будет проще освоить растушевку. Хотя иногда учащиеся художественных школ, например, используют исключительно штриховку, а растушевку считают неправильной техникой. В любом случае, полезно будет освоить обе техники, так как они помогают добиваться разных результатов в рисунке.

Штриховка

Штриховка выполняется нанесением коротких тонких линий карандашом на участок бумаги. Линии располагают на одинаковом расстоянии друг от друга. Карандаш при этом отрывается от листа: проведя одну линию, вы не тянете ее по бумаге зигзагом на исходную позицию, а возвращаете назад, не оставляя следов. Важно штриховать рисунок в одном направлении.

Степень насыщенности тона контролируется за счет разной частоты штрихов и их направления — штрихи могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными. Увеличение глубины цвета достигается с помощью перекрестных штрихов разного направления, например, сверху на вертикальные штрихи накладываются диагональные.

Существуют и рельефные штрихи — они используются с целью передачи рельефа и выполняются штрихами кривыми, дугообразными, ломаными, но не прямыми.

Посредством штриховки карандашом передают как светотени и тона, так и различные текстуры: фоны, поверхности, материалы и т.д.

Техника штриховки достаточно сложная для начинающих и требует большого количества тренировок. Скорее всего, пройдет много времени, прежде чем вы сможете выработать собственный стиль штриховки. Поэтому новичкам подойдет техника растушевки, которая поможет исправить недочеты в штриховке в случае необходимости.

Именно с помощью растушевки добиваются реалистичности изображения при плавной градации тона.

Выполняется она следующим образом: на бумагу карандашом наносятся штриховочные линии, а затем растираются с помощью специального инструмента — растушки, либо ватной палочкой, кусочком мягкой бумаги, ткани или замши. Не стоит растушевывать линии пальцем, дабы избежать появления жирных пятен на рисунке.

По факту, растушевка — опциональный этап после штриховки, однако со своей особенностью: штриховать перед растушевкой лучше с перекрестными зигзагообразными линиями. Не делайте горизонтальную растушевку — растирать карандашные линии следует только в направлении сверху вниз.

Важно, чтобы растушевка была однородной. В крайнем случае, можете светлые участки аккуратно подштриховать карандашом еще раз, а темные ослабить с помощью ластика.

В этом видео вы можете посмотреть, как выполнять разные виды штриховки и растушевку.

Когда основы изучены, карандашные техники освоены, остается только почаще упражняться в рисовании. Помните, что практика — залог вашего успеха.

Существует масса пособий для начинающих художников, где вы увидите специальные уроки по рисованию отдельных предметов или картин карандашом. Можно как купить эти издания в специализированном магазине, так и брать уроки из Интернета. Главное — практиковаться максимально много и часто. Пусть рисование станет для вас, в первую очередь, приятным досугом.

Если в школе на уроках рисования вы не могли изобразить ничего, кроме солнышка, домика или дерева, если ваш уровень живописца можно сравнить с творчеством четырехлетнего ребенка, если вы художник от слова «худо» , предлагаем вам простые уроки о том, как нарисовать поэтапно карандашом для начинающих: для детей, для взрослых и для всех-всех-всех.

Пожалуй, каждому человеку, не имеющему отношение к изобразительному искусству, хотя бы раз в жизни приходилось брать в руки простой карандаш или кусочек мела и рисовать нехитрую картинку с нуля , не подглядывая в пособие или учебник.

Люди, у которых налицо отсутствие фантазии и проблемы с пространственным мышлением, наверняка согласятся, что это задание не из легких. И если вы уже давно забыли про уроки рисования в школе, у вас может возникнуть внезапная потребность узнать, как рисовать карандашом поэтапно для начинающих. Карандашом поэтапно — это уже звучит более приятно, чем с нуля без пособия или учебника. Ведь, если вы не великий художник, вам достаточно правильно передать форму предмета , изобразить основные линии и прорисовать главные детали. Претензии к реалистичности изображения, к соотношению цвета и тени, а также прочие профессиональные требования оставьте для настоящих художников, мы учимся пока что рисовать самые простые картинки: мультяшек, животных, растения и людей . Схемы изображений, которые ожидают вас ниже, рассчитаны на самых что ни на есть взрослых «чайников» из области рисования, а также на детей 5-6 лет, так что трудностей у вас не возникнет.

Как научиться рисовать карандашом: с нуля поэтапно для начинающих

Рисование может показаться сложным и непосильным заданием для тех, кто хочет получить результат сразу, не прилагая больших усилий. Но вы же помните, что мы рисуем поэтапно и ставим перед собой изначально простые задачи, чтобы ожидание совпало с реальностью.

На первых этапах подготовки вам понадобится простой карандаш, лист бумаги и терпение . Также вам необходимо знать, что практически все простые рисунки состоят из линий, кругов, овалов, прямоугольников, квадратов, зигзагов и прочего рода загогулин. Если по каким-либо причинам ваш рисунок вышел неидеальным, вы можете стереть его часть или начать все с чистого листа. В этом и есть вся прелесть рисования.

Начнем мы с вами с братьев наших меньших, то есть с животных

Как нарисовать лицо человека поэтапно карандашом для начинающих?

Пожалуй, самым сложным для начинающего живописца является задание, в котором необходимо нарисовать человеческое лицо. С первого раза воспроизвести все детали и точности человеческой физиономии вам, пожалуй, не удастся. Лучше начинать с менее реалистичных рисунков, например, с аниме.

Учимся рисовать аниме

Жанр аниме завоевал внимание не только детей, а и взрослых. Большие выразительные глаза, необычная форма лица и пышные ниспадающие волосы – это характерные признаки героев аниме .

Однако есть в них еще кое-что интересное – это эмоции. Предлагаем вам ознакомиться с процессом создания лица в стиле аниме, а также изучить все оттенки анимешных эмоций.

Рисуем портрет человека карандашом

После небольшой разминки с эмоциями, мы расскажем вам, как нарисовать лицо человека поэтапно карандашом для начинающих. Мы не будем выдумывать велосипед и прорисуем все основные линии вместе с вами.

Как нарисовать человека карандашом поэтапно для начинающих?

Вы уже приобрели немного знаний том, как научиться рисовать карандашом с нуля поэтапно для начинающих. Простой карандаш – это самый практичный инструмент начинающего художника. С его помощью можно изображать целые пейзажи, цветы, танки, людей. И если с изображением человеческого лица мы уже немного разобрались, то с фигурой человека еще необходимо поработать.

Фигура стоящего человека заинтересует начинающих художников.

Женщина, которая делает шаг.

Фигура женщины в разных позициях.

Что еще можно изобразить простым карандашом?

В изобразительном искусстве необходимо учитывать пропорции , а также симметрию расположения всех деталей. Да, когда вы рисуете кошку, следует в точности рассчитать, где будут находится ушки, лапки, носик и глаза. В этом вам поможет разметка.

Простым карандашом вы можете нарисовать красивый дом, дворец и даже кремль.

Рисуя животных, вы можете использовать элементарную технику, например, изобразить обычный круг.

Когда мы осваиваем новую сферу деятельности: учимся рисовать ли, вязать или даже танцевать, то все способы обучения хороши. Особенно, если они подходят вашему способу восприятию информации. Большинство людей, увлеченных рисованием, плохо воспринимает информацию на слух. Им нужно видеть, читать, держать в руках. Поэтому учебники по рисованию были, есть, и будут.

С каждым годом пособий по рисованию становится всё больше. И мне понятны вопросы моих учеников о том, какие книги по рисованию действительно стоит купить? Какие учебники действительно научат рисовать правильно ?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Всё зависит от вашего исходного уровня подготовки и ваших целей в рисовании.

Кому-то достаточно пособий со схемами “как нарисовать кошку”, кому-то нужны поэтапные уроки рисования, а кто-то уже дозрел до тщательного изучения как рисовать человека, до пластической анатомии.

К книжкам а-ля “нарисуй собачку за 5 шагов” я отношусь очень критично, поэтому в этом обзоре будут более серьёзные учебники рисования. Однако, я не рассматриваю все описанные книги как нечто необходимое. Те, которые я считаю действительно полезными для моих студентов, даны в завершении обзора.

Учебники по рисованию, утвержденные министерством образования России.

Логично предположить, что учебник для художественных учебных учреждений содержит самую правильную и полную информацию по обучению рисованию. Не так ли?

Разочарую вас. Далеко не всегда это правильно для специальности “изобразительное искусство”. Если текста в таком учебнике в разы больше, чем картинок, если книга по живописи снабжена черно-белыми иллюстрациями, то возникает множество вопросов…

К тому же, наши российские учебники больше нацелены на преподавание рисования . Поэтому в них много методологии, истории и философии искусства, нежели практики, понятной для начинающих.

Большой плюс таких учебников – низкая стоимость (не всех, конечно). Второй “плюс” – это ваша уверенность, что вы учитесь “как надо”. Ведь это база, которую осваивают тысячи художников. Значит, после изучения данных книг вы будете говорить с ними на одном языке .


Комлект состоит из 4х частей: Основы рисунка, Основы живописи, Основы композиции и Краткий словарь художественных терминов. Несмотря на то, что это учебник для детей, он будет очень полезен начинающим. Изложено все понятно, красочно, структурированно. Никакой воды. И при этом глубокое погружение в тему по всем базовым основам рисования.

Следующие учебники предназначены для студентов. Разделю их по предметам.

Учебники по рисунку и графике:

Классика, на которой учились многие поколения художников:

Учебники по определенным направлениям рисунка:

  • Рудольф Паранюшкин, Елена Трофимова “Рисунок фигуры человека”

Серия учебников В. Бесчастнова по графике:

Учебники по живописи и цветоведению:

  • Николай Прокофьев. “Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов”


Учебники по композиции:

Универсальные учебники по основам изобразительного искусства:

Российская школа обучению рисованию известна и ценится во всем мире. Крепкий академический рисунок, тонально выверенная живопись, сложные реалистичные композиции.

Однако, большой минус нашей школы, на мой взгляд, в её негибкости. Мы не рисуем, а “строим”; человека рисуем так же, как архитектуру, собирая из геометрических форм. А самое главное – обучение больше построено на долгих годах тренировки, а не на понимании общих законов природы и ключей рисунка и живописи.

Именно поэтому популярные на западе книги по рисованию и у нас быстро стали бестселлерами.

Они зачастую построены на совершенно иных методиках обучения рисованию . И эти методики лучше подходят новичкам.

Как ни странно, в этих пособиях по рисунку “меньше воды”, больше практики и хорошие иллюстрации.

Книги – мировые бестселлеры по обучению рисованию

  • Бетти Эдвардс “Откройте в себе художника” / “Drawing on the Right Side of the Brain”

Эта книга, переведенная на 17 языков, выпущенная уже более чем в 2,5 млн. экземпляров, и в России переиздавалась не раз.

Методика профессора Эдвардс легла в основу многих курсов рисования. Я тоже частично использую ее и в уроках

Её отличие от привычной нам системы “построения” в рисунке – опора на правополушарный режим восприятия мозга. Чтобы осуществить это переключение Бетти Эдвардс предлагает ряд приёмов, описанных в книге.

  • Берт Додсон “Искусство рисунка” (в других изданиях – “Ключи к искусству рисунка”) \”Keys to drawing’

Не знаю, чья методика была первой – Додсона или Эдвардс, но в них много общего.

Книга же Берта Додсона более практична, в ней меньше теоретических отсылок к работе мозга, больше – к практике художника. Он использует более обширные ключи рисунка, чем Бетти Эдвардс. И в целом его книга вполне может служить курсом для самостоятельного изучения, как видит художник, какие приёмы восприятия натуры и контроля процесса рисования использует.

Книга написана доступным языком и хорошо иллюстрирована. Рекомендую всем, кто хочется научиться рисовать с натуры ” с нуля”.

  • Кимон Николаидис “Новый учебник по рисованию” / “Естественный путь к рисованию”/The Natural Way to Draw: A Working Plan for Art Study

Методика Николаидиса легла в основу обучения во многих западных ВУЗах.

Данная книга представляет собой систему упражнений, которые должен выполнять ученик, чтобы научиться рисовать естественным способом.

Однако желающему учиться по данной методике нужно быть готовым практиковаться 5-7 лет, и уже самые первые упражнения выполнять, рисуя человека с натуры. На мой взгляд, это не самый простой путь, он требует осознанного желания стать художником и ежедневной работы.

Культовая книга дизайнеров и художников, раскрывающая физическую природу цвета, закономерности цветовых контрастов и цветовой гармонии.

Иттен – швейцарский художник и исследователь, преподаватель знаменитого Баухауза. Его книгу можно считать настольным справочником, который обязательно должен быть у любого дизайнера.

Относительно полезности для художников… Хорошо бы прочитать хотя бы раз. А в целом эту информацию в более практической обертке дают сейчас и другие книги по цветоведению.

Один из лучших атласов по пластической анатомии человека.

В хороших карандашных рисунках показаны кости скелета, мускульная система, отдельные части тела. Разобраны основные позы движения человека в различных схемах.

Книга будет очень полезна как только начинающим рисовать, так и художникам.

Помимо указанных книг, выдержавших десятки переизданий, ставших основой современных методик обучения, есть. конечно, и другие, не менее полезные и популярные.

А есть книги неприметные. Или новые, не успевшие набрать популярность. Но в них содержится кладезь информации.

Какие книги я бы назвала “настольными” для тех, кто хочется научиться рисовать самостоятельно?

Книги, которые я рекомендую своим ученикам для углубленного изучения той или иной темы

  • Билл Мартин “Правила рисования”/”Рисуем с удовольствием”/The Joy of Drawing: How to Draw Anything Tou See

Эта тоненькая книжка в мягкой обложке – просто кладезь информации, для тех, кто учится рисовать реальные объекты с натуры или по воображению.

Очень просто и доходчиво здесь объяснены законы перспективы, светотени, композиции. На примерах показаны правила изображения теней, фактуры, отражений.

Начинающим рисовать она поможет разобраться с тем, что мы видим в реальном мире, и понять, как это изобразить на бумаге.

  • Бетти Эдвардс “Цвет”/ Color: A Course in Mastering the Art of Mixing Colors

Это просто шикарная книга по цветоведению и практике подбора цвета в живописи.

Помимо хорошо разобранной теории цвета, которую можно прочесть у Иттена, здесь есть огромный раздел живописной практики.

Бетти Эдвардс дает отличные инструменты, чтобы понять: какой цвет ты видишь, как его получить, как составить к нему гармоничную цветовую пару.

В книге вся информация логично выстроена, дана система упражнений на овладение языком цвета.

  • Джеймс Гарни “Цвет и свет”/ Color and Light: A Guide for the Realistic Painter

Иногда сокровища скрываются там, где не ждешь… Эта книга – просто подарок для начинающих (и не только) художников. Я была удивлена ценой на эту книгу, ибо подобные красочные “подарочные” издания обычно стоят в 2-3 раза больше.

Каждая страница этой книги – полезнейшая. Это буквально справочник по цветоведению в реалистичной живописи.

Джеймс Гарни разбирает основы цветоведения именно в практическом для живописца аспекте. Какие цвета мы видим на объекте? Как влияет на цвет тот иной источник света? Как подобрать гармоничные цвета, составить тот или иной колорит картины? Как создать те или иные атмосферные эффекты?

В качестве иллюстраций, сопровождающих каждый вопрос, Гарни использует примеры современной живописи и собственные картины.

  • Джек Хамм “Первые уроки рисования и живописи” / First Lessons in Drawing and Painting

Еще одна книга, чьё название, обложка и цена совершенно не соответствуют содержанию. А внутри – действительно полезный материал, который вузовские учебники композиции не подадут и не разжуют вам в такой доступности и в таком объёме.

Книга посвящена рисованию натюрмортов. И, я бы сказала, что основной акцент здесь дан именно на композицию, искусство составления гармоничной картины.

Такие книги – большая редкость. Понять её ценность может только педагог, пытающийся на практике объяснить законы гармонии ученикам. Джек Хамм не поленился нарисовать сотни картинок, чтобы на практике показать, что хорошо, что плохо в рисовании натюрморта.

Посмотреть обязательно КУПИТЬ, чтобы дотошно изучить

Помимо этих книг, буквально справочников по основам рисунка, живописи и композиции, рекомендую иметь на своей полке справочник по анатомии человека и анатомии животных.

Пожалуй, это самый лучший и серьезный труд об изображении животных.

Показаны скелет и мышечная система млекопитающих, отдельные части тела. Подробно разобран вопрос движения животного. Особый вопрос – рисование мехового покрова.

Книга дорогая. Стоит приобрести, если тема животных – ведущая в вашем творчестве.

Более доступный вариант справочника по анатомии животных:


Это атлас, в котором разобраны скелет и мышечная основа млекопитающих. Представлены самые популярные для рисования животные: лошадь, свинья, собака, кошка, корова.

Помимо скелета даны стереотипы (последовательные позы) движения.

Книга подойдет как начинающим, так и профессиональным художникам.

Бриджмен показывает различные способы восприятия и рисования фигуры: через геометрические тела, как подвижные блоки, как сложные ритмические конструкции. В книге также разбираются отдельные части тела детально. Скелет и мышцы в данном случае рассматриваются с точки зрения их участия в создании формы человеческого тела.

Таким образом, книга представляет собой не просто атлас анатомии, а полезный наглядный справочник начинающего художника.

Конечно, есть еще много книг о техниках работы различными материалами, о скетчинге, о психологии творчества и прочем, что было бы полезно начинающим рисовальщикам. Но об этом в другой раз.

В данном обзоре я собрала учебники по основам реалистичного рисунка и живописи. Это те азы, которые обязан знать каждый художник.

Если же вам недостаточно обучаться по книгам, если вы предпочитаете курсы на видео и курсы с обратной связью от педагога, то буду рада видеть вас в моей

Буду благодарна вам за комментарии к этому обзору!

Кто из нас хотя бы разок не мечтал стать художником? Особенно в детстве многие из нас хотели научиться красиво рисовать, а может даже писать настоящие картины. Но, как это часто бывает, мечты разбивались о банальное отсутствие навыков. То ли в силу смены интересов, то ли из-за обыкновенной лени, многим не хватало желания и терпения продолжить развиваться в данном направлении.

Так как научиться рисовать карандашом начинающим?

Как и любое творческое занятие, искусство рисования содержит множество тонкостей и помогает раскрыть своему владельцу не только творческий потенциал, но и реализовать в красивой форме свое мировоззрение. Эти тонкости и будут обсуждаться далее.

Этапы и принципы обучения

Часто, чтобы полноценно научиться рисованию, прибегают к поэтапному обучению и практике рисования различных композиций разного плана. Существует довольно большая разница, если вы, к примеру, пытаетесь рисовать человека, или пробуете реализовать на бумаге какой либо пейзаж. Именно поэтому в данном деле очень важно овладеть навыками рисования самых разных объектов.

Еще один базовый принцип в обучении рисованию - это регулярность. Именно практика является решающим фактором в развитии навыков рисования. Было бы не плохо составить себе определенный график на неделю, согласно которому, вы хотя бы 20 минут в день могли бы уделять данному занятию. Из этого следует, что нужно также проявить долю терпения в подобных тренировках.

Что необходимо для начала?

Итак, прежде всего, найдите себе блокнот с довольно большими листами. Листов должно быть не меньше 50. Вторым пунктом в вашей подготовке должен быть выбор карандаша по вкусу. Карандашей существует великое множество, поэтому в вашем случае лучшим выбором будет тот, которым вы привыкли пользоваться. К примеру, это может быть карандаш с мягким грифелем. Естественно, чуть позже вам так или иначе придется докупить необходимые карандаши, чтобы улучшить качество своих работ.

Заведите себе также календарь. Где вы будете отмечать не только график занятий, но и свои успехи. На первых порах придется себя заставлять строго следовать графику, но со временем это станет частью вашего образа жизни и будет приносить большое удовольствие.

Попробуйте изобразить что-нибудь на первой странице. Не беспокойтесь о высоком качестве рисунка. Через определенное время, вы откроете блокнот на первой странице и удивитесь разнице, между тем как было и тем, какие произошли изменения.

Основы

Многие люди думают, что рисование - это навык, который зависит лишь от природного таланта, поэтому легко находят себе оправдание в формате «не дано» или «не выходит». Но дело далеко не только в талантах, но и в приобретенных навыках. Человек, который умеет хорошо рисовать без знания базовых принципов - редкое исключение. Любому делу нужно учиться. Поэтому дальше мы рассмотрим основные законы и приемы рисования.

Существует 9 основных законов рисования, выучив которые вы научитесь рисовать на довольно высоком уровне. Давайте обсудим их.

  • Закон перспективы. Предметы, которые автор хочет визуально приблизить, искажаются таким образом, что одна его часть кажется ближе, чем другая его часть.
  • Расположение предметов. Объекты, которые находятся в нижней части листа, кажутся гораздо ближе, чем остальные.
  • Закон размера. Предмет на картинке, который по замыслу автора должен располагаться ближе, должен, соответственно, выглядеть крупнее тех, что расположены дальше.
  • Закон перекрытия. Предмет, который находится перед другим, становится для нас визуально ближе.
  • Закон полутени. Условно не освещенная часть предмета, которая расположена с противоположной стороны от источника света, должна быть темнее.
  • Закон тени. Чтобы нарисованный предмет казался объемным, нужно добавлять к нему отбрасывающую тень также строго на обратной стороне от источника света.
  • Закон контуров. Необходимо акцентировать контуры округлых предметов, чтобы придать им глубину.
  • Закон горизонта. Тот случай, когда рисуют горизонт, для того чтобы изображенные предметы казались на разном удалении от наблюдателя.
  • Закон плотности. Чтобы казалось, что предметы находятся на разных дистанциях, необходимо также более детально прорисовывать ближние предметы и менее детально дальние.

Используя эти 9 основных законов на практике, вам будет не сложно перейти на новый уровень в рисовании.

Также для того чтобы не допускать простых ошибок, начинающему рисовать требуется соблюсти несколько важных этапов при создании эскиза рисунка. Вот они:

Рисуем от простого к сложному

Более менее известный факт, что рисунок рисунку рознь. Имеется в первую очередь в виду то, что рисовать человека, далеко не то же самое что и рисовать, допустим, дерево. Разные вещи требуют для идеального исполнения разных подходов. Именно поэтому дальше мы будем подробно рассматривать технику рисования различных композиций.

Не стоит сразу браться за сложные композиции. Поскольку в науке рисования очень важен настрой, с которым вы начинаете работать. Если же вы сразу взялись за сложный рисунок, а у вас ничего не получилось, то плохой настрой вам обеспечен. Возможно, у вас даже пропадет насовсем желание брать в руки карандаш. Поэтому идти в наших тренировках мы будем от простого к сложному, постепенно изучая новые техники рисования. А начнем с простого.

Рисуем геометрические фигуры

Поскольку искать подходящие макеты геометрических фигур будет довольно долго по времени, мы будем базироваться на нашем воображении. Для удобства можете даже скачать готовые картинки различных геометрических фигур из интернета.

Куб

Давайте нарисуем куб. Возьмите за основу данную картинку:

Повторите все грани и стороны геометрической фигуры. Не забывайте о том, что задняя стенка куба пропорционально меньше, чем передняя. Теперь давайте уделим внимание тени.

Представьте себе, что источник света находится спереди. Тем самым передняя сторона куба будет светлее, а боковые стороны темнее. Заштрихуйте боковые стороны. Выделите карандашом линии переднего угла, а остальные оставьте тонкими. Он будет собирать на себя все внимание наблюдателя.

Чтобы придать фигуре уникальность, можно немного исказить пропорции. Таким образом, у нас в итоге может получиться нечто подобное.

Цилиндр

Изобразите плоскость, на которой будет располагаться ваша фигура. Она не должна находиться в воздухе, поскольку, тень должна на что то падать. Найдите на этой плоскости идеальное место для расположения центральной оси вашего цилиндра. Проведите от этой точки вертикальную линию строго вверх. Вокруг обоих концов данной линий нарисуйте эллипсы. Соедините нижние и верхние эллипсы такими же вертикальными линиями. Эскиз практически готов. Для удобства можете добавить пару вспомогательных линий. К примеру, спереди такая линия может отмечать границу тени. Нарисуйте контур тени на горизонтальной плоскости, на которой располагается ваша фигура. Результат должен быть примерно следующим:

Когда мы закончили с каркасом, пора заштриховывать основные части нашей фигуры . Опять же, учитывая, что свет должен находится строго в противоположном направлении от тени, на глаз отмечаем, где будет находиться световой блик. Также стоит учесть, что на цилиндре блик не будет образовывать пятно, а вертикальную полосу. Штрихуем более темным оттенком участок от линии тени до задней границы цилиндра. Смазываем границу штриховки, чтобы переход получился плавным. Заштриховываем саму тень от фигуры. Верхнюю часть цилиндра оставляем светлой.

Рисуем сферу

Давайте попробуем изобразить одну из основных геометрических фигур, на основе которой будут рисоваться более сложные объекты в дальнейшем. Эта фигура - сфера. Рисуется она даже легче, чем остальные. Нужно начертить круг. Далее, от краев этого круга, нужно начертить внутри этой фигуры еще несколько концентрических кругов. Эти круги могут не быть идеально правильными, более того, они могут принимать форму эллипса.

Они послужат нам для того чтобы правильно сделать штриховку. Ориентируйтесь на рисунок ниже.

Заштрихуйте круги по приведенной схеме. Нарисуйте еще один эллипс на основной плоскости. Заштрихуйте данный эллипс тоже, чтобы создать тень. Сфера готова.

Задание

Попробуйте использовать навык рисования сферы, с целью нарисовать более сложные композиции, например сливу. Отметьте, какие изменения произошли с тенью? Что при этом получилось в итоге?

Ответ

Тень и свет поменялись местами. В итоге, ягода приобрела иллюзию прозрачности.

Итак, мы выяснили, что рисование геометрических фигур - не такая уж и сложная задача.

Основываясь на элементарном знании геометрии и навыка прорисовки таких фигур, вы сможете создавать с их помощью уже более сложные композиции.

Рисование посуды

Следующим по сложности этапу по рисованию карандашом является рисование посуды. При этом главная сложность заключается больше в правильной расстановке теней, как на предмете, так и около него.

Давайте нарисуем простую вазу. Будет отлично, если вы найдете подходящий пример, который сможете заранее изучить.

В самом начале нам нужно обозначить параметры предмета с помощью прямых линий. Нарисуйте внизу листа небольшую горизонтальную линию. Эта линия будет дном нашей вазы. От центра горизонтальной линии, перпендикулярно ей, проведите вертикальную линию. Данная линия будет обозначать высоту предмета. Изобразите еще одну горизонтальную линию в верхней точке вертикальной. Если вам что либо не ясно, ориентируйтесь на рисунок ниже:

Как мы видим, нам нужна будет еще одна горизонтальная линия, отмечающая узкое горлышко вазы. Нарисуйте ее. Далее необходимо нарисовать эллипсы с центрами, совпадающими с точками пересечения вертикальной и горизонтальных линий. Они нужны для того чтобы придать объем вазе.

Следующим этапом будет прорисовка контура предмета. К примеру, он может быть таким:

Финальным этапом будет прорисовка света и теней. Делается это также, как и с геометрическими фигурами. Просто, вначале нужно определиться, что лежит в основе каждой части предмета, сфера, цилиндр, конус или куб.

Постарайтесь добиться того, чтобы очертания вашей вазы были симметричными с обеих сторон.

Рисуем чашку

Сначала по отработанному методу нам необходимо прорисовать вертикаль и горизонтали. На этот раз, основа чашки будет намного меньше его горловины, а не одинаковой. Рисуем эллипсы для верхней и нижней части.

Растения

В отличие от геометрических фигур и посуды, рисовать различные растения - задача более сложная, чем может показаться в начале. К примеру, в отличие от относительно простых предметов, в случае с цветами, кустами, деревьями и многим другим, лучше всегда иметь перед глазами живой пример. Очень сложно себе достоверно представить такое количество различных деталей и правильно отобразить их на бумаге. Либо это может быть готовое изображение оригинала. Со степенью детализации рисунка важно решить вопрос в самом начале. Ведь он может быть максимально простым, или же наоборот, содержать большое количество деталей.

Рисунки по степени детализации:

Приступим к рисованию.

Сделайте первичный эскиз вашей композиции. Если это не один цветок а несколько, изобразите их так, чтобы стебли были чуть изогнуты, а бутоны смотрели в разные стороны. Не стоит делать все линии идеально правильными.

Одна из самых интересных вещей, это то, что первичный эскиз может состоять из геометрических фигур, пусть и немного искаженных. Приглядитесь внимательно.

Что вы видите? На картинке присутствуют как минимум круг, овалы, цилиндр, искаженный ромб и конусы. Это говорит нам о том, что иногда, даже сложные изображения на начальном этапе, могут рисоваться с помощью простых фигур.

Начинайте прорисовывать детали. Нарисуйте лепестки и добавьте лепесткам неровностей. Добавьте в композицию листья. Ориентируйтесь на оригинал.

Цветок тюльпана обычно имеет около 6-7 лепестков, которые частично перекрывают друг друга.

Если обратите внимание, то отметите что толщина стеблей по всей длине, одинакова. Листья длинные, с острым концом, изогнутые. Листья окутывают стебель. Также уделите внимание креплению стебля к бутону. Это заметно на цветке, отвернувшемся назад.

Финальным этапом будет добавление свет и тени. Легкими штрихами сделайте более затененными участки внутри цветка, а также на внутренней стороне листьев. Места, где лепестки пересекаются, также можно немного затенить. Это придаст лепесткам эффект прозрачности. Прорисуйте тычинки. Их можно подчеркнуть более темным цветом.

Как видно из последнего урока, создание простой композиции не является проблемой, если вы знаете базовые основы рисования, от простого к сложному.

Рисуем дуб

Деревья очень часто являются составной частью разных сложных картин. К примеру, это могут быть пейзажи где многочисленные деревья перекликаются с изображениями животных о которых речь пойдет далее.

Возьмите твердый карандаш. Он будет нужен для того чтобы очень слабо прорисовать общий эскиз дерева. Мы будем как всегда идти от общего к деталям.

Нарисуйте ствол дерева. Поскольку мы рисуем дуб, он должен быть толстым. От ствола дерева нарисуйте разветвления.

Добавьте внутри кроны несколько облачков из листьев. Нужно специально оставить пустые области, чтобы были видны некоторые ветки.

Утолстите ветки там, где они не прикрыты листьями.

Начните наносить основные тени. Прежде чем это делать, подумайте, с какой стороны будет падать свет и как части можно дополнительно заштриховать.

Прорисуйте листья. Добавьте им детализации и распределите правильно тени. Выделите несколько листьев по всей кроне. Это добавить картинке объем. Дуб готов!

В финальном изображении не обязательно прорисовывать каждый листок. Можно просто утолстить контуры листьев.