Уддияна бандха: полезные свойства "брюшного замка". Уддияна бандха, наули, крия

Б андхи («держать», «привязывать») – это особые замки, воздействующие на физическое тело и оздоравливающе его. Эти йогические упражнения позволяют «управлять различными органами и нервами тела».

Гхеранда сказал: есть 25 Мудр, приносящих йогину сиддхи. Эти Мудры следующие: <…> Уддияна-бандха, Джаландхара-бандха, Мула-бандха <…>» (с) «Гхеранда-Самхита», 3.1

Виды бандх

Существует 4 вида бандх (замков): Джаландхара бандха (шейный замок), Уддияна бандха (брюшной замок), Мула бандха (корневой замок) и Маха бандха (одновременное выполнение трёх предыдущих бандх). Бандхи могут выполняться как в качестве самостоятельной практики, так и в качестве элемента пранаямы (дыхательных техник) или мудры (особых жестов и позиций).

Польза бандх

Чем же полезны бандхи? В результате их выполнения происходит:

  • Массаж внутренних органов.
  • Удаление застоев крови.
  • Регулирование и стимулирование функционирования нервных тканей.
  • Общее оздоровление физического тела.
  • Накапливание праны (жизненной силы) в определённых участках тонкого тела.

Маха бандха – это большая бандха, единовременное выполнение Джаландхара бандхи, Уддияна бандхи и Мула бандхи. Выполняется она только после того, как каждая из трёх бандх будет освоена в совершенстве.

Польза практики

Маха бандха мудра усиливает благоприятное воздействие каждой бандхи по отдельности. Также она стимулирует поток психической энергии и погружает в состояние медитации.

Техника выполнения

  1. Займите исходное положение сидя, руководствуясь рекомендациями по выбору .
  2. Сначала сделайте глубокий вдох и после этого полный выдох
  3. Выполните поочередно Джаландхара бандху, Уддияна бандху и Мула бандху.
  4. Удерживайте задержку дыхания ровно столько, сколько комфортно.
  5. Сначала отпустите Мула бандху, потом Уддияна бандху и Джаландхара бандху. После этого сделайте вдох.
  6. Восстановите дыхание.

Видео как выполнять Маха бандху

Ограничения и противопоказания

Маха бандха противопоказана при:

  • Беременности.
  • Нарушении сердечной деятельности.
  • Язве желудка или двенадцатиперстной кишки.

Не передерживайте задержку дыхания. Конечно, эффект от практики прямо пропорционален времени задержки дыхания. Однако увеличение продолжительности последней должно происходить плавно и без спешки.

Не следует выполнять более 9 циклов Маха бандхи за одну тренировку.

Зачем нужны бандхи?

Польза бандх для организма существенна: они массируют внутренние органы, удаляют застои крови, регулируют функции нервных тканей. Шейный замок (Джаландхара бандха) снижает повышенное давление и учащенное сердцебиение, стимулирует щитовидную и паращитовидную железы. Корневой замок (Мула бандха) стимулирует органы половой и выделительной систем. Брюшной замок (Уддияна бандха) регулирует работу пищеварительной системы. Большой замок (Маха бандха) усиливает воздействие всех трёх бандх.

Также бандхи используются во время пранаям для управления жизненной энергией (праной). И во время практики мудр (особых жестов и позиций) для усиления их физического и духовного воздействия.

Мула бандха - важнейший мышечный «замок», сопровождающий выполнение многих йогических поз. Правильное освоение мула бандхи и регулярная практика дарует человеку совершенное здоровье и помогает развить немыслимую жизненную силу. Приобретается полная способность контролировать проявления сексуальной энергии. Поднимаясь вверх, сексуальная сила трансформируется в творческую энергию, взгляд человека делается открытым, мысли - ясными и свободными.

На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха - «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища - промежности.

Техника выполнения

Основной вариант. Сядьте с прямой спиной в любой удобной для вас позе. Руки положите на бедра. Почувствуйте своими ягодицами и анусом сиденье стула или пол. Вдохните на половину объема легких, проглотите слюну и задержите дыхание. Медленно сожмите анус с максимально возможным усилием. Втягивайте мышцы ануса от периферии круга в центр и вверх. Удерживайте напряжение на задержанном дыхании сколько сможете. Затем расслабьте мышцы таза, сделайте небольшой и короткий вдох и мягко выдохните. Возможно и другое продолжение после того, как вы вдохнули и сжали мышцы ануса. Женщины могут распространить усилие вперед от ануса до Виджайны, а мужчины до мошонки. Есть специальные женские и мужские модификации упражнения.

При выполнении Мула бандхи мы имеем дело с энергией и двумя группами мышц. Мышца сфинктера, плотно окружающая анус, сокращается внутрь. Вторая мышца лежит за мышцей сфинктера. Это мышца, поднимающая или втягивающая анус вверх. Латинское название мышцы - «леватор ани». Выполняя Мула бандху таким образом можно почувствовать ее действие во всех частях промежности. У женщин анус и Виджайна опоясываются одной и той же мышцей. Она представляет из себя цифру 8. Перемычка этой мышцы, место перенеума, - это место мистической мышцы Ци в даосской традиции. Осознав расположение мышц, можно добиться сокращения отдельных участков восьмерки. Это мышцы ануса, Виджайны и перенеума.

Первый женский вариант

На вдохе сильно сожмите анус, как при прекращении дефекации, и затем направьте не столько мышцами, а сколько усилием воли или визуализацией энергию вверх. Удерживайте сокращение до тех пор, пока не появится дрожь и мурашки не побегут по спине. При этом нужно представить, как от этого движения энергия Муладхары быстро поднимается вверх по позвоночнику. Вы можете почувствовать ее у основания черепа или корнем языка. Может быть, вы почувствуете, что слюны во рту стало больше, и она стала сладковатая на вкус. Это тоже является признаком продвижения сексуальной энергии вверх по позвоночнику. На выдохе расслабьте все мышцы, вовлеченные в процесс. Повторите 5-7 раз. Приятное тепло может появиться в области таза и поясницы.

Второй женский вариант

Упражнение выполняется стоя, стопы ног на ширине плеч. В начале практики можно положить ладони на ягодицы. Без движения ног, на вдохе крепко сожмите ягодицы, сожмите анус и подтяните его вверх. Нижняя часть туловища тоже может быть напряжена. Верхняя должна быть свободна. Сожмите мышцы Виджайны и почувствуйте, как клитор выдвигается вперед. Осознайте и почувствуйте мышцы, окружающие клитор. Сокращайте и расслабляйте их в течение одной минуты. Расслабьтесь и посмотрите, что происходит в вашей Виджайне. Выполняйте это упражнение несколько раз в день. Это упражнение настолько мощное, что иногда вызывает пробуждение Кундалини. Были случаи выхода в измененное состояние сознания после практики этого упражнения на семинарах.

Мула бандха для мужчин

У мужчин Мула бандха укрепляет основную мышцу, удерживающую Лингам в поднятом состоянии. Эта мышца проходит по всему Лингаму внизу и крепится у его основания к тазовым костям. Для тренировки этой мышцы к обычному варианту Мула бандхи тантрики добавляют еще один. Они выполняют упражнение, когда Лингам возбужден примерно на 50%.

Базовая техника выполнения. Начальная стадия упражнения выполняется так же, как основной вариант: сидя с прямой спиной, руки на бедрах. Почувствуйте пол или сиденье стула своими ягодицами и переведите внимание на анус. Вдохните наполовину объема легких, проглотите слюну и задержите дыхание. Медленно сократите мышцы ануса до предела ваших возможностей. Распространите напряжение от ануса по нижней стороне Лингама вперед и вверх. Нужно почувствовать, как мошонка вместе с яичками поднялись вверх. Удерживайте напряжение сколько возможно. Сделайте дополнительный небольшой вдох, расслабьте все задействованные мышцы и полностью спокойно выдохните.

Сегодня мы разучим базовую технику хатха-йоги, которая используется в лечебных целях. Многие начинающие «йоги» знакомы лишь с примитивными упражнениями, которые не требуют долгих подготовительных этапов, что нельзя сказать об уддияна бандхе. Разберемся с принципом влияния «брюшного замка» на организм, поговорим о противопоказаниях и правильной технике выполнения.

Краткое описание

Важно! Спина должна быть ровной.

После принятия начального положения идет самая сложная часть, которая потребует от вас внимательности и терпения. Разбираемся с дыханием .

После принятия позы нужно выдохнуть и сделать максимально правильный йоговский вдох, который подразумевает следующее: медленно вдыхаем через нос, наполняя им живот так, чтобы он начал выпячиваться вперед; не прерывая дыхание, раздвигаем нижние ребра; заканчиваем вдох полным расширением грудной клетки, которая должна подниматься; слегка поднимаем ключицы.

После полного выдоха нам нужно перекрыть горло «корнем» языка так, чтобы вы не могли вдохнуть. Сразу же после «замка на горле» поднимаем , расширяя при этом грудную клетку.

Чтобы проще было выполнить данный элемент, представьте, что вам нужно поднять грудную клетку так же, как вы поднимаете плечи. При этом не должен напрягаться, иначе упражнение будет выполнено неправильно.

Важно! Поднимая диафрагму, выйдите из позы и потрогайте живот (только в процессе понимания выполнения). Не должно быть какого-либо напряжения. Так вы сможете понять, правильно выполняете или нет.

Как только вы подняли грудную клетку и, вследствие чего, втянулся живот, прижмите подбородок к ключицам. Сделать это нужно после небольшого поднятия плеч (руки остаются в прежней позиции).

Находиться в позе с задержкой дыхания нужно до тех пор, пока вы не почувствуете дискомфорта. После чего открываем горло, впуская при этом в легкие без дополнительного вдоха.

Рекомендуется выполнять около 10 повторений, чтобы достичь эффекта.

Что если не получается?

Как говорилось выше, выполнить с первого раза очень сложно, однако существует ряд более простых подготовительных упражнений, которые помогут постичь суть, вникнуть в то, что невозможно описать.

Начнем с тренировки йоговского вдоха:

  1. Садимся в позу лотоса, выпрямляя .
  2. Кладем кисти рук на живот так, чтобы мы отчетливо могли контролировать вдох.
  3. Вдыхаем, наполняя живот . Вам нужно толкать ладони при вдохе, чтобы максимально сконцентрироваться на процессе.
  4. Медленно выдыхаем, без надавливания на живот.
  5. Перемещаем руки на нижние короткие ребра, обхватывая их по краям.
  6. Делаем вдох таким образом, чтобы вы ладонями чувствовали, как расходятся ребра в стороны. Расхождение должно быть заметными. При этом грудная клетка должна лишь слегка двигаться вверх. Контролируем неподвижность живота.
  7. Для контроля вдоха, оставляем одну ладонь на груди, а вторую перемещаем на живот. Проводим вдох грудью, оставляя живот статичным.
Тренировка ложного вдоха.

Достаточно простая часть , которая все же вызывает затруднения у некоторых новичков.

Сядьте в любую позу, в которой вы сможете держать прямой. Делаем вдох, после чего полный выдох так, чтобы ваши легкие полностью лишились воздуха. После этого представьте, что вы находитесь и вместо воздуха вдохнете именно , чего делать нельзя.

Далее закройте рот и нос (если не уверенны, что сдержитесь) и попытайтесь вдохнуть «пустоту» так, чтобы при этом поднялась грудная клетка. Если вы когда-либо задерживали , то вам должно быть знакомо это действие. На последних секундах грудная клетка начинает непроизвольно подниматься, хотя вы не делаете вдоха.
Пытаясь сделать ложный вдох, вы должны расширить грудную клетку так, чтобы живот начал подниматься, но мышцы были расслаблены.

Как только у вас получится – вы сразу поймете, так как будет ощущение, словно вашу грудную клетку в противоположные стороны.

После недолгой задержки выдохните и повторите заново.

Комбинация йоговского вдоха и ложного вдоха в удобной позе.

Чтобы отточить вышеописанные действия, вы для начала должны их проделать в удобной позе. Лучший вариант – лечь на и согнуть так, чтобы колени смотрели вверх. Далее проделывайте те же действия, что и в «стандартном» варианте уддияна бандхи, уделяя максимум внимания технике выполнения.

Подобные упражнения сложно описать словами, так как многое познается именно на практике. Главное – не спешить и не нервничать, если у вас сразу все не получится.

Противопоказания

Уддияна бандха имеет ряд противопоказаний , которые связаны с заболеваниями брюшной полости и таза в момент обострения, а также «особенными» состояниями, которые не позволяют выполнять упражнение:

  1. Обострение язвы желудка и 12-перстной кишки. Любая деформация тканей может привести к надрыву, поэтому проводить упражнение не рекомендуется.
  2. и энергетический эффект.
Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапию Свами Шивананда

26. Мула-бандха-мудра

26. Мула-бандха-мудра

Практика Мула-бандхи как техники, «встроенной» в практику других упражнений, была рассмотрена выше достаточно детально. Здесь же приводится описание Мула-бандхи как отдельного упражнения, которое не только исключительно благотворно влияет на все органы сексуальной сферы, но также позволяет как следует разобраться в технических аспектах Мула-бандхи как средства управления восходящими праническими потоками.

«Мула» - корень, источник, начало.

Над промежностью внутри таза находится образование энергетического тела, именуемое «Канда» - яйцо. Это - небольшое яйцеобразное пространство, от которого начинаются все Нади - каналы энергетического тела. Сжатием Канды прана вытесняется в каналы, отчего потоки в них усиливаются. Эта манипуляция осуществляется с помощью сокращения мускулатуры тазового дна, что называется Мула-дхара-мудрой - замком корневого потока.

Мула-дхара-мудра - центральная часть Мула-бандхи. Кроме того, в Мула-бандху входят также еще задняя ее часть - Ашвини-мудра и передняя часть - Ваджроли-мудра, совмещенная с втягиванием и напряжением низа передней стенки живота.

Мула-дхара-мудра стимулирует корневой поток, который распределяется по всем каналам тонкого тела равномерно.

Ваджроли-мудра - сокращение сфинктера мочевого пузыря с подтягиванием полового органа вверх сокращением мышц живота без прижимания их к позвоночнику - стимулирует восходящий поток в передней части серединного кольца.

Ашвини-мудра стимулирует восходящий поток в объеме тонкого тела и в задней части серединного кольца. В сочетании с Ваджроли-мудрой и прижиманием мышц низа живота к спине, Ашвини-мудра концентрирует поток в задней части серединного кольца.

В сочетании с Ваджроли-мудрой и Ашвини-мудрой Муладхара-мудра направляет поток в три главных внутренних канала - центральный, левый и правый - соответственно, Сушумну, Иду и Пингалу.

Таким образом, полная Мула-бандха, сжимая Канду со всех сторон, заставляет прану подниматься вверх по всем четырем главным каналам - центральному, правому, левому, переднему серединному и заднему серединному, достигая Ахам-грантхи и Махат-грантхи. После того как мыщцы, посредством сокращения которых выполняется Мула-бандха, расслаблены, прана из головы направляется вниз, распределяясь по телу и накапливаясь в нижней части живота - в области вихря Манипура-чакры, откуда энергия может быть взята непосредственно и использована без дополнительной обработки на любом уровне тонкого тела - таково качество энергии Манипуры (им обусловлена функция Манипуры как главного хранилища и источника жизненной силы).

Таким образом, практика Мулабандха-мудры собирает энергии всех (нижних уровней, из которых наиболее мощной является сексуальная энергия, поднимает ее вверх, модулирует тонкими вибрациями верхних чакр, изменяя тем самым ее «информационное» качество, и затем концентрирует в виде творческой жизненной энергии в хранилище личной силы, откуда она может быть взята для непосредственного использования любой системой, энергетический потенциал которой по какой-либо причине пострадал.

Техника выполнения. Сесть в Падмасану или любую другую медитативную позу. Полностью выдохнуть. Приостановив дыхание после выдоха, выполнить Ваджроли-мудру, сократив сфинктер мочевого пузыря и подтянув половой орган вверх, как в Маха-бандха-мудре.

Медленно вдыхая, выполнить Ашвини-мудру и напрячь нижнюю часть (передней стенки живота, прижав ее к спине. Одновременно с этим напрячь мышцы тазового дна.

Общее движение должно быть направлено на сжатие внутритазового пространства и как бы «вытеснения» его содержимого вверх. Сделав полный вдох, следует выполнить Джаландхара-бандху-вытянув вверх к макушке головы шею, прижать к подъяремной выемке подбородок -и, остановив дыхание, но не перекрывая голосовую щель, еще сильнее напрячь все мышцы внизу, как можно плотнее сжимая Канду в нижней части внутритазового пространства.

Начать выдох. Убрать Джаландхара-бандху. С медленным выдохом расслабить все. Поначалу остановка дыхания может не практиковаться, так как это иногда вызывает нежелательные последствия, неблагоприятно сказываясь на работе сердца.

По мере освоения Мула-бандхи пауза после вдоха может быть несколько увеличена. Желательно дожидаться момента, когда ощущение восходящего потока праны заполнит голову. Тогда очень легко будет проконтролировать его нисходящее движение во время выдоха и собирание праны в области живота.

Для начинающих практика этой мудры должна ограничиваться только десятью повторениями утром и вечером. Постепенно увеличить количество повторений до 20 дважды в день.

Действие. Способствует накоплению, очищению и трансформации половой энергии, обретению контроля над сексуальными импульсами. Устраняет запоры и все связанные с ними неприятности - геморрой, недержание спермы, излишнюю сексуальную возбудимость при недостатке половой силы, потерю аппетита и т.д.

Йогины утверждают, что регулярная практика Мула-бандха-мудры позволяет сохранить молодость тела до очень и очень преклонного возраста.

[При регулярной практике Мула-бандха-мудра обеспечивает накопление праны в области живота - местонахождении основного вихря. Если с помощью перевернутых асан и мудр направление вращения этого вихря изменено на обратное, накопление энергии в этой области придает вращению вихря дополнительную инерцию и увеличивает его скорость. В результате процессы старения организма замедляются в еще большей степени, чем при практике перевернутых асан, не подкрепленной выполнением Мула-бандха-мудры.]

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Продвинутый курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 4 Бандхи. Мула бандха В этом уроке мы познакомили вас с первой из человеческих чакр – муладхарой(1). В крийя-йоге необходимо уметь легко и точно находить физическое местоположение активирующей точки этой чакры. Хорошим методом для этого может служить выполнение

Из книги Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапию автора Свами Шивананда

Маха-бандха, Маха-ведха и Маха-мудра - ключи к практике трансформации сексуальной энергии в жизненную силу Маха-бандха, Маха-ведха и Маха-мудра - три совершенно особенных {упражнения, которые во всех йоги-Гческих текстах всегда описываются вместе и являются, по сути,

Из книги Тибетские монахи. Золотые рецепты исцеления автора Наталья Судьина

17. Маха-бандха-мудра - символ великого замка Маха-бандха - весьма специфическое упражнение, предотвращающее утечку сексуальной энергии и позволяющее перераспределить ее, направляя на устранение «слабых мест» в тонком теле. Учитывая тот факт, что сексуальная энергия

Из книги Мула–Бандха. Ключ к мастерству автора Свами Сатьянанда Сарасвати

38. Уддияна-бандха-мудра -символ восходящего полета К этому упражнению следует отнестись с особым вниманием и обязательно его освоить. Уддияна-бандха - самая главная и сильнодействующая из бандх - энергетических замков.Техника выполнения. Исходное положение - стоя,

Из книги Асана, пранаяма, мудра, бандха автора Сатьянанда

Мула-Бандха Позы для выполнения Мула-Бандхи – стоя или сидя в позе молнии (Ваджрасана). Главное при этом – прямая спина.Выполняя Мула-Бандху, мужчины нажимают пяткой на промежность между анусом и мошонкой, женщины – на преддверие влагалища. Практиковать ее эффективнее

Из книги Хатха-йога Прадипика автора Свами Сатьянанда Сарасвати

Глава 2. Мула-бандха Слово "мула" в переводе с санскрита означает "корень, прочно прикрепленный; источник причины, основа, основание; самая нижняя часть". "Бандха" также означает "замок, зажим, закрыть, запереть". Словосочетание "мула-бандха" означает сжимание муладхара-чакры,

Из книги Целительные мудры автора Татьяна Громаковская

Практическая часть Глава 9. Мула-бандха как составная часть йогической практики Очень важно, чтобы человек, занимающийся йогой, воспринимал мула-бандху в комплексе с другими йогическими практиками. По традиции вместе с мула-бандхой ученик осваивает следующие аспекты

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Наталья Андреевна Панина

Глава 10. Мула-бандха-садхана Техника выполнения мула-бандхи достаточно проста. В этом разделе вы найдете краткие, четкие и понятные инструкции. Мула-бандха может также быть составной частью многих йогических техник. В данную книгу мы включили лишь те упражнения, которые

Из книги Аюрведа и йога для женщин автора Джульет Варма

Глава 13. Мула-бандха и кумбхака Мула-бандха с антар-кумбхакойСядьте в сиддхасану, сиддха-йони-асану или любую другую удобную для вас позу, которая поможет вам ярче почувствовать триггер-точку муладхары. Расслабьтесь и закройте глаза. Понаблюдайте за своим дыханием, - как

Из книги автора

Глава 14. Мула-бандха: психический замок Упражнение 1 - Внутреннее запираниеСядьте в сиддхасану, сиддха-йони-асану или любую другую удобную позу, которая помогает вам яснее почувствовать муладхара-чакру. Закройте глаза, расслабьтесь и наблюдайте за своим дыханием... вдох и

Из книги автора

Мула-бандха (промежностный замок) Сядьте в позу для медитации (колени должны твердо лежать на полу). Наилучшие позы – сиддхасана, сиддха-йони-асана или мулабандхасана (более трудная), поскольку в этих позах пятки упираются в промежность, способствуя выполнению бандхи.

Из книги автора

Глава третья. МУДРА И БАНДХА Шлока 1. Кундалини - основа практик йоги Как змея (Шешнага) поддерживает землю и все ее горы и леса, так кундалини является поддержкой всех практик йоги.Понятие кундалини является основой тантры и йоги. Кундалини - йога представляет собой

Из книги автора

Мула-бандха Чем вам может помочь мула-бандха? Если не вдаваться в подробности насчет чакр и жизненных энергий, то с ее помощью стимулируются нервы и мышцы тазовой области, укрепляются сфинктерные мышцы ануса и активизируется перистальтика кишечника, что способствует

Из книги автора

Мула-бандха (закрывание корня) «Мула» переводится как «корень», «основа», «источник», «причина».Сидя в Падмасане, сильно сократите анальную мышцу так, чтобы сжатое анальное отверстие поднялось и без усилия дошло до основания тазового сплетения, чтобы 3 канала энергии

«Бхастрика» в переводе с санскрита означает «кузнечный мех».

Работа легких при этом виде дыхания сравнивается с работой кузнечного меха.

В бхастрике в фазе вдоха используется , выдох усиливается за счет работы брюшных мышц, как в дыхании .

Скорость дыхания постепенно увеличивается, но не превышает 60 вдохов - выдохов в минуту, при дальнейшем увеличении скорости теряется глубина вдоха и выдоха, что уменьшает положительный эффект от практики.

Глубокое дыхание с форсированным выдохом чередуется с задержкой дыхания на вдохе, с наполненными легкими. Продолжительность задержки индивидуальная, главное, чтобы она не была дискомфортной.

Положительный эффект бхастрики сравним с эффектом от капалабхати: от мечается повышенное насыщение крови кислородом и снижение содержания углекислого газа в крови (его уровень стабилизируется во время выполнения кумбхаки с наполненными легкими).

Бхастрика относится к интенсивным практикам и требует осторожного подхода в период своего освоения.

При неполном выдохе, резком, непривычном увеличении скорости дыхания в ущерб правильности исполнения можно получить достаточно серьезные осложнения, например нарушение ритма сердца во время практики по типу экстрасистолии или мерцательной аритмии.

Регулярные упражнения с неверным выдохом (остаточный объем в легких, создание излишнего давления в них во время вдоха и выдоха) могут привести к серьезным осложнениям со стороны легких, вплоть до развития эмфизематозных явлений.

Бхастрика видео

Посмотирите видео «Пранаяма Бхастрика — Техники Гималайской Сиддха-Йоги.»

Как и другими методиками пранаямы, бхастрикой желательно заниматься под руководством опытного инструктора.

Бандхи

В переводе с санскрита слово «бандха» обозначает «соединение вместе», «сковывание», «зажим».

Фактически она представляет собой разнообразные мышечные замки, выполнение которых влияет на работу нервной системы, эндокринных желез и органов кровообращения.

Бандхи, как правило, направлены на контроль над отверстиями тела. Иногда они определяются как специальные асаны, в которых отдельные органы сокращены и находятся под контролем.

Бандхи способствуют правильному распределению праны в организме и помогают управлять ею.

Важное значение придается следующим бандхам, которые часто делаются одновременно:

  • уддияна бандха
  • мула-бандха.

Джаландхара-бандха

Практика джаландхара-бандхи

Эта техника имеет большое значение в практике пранаямы, почти все более или менее выраженные задержки дыхания выполняются в ее сопровождении.

Слово «джала» переводится с санскрита как «сеть», «паутина», «сплетение». Правильность выполнения этой бандхи легко почувствовать при проведении сарвангасаны (поза всех частей тела, стойка на плечах, поза березки), когда подбородок упирается в яремную впадину.

Для обучения технике джаландхара-бандхи используется, как обычно, устойчивая сидячая поза. Позвоночник должен быть выпрямлен, лопатки сводятся вместе и слегка подаются внутрь тела. Подбородок устанавливается в яремную впадину и наклоняется вперед.

В удержании бандхи участвуют грудино-ключично-сосцевидная мышца, лестничные мышцы, челюстноподъязычная мышца, подкожные мышцы шеи и внутренние мышцы гортани.

За счет давления на синокаротидную зону активизируется парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, при этом отмечаются снижение артериального давления, уменьшение сердцебиения.

Мышцы шеи при выполнении джаландхара-бандхи остаются сжатыми, при этом невозможно сделать вдох либо выдох. Если нужно удерживать джаландхара — бандху во время дыхания, рекомендуется слегка уменьшить напряжение мышц шеи и расслабить голосовую щель, чтобы дать возможность для прохождения воздуха. В этом положении дыхание сопровождается характерным для удджайи звуком .

Джаландхара-бандха при регулярной практике очищает носовые проходы, регулирует кровоток головы и эндокринных (щитовидной и паращитовидных) желез, расположенных в области шеи.

Выполнение джаландхара-бандхи мягко растягивает шейный отдел позвоночника, воздействуя при этом на продолговатый мозг, где расположены дыхательный и сосудодвигательный центры.

Оно также замыкает нади, проходящий вокруг шеи, препятствуя холодному потоку энергии иды течь вниз, не дает рассеиваться энергии солнечного потока пингалы.

Эта бандха описана в «Хатха-йога Прадипике» как препятствующая старению и смерти.

Уддияна-бандха


Практика уддияна-бандхи

Данная техника - техника брюшного замка - выполняется только на пустой желудок, с задержкой дыхания после выдоха.

Слово «уддияна» на санскрите означает «полет ввысь», «подъем».

Техника выполнения заключается в следующем: после полного выдоха необходимо поднять диафрагму, которая увлекает вверх органы брюшной полости. Это движение в основном происходит за счет диафрагмы, участие принимают также внешние межреберные мышцы; работа мышц брюшного пресса в этой технике минимальна, в основном задействованы прямые мышцы живота, внутренние и наружные косые мышцы, напряжение которых незначительно (существует вариант выполнения уддияна- бандхи с полностью расслабленным брюшным прессом, только за счет работы диафрагмы).

Выполнять эту бандху следует в устойчивой сидячей позе, лучше в падмасане или сукхасане, колени по возможности развернуты к полу.

Тело расслаблено, корпус слегка наклонен вперед.

После полного выдоха диафрагма поднимется вверх, при этом движении органы брюшной полости также поднимаются вверх и прижимаются к позвоночнику, визуально живот исчезает, как бы «проваливается» внутрь.

Сильно напряженный брюшной пресс противодействует созданию отрицательного давления для полноценного подъема диафрагмы, соответственно, препятствует выполнению уддияна-бандхи.

Брюшной замок удерживается до тех пор, пока сохраняется комфортная задержка дыхания на выдохе, затем мышцы живота расслабляются, диафрагма опускается и производится вдох. Восстанавливается нормальное дыхание, после чего можно повторить бандху. Рекомендуется выполнять эту практику в сочетании с пранаямой и мудрами.

Противопоказания к данной бандхе:

  • наличие болезней сердца,
  • недостаточности кровообращения,
  • заболеваний ЖКТ (язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки),
  • колиты,
  • беременность,
  • менструация.

К положительным эффектам этой практики относится массаж органов брюшной полости (за счет смещения происходит массаж печени, селезенки, поджелудочной железы и почек).

Благодаря улучшению работы надпочечников, стимулируются симпатические нервы солнечного сплетения, иннервирующих органов брюшной полости, восстанавливается равновесие вегетативной нервной системы.

За счет увеличенной амплитуды движения диафрагмы улучшается эластичность легких, что благотворно влияет на функцию дыхательной системы в целом.

Уддияна бандха видео

Вариант уддияна-бандхи - агнисара- дхаути

Слово «дхаути» означает «процесс очистки», «агни» означает «огонь», «сар» - «сущность»; в целом «агнисара» можно перевести как «огонь, получаемый через пищеварение».

Практика агнисара-дхаути - это многократное повторение уддияна-бандхи: во время одной задержки дыхания на выдохе диафрагма поднимается, втягивая живот, и вновь возвращается на место.

Мышцы брюшного пресса во время всего упражнения сохраняются в расслабленном состоянии, не препятствуя движению диафрагмы. Работа диафрагмой производится столько же, сколько удается сохранять задержку дыхания на выдохе. Эта практика оказывает воздействие на все органы брюшной полости, массируя их, улучшая кровоток к ним и нормализуя их функции. Ускоряются также процессы пищеварения, и нормализуется обмен веществ.

Считается, что уддияна-бандха и ее вариант агнисара-дхаути - идеальные средства для коррекции «болезней цивилизации», связанных с сидячим образом жизни.

Йога — на 99% практика и на 1% — знание.

Мула-бандха

Прежде чем рассмотреть эту технику-технику корневого замка, - необходимо ознакомиться со строением тазовой диафрагмы.

Строение тазовой диафрагмы

Дно полости таза состоит из мягких тканей, которые формируют дно брюшной полости, служат опорой и основанием для органов малого таза (мочевого пузыря, уретры, матки и прямой кишки), участвуют в формировании внутрибрюшного давления.

Дно полости таза закрыто диафрагмой таза, которая в передних отделах соединена с мочеполовой диафрагмой.

Мочеполовая диафрагма - продолжение эндотазовой фасции; занимает переднюю часть промежности и отграничена лобковыми и седалищными костями.

Через мочеполовую диафрагму у мужчин проходит мочеиспускательный канал, у женщин - мочеиспускательный канал и влагалище.

Мышцы мочеполовой диафрагмы расположены в два слоя.

К поверхностным относятся поверхностная поперечная мышца промежности, седалищно-пещеристая и луковично-губчатая, к глубоким - глубокая поперечная мышца промежности и сфинктер мочеиспускательного канала.

Диафрагма таза отграничена копчиком и седалищными буграми, через нее проходит конечный отдел прямой кишки. Поверхностный слой мышц представлен наружным сфинктером прямой кишки, глубокий слой состоит из мышцы, поднимающей задний проход, и парной копчиковой.

Мышцы тазового дна укрепляют мула-бандха и ашвини-мудра - упражнение, которое служит подготовительной стадией для выполнения мула-бандхи.

Ашвини-мудра (поза кобылы) состоит в сознательном сокращении мышц тазового дна, сопровождающемся сжатием и подтягиванием ануса; регулярная практика ашвини-мудры учит контролировать мышцы этой области. В выполнении ашвини-мудры и мула-бандхи участвуют мышцы, поднимающие анус, наружный и внутренний сфинктеры прямой кишки, а также сфинктер мочевого пузыря и мочеполовую диафрагму.

Обучаться данной практике проще, используя положение лежа на полу, с прижатой поясницей и согнутыми коленями. Это позволит легко расслабить мышцы брюшного пресса, чтобы они не препятствовали работе мышц тазового дна. Упражнение легче начинать осваивать в ритме дыхания, на выдохе напрягая и подтягивая анус, на вдохе расслабляя его. Освоив ашвини-мудру в таком режиме дыхания, можно усложнить практику, напрягая мышцы ануса на вдохе и расслабляя их на выдохе. Ежедневная практика ашвини-мудры предотвращает опущение органов малого таза и особенно полезна после родов; эта техника также идеальна для коррекции проблем с прямой кишкой и мочеполовой системой. Ашвини-мудра рекомендуется во время беременности, так как эластичность и сила мышц тазового дна обеспечивают правильное течение родового процесса и обезболивают роды. Рекомендуемые позы для выполнения ашвини-мудры: паванамуктасана (поза освобождения ветра), сарвангасана (поза всех частей тела). Выполнять практику всегда нужно с контролем дыхания. Во время мула-бандхи сокращение анального сфинктера более продолжи-тельное. Кроме мышц, сокращающих анальный сфинктер, следует обращать внимание:

На сокращение мышц, поднимающих анус

Сокращение тазовой диафрагмы, как при ашвини-мудре;

Сокращение нижней части брюшного пресса, при этом органы малого таза отодвигаются к крестцу;

Сохранение задержки дыхания с полными легкими.

В дальнейшем нужно научиться удерживать мула-бандху в течение нескольких минут на вдохе и выдохе. Эффективность этой методики зависит от способности сокращать одновременно наружный и внутренний сфинктеры (при определенной практике можно уловить работу внутреннего сфинктера, который расположен на 2-3 см выше наружного анального).

Научившись делать эти бандхи изолированно, можно переходить к практике бандха-трайи (три бандхи, тройной замок), объединяя все три упражнения вместе. Оптимальный режим выполнения бандха-трайи - на задержке дыхания после выдоха. Последовательность выполнения: сначала осуществляется концентрация на выполнении мула-бандхи, затем уддияна-бандхи и в последнюю очередь проводится джаландхара-бандха. Удержание бандха-трайи соответствует времени комфортной задержки дыхания, после чего идет расслабление в обратном порядке: сначала джаландхара-бандха, затем уддияна- и в последнюю очередь мула-бандха.