Указание цб. Основные нормативные акты по банковскому делу. Сведения, включаемые в заявление физического лица, и прилагаемые к нему документы

Указание Банка России от 26 декабря 2006 г. N 1778-У
"О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России"

С изменениями и дополнениями от:

На основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52 (часть 1), ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 25, ст. 2648) настоящее Указание устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России и правила обмена поврежденных банкнот и монеты Банка России.

1. Платежеспособными являются банкноты и монета Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие повреждения следующего характера:

1.1. банкноты Банка России: загрязненные, изношенные, надорванные; имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов; утратившие углы, края;

2. Подлежат обмену по номиналу в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего Указания, банкноты Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, не содержащие признаков подделки, но имеющие повреждения следующего характера:

2.1. утратившие значительный фрагмент, но сохранившие не менее 55 процентов от первоначальной площади (в том числе обожженные, подвергнутые воздействию агрессивных сред, обугленные и истлевшие);

2.2. склеенные из фрагментов (без учета количества фрагментов), если один фрагмент или несколько фрагментов, безусловно принадлежащих одной банкноте Банка России, занимают не менее 55 процентов от первоначальной площади банкноты Банка России;

2.3. составленные из двух фрагментов, принадлежащих разным банкнотам Банка России одного номинала, если каждый фрагмент отличается от соседнего по графическому оформлению и занимает не менее 50 процентов от первоначальной площади банкноты Банка России;

2.4. изменившие окраску и свечение в ультрафиолетовых лучах, если на них отчетливо просматриваются изображения (за исключением банкнот Банка России, окрашенных красящими веществами, предназначенными для предотвращения хищения банкнот Банка России при их перевозке и хранении);

2.5. имеющие брак изготовителей.

3. Подлежит обмену по номиналу в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего Указания, монета Банка России, имеющая силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, не содержащая признаков подделки, но имеющая повреждения следующего характера:

3.1. имеющая повреждения первоначальной формы (погнутая, сплющенная, надпиленная, имеющая отверстия и следы удаления металла), имеющая следы воздействия высоких температур и агрессивных сред (оплавленная, травленая, изменившая цвет), которые не препятствуют однозначной идентификации номинала и принадлежности к монете Банка России, сохранившая не менее 75 процентов от первоначальной массы монеты Банка России;

3.3. имеющая брак изготовителей.

4. Перечисленные соответственно в пунктах 2 и настоящего Указания банкноты и монета Банка России изымаются из наличного денежного обращения Российской Федерации и принимаются к обмену Банком России от юридических и физических лиц, с которыми он совершает банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также кредитными организациями от юридических лиц, находящихся у них на кассовом обслуживании, и всех физических лиц.

Банк России производит обмен путем зачисления суммы обмененных банкнот и монеты Банка России на банковский счет, открытый юридическому или физическому лицу в Банке России или кредитной организации (после проведения экспертизы указанных банкнот и монеты Банка России в Банке России).

Кредитные организации производят обмен путем выдачи физическому лицу эквивалентной (обмененной) суммы неповрежденных банкнот и монеты Банка России или путем ее зачисления на банковский счет, открытый юридическому или физическому лицу в кредитной организации (непосредственно после приема банкнот и монеты Банка России либо после направления принятых банкнот и монеты Банка России на экспертизу в Банк России и их обмена Банком России).

Обмен банкнот и монеты Банка России, перечисленных в пунктах 2 и настоящего Указания, производится без ограничения суммы. Плата за производимый обмен не взимается.

Порядок обмена банкнот Банка России, окрашенных специальной краской, обладающей устойчивостью к воздействию растворителей, химических реактивов и другими отличительными характеристиками, позволяющими идентифицировать ее наличие на банкноте Банка России, предназначенной для предотвращения хищения банкнот Банка России при их перевозке и хранении, устанавливается нормативным актом Банка России.

5. Изъятые из обращения, но подлежащие обмену банкноты и монета Банка России, не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие повреждения, перечисленные в пунктах 1-3 настоящего Указания, обмениваются в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего Указания, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

6. Банкноты и монета Банка России, не имеющие силы законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, или содержащие признаки подделки, или имеющие повреждения, не указанные в пунктах 1 - 3 настоящего Указания (в том числе расслоенные банкноты Банка России; отдельные части монет Банка России, конструкция которых предусматривает наличие диска и кольца), банкноты Банка России, имеющие надписи "Образец", "Тест", другие надписи, выполненные способом перфорации и (или) напечатанные на поверхности банкноты изготовителем, а также банкноты и монета Банка России, имеющие признаки погашения, являются неплатежеспособными и не подлежат обмену.

7. Настоящее Указание вступает в силу его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Регистрационный N 8748

Установлены признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России, а также правила обмена поврежденных банкнот и монеты Банка России.

Определены повреждения, при которых банкноты и монета подлежат обмену по номиналу.

В числе повреждений, при которых банкноты принимаются к обмену, Указание определяет и повреждение следующего характера: составленные из двух фрагментов, принадлежащих разным банкнотам Банка России одного номинала, если каждый фрагмент отличается от соседнего по графическому оформлению и занимает не менее 50 % от первоначальной площади банкноты.

Монета с изменениями первоначальной формы (погнутая, сплющенная, надпиленная, имеющая отверстия и следы удаления металла), но полностью сохранившая изображение на аверсе и реверсе, либо имеющая следы воздействия высоких температур и агрессивных сред (оплавленная, травленая, изменившая цвет), а также с браком изготовителей подлежит обмену по номиналу.

Банкноты и монета Банка России принимаются к обмену Банком России от юридических и физических лиц, с которыми он совершает банковские операции, а также кредитными организациями от юридических лиц, находящихся у них на кассовом обслуживании, и всех физических лиц.

Банк России производит обмен путем зачисления суммы обмененных банкнот и монеты на банковский счет, открытый юридическому или физическому лицу в Банке России или кредитной организации (после проведения экспертизы указанных банкнот и монеты Банка России в Банке России).

Кредитные организации производят обмен путем выдачи физическому лицу эквивалентной (обмененной) суммы неповрежденных банкнот и монеты или путем ее зачисления на банковский счет.

Обмен банкнот и монеты производится без взимания платы и без ограничения суммы.

Изъятые из обращения, но подлежащие обмену банкноты и монета обмениваются в аналогичном порядке.

Банкноты и монета Банка России, не имеющие силы законного средства наличного платежа на территории РФ, или содержащие признаки подделки, или имеющие не перечисленные в Указании повреждения (в том числе расслоенные банкноты; банкноты с отпечатанным словом "Образец"; отдельные части монет Банка России, конструкция которых предусматривает наличие диска и кольца), являются неплатежеспособными и не подлежат обмену.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Указание Банка России от 26 декабря 2006 г. N 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России"


Регистрационный N 8748


Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России"


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования


Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"


Важное место в системе источников правового регулирования банковской деятельности занимают нормативные акты Банка России. В силу ст.7 Закона «О ЦБ РФ» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Так называемое пруденциальное регулирование банковской деятельности направлено на то, чтобы минимизировать многочисленные риски, связанные с функционированием банковской системы и тем самым обеспечить стабильное функционирование банковского сектора экономики в целом. Для выполнения этой задачи Банк России наделен определенными функциями и полномочиями .

Следует подчеркнуть, что это наиболее «проблемный» источник в правовом регулировании банковской деятельности. Его «проблемность» связана с тем, что, зачастую нормативные акты ЦБ РФ перешагивают грань нормативной дозволенности, изменения или, так или иначе, трактуя нормы гражданского, банковского законодательства. Подчеркнем, что истории известен не один пример, когда ВС РФ признавал недействительным те или иные пункты или даже акты Банка России.

О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России действует Положение ЦБР от 15 сентября 1997 г. N 519 (с изменениями от 24 июня 1998 г.).

Нормативные акты Банка России обладают следующими признаками и характеристиками:

Направлены на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных ФЗ «О ЦБ РФ»;

Принимаются только по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами;

Обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Не могут противоречить федеральным законам, изменять положения действующего законодательства (законодательных актов, подзаконных нормативных актов);

Не имеют обратной силы.

Не являются нормативными актами Банка России следующие акты Банка России (п.1.4 Положения ЦБР О подготовке и вступлению в силу нормативных актов Банка России):

распорядительные акты;

акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере компетенции Банка России, если правомочие по толкованию указанных нормативных правовых актов непосредственно предоставлено Банку России;

акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования;

иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России.

Существует только три легальных формы нормативного акта Банка России:

Указание Банка России;

Положение Банка России;

Инструкция Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Нормативные акты Банка России подписываются Председателем Банка России.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Такие акты должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

Курсы иностранных валют по отношению к рублю;

Изменение процентных ставок;

Размер резервных требований;

Размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

Прямые количественные ограничения;

Правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

Порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

В соответствии с Приказом Минюста РФ от 14 июля 1999г. №217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (п.15) не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты;

Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

Действие которых исчерпывается однократным применением;

Срок действия которых истек;

Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

Среди многочисленных действующих нормативных актов Банка России можно выделить:

Инструкцию ЦБР от 26 апреля 2006 г. N 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» ;

Положение ЦБР от 21 сентября 2001 г. N 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» .

Сохраняют юридическую силу и некоторые акты Госбанка СССР, которые не противоречат действующему законодательству.

Согласно Положению ЦБР от 18 июля 2000 г. N 115-П ЦБР издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР».

Как закреплено в п.1.1 указанного Положения, официальные разъяснения ЦБР по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов Банка России) являются актами толкования права и могут приниматься Банком России только в случаях, если это прямо предусмотрено федеральными законами для случаев толкования федеральных законов, иными нормативными правовыми актами для случаев толкования указанных нормативных правовых актов.

Официальные разъяснения ЦБР принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России. Разъяснения не могут устанавливать норм права, не могут относиться к нормативным актам Банка России и не требуют регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 6 Федерального закона «О ЦБ РФ».

Официальные разъяснения ЦБР после их подписания должны быть зарегистрированы в тот же день в Административном департаменте Банка России в установленном порядке. Дата регистрации официального разъяснения Банка России считается датой его принятия.

К настоящему времени ЦБР принято огромное количество нормативных актов. Как отмечают эксперты, Банк России издает множество нормативных актов с техническими и технологическими нормами, многие из которых не нужны юристам, но их обилие затрудняет поиск и выявление необходимых правовых норм. Кроме того, в них много устаревших норм, противоречий с законами. Есть и противоречия между самими нормативными актами Банка России. Иногда Банк России придает своим актам форму, которая прямо не предусмотрена в федеральном законе .

Нормативные акты Банка России - это наиболее «проблемный» источник в правовом регулировании банковской деятельности. Его «проблемность» связана с тем, что, зачастую нормативные акты ЦБ РФ перешагивают грань нормативной дозволенности, изменения или, так или иначе, трактуя нормы гражданского, банковского законодательства. Подчеркнем, что истории известен не один пример, когда ВС РФ признавал недействительным те или иные пункты или даже акты Банка России. Некоторые практические проблемы соответствия нормативных актов ЦБ РФ и федерального законодательства будут рассмотрены нами в следующих частях настоящего исследования.

В юридической литературе обращается внимание на следующие проблемы, связанные с нормотворчеством Банка России.

Во-первых, на практике ведущую роль играют рекомендательные нормативные акты Банка России (письма Банка России). Де-факто из рекомендательных актов они превращаются в обязательные, но за последствия их реализации отвечает фактически только кредитная организация, но не Банк России. И происходит это потому, что норма устанавливается письмом, а не нормативным актом .

Во-вторых, юридическая техника нормативных актов Банка России нуждается в совершенствовании. Только слишком большим числом выпускаемых актов и постоянными их изменениями можно объяснить такую ситуацию, когда Банк России вынужден оставлять без изменения те акты, которые противоречат очередному издаваемому им же нормативному акту. На практике происходит так, что в нормативный акт вносятся изменения, а имеющиеся противоречия в этом же акте остаются.

Таким образом, необходимо исключить практику регулирования банковских отношений не нормативными актами (рекомендательными актами Банка России), преследовать цели соответствия вновь принимаемых норм действующему банковскому и гражданскому законодательству Российской Федерации.

Отдельно необходимо выделить программные документы и источники. Последние не являются нормативными актами, но содержат программы развития банковского законодательства. В настоящее время продолжает действовать Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005г. 983п-П13, 01-01/1617 ).

Как подчеркивается в Стратегии развития банковского сектора (п.71) основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг.

Как отметили авторы Стратегии - необходимо полностью завершить процесс формирования нормативной базы, закрепляющей применение в российской надзорной практике международно признанных норм, в том числе определенных в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» .

Задачи совершенствования законодательной и правоприменительной практики в банковской сфере наряду с вопросами корпоративного управления, банковского регулирования и банковского надзора связаны с такими проблемами, как соблюдение налогового и антимонопольного законодательства, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, контроль за валютными операциями. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по указанным направлениям также должно осуществляться с использованием международного опыта.

Следует заметить, что многие из задач, которые были намечены в Стратегии (в части совершенствования законодательства о банковской деятельности) воплощены законодателем в жизнь. Так, к примеру, внесены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», расширяющие понятия «банковская группа» и «банковский холдинг». Только за 2006 год в Закон «О банках и банковской деятельности» изменения и дополнения внесены шесть раз (федеральными законами 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006 г.).

Перспективой правового регулирования банковской деятельности должна стать кодификация банковского законодательства. «Банковский кодекс» должен стать фундаментальным правовым актом не только в плане количественного регулирования банковских и связанных с ними иных правоотношений, но он должен, прежде всего, адекватно отражать качественную сторону соответствующих общественных отношений (то есть закреплять реально существующий уровень соответствующих общественных отношений, представления общества о банках, о банковской деятельности) .


Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика. – 2005. - №3, 4.

Приказ Минюста РФ от 14 июля 1999 г. №217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2 августа 1999г. - №31.

Инструкция ЦБР от 26 апреля 2006 г. N 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» // Вестник Банка России. - 31 мая 2006г. - №32.

Положение ЦБР от 21 сентября 2001 г. N 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» // Вестник Банка России. - 27 сентября 2001г. - №60.

Положение ЦБР от 18 июля 2000 г. N 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России» // Вестник Банка России. - 26 июля 2000г. - №41.

Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. - №7. - 2006г.

Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005 г. NN 983п-П13, 01-01/1617 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» // Вестник Банка России. - 13 апреля 2005г. - №19.

Методология основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (Базель, Швейцария, октябрь 1999 г.) // Вестник Банка России. - 19 апреля 2002г. - №23.

Маркунцов С.А. О необходимости законодательного закрепления понятия «банковская деятельность» // Российская юстиция. - №4. - 2006г.

С 01.06.2014 начало действовать Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Порядок), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Рассмотрим основные нововведения.
Вначале отметим, что согласно п. 8.2 Порядка со дня вступления в силу данных Указаний признается утратившим силу Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации".
Отметим, что согласно п. 1 Порядка получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций должны руководствоваться этими Указаниями, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

Лимит остатка денежных средств

Как и раньше, юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег. Этот лимит устанавливается в соответствии с Приложением к этому Указанию исходя из характера деятельности учреждения с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег. Порядок расчета лимита остатка наличных денег остался прежним.
Что касается установления лимита остатка денежных средств для обособленных подразделений, то, если:
- обособленное подразделение имеет банковский счет, лимит остатка наличных денег определяется в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица;
- обособленное подразделение сдает наличные деньги в кассу юридического лица, лимит остатка наличных денег у юридического лица определяется с учетом лимитов остатка наличных денег, предусмотренных этим обособленным подразделениям.
Отметим, что накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопления юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

К сведению. Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в частности, в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, грозит наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

Кассовые операции

Согласно п. 4 Порядка кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица или иным уполномоченным лицом из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под расписку. При наличии у юридического лица нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира (далее - старший кассир). Кроме этого, кассовые операции могут проводиться руководителем.
Юридическое лицо может вести кассовые операции с применением программно-технических средств.

Обратите внимание! С 01.01.2015 вступит в силу абз. 5 п. 4 Порядка, который устанавливает требования к программно-техническим средствам. Эти требования заключаются в том, что конструкция программно-технических средств, которая предусматривает прием банкнот Банка России, должна иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых определен нормативным актом Банка России.

Кассовые операции оформляются приходными (ф. 03010001) и расходными (ф. 0310002) кассовыми ордерами, а также отражаются в кассовой книге (ф. 0301004).

К сведению. Формы указанных документов установлены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Кто должен оформлять кассовые документы? Согласно п. 4.2 Порядка кассовые документы оформляются:
- главным бухгалтером;
- бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета;
- руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
Кто должен подписывать кассовые документы? Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), а также кассиром. В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем (п. 4.3 Порядка).

Депонирование

Согласно п. 6.5 Порядка сумма наличных денег, предназначенная для выплаты заработной платы, стипендий и других выплат, устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
В последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат, кассир в расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)) проставляет оттиск печати (штампа) или делает запись "Депонировано" напротив фамилий и инициалов работников, которым не проведена выдача наличных денег, подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию, сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)), ставит свою подпись на расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)) и передает ее для подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю).
На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)) оформляется расходный кассовый ордер (ф. 0310002).

Обратите внимание! Из нового Порядка исключена обязанность оформления реестра депонированных сумм.

Нюансы, связанные с оформлением кассовых документов

В соответствии с п. 4.7 Порядка документы, предусмотренные этим Порядком, могут оформляться на бумажном носителе или в электронном виде. Хранение документов, оформленных на бумажном носителе или в электронном виде, организуется руководителем.
Документы на бумажном носителе. Они могут быть оформлены от руки или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение, и подписываются собственноручными подписями.

Обратите внимание! В документы, оформленные на бумажном носителе, за исключением кассовых документов, допускается внесение исправлений, содержащих дату исправления, фамилии и инициалы, а также подписи лиц, оформивших документы, в которые внесены исправления.

Документы в электронном виде. Они оформляются с применением технических средств с учетом обеспечения их защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации. Документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Обратите внимание! В документы, оформленные в электронном виде, внесение исправлений после подписания указанных документов не допускается.

В заключение отметим, что мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом самостоятельно.

Как и любой другой орган власти специальной компетенции, ЦБ РФ вправе издавать подзаконные акты двух видов:

    нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;

    ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.

Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются Положением "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в редакции от 18.04.2002), утвержденные приказом ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает следующие виды обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц нормативных правовых актов:

    указания;

    положения;

    инструкции.

Все эти формы являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления, а также всех юр. и физ. лиц. Правила подготовки нормативных актов ЦБ РФ устанавливаются ЦБ РФ самостоятельно. Нормативные акты ЦБ РФ вступают в силу по истечению 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ – Вестнике Банка России. Нормативные акты ЦБ РФ не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на правоотношения, существовавшие до вступления нормативного акта в силу. Нормативные акты ЦБ РФ должны быть зарегистрированы Минюстом в установленном порядке.

Нормативные правовые акты ЦБ РФ.

    носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юридической силы (законам);

    регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой;

    обязательны для исполнения широким кругом лиц (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц). В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;

    вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров;

    не имеют обратной силы;

    в большинстве своем должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

    не подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ нормативные правовые акты ЦБ РФ, устанавливающие:

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    прямые количественные ограничения;

    правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ;

    порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ;

    иные нормативные акты ЦБ РФ, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Минюсте РФ. По общему правилу нормативные правовые акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Кроме того, в соответствии с Положением ЦБ РФ от 18.07.2000 № 115-ГТ "О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России", ЦБ РФ также вправе принимать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов . Такие разъяснения не являются нормативными правовыми актами, однако "обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБ РФ".

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты ЦБ РФ , устанавливающие:

    курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

    правила бухучета и отчетности для ЦБ РФ;

    порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ, а также иные акты.

Нормативные акты ЦБ РФ в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.

Нормативные акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суде в установленном порядке.

ЦБ РФ возможно принятие подзаконных ненормативных правовых актов и в других формах. В настоящее время ненормативными правовыми актами, издаваемыми ЦБ РФ, являются :

    разъяснения;

  • телеграммы.

Таким образом, ненормативные правовые акты ЦБ РФ характеризуются следующими отличительными чертами:

    они, как правило, обязательны для исполнения лишь для тех лиц, кому непосредственно адресованы;

    не являются нормативными, следовательно, не создают новых норм права и не могут изменять или дополнять положения нормативных правовых актов;

    направлены на разрешение и разъяснение конкретных аспектов банковской деятельности.

Все индивидуальные предприниматели и юридические лица в ходе ведения деятельности сталкиваются с потребностью проведения денежных расчетов с помощью наличных средств. Такие расчеты должны выполняться в определенном порядке, установленном Указанием Банка России №3210 от 11.03.2014.

Нарушение этого порядка может спровоцировать внеочередные проверки со стороны контролирующих структур и наложение штрафов.

Указание ЦБ РФ №3210 распространяет свое действие:

  • на индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства;
  • организации, не относящиеся к малым;
  • компании, имеющие обособленные подразделения;
  • лиц, использующих кассовые аппараты либо бланки строгой отчетности;
  • работодателей, выдающих денежные средства под отчет.

Все перечисленные лица и организации при ведении кассовых операций должны ориентироваться на рассматриваемый документ.

Согласно действующему законодательству, кассовые операции не входят в число операций хозяйственного типа, по которым организации могут самостоятельно утверждать формы первичных документов.

Единые формы, которые необходимо использовать всем ИП и юридическим лицам, утверждает Указание ЦБ РФ №3210. Некоторые формы разрешается использовать в электронном виде, при наличии подписи ЭЦП. Когда и в каких случаях это можно делать – рассмотрим далее.

Порядок расчета лимита наличности в кассе

В Указании Банка России №3210 говорится о том, что юридические лица должны устанавливать максимально допустимую сумму наличных средств, которая может оставаться в кассе в конце каждого рабочего дня. Наличность, которая превышает утвержденный лимит, должна сдаваться в банковскую организацию.

В нынешней редакции документа обязанность по установлению лимита касается только юридических лиц. Индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства от этого освобождены.

Расчет кассового лимита может выполняться:

  • исходя из суммы поступлений денежных средств за реализованные товары, оказанные услуги или работы (для новых организаций – исходя из ожидаемых сумм поступлений);
  • исходя из объема выдачи наличных денег (для новых организаций – исходя из их ожидаемого объема), исключая суммы, предназначенные для выплаты зарплат и стипендий.

До июня 2017 года, когда в Указание №3210 были внесены изменения, субъекты хозяйствования не могли выбирать предпочтительный способ расчета кассового лимита – они по умолчанию всегда использовали только первый вариант. Второй способ можно были применять только при отсутствии в кассе наличных поступлений.

Ведение кассовых документов ИП

Если ранее, до 2017 года, индивидуальные предприниматели наравне с юридическими лицами обязаны были обязаны оформлять приходные и расходные кассовые ордера и вести кассовые книги, то сегодня ситуация изменилась.

Индивидуальные предприниматели, работающие в соответствии с российским налоговым законодательством, согласно пунктам 4.1 и 4.6 рассматриваемого Указания ЦБ РФ, на сегодняшний день могут не оформлять: кассовую документацию и кассовую книгу. В частности, это касается предпринимателей, которые являются плательщиками ЕНВД, ЕСХЕ и бизнесменов, использующих патентную либо упрощенную систему налогообложения.

Предприниматели на общем режиме ведут учет поступлений и расходов в соответствующей книге, а значит, изменения 2017 года распространяются и на них.

Особенности ведения кассовой книги

Юридические лица, не освобожденные от ведения кассовой книги и кассовых документов, должны соблюдать при этом определенные правила.

Правила такие:

  • кассовая книга и другие документы могут оформляться в бумажной форме и заполняться от руки;
  • кассовая книга и документация могут заполняться на компьютере, после чего распечатываться в бумажном виде;
  • кассовая книга и документы могут заполняться и передаваться контролирующим структурам в электронном виде, при условии обеспечения защиты сведений от искажения и недопущения несанкционированного доступа.

Первые два способа ведения документации предполагают наличие подписи ответственного лица, третий способ допускает использование ЭЦП.

Ответственный специалист должен убедиться, что на всех документах присутствуют подписи руководителя (главного бухгалтера или директора). Отвечать за ведение кассовой книги и других кассовых документов может не только кассир, но и любое другое лицо, наделенное соответствующими полномочиями.

Некоторые вопросы обращения с наличностью

Пункт 6.3 Указания ЦБ РФ №3210 говорит о том, что для выдачи наличных денег, которые требуются для обеспечения нужд юридического лица, расходный кассовый ордер должен быть оформлен в соответствии с письменным заявлением подотчетного лица и в соответствии с распорядительным документом руководителя.

Заявление или документ должны содержать информацию о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются.

Также в документе должна быть указана дата его составления и подпись ответственного лица.

Наличные деньги, превышающие установленный лимит, могут сдаваться:

  • непосредственно в банк;
  • в организацию, которая входит в систему ЦБ РФ и занимается перевозкой, инкассацией и приемом наличных денег от клиентов.

Ранее также существовала возможность зачисления денег на счет при помощи организации федеральной почтовой связи.

Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций

Обращение с наличными денежными средствами является достаточно серьезным вопросом. Нарушение порядка работы с наличными деньгами и правил ведения кассовых операций считается нарушением законодательства, за которое предусматривается административная ответственность.

Размер ответственности определен в статье 15.1 КоАП РФ:

  • размер штрафа для должностных лиц организаций может составлять от четырех до пяти тысяч рублей;
  • размер штрафа для юридических лиц может составлять от 40 до 50 тысяч рублей.

Существенными нарушениями, за которые полагаются штрафы, считаются:

  • проведение наличных расчетов с другими организациями сверх утвержденных лимитов;
  • неполная передача в кассу наличных денежных средств;
  • нарушение порядка хранения свободных финансовых ресурсов;
  • хранение в кассе наличных денег сверх утвержденных лимитов.

Таким образом, чтобы на оплачивать штрафы, предприниматели и юрлица должны следить за изменениями законодательства и строго соблюдать правила, утвержденные ЦБ РФ.