Умер живописец борис михайлович кустодиев. Художник Борис Кустодиев: биография, творчество. Борис Михайлович Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград) - русский художник.

Биография Бориса Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893-1896 годах.

Родился в 1878 г. Брал уроки рисования у П.А. Власова, окончившего Московское училище живописи.

После двухлетнего пребывания в общих классах Академии Художеств поступил в мастерскую И.Е. Репина, которому помогал в писании картины «Заседание Государственного совета» (Кустодиевым написана вся правая сторона картины, с этюдами к ней).

Получил заграничную командировку за картину «Деревенская ярмарка».

Выставлял свои работы последовательно на «Весенних Выставках» в Академии Художеств, на выставках «Нового Общества», на выставках «Союза», в «Салоне», а с 1910 г. на выставках «Мира Искусства», за границей — в Париже, Вене, Мюнхене, Будапеште, Брюсселе, Риме, Венеции, Мальме и других городах.

Творчество Кустодиева

Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову.

Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером.

Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).

Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения.

Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).

В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен.

Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918-20 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А.Серова «Вражья сила» (Академический (б. Мариинский) театр, 1921).

Работы художника

  • «Вступление. Москва» рисунок
  • «Утро», (1904, ГРМ)
  • «Балаганы»
  • «Ярмарки»
  • «Масленицы»


  • «Сирень» (1906)
  • автопортрет (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
  • «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
  • портрет А. И. Анисимова (1915, ГРМ)
  • «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)
  • «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)
  • «Большевик» (1919-20, Третьяковская галерея)
  • «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1922, ГРМ)
  • «Московский трактир» (1919)
  • «Портрет А.Н.Протасовой» (1900)
  • «Монахиня» (1901)
  • «Портрет Ивана Билибина» (1901)
  • «Портрет С.А.Никольского» (1901)
  • «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)
  • «Автопортрет» (1904)
  • «Портрет женщины в голубом» (1906)
  • «Портрет писательницы А.В.Шварц» (1906)
  • «Ярмарка» (1906)
  • «Земская школа в Московской Руси» (1907)
  • «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
  • «Монахиня» (1908)
  • «Портрет Н.И.Зеленской» (1912)
  • «Морозный день» (1913)

Вот как-то не нравятся мне аналогии. Ни в чем. Аналогия это банальность, а банальность это не интересно. Но в медицине диагноз по аналогии - самая любимая вещь. Не нужно быть гением, не нужно обладать дисциплинированным клиническим мышлением, просто действуешь по принципу: «Гусеница ест капусту, я ем капусту. Следовательно, я - гусеница!». Это с одной стороны, с другой - исторические аналогии. Не знаем, насколько они уместны. Но в данном случае, в данной истории, было и то, и другое: врачи, пошедшие по пути поиска аналогов, и судьба главного героя, в которой некоторые усматривают аналогию с биографиями О.Ренуара и Н.Островского. Итак, история болезни замечательного художника, Бориса Михайловича Кустодиева.

…Началом болезни принято считать 1909 год, хотя симптоматика появилась раньше. Боль в руке для активного художника, беспрестанно держащего палитру и кисть, что в этом необычного? Да. Кустодиев молод, ему 31 год, но поначалу, ни о чем плохом, ни он, ни его близкие не могли и подумать. Зловещим, пожалуй, было только одно: боль была упорной, постоянной и появлялась утром, после ночного сна. Если идти по аналогии - боль костно-мышечная, связанная с неудобным положение тела, «остеохондрозная», так часто мы говорим больным, жалующимся на боль и онемение в руках по утрам. Потом присоединилась боль в шее, а вскоре - головная боль с рвотой! «Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения - с каждым днем чувствую себя все хуже и хуж е». Становилось чуть лучше, если Кустодиев по нескольку часов лежал и укутывал голову платком, но боль в руке приобрела «грызущий» характер, лишала сна, и болеть начали уже локтевой сустав и лопатка. «Боль адская, доводящая до крика»,- пишет художник жене. Спустя год боль уже будит художника по утрам, но несколько ослабевает во время работы. Боль достигает той степени, когда качество жизни существенно ухудшается.

Этапный эпикриз.

I. Петербург

Неизвестно, обращался ли Б.М.Кустодиев по этому поводу к врачам раньше, но известно, что он обратился к довольно известному тогда неврологу, ученику и сотруднику В.М.Бехтерева Эрнесту (Эрнсту) Августовичу Визе (1871-1941) . Э. Визе, доктор медицины (диссертация «О составных частях белого вещества спинного мозга по методу развития», 1898), заведующий неврологическим отделением Обуховской больницы, считался специалистом по спинному мозгу. Он долго («целый час») осматривал Кустодиева и рекомендовал Кустодиеву: «…сделать рентгеновский снимок с плеча и шеи, чтобы узнать, нет ли какой внутренней причины этой страшной боли». «Рабочий» диагноз Визе - «невралгия правой руки». Симптоматическое лечение было неэффективным и Кустодиев обращается к тогдашнему светилу, знаменитому и самому талантливому ученику С.П.Боткина, академику, профессору кафедры диагностики и общей терапии Военно-медицинской академии, Михаилу Владимировичу Яновскому (1854-1927). Яновский славился своим знанием физикальной диагностики, тщательностью в исследовании больных и умением ставить диагнозы, но он был терапевт. Он тщательно обследовал Кустодиева и вывод сделал именно «терапевтический»: был какой-то процесс в легком (не вылеченный старый бронхит,- говорит Кустодиев), увеличился лимфатический узел. Он-то, дескать, давит на «какой-то нерв», а отсюда и боль! Не диагностика, а гадание на кофейной гуще - «какой-то процесс, какой-то узел, какой-то нерв»! Что делали у нас врачи во все времена, если не справлялись сами? Правильно - направляли больных за границу - там помогут! Так вышло и с Кустодиевым. Видимо, М.В.Яновский подумал и не о бронхите, а о биче того времени - верхушечном туберкулезе (ввиду его пандемической распространенности, в то время врачи в каждом банальном бронхите видели чахотку!). А раз туберкулез, то в Швейцарию, к профессору Ролье!

II. Швейцария

Вы читали роман Т.Манна «Волшебная гора»? Если читали, то понимаете о чем идет речь, если нет, то Манн рассказывает о некоем (вымышленном) швейцарском противотуберкулезном санатории, где медленно погибают (но сохраняют иллюзии и веру в выздоровление) больные туберкулезом легких. При полной беспомощности медицины в области туберкулеза Швейцария с давних пор была Меккой больных чахоткой из всех европейских стран. Не был исключением и санаторий в Лейзене, основанный доктором Огюстом Ролье (August Rolier , 1874-1954). Он был учеником знаменитого Т.Кохера, но увлекся фототерапией (светолечением, Light-therapy). После блестящих успехов Нильса Рюберга Финзена в светолечении волчанки врачам стало казаться, что свет может решить все проблемы. Ролье занимался лечением костного туберкулеза, сначала оперативным путем, но результаты были неутешительны, и тогда он стал заниматься гелиотерапией, собственно говоря - «солнцелечением», благо в Швейцарии для этого были все условия. В 1903 году он основал санаторий на 1200 коек для больных туберкулезом и рахитом в Лейзене, который быстро стал популярным. Успехи были столь велики, что спустя четверть века Ролье стал доктором медицины «honoris causa» Лозаннского университета. Вот опять аналогия - у Ролье болела туберкулезом жена, и он ее вылечил солнечным светом, а у нас заболела жена у С.Орджоникидзе, так быстро «содрали» препарат у немцев, и стали его выпускать под названием «Сергозин» (Серго+Зина)! Санаторий Ролье располагались в умеренном высокогорье (1500 метров над уровнем моря), где солнечная радиация, конечно, выше. Вот так, примерно, лечили Кустодиева (в центре-профессор Ролье)


Но вот какая штука - известно, что изобретатели методов лечения обычно «слепнут» к остальному и видят у больных только то, что с успехом умеют лечить! Так и врачи санатория Ролье увидели у Кустодиева то, что и хотели - туберкулез шейного отдела позвоночника! Кустодиева, видимо, сначала это успокоило: дома почти тоже говорил ему мэтр медицины Яновский! Кустодиеву надели шину Шанца, три раза в день вытягивали (!) шейный отдел позвоночника и он принимал солнечные ванны. Справедливо возникает вопрос, а делали ему рентгенологическое исследование позвоночника или это бредовые размышления «мага и целителя» Ролье? В свете дальнейших событий «лечение» Ролье было грубейшей ятрогенией, страшной ошибкой, чудовищным заблуждением! На несколько месяцев Кустодиев уезжает в Петербург, а потом снова вернулся в санаторий Ролье. Там он пробыл девять месяцев, но обещанного чуда не произошло, да и быть этого не могло. 29 декабря 1911 года его осматривает «гениальный» Ролье. «Смотрел очень долго, постукал всего молотком и объявил, что я в превосходно состоянии и что весной он гарантирует полное выздоровление»,- пишет Кустодиев жене. Но он не поверил в оптимистичные фантазии Ролье. Рука стала болеть точно так же, как и раньше! Ролье снова осматривает Кустодиева в феврале 1912 года и рекомендует ему…новый корсет! Разочарованный в швейцарском кудеснике, Кустодиев уезжает в Россию.

III . Франция, Германия

…Хотя болезнь вернулась, но надежды на врачей еще остались - по их совету в мае 1913 года Кустодиев едет на морские купания в Канны. Месяц прошел безрезультатно и по пути домой Кустодиев останавливается в Берлине, где обращается к выдающемуся немецкому неврологу, Герману Оппенгейму (Hermann Oppenheim ,1858-1919) , который справедливо считается одним из основателей немецкой неврологии. Ученик знаменитого Карла Вестфаля, Оппенгейм внес очень существенный вклад в различные области клиники нервных болезней, в том числе и в области нейрохирургии. Вместе со своим сотрудником Ф. Краузе (Fedor Krause , 1857-1937) он удалил впервые одну из сложных опухолей мозга. Г.Оппенгейм тщательно осматривает Кустодиева и говорит ему: «У Вас никогда никакого костного туберкулеза не было. Снимите корсет. У Вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция…» 12 ноября 1913 года упомянутый доктор Ф.Краузе произвел операцию, которая судя по всему, заключалась в ламинэктомии Th I-Th II и частичной резекции опухоли. Оппенгейм присутствовал на операции, хотя хирургом не был. Движения в руках были сохранены, а вот ноги стали слушаться плохо…

IV. Россия

Боль в руках, к счастью, исчезла, а движения в ногах восстановятся, обещал маститый Оппенгейм. В России Кустодиева наблюдают уже упомянутый Э.А.Гизе и выдающийся российский хирург, профессор клиники факультетской хирургии Герман Федорович Цейдлер (1861-1940). Он был очень известным, но…абдоминальным хирургом, и в чем его помощь в данном случае могла заключаться, не очень понятно. Кустодиев ходит с тростью, ноги слушаются плохо. Его направляют в Ялту, где проводят грязелечение и ванны. Насколько они показаны при опухолях? Неудивительно, что художник отмечает ухудшение состояния. Поскольку повторная поездка в клинику Г.Оппенгейма невозможна из-за войны, Кустодиева оперирует в Кауфмановской клинике видный российский нейрохирург Лев Андреевич Стуккей (1870-1924). Операция продолжалась около пяти часов (под общим наркозом?). Операция не была радикальной, но ходить после нее Кустодиев уже не смог…Болела голова, шея, послеоперационная рана, а нижнюю половину тела и ноги он совсем не чувствовал. Тазовые расстройства не заставили себя ждать… Следующий рецидив опухоли произошел уже в 1923 году, когда Кустодиев переехал в Москву. Здесь его наблюдает видный советский невролог, ученик В.К.Рота и Л.С.Минора, профессор Василий Васильевич Крамер (Wilhelm Kramer ) (1876-1935) , основатель журнала психологии, неврологии и психиатрии, один из лечащих врачей В.И.Ленина, основатель отечественной нейрохирургии. В.В.Крамер с 1926 года был главным врачом Кремлевской поликлиники. Именно Крамер, вероятнее всего, попросил выдающегося немецкого нейрохирурга Отфрида Ферстера (Otfried F ö rster ,1873-1941 ), ученика Вернике, Дежерина и Бабинского, прооперировать художника.. В декабре 1923 Ферстер оперирует Кустодиева. После это операции художник уже пишет лежа. Правая рука стала слабеть и усыхать. В 1927 году Кустодиеву разрешили выехать в Германию для лечения в клинике О.Ферстера, но этому уже не было суждено сбыться: простудившись в мае 1927 года, Кустодиев буквально погиб от крупозной пневмонии…

Каков же, все-таки, диагноз? Скорее всего, у Кустодиева была доброкачественная интрадуральная экстрамедуллярная опухоль спинного мозга. А уж какая именно: менингиома, нейрофиброма или липома, не существенно. Существеннее другое, и тут я никак не удержусь еще от одной аналогии, она представляется наиболее, в данном случае уместной, болезнь Г.Гейне. Он прожил много лет в «матрацной могиле», страдая, но продолжая творить. Борис Кустодиев сделал даже еще больше - оптимизм его работ периода болезни не натужен, тон его работ не депрессивен, он не искал жалости. Он жил!

Б.Кустодиев Портрет Т.Чижовой

Н. Ларинский, И. Ларинская 2012

26.05.1927. – Умер живописец Борис Михайлович Кустодиев

Б.М. Кустодиев: «Любовь к своему русскому»

Автопортрет. 1912

Борис Михайлович Кустодиев (23.2.1878–26.05.1927) – талантливый мастер изображения русских праздников, русского (часто купеческого) быта и русского характера. Родился в Астрахани. Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, его воспитывала мать, которая арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте провинциального купечества, которые затем питали его творчество. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, – писал впоследствии Б.М. Кустодиев, – был как на ладони... Это были живые типы Островского...».

Мать хотела видеть сына священником. Его определили в духовное училище, потом в семинарию. Однако в 1887 г. под впечатлением выставки передвижников семинарист твердо решил стать художником. Мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца П.А. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим учителем. После окончания семинарии в 1896 г. Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Учителем его там был , который обнаружил в ученике дар портретиста и привлек его в помощники для работы над картиной "Торжественное заседание Государственного совета".

В 1900-1902 гг. собирал материал в Костромской губернии, где познакомился с будущей женой Ю.Е. Прошинской, летом 1903 г. Кустодиев совершил большую поездку (свадебное путешествие) по Волге от Рыбинска до Астрахани. Эти впечатления он использовал во многих своих работах, в том числе в дипломной картине "Базар в деревне", за которую при окончании Академии (в октябре 1903 г.) получил золотую медаль. Это дало ему право на оплаченную заграничную стажировку, в которую он отправился с увлечением (Париж, Мадрид). Однако уже через пять месяцев он вернулся в Россию, где чувствовал себя более на месте – в «благословенных краях нашей благословенной русской земли», как он написал другу.

Тем не менее в годы Кустодиев, будучи человеком вовсе не политическим, эмоционально заражается атмосферой окружавшей его либеральной интеллигенции и (возможно под влиянием своего учителя Репина) принимает активное участие в сатирических журналах того времени "Жупел", "Адская почта", помещает там антиправительственные карикатуры и революционные рисунки ("Агитатор", "Митинг", "Митинг на Путиловском заводе", "Забастовка", "Манифестация", "Первомайская демонстрация у Путиловского завода").

Затем Кустодиев часто работал книжным иллюстратором (произведений , ), постепенно набирая известность и как серьезный живописец-портретист, чутко отображающий психологию людей. Главной же его любовью было жизнерадостно идеализированное изображение старой русской жизни. Основой для этого служили воспоминания детства и впечатления от продолжительных посещений Заволжья, где в 1905 г. построил дом-мастерскую в Кинешемском уезде. Таковы картины "Ярмарка" (1906), "Праздник в деревне" (1907), "Гулянье на Волге" (1909), "Купчихи" (1912), "Купчиха", "Девушка на Волге", "Красавица" (все 1915), которые сочетают элементы народного искусства (лубка) и психологических оценок. Картина "Священнодействуют" (1916) изображает московских извозчиков в трактире за степенным ритуалом чаепития; картина полна забавных бытовых зарисовок. Эти произведения имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом. В 1909 г. Кустодиев получил звание академика живописи. Особенно впечатляет "Масленица" (1916) – над этой картиной Кустодиев работал уже больным: с 1916 г. опухоль позвоночника приковала его к креслу-коляске. Но болезнь лишь побуждала его к ее "компенсации" столь жизнерадостными картинами.

Революция, сначала , затем , стала смертельным ударом по национальной православной России, которую Кустодиев так любил, а теперь все ее наследие было объявлено «черносотенной культурой великороссов», с которой надо вести «смертельную борьбу». Поэтому трудно понять лояльность Кустодиева жидобольшевицкому режиму. Он работал книжным иллюстратором, театральным художником (пьесы Островского), но выполнял и идеологические заказы: например, картины в честь открытия II Конгресса Коминтерна, портреты , предназначенные для воспроизведения массовым тиражом, иллюстрации к ленинским сборникам: "Детям о Ленине", "Ленин и юные ленинцы", "Один день с Лениным". Впрочем, впечатление от знаменитой картины "Большевик" (1920) у внимательного зрителя получается совершенно обратное: исполин-фанатик с кровавым знаменем, простой русский человек, зомбированный и ничего не видящий перед собой, движется по городу прямо на церковь, вот-вот натолкнется на ее, и топчет людскую толпу... Было ли такое восприятие картины тайным намерением Бориса Михайловича?

Как бы то ни было, и в это время мы видим многочисленные картины прежнего духа о жизни старой России: "Балаганы" (1918), "Масленица" (1919), "Зима. Масленичное гулянье" (1921), и даже в известном портрете фоном сделано масленичное гулянье. В эти годы он по-прежнему писал и жизнь любимой им русской провинции: "Голубой домик", "Осень", "Троицын день" (все 1920). И продолжение знаменитой "Купчихи": "Купчиха за чаем" (1918), "Купчиха с зеркалом" (1920), "Русская Венера" (1926). В 1920 г. Кустодиев написал 20 акварелей "Русские типы" и серию "Автобиографические рисунки" (1923), в которых ностальгически отобразил свое детство.

Несмотря на жизнь в инвалидном кресле, Кустодиев бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Но организм слабел, парализовало ноги. В последние годы художник вынужден был работать полулежа с холстом, подвешенным над ним наклонно. Умер Борис Михайлович от воспаления легких.

«Не знаю, – писал Кустодиев, – удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным "сюжетом" моих картин...». Этим Борис Михайлович и остался в нашей памяти.

В 2002 г. в Астрахани был открыт Дом-музей Б.М. Кустодиева (как филиал Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина, астраханского купца-основателя галереи), заведующая музеем – В.П. Ватаман. Коллекция кустодиевских работ необычно богата для провинциального музея, так как она была значительно пополнена за счет дарений родственников, в первую очередь дочери художника – Ирины Борисовны Кустодиевой (1905-1981) и внучки Татьяны Кирилловны Кустодиевой.


Государь Николай II. 1915.


Масленица. 1916.

7 марта исполнилось 135 лет со дня рождения знаменитого русского художника Бориса Кустодиева.
И мы повторяем статью об этом замечательном художнике.

Он готовился стать священником - учился в духовном училище, потом в семинарии, был хорошо воспитанным юношей из интеллигентной семьи преподавателя гимназии.

Но стал знаменитым художником - Борисом Михайловичем Кустодиевым.

(Кустодиев обожал писать автопортреты... Вы видите его вверху на последнем его автопортрете на охоте...).

В 15 лет отец, видя интерес сына к живописи, привел его к своему знакомому - преподавателю Павлу Алексеевичу Власову.

Павел Алексеевич Власов получил образование в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учился в мастерской Василия Григорьевича Перова.

Позже учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, по окончании которой получил звание классного художника второй степени за картину «Старец Приам умоляет Ахиллеса выдать ему тело Гектора».

Картина, как и большинство работ художника, находится в Астраханской картинной галерее имени П.М.Догадина...

«Прогулка на Волге». 1909, масло, холст. Изображена романовская сторона города Тутаева Ярославской области.

Ученик Кустодиев так понравился учителю, что тот посоветовал ему оставить семинарию и поступить в Императорскую Академию художеств.

В 1896 году, в возрасте 18 лет, юноша уехал в Петербург.

Кустодиев попал в мастерскую Ильи Репина. Юноша пришелся Мастеру по душе, что тот пригласил его в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».

Более того, он поручил Кустодиеву весьма ответственную работу – набрасывать портреты депутатов.

Рисковал ли Мастер? Нет, дело в том, что большинство депутатов изображены сидящими спиной, и только часть из них изображена на отдаленном плане – мелко, без отдельных деталей лица.

Но Репин понял – перед ним интересный портретист, и дал ему клиентов – из петербургской знати.

И Кустодиев, еще будучи студентом, пишет серию первоклассных портретов - Мордовцева, Стеллецкого, Билибина, Василия Матэ.

В 1903 году Кустодиев за дипломную картину «Базар в деревне» получил золотую медаль и право на заграничную поездку за казенный счет.

И Кустодиев выбрал Париж.


Но... Ему, конечно, понравилась французская живопись – ее влияние чувствуется в прекрасной картине «Утро», написанной в 1904 году - во время пребывания в Париже.

На ней изображена жена художника - Юлия Евстафьевна, купающая сына-первенца Кирилла, умершего в 1971 году.

Картина написана на холсте, в масле, и находится в Государственном Русском музеи в Санкт-Петербурге, как и многие другие полотна Кустодиева.

Но Париж художнику не приглянулся, и он менее чем через полгода вернулся в Россию.

Нужно было зарабатывать на жизнь, и Кустодиев весьма удачно вписался в нишу книжной графики.

Издателям повезло – будущая знаменитость проиллюстрировала гоголевскую «Шинель» и другие книги. Более того, Кустодиев попробовал себя и в карикатуре - в сатирических журналах смутного периода первой русской революции.

И все же, вернулся к живописи полотен. В этот период он пишет несколько портретов, среди которых выделим три - «Портрет Р.И.Нотгафт», «Портрет священника и дьякона» и «Монахиня».

Два последних вы видите в коллаже.

Именно они стали архетипами того времени - представлением образа.

Кустодиев родился в Астрахани, но родной город не вдохновлял его на творчество.

Увы – говорю это, как тоже родившийся в этом старинном городе, на Волге, но, как и знаменитый художник, уехавший учиться «в столицы» и больше в него не вернувшийся.

Кустодиеву была по душе старая русская жизнь провинции. Сюжеты он черпал из воспоминаний детства, но натурой ему служили быт и ландшафты Заволжья – города Кинешма, расположенного на правом берегу Волги, в 400 км северо-восточнее Москвы.

Еще в 1905 году он построил здесь дом-мастерскую. Здесь были нарисованы его шедевры - многофигурная композиция «Ярмарка», «Деревенский праздник», прекрасная серия кустодиевских русских женщин - «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» и другие.

Как часто бывает в жизни, на пике творческой активности, в его жизнь, и, прежде всего – в мастерскую, ворвалась беда - тяжелое заболевание, частые мучительные боли, и с 1916 года он был прикован к креслу-каталке...

Вверху, слева направо: «Купчиха за чаем», «Русская Венера» и «П.Л.Капица и Н.Н.Семёнов». Внизу – «Масленица» .

«Масленицу» - идиллическую панораму праздника в русском провинциальном городе, красочную, с морозом и солнцем, полную счастью, веселья, задора, Кустодиев пишет, сидя в кресле...

Но человеческая воля, творческое желание создавать, подавляют у Мастера болезненные ощущения, придают ему силы, отрывают от мыслей о недуге...

В последнее десятилетие жизни Борис Кустодиев был неудержим – он работал, работал, работал.

Историки искусств удивляются – столько прекрасных полотен написаны за 10 лет, что другим хватило на всю жизнь.

Кустодиев написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала – того, судя по всему, требовали обстоятельства, и это самый мало описанный фрагмент творчества Мастера.

Кустодиев в этот период выполнил множество графических и живописных портретов - рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания.

Несмотря на болезнь, каким-то образом, сделал эскизы праздничного оформления Петрограда.

Изготовил массу настенных картинок, календарей, открыток, заочно оформил 11 театральных спектаклей.

Некоторые из них, несмотря на то, что они, как принято сейчас говорить, были проходные, стали шедеврами.

Это, прежде всего, литографии к сборнику «Шесть стихотворений Некрасова», рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» и «Леди Макбет Мценского уезда», спектакль «Блоха» Евгения Замятина, поставленная во МХАТе и ленинградском Большом драматическом театре.

Но и живопись Кустодиев не оставлял – в этот период появились его картины, акварели, рисунки – о жизни старой России, о людях небольших русских городков.

«Портрет Рене Нотгафт» и «Портрет Федора Шаляпина»

В этот период он пишет портрет Федора Шаляпина. Но настолько мастер любил народ, веселье, что фоном сделал гулянье.

Кустодиев написал серию из 20 акварелей «Русские типы». В них он с максимальной достоверностью изобразил собственное детство, и продолжил в серии «Автобиографические рисунки», шутливо утверждая – следовал зарисовкам любимого им Пушкина.

Тихая жизнь провинции, люди, многочисленные купчихи за чаем, с зеркалом, в бане – все интересовало умирающего Живописца.

Увы, Кустодиев знал – он умирает: болезнь прогрессировала, и когда он уже не мог сидеть, холст подвешивали над ним почти горизонтально и близко. Это мешало, не позволяло видеть написанное целиком, но позволяло работать.

Мастер ослаб... И банальная ничтожная простуда привела к воспалению легких, с которым сердце уже не справилось.

Борису Кустодиеву не было еще и 50...

Но я бы не смог, да и не хотел, представить вам Бориса Кустодиева как противоречивого художника.

И потому предлагаю вам мнение Александра Николаевича Бенуа́ - русского художника, историка искусств, художественного критика, к мнению которого прислушиваются и сегодня.

Вот что он пишет про Бориса Кустодиева.

«Русская Венера»

«...Настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю - это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое - скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему»...

Иное мнение о Кустодиеве у хорошо знавшего его К.С.Петрова-Водкина.

«...Вышедший из недр передвижничества, он и не прерывал за всю свою многострадальную жизнь этой линии... Во многом он подражатель»...

Но обратитесь к своему собственному чувству – и вы, мне кажется, найдете – Кустодиев в чем-то вам близок...

7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев. Трудно найти другого живописца, настолько горячо влюбленного в провинциальную Россию: самобытную, яркую, удивляющую

Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» - так называли сторожа, церковного привратника. Неизвестно, были ли дальние предки Бориса Михайловича церковными служителями, но его ближайшие родственники связали свои жизни именно с церковью. Дед служил дьяком в одном из сел Самарской губернии, по его стопам пошли и сыновья – Степан, Константин и Михаил. Учился в духовной семинарии и Борис Михайлович, но поступил он в нее, скорее, в силу обстоятельств. После смерти отца в семье сложилось отчаянное материальное положение, а в духовной семинарии мальчик мог получить образование за казенный счет. Правда, семинарист Кустодиев не продемонстрирует выдающихся способностей, сделав успехи разве что в иконописи. Большую часть времени мальчик будет посвящать своему новому увлечению – скульптуре, вырезая из мягкого камня фигурки забавных животных.

Знаменитый портрет

Борис Кустодиев по праву считается непревзойденным мастером портрета – этот жанр занял центральное место в его творчестве еще со времен учебы в Академии художеств. После появления первых работ на выставках публика оценила мастерство портретиста – посыпались частные заказы. Сам Кустодиев признавался, что эти заказы отвлекают его от неустанного поиска языка и стиля. Книжный иллюстратор Иван Билибин, историк и реставратор Александр Анисимов, поэт и художник Максимилиан Волошин – в каждом портрете Кустодиеву удавалось уловить и донести до зрителя непростую суть человека. Но, пожалуй, самой знаменитой работой Кустодиева в этом жанре стал парадный портрет Шаляпина. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план, играет роль главного, но все же составного компонента». Интересно, что в нижнем левом углу Кустодиев изобразил дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, прогуливающихся в сопровождении секретаря артиста Исайи Дворищина. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Они вспоминали родную Волгу и пели душевные песни: серьезно и сосредоточенно, словно погружаясь в некий священный ритуал.

Акварельная Русь

Любимой темой Кустодиева на долгие годы стала провинциальная Россия с ее народными гуляниями и цветастыми ярмарками и главными действующими лицами – жителями маленьких уютных городков. Кустодиевские полотна узнаваемы сразу: яркие, красочные, с бьющей через край жизнью и множеством узнаваемых деталей. Когда он впервые увидел субботнюю ярмарку, он записал: «…это было умопомраченье по краскам – такое разнообразие и игра. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь».

Русские Венеры

В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» - типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Он начинает писать их в тяжелые времена. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». Именно во время длительного и изнурительного лечения, фактически не приносящего результатов, в 1912 году Кустодиев начинает работу над галереей непревзойденных женских образов. В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» - неповторимые образы русской красоты.

Грани таланта

Живопись, скульптура, сценография, книжная графика, преподавательская деятельность – самобытный талант «богатыря русской живописи» проявился в самых различных областях. Сценография привлекала Кустодиева еще в студенчестве, но только в 1911 году, находясь на лечении в Лейзене, он создал свою первую самостоятельную работу для пьесы Островского «Горячее сердце» в постановке Федора Комиссаржевского. Работа была удостоена высоких оценок. Как писал один из рецензентов, «художник сумел облечь Курослеповщину и Хлыновщину в мягкие тона стильных воспоминаний». В 1914 году художник создает декорации к спектаклю «Смерть Пазухина» по пьесе Салтыкова-Щедрина, и они получаются настолько выразительными, что еще дважды, в 1924 и 1938 году, зрители увидят постановку именно в кустодиевском оформлении.
Самыми известными работами Кустодиева-иллюстратора являются рисунки к раритетным изданиям произведений Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Магбет Мценского уезда» (1923), а также некрасовскому сборнику «Шесть стихотворений (1922). Для первой книги Кустодиев оформил обложку, «титульник» и создал 34 иллюстрации. Выполненные в технике цинкографии иллюстрации «неразрывно и гармонично» вплетены в нить повествования: пейзажи московского Замоскворечья чередуются с событийными сценками, отмеченными легкой иронией.

На злобу дня!

С 1905 по 1907 годы Кустодиев сотрудничал с рядом сатирических изданий: «Жупел», «Адская почта», «Искра». Так появилось «Вступление. 1905 год. Москва» - отклик на Кровавое воскресенье, ряд острых карикатур, в том числе, опубликованная во втором номере «Жупел» сатира на Витте. Во время работы над ней Кустодиев цедил сквозь зубы: «Иззобразим, иззобразим… Лицемерный и изворотливый граф Витте… ты славишься умением найти третий выход, когда есть только два!.. Ты хочешь держать одновременно два флага - царский трехцветный и алый революционный? Играть на двоих? Пожалуйста!..» Третий номер журнала – не вышел. Его запретила цензура.
После событий 1917 года Кустодиев создает несколько панно для украшения Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции и воплощает остроту событий на обложках журналов «Красная Нива» и «Красная панорама». В 1920 году пишет неоднозначное по трактовке полотно «Большевик» - огромный исполин с отстраненным взглядом и алым знаменем в руках движется на церковь. Ощущение стихийности, утраты контроля и свои опасения гибели дорогих сердцу традиций Кустодиев выражает в этой работе с присущим ему мастерством. Власть с восторгом принимает «Большевика», «прославляющего новое дело». Последующие картины, написанные по заказу новой власти, будет отличать отсутствие острого надрыва и отвлеченно праздничное настроение.

Жажда жизни

Берлинский светила нейрохирургии Оппенгейм не подтвердил поставленный в Швейцарии диагноз, сочтя, что у Кустодиева опухоль спинного мозга. Несмотря на успешную операцию, в 1915 году боли вернулись – болезнь атаковала с такой жестокостью, что мастер не мог самостоятельно передвигаться. Он перенесет еще одну операцию, но до самой смерти так и останется прикованным к инвалидной коляске. Тем не менее, именно в этот период Кустодиев создаст самые яркие свои работы, наполненные бесконечным жизнелюбием и вихрем эмоций. На многих из них будет присутствовать неудержимая тройка, символизирующая движение – то, чего был лишен художник в жизни. Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Но он до последних дней продолжал воспевать то, что было дорого его сердцу - красоту и щедрость русской земли.