Урок по роману Д.Дефо "Приключения Робинзона Крузо". Библиотечный урок "Путешествие по следам литературного героя. По роману Д. Дефо "Робинзон Крузо" Конспект по литературе даниэль дефо

Предлагаю разработку урока литературы в 5 классе. На этом уроке были соединены несколько видов искусства: литература, скульптура, кино, музыка. Современные ИКТ позволяют на уроке учащимся познакомиться с фрагментами из кинофильма, послушать музыку, посмотреть презентацию, а также ответить на вопросы учителя по прочитанному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Проблематика романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Класс: 5

Предмет : литература

Цели: изучение избранных глав романа Д.Дефо; выявление проблематики художественного произведения; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; создание характеристики образа главного героя.

Средства обучения: тексты или учебники, проектор, экран, презентация о писателе и романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», сюжеты из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»1972г., (производство СССР), песня А.Пугачевой о Робинзоне из к/ф «Сезон чудес»,1984г.

Межпредметные связи: литература, скульптура, кино, музыка.

Урок комбинированный.

(Эпиграф к уроку)

…Но мне природа мудрая дала

Я изваяю из скалы безликой

Подобье Жизни, полное тепла…

А.Козырев

Ход урока

I Организационный момент (1-2 мин). В начале урока звучит песня А.Пугачевой о Робинзоне из к/ф «Сезон чудес».

II Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о проблематике романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».

III Проверка домашнего задания: вопросы по прочитанным (избранным) главам.

Цель: определить, как учащиеся прочитали и поняли прочитанные главы.

Расскажите, что вам из прочитанных глав понравилось больше всего? Что не понравилось? Какие главы особенно привлекли ваше внимание? Чем?

(Глава 6 «Робинзон попадает на необитаемый остров. Он добывает с корабля вещи, еду»).

Как вы думаете, что заставило Робинзона поплыть к тонущему кораблю? С какой целью он сделал плот?

(Глава 8 «Календарь Робинзона. - Робинзон устраивает свое жилье»).

Как Робинзон обустраивал свое жилье? Как вы думаете, зачем Робинзон делал зарубки на столбе?

Ребята, скажите, чего больше: хорошего или плохого увидел для себя Робинзон, попав на остров?

Покинул ли его оптимизм?

(Глава 10 «Робинзон достает вещи с корабля, потерпевшего крушение. - Он тщательно исследует остров.- Болезнь и тоска»).

Для чего Робинзону понадобился календарь? Почему им овладела тоска?

(Глава 14 «Робинзон строит лодку и шьет себе новую одежду»).

Потерял ли надежду Робинзон на спасение? Чем он постоянно себя занимает? Что он строит? Зачем ему нужна пирога?

(Глава 16 «Робинзон приручает диких коз»).

Зачем Робинзон решил поймать диких коз? Удалось ли ему это?

(Глава 21 «Робинзон спасает дикаря и дает ему имя Пятница»).

Расскажите о том, как Робинзон спас Пятницу?

(Глава 23 «Робинзон и Пятница строят лодку»).

Зачем Робинзон спас Пятницу? Как Пятница пытался отблагодарить Робинзона? Какие черты характера проявились у Робинзона за время проживания на острове? (8-10 мин)

IV - Давайте схематично покажем черты характера главного героя, которые проявились у него во время проживания на острове . (Дети записывают в тетради)

Цель: сделать характеристику образа главного героя.

(3 мин.)

V - Давайте задумаемся над проблематикой романа. Какие проблемы ставит в романе Д.Дефо? (Дети отвечают, предлагают).

Цель: помочь учащимся понять, о чем хотел рассказать нам автор, что хотел до нас донести.

  1. Тема одиночества.

2. Тема труда. Именно труд помог Робинзону выжить и остаться человеком.

Робинзон Крузо не падает духом. Он себя всегда чем-то занимает, трудится, облагораживает свою жизнь. Осознав свое одиночество, герой начинает что-то искать, к чему-то стремиться, что-то делать. Не сидит сложа руки.

3.Тема жизнелюбия, оптимизма, надежда на спасение.

У Робинзона Крузо были два основных строительных прибора: Вера и Действие. Робинзон Крузо верит и надеется на свое спасение, он не теряет оптимизм, он борется за жизнь. (4 мин.)

VI – По роману Д.Дефо было снято много кинофильмов в разных странах мира. Сейчас я предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшой сюжет из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» о том, как Робинзон строит лодку (пирогу).

Просмотр сюжета из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Робинзон решил построить лодку (пирогу). Обсуждение с учащимися.

Цель: помочь учащимся понять, что Робинзону было трудно одному строить лодку, он работал с желанием, но работа шла медленно.

(7 мин.)

VII - Ребята, а еще какая тема присутствует в романе «Робинзон Крузо»?

4. Тема дружбы.

В жизни главного героя на острове появляется помощник и друг Пятница. Давайте посмотрим сюжет из кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Робинзон спасает Пятницу. (Просмотр и обсуждение).

Цель : уяснить значение появления Пятницы в жизни Робинзона Крузо.

С появлением Пятницы его жизнь обретает новый смысл. Какой? (Дети отвечают). Робинзон Крузо становится другом и наставником Пятницы. Он учит Пятницу общаться на английском языке, правильно готовить еду, кушать, работать, облагораживать жилище, землю, обучает разным навыкам: чтению, письму, стрельбе из ружья. Это помогает Робинзону отвлечься, ему некогда скучать. С появлением Пятницы у главного героя увеличивается шанс на спасение. Они вместе строят лодку.

(7 мин.)

VIII - Ребята, кроме кинофильмов, созданы скульптуры и памятники, посвященные главному герою романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Вы знаете, что означает слово «скульптура» ? Какие вы знаете скульптуры и памятники? Где они чаще всего находятся? (Дети отвечают, если знают, приводят примеры скульптур или памятников).

Предлагаю вам посмотреть презентацию о писателе Д.Дефо, его творчестве, его книге «Робинзон Крузо», главном герое, а также скульптурах и памятниках, посвященных Робинзону Крузо в разных городах и странах мира.

Цель: расширить кругозор знаний учащихся.

Просмотр презентации. (Тюменская область г.Тобольск скульптурная композиция «Робинзон, Пятница и собака» у фонтана, берестяная скульптура Робинзона автор Любимцев Ю. и другие). Обсуждение с учащимися, что понравилось, а что нет.

Русский поэт Алексей Козырев посвятил этому виду искусства (скульптуре) стихотворение «Сонет скульптуре». Предлагаю вам послушать это стихотворение. (Читает учитель или заранее подготовленный ученик)

Явись мне, смерть, как мрачная скала,

в которой проступают чьи-то лики;

в ней слито все, что мир назвал великим,

от подвигов до низости и зла.

Но мне природа мудрая дала

надежный молот, – и ударом диким

я изваяю из скалы безликой

подобье Жизни, полное тепла.

Удар. Еще удар. Летят каменья,

бью молотом по камню целый день я,

рука – в крови, в крови моей скала.

Но я свершу. И перестанут тени

скалы пугать земные поколенья,

и будет жизнь чиста, любовь – светла.

Давайте проанализируем это стихотворение. Это сонет, написанный современным русским поэтом А.Козыревым. Автор рассказывает о тяжелом труде скульптора, его орудие труда- «надежный молот», лирический герой высекает из камня фигуру, труд его тяжелый и результативный, получаются скульптуры, которые веками радуют глаз человека. Из камня он делает подобие живого существа. Смерть он сравнивает с «мрачной скалой», а скульптуру с «подобием жизни». Когда лирический герой высекает из камня фигуру, он вливает в нее жизнь, наделяет ее теплом, и вокруг становится все уютным, жизнерадостным, чистым и светлым. Строки из этого стихотворения я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку. Эпиграф подходит и к образу главного героя романа, который трудится, что-то изобретает, занимается деятельностью. Я думаю, что вы теперь лучше представляете, что значить «творить скульптуру». Это труд, который требует много времени, силы воли, мастерства, умения, точности.

Цель: Доказать, что роман о Робинзоне Крузо – гимн Человеку.

Словарь:

1. Вступительное слово учителя . (Звучит аудиозапись “Голос моря”)

Вы слышите голос стихии. Голос моря. Оно сурово и не прощает слабости. Оно, как жизнь, шлет испытания, и не каждый их выдерживает. Так будет. Так есть. Так было и во времена Дефо, когда Англия начинала осваивать морские просторы и отважные безумцы бросали вызов судьбе.

Тема нашего урока “Даниэль Дефо. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка”

Цель нашего разговора о книге – понять: верно ли, что роман “Робинзон Крузо”, как утверждают исследователи, это гимн Человеку?

В центре нашего внимания сегодня – роман, которому исполнилось 286 лет. Вы говорили, что книга прочитана вами с огромным интересом. И мы постараемся понять, чем привлекает роман, который отделяют от наших дней почти три столетия.

Мы будем говорить о художественных особенностях книги и о главном герое, пытаясь понять главное: что такое Человек? Можно ли остаться человеком, будучи оторванным от общества себе подобных?

2. Д. Дефо: писатель и его эпоха

Сообщения учащихся.

3. Создание романа

Мы неоднократно говорили с вами о жизнеподобии и вымысле в литературе. Роман Дефо вполне может пополнить наши знания – у книги богатая предыстория.

Роман отражает современную Дефо эпоху усиления колониальной экспансии Англии, эпоху географических открытий, когда на карте мира было множество “белых пятен”, когда многие мореплаватели находились в путешествиях годы.

Это реалистический роман , относящийся к авантюрно-приключенческому жан ру, весьма популярному в Англии того времени.

Давайте выслушаем сообщение о создании романа, его жизненной основе.

Сообщение ученика о создании романа и прототипах героя*

Слово учителя.

Итак, прототипом образа Робинзона стал английский моряк Селькирк. Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо.

Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Когда уже немолодой Робинзон со значительными средствами, опытом и обширными деловыми планами высаживается на родном берегу, в Лондоне уже действует 28-летний Дефо, купец с образованием, кормилец обширного семейства, вольный гражданин города Лондона, глава небольшой церковной общины, публичный оратор, рискующий как в политических играх, так и на скачках и петушиных боях..

Вы уже кое-что знаете о Даниэле Дефо. Как вы думаете, какие черты его личности позволяют утверждать: писатель является одним из прототипов своего героя?

(Любовь к жизни и упорство в преодолении препятствий)

Реальные факты легли в основу романа, у героя книги есть реальные прототипы. Но Дефо был писателем. То есть он творчески осмыслил поразившие его факты:

Если Селькирк провел на острове 4 года и 5 месяцев, то Робинзон – 28. Автор сознательно поставил своего героя в тяжелейшие условия. Причем его герой после всех испытаний остался цивилизованным человеком.

Дефо перенес место действия из Тихого океана в Атлантический, в устье реки Ориноко. Координаты острова, названные писателем, совпадают с координатами острова Тобаго. Дефо избрал этот район потому, что он был достаточно подробно описан в тогдашней литературе. Сам писатель здесь никогда не бывал. Он черпал сведения из книг “Открытие Гвианы” Уолтера Рели, “Путешествия вокруг света” и “Дневнике” Уильяма Дампьера и др. Благодаря этим источникам книга Дефо весьма достоверна. Ведь почти все, описанное в романе, ограничено пространством. И необходима была полная точность деталей: климат, флора и фауна, рельеф острова.

Роман писался быстро, с удовольствием. При жизни Дефо книга выдержала 17 изданий и стал завоевывать сердца читателей во всем мире.

Книга вышла в свет 25 апреля 1719 года. Успех был небывалый! В том же году появились новые 4 издания! Издатель Тейлор положил в карман 1000 фунтов – сумму огромную. При жизни Дефо роман выдержал 17 изданий. Книги продавались по 5 шиллингов - деньги немалые. Но раскупался роман быстро.

Мастерство писателя победило: люди, читая книгу, искренне верили в “удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”.

4. Причины огромного успеха романа.

Роман “Робинзон Крузо” был необычайно популярен. Попробуйте объяснить его популярность. В чем видите вы ее причины?

Современники верили в подлинность описанного, т.к. рассказ ведется от 1 лица

Сюжет крайне увлекателен, в основе его – авантюра

Впервые в английской литературе героем стал рядовой английский буржуа – предприимчивый, смелый, энергичный. И при этом – совершенно заурядный, обычный человек.

5. Работа переводчика

- В 1764 году появился первый русский перевод романа. Как работает переводчик? Труден ли его хлеб?

Что надо знать и уметь переводчику?

Ответить на эти вопросы смогут ребята, переводившие фрагменты романа с английского языка на русский.

С какими трудностями вы встретились? / Английский язык претерпел значительные изменения с момента написания романа/.

- Прочитайте получившийся у вас текст.

Выступление группы переводчиков.

6. Герой романа и его судьба. /Беседа с использованием текста романа/.

(Звучит аудиозапись: шторм на море)

Вы снова слышите то, что слышал и Робинзон. Представим: один во всем мире, вырванный из привычной жизни, такой маленький и слабый по сравнению с морем человек…

- Что он чувствовал, осознав свое положение? /Поначалу – отчаяние, тоску/

- Как назвал он свой остров? /Остров отчаяния/.

- А что он стал делать, осознав своё положение? /Обустраиваться на острове/.

- Робинзону Крузо неслыханно повезло. В чем? /Корабль его прибило к острову/.

- Что прежде всего было взято с корабля?

- “Ненужный хлам! Зачем ты мне теперь?” – о чем это говорит Робинзон? И почему? /Деньги, чья ценность оказывается условной/.

- Докажите примерами упорство этого человека

- Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился?

/Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т.д.. А главное – он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию/.

Можете ли вы назвать главное, на ваш взгляд, качество Робинзона, которое помогло ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше? /Трудолюбие/.

7. Психологизм романа

“Жизнь и необычайные приключения “Робинзона Крузо” можно назвать одним из первых психологических романов. Грусть, отчаяние, тоска, уныние – все испытал Робинзон. И поддайся он этим чувствам – не было бы его возвращения.. Но он так сильно хотел жить, что сумел взять себя в руки. Он работал и работал, а по вечерам, пока не кончились чернила, делал записи.

- Сюжет романа осложнён страничками дневника Робинзона. Какова цель ведения этого дневника?

/Робинзон учился анализировать своё настроение и поступки. Дневник помог ему быть более стойким. Дневник стал его собеседником/.

- Особое внимание привлекает сочиненное им стихотворение о Добре и Зле. Какова роль этих строк?

/Даже находясь в критической ситуации, надо уметь находить положительное, хорошее в том, что с тобой происходит. Надо стараться не предаваться унынию, а действовать, понимая, что могло быть и хуже, что жизнь продолжается/.

Выступление ученицы: Самооценка и самоанализ в дневниках Робинзона Крузо.

Ведь Д. Дефо не просто родоначальник европейского романа. Он – родоначальник романа психологического.

Как вы понимаете выражение “психологический роман”? Докажите примерами из текста, что Робинзон постоянно осмысливает свои поступки, мысли, желания.

Многие исследователи творчества Дефо утверждают, что Робинзон – натура противоречивая: в нем смешались самые разные черты, как добрые, так и дурные. Подумав, я решила согласиться с этим утверждением. А что думаете вы? Есть ли противоречия в характере Робинзона?

Заполнение таблицы:

Отрицательное в Робинзоне:

История с Ксури. Робинзон еще не умеет думать о других, не умеет сопереживать и нести ответственность за жизнь другого.

Первое слово, выученное Пятницей, – Господин /не друг, не товарищ/

“Я – царь и хозяин этой земли. Права мои на нее бесспорны”.

Положительное в герое:

“Мне суждено было самому быть виновником всех моих несчастий”

“Однако бесполезно было сидеть сложа руки и мечтать о том, чего нельзя было получить”

-Какие же качества сочетаются в герое романа?

/Дружелюбие – и снобизм; доброта – и высокомерие; склонность к власти – и склонность к покаянию, хозяйственность - и купеческая расчетливость: он скрупулезно подсчитывает количество убитых дикарей/

А что вообще это за личность, мистер Робинзон? Если говорить о книге – то это герой положительный или отрицательный?

(Положительный герой – это герой, у которого сильно нравственное начало, герой, способный подать пример высокой нравственности, преподать нам, читателям уроки добра).

Ученики высказывают свое мнение

Среди нас есть человек, который знает Робинзона куда лучше нас. Это его верный слуга Пятница.

Инсценированный рассказ Пятницы от первого лица

Скажи, Пятница: твой господин - хороший человек?

А теперь давайте послушаем самого мистера Робинзона.

Инсценированный рассказ Робинзона от первого лица

  • Идут годы, полные труда, неимоверных усилий – и Робинзон становится мудрее, многое понимает иначе.

А что именно?

  1. Он начал верить в Бога
  2. “Я научился больше смотреть на светлые, чем на темные стороны моего положения”
  3. “Я был сыт, потребности мои были удовлетворены – для чего же мне было все остальное?” Т.е. человеку не так уж много и надо для счастья.

8. Сюжет и композиция романа

Как построен роман? Что считаете вы важнейшими звеньями сюжетной линии, раскрывающими характер героя?

  • А почему мы не говорим о художественно-выразительных средствах: эпитетах, метафорах, сравнениях? /Мы читали роман в переводе/
  • А почему я не спрашиваю вас о роли пейзажа в романе, в раскрытии образа героя? (Он – купец, прагматик, он лишь использует природу)

Читая книгу, я обратила внимание на слова: “Во всяком зле можно найти добро, стоит только подумать, что могло случиться хуже”.

  • А на что обратили внимание вы?

/Чтение вызвавших интерес строк/

А как вы понимаете знаменитую шекспировскую фразу, выбранную в качестве эпиграфа?

9. Подведение итогов

Вы говорили, что вам понравился этот роман. А почему? Научил ли вас чему-либо пример Робинзона?

Современна ли эта книга?

Правы ли те исследователи, которые считают роман “Робинзон Крузо” гимном Человеку? Обоснуйте свою точку зрения.

10. Заключительное слово учителя.

В герое романа Д. Дефо, как мы с вами убедились, сочетаются и положительные, и отрицательные качества. Потому он нам и интересен. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком.

Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.

Домашнее задание: Написать сочинение “Чему учит нас роман “Робинзон Крузо” или Письмо господину Робинзону Крузо.

Приложение 1

Д.Дефо и его эпоха. Политическая и литературная деятельность автора романа о Робинзоне.

Дефо - английский писатель, основоположник европейского романа нового времени.Сын купца. Окончил духовную академию. Служил в виноторговом деле и основал собственную фирму. Всю жизнь занимался рискованными коммерческими предприятиями. Участвовал в мятежном восстании герцога Монмута против королевских властей и скрывался от властей. Сочувственно встретил переворот 1688 г., сделавший буржуазию одним из правящих классов Англии.

Чего же хотел от жизни Дефо? Чего добивался? Вся его разнообразная и подчас рискованная деятельность была подчинена одной цели: Дефо мечтал разбогатеть. Ради этого он и пускался в бесконечные авантюры. И это было вполне в духе времени – предприимчивые и ловкие быстро достигали цели.

Риск считался делом обычным: рисковали купцы, богачи-аристократы, ростовщики и ювелиры, исполнявшие роль банкиров (банков еще не было). Кому-то грозил крах финансовый, кому-то грозила тюрьма. Немало простаков погибло в мутных волнах спекуляции, неудачных сделок, банкротства. В воздухе витал призрак легкой наживы!

Был полон решимости испытать колесо фортуны и молодой Даниель. Правда, странствия и приключения на море его не привлекали – он не переносил морские переезды.

Уже в 20 лет Даниель Фо стал удачливым коммерсантом и долго после того не мог отделаться от приставшей к нему клички «Галантерейщик». Вымышленные дворянство и древнее происхождение дали право на присоединение к простонародному «Фо» частицы «Де». С тех пор будущий писатель и стал именовать себя «мистером де Фо». Он и герб сочинил себе: три свирепых гриффона на фоне красных и золотых лилий и рядом латинский девиз: «Похвалы достоин и горд».

Коммерция… Гибель зафрахтованного Дефо корабля… Банкротство… Бегство от долговой тюрьмы…Скитания в квартале Минт на Темзе – приюте для лондонских преступников… Жизнь под чужим именем…

Но Дефо не отчаивался. Занимался журналистикой. Предлагал серию экономических и политических реформ. Создал свод поучений для английской буржуазии в практике и морали – трактат «Совершенный английский негоциант» («The complete English Tradesman»). Большое значение имели брошюры Дефо, посвященные защите гражданских свобод – печати и вероисповедания. Защищал в сатирах внесословный и общечеловеческий принцип личной доблести и благородства.

Дефо стал влиятельной политической фигурой. В период усиления реакции опубликовал памфлет в защиту веротерпимости, за что был приговорен к позорному столбу и тюремному заключению. К моменту приведения приговора в исполнение опубликовал памфлет «Гимн позорному столбу» («A hymn pillory»). Сотни лондонцев приветствовали Дефо, прикованного к позорному столбу. Правда, за освобождение от тюрьмы Дефо заплатил тем, что стал секретным агентом правительства. Умер в одиночестве, скрываясь от кредиторов.

Но чем глубже погружался в пучину жизни Дефо-человек, тем больше находил поводов для размышлений Дефо-писатель.

Писал сатиры – в частности, направленные против королевского двора. Занимался журналистикой. и провозглашал общечеловеческий принцип личной доблести и благородства.

Писал рассказы о преступниках, книги о магии. Романы Дефо выросли из его журналистики. Все они лишены литературных прикрас, написаны от первого лица живым разговорным языком того времени, точным и ясным.

Романы «Записки кавалера» (1720), «Дневник чумного года» (1722), «Капитан Сингльтон» (1720), «История полковника Жака» (1722) принадлежат к приключенческому жанру. Роман «Молль Флендерс» (1722) – социальный, «Роксана» (1724) – социально-уголовный. Романы Дефо лишены разработанного сюжета и строятся вокруг биографии героя, это своего рода перечень его успехов и неудач. Путь его персонажей почти всегда одинаков: через преступление – к богатству, довольству и раскаянию. Духовная жизнь героев Дефо небогата: они трезвы, практичны, настойчивы, обладают здравым смыслом. Есть у Дефо книга, ныне почти забытая, но она выдает подлинные чувства и желания Дефо. Это «Беспристрастная история царя Петра Алексеевича» (т.е. Петра Первого), рассказ в которой ведет английский офицер, воюющий в русской армии. Дефо сочувствует политическому деятелю, который шел на преобразование России, он одобрял все его политические начинания.

Всего Дефо написал более 350 произведений.

Дефо разорялся, терпел крах как политик, сидел в тюрьме. Но он обладал поистине неистощимой энергией и никогда не терял веры в жизнь.

Приложение 2

Прототип героя романа

Установлено множество источников романа Дефо. Среди них история Нокса, который 19 лет прожил пленником на Цейлоне. Кроме того, Дефо, конечно, знал отчеты о путешествиях, корабельные дневники Вудса Роджерса, Вильяма Феннеля и других.

Но самым непосредственным источником романа Дефо был отчет о жизни шотландского матроса Александра Селькирка на необитаемом острове Хуан Фернандес в Тихом океане.

В одном из современных Дефо журналов («Англичанин» за 1713 год) был помещен очерк Стиля о приключениях Селькирка. Кроме того, Дефо мог познакомиться с ними по «Путешествиям вокруг света» Вудса Роджерса, корабль которого «Герцогиня» в 1709 году подобрал Селькирка. Существует также предположение, что Дефо встречался с Селькирком и беседовал с ним.

Александр Селькирк родился в 1676 году в Шотландии в семье башмачника. С малолетства любил он больше всего рассказы бывалых моряков о приключениях и сказочных странах. В 18 лет он сбежал из дома и отправился в море. Много плавал, разбогател. Но дома ему было скучно.

Селькирк прочитал в газете о том, что знаменитый капитан, авантюрист, пират и одновременно ученый-натуралист Уильям Дампьер на двух судах собирается в Вест-Индию за золотом. 27-летний Александр Селькирк записался одним из первых. Ему предстояло служить боцманом на галере «Сэнк пор».

Полтора года длился поход. Атлантический, Тихий океаны. Во время плаванья между капитаном галеры «Сэнк пор» и боцманом Александром Селькирком не раз возникали ссоры. И дошло до того, что Селькирк решил покинуть корабль. И в судовом журнале сделали запись: Александр Селькирк списан с судна «по собственному желанию».

В шлюпку погрузили платье и белье, кремневое ружье, фунт пороху, пули и огниво, несколько фунтов табака, топор, нож, котел и даже библию. Селькирк оказался на необитаемом острове Мас а Тьерра, что в 600 км от Чили. Он надеялся, что долго пробыть на острове ему не придется – ведь корабли довольно часто заходят сюда за пресной водой.

Жизнь на острове он начал с заботы о пище : еды ему дали лишь на один день. К счастью, на острове оказалось множество диких коз. Значит, пока есть порох и пули, питание ему обеспечено.

Остров был покрыт густой растительностью и имел около 20 км в длину и примерно 5 км в ширину. На берегу можно было охотиться на черепах и собирать в песке их яйца, а у берегов встречались лангусты и тюлени.

Особенно трудно было в первые месяцы – из-за полного одиночества. И Селькирка временами охватывал страх при мысли о том, что придется здесь провести остаток жизни. Он не знал, что корабль «Сэнк пор» вскоре потерпел крушение и почти вся команда погибла.

Селькирк построил две хижины из бревен и листьев, оборудовал их. Одна служила ему «кабинетом» и «спальней», в другой он готовил еду. Он сшил при помощи простого гвоздя одежду из козьих шкур. Закончив трудовой день, Селькирк отдыхал: смастерил, например, сундучок и украсил его искусной резьбой. А кокосовый орех превратил в чашу для питья. Подобно первобытным людям, он научился добывать огонь трением, а когда у него кончился порох – стал руками ловить диких коз. Это было непросто: однажды Селькирк не удержался и вместе с козой упал в пропасть. Трое суток пролежал там без сознания. После этого – на случай, если заболеет и не сможет преследовать животных, он стал подрезать сухожилия у маленьких козлят. Те утрачивали резвость и становились более доступными для охотника.

На острове он провел 1580 дней и ночей – более четырех лет. И одержал победу над природой и одиночеством! А спас его труд, как и героя книги Дефо Робинзона.

Разумеется, история Селькирка поразила воображение Дефо. Еще бы: в его рассказе о происшедшем Дефо увидел главное для себя: маленький и такой уязвимый человек - и безграничный океан . И Человек может выйти победителем! Причем не просто выжить физиологически, а остаться существом разумным, достойным цивилизации.

Урок внеклассного чтения по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»

Цель:

Проверить, насколько вдумчиво и внимательно ученики прочитали роман; вызывать и поддерживать у детей интерес к чтению.

Задачи:

Образовательные.

1. Учить анализировать полученную информацию, иллюстрации.

2. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

а) обогащать словарный запас;

б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

в) развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом произведения.

Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам литературного чтения.

4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

5. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные.

1. Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений искусства.

2. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Оборудование: экран, доска, компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо.

Подготовка к занятию: На каникулы учащиеся получают задание прочитать роман Даниэля Дефо, за неделю до занятия объявляется конкурс рисунков по роману.

Ход занятия

Слово учителя

Обыгрывание темы урока

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-праздник. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.

Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью музыки (Отрывок Вивальди «Шторм»)

Беседа

· Какие ассоциации вызвала у Вас музыка?

Тревожная мелодия, в ней слышен шум ветра, звук волн, разбушевавшаяся стихия.

· Случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку?

· Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.

Слайд 2

Рассказ ученика (ученик заранее готовит выступление)

Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения.

Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове».

Прототип

Слайд 3

У этой книги был реальный прототип. Известно, что в XVIII веке на острове Мас-а Тьерра жил Александр Селькирк, которого спас от вынужденного заточения знаменитый мореплаватель Кук. Но реальный герой пробыл на необитаемом острове (с 1962 года остров Робинзона Крузо) 4 года и 4 месяца, почти потеряв за это время человеческий облик и разучившись говорить. Даниэль Дефо взялся за хорошо известный факт, переменил имя героя, «перенес остров», из Тихого Океана в Атлантический, отодвинул время действия примерно на 50 лет назад, увеличил срок пребывания героя на острове в несколько раз, а само повествование против прежних - на сотни страниц.

Беседа

· Понравилась ли Вам история, рассказанная Дефо? Вот Эдуард Кук писал: «Слушая рассказы о человеке, который долго жил на необитаемом острове, многие люди заключили, что жизнь такого человека должна быть очень интересной. Что же в ней может быть интересного читателю? Разве это ученый, который в полном одиночестве мог сделать выдающиеся открытия? Ничего подобного: это всего лишь простой матрос, единственным занятием которого было изыскать средства для продолжения жизни своего заключения и собеседника которого были лишь козы». Согласны вы с мнением путешественника?

· Чем нам интересна эта история?

· А были ли вы внимательными читателями? Проверим.

Викторина (состязание команд)

Часть 1. Морской словарь

Слайд 4

Поясните значение терминов

Капитан (начальник корабля)

Штурман (человек, прокладывающий курс)

Палуба (пол корабля)

Трап (лестница)

Камбуз (корабельная кухня)

Штиль (полное безветрие)

Риф (подводная скала)

Банка (скамейка)

Швартовы (верёвка, которой судно привязывают к причалу)

Честь 2. Вопросы внимательному читателю

Слайд 5

Из какой страны отплыл Робинзон в своё долголетнее путешествие? (из Бразилии)

Слайд 6

Сколько лет прожил Робинзон на острове? (28лет 2 месяца и 19 дней)

Слайд 7

В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? (Рис, ячмень) Кто может подробнее рассказать историю с выращиванием этих культур? (Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, так как. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.)

Слайд 8

Какие ремёсла освоил Робинзон на острове? (астронома. строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра)

Часть 3. Блиц-тур

Учащимся нужно выбрать один из предложенных вариантов.

Слайд 9

1. Где Робинзон устроил себе ночлег в первую ночь на острове?

Ночлег

1. На берегу

2. На дереве

3. В пещере

Слайд 10

2. Все вещи, которые Робинзон нашёл на корабле, он переправил на берег с помощью…

Переправа

1. Шлюпка

2. Плот

3. Лодка

Слайд 11

3. «Много лет она была мне надёжным помощником, служила мне верой и правдой. О, как бы дорого я дал, чтобы она заговорила!». Что же это за друг?

Друг

1. Кошка

2. Попугай Попка

3. Собака

Слайд 12

4. Сколько лодок построил Робинзон Крузо?

1. 2

2. 1

3. 3

Часть 4

· Надеюсь, Вы полюбили книгу и с удовольствием примите участие в представление сцен. Я буду читать отрывок из ромена, а вы в соответствии со своей ролью изображаете прочитанное. Ученики импровизируют.

Сцена 1

Актёры: Ветер, Робинзон, деньги.

Я улыбнулся при виде этих денег. «Ненужный хлам, - проговорил я, - зачем ты мне теперь? Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей. Мне нечего с тобой делать. Так оставайся же, где лежишь, отправляйся на дно морское, как существо, чью жизнь не стоит спасать!» Однако ж, поразмыслив, я все же взял деньги с собой; и, завернув их в кусок парусины, стал обдумывать, как соорудить еще один плот. Но пока я собирался, небо нахмурилось, ветер, дувший с берега, начал крепчать, и через четверть часа совсем засвежело.

Сцена 2

Актёры: дикари, пленники, Робинзон

Я спрятался за этой вершиной и стал смотреть в подзорную трубу. Дикари теперь вернулись к своим лодкам. Их было не менее тридцати человек. Они развели на берегу костёр и, очевидно, готовили на огне какую-то пищу. Что они готовят, я не мог рассмотреть, видел только, что они пляшут вокруг костра с неистовыми прыжками и жестами, как обычно пляшут дикари. Продолжая глядеть на них в подзорную трубу, я увидел, что они подбежали к лодкам, вытащили оттуда двух человек и поволокли к костру. Видимо, они намеревались убить их. До этой минуты несчастные, должно быть, лежали в лодках, связанные по рукам и ногам. Одного из них мгновенно сбили с ног. Вероятно, его ударили по голове дубиной или деревянным мечом, этим обычным оружием дикарей; сейчас же на него накинулись ещё двое или трое и принялись за работу: распороли ему живот и стали его потрошить.

Сцена 3

Актёры: Беглец, Робинзон

Несчастный беглец, несмотря на то что я убил обоих его врагов (по крайней мере, так ему должно было казаться), был до того напуган огнём и грохотом выстрела, что потерял способность двигаться; он стоял, как пригвождённый к месту, не зная, на что решиться: бежать или остаться со мной, хотя, вероятно, предпочёл бы убежать, если бы мог.

Я опять стал кричать ему и делать знаки, чтобы он подошёл ближе. Он понял: ступил шага два и остановился, потом сделал ещё несколько шагов и снова стал как вкопанный.

Тут я заметил, что он весь дрожит; несчастный, вероятно, боялся, что, если он попадётся мне в руки, я сейчас же убью его, как и тех дикарей.

Я опять сделал ему знак, чтобы он приблизился ко мне, и вообще старался всячески ободрить его.

Он подходил ко мне всё ближе и ближе. Через каждые десять-двенадцать шагов он падал на колени. Очевидно, он хотел выразить мне благодарность за то, что я спас ему жизнь.

Я ласково улыбался ему и с самым приветливым видом продолжал манить его рукой.

Наконец дикарь подошёл совсем близко. Он снова упал на колени, поцеловал землю, прижался к ней лбом и, приподняв мою ногу, поставил её себе на голову.

Это должно было, по-видимому, означать, что он клянётся быть моим рабом до последнего дня своей жизни.

Я поднял его и с той же ласковой, дружелюбной улыбкой старался показать, что ему нечего бояться меня.

· Вы, конечно же, помните, как назвал Робинзон своего нового друга? А почему? (Робинзон назвал друга в честь дня недели).

Рефлексия

Слайд 13

Гуманист - деятель или сторонник гуманизма.

Гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

· Можно ли гуманистом назвать автора романа? А кого ещё?

· Какие черты характера проявил Робинзон Крузо? Приведите примеры.

· Кому вы бы посоветовали прочитать книгу?

Подведение итогов викторины, конкурса рисунков.

Тема урока : Герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Цели : показать значение романа Д. Дефо для формирования личности; развивать навыки анализа текста и сопоставительного анализа.

Планируемые результаты : знание содержания книги о Робинзоне Крузо; понимание мотивов поступков героя, причин изменения его взглядов на жизнь; владение элементами сопоставительного анализа текста.

Оборудование: портрет Д. Дефо, иллюстрации к роману, рисунки учащихся.

Ход урока : 1. организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1) пересказ эпизодов романа «Робинзон Крузо» (пересказ может сопровождаться описанием иллюстраций и рисунков к роману.)

2) Беседа по роману «Робинзон Крузо»

(в основе-вопросы учебника: 1-3 уровня (стр.202)

Дополнительные вопросы:

Как боролся Робинзон за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?

Почему Робинзон заявил, что он охотно согласился бы не возвращаться в Англию?

Почему Робинзон назвал недобрым час, когда он взошел на корабль?

Как он распорядился своей судьбой?

Какие черты характера проявлял молодой Робинзон?

Что осуждает он сам в себе в начале своего рассказа?

Что помогло Робинзону во время кораблекрушения выбраться на берег?

Как вел себя Робинзон в первые дни на острове?

Как он боролся с одиночеством?

Что изменилось в его отношении к жизни на третий год его пребывания на острове?

Почему Дефо увеличил срок пребывания своего героя на острове по сравнению с прототипом?

В чем схожи отношения Робинзона с Ксури (в начале романа) и с Пятницей и чем они отличаются?

Какую роль сыграл Пятница в жизни Робинзона?

Как изменился Робинзон за время испытания?

Что помогло ему преобразовать необитаемый остров?

Что вначале было целью путешествий Робинзона и к чему он пришел в результате своей жизни на острове?

3. Аллегорический смысл романа Д. Дефо (слово учителя).

В литературе того времени популярным был жанр аллегорической притчи (вспомним: аллегория-это иносказание). Утвердилась традиция, согласно которой почти любое произведение о жизни и судьбе человека предполагало не только буквальное, но и аллегорическое прочтение. Судьба не сразу забросила Робинзона на необитаемый остров. Сначала он, вопреки родительской воле, бежал из дома, вел разгульную жизнь, попал в плен. Если говорить об аллегорическом смысле событий, то кораблекрушение стало для него чем-то вроде расплаты за грехи, трагическим концом жизни.

Тогда как же можно аллегорически рассматривать жизнь Робинзона на необитаемом острове?

Жизнь на острове стала своеобразным возрождением, путем самопознания человека, искуплением грехов и, наконец, спасением. Робинзон постепенно начинает понимать, каково истинное предназначение человека.

История Робинзона Крузо похожа на историю развития всего человеческого рода. Она подтверждает, что труд явился условием и способом не только спасения жизни Робинзона, но и основой развития всего человечества. Один на один с природой герой поддерживает свое существование охотой, затем скотоводством и, наконец, земледелием. Иными словами, проходит постепенно все начальные стадии эволюции. Дефо со вкусом и основательностью пишет, как устроены жилье и быт Робинзона, как герой заново проходит путь, уже пройденный человеческой цивилизацией. Он учится добывать огонь, защищать себя от жары и холода; изобретает способ обжига глины, сам лепит горшки. При этом Робинзон сознает, что его испытывает и направляет по правильному пути высшая сила – Божественное Провидение. Постепенно Робинзон не только преодолевает отчаяние, но и учится быть благодарным судьбе за то, что ему ниспослано, находить радость в простых вещах. В этом и проявляется Божья благодать. Робинзон не стремится к отшельнической жизни. Наоборот, он старается окружить себя возможным комфортом, жить как цивилизованный человек. После кораблекрушения герою удается перевезти с разбитого корабля необходимые вещи, которые, по существу, являются символами цивилизации. Эти вещи сделаны руками других людей, уже потому Робинзон как бы не один на острове, он чувствует поддержку.

Все ли зависит от Божьего промысла или человек способен влиять на жизнь своей волей? Как соотносятся Божий промысел и воля человека? Эта проблема уже тогда волновала мыслителей. Как Дефо решает эту проблему?

Робинзон пытается найти соотношение, равновесие между стремлением улучшить свое положение и подчинением Божьей воле. Он не унывает, принимая случившееся с ним как должное. В то же время он не пассивен, а деятелен и энергичен.

Дефо вводит в повествование дикарей, когда Робинзон достигает душевного спокойствия, когда в его душе воцаряется мир-теперь Робинзон может учить других тому, что постиг сам.

Сначала Робинзон был потрясен кровожадностью дикарей-людоедов. Постепенно он понимает, что они не закоренелые злодеи-им просто неизвестны истинные нравственные ценности. «Перевоспитать» всех дикарей-непосильная задача для одного человека. Робинзон воспитывает, «просвещает» одного из них. Имя, которое дал Робинзон дикарю-Пятница- символично. В пятницу человечество получило искупление грехов, так как был распят Христос. Воскресение же, обретение новой жизни, произошло позже. Возможно, с точки зрения Дефо, человечество находится между Пятницей и Воскресением: разум, воля, труд могут искоренить пороки, грехи прошлого, но к новой жизни люди еще не пришли, они только в поисках истины, на пути к ней.

Робинзон вспоминает, как вели себя по отношению к дикарям колонизаторы, как они истребляли дикарей, не считая их за людей. Робинзон осуждает их, противопоставляет такому взгляду свой, «просвещенный», он считает, что должен нести дикарям все лучшее, что есть в его культуре-культуре цивилизованного европейца.

4. Обучение элементам сопоставительного анализа.

Прочтите и прокомментируйте список «Зло и Добро» из дневника Робинзона.

С помощью этого списка Робинзон попытался доказать самому себе, что в его бедственном положении есть немало хорошего. Например, против безнадежной фразы: «Я заброшен на унылый, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды спастись» стоит оптимистичная фраза: «Но я остался в живых, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники». Так на каждый отрицательный вывод находился вывод утешительный. Эти размышления оказали Робинзону большую поддержку. Он понял, что унывать и отчаиваться не следует, «так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение». Этот список успокоил Робинзона, он стал гораздо бодрее. Если раньше он только и думал, как покинуть остров, то теперь он стал думать о том, как наладить свою жизнь на острове.

5. Закрепление изученного.

(Работа по вопросам и заданиям рабочей тетради.)

6. Подведение итогов урока.

Дефо на примере своего героя показал, что человек, встретившись один на один с природой, способен не только выжить в условиях, когда надеяться, казалось бы, не на что, но и проявить мужество, смекалку, стойкость. В романе отразились представления эпохи Просвещения о том, что природа создала человека всесильным: возвращаясь к природе, человек черпает в ней, подобно герою древнегреческих мифов Антею, приникшему к земле, неиссякаемую мощь. Человек способен победить свою слабость и доказать трудом и упорством свою силу и безграничные возможности. Творческая натура человека преобразует и окружающий мир, и его самого.

Домашнее задание.

    Написать сочинение-рассуждение на тему « Что бы взяли вы с разбитого корабля, окажись на месте Робинзона? Без чего вы не сможете обойтись на необитаемом острове?»

Цели урока:

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений искусства, формированию гуманистического мировоззрения учащихся.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию речевых навыков, навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Способствовать развитию образного, абстрактного мышления.

Образовательные:

  • Познакомить учеников с биографией и основными этапами творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества английского писателя в контексте эпохи Просвещения, добиться освоение художественного текста романа "Приключения Робинзона Крузо" в единстве формы и содержания.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point <Приложение 1 >; раздаточный материал <Приложение 2 >, портрет Даниеля Дефо, иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо.

Этапы урока

I. этап урока. Вступительное слово учителя. Учитель называет тему урока, сообщает цели урока.

Учитель. Итак, сегодня мы продолжим разговор об английской литературе эпохи Просвещения, о великом английском писателе Даниеле Дефо и его бессмертной книге "Приключение Робинзона Крузо". Жизнь Даниеля Дефо удивительна, полна необычных и увлекательных приключений, испытаний.

Рассказ о жизни и творчестве Даниеля Дефо с использование презентации "Даниель Дефо" <Приложение 1, часть 1>. Комментарии учителя и учеников на английском языке.

Учитель. Дефо был, безусловно, ярким представителем своей эпохи. Он сумел организовать множество деловых предприятий, многие из которых были, увы, неудачными. Он пережил поклонение современников и старость в бедности, преследование кредиторов и славу талантливого публициста, сочетавшуюся с загадочной и даже скандальной репутацией. Он был мастером литературной мистификации, нередко позволявшим себе в печати анонимно спорить с самим собой. Наконец, он снискал себе славу бесстрашного разведчика, выполнявшего весьма деликатные и ответственные поручения. Однако подлинную славу Дефо обрел лишь на 60 году жизни, когда опубликовал роман, принесший ему мировую славу. И действительно, в романе получили отражение богатейший опыт писателя, его тяготение к документальности, страсть к приключениям, восторг при виде беспредельно расширяющихся торговых горизонтов. Именно об этом романе великий просветитель Руссо написал слова, взятые нами в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Ученики читают эпиграф.) К обсуждению вопроса о значении романа мы ещё вернемся в конце урока, когда будем подводить его итоги.

Учитель. Итак, какова же история создания и публикации романа? Рассказ учителя с использованием материалов презентации <Приложение 1, часть 2>.

Учитель. Роман написан в начале XVIII века. Этот век вошёл в историю как эпоха Просвещения. Безусловно, будучи энергичным и предприимчивым человеком, который не был безучастен к происходившим вокруг событиям, Дефо не мог не обратить внимание на основные особенности этой эпохи при создании образа главного героя. Каковы же эти идеи? (Рассказ ученика с опорой на карточку 2 раздаточного материала).

II. этап урока. Работа с текстом произведения. Беседа с учениками по предлагаемым вопросам с опорой на текст романа.

Учитель. В романе "Приключения Робинзона Крузо" Робинзон сам рассказывает историю своей жизни. Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя?

Так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность.

В какой семье родился Робинзон? Как его воспитывали родители? Что главное должен был усвоить Робинзон в детстве? Приучают ли его родители к труду? Готов ли Робинзон к какой-либо деятельности?

Робинзон вырос в семье буржуа, который нажил торговлей своё состояние. Его не готовили ни к какому ремеслу. Голова его была "набита всякими бреднями". Отец считал, что Робинзону следует держаться "середины".

Почему Робинзон решает сбежать из родительского дома? Чем обусловлен его выбор? Слышит ли Робинзон уговоры отца? Разумно ли поведение героя романа, решившего утолить свою "страсть к морю"?

Он мечтает о морских путешествиях и "не хотел слушать ни о чем другом". Нет, он никого не слышит, ничьи уговоры не воспринимает.

Что происходит с героем дальше? Как он оказывается в Америке и чем там занимается? Можно ли назвать поведение героя разумным? Какая страсть завладела героем полностью, безраздельно? Когда же всё рушится в жизни Робинзона? Почему именно такой сюжетный ход избирает Дефо?

Ученики рассказывают историю жизни Робинзона Крузо до того момента, как он попал на остров. Робинзоном безраздельно овладела страсть к обогащению сверх меры, считавшаяся в XVII веке самой губительной для человека. Ради наживы Робинзон способен даже торговать людьми, забыв христианские заповеди. За это и был жестоко наказан. Все рушится тогда, когда Крузо решает купить рабов в Гвинеи. Это является заслуженной карой за антигуманное, противоречащее природе человека поведение. ":мне по-прежнему суждено было самому быть виновником всех моих несчастий:". ":благоразумием я никогда не отличался:".

Учитель. Таким образом, Робинзон - это типичный буржуа, сложившийся под влиянием определенных общественных отношений. Ему присущи деловая смётка, здравый смысл, практицизм, расчётливость, интересы выгоды. Он разумен, хочет сам выбирать свою судьбу. Как писатель эпохи Просвещения, автор решает провести своеобразный эксперимент над своим героем, над человеческой природой. Буржуа, наделенный разумом и страстью, оказывается один на один с дикой, первозданной природой необитаемого острова. Он, теперь "естественный человек", должен действовать согласно своей "природе" и велению разума. Робинзону предстоит раскрыть возможности человека, указать на предназначение индивидуума в огромном мире, в природе и, конечно же, в обществе. Именно поэтому жизнь на острове оказывается в центре романа, что подчеркивается и композицией романа.

Итак, Робинзон Крузо оказывается единственным выжившим в результате кораблекрушения. Как же он решает жить дальше? Что берёт с потерпевшего крушение корабля на остров Робинзон Крузо? Почему именно этими вещами автор считает необходимым снабдить своего героя?

Ученики перечисляют предметы, которые кажутся герою необходимыми на острове, подкрепляя ответ цитатами.

Как относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему? Как связаны высказывания Робинзона Крузо с идеями эпохи?

"Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей". Однако потом всё же берёт их с собой на остров. Человек ценен сам по себе.

Что ещё узнаём мы о Робинзоне?

Он верит в Бога. В самые тяжёлые минуты в нем говорит голос рассудка. ":вняв голосу рассудка, я начинал мириться со своим положением". ":разум есть основа и источник математики, а потому, определяя и изменяя разумом вещи и составляя о них наиболее разумное суждение, каждый может через известное время овладеть любым ремеслом". Он овладевает многими ремёслами "благодаря трудолюбию и прилежанию".

Учитель. Робинзон оказывается на острове, где ему предстоит провести много-много лет. Остров не выдумка Дефо, а реальный географический объект, о котором, тем не менее, автор знал только из книг и который совсем не представлял. Тем не менее, описывая остров, Дефо создает яркие картины южной природы, подчеркивает своеобразие каждого времени года. Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров?

Ученики подбирают цитаты с описанием острова.

Что поддерживает Робинзона Крузо в его одиночестве? Как он оценил своё положение? Что считает добром, а что злом? Попробуем проанализировать список, составленный Робинзоном?

Анализ отрывка романа, в котором Робинзон Крузо старается утешить себя тем, "что могло бы случиться и хуже, и противопоставлял злу добро". Труд, религия, терпение, благоразумие, здравый смысл. Робинзон "работал не покладая рук".

Как пробует вести своё хозяйство, приспособиться к жизни на острове? Дефо - мастер описаний, поэтому воспроизводит мельчайшие подробности жизни героя на острове. В частности, автор подробно описывает процесс изготовления того или иного предмета. Найдите такие описания.

Робинзон многому научился на острове, например, добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира. Ещё Крузо смог прокормить себя, например, делая сыр и масло из козьего молока. Герой пробует делать посуду из глины, мебель, усовершенствует свой дом. Он научился на острове обрабатывать шкуры, плести корзины, возделывать землю, выращивать зерно, печь хлеб. Ученики приводят примеры из текста, рассказывая, чему научился Робинзон. Робинзон даже начинает новое летоисчисление на острове, ибо отрезан от мира.

Как вы думаете, какая особенность мировоззрения людей эпохи Просвещения проявилась в столь подробных описаниях? Смогли бы вы, например, сами обжечь горшок, следуя этому описанию?

Безусловно, да. Дефо стремится показать, жизнь в правдоподобных формах, показывает, как человек, оказавшись один на один с природой, смог не только выжить, но и познать окружающий мир, приобрести путём проб и ошибок многие важные навыки.

Меняется ли Робинзон Крузо на острове?

Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию.

На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?

Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины.

Обратимся теперь к карточке 1 < Приложение 2>. Можем ли мы согласиться с таким изображением Робинзона Крузо? Соответствуют ли внесённые в список понятия этапам, которые проходит в своей жизни на острове Робинзон?

Безусловно. Дефо ставит эксперимент, показывая, что разум, трудолюбие, оптимизм, вера в Бога помогают найти выход из самой сложной ситуации, в которую попадает человек. Это просветительские идеи. Дефо показывает эволюцию человека, который начинает свою жизнь на острове с почти примитивного состояния и столь же примитивных занятий. Он вводит новое летоисчисление. Он размышляет, оценивает свои поступки, анализирует природу человека. Робинзон повторяет путь человечества в эволюционном развитии. Именно поэтому роман приобретает обобщенный смысл, становится аллегорией.

Учитель. Конечно же, в истории жизни Робинзона на острове читатели угадывают представление автора о человеческой жизни, об истории человечества, основные этапы развития которого проходит на острове Крузо. Для Дефо важнейшим исходным пунктом становится индивидуум, чьё значение в историческом и эволюционном развитии невозможно переоценить. Это отражение просветительских идей, хотя, возможно, не совсем соответствующих правде истории. Можем ли мы согласиться, что история жизни Робинзона на острове начинается с "чистого листа"?

Нет, потому что кое-что из созданного человеком и человечеством он берёт на необитаемый остров с потерпевшего крушение корабля.

Учитель. О каких этапах жизни Робинзона на острове мы с вами ещё не упомянули?

О Робинзоне-рабовладельце, о колонизации острова. Это те этапы жизни Робинзона, которые не менее важны для понимания идейного замысла писателя. Например, встреча с Пятницей помогает понять, как относится Робинзон к дикарям и что из прошлой жизни героя способствует такому восприятию.

Итак, Робинзон видит след человеческой ноги... Встреча с Пятницей. Меняется ли отношение Робинзона к своему слуге на протяжении романа?

Сначала Робинзон Крузо воспринимает Пятницу всего лишь как покорного слугу, раба. Первым словом, которому он учит спасённого дикаря, становится слово "господин". Робинзона радуют в Пятнице "смиренная благодарность", "бесконечная преданность", покорность. Однако, когда герой узнаёт Пятницу ближе, понимает, что у него есть живость ума, "душевные способности". Крузо видит, что дикарь услужлив, умен, восприимчив. Наконец, Робинзон замечает, что Пятница понимает всё, чему его обучают. Несмотря на множество возникающих казуистских вопросов, Пятница даже приобщается к религии. ":если Бог такой сильный, такой крепкий, как дьявол, почему бог не убей дьявола и не сделай, чтобы он не делай больше зла?" Робинзон искренне привязывается к недавнему дикарю, рабу, слуге. ":я всем сердцем привязался к нему, да и он со своей стороны:меня полюбил:". Он воспитывает его.

Каким образом устроил Робинзон в дальнейшем управление колонией на своем острове? Как бы вы прокомментировали такое общественное устройство с позиции идей эпохи Просвещения?

III. этап урока. Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Учитель. Таким образом, роман Даниеля Дефо, в котором рассказывается история жизни Робинзона Крузо на острове, несомненно, проникнут просветительскими идеями: в нем прославляются разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове сделала человека, голова которого была "набита всякими бреднями", разумным. Он приобрел знания, жизненный опыт, многому научился. Ещё раз вернемся к карточке 2 < Приложение 2>. Действительно, роман стал подлинным манифестом эпохи Просвещения. Именно в нем европейский читатель увидел героя-труженика, свободный, всепобеждающий творческий разум которого даже на необитаемом острове находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины. Таким образом, Робинзон Крузо в одиночестве, в общении с природой оказывается перед необходимостью постоянно воспитывать свой характер.

Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы согласиться со словами Ж.Ж.Руссо?

Роману Даниеля Дефо дают высокую оценку и с точки зрения его жанровой специфики. Обратимся к карточке 3 <Приложение 2>. Докажите, что такая характеристика романа правомерна.

С лёгкой руки Дефо жанр "робинзонады" вошёл в мировую литературу. Я предлагаю заглянуть в карточку 4 <Приложение 2>. Знакомы ли вам эти произведения? Я надеюсь, что урок, посвященный роману Дефо, заставит каждого из вас по-новому взглянуть на историю выживания человека на необитаемом острове, историю его взаимоотношений с природой, поиска смысла собственного бытия.

IV. этап урока. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос обобщающего характера. Какие черты эпохи Просвещения вы видите в романе? В чем аллегоричность романа?