Урок – размышление по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма. Технологии: ИКТ (презентация) На доске эпиграфы

Cлайд 1

Зарубки на сердце Урок – размышление по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» * Чти отца твоего и мать твою, Да благо ти будет, и долголетен Будеши на земле. Пятая заповедь Божия * За добро плати добром… К. Паустовский

Cлайд 2

Cлайд 3

Проблема одинокой старости Проблема материнской любви Проблема взаимоотношений между детьми и родителями Проблема милосердия

Cлайд 4

У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком… Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

Cлайд 5

…Такова и Катерина Петровна, которая «доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом, известным художником»... Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Cлайд 6

…Пейзаж печален, когда печален человек.. Тесовые крыши почернели Спутанная трава полегла Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья Валил водянистый снег Хмурое небо все ниже опускалось Градация = усиление ненастья Ощущение нарастающей тревоги и отчаяния

Cлайд 7

Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах… Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Cлайд 8

Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти… Она остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи… Психологический параллелизм Катерине Петровне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет…

Cлайд 9

Письмо дочке Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.»

Cлайд 10

Испытание на истинную человечность. Настя Сольвейг – (норвеж.- солнечный луч или путь) – олицетворение поэтичности, красоты

Cлайд 11

Испытание на истинную человечность. Настя Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

Cлайд 12

Испытание на истинную человечность. Настя На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе… Самолюбование

Cлайд 13

Испытание на истинную человечность. Настя Настя с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь.На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

Cлайд 14

Cлайд 15

Испытание на истинную человечность. Настя Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. «Поздно! Маму я уже не увижу», – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама». Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. «Что ж что, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

Cлайд 16

Яценко Татьяна Андреевна, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» город Асбест, учитель русского языка и литературы, Свердловская область.

Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 8 класс.

Место проведения: класс.

АННОТАЦИЯ

В течение нескольких лет использую в работе уроки — мастерские. Считаю, что эти уроки направлены на осуществление деятельностного подхода в обучении, помогают обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого ребенка. Идя на урок мы, педагоги, должны помнить, что делаем это для того, чтобы помочь подрастающему человеку осознать свое место в многообразном и взаимозависимом мире, научить рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями.

Урок-мастерская по рассказу К.Г.Паустовского поможет учащимся понять ценность семейных отношений, по-новому взглянуть на тех, кто рядом: родных и близких. Представляю некоторые теоретические выкладки из статьи Колеченко А.К. и Селевко Г.К.о мастерской.

Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения.

Цель этой педагогической технологии — совместный поиск новых знаний. Учителю необходимо создать атмосферу открытости и доброжелательности, обратиться к чувствам ученика и даже вызвать на откровенность, работать вместе с учениками на равных. В процессе мастерской не ставятся оценки, отсутствует критика.

И хотя мастерская напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию, спектакль или конкурс рисунков, тем не менее, мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий.

Закон мастерской : делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам.

Структура мастерской.

Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны.

1 «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Предлагается задание неожиданное, в чём-то загадочное и обязательно личное.

2. Работа с материалом (текстом, словами, красками, звуками) – «деконструкция». Учащиеся индивидуально анализируют материал, выдвигают свои идеи.

3. «Социализация» — представление всем промежуточного результата своего труда, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных.

Одна из основных частей социализации — «афиширование»: вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем) в классе и ознакомление с ними. Защита проекта, решения, вывода.

4. «Разрыв» — кульминация творческого процесса. Здесь учителю необходимо не только подготовить различные творческие задания, надо предусмотреть множество заданий — информации, которая будет предложена учащимся, когда в ней возникает необходимость.

5 «Рефлексия» — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в ходе работы мастерской.

Мастерская по рассказу К.Г. Паустовского

«Телеграмма» (урок литературы в 8 классе)

Цель: Совершенствовать умение анализировать художественный текст.

Задачи:

— актуализировать знания каждого ребёнка;

— дать учащимся возможность открыть себя в работе с текстом художественного произведения;

— создать условия для формирования своего читательского мнения;

— способствовать формированию высокой нравственной позиции: благодарного чувства к отчему дому, близким.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, бумага, краски или маркеры, магнитофон, аудиокассета.

Музыка сопровождает работу ребят по созданию образов героев (при выполнении задания №7) (учитель может выбрать музыку на свое усмотрение).

Ход урока : 1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы подведем итог нашей работы над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Работа в мастерской поможет вам проявить ваши знания и способности, выразить свое отношение к героям и проблемам, поставленным в произведении.

1.Индуктор . Запишите все ассоциации со словом телеграмма. Составление кластера (учащиеся называют свои ассоциации).

Записываем на доске слова радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть.

— очень много работы.

— нет времени.

— нет денег.

— далекое расстояние.

— возникли личные проблемы.

Задание: выберите причины, по которым люди долгое время не могут приехать домой. Запишите. Социализация: называют что записали..

3.Реконструкция . Работа над композицией рассказа на основе домашнего задания.

Задание: обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, составьте общий, подберите к каждой части эпиграф из текста.

Примерный план:

1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?»

2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!»

3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой».

4 часть. Эпилог.

4. Работа с текстом . К. Г. Паустовского считают мастером детали. Задание: Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях. Обсудите в парах. В группах. Ответ обоснуйте. (Приложение №1).

Текст 1 группы. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

Примерный ответ: Ночник — «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.

Текст 2 группы: Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Примерный ответ: Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину ее тоски по дочери

Текст 3 группы: Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, — что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.

Примерный ответ: Пустота – Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери.

5. Живая картинка . А теперь обратимся к жизни Насти. Инсценировка эпизода «Настя у скульптора Тимофеева».

2 группе: Расскажите о жизни Насти от ее лица.

3 группе: Передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы.

Обсуждают в группе. Социализация.

6. Разрыв.

Учитель: Произведение называется «Телеграмма». Их в рассказе две. Обе телеграммы отправляет Тихон. Именно ему принадлежат слова, обращенные к Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Выясняем понимание слова пустельга.

Обращаемся к иллюстрации.(Иллюстрации учащиеся сделали с учителем рисования).

Подумайте и ответьте, почему эти слова обращены к Манюшке? Социализация.

Вернитесь к записям причин, по которым человек долгое время не может приехать домой. Изменилось ваше мнение? Социализация. (Ребята приходят к выводу, что человек всегда должен приезжать к родным. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким.)

7. На доске прикреплены три сердца, под ними подписи:

1. Настя. 2. Катерина Петровна. 3. Другой герой.

Учитель: Человек не может жить без сердца. Но порой в сердцах людей уживаются любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло. Главным критерием человечности считается обладание такими качествами, как великодушие, сердечность, душевность. Литературный герой воспринимается нами как живой человек. Значит, и их сердца наполнены различными чувствами. Сейчас вам предстоит трудное задание, которое позволит мне узнать, насколько глубоко вы поняли героев рассказа К. Г. Паустовского. Прошу каждого из вас вырезать символический образ героя в виде геометрической фигуры, закрасить цветом, наиболее соответствующим его нравственным качествам.

Ребята пересаживаются по группам в зависимости от выбранного сердца.

Афиширование. Ребята наклеивают фигуры на силуэт сердца и защищают свою композицию.

8. Обобщение. Рассказ о взаимоотношениях матери и дочери называется «Телеграмма». Напишите синквейн на тему «Телеграмма». Ребята пишут пятистишия на бланках телеграммы. Приложение №2.

(Учитель знакомит учащихся при необходимости с особенностями телеграфных бланков)

Пример синквейна: Телеграмма.

Краткая, неожиданная.

Летит, волнует, сообщает.

Я получил хорошую весть.

9. Рефлексия . Выразите свое отношение к работе в мастерской и определите ее перспективы, свои мечты, продолжив фразу «Я сегодня понял(а)…»

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

    Колеченко А.К. Технология мастерских. Энциклопедия педагогических технологий, Санкт-Петербург, «Каро», 2002г.

    Селевко.Г.К. Технологии развивающего обучения. Современные образовательные технологи. Новое образование, М., 1998г.

Урок чтения и развития речи

(адаптированная программа,VIII вид)

учитель Аксёнова Т.Г.

Урок составлен по адаптированной программе В.В. Воронковой к учебнику автора-составителя З.Ф.Малышевой «Чтение», 8 класс.

В ходе работы над произведением учащиеся учатся умению составлять характеристики героев, иллюстрировать черты характера героев примерами из текста, обосновывают своё отношение к действующим лицам, отрабатывают навыки беглого выразительного чтения с соблюдением русской орфоэпии. Урок помогает формированию нравственных качеств учащихся.

Тема: Г.К. Паустовский « Телеграмма».

Составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Цель :

развитие навыков беглого выразительного чтения целыми словами; познакомить учащихся с содержанием рассказа.

Задачи :

учить составлять характеристики героев на основе анализа текста с помощью учителя;

корректировать словесно - логическое мышление, зрительное восприятие, связную устную речь в процессе работы над темой урока;

воспитание милосердия, отзывчивости, любви к близким на примере художественной литературы через анализ поведения, поступков главных героев.

Оборудование: учебник, ксерокопии отрывков из рассказа Г. Паустовского

« Телеграмма».

На доске запись « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле.»

Заповедь пятая.

Конспект урока..

Оргмомент.

Основная часть.

Сообщение темы урока : сегодня мы продолжим работу над рассказом Г.К.Паустовского «Телеграмма». В учебнике рассказ дан в сокращении, поэтому для более полной характеристики героев мы будем использовать дополнительные отрывки из рассказа.

Текст лежит у вас на партах.

(проверка д/з проходит при составления характеристики героев)

У . - Продолжаем работать над рассказом Г.К. Паустовского «Телеграмма». Мы попробуем охарактеризовать героев этого рассказа.

У - Назовите героев рассказа «Телеграмма».

У. - Что вы можете сказать о Катерине Петровне?

(слабая, больная, старая, кроткая женщина, уставшая жить)

У . - А какова ее дочь Настя? Какое у вас сложилось о ней мнение?

(очень занятая на работе, к матери не приезжает)

У . - Давайте попробуем разобраться в этом человеке.

Прочитайте письмо Катерины Петровны к Насте. (полный вариант)

Почему она решается написать дочери письмо? Чем оно вас поразило?

(Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближающейся смерти, не упоминает никого из знакомых, как это обычно делают в письмах, а пишет о саде, об осени. Она пишет о родной земле, в которую ей вскоре суждено лечь навсегда. Она пишет о самом главном - о своей любви к дочери, хотя прямо не говорит об этом ни слова. И только желание увидеть дочь, удерживает ее на этом свете.)

Физминутка.

Давайте подумаем об этом и подышим. Встали. (Во время физминутки проводится дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой - 3 упражнения)

Садитесь, продолжим работу,

У . - Как отнеслась Настя к письму матери? (зачитать стр. 197, 2ч.) Почему сразу не прочитала? (понимала, что раз мать написала письмо, значит случилось что-то. По пустякам К.П. старалась дочь не тревожить)

У . - Когда она прочитала письмо? (стр.196, прочитать этот эпизод)

У. - Почему она не поехала к матери? (была занята устройством выставки скульптора Трофимова)

У. - А можно было эту выставку устроить позже? (да) Устройство выставки могло подождать. Ее можно было провести и через месяц, и через полгода.

А какое дело не могло ждать? (…поездка к матери)

У . - Значит, Настя черствый, эгоистичный человек?

Но как же ее работа в союзе художников? Какой она работник? (очень хороший, бескорыстно помогает незнакомым людям)

У. - почему на чаше весов работа перевешивает заботу о матери? Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (варианты ответов детей)

У . - Забота о матери требует большого терпения, и никто этого не видит, никто этого не публично не оценит, не похвалит.

Оказывается, одно дело - увлекаться работой, делать ее от души, отдавать ей все силы. О другое - помнить о своих близких. О матери. Не ограничиваться денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.

У. - как оценили деятельность Насти по устройству выставки в Союзе художников? (зачитать стр.198)

У . - почему телеграмма от Тихона приходит именно в тот момент, когда Першин говорит о заботе о человеке? (потому что забота должна быть настоящей, а не показной. Этот момент показывает противоречивость в характере Насти, которая заботится о чужих, забывая о своей матери.)

У . - как выглядит Настя? Попробуйте найти описание ее внешности.(ничего нет)

У . - совершенно верно. В полном тексте о внешности героини говорит только одна строчка: « у нее были русые волосы и большие холодные глаза». Все! А глаза - зеркало души. Какая же душа у Насти? (холодная)

У . - почему она не признается в том, что телеграмма о матери? (стыдно)

Значит, совесть не совсем умерла. (чтение стр.199 до « лишь бы простила»)

Искренна Настя в своих чувствах? (да). Но меня насторожила одна фраза « брошенная всеми»! Действительно брошенная всеми или только Настей?

У . - с кем провела эту последнюю осень Катерина Петровна? (с Тихоном и Манюшкой, соседской девчонкой).

А что это были за люди? Кратко охарактеризуйте их. Ищем в дополнительных материалах (Манюшка - стр.197, Тихон - стр.195)

У. Обобщение ответов детей . Эти люди, старик и девчонка, не рассуждали о заботе о человеке, они просто помогали и жалели Катерину Петровну. И никто их за это не благодарил, никто им не хлопал. Они оставались с Катериной Петровной до самого последнего дня. (прочитать по времени)

Как провожали Катерину Петровну в последний путь? (читает учитель)

Почему Настя уехала из Заборья крадучись? Почему чувствовала «невыносимую тяжесть»?

Хочется надеяться, что Настя изменится. Ведь у нее вся жизнь впереди.

Чтение текста заповеди на доске. Как вы ее понимаете?

Настя нарушила эту заповедь: она оставила мать без помощи душевной, моральной в тяжелое для нее время, не заботилась о ней в старости.

Митрополит Алексий Сурожский сказал: «Пока мы нуждаемся в родителях, мы остаемся рядом с ними. Взяв же с них все, что можно взять, поворачиваемся к ним спиной, снимаем с себя всякие обязательства по отношению к нашим близким.

Исключаем себя из тайны любви, потому что больше ничего не можем получить, не способны давать сами.

Это и есть грех: исключить любовь, потребовать от любящего и дающего, чтобы он ушел из нашей жизни и согласился с тем, что его забыли».

Помните своих родителей, не оставляйте их одних!

III. Подведение итогов урока,

Домашнее задание

« Как важно вовремя успеть»

(урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)

Цель урока: обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Задачи:

Метапредметные:

Формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.

Раскрыть духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Обучающие: формировать

Навыки самостоятельного анализа текста;

Умение высказывать свое отношение к прочитанному;

Умение выделять наиболее важные качества в человеке;

Способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

Учить заботиться о тех, кто дорог;

Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Технология системно-деятельностного подхода

Форма: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, музыка (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)

Запись на доске:

    Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

Ветла – вид ивы.

Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

    Эпиграф:

Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу. М.Горький.

Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой. К.Паустовский.

Предварительное домашнее задание: проанализировать систему образов произведения, работая в группах, составить схему (прием «Цветок лотоса») по образам.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.

Усеять пашни серебром

Опаздывает замять,

И за добро платить добром

Опаздывает память.

Опаздывает почтальон

И даже – «неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…

Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но непростительно, когда

Опаздывает совесть.

Этот урок я начала со стихотворения Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда». Соотносится ли оно с темой нашего урока?

У нас сегодня непростой урок. Непростой – по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Сегодня у нас урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Поделитесь своими чувствами.

Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

    Беседа «Что же обозначает слово «нравственность»»?

Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)

Вспомните произведения, изучая которые мы обращались, к этим нравственным категориям? («Уроки французского» В.Распутина, «Юшка» А.Платонова, ...)

Что общего между этими рассказами? (они заставляют задуматься о доброте, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

А какие проблемы затрагивает Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между родителями и детьми, человечности)

3. Определение проблемного вопроса.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы в будущем с удовольствием прочитаете повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением и трепетом в душе, хотя в произведении нет осторого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств? На это и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом «Телеграмма».

Скажите, а что такое «телеграмма»? (сообщение о чем-то важном)

Какое чувство рождает это слово? Что испытывает человек в момент получения телеграммы? (тревогу, беспокойство)

А как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было 2 телеграммы)

Выполнили ли они своё предназначение? (одна опоздала, а другой не поверили)

Тогда стоило ли их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?

Итак, сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемный вопрос: кому адресована телеграмма Паустовского, что вы услышали в ней? прошли ли герои Паустовского испытание на истинную человечность?

Чтобы ответить на сформулированные вопросы предлагаю проанализировать систему образов (у каждой группы свой образ). Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

4. Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны.

Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке?

Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково её душевное состояние? (Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.)

Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. В какое время года происходят события, описанные в рассказе и почему? Какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины? ( 1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

2. « Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» - «Доживала свой век в старом доме».

3. Озябший клён «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» - К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)

Какова роль эпизода встречи с кленом? (Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.)

(Учащиеся читают письмо (слайд) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

А что-то удивило в письме? ( Никакой радости, только одиночество. Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никакого,у дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Она и окружающий ее мир - единое целое. А что обозначает ее имя?

-Катерина (греч.)-чистая,непорочная. Именно такой представляем ее (слайд)

Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Составление синквейна.

5. Аналитическая беседа по образу Насти.

Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?( Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад.)

.

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива. - Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.)

Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце ).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.(-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .)

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)(Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.)

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.)

Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.)

Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

Что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

- Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится .

Действительно, мать могла бы успокоить, простить, но ее нет, и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается, что к тому, кто был и, кажется, всегда будет, можно не успеть,не сказать самое главное.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Составление синквейна.

6. Аналитическая беседа по образу Тихона и Манюшки.

- Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

-Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место, которое должна занимать дочь Настя.

-Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

-. Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

- Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка ) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

7. Исследование проблемной темы.

А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?

Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность».

Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание,жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).

- Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

Дополнительные вопросы:

Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. )

Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

- А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)

Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?

Дополнительные вопросы:

Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)

Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

Дополнительные вопросы:

А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.)

А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)

- Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

8. Заповеди Паустовского.

Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

Чтение заранее подготовленным учеником стих. Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть»

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -
Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена

9. Заключительное слово учителя.

Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.


Открытый урок литературы в 8б классе
«За добро плати добром…»
по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»
Цели: познакомить обучающихся с историей создания рассказа, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры автора, выявить способы авторской характеристики главных героев.
Задачи:
анализируя произведение, показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев, вовлечь обучающихся в разговор о вечных ценностях, в ходе беседы помочь им понять и оценить поведение героев;
развивать монологическую речь, творческие способности обучающихся;
выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора;
продолжить работу над коммуникативными умениями: отвечать на поставленный вопрос, размышлять, делать выводы;
воспитать нравственные качества обучающихся; работы ума и сердца; способствовать формированию истинного милосердия и человеческой чуткости.
Технология: творческая мастерская
Оборудование: презентация, карточки с текстом, бланк телеграммы, иллюстрации к рассказу, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, сегодня нам предстоит работа над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Слайд 1 (портрет Паустовского).Урок необычный, немного грустный. Это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания.
Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В.Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта, определить, что писатель ценит в людях.
Все у нас получится. Откройте тетрадь, запишите дату и тему урока.
Учитель читает эпиграф:
«Любовь твою не исчерпать до дна,
Измерить боль привычной меры мало.
Та сила, что с тобою рождена,
Мир создавала и оберегала…»
Расул Гамзатов
- Я не зря взяла эти замечательные слова Расула Гамзатова эпиграфом к уроку,
как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Слово учителя
Замысел рассказа был подсказан самой жизнью. Паустовский вспоминал, что поздней осенью поселился в деревне под Рязанью, где одиноко доживала свой век ласковая старушка, Катерина Ивановна Пожалостина. Ее дочь, Настя, жила в Ленинграде и 2 раза в месяц присылала матери деньги. Сам писатель также часто был вынужден быть вдалеке от своей мамы (трудные годы войны). Мать умерла от воспаления легких в то время, когда он болел тифом. «Сидя у могилы, рядом с железной дорогой, - пишет Паустовский в «Повести о жизни», - я чувствовал, как содрогалась земля, когда мимо проносились тяжелые поезда. Должно быть и там, в могиле, мама тревожилась обо мне, как тревожилась в жизни». Слайд 2. Чуть позже, в 1946 году, Константин Георгиевич написал это произведение. Не случайно рассказ «Телеграмма» заставил великую немецкую актрису Марлен Дитрих (слайд 3) специально приехать в Советский Союз и встать перед Паустовским на колени.
- Скажите, какое средство связи сейчас у нас чаще используется? (сотовая, мобильная).
- А чем пользовались еще 10-15 лет назад?
- Посмотрите, как выглядит бланк телеграммы. У телеграммы свой язык: текст короткий, информативный, вместо знаков препинания –тчк, зпт. Слайд 4 (телеграмма с текстом).
Деятельность учителя Деятельность детей
Индуктор.
А) Запишите все ассоциации со словом телеграмма. Составление кластера
Б) задание: выберите причины, по которым люди долгое время не могут приехать к родным. Запишите.
На доске записаны фразы:
- много работы;
- нет времени;
-нет денег;
- далекое расстояние;
- возникли проблемы.
Социализация. Какие фразы вы выписали?
Анализ рассказа. Слайд 5.
- Обратимся к тексту рассказа – к самому началу.
- Как создается эмоциональный фон рассказа уже в начале?
-Какие глаголы использует Паустовский, рисуя эту осень?
- Почему автор начинает свой рассказ с такой мрачной картины? – Какие ощущения у вас от этого?
- Как зовут главную героиню? Какова она?
- К.П. решается написать письмо дочери, которую она не видела три года. Послушаем его. Слайд 6 (письмо К.П.)
- Какое самое важное слово в письме?
-Какие чувства К.П. описаны в нем?
Поговорим о Насте.
- Чем она занимается, где живет? Какие элементы портрета героини вы отметили?
- Можем ли мы ее назвать черствой, зная о ее участии в судьбе скульптора Тимофеева?
- Как относится Паустовский к Насте?
Село Заборье. Слайды 7-8.
- Кто проявил к К.П. настоящую человечность, чуткость, заботу?
5. Физкультминутка. Поменяйтесь местами друг с другом быстро и бесшумно.
6. Работа с текстом. Художественная деталь. Слайд 9.
Художественная деталь – изобразительная подробность изображенного мира, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
К.Г. Паустовского считают мастером детали. Мы с вами попробуем проникнуть в МАСТЕРСКУЮ писателя. На партах у вас отрывки из текста с выделенными словами.
- Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях. Обсудите в парах. Обоснуйте свой ответ. (Тексты на слайде 10)
Рассказ называется «Телеграмма».
- Сколько было послано телеграмм?
- Эти телеграммы отправляет Тихон. Именно ему принадлежат слова, обращенные к Манюшке, которые выражают главную мысль рассказа. Найдите их и запишите в тетрадь.
-О значении слова «пустельга». Слайд 11.
-Почему эти слова обращены именно к Манюшке?
- Поменялась ли Настя. Что повлияло на это?
Вернитесь к записям причин, по которым человек долгое время не может приехать домой.
- Изменилось ваше мнение?
7. Цветопись. Мне кажется, что произведение никого не оставило равнодушным. Поделитесь своими мыслями при помощи цветных карандашей и бумаги... (Звучит музыка Р. Клайдермена «Приди, любовь!» 4-5 минут). Слайд 12.
Напишите текст телеграммы Насте
Чтение стихотворения Валентины Кушмар «Заболела мать, и той же ночью…»
11. Мы заканчиваем работу над рассказом. Домашнее задание у вас на листках. Распечатать
Д.З. 1. Напишите, для чего писатель изобразил молоденькую учительницу в сцене похорон Катерины Петровны (5-7 предложений).
2. Напишите развернутый ответ на вопрос «Что я услышал(а) в телеграмме от Паустовского?» (4-6 предложений).
Оценки за урок.
Наш урок добра, любви, понимания подошел к концу. Почему нам нужно читать такие произведения?
Спасибо за урок, я думаю, что сегодня каждый задумался о себе, о своем отношении к близким и будет помнить всегда, что самый близкий человек для нас – это…? Примерные ответы учеников (записываем на доске): неожиданность, радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть.
Записывают фразы.
Ученик читает начало рассказа (1-2 минуты.) Слушают.
Холодный, ненастный (октябрь), спутанная (трава), рыхлые (тучи).
Тащились тучи, сыпал назойливо и т.д.
Настраивает на определенный лад, пронизывает мысль об увядании. Фразы короткие, от них веет каким-то холодом, а подсолнух «все доцветал и никак не мог доцвесть». В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание.
Пейзаж передает состояние героев, он психологичен по свой сути.
Читает подготовленная ученица.
Ненаглядная.
Отчаяние, боль, тоска, одиночество, желание ласки, дочернего понимания.
Русые волосы, большие холодные глаза, художники звали ее Сольвейг (в перев. - солнечный путь), как героиню норвежского писателя.
Дети меняются местами.
Распечатать
Текст 1. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
Текст 2. Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Текст 3. Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Человек ВСЕГДА должен приезжать к родным. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким.
«За добро плати добром, не будь пустельгой».
Ответ детей
Выполняют задание, несколько работ читают вслух.
Олеся Жукова читает стихотворение (слайд с фотографиями мам)
Ответы детей