Усадьба-призрак. Хотылёво усадьба кн. Тенишевых. Усадьба Тенишевых (с. Хотылево) Организация жизни в усадьбе тенишевой

Усадьба Тенишевых в Хотылёво (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Усадьба Тенишевых в селе Хотылёво, несмотря на удаленность от города и, тем более, от обеих столиц, была своеобразным провинциальным центром культурной жизни в 19 веке. 300 лет ею владели Тютчевы, а в 1888 г. поместье купил князь В. Н. Тенишев. Это был разносторонний и очень энергичный человек: он участвовал в организации и развитии современного Брянского машиностроительного завода, городского этнографического общества, написал несколько книг и научных работ.

Супруга князя, Мария Клавдиевна коллекционировала предметы прикладного искусства, основала Смоленский музей, мастерскую в Талакшино, сама была художником и меценатом, общалась со многими известными художниками, которые приезжали в усадьбу. Часть своей коллекции она передала Московскому археологическому музею . В 1903 г. Тенишевы продали усадьбу, а в 1905 она сильно пострадала от революционно настроенных местных крестьян.

М. А. Врубель в Хотылёво писал «Пана», И. Е. Репин создал несколько рисунков и этюдов - эти картины сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее .

Что посмотреть

Основная часть усадьбы - парк площадью 0,09 кв. км, разбитый в начале 19 века и благоустроенный под руководством хозяйки. Он тянется вдоль берега Десны, отделяя его от сельских домов, и разделен на две части: верхнюю регулярную, где стоят хозяйственные постройки и Преображенская церковь, и нижнюю ландшафтную с вековыми деревьями и гранитной лестницей к реке.

Верхняя часть парка засажена липами, хотя раньше представляла собой сложную композицию из цветов, кустарников и деревьев. Нижняя - более разнообразна, она буквально утопает в лиственной и хвойной зелени.

Вход в парк - с центральной площади села через «Железные ворота». От них к берегу ведет аллея, посередине которой стоял барский дом, но его сожгли немцы во время Второй Мировой войны, остались только лестницы веранд. Раньше через овраг было перекинуто несколько арочных мостов, сохранился только один.

Преображенская церковь, построенная еще в 1763 г. при Тютчевых, сейчас обветшала и выглядит удручающе. Она не очень похожа на обычные храмы: нет ни куполов, ни сводов, колокольня разрушена. Раньше храм поражал барочным декором - как внешним, так и внутренним. Сохранились остатки лепнины, которые только частично отражают былое великолепие.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, Брянский район, с. Хотылёво.

Село находится в 20 км от Брянска . Сюда ходят автобусы и маршрутные такси, но их остановка примерно в 1 км от усадьбы, поэтому лучше попросить водителя высадить чуть раньше.

Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В XIX веке усадьба перешла в собственность князя Тенишева. Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с П.И.Губониным и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода» (ныне Брянский машиностроительный завод). Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции. Вскоре В.Н.Тенишев стал крупнейшим Российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей. Кроме практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе «этнографического бюро» - по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации «Свободной школы» в Петербурге. Жена хозяина усадьбы - Мария Клавдиевна Тенишева - была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. В.Н.Тенишев дал жене не только княжеский титул, но и духовную опору, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве ученой, просветительницы, художника и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла ремесленную школу в Бежице и вложила большой труд в создание усадьбы в Хотылеве. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основном расположении, так и до мельчайших деталей, являются продуктом ее творческого труда. «Все воображение, а главное энергия, которую я вложила в создание Хотылева и широкая деятельность моя в Бежице не могли уже более замереть во мне. Прилив здоровых сил снова и снова толкал меня к новому творчеству, к новому труду», - писала в своих «Впечатлениях моей жизни» Мария Клавдиевна Тенишева. В столице, Хотылеве и в Талашкине М.К.Тенишева была окружена видными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, К.Коровин и другие. Некоторые из них посещали ее в Хотылеве и работали здесь. В Хотылеве М.А.Врубель написал своего знаменитого «Пана». По свидетельству Б.К.Яновского, «пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали». В Хотылеве бывал и великий русский художник И.Е.Репин. Он написал здесь несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к деснянской красоте, открывавшейся здесь взору. С И.Е.Репиным М.К.Тенишеву связывала многолетняя дружба. Великий художник был увлечен идеей М.К.Тенишевой об организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсов для учителей рисования. К лучшими произведениям художника относятся многие портреты Тенишевой.

10 мая, в рамках работы над сайтом нами была предпринята экспедиция в Хотылево. Там находится одно из интереснейших мест в Брянской области - Парк княгини Тенишевой. Вообще Тенишевы для г.Брянска фигуры довольно значимые.


* Тенишевы жили в Бежице (с 1956 года - Бежицкий район Брянска) с 1892 по 1898 годы. Князь Вячеслав Тенишев - один из основателей и владельцев крупнейшего в регионе и в России Брянского завода (ныне Брянский машиностроительный завод - БМЗ). Его жена Мария открыла шесть общеобразовательных школ, несколько ремесленных школ и училище. За создание училища (в июне 2007 года на этом здании в память о меценатах установлена мемориальная доска) Тенишевы получили благодарность от императора Николая II. В Хотылево, в усадьбе княгини, часто гостили знаменитые художники и люди искусства того времени. Илья Репин, Михаил Врубель сделали здесь ряд набросков и картин, прославивших эти места. В частности, в Хотылево была написана известная картина Врубеля "Пан". (по материалам gorodbryansk.info)




От самой усадьбы Тенишевой, к сожалению, осталось очень мало, только ворота сторожат вход в парк, но туда мы пойдем позже.


Храм построен в 1759-63гг. на средства тогдашнего хозяина Хотылева помещика Фаддея Петровича Тютчева. С XVII века на этом месте стояла деревянная Никольская церковь, она была сожжена во время "смуты" и неоднократно перестраивалась. Само имение один из Тютчевых проиграл в карты и его выкупил Тенишев у какого-то афериста.

Идем внутрь. В 2007 году крыша еще цела была, если судить по фотографиям на сайтах. Теперь же - см. фото ниже. Когда переделывали здание под общежитие, здание реконструировали - посередине сделали второй этаж, добавили над ним потолок, сбили всю лепнину. Безжалостное время словно само пытается убрать следы этой переделки. Если не вмешаться, скоро здесь останутся только стены церкви.

09. Окно
12. Вид сверху. Видны остатки декора
13. Состояние крыши
14. Спускаемся и идем в парк
15. Вид из парка на церковь.

* Вот с этой точки можно попытаться представить как церковь выглядела во времена Тенишевых. Мы нашли реконструкцию известного брянского архитектора В.Н. Городкова. На ней можно рассмотреть, кроме самой церкви, ворота и часть аллеи парка.

Если уж продолжать разговор о самом парке, то нелишне показать как он выглядел и немного рассказать о нем.




Как видите, масштабы впечатляют...
После смерти Тенишева в 1903 году, усадьба перешла к графине М.Н.Граббе. А в 1905 году во время крестьянских волнений летний дом в парке был сожжен полностью. В Великую Отечественную войну главный дом разрушен фашистами.



Так что к настоящему времени от усадьбы сохранились лишь гранитные лестницы от веранд главного дома в парк к реке, несколько хозяйственных корпусов и «железные ворота»:


Источники: 1. Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1998 2. va-brk.narod.ru (илл.)

Давайте посмотрим как парк выглядит сейчас. Рекомендуем сверяться с планом парка.

19. Лестница к Десне (см. реконструкцию)

Вдоль берега можно погулять. Если пойти влево - метров через 200 будет подвесной мостик (о нем в конце).

27. Вид с моста
28. Еще мост

Вот и все. На очереди фотоотчет о роще "Соловьи" в г. Брянск

Год постройки: середина 18 века, вторая половина 19 - начало 20 века.

Живописно раскинулась на склоне правого высокого берега Десны, между рекой и сельской застройкой, занимая в ней ведущее положение. Село, известное с 17 века, до конца 19 века принадлежало роду Тютчевых, один из представителей которого - Ф.П. Тютчев - построил здесь в 1759-68 годы каменную церковь Преображения. Нынешняя усадьба начала складываться в начале 19 века, когда был заложен парк. В 1889 году она перешла к князю В.Н. Тенишеву (1843-1903), крупному инженеру, одному из основателей Брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического завода, занимавшемуся также математикой и этнографией. Он перестраивает усадьбу: возводит в 1890-х годах казенный дом с рядом служб и реконструирует парк. Усадьба построена по проекту архитектора Н.Д. Прокофьева.
На рубеже 19-20 веков в усадьбе у жены князя - М.К. Тенишевой (1867-1930), известной меценатки и покровительницы искусств, коллекционера и художницы, основательницы художественной мастерской в Талашкине и музея в Смоленске, - неоднократно бывали многие представители русской культуры. В августе 1896 года здесь останавливался И.Е. Репин (1844-1930). Сохранилось несколько его рисунков с видами Хотылева. В июле-августе 1899 года в усадьбе жили М.А. Врубель (1856-1910), приступивший здесь к работе над картиной "Пан", его жена певица Н.И. Забела- Врубель (1868-1913) и ее аккомпаниатор, впоследствии композитор и педагог Б.К. Яновский (1875-1933).
Для удобства связи усадьбы с Бежицей В.Н. Тенишевым была построена платформа "Хотылево" на Риго-Орловской железной дороге. От нее проложена шлаковая дорога и сооружен стальной мост через Десну. Этот мост был разрушен во время Великой Отечественной войны.
После смерти В.Н. Тенишева в 1903 году усадьба перешла к графине М.Н. Граббе. В 1905 году во время крестьянских волнений в селе сгорел "летний дом" в парке. В Великую Отечественную войну главный дом разрушен и сожжен фашистами. К настоящему времени от усадебных построек сохранились лестницы от веранд главного дома, несколько перестроенных хозяйственных корпусов и отдельные парковые сооружения - "железные ворота", гранитный спуск к реке и арочный мост через овраг. Весь парк сильно зарос, а церковь в конце 1940-х годов лишилась своего завершения.
Одна из интереснейших в области усадеб периода эклектики, архитектура которой, стилизованная в духе классицизма и ренессанса, в окружении живописного парка, прекрасно сочетается с более ранним эффектным храмом в стиле барокко.
Территория расположенной на рельефе усадьбы в плане близка к прямоугольнику и вытянута между Десной и главной улицей села, которая служила подъездной аллеей. Расположенная на сельской площади церковь Преображения находится прямо против входа в усадьбу - т.н. "железных ворот". От них начинается главная парковая аллея, пересекающая его по линии север-юг и выступающая в качестве основной композиционной оси всего комплекса. Прежде аллею с юга замыкала лодочная пристань на берегу Десны. Справа от ворот расположены три корпуса хозяйственных построек, сгруппированные вокруг небольшого двора. Архитектура этих одноэтажных, прямоугольных в плане сооружений предельно проста и лаконична.
Примерно на середине оси аллеи располагался усадебный дом, обращенный главным фасадом в сторону площади. Противоположный фасад с четырехколонным портиком выходил в парк. От дома сохранились лишь две устроенные перед фасадами широкие (до 7 метров) входные лестницы веранд в восемь ступеней, выполненных из гранита, с тумбами по сторонам. Перед главным фасадом разбит узкий цветочный партер, а перед парковым находится полукруглая площадка, от которой по оси аллеи к реке спускается гранитная лестница. На одной из ее площадок между маршами устроен каменный грот. Вдоль берега идет широкая продольная аллея, в концах которой через овраги были переброшены каменные арочные мосты (сохранился лишь восточный).

В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны находится бывшей усадьбы Тенишевых. Парк, как часть усадьбы, занимает центральное положение в застройке села Хотылево, раскинувшегося живописно и прихотливо. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В 1888 г. усадьбы была куплена у князя А. Гедройца князем В. Тенишевым.

Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с разбогатевшими предпринимателями и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года "Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода" (ныне). На обязанности Тенишева лежало все инженерно-техническое руководство заводом. Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции.

Кроме этой практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе "этнографического бюро" - по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации "Свободной школы" в Петербурге.

Бесстолпное трехчастное здание, кирпичное и оштукатуренное, имеет своеобразную композицию, которая значительно искажена утратами. Двусветный, сильно вытянутый по продольной оси объем после разборки завершений имеет одинаковую высоту всех частей и выглядит как единое целое благодаря общему характеру их членений. Основной квадратный в плане четверик храма, более широкий и с закругленными углами, прежде был увенчан малым восьмериком с купольной кровлей. К нему примыкают небольшой прямоугольный алтарь с закругленной восточной стеной и короткая прямоугольная трапезная с четвериком паперти, над которой ранее возвышалась колокольня (сохранились остатки нижнего яруса).

Богатый барочный декор фасадов отличается изяществом деталей. Внутренняя отделка здания была очень пышной, с обильной полихромной лепниной. От нее остались фрагменты в виде скульптур ангелов и различных архитектурных деталей на стенах нынешнего чердака здания.

Перед домом поперечная аллея пересекается двумя продольными аллеями. Первая, длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, расположенным в левой части усадьбы. Вторая, основная продольная аллея, пересекает перед фасадом всю территорию усадьбы, от западной окраины через фруктовый сад устремляясь к березовой роще и далее к полям. Двумя арочными романтичными мостиками она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке.

Дом был открыт в сторону сельской площади парадным "зеленым залом" - окруженным стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верхней части лестницы грот. В него можно войти и отдохнуть в прохладе. Отсюда красивый вид на Десну.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался "рыбный пруд" (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с поперечной аллеей и далее, в правой части парка, выходила на подъездную дорогу к мосту. Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков, соединялась с верхним парком.

Таким образом, архитектурно - планировочная композиция парка логично сочетает регулярные устройства с "натуральными", четкие прямые аллеи, "зеленые залы" и "кабинеты" - с прихотливо вьющимися дорожками, со свободной планировкой, приближенной к живой природе. Центр композиции - это упомянутый выше "зеленый зал" цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от Железных ворот, поперечные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми аллеями, образуют еще три зеленых зала, обрамленных плотными рядами высоких лип. Здесь на лужайках размещались игровые и спортивные площадки: русская лапта, лаун-теннис, крокет и другие. Перед средним из этих залов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней стоял "Летний дом". Справа от партера располагались службы и фруктовый сад.

Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: Железные ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям - однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской.

Хотылевский парк - это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и "окнами" в зелени на реку и заречье, направляя внимание зрителя на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки "Летнего дома" открывается вид сверху на "рыбный пруд", нижний парк и на уходящую вдаль пойму с серебряным изгибом реки.

Аллея лестницы торжественно показывает Десну "в упор" на коротком участке, вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней. Поперечные дорожки, спускающиеся по логам, открывают новые и разные виды, обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль. Такое включение внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы раздвигает его границы далеко, далеко.

К сожалению, современное состояние парка внушает тревогу за его будущую судьбу. Бессмысленно разрушается красивая лестница и другие парковые сооружения. Исчезают ценные деревья, заменяясь случайной порослью. Руководство сельского производственно-технического училища, в ведении которого находится парк, рассматривает его территорию как резервную для строительства своих зданий. Учебный корпус, клуб и ряд хозяйственных построек расположены в парке. Предусматривается строительство жилых домов и других зданий училища. Думается, что это неразумно и недопустимо: для нового строительства у нас еще достаточно свободной территории.

Чтобы ограничить использование парка под застройку, необходимо срочно установить охранную зону парка как ценного памятника. Парк в Хотылеве, пожалуй, единственный пример в Брянском крае террасного прибрежного парка со своеобразной планировкой, активно включающей в свою композицию внешние виды отмеченных незаурядной красотой окрестностей. Надо его сохранить.

  • Городков В. По старинным аллеям. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - С. 78-87.
  • Дубровский, А.М. Усадьба Тенишевых в Хотылеве / А.М. Дубровский // Усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины: в 2-х т. Т. I.- 2017. - Т. 1. - С. 197-205
  • Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. - Орел, 1905. - Т. 1.- С. 129-130.
  • Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Брянская область. - М., 1977. - С. 38-40.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 180-184.
  • Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. - Л., 1991. - С. 93, 100-101, 127-129.
  • Бочарова Н. Посмотреть родину // Точка. - 2008. - №7. - С. 106-107
  • Городков В. Преображенская церковь в Хотылеве//Брян. газ. - 1993. - Окт. (№40). - С. 6.
  • Деханов В. Усадьба Тенишевых в Хотылево: следы минувшей красоты//Брян. газ. - 1999. - авг. (№32). - С. 6.