В чем заключаются особенности жанра романа эпопеи «Война и мир»? Сочинение Толстой Л.Н. Сочинения по темам

Эпопея - древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман - новоевропейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности.

Черты эпопеи в «Войне и мире»: в центре - историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года, значение его героической роли и изображение «целостного» бытия.

Черты романа: «Война и мир» повествует о частной жизни людей, показываются конкретные личности в их духовном становлении.

Жанр романа-эпопеи - создание Толстого. Идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, авторское художественное повествование и философские отступления. Основу содержания романа-эпо-пеи составляют события большого исторического масштаба, «жизнь общая, а не частная», отраженная в судьбах отдельных людей. Толстым достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни - отсюда огромное число действующих лиц. Идейно-художественный стержень произведения - история народа и путь лучших представителей дворянства к народу. Произведение писалось не для воссоздания истории, это не хроника. Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически-достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа - гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).

Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем - необходимая составная часть жанровой структуры «Войны и мира». В 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рассуждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб. Считается, что громоздскость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений - неотъемлимые и необходимые черты «Войны и мира». Сама художественная задача - эпического охвата громадных пластов исторической жизни - требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого - инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

Требованиям жанра подчинена и композиция «Войны и мира». В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей (проанализировать все противопоставления, смотри выше).

«Диалектика души» (особенности психологизма Толстого).

«Диалектика души» - постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по Чернышевскому).

Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.

Средства психологической изобразительности у Толстого:

  1. Психологический анализ от лица автора-повествователя.
  2. Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр., размышления Пьера о том, ехать или нет к Анатолю Курагину, после того, как он дает Болконскому слово этого не делать).
  3. Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей» (напр., поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица).
  4. Сны, раскрытие подсознательных процессов (напр., сны Пьера).
  5. Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж (напр., первый бал Наташи).
  6. Внешние детали (напр., дуб по дороге в Отрадное, небо Аустерлица).
  7. Расхождение между тем временем, в которое реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр., внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова).

По мысли Н. Г. Чернышевского, Толстого интересовал «всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразительным, определительным термином» непосредственно изображать психический процесс. Чернышевский отмечал, что художественным открытием Толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. Чернышевский выделяет общие принципы «диалектики души»: а) Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (Толстой: «человек - текучее вещество»); б) Интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) Событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).

Вопрос о жанре «Войны и мира» является одной их наиболее сложных тем на школьных уроках. Обычно ученики затрудняются с ответом ввиду большого объема данного произведения, который не позволяет с первого раза понять все особенности книги. Поэтому в ходе прочтения необходимо обращать внимание школьников на основные моменты в построении композиции, которые помогут определиться с жанровыми особенностями романа.

Особенности сюжета

Проблема жанра «Войны и мира» напрямую упирается в сюжет произведения. Роман охватывает несколько десятилетий в жизни главных героев. Основное же внимание автор уделяет периоду борьбы русского народа с французской армией Наполеона. Эпический обхват событий определил структуру произведения, которое состоит из нескольких сюжетных линий, посвященных разным семьям, судьбы которых переплетаются в ходе повествования.

Однако русский народ считается главным действующим лицом произведения. Поэтому жанр «Войны и мира» следует определять как эпопею. Широкий обхват событий определил и особенности сюжета. Герои произведения действуют на фоне исторических событий начала 19 века. Они оказываются втянутыми в военные события рассматриваемого периода, и их судьбы и жизни оказываются зависимыми от перипетий войны.

Исторический фон

При определении жанра «Войны и мира» следует учитывать и историческую основу сюжета. Автор не просто ограничился описанием борьбы русского народа за освобождение от французского нашествия, но и изобразил панораму русской общественной жизни начала 19 века. В центре его внимания - жизнь нескольких дворянских семей (Ростовых, Болконских и других). Однако он не обошел вниманием и жизнь простого народа.

В его книге имеются зарисовки крестьянского и деревенского быта, описание жизни обычных людей. Все это позволяет говорить о том, что роман «Война и мир» - это широкая эпопея народной жизни. Книгу можно назвать своеобразной энциклопедией русской истории начала царствования Александра I. Л. Н. Толстой привлек большое количество архивного материала для изображения реальных событий и исторических лиц. Поэтому его произведение отличается правдивостью и достоверностью.

Персонажи

Традиционно принято выделять троих главных героев произведения - Наташу Ростову, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Именно в их образах писатель воплотил лучшие качества, присущие дворянскому сословию рассматриваемого времени. Кроме того, большую роль в развитии сюжета сыграли и герои второго плана: брат Наташи - Николай Ростов, семья князя Андрея и другие представители дворянского сословия, которые время от времени появляются в ходе повествования.

Такое большое количество действующих лиц придало масштабность художественному произведению, что еще раз доказывает, что роман «Война и мир» - это произведение эпического характера.

Сюжетные линии

Для определения жанра книги необходимо также обратить внимание на большое количество сюжетных повествований в произведении. Помимо главных историй - линии Пьера, Наташи и князя Андрея - в романе имеется большое количество дополнительных вспомогательных зарисовок из жизни общества рассматриваемого времени. Толстой описывает ряд дворянских семей, которые так или иначе влияют на основной сюжет.

Герои романа «Война и мир» принадлежат к самым разным слоям общества, и это осложняет композицию повествования. Помимо светских картин писатель очень правдиво показывает подъем народного духа во время нашествия французов. Поэтому военная тематика занимает видное, пожалуй, даже главное место в повествовании.

Изображение войны

Толстой в своем произведении акцентировал внимание на народном характере войны. Именно простой русский народ по праву считается главным действующим лицом всей книги. Поэтому произведение и принято называть эпопеей. Такая задумка автора определила особенности сюжета. В тексте жизнь дворян во время общей беды тесно переплетается с жизнью простых людей.

Герои романа «Война и мир» на какое-то время вырваны из привычного круга их жизни и оказываются в самом страшном эпицентре событий. Князь Андрей получает смертельное ранение, Пьер попадает в плен к французам и вместе со своим новым другом, обычным крестьянским мужиком Платоном Каратаевым, претерпевает все тяготы неволи, Наташа вместе с семьей покидает Москву и ухаживает за ранеными. Таким образом, писатель показал, как в момент опасности все население России объединилось для борьбы. Это еще раз доказывает, что произведение «Война и мир» - это роман-эпопея.

Основные события

О том, что книга написана в духе эпоса, свидетельствует тот факт, что наиболее важные ключевые события повествования носят масштабный характер. Например, ранение князя Андрея на поле Аустерлица, когда произошел переворот в его мировоззрении, - это сцена, которая поражает читателя грандиозностью и широтой панорамы. Ведь эта битва была одной из самых главных в ходе наполеоновских войн, в ней было задействовано большое количество участников, и она имела огромное значение для укрепления успеха Франции. То же самое можно сказать про Бородинское сражение. «Война и мир» - это роман, в котором автор стремился в первую очередь показать общий порыв всего русского народа в борьбе с врагом. И сцена данного боя лучше всего показывает патриотический подъем всех участников. Пьер как может помогает простым солдатам во время артиллерийской атаки, и, хотя он совершенно не умеет обращаться с оружием, тем не менее действует в меру своих сил для того, чтобы помочь бойцам.

Таким образом, автор помещает своих героев в самый эпицентр событий для того, чтобы показать их единение с народом. Это еще раз доказывает эпический характер произведения. Охват всех сторон жизни общества является важной особенностью произведения. Писатель показал историю России начала 19 века с помощью изображения социальной и культурной жизни всех ее сословий. Поэтому его книга по праву считается самой известной и значимой эпопеей в литературе указанного столетия. И только в 20 веке М. Шолохов сумел создать столь же грандиозное полотно народной жизни в романе "Тихий Дон".

Художественные особенности романа «Война и мир»

1. Мастерство композиции. Композиция романа поражает своей сложностью и стройностью. В романе развивается множество сюжетных линий. Эти сюжетные линии нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев (Долохова, Денисова, Жюли Карагиной) и целых семейств (Ростовых, Болконских, Курагиных).

Сложные сплетения человеческих отношений, сложные чувства людей, их личная, семейная, общественная жизнь раскрываются на страницах романа наряду с изображением великих исторических событий. Человек так или иначе захвачен этими событиями.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной линией, к событиям, связанным с другой линией, от частных судеб к историческим картинам. То мы в имении Болконских, то в Москве, в доме Ростовых, то в петербургском светском салоне, то на театре военных действий.

Этот перенос действий далеко не случаен и определяется замыслом автора. Благодаря тому, что читатель видит разные события, совершающиеся одновременно на разных участках, он их сравнивает, сопоставляет и таким образом глубже понимает их истинный смысл. Жизнь предстает перед нами во всей ее полноте и многообразии.

Чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров, писатель часто прибегает к методу контраста. Это выражено и в самом заглавии романа «Война и мир», и в системе образов, и в расположении глав.

Растленную жизнь петербургской аристократии Толстой противопоставляет народной жизни. Контраст содержится и в изображении и отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин, Кутузов и Наполеон), и в описании исторических событий (Аустерлицкое сражение -- Бородинская битва).

2. Психологический анализ. В романе мы находим глубочайший психологический анализ, проявляющийся в повествовании автора, в передаче внутренних монологов героев, в «подслушивании мыслей». Сказывается психологизм и в снах как форме воспроизведения душевных переживаний, подсознательных процессов. Один из психологов обнаружил в романе 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков человеческой улыбки, которые помогли писателю раскрывать многообразие эмоциональных состояний персонажей. Такое внимание к малейшим оттенкам движения человеческой души стало настоящим открытием Л.Н. Толстого и получило название метод раскрытия «диалектики души».

3. Портреты героев. Психологической характеристике служат портреты героев, функция которых -- дать зримый образ человека. Своеобразием портретной характеристики персонажей в романе является то, что она обычно соткана из деталей, одна из которых настойчиво повторяется (лучистые глаза княжны Марьи, одинаковая для всех улыбка Элен, короткая с усиками губа Лизы Болконской и т. д.)

4. Пейзажные описания. Не менее важную роль играют пейзажные описания, помогающие уяснить обстановку, в которой живет и действует герой (сцена охоты у Ростовых), его состояние и ход мыслей (небо Аустерлица), характер его переживаний (двукратная встреча князя Андрея с дубом), эмоциональный мир героя (лунная ночь в Отрадном). Картины природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей.

Невозможно переоценить значение романа -- эпопеи «Война и мир», который на все времена остается великим произведением русской классической литературы.

Роман-эпопея Л.Н.Толстого является практически единственным произведением русской литературы такого масштаба. В нем раскрывается целый пласт истории – Отечественная война 1812 года, военные кампании 1805-1807 годов. Изображаются реальные исторические личности, такие как Наполеон Бонапарт, император Александр I, главнокомандующий русской армией Михаил Иларионович Кутузов. На примере Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных Толстой показывает развитие человеческих отношений, создание семей. Народная война становится центральным образом войны 1812 года. Композиция романа «Война и мир» Толстого многосложна, роман огромен по своему объему сведений, поражает количеством героев (более пятисот). Толстой показал все в действии, в жизни.

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности. Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой. Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей. Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Мысль народная в романе Толстого

Война 1812 года была выиграна благодаря силе, стойкости и вере русского народа. Народа в полном его составе. Толстой не разграничивает ни крестьян, ни дворян – на войне все равны. И цель у всех одна – освободить Россию от врага. «Дубина народной войны», – говорит Толстой о русском войске. Именно народ является основной силой, победившей врага. Что могут военноначальники без народа? Простой пример – французская армия, которую показывает Толстой в контрасте с русской. Французы, воевавшие не за веру, не за силу, а потому что нужно воевать. И русские, идущие за стариком-Кутузовым, за веру, за землю русскую, за царя-батюшку. Толстой подтверждает мысль о том, что народ вершит историю.

Особенности романа

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях. Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира». Природа помогает понять состояние героев, не заставляя автора прибегать к словесным описаниям.

Название романа

В названии романа «Война и мир» содержится художественный прием, который называется оксюморон. Но название можно понять и буквально. Первый и второй тома делят между собой сцены то войны, то мира. Третий том почти полностью посвящен войне, в четвертом мир преобладает. Это тоже уловка Толстого. Все же мир важнее и нужнее любой войны. В то же время война без жизни в «мире» невозможна. Есть те, кто там – на войне, и те, кто остался ждать. И их ожидание, порой, одно спасение на возвращение.

Жанр романа

Сам Л.Н.Толстой не давал точного названия жанра роману «Война и мир». На самом деле в романе отразились исторические события, психологические процессы, социально-нравственные проблемы, подняты философские вопросы, герои проживают семейно-бытовые отношения. Роман вмещает в себя все стороны человеческой жизни, раскрывает характеры, показывает судьбы. Роман-эпопея – именно такой жанр был дан произведению Толстого. Это первый роман-эпопея в русской литературе. Поистине Л.Н.Толстой создал великое произведение, которое прошло испытание временем. Его будут читать во все времена.

Тест по произведению

Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман – новоевропейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности.

Черты эпопеи в “Войне и мире “: в центре – историческая судьба русского народа в Отечественной

Войне 1812 года, значение его героической роли и изображение “целостного” бытия.

Черты романа: “Война и мир” повествует о частной жизни людей, показываются конкретные личности в их духовном становлении.

Жанр романа-эпопеи – создание Толстого. Идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, авторское художественное повествование и философские отступления. Основу содержания романа-эпо-пеи составляют события большого

Исторического масштаба, “жизнь общая, а не частная”, отраженная в судьбах отдельных людей. Толстым достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни – отсюда огромное число действующих лиц.

Идейно-художественный стержень произведения – история народа и путь лучших представителей дворянства к народу. Произведение писалось не для воссоздания истории, это не хроника. Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически-достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа – гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).

Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем – необходимая составная часть жанровой структуры “Войны и мира”. В 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рассуждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб.

Считается, что громоздскость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений – неотъемлимые и необходимые черты “Войны и мира”. Сама художественная задача – эпического охвата громадных пластов исторической жизни – требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого – инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

Требованиям жанра подчинена и композиция “Войны и мира”. В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей (проанализировать все противопоставления, смотри выше).

Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.

Психологический анализ от лица автора-повествователя. Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр. размышления Пьера о том, ехать или нет к Анатолю Курагину, после того, как он дает Болконскому слово этого не делать). Внутренний монолог, создающий впечатление “подслушанных мыслей” (напр. поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица). Сны, раскрытие подсознательных процессов (напр. сны Пьера). Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж (напр. первый бал Наташи). Внешние детали (напр. дуб по дороге в Отрадное, небо Аустерлица). Расхождение между тем временем, в которое реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр. внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова).

По мысли Н. Г. Чернышевского, Толстого интересовал “всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразительным, определительным термином” непосредственно изображать психический процесс. Чернышевский отмечал, что художественным открытием Толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. Чернышевский выделяет общие принципы “диалектики души “: а) Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (Толстой: “человек – текучее вещество “); б) Интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) Событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).

Сочинения по темам:

  1. “Война и мир”, как роман-эпопея. Жанр “Войны и мира” необычен. Сам Толстой отказывался от жанрового определения своего величественного произведения, предпочитая...