Ваджра принцип действия. Ваджра - оружие древних богов. Смотреть что такое "ваджра" в других словарях

Когда основателю буддизма Будде Шакьямуни пришло время покинуть этот мир и погрузиться в нирвану, он отправился в местечко Кушинара в Индии, встал на камень и обратился лицом к югу. На камне остались отпечатки его стоп как напоминание людям о пребывании на земле великого учителя. Внутри отпечатков людям открылись благотворные знаки, среди них - изображение алмазного жезла ваджры, важнейшего символа буддизма.

Истоки символизма ваджры нужно искать в Древней Индии. Согласно мифам, божественный мастер-кузнец Тваштар выковал ее для громовержца Индры. Это грозное оружие, «громовое копье» (или секира), схожее с молниями Зевса, имело форму диска со ста углами и тысячью зубцами. Именно оно помогло Индре одержать победу в решающем космическом сражении - схватке с Вритрой («Преграда»), демоном, препятствующим пробуждению жизни и движению небесных вод.

Как гласит буддийская легенда, Будда Шакьямуни, приняв из рук Индры божественное оружие, согнул открытые, гневно торчавшие зубцы и превратил ваджру в мирный скипетр, символизирующий кроткий, добросердечный характер новой религии. Впрочем, статуса «оружия богов» ваджра не утратила, но стоит помнить, что единственный враг, с которым буддисту дозволено вести бескомпромиссную битву, - это неведение. Для нас оно тоже своего рода преграда, мешающая проявлению лучших качеств души.

Шарообразный центр наиболее известной, традиционной формы ваджры - символ изначального состояния, зародыша Вселенной, точки начала пути. Ее рукоять представляет мировую ось, протянувшуюся между небом и землей, а два конца, каждый из которых подобен другому, отражают кажущуюся полярность мира. Два лотоса, вырастающие из центра, оканчиваются четырьмя лепестками-спицами. Вместе с центральной осью они составляют пять элементов с богатой символикой. В одном из ключей это пять проявлений чистой мудрости, потенциально присущих каждому человеку, и в то же время пять «ядов», или привязанностей, омрачающих наше существование. Выбор между стремлением к зеркально чистой, спокойной, совершенной, всепроникающей, истинной мудрости и привязанностью ко лжи, ненависти, вожделению, гордыни, зависти - остается за нами.

В тибетском буддизме ваджра приобрела особый смысл. Это слово образует название одной из ветвей буддизма - Ваджраяны, или «Алмазной колесницы». Тибетский эквивалент ваджры - дорже имеет то же значение и переводится как «Владыка камней», то есть алмаз. Подобно алмазу, пробужденное сознание имеет чистую, лучезарную, совершенную природу, а сам процесс мгновенного пробуждения, просветления подобен удару грома, вспышке молнии или искре, вспыхивающей в ограненном алмазе - бриллианте.

В этом значении ваджра близка знаменитому символу из европейской традиции - святому Граалю. В рыцарских легендах Грааль часто предстает не в образе чаши, а в виде благородного камня, упавшего с небес на землю. Поиск Грааля в средневековых сказаниях - это в первую очередь внутренний поиск истины, мудрости и смысла жизни, а это не что иное, как переход от обыденного к высшему состоянию сознания, говоря языком буддизма. Подобные изменения во внутреннем мире человека лучше всего иллюстрирует взаимосвязь графита и алмаза. Являясь по сути тем же элементом - углеродом, алмаз в процессе внутренней перестройки обретает иные, «королевские» достоинства: твердость и чистоту. Сродни буддийской ваджре и философский камень алхимиков, участвующий в процессе трансформации души человека. «Тот, кто нашел философский камень, сияющую драгоценность, Просветленный Ум в своем собственном сердце, - пишет знаток буддизма лама Анагарика Говинда, - преобразует свое смертное сознание в бессмертное, постигает бесконечное в конечном и обращает Сансару в Нирвану - таково учение Алмазной колесницы».

Алмазная природа ваджры символизирует также прочность, неуничтожимость и всепобеждающую силу учения Будды. Поэтому ваджра - непременный атрибут буддийских манускриптов, призванных разбить оковы невежества и освободить путь к познанию.

Во время ритуалов ваджра всегда используется вместе с буддийским колокольчиком, ручка которого сделана из половинки традиционной ваджры. При этом верующий держит колокольчик в левой руке, а ваджру в правой. Вместе колокольчик и ваджра символизируют соответственно женское и мужское начала, мудрость и пути ее достижения, пустоту как обитель просветленного сознания и сострадание ко всему живому как лучший способ достижения такого состояния.

Ваджра Ваджра (алмаз), в буддизме - символ прочности и неуничтожимости.

Источник: "Религиозный словарь"

(Санскр.) Букв., "алмазная палица" или скипетр. В индусских сочинениях - скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом Буддизме это магический скипетр Жрецов-Посвященных, заклинателей духов и адептов - символ обладания Сиддхами или сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определенных церемоний находился в руке жрецов и теургов. Это также символ власти Будды над злыми духами или элементалами. Обладателя этого скипетра называют Ваджрапани (см.).

Источник: "Теософский словарь"


Синонимы :

Смотреть что такое "Ваджра" в других словарях:

    - (санскр. молния, громовник или перун, палица бога Индры, алмаз), в ведийской религии (см. ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ) и индуизме (см. ИНДУИЗМ) священное оружие, палица, скипетр Индры. В буддизме (см. БУДДИЗМ) символ мгновенного, как вспышка молнии,… … Энциклопедический словарь

    Палица, символ Словарь русских синонимов. ваджра сущ., кол во синонимов: 2 палица (13) символ … Словарь синонимов

    В ведийской, индуистской и буддийской мифологии священное оружие, палица, скипетр. Принадлежит Индре, а также персонажам высшей иерархии в буддизме … Большой Энциклопедический словарь

    - (др. инд. vájra), 1) в ведийской и индуистской мифологии дубина, палица (грома), оружие Индры (реже Рудры, Марутов. Манью). Ср. эпитеты Индры: Ваджрин, Ваджрабхрит («носящий В.») и т. п. В. была выкована для Индры Тваштаром; по «Ригведе» (I 121,… … Энциклопедия мифологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ваджра (значения). Буддийская ваджра Ваджра или ваджр (санскр. वज्र, по тибетски … Википедия

    ВАДЖРА - (санскр. алмаз, громовой камень) ритуальный предмет, распространенный в Индии и на Тибете. Возник в рамках ведического культа Индры. В индуистской мифологии зубчатый диск, громовая палица Индры. Характерны эпитеты Индры: Ваджрин, Ваджрабхрит… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Словарь символов

    В индуизме и буддизме алмазный скипетр, образованный двумя трезубцами творца грома и молний Шивы. В руках Индры он символизирует земную власть, в руках Агни власть духовную. Алмаз обладает нерушимой твердостью и олицетворяет духовную силу.… … Словарь символов

    Ваджра - Мифическое оружие божеств ведического пантеона в виде жезла с утолщениями на концах или навершиями в виде боевого трезубца. Также считалось, что ваджра имеет способность меня свой вид в зависимости от ее обладтеля … Военно-исторический словарь

    Ваджра - Vajra громовая стрела – оружие громовника Индры. Мистически это особая сила, способствующая Освобождению. Великая мантра северных буддистов обращена к тому, у кого в руке ваджра (или дордже) – Vajrapanin … Бхагавадгита. Толковый словарь терминов


ВАджра (санскр. «молния») — оружие бога Индры — скипетр-трезубец.
Индра (санскр. - имя означает, вероятно, Владыка, сила, плодородие), центральный персонаж ведийской мифологии, бог грома и молнии, воитель, покровитель военной дружины, предводитель богов-дэвов в их безначальной войне с демонами-асурами, воплощение воинской доблести и признанный «царь богов», впоследствии один из основных хранителей мира (локапалы), ответственный за восток. Один из братьев-Адитьев. Владеет Ваджрой. Победил демонов Вритру и Бала.
Истоки образа Индры восходят по крайней мере к периоду пребывания индоариев в Западной (Передней) Азии, к середине II тысячелетия до н.э., так как божество Индара было известно еще митаннийским ариям.

В индийской мифологии Ваджра была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами.
В индуизме ваджра может быть двойной и четверной.
Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия.
В буддизме облик Ваджра таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты).

Благодаря важности символического значения Ваджры, этот символ распространился вместе с индийской религией и культурой в остальные части Азии. Ваджра используется как символ в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Сиаме, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии.

Кстати, подобную рукоятку колокола я где-то видел. Не могу вспомнить где.

ВАД-ЖРА.
В переводе с санскрита это слово означает одновременно «молния» и «алмаз».
Ваджра представляет собой палицу либо скипетр и символизирует прочность и неуничтожимость.
Она может интерпретироваться в качестве одного из образов мировой оси, фиксируя воздействие верхнего мира на нижний.
Если рассматривать всю композицию целиком, то можно сказать, что в ведической традиции ариев Индостана, этот символ был устойчивым знаком победы, изображением волшебного непобедимого оружия, сокрушающего зло - «ваджра», которое традиционно изображается двумя способами.

Наиболее распространенным средневековым мотивом орнамента восточных тканей была «ваджра», ошибочно принимаемая европейцами за лилию. Если вы внимательней посмотрите на правый образец - ясно увидите счетверенную, крестообразную ваджру.
Посмотрим на традиционное геральдическое изображение ”лилии”. Слева приведён более древний её вид. По-моему, как первичное, так и классическое изображение гораздо больше похоже на ваджру, чем на лилию.

Символ ваджры встречается повсюду, причём именно в смысле метательного оружия.

В разных славянских традициях существуют разные трактовки этого символа. Тем не менее, он везде связан с воинами и с битвой, начиная минимум со времён варягов и Рюриковичей и заканчивая нынешним гербом Украины. Например, очень похожий знак используют в традиции Запорожских казаков - Спас. Одно из распространённых названий символа «Соколиный удар». Стоит помнить, что ”рарог”, откуда пошло имя Рюрика значит и просто сокола, и феникс-аватар Сварога - создателя огня. Так же Перуна (бога грозы, как и Индру) ассоциируют с триглавом - тот же тризуб. Символ Перуна.

Ритуальные предметы для тантрических практик

(по-тибетски «дордже»)


Главный символ тантрического буддизма, или ваджраяны, откуда и происходит его название. В древнем индуизме ваджр - скипетр бога-громовержца Индры. В буддизме ваджр представляет несокрушимую силу и символизирует неизменную и неразрушимую природу Просветленного ума, чистую истину Дхармы. Ваджр - - мужской символ, аспект сострадания, блаженства и искусных средств на пути к Просветлению.

Как ритуальный предмет, ваджр бывает нескольких видов. Самые распространенные - - пятиконечный и девятиконечный ваджр. У первого пять концов с одной стороны представляют пять омрачений, которые очищаются в пять видов мудрости. Центральный шарик символизирует, что в состоянии Просветления между ними нет разницы с точки зрения абсолютной истины. Девятиконечный ваджр символизирует девять путей Древней тибетской школы (Ньингма).



Колокольчик (на санскрите «Гханта») согласно индуистской философии символизирует Нада-Браму или Звук зерна, происходящий из Брахмы, высшего божества. Колокольчик используется во многих религиях, поэтому его можно встретить в любом храме. В буддизме колокольчик -это женский символ (наряду с лотосом). Его звук символизирует пустоту как природу всех явлений и аспект интуитивной мудрости. Используется во время тантрических ритуалов вместе с ваджром. Колокольчик держат в левой руке, а ваджр - в правой.


Символ завершения всех действий, символ Абсолюта, который присутствует везде.

Также символизирует четыре типа действий (увеличения, умиротворения, подчинения и разрушения) и печать тайны.

Маленький ритуальный двойной барабан, перевязанный посередине кожаным ремешком, на концах которого находятся деревянные, костяные или вязаные наконечники. При вращении барабана они ударяют по плоскостям, издавая звук. Используется во время буддистских практик. Одновременный удар наконечников по двум сторонам барабана издает звуки разной высоты, что символизирует единство мужского и женского начала, блаженства и пустоты, методов и мудрости. Для некоторых практик дамару изготавливают из человеческих черепов. Во время ритуалов вместе с дамару используют колокольчик. Дамару большого размера применяется во время практики «Чод» вместе с канглингом.

Труба из берцовой кости человека. Используется для изгнания злых духов вовремя шаманских ритуалов. В практике «Чод», напротив, используется для призывания духов, которым адепт символически подносит свое тело, отсекая привязанность к собственному «я» и углубляя постижение пустоты. (Примечание. Для выполнения подобных практик требуется специальное посвящение, подготовка и руководство опытного мастера).

Символический кинжал, имеющий трехгранную форму, с ваджром или головой гневного божества на ручке. Символизирует разрушение всех концепций, привязанности к собственному «я» и представлений о реальности иллюзорного мира. В некоторых ритуалах используется в качестве оружия для подчинения сил, противоборствующих учению и буквально «пригвождает к земле» их символические образы.

Кривой нож. Подобные ножи использовались для разделки туш животных. Символизирует отсечение привязанности к собственному «я».

Ожерелье из бусин, которые перебирают, повторяя мантры или мистические слоги. Служат для подсчета числа произнесенных мантр и успокоения ума. Традиционное число бусин в четках - 108. Это число повторений имен божеств, священно для буддистов, индусов и джайнов. Также 108 получается при умножении числа планет (9) на число знаков зодиака (12)"или числа четвертей луны (4) на число лунных созвездий (27), которые луна проходит за месяц. Кроме того, в йоге считается, что за день или за ночь (т.е. за 12 часов) человек совершает 10800 вдохов и выдохов.

Традиционно лучшим материалом для че­ток считаются семена дерева бодхи. Кроме того, для специфических ритуалов рекомен­дуются: для умиротворения - - четки из гор­ного хрусталя, жемчуга, семян белого лотоса, белого корал­ла, раковин или слоновой кости; для увеличения (заслуг, богатства и.т.п.) из семян красного лотоса, золота, серебра или бронзы; для подчинения из красного коралла, красного жемчуга, сердолика, сандалового или красного дерева; для разрушения из семян рудракши, железа, свинца, кости человека или животных.


Символ Бодхисаттвы мудрости Манджуш-ри. Символизирует отсечение неведения и двойственного видения мира. Его можно увидеть на изображениях Манджушри в его правой руке.

Ритуальный предмет представляющий собой чашу из черепа, используемый в тантрических ритуалах для предложения мяса или крови (символически используется вино) богам-защитникам, чтобы получить их расположение. Его держат в руках Кали, Махакала, другие Защитники и их Дакини.


Год выпуска: 1999
Страна: Россия
Перевод: Не требуется
Режиссер: Золотой Век
Качество: VHSRip
Формат: AVI
Продолжительность: 01:00:00
Размер: 705 Мб

Описание: Фильм рассказывает о духовном опыте в русле буддийской традиции, о высочайшей возможности человеческого духа, об озарении, о священном знании, медитации и буддийских символах. Для любой зрительской аудитории.

Скачать c turbobit.net (705 Мб)
Скачать c depositfiles.com (705 Мб)


Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова ваджра

ваджра в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ваджра

в ведийской, индуистской и буддийской мифологии священное оружие, палица, скипетр. Принадлежит Индре, а также персонажам высшей иерархии в буддизме.

Мифологический словарь

ваджра

(индуист.) - «алмаз», «молния» -

    В индуистской мифологии - громовая палица, оружие Индры, выкованное для него Тваштаром. По различным описаниям, она - медная, золотая, железная или каменная, имеет четыре или сто углов, тысячу зубцов. Имеет форму в виде диска или креста.

    В буддийской мифологии - символ прочности и неуничтожимости, изображаемый в виде скипетра. Является атрибутом мифических будд и бодхисатв, олицетворяет мужское начало (обычно наряду с колокольчиком, символизирующим женское начало).

Википедия

Ваджра (значения)

  • Ва́джра - оружие бога Индры - скипетр-трезубец. См. также Дордже.
  • Ва́джра - санскритское слово, часто используемое в буддийских священных текстах, и в названиях сутр (напр. Ваджраччхедика Праджняпарамита Сутра - Алмазная Сутра Совершенной Мудрости ).

Ваджра

Ваджра или ваджр (, по-тибетски: дорчже ) - ритуальное и мифологическое оружие в индуизме, тибетском буддизме и джайнизме. Было создано божественным ремесленником Тваштаром из костей мудреца Дадхичи для Индры.

Имея важное религиозное и культурное значение, символ ваджры распространился вместе с индуизмом, а затем с буддизмом во многие части Азии. Он встречается в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Таиланде, Камбодже, Мьянме, Индонезии, Китае, Корее, Японии, Монголии и России.

Примеры употребления слова ваджра в литературе.

Первая ваджра помогла тебе добыть Полуденную Росу и справиться с Мировым Змеем, вторая позволила победить Мироеда и покончить с Вавилонской башней.

Вот я и решил ее использовать для себя - передать Смерти вместо косы, потому что третья ваджра - это власть над Жизнью и Смертью.

Но ваджра может приобрести силу лишь в твоих руках, и передать ее другому можно лишь добровольно - ни украсть, ни отобрать, сила сразу тогда пропадет.

Только тем серпом и можно было проклятому вспороть брюхо, а теперь ваджра без силы, поскольку взята обманом.

В Джарджару был помещен ваджра -- Гром, сокрушитель дайтьев, а в ее частях были размещены лучшие и сильнейшие боги.

Его тело синего цвета, он держит в руке пятиконечную ваджру и восседает на слоновьем троне, обнимая супругу -- Будда-Лочану.

Его тело зеленого цвета, в руке он держит двойную ваджру и восседает на троне из парящих в небе птиц шанг-шанг, обнимая супругу -- Самая-Тару.

Улумукха, темно-синяя, с головой совы, держащая ваджру в правой руке и меч -- в левой: эти восемь пишачи святых мест, окружающие пятерых пьющих кровь херука, выйдут из твоего собственного мозга и явятся перед тобой.

Мутилой, и Опивца снарядил, и предвидел, что ты планетника поразишь, и посулишь отдать самую ненужную покупку, и послал на Полелюеву Ярмарку самого зачуханного Ырку с коробом барахла, и все шло по моим расчетам, и планетник Опивец мне доложил, что передал ваджру Смерти в самые костлявые руки.

Жихарь сумел вытащить обратно на хребтину Змея обоих побратимов, а вот ваджру не уберег.

Все эти россказни про ваджру богатырь услышал много позже, когда они шли в обратный путь как раз через Индию.

На обратном пути Жихарь на всякий случай подбирал с дороги разные диковинные предметы, но ни один из них чудес не творил и с ваджрой близко не лежал.