Виды композиционного построения. Искусство: композиция, виды композиции

В публикации рассмотрим понятие композиции, видов композиции, которые широко распространены в различных областях искусства, а в некоторых являются основой.

Понятие композиции

В Большом Энциклопедическом словаре дается несколько определений данного понятия. Рассмотрим основные из них, исходя из сферы применения.

Слово происходит от латинского "compositio", что значит "связывание", "составление".

В первую очередь это создание определенного художественного образа или произведения, которое обусловлено его назначением, содержанием и характером. Композиция является самым важным элементом художественных форм, который придает цельность и единство созданному произведению, взаимоподчиняет его компоненты.

Следующие два определения связаны с музыкой и искусством. Одно из них трактуется следующим образом. Композиция - это живописное, музыкальное, графическое или скульптурное произведение. А также может быть процессом сочинения музыки или учебной дисциплиной в музыкальном учебном заведении.

Помимо этого, может включать несколько различных видов искусства.

Теперь приступим к рассмотрению основных видов композиции в различных сферах искусства.

Литература

С данным понятием каждый из нас встречался в школе на уроках изобразительного искусства, литературы и музыки. Подробнее остановимся на литературе, так как в этой области понятие играет ключевую роль для писателя. Рассмотрим также виды композиции в литературе.

К относят повествование, диалог и монолог, портрет и пейзаж, фабулу, описание, авторскую характеристику и отступления, вставные рассказы и систему образов.

Важная роль принадлежит и среди которых выделяют следующие:

Экспозиция (наличие ее в произведении необязательно, она позволяет писателю заранее уведомить читателя о событиях, а также настроить его на нужную волну).

Ретроспекция, иначе называющаяся "взглядом назад". Автор погружает нас в прошлое героев для раскрытия причин ныне происходящего. Наиболее характерен этот прием для рассказа-воспоминания.

Лучшим приёмом для придания произведению интриги является разрыв. Читаемая глава заканчивается интригующим моментом, а в следующей идет речь уже совсем о другом, при этом созданная интрига остается.

Среди видов композиции в литературе выделяют два основных - внешняя и внутренняя. Первая включает разделение текста на составные части: прологи, эпилоги, главы и так далее. Вторая делает акцент на содержании: сюжете, образах, речевых ситуациях и так далее.

Также композиция бывает обратной (произведение начинается с финальных сцен), кольцевой (конец произведения - это сцена, с которой оно начиналось), тематической (основывается на взаимоотношениях главных образов) и зеркальной (строится на симметрии некоторых образов или эпизодов).

Дизайн

Определенных видов композиций в дизайне, как правило, нет. Есть средства, качества и свойства композиции, которые мы и рассмотрим.

К средствам относятся линия, штриховка, пятно, цвет, светотень, а также линейная, цветовая и воздушная перспективы. Художники часто используют в своей работе сразу несколько средств. Например, линию, пятно и штрихи.

Линия считается основным средством Светотень используется для передачи на рисунке объема предметов. Перспективы применяются для создания иллюзии пространства.

Теперь перечислим качества и свойства композиций в дизайне: композиционное равновесие, гармоничная целостность, симметрии и асимметрии, динамичность и статичность композиции, единство характера форм.

Архитектура

В архитектуре также широко используется композиция, а виды композиции многочисленны.

Она предполагает организацию элементов архитектуры для достижения гармоничности и единства. Выбор той или иной композиции осуществляется не только на основе эстетических принципов, но и определяется всеми требованиями к архитектурному строению.

Рассмотрим виды архитектурной композиции. Объемная композиция выполняется за счет построения объемных форм. Пространственная соответствует некоему определенному пространству (например, зал, комната или арена). В основе глубинно-пространственной композиции лежит объединение нескольких пространств или же разделение пространства на взаимосвязанные части. В объемно-пространственной композиции сочетаются объемные формы с элементами пространства. Примером такого построения может служить план здания с частью двора. Фронтальная композиция строится по горизонтальной и вертикальной координатам. В высотной преобладает высота над размерами формы на плане.

Фотография

Говоря о композиции и видах композиции, хочется уделить внимание популярному виду искусства - фотографии. Каждого человека, будь то профессиональный фотограф или любитель, волнует, как сделать свои фотографии интересными и выразительными. Для этого существует несколько правил построения композиции.

Правило третей гласит о том, что кадр делят на девять частей, то есть получается сетка. Таким образом, наиболее важные объекты располагают на пересечении линий или вдоль их.

Правило "золотого сечения". В композиции есть точки, которые наиболее привлекают внимание человека, они находятся на расстоянии 5/8 и 3/8 от краев кадра. Всего таких точек 4.

Также существуют правила диагоналей и диагонального золотого сечения.

Заключение

Композиция и виды композиции являются основной темой в изучении изобразительного искусства, а также архитектуры. Без знания правил построения объектов, предметов и пространств, а также умения применять те или иные приемы нельзя создать шедевр.

Рассматривая какое-либо изображение - живописное или графическое, а также наборную форму (обложка, титул и т. д.), мы в большинстве случаев можем установить структуру и линейную схему, по которой строится композиция.

Структура определяет общий характер композиции, например вертикальной, горизонтальной, диагональной, построенной на мелком пятне или на крупном ит.д.

Линейная схема, обобщенная до простейшей геометрической фигуры, образует главный принцип построения композиции. В одном случае это будет треугольник, в другом - круг, в третьем - диагональ и т. д.

Схема определяет основные соотношения между главными составными частями изображения.

Когда мы говорим, что изображение построено по треугольнику, это, конечно, не означает, что все оно точно строится по линиям, образующим треугольник, - это означает только, что основные элементы изображения подчинены в своем контуре направлению линий, характерному для треугольника.

В основе линейной композиции также лежит свойство глаза двигаться в направлении, подсказанном какими-либо воображаемыми линиями, или, вернее, теми точками, через которые проходят эти воображаемые линии. Эти опорные точки ведут взгляд в границах определенной замкнутой фигуры, не давая вниманию зрителя рассеиваться и заставляя его сосредоточиться на рассматривании основного объекта.

Линии, по которым строится то или иное изображение, могут быть прямыми, кривыми, ломаными, горизонтальными, вертикальными. Каждая из них по-своему воздействует на зрителя. Одни и те же предметы, помещенные в треугольнике, овале или ромбе, во многих отношениях будут восприниматься по-разному.

Вертикальная линия, поставленная на горизонтальную, всегда создает впечатление устойчивости, статичности.

Чем же объяснить, что определенная линейная композиция, в данном случае вертикаль, дает одно и то же и притом вполне определенное впечатление?

Абсолютно ложно утверждение, что линии обладают каким-то «изначально данным» свойством. Неверно и утверждение, что наш мозг устроен таким образом, что он всегда воспринимал именно так подобное соотношение линий.

Объяснение нужно искать в том, что та или иная оценка формы является следствием практического опыта и обобщает бесконечное количество случаев реальной действительности. Растущее дерево, вбитая в землю свая, скала и т. д. - все это устойчивые вертикальные объекты выработали в представлении человека определенный образ, связанный с восприятием вертикали.

Поэтому-то композиционная схема, построенная по принципу прямоугольного пересечения горизонтали вертикалью, кажется нам статичной.

Вертикальные направления в композиции часто встречаются там, где хотят дать впечатление торжественности, парадности, величия, приподнятости и т. д. Такое же впечатление создают у зрителя колоннады древнегреческих зодчих.

Статична и композиция, построенная по принципу треугольника (классическая композиция, широко применявшаяся, например, в эпоху Возрождения), так как в треугольнике ясно ощущается вертикальная ось, являющаяся зрительным стержнем изображения. Композиция по треугольнику в полиграфии чаще применяется в таком виде, как на рисунке, т. е. в виде опрокинутого треугольника (более динамичная схема).

Рассматривание вертикальной композиции требует несколько большего зрительного усилия, чем горизонтальной. Так как взгляду, обычно движущемуся снизу вверх, приходится испытывать некоторое напряжение при рассматривании вертикальной композиции, у нас возникает ощущение, будто верхняя часть такой композиции больше, чем нижняя (рис. 109). Поэтому зрительно диагональное направление в композиции тельный (оптический) центр

вертикальной композиции всегда лежит несколько выше, чем ее геометрический центр.


Вот и обещанное продолжение. Начало можно прочитать здесь: http://diamagnetism.livejournal.com/80457.html

Вся нижеприведенная информация была рассказана и показана педагогом и художницей (или наоборот - кому как больше нравится) Juliette Aristides. Думаю, на этих примерах станет очень быстро понятно, к чему были сложности из первой части.

Начнем с Веласкеса.
«Мени́ны» 1656 г. 3,2 м x 2,76 м
Ещё одно название — «Семья Филиппа IV».
Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее Прадо в Мадриде.


В этой картине все фигуры находятся в нижней половине холста. Голова самого художника находится на линии, делящей холст на верхнюю и нижнюю половины. Вертикальная разделительная линия проходит вдоль края открытой двери и кадрирует правую половину центральной девочки. Линия, делящая холст на нижнюю и среднюю трети, проходит по линии глаз этой девочки, а также касается нижней части щеки и макушки головы фигур, стоящих в правой части картины.

Веласкес использовал обе главные диагонали. На диагонали, идущей из нижнего правого угла в верхний левый угол, "лежит" фигура и рука одной из главных девочек. Эта же диагональ обозначает угол самой картины в картине. Вторая диагональ проходит через тело левой девушки и лицо в зеркале (слева от двери). Вдобавок диагональ, идущая из нижнего центра картины к верхнему левому углу ограничивает справа фигуру художника, в то время как диагональ, идущая из нижнего центра картины к верхнему правому углу, обозначает угол наклона фигуры женщины в фоне.

Теперь Вермеер.
"Астроном"1668 51 cм x 45 cм


Аналогичное использование направляющих.

Выводы:
1. направляющие ограничивают фигуры в холсте
2. направляющая проходит через линию глаз
3. направляющая определяет наклон фигуры


Сочетание круга и квадрата в композиции обычно выглядит как круг, вписанный в квадрат. Такая композиция своими корнями идет к Древней Греции и впервые описывается Витрувием. Такая композиция основывается на философии примирения между миром конечным (представлен квадратом) и бесконечным (представлен кругом).
Посмотрим, как это использовали великие.
Рафаэль.
"Снятие с креста" 1507



Рафаэль склонил и собрал людей таким образом, чтобы они сформировали круг. Затем он использовал обе главные диагонали квадрата: одна для расположения головы центральной женщины, а вторую пустил вдоль руки мужчины в красном.
Затем Рафаэль использовал горизонтальную линию, делящую на верхнюю четверть и вторую четверть, для обозначения линии горизонта. Горизонтальная линия, отделяющая верхнюю треть от второй трети, проходить через глаза центральной женщины. Горизонтальная линия, отделяющая вторую треть от нижней трети, ограничивает нижнюю часть корпуса Христа.
Вертикаль, отделяющая левую треть от средней трети, и срединная вертикаль обрамляют центральную женщину, в то же время срединная вертикаль проходит через ногу центрального мужчины и делит всю картину напополам. Вертикаль, отделяющая правую четверть от третей четверти, вместе со срединной вертикалью ограничивают фигуру центрального мужчины.

Рибера
"Мученичество св. Филиппа" 1639



Рибера схожим образом использовал сочетание круга с квадратом. Обратите внимание, как он сплотил людей по круговой композиции в квадратном холсте. Затем он задействовал обе главные диагонали: одна прошла через лицо центральной фигуры, а вторая - через левую руку фигуры. Еще 2 диагонали, которые идут из середины верхней кромки холста к нижним углам картины, обрамляют внешние фигуры. Голова центральной фигуры лежит на средней горизонтали. Верхняя граница всех людей на картине ограничивается горизонталью, делящей картину на среднюю и верхнюю треть. Однако одна фигура находится чуть выше - она ограничивается горизонталью между верхней четвертью и второй четвертью. Эта же горизонталь проходит через деревянную балку.
Рибера пошел дальше в использовании круга в квадрате и создал меньший круг во втором, меньшем квадрате. Меньший круг описывает арку из рук святого мученика, делая намеренное заявление, учитывающее символ круга.

Караваджо
"Мадонна пилигримов" 1603 - 1605


Караваджо в этой картине использовал направляющие прямоугольника корня 3. Он расположил композиционный центр (головы Мадонны и Иисуса) в верхнем левом углу, как раз у пересечения главной диагонали большого прямоугольника с диагональю маленького прямоугольника. Обратите внимание, как голова маленького Иисуса располагается на диагонали большого прямоугольника, а голова Мадонны располагается на соответственно второй диагонали.
Ближайшая горизонталь создает деление, которое определяет положение руки младенца. Это деление делает две вещи. Первое: оно делит картину на трети. Второе: оно создает второй, меньший прямоугольник корня 3. Теперь мы видим, что Караваджо заключил композиционный центр картины в прямоугольник, который имеет те же пропорции, что и сама картина, но имеет другой размер. Это создает ритмичное деление.
Композиция Караваджо обнаруживает гармонию, которая основывается на сходстве и различии. Если наложить на картину логарифмическую спираль, основанную на квадратном корне 3, то центр спирали окажется на пересечении описанных выше диагоналей.

Вот такие примеры. Теперь вы можете "примерить" на другие картины принципы, описанные в первой части "Композиции".
Вторая часть про композицию будет уже менее рациональна.

Композиция – это соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Что важно в композиции: целостность, контрасты, новизна, подчиненность всех средств композиции идейному замыслу, соотношение изображения к краям листа, выбор формата и рамы.

Закон целостности - это когда произведение воспринимается как единое и неделимое целое. Все объединено одним смыслом, одним светом, находится в одной среде. То есть плохо если произведение воспринимается как сумма нескольких самостоятельных частей. Ничего не должно быть случайным. Хорошо, когда ничего нельзя было добавить или убрать.

«Явление христа народу» Иванов

Закон контрастов.

В композиции важен контраст, с его помощью можно выделить главное, привлечь внимание зрителя. Самый сильный контраст - это композиционный центр картины. Контрасты бывают разные: большое – маленькое, светлое – темное, ч-б – цвет, круглое – квадратное, плоское- объемное, мягкое- резкое, горизонтальное – вертикальное.

Без контрастов света и тени, контрастов форм, величин, контрастов цветов, человек не увидит ни формы, ни объема. Не будет композиционного центра и все сольется воедино на листе. Человеку будет не интересно и не возможно рассматривать картину.

То есть, к примеру, в абсолютной темноте или при очень слабом свете человек ничего не видит не объем, ни форму. ни цвет. Или если круг зеленого цвета помещен на зеленый фон, то человек тоже ничего не увидит. Если, например, объемный белый гипсовый шар на темном фоне осветить равномерно со всех сторон так, что не будет ни тени, ни полутени, то человек воспримет форму, но не объем. Эти примеры показывают, как важны в жизни контрасты тона и цвета.

В «Девочке с персиками» Серова, на светлом фоне – смуглый силуэт лица. Это контраст.

Контрастный психологически грязный, скорченный на земляном полу цеха рабочий рядом с богато и пышно одетым, сверху вниз оглянувшимся на рабочего фабрикантом, на картине Иогансона «На старом уральском заводе».

Контраст выражается и в противостоянии теплых и холодных цветов или при сочетании дополнительных цветов - красного с зеленым, синего с оранжевым, фиолетового с желтым, белого с черным. Правда ведь, что чем ночь темней – тем ярче звезды?

«Звездная ночь» Ван Гог

А вот в иллюстрации «Слон и моська» отлично виден контраст размеров. Слон на фоне малюсенькой моськи становится еще больше.

«Слон и моська»

Сюжетно-композиционный центр. Центром композиции является та часть, которая ясно выражает главную идею сюжета, привлекает первоначально взгляд зрителя, остальные части подчиняются главной идеи, глаз в идеале идет с композиционно центра далее «блуждая» с элемента на элемент. Если нет композиционного центра или их слишком много, то образуется хаос и зритель «сходит с ума», не зная куда ему смотреть.

На первой работе не присутствует композиционного центра, все раздрызгано, на второй же явно виден композиционный центр.

Сюжетно-композиционный центр можно выразить через контрасты тоновые или цветовые, контрасты величин и форм. Сюжетно-композиционный центр обязательно должен быть.

Пейзаж обладает композиционным центром - это мост. Контраст светлого и темного, контраст цветов.

А вот икона не обладает композиционным центром.

Ритм .

В искусстве ритм не жесткий, не математически точный, он предполагает «перебои», акценты, пустоты.

Ритм проявляется в линейных, тональных и цветовых контрастах. Они влияют на восприятие зрителем картины (настроение), дают ощущение умиротворения или наоборот страха, движения или покоя.

Чередование элементов в композиции заставляет зрителя размышлять, «ползая» по пространству холста глазом от одного элемента к другому, разглядывать, вызывает интерес.

Так же ритм способствует упорядочению, организации всей плоскости картины, ее целостности.

Брюллов в картине «Последний день Помпеи» при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. По ритмам архитектура повторяет движения людей. Так же здесь использован ритм света и тени. Этот ритм создаёт ощущение напряжения.


«Последний день Помпеи» Брюллов

Ритм мазка также способен создать нужное настроение. Например, в портрете Франса Хальса «Весёлый пьяница» ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. Энергичные, разной длины, широкие мазки тёмного цвета на рукаве делают контуры одежды неровными, волнистыми. На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм. Все ритмы одежды разнонаправленны и создают впечатление подвижности, неорганизованности, которые свойственны характеру этого веселого человека.

«Весёлый пьяница» Франс Хальс

Если нужна динамика, то не нужно делать сюжетно-композиционный центр в самом центре. Если наоборот нужен полный покой и умиротвворение на картине, то это возможно. Так же важно, что бы было равновесие, воздух. Хороша та композиция, от которой нельзя ничего отнять и к которой нельзя ничего прибавить.

Симетрия - уравновешенность частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. Часто одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с центром картинны. Симметричное построение композиции передает состояние покоя.


Асимметрия противоположна симметрии.

Тут равновесие достигается через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету.

Иногда в такой композиции равновесие ослабляется или совсем отсутствует.

На картине «Раздолье» бегущие девушки создают впечатление динамики. Композиция ассиметрична, но уравновешена. Цельность и уравновешенье создается чередованием светлых фигур с элементами пейзажа.


«Раздолье» Дайнека

Расположение главного на втором пространственном плане. Иногда главное действующее лицо или группа размещается в композиции на втором плане, в то время как первый план служит как бы подходом к ним. Все остальные пространственные планы осуществляют функцию дополнительную. Вместе с первым планом они создают окружение, обстановку для главного действия, образуют его «декоративное обрамление», так или иначе связанное с происходящим на втором плане.

«Аллегория живописи» Ян Вермеер Делфтский

Портретное расположение. Если вы работаете над психологическим портретом, создавайте интересную композицию. Предположим человек в думе или грусти, поместите его в край. Если это парадный портрет, помещайте фигуру в центр.

Новизна . Вам будет интересно смотреть на обыденное, на то, что давно примелькалось и не вызывает новых эмоций и впечатлений? Художник – это тот, кто находит новое даже в обыденном и показывает его так, что бы зрителю было интересно. Несмотря на то что мы много раз видели произведения великих мастеров разных эпох, они каждый раз заново волнуют нас своей нестареющей красотой и гармонией. Те произведения, в основе которых лежит шаблон или схема не носят новизны и не интересны.

Это вам интересно?

А вот композиция картины Давида «Смерть Марата» была настоящим открытием по неожиданности, невиданности и смелости решения.

Закон соотношения краев картины к ее плоскости.
1) предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней.

К примеру, тут и дерево и столб на переднем плане, сливаются с краями листа.

2) предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине;

На следующей картине пространство усугубляется еще и перспективой дороги.

3) пересечение дальних и второстепенных предметов (пейзаж) с краями листа нейтрален. Пересечение же предметов и фигур переднего плана с краями картины, особенно нижним краем картины, всегда несет какую-то нагрузку.

Например, в картине Рембрандта «Давид и Урия» Урия уходит вперед, «покидая картинное пространство».

4) движение или статика картины .

На плоском однородном поле, ограниченном «рамой», где не обозначены ни небо, ни земля, предмет, изображенный в верхней части поля, воспринимается падающим, а в нижней - лежащим на горизонтальной плоскости.

падающие предметы

лежащий красный треугольник

Наклонные же отрезки обычно кажутся уходящими в глубину.

Уходящие в глубину

Важный аспект - это вертикали, горизонтали и диагонали в картине.

Вертикали и горизонтали в изображение сообща с прямоугольной рамой создают еще большую устойчивость.

Правило передачи покоя:
- если на картине отсутствуют диагональные направления;
- если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
- если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Наклонные направления во взаимодействии с вертикалями и горизонталями подчеркивают неустойчивость.

Правило передачи движения :

Если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;
- эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
- для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане.

От вытянутого вверх формата возникает ощущение стройности, возвышенности.

Для формата, вытянутого в ширину, характерна «распахнутость».

Форматы в круге и квадрате воспринимаются статичными. И в них гораздо труднее вкомпоновывать изображения.

Так же важно помнить о толщине рамы и ее цвете. Это тоже будет воздействовать на общее восприятие произведения.



Наиболее распространенными типами рам являются прямоугольные, круглые и овальные.

Приятного творчества

Создать красивую композицию в ландшафтном дизайне – задача не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. Композиция – это не просто составление целого из частей. Это создание такого целого, на котором хочется останавливать свой взгляд снова и снова. Это то, что вызывает у нас различные положительные эмоции. Именно ландшафтная композиция является основой хорошего дизайна, и ее составляют всего четыре основные элемента.

Линия в ландшафтной композиции

Линии в ландшафтной композиции могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными или изогнутыми. Линии используются в ландшафтном дизайне, чтобы подчеркнуть объект, задать траекторию движения или привлечь внимание к фокусной точке, коей может быть, например, огонь, вода или малая архитектурная форма. Дорожки или участок сада с прямым маршрутом до фокусной точки, естественно, будут направлять человека в акцентную область сада. В отличие от этого, извилистая дорожка создаст чувство удивления.

С помощью линии можно перенаправить взгляд человека на области, представляющие наибольший интерес, при этом совершенно неважно, какой будет эта линия. Поэтому когда вы задаете маршрут на вашем участке, внимательно продумайте, куда будет вести основная или вспомогательная дорожка. Наиболее часто встречающаяся ошибка – это дорожка в никуда. А ведь это направляет наш взгляд. И если мы не видим ничего в конце нашего пути, то подсознательно нас начинают одолевать сомнения, нужно ли вообще туда идти. И это, отнюдь, вызывает не интерес, а, скорей, опасения. А если в конце дорожки мы видим малую архитектурную форму, красивую скульптуру, лавочку или дерево с интересной формой, наш взгляд успокаивается, и мы плавно переходим в состояние созерцания. А это уже совсем другое чувство.

Если же вы решили создать на своем участке извилистые дорожки, то здесь действует принцип неожиданности. Извилистая дорожка вызывает интерес, но не сама по себе. В данном случае каждый крутой поворот должен обязательно содержать акцентный элемент, призывающий идти дальше. И здесь будет лучше, если форма дорожки не будет видна целиком, как на ладони, нужно сделать так, чтобы каждый участок или каждый ее завиток, был скрыт, например, за ширмой из растений. Тогда это вызовет чувство интереса: а что же там, за поворотом?

Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться – не экономьте на мощении дорожек в саду, ведь оно будет служить вам долгие годы. Сейчас наступили времена, не терпящие переделок. Во-первых, это очень дорого, а, во-вторых, это трата вашего драгоценного времени. Как часто мы видим участки, на которых дорожки попросту соединяют входы построек между собой. Где же здесь ландшафтная композиция? Ее нет, поэтому вы не можете чувствовать себя комфортно на таком участке. Расширьте немного горизонты, откройте лужайку перед домом, разбейте на ней красивый цветник или посадите небольшую декоративную группу из деревьев и кустарников. Поверьте, на такой пейзаж вы будете смотреть гораздо чаще, чем на иссеченный дорожками газон. В этом случае ваши глаза будут бесконечно блуждать по созданным линиям в поиске пристанища.

Линии, независимо от того, реальные они или воображаемые (образованные, например, посаженными растениями), создают общую композицию в саду. Именно линии создают ощущение порядка и позволяют сосредоточить свое внимание на всем дизайне сада как едином целом, а не на отдельных деталях, которые его составляют.

Форма в композиции ландшафтного дизайна

Формы ландшафтной композиции создается контурами, замкнутыми в пространстве, и образуют трехмерные объекты. Формой обладают малые архитектурные элементы и растения, и именно они организуют ландшафт, а зачастую и определяют весь ландшафтный стиль сада. Формальные геометрические формы знакомы нам как круги, квадраты и многоугольники. Свободные формы отличаются извилистыми линиями и размытыми краями.

Растения создают в саду форму с помощью своих очертаний и силуэтов, их форма может меняться при их группировке. Тогда как постройки и малые архитектурные элементы – это формы постоянные.

Круги в композиции

Круги имеют прочную конструкцию. Взгляд человека всегда обращен к его центру, который наиболее часто используют как место для акцента. Для разнообразия в дизайне используют и производные круга – эллипс, сегмент, овал или полукруг.


Квадраты в композиции

Квадраты – это общепринятая «строительная» форма. Мы часто видим ее в мощении дорожек, а также в каменных, кирпичных или деревянных конструкциях и их отделке (плитка). В отличие от круга, квадрат – форма более фундаментальная и тяжелая для восприятия. Форма квадрата также может дробиться на сегменты, с помощью которых можно достигать другой, уникальной и более сложной, формы.

Многоугольники в композиции

К многоугольникам (особенно, к треугольникам) нужно относиться особо осторожно. Острые углы воспринимаются «колючими», что создает определенный дискомфорт для человека. Чем проще многоугольник, тем легче он воспринимается нашим зрением.


Извилистые формы

Свободные, извилистые формы часто имитируют естественное течение рек или ручьев. Такие формы хорошо работают при создании дорожек, проектировании цветников, проектировании водоемов и сухого ручья. Извилистые линии могут добавить таинственности в композицию сада, открывая зрителю все новые и новые виды.


Размытые или зубчатые края имитируют сколы натурального камня, фактурных листьев, вызывая ощущение грубости и шершавости. Подобные формы можно увидеть в альпинариях или вдоль сухого ручья, а также эти формы могут быть отражены в малых архитектурных формах.

Фрагментированные формы

Фрагментированные формы напоминают осколки камня или кирпича и часто используются в пошаговом мощении.

Форма растений


Форма растений является наиболее интересной. Она может изменяться за счет увеличения количества растений при их группировке. Форма, контрастирующая с другими формами в общем составе, будет являться акцентом. Акцентные формы нужно использовать с осторожностью, их должно быть одна-две, но если их количество слишком большое, они способны привести к хаосу. Вертикальные композиции добавляют пространству высоты, а горизонтальные – ширины. Форма растений способна изменять пространство ландшафтной композиции, внося в него всевозможные выпуклости и вогнутости. Например, форма дерева с выгнутыми ветвями создает вогнутое пространство под ними, которое можно заполнить растением с куполообразной кроной.

Деревья обладают большим разнообразием форм, они могут быть: круглыми и столбчатыми, овальными и пирамидальными, в виде вазы и плакучими. Различные формы деревьев используются не только для визуальной привлекательности, также они несут и функциональную нагрузку. Например, для создания тени в саду больше подойдут круглые и овальные формы деревьев, в то время как экранирование требует пирамидальной или колоновидной формы.

Формы кустарников

Формы кустарников могут быть вертикальными, похожими на вазу, сводистыми, кургановидными, округлыми, остроконечными, каскадными и неправильными. Выбирая кустарниковые формы, нужно учитывать, будут ли они посажены в группе или одиночно.


Почвокровные формы

К почвопокровным формам относятся: ковровые, распростертые, стелющиеся, игловидные и комковатые. Почти все почвопокровные формы лучше смотрятся в массе.


Форма – это очень мощный инструмент для распознавания и определения объекта композиции, основываясь на его контуре или силуэте. Человеческое зрение способно воспроизводить объект даже если мы видим только часть знакомой нам формы. Повторение одной и той же формы необходимо при создании структуры ландшафтного дизайна. Формы также определяют стиль сада. Геометрические формы являются основой регулярных садов, а свободные формы предпочтительней использовать в пейзажных садах, имитирующих природу.

Цвет в ландшафтной композиции

Цвета растений и малых архитектурных форм вносят интерес и разнообразие в пейзаж. Цвет является наиболее заметным и, к сожалению, непостоянным элементом ландшафтного дизайна. Для создания цветовых схем используется цветовой круг, который включает в себя три основных цвета (красный, синий и желтый), три вторичных цвета (зеленый, оранжевый и фиолетовый) и шесть третичных цветов (смесь вторичных и первичных цветов).

Окрас листьев и цветков растений создают настроение в саду. В ландшафтном дизайне дачного участка цвет используется для визуального эффекта. Цвета должны гармонировать с общим видом сада и сопровождать его изменение от сезона к сезону. Основными цветовыми схемами являются монохромная, аналоговая и комплиментарная.

Монохромная цветовая схема

В монохромной цветовой схеме используется один цвет. В ландшафтном дизайне это означает только один цвет, отличный от зеленого цвета листвы и травы. В саду, где преобладает зеленый цвет, все-таки форма и текстура оказывают большее влияние на эмоциональное состояние. Но один цвет может иметь множество светлых и темных вариаций, которое добавляет разнообразия в общий вид. Примером может служить белый сад с белыми цветами, белой пестрой листвой и белыми элементами декора.


Гармоничная цветовая схема

Аналоговая или гармоничная цветовая схема композиции состоит из любых трех-пяти цветов, которые находятся рядом в цветовом круге, например, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый и желтый, или синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвета связаны друг с другом, поскольку они, как правило, включают два основных цвета и, смешиваясь, образуют вторичный и два третичных цвета, обладая общими свойствами.

Комплементарная цветовая схема

Комплементарная цветовая схема предполагает использование противоположно стоящих цветов в цветовом круге. Эти цвета, как правило, имеют высокий контраст. Наиболее распространенными сочетаниями являются: фиолетовый и желтый, красный и зеленый, синий и оранжевый. Такие сочетания часто встречаются в природе среди цветов.

В растениях цвет имеют все их составляющие – листья, кора, плоды и цветы. Листва, как правило, служит отличным фоном для цветущих растений. Конечно, зеленая листва во всех ее разнообразиях оттенков – это все-таки доминирующий цвет по количеству, но при этом яркость других цветов на фоне зеленого воспринимается с большим вниманием, поскольку здесь работает контраст.

Конечно, цвет также встречается в зданиях, камне, брусчатке, дереве и мебели. Большинство цветов натуральных материалов, таких как камень и дерево, имеют приглушенный тон и, как правило, несколько вариаций (например, коричневый, рыжий и бежевый). Яркие цвета в малых архитектурных формах обычно встречаются среди искусственных материалов (расписная мебель, окрашенные керамические контейнеры, скульптуры или стеклянные украшения).

Цвет обладает свойствами, способными влиять на эмоции, восприятие пространства, интенсивность освещения, гармоничность и внимание. Цвета определяются их «температурой», они могут быть холодными и теплыми. Холодные цвета действуют успокаивающе, они используются в зонах пассивного отдыха. Теплые же цвета, напротив, вызывают бурю эмоций, их лучше использовать в ландшафтных композициях в местах активного отдыха. «Температура» цвета также может влиять на восприятие расстояния. Холодные цвета как-бы отступают назад и воспринимаются дальше, делая пространство больше и глубже. Теплые цвета воспринимаются как находящиеся ближе и делают пространство меньше.

Цвет также может служить и акцентом. Например, желтый, который имеет наибольшую интенсивность, сильно контрастирует с другими цветами и должен быть использован с большой осторожностью. Небольшое количество насыщенного цвета будет производить такой же эффект, как и большое количество более приглушенного цвета.

Цветовые схемы в саду могут меняться в зависимость от сезона. Летние цвета, как правило, более разнообразны и ярки, а зимние цвета склонны к однотонной и более темной гамме. Цвет также зависит от времени суток и времени года. Летнее солнце делает цвета более насыщенными, а зимний – более приглушенными. Подбирая цветовое решение композиции ландшафтного

дизайна, следует учитывать и время суток, в которое сад будет использоваться, и уделить особое внимание текстуре и форме.

Текстура в ландшафтной композиции

Текстура – это признак поверхности, который может быть разделен на три категории: грубая, средняя и тонкая. Текстура в ландшафтной композиции используется для обеспечения разнообразия, интереса и контраста. Любой элемент растения имеет текстуру, будь то листва, цветы, кора, ствол или ветви. Размер и форма определяют фактуру растения.

Грубая текстура доминирует над тонкой, а также над цветом и формой. Тонкая же текстура находится в полном подчинении у других качеств. Крупно-текстурированные растения привлекают внимание и удерживают его благодаря игре света и тени. Тонкая текстура увеличивает пространство и дает ощущение открытости, легкости. Грубая текстура минимизирует расстояние: растения кажутся ближе, а пространство становится меньше.

Грубую текстуру имеют крупные листья, листья с зубчатыми краями, толстые сучья и ветви, шипы и колючки, кора в глубокими изломами. Тонкую текстуру определяют небольшие листья, высокие тонкие стебли, тонкая трава, густые и мелкие ветки, лозы, мелкие нежные цветы. Но большинство растений не может быть отнесено ни к обладателям грубой текстуры, ни к обладателям тонкой текстуры. Они характеризуются средними листьями с простыми формами и ровными краями, среднего размера ветвями (не густо расположенными), их форма обычно округлая или курганообразная. Такие средне-текстурированные растения обычно выступают в качестве фона для растений с грубой и тонкой текстурой.

Текстура растений и малых архитектурных форм влияет на восприятие расстояния и масштаба. Чтобы сделать пространство больше, нужно разместить растения с тонкой текстурой на заднем плане, перед ними расположить средне-текстурированные растения, а на передний план вынести растения с грубой текстурой. Тогда разряженность тонкой текстуры отступит назад, и пространство будет казаться большим. Чтобы сделать пространство меньше, растения с грубой текстурой должны будут занять место на внешнем периметре, а растения с тонкой текстурой нужно будет вынести на передний план. Визуально это сделает пространство композиции в ландшафтном дизайне меньше. Смелые цвета увеличивают контрастность и делают текстуру более грубой, в то время как приглушенные цвета могут сгладить текстуру ландшафтной композиции.