Внеклассное мероприятие по искусству. Внеклассное мероприятие по дпи Сценарий внеурочного мероприятия по декоративно прикладному искусству

Внеклассное мероприятие

по изобразительному искусству

«Ярмарка народных промыслов».

V класс

Пушкарная Т.Ю. – учитель

ИЗО МОУ СОШ № 31

    Обобщить знания учащихся об устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве (народных промыслах России), народно-музыкальном творчестве.

    Способствовать дальнейшему развитию художественно-творческих способностей в области декоративно-прикладного искусства.

    Воспитывать чувство национального достоинства, развивать сознание того, что самобытная традиционная культура народа России – общее достояние нашего Отечества, его вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках. Способствовать дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.

Оборудование:

    оформление сцены в народном стиле

    изделия декоративно-прикладного искусства – народных промыслов: жостковские подносы, павлово-посадские платки, изделия с хохломской росписью, посуда гжели.

Сценарий мероприятия.

Выходят двое ведущих в народных костюмах (мальчик и девочка).

Ведущая. Красны девицы, да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

К нам в гости отправляйтесь!

Ведущий.

Собирайся, народ!

Вас много интересного ждет!

Много песен, много шуток

И веселых прибауток!

Ведущая. Сел сверчок на шесток, таракан в уголок.

Сели, посидели, песенки запели.

Услыхали ложки, вытянули ножки,

Услыхали калачи – как попрыгали с печи.

Давай подпевать, да давай танцевать.

Ведущий. Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Открываются ворота, входи кому охота,

А кому не охота, тоже входи!

Это только присказка, а что будет впереди – приготовься и гляди!

Звучит русская - народная мелодия. Выходит Фома с самоваром, подходит к избе, ставит самовар.

Фома. Стоит Фома посреди двора,

Супротив терема широкого,

Супротив крыльца высокого.

Нетесан терем, нетесан,

Только хорошо раскрашен. (Стучит в дом)

Дома ль Дарья, дома ль Марья?

Дома ль душенька?

Девочки из домика (Дарья, Марья и Катюшенька)

Мы туточки!

Из домика выходят девицы с хохломскими изделиями. Все идут к столу. Ведущие приглашают гостей.

Ведущий. Добро пожаловать, гости дорогие!

Ведущая. Милости просим к нам в гости!

Фома. Пришли мы к вам в гости не с пустыми руками, с подарками от земли нашей, Нижегородской. (Расставляют на столе вокруг самовара хохломские изделия). Все это работа наших Нижегородских мастеров из села Хохломы.

Фома. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и украшали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже мастера стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохламчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохламской посуде вьется, кружится травка – былинка, то красная, то черная, из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина или цветы: маки, колокольчики, ромашки…

Дарья. Вот посмотрите! Выросла золотая травка на чашке, распустился красный цветок мальва на ковше. Клюет эту ягодку хохлатая птица – золотое перо. Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы.

Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором, мы привезли из большого торгового села Хохламы, что под Нижним Новгородом. Это от нас разлетаются жар – птицами миски да ложки по ярмаркам.

Марья. Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлама

Напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома,

Не весел минусовый градус,

Но сохраняет Хохлама

В ромашках, ложках, плошках – радость!

Ладья – цветущий хвост, корма,

Нос – петушиная головка.

Плывет по лету Хохлама,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская Хохлама

Вся золотисто-краснолика.

В тарелочках – не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлама

Родную, милую сторонку.

Катюшенька. Начало золотой росписи ведет от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:

Давным – давно поселился в лесу за Волгой, веселый мужичок – умелец. Избу поставил. Стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым клювом чашки с кашей, и чашка стала золотой.

Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.

Ведущая . Как волшебная жар – птица

Не выходит из ума,

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши,

И чего здесь только нету.

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Зорь червонные лучи,

И узорчатый орнамент

Древне – Суздальской парчи!

Звучит песня «Золотая Хохлома»

Вдоль улицы во конец шел удалый молодец,

Не товар продавать, а себя показать.

По сцене, прогуливаясь идет щеголевато одетый Ванюша, под мышкой держит поднос.

Ведущая. Ты куда идешь, Ванюша, куда погоняешь.

Ванюша. К тебе, кумушка, в гости иду!

И поднос в руках держу,

А поднос не простой,

А расписной – жестовский.

Ванюша поет (на мелодию «Русские страдания»)

Черный фон сияет лаком,

А на нем цветов краса

Алых, желтых, с красным маком –

Это просто чудеса!

Колокольцы распустились,

Незабудки стали в ряд,

Засверкали. Заискрились,

Посмотрите, стар и млад.

В мире нет таких подносов,

Они словно вешний сад,

Лучше их вы не найдете,

Посмотрите стар и млад.

Ванюша. С давних пор в селе Жестово изготавливают расписные лакированные подносы. Они прославились повсюду своей красотой. Уже почти два столетия существует наш промысел: сначала из листа железа «выкраивают» подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные с фигурными краями. Потом их покрывают краской и по цветному или черному фону художники рисуют узоры кистью масляными красками. И расцветают пионы, георгины, розы, маки, незабудки. Подносы получаются один лучше другого: нарядные да яркие. Затем поднос лакируют и перед вами такое чудо(показывает поднос).

Ведущая. Заходи, Ванюша, садись с нами чай пить. С пряниками, сушками, пышными ватрушками.

Ваня. (Садится за стол) чай пить – не дрова рубить!

Ведущая. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Выходит Тит с большой ложкой в руках и говорит

Ты, работушка, меня не бойся,

Я тебя не трону.

Дарья. Не колода – лодырь, а пень!

И лежит целый день

Не жнет, не косит,

А обедать просит!

Марья. Тит, иди молотить!

Тит. Живот болит. (гладит живот).

Катюша. Тит, иди кашу есть!

Тит. А где моя большая ложка?

Фома . Хочешь есть калачи,

Не сиди на печи.

Ведущий. Не зря в народе говорится: «Старинная пословица не мимо молвится», - не любили в народе лентяев.

Ведущая . Лень, отвари дверь! Дом горит!

Лень (высовывается из избы, тянется) Хоть сгорю, а не отварю! (зевает).

Марья . Проснулась Ульяна не поздно, не рано!

Люди косить, а она – голову мочить!

Люди – жать, а она на меже лежать!

Люди – молотить, а она – пыли воротить!

А обедать пойдут – она тут как тут!

Тит, обидевшись, уходит.

Ведущая. Обойди, хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Ведущий. Балалайка и гармонь –

Разжигают в нас огонь.

Исполняется танец с платками.

Ведущая. Недалеко от Москвы есть старинный русский город Павловский Посад. Издавна он славился тем, что делали там удивительной красоты платки. Носили их женщины на голове, на плечах, иногда даже сложенными на руке, как украшение. Носят эти платки и сейчас. Павловопосадские платки известны всему миру. Разнообразны узоры на платках. По белому, красному, зеленому, черному фону разбросаны цветы: распустились розы, пионы, георгины, васильки. Такой платок, словно сказочная лесная поляна. (Показ платков).

Ведущий. Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

На сцену выходят участники в народных костюмах.

Мы посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на ваш праздник. (Кланяются, поют частушки) .

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.

И игрушки, и посуду

Прославлять и вам тут будем.

Очень любим синий цвет,

Потому, что краше нет.

Небо гжельское такое

Лучезарно – голубое.

В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

Ну, а только лето будет,

Голубица там и тут.

Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут. (хором)

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Для показа привезли.

Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, - синее – синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.

Все голубое да синее - и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые и красивые.

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близ лежащих деревень. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся, глина в наших местах «золото»».

В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании что-то общее со словом «жечь», «обжигать». Гжель – это фаянс, расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит город Гжель. Давным – давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать и край свой прославить. Думали – думали, и придумали. Нашли они в своей сторонке глину чудесную, белую – белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские матера свое изделие, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Раисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям посуда, и стали называть ее «нежно – голубое чудо».

По сей день стоит недалко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь край, на весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Мастера у нас большие фантазеры. Какую посуду делают – глаза разбегаются. (Учащиеся показывают изделия.)

Вот смотрите – «рыба – кит»,

А под ним вода кипит,

На спине стоит дворец,

Рядом скачет удалец.

Здесь две барыни сидят,

Пьют чаек и говорят.

Ну а кошка возле ножки

Ждет, когда дадут немножко.

Чашка с крышкой – просто диво!

Посмотрите, как красиво!

На ней сказочная птица

Так и хочет в небо взбиться!

Ведущий. С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Недаром в пословице говорится: «Делу время, а потехе – час!». Когда работа была закончена, собирались у околицы и стар и млад и тешили друг друга небывальщиной и неслыхальщиной. (Выходят дети в национальных костюмах и садятся на скамейку).

Участник 1 . Вот и я старину скажу стародавнюю,

Стародавнюю да небывалую.

По поднебесью медведь летит.

Медведь летит, головой вертит.

Уж он лапам мохнатыми помахивает,

Уж он хвостиком коротким поправливает.

Свинья не ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Малых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

Участник 2. Что за диво?

Вот так диво!

Диво я не вижу тут!

Остальные. Не любо – не слушай, а врать не мешай.

Участник 3. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Мышка ехала верхом на

В откидной карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Участник 2. Это не чудо, не диковинка.

Я видел чудеса чуднее того!

С горы корова на лыжах катится,

Расставя ноги, глаза выпучила.

Участник 1. И тому диву не дивуйтеся,

Я видел чудеса чуднее того.

Синее море огнем горит,

Бела рыба по небу летит,

По чисту полю корабль бежит,

Серый волк у руля стоит,

А красная лисица потявкивает.

Хоть вправо держи, хоть влево держи,

А хочешь – назад поворачивай!

Это вам и чудо и диковинка,

И невиданное диво и еслыханное.

Участник 3 . Небылица, люди, небывальщина!

Небывальщина, да неслыхальщина!

С мармеладом в бороде к своему папаше

Плыл медведь в сковороде по кудрявой каше.

Участник 1. По реке плывет буфет, в нем лежит большой секрет.

Он снимается в кино, вам понравится оно!

Участник 3. Дайте мне кусок щекотки, дайте смеха две щепотки,

Три столовых ложки ветра и грозы четыре метра!

Писку – визгу двести граммов плюс пол-литра шумов – гамов,

Да еще глоток веревки и моточек газировки!

Ведущая. Эй! Молодцы и девицы!

Что сидите?

А плясать вы не хотите?

Эй, девчонки – хохотушки,

Затевайте–ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Ведущий. Встанем братцы все рядом и частушки вам споем! (выходят на сцену все участники).

Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс,

Мы веселые частушки пропоем сейчас для вас!

Пошла плясать бабушка Лукерья,

На макушке нет волос – повтыкала перья!

Две старушки на печи ждут омоложенья.

Одной 80 лет, вторая без движенья!

Ой, подруга дорогая, до чего ж красива ты.

Подари из уваженья хоть немного красоты!

Чего ж мне не веселиться – хорошо живется мне –

Берегут меня родители, как розу на окне!

Чаек пила, самоварничала.

Всю посуду перебила, накухарничала!

Я мальчишка сладненький,

Тонкая фигурочка!

Саша парень ничего,

Только он кусается.

Все собаки от него наутек бросаются!

Всю неделю не пилось,

Не пилось, не елось.

В этом зале побывать

Очень захотелось!

Ковтун Юлия Анатольевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №6"
Населённый пункт: город Ачинск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Фестиваль декоративно-прикладного искусства и народного творчества "Параскева Пятница"
Дата публикации: 27.04.2016
Раздел: среднее образование

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6»

Фестиваль декоративно-прикладного искусства и

народного творчества «Параскева Пятница»
(7-20 лет, срок реализации данной работы 1 год) Ковтун Юлия Анатольевна, учитель изобразительного искусства и основ духовно- нравственной культуры народов России г. Ачинск 2016 год

Аннотация работы

Фестиваль декоративно-прикладного искусства и народного творчества

«Параскева Пятница»

Номинация


Творческая группа педагогов проводит планомерную работу в направлении духовно-нравственного воспитания школьников. Ярким примером служит организация и проведение на базе школы Фестиваля декоративно-прикладного искусства и народного творчества «Параскева Пятница». Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме: формирования у подрастающего поколения уважительного отношения к народному, культурному и духовному наследию России. Организация деятельности Фестиваля направлена на сохранение народных традиций и ремёсел, развитие сотрудничества между творческими объединениями города Ачинска, районов.
Цель Фестиваля:
создание пространства для расширения сотрудничества между творческими объединениями города Ачинска и прилегающих районов в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения через народное и современное творчество. В статье обобщен опыт многолетней многоплановой работы в области воспитания духовно-нравственных основ учащихся школы. Данная идея Фестиваля даёт возможность не только сохранять народные традиции и ремёсла, но и тиражировать наработанный опыт в других районах.
Современные стандарты образования предъявляют особые требования к педагогической деятельности и организации воспитательного процесса в целом. Перед школой ставятся задачи воспитания полноценного гражданина, патриота своей Родины, обладающего высокими моральными качествами и имеющего стойкие нравственные ценностные ориентиры. Стал актуальным вопрос о формировании у подрастающего поколения уважительного отношения к народному, культурному и духовному наследию России. Исследователями сделаны печальные выводы о том, что российским школьникам больше знакома зарубежная культура, чем собственная . Дети и подростки с одной стороны не видят важности и необходимости знать и ценить свои «корни», а с другой - имеют недостаточно возможностей для их изучения. В решении данной проблемы мощнейшую роль может сыграть воспитательный потенциал семьи, авторитет и гражданская позиция родителей, семейные ценности и образ жизни, эмоционально-нравственный микроклимат окружающий ребенка. Со стороны же образовательных учреждений также необходим комплекс мер, направленный на формирование гражданского самосознания, конструктивного социального поведения, выбор жизненных ориентиров, духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Говоря о духовно-нравственном воспитании личности гражданина России мы подразумеваем «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно- территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество» . В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования Красноярского края на 2016–2018 годы [ 3 ] и Федеральном образовательном стандарте основного общего образования приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей О приложении к положению о конкурсе – 06
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Основной целью Комплекса мер по реализации Стратегии является «создание системы условий для развития в системе общего образования Красноярского края качественных практик воспитания детей гражданами российского демократического правового государства, способными к нравственному развитию, самостоятельным решениям и реализации личностного потенциала в условиях современного общества в гармонии с российскими традиционными ценностями» . В нашей образовательной организации творческая группа педагогов, четко понимая запросы общества, на протяжении ряда лет ведет планомерную работу в направлении духовно-нравственного воспитания школьников. Ярким примером тому может служить организация и проведение на базе
школы

Фестиваля декоративно-прикладного

искусства

народного

творчества

«Параскева Пятница».
С точки зрения организаторов Фестиваль способствует формированию у подрастающего поколения уважительного отношения к народному, культурному и духовному наследию России.
Цель Фестиваля:
создание пространства для расширения сотрудничества между творческими объединениями города Ачинска и прилегающих районов в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения через народное и современное творчество. Рождение Фестиваля произошло в муниципальном образовательном учреждении «Средняя школа №6» г. Ачинска Красноярского края в 2012г. На тот момент в образовательной организации активно работала творческая группа учителей и учащихся школы, которая занималась сбором экспонатов для будущего школьного музея народного быта и декоративно-прикладного искусства (был открыт в 2014г.), вела волонтерскую работу с детьми ограниченных возможностей здоровья Ачинской общеобразовательной школы-интерната № 2 и санаторной школы-интерната, участвовала в благотворительных акциях и творческих конкурсах, проводила мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, вели научно-
исследовательскую работу по краеведению. В процессе вышеперечисленной общественной деятельности налаживались связи с другими организациями, творческими объединениями, культурными учреждениями города и района. Постепенно пришли к мысли о том, что не хватает площадки, где все творческие люди – дети и взрослые, учителя школ, педагоги дополнительного образования и их учащиеся, мастера декоративно-прикладного искусства города и районов могли общаться на интересующие их темы, обмениваться опытом, получать новые навыки в процессе занятия творчеством. Место встречи единомышленников, где не будет конкуренции и соревновательных моментов. Так прошел первый Фестиваль декоративно-прикладного искусства под название «В кругу друзей». На него съехались гости из пяти близлежащих районов, отзывы были положительные. Выбранная нами форма мероприятия считаем оптимальной для поставленных цели и задач, это подтверждается содержанием Стратегии, где в п.8 рекомендуется: « … проведение форумов, фестивалей, на которых представляется, поощряется лучший опыт гражданско-патриотического воспитания» . Анализируя проведенное мероприятия пришли к выводу о том, что не хватает важного стержня, основной идеи, которая бы могла объединить заинтересованных людей вместе, перенеся их на более высокий уровень. Ответ был найден в сформированной экспозиции школьного музея - образ святой Параскевы Пятницы, считающейся покровительницей женского труда и рукоделий, который неразрывно связан с христианской культурой, традициями народа и призван пополнять наши сердца духовным светом.
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей
, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает – Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, О приложении к положению о конкурсе – 06
приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову . Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. Считали ее покровительницей женских рукоделий, оказывающей особенную помощь в прядении льна, потому в некоторых губерниях России Параскеву Пятницу называли Параскевой Льняницей, так как в это осеннее время начинали мять и трепать лен. Считалось, что эта святая следит за всеми женскими работами. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Подобная часовня и сегодня возвышается над столицей Красноярского края. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева – покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученика – целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Описания ее жизни рассказывают нам и том, что жила она жизнью праведной - была добра, о т з ы вч и в а, м и л о с е р д н а, т р у д о л ю б и в а. . . В православной молитве к Святой обращаются с просьбами о помощи в любом
добром деле, то есть не только в рукоделии, полеводстве, но и в болезнях, печалях, учении и т.п. Именно образ святой Параскевы объединил в себе то, что по задумке организаторов Фестиваля хотелось донести окружающим - свет, добро, трудолюбие, духовность, желание помочь близкому, верность своим убеждениям. В последующие годы 2014,2015,2016 Фестиваль стал носить имя Параскевы Пятницы. В 2016 году он приобрел межрайонный уровень, хотя и изначально в Фестивале принимали участие представители районов. На сегодняшний день поставленную цель межрайонного Фестиваля декоративно- прикладного искусства и народного творчества «Параскева Пятница» решаем через следующие
задачи:
1. Приобщение к христианской культуре посредством искусства (музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного); 2. Знакомство с православными традициями, обычаями, домашним укладом и семейными ценностями сибиряков; 3. Привлечение внимания к культуре и истокам народного творчества через проведение мастер-классов, интерактивных площадок; 4. Знакомство с материальной и духовной культурой, бытом, ремеслами традиционного народного и современного творчества.
Проведению

Фестиваля

предшествует

большая

подготовительная

работа

течение года:
 Организуется системное изучение обычаев и обрядов русского народа, христианских традиций, быта и уклада сибиряков.  Ведется научно-исследовательская работа. За четыре года написаны и представлены на городском уровне следующие проектно-исследовательские работы: «Куклы – не игрушки», «Красна изба углами», «Символика русских орнаментов», «Чашка сибирского здоровья».  Учителя-предметники в рамках программного материала уделяют особое внимание информации касающейся народных традиций, культуре, духовно- нравственному воспитанию. Так, на уроках литературы изучаются литературные источники, устный фольклор; на технологии традиционным О приложении к положению о конкурсе – 06
стал урок-праздник, знакомящий школьников с традициями русского чаепития, травяными чаями; на занятиях по изобразительному искусству происходит освоение основных приемов народных видов росписи, лепки глиняной народной игрушки, ознакомление с ремеслами и видами рукоделия народов России и Сибири в частности, рассматриваются элементы традиционной народной одежды, изучается символика орнаментов и вышивки. Особую роль в подготовительной работе играет ведения в пятых классах курса Основ духовно-нравственной культуры народов России, где происходит погружение школьников в атмосферу духовности, понимание национальных базовых ценностей, обобщение знаний полученных в начальной школе на занятиях курса «Основы религиозных культур и светской этики» о традиционных религиозных конфессиях России.  Реализуются
программы дополнительного образования
:  учитель технологии проводя занятия творческой мастерской
«Страна мастер-классия»
, знакомит учащихся с различными видами рукоделия, а они в свою очередь передают свои умения на мастер- классах в школе и городских мероприятиях;  на кружке декоративно-прикладного искусства
«Деревянное

кружево
» под руководством учителя технологии, учащиеся осваивают приемы работы с древесиной, изготавливают элементы оформления для школьного музея в народном стиле;  изостудия
«Вижу мир»
(руководитель – учитель изобразительного искусства) традиционно представляет работы на школьных выставках, некоторые их них в 2015г. стали победителями (2 работы) и призерами (5 работ) муниципального этапа Всероссийского творческого конкурса «Национальные базовые ценности».  Реализуются программы
внеурочной деятельности духовно-нравственной

направленности:
 программа
«Прикоснись к истокам»
(2012-2015г.г.) раскрывает такие направления как: устное народное творчество, народное музыкальное искусство, декоративно-прикладное искусство;
 программа
«Детский народный календарь»
(2015-2016уч.г.) расширяетт представления учащихся о православных праздниках народного календаря, в первую очередь: Рождество Христово, Пасха, Троица. В атмосфере совместной деятельности учащиеся младших (5-6 классов) и старших (7-8 классов) разрабатывают сценарии, создают костюмы и декорации, представляют свой результат на итоговых мероприятиях.  Проводятся отдельные
внеурочные мероприятия
:  интерактивная
игра-погружение

«Колесо

истории»
знакомит школьников с традициями русского быта конца XIX века: ткачество, резьба и оформление оконных наличников, игра на народных инструментах, традиции русского чаепития, умение пользоваться предметами быта: рубелем, коромыслом, самоваром, веретеном, самопрялкой;  на
уроке- празднике «Весенние заклички»
школьники учатся печь «жаворонков», изготавливают куклу Веснянку, готовят реквизит и проводят праздник прихода весны;  развивающая
игра

«Птица

Счастья».
Это напольная игра, разработана самими школьниками. Она знакомит игроков с русским фольклором, народными сказками, обычаями, традициями и культурой русского народа в занимательной форме; 
квест

«Музей

рядом»
. Проходя по станциям пятиклассники узнают, в каких направлениях ведет свою деятельность школьный музей, а в роли наставников-тьюторов выступают ученики восьмого класса.  Проводятся
школы интенсивного развития «Лестница успеха» (осенняя и

весенняя сессии),
которые являются традицией школы на протяжении более 10 лет. Это пространство, где ребята разрабатывают проекты, занимаются их реализацией, решают важные проектные задачи совместно с учителями.  Разрабатываются тематические экскурсии («Красна изба углами», «Красный угол – центр дома», «Текстиль и рукоделия») в школьном музее декоративно- прикладного искусства и народного быта «Параскева». О приложении к положению о конкурсе – 06
Вышеперечисленные мероприятия объединяются в процессе реализации внутри школьных
проектов
«Куклы – не игрушки» (2011-2013г.г.), «Школьный музей» (2012-2016г.г.), «Параскева» (2013-2016г.г.), которые создают в школе атмосферу творчества, возможность погружения и детального изучения традиций, быта, ремесел, материальной и духовной культуры русского народа. Они становятся основательной базой для проведения нашего Фестиваля. На протяжении более пяти лет ведется работа
по

взаимодействию

культурами учреждениями города
: активно сотрудничаем с краеведческим музеем им. Д.С. Каргополова, музейно-выставочным центром, молодежным центром «Сибирь». Поддерживаем многолетние дружеские отношения с детскими творческими объединениями города: Краевым государственным бюджетным образовательным учреждением "Ачинская общеобразовательная школа-интернат № 2", краевым государственным бюджетным общеобразовательным учреждением «Ачинская общеобразовательная школа №3» , танцевальным ансамблем «Вдохновение» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №15», Ачинской Православной Преображенской начальной г и м н а з и е й, краевым государственным бюджетным общеобразовательным учреждением кадетской школой-интернатом "Ачинский кадетский корпус". Регулярно участвуем в районных культурных событиях: фестивале «Содружество» в п. Белый Яр Ачинского района, творческой мастерской «Кузьминки» Большеулуйского Дома ремесел, мероприятиях козульского Дома ремесел, музея «Сибирской игрушки» п. Краснополянский Назаровского района. Мастера декоративно-прикладного искусства города творческого объединения мастеров декоративно-прикладного искусства «Солнечный мастер», имеющие достижения краевого, всероссийского и международного уровней, охотно принимают наше приглашения на участие в Фестивале. Педагоги школы также являются членами городского клуба «Солнечный мастер», имеют большой опыт участия в фестивалях и конкурсах мастеров декоративно-прикладного искусства, отмечены множеством наград в области декоративно-прикладного искусства, что
также способствует качественной подготовке проведения творческих площадок и мастер-классов на Фестивале. Сотрудничество и взаимодействие подобного рода позволяет привлекать на наш Фестиваль мастеров высокого уровня, заинтересованных ребят и педагогов. Для проведения Фестиваля образовательная организация имеет собственные ресурсы: наличие оборудованных кабинетов, комплект костюмов («Сова – символ школы», «Параскева», «Чайный стол», народные костюмы – сарафаны, рубахи), удобное место расположение школы (центр города). Все это способствует успешному проведению Фестиваля. Учителя и школьники на Фестивале
организуют собственные площадки:
 мастер-классы по современным и традиционным видам творчества (изготовление сувениров в народном стиле, выжигание, арт-проекты «Солнце», «Мой ангел»);  работа «Русской чайной» построена на основе проектно- исследовательской работы «Чашка сибирского здоровья», где предлагается дегустация травяных чаёв из сырья заготовленного нашими учениками;  проведение занятий школьниками-экскурсоводами в школьном музее декоративно-прикладного искусства и народного быта «Параскева»;  тантамареска «Русская деревня» помогает сделать интересные фотографии в народном стиле;  работа школьных средств массовой информации: по итогам работы на Фестивале школьные журналисты выпускают отдельную тематическую газету «Фестиваль «Параскева Пятница»», а также размещают статьи в школьной газете «Совенок»;  наличие сайта школы, где можно найти интересующую информацию о Фестивале .
Направления

деятельности

площадок

мастер-классов

приглашенных

мастеров декоративно-прикладного искусства, педагогов и учащихся:
1. керамика (глиняная игрушка, изразцы ит.п.); 2. текстильное традиционное и современное шитьё; 3. ткачество и плетение поясов; О приложении к положению о конкурсе – 06
4. интерактивная площадка «Народный праздник»; 5. интерактивная площадка «Народные игры»; 6. интерактивная площадка «Народные традиции»; 7. Батик, бумагопластика, фоамиран, скрапбукинг, валяние из шерсти; 8. Плетение из рогоза, работа с берестой, кожей, бисером; 9. Традиционная роспись и резьба по дереву; 10. Вышивка «крестиком», вязание крючком; 11.Сборная выставка авторской куклы мастеров декоративно-прикладного искусства Красноярского края «Мой ангел»; 12.Выставка изделий декоративно-прикладного искусства мастеров города и районов. В 2016 году на четвертом Фестивале «Параскева Пятница» участникам и гостям была предоставлена возможность принять участие в 23 мастер-классах и интерактивных площадках! Общее количество участников составило 212 человек! Открывал Фестиваль детский хор ачинской православной гимназии. Во время отдыха между мастер-классами гости могли полакомиться в «Русской чайной» и послушать оркестр духовых инструментов ачинского кадетского корпуса. Важно отметить, что при проведении мастер-классов мастера не только рассказывают последовательность и технологию изготовления изделия, но и знакомят участников с историей рукоделия, традицией изготовления и древней символикой. Так, например, мастер Беломестнова Галина Владимировна по современной технике декоративно-прикладного искусства «фоамиран» в процессе изготовления броши «Ромашка» из современного пластичного материала рассказывала присутствующим о том, что цветок ромашки - это символ праздника Любви и Верности, который не так давно стали отмечать 8 июля в нашей стране, посвящённый святым Петру и Февронье. Обобщая практический опыт деятельности творческой группы учителей и учащихся по организации и проведению в школе Фестиваля декоративно- прикладного искусства и народного творчества «Параскева Пятница» в течение четырех лет определили
следующие результаты
для различных групп участников: 1. Для учителей образовательной организации:  возможность презентовать и тиражировать опыт собственных наработок;
 установление творческих связей для дальнейшего взаимодействия и обмена опытом с другими организациями и педагогами;  приобретение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию с возможностью использования разных видов деятельности (хоровое пение, обряды, духовная музыка, экскурсии, народные игры, танцы); 2. Для учащихся-тьюторов школы:  проба собственных возможностей в роли организатора, руководителя площадки;  удовлетворение личностных потребностей, достижений;  возможность самореализации, опыт работы на большой аудитории;  умение руководить группой, вести за собой, развитие лидерских качеств, умение позиционировать себя. 3. Для учащихся-участников Фестиваля:  профессиональная проба;  приобретение навыка в направлении декоративно-прикладного искусства, приобщение к народным традициям – через участие в интерактивных площадках, играх, экскурсиях;  утверждение и приобретение ценностных ориентиров;  личностное общение со сверстниками и старшими наставниками;  расширение круга общения в процессе взаимодействия с учащимися из других образовательных учреждений, имеющих свои традиции. 4. Для мастеров декоративно-прикладного искусства города и районных Домов ремесел:  возможность презентовать и тиражировать опыт собственных наработок;  установление творческих связей с другими организациями и мастерами;  приобретение опыта работы в области духовно-нравственного воспитания. 5. Для образовательной организации:  Фестиваль является визитной карточкой школы, яркое традиционное мероприятие школы;  школа – как центр межрайонного культурного пространства;  возможность для учащихся данного образовательной организации приобщиться к народной культуре;  занятость детей во внеурочное время. О приложении к положению о конкурсе – 06
С каждым годом Фестиваль набирает свою мощь, привлекая больше участников. Из чего можно сделать вывод о том, что эта площадка значима, важна, актуальна для общественности. Количество участников ежегодно увеличивается: 2012г. – 56, 2014г. – 92, 2015г. – 133, 2016г. – 212 участников! Расширяется территориальный охват. На сегодняшний день районами-участниками являются: Ачинский, Назаровский, Козульский, Большеулуйский, Шарыповский, Боготольский, г. Ачинск. Фестиваль получил признание и поддержку со стороны ачинского краеведческого музея, Управления образования города, Фестиваль не является конкурсом, так как отсутствует конкуренция, напряжение. Это создает благоприятную дружескую обстановку, атмосферу взаимного сотрудничества, устанавливаются контакты между творческими объединениями. Так на Фестивале 2016г. познакомились мастера Козульского Дома ремесел и Центра творчества Шарыповского района. Оба объединения работают в направлении «керамика», им интересен опыт каждого. Они заинтересованы в сотрудничестве и взаимодействии. Мероприятие ежегодно освещается средствами массовой информации: в «Ачинской газете», «Причулымский вестник», ачинском телевидении, сайте школы и сайте Управления образования. Данная идея Фестиваля даёт возможность не только сохранять народные традиции и ремёсла, но и тиражировать наработанный опыт в других районах. Творческому коллективу школы важно, что Фестиваль привлекает все большее количество неравнодушных людей, особенно подрастающее поколение, ведь Фестиваль «Параскева Пятница» - это особое пространство духовно-нравственного воспитания, место общения и обмена опытом между творческими объединениями, мастерами, заинтересованными людьми разных возрастов через совместное творческую деятельность. Фестиваль неразрывно связан с православной культурой, так как носит название христианской великомученицы Параскевы Пятницы. Продолжение деятельности в этом направлении, налаживание сотрудничества с православным приходом Казанского кафедрального собора г. Ачинска Красноярской
Епархии Русской Православной Церкви хранящей тысячелетние устои и традиции христианства позволит наиболее полно раскрыть для всех участников Фестиваля глубины духовной, моральной составляющей человеческой личности, семейные ценности, основанные на православном христианстве, традиции русского народа и его историческое древо, возрастающее из Православия - база для воспитания высоконравственного человека, достойного гражданина своей страны и жителя своего города. В заключении хочется привести цитату Святого Иоана Златоуста, который считал духовное воспитание главным в развитии подрастающего поколения: «Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремеслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу. Не перестану ублажать вас, просить и умолять о том, чтобы прежде всех ваших дел позаботиться об упорядочивании детей». (Трактат «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей») .
Библиография
1. Комплекс мер по обеспечению реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования Красноярского края на 2016–2018 годы. П.1,4,8,10, 15. 2. Концепция развития воспитания в системе общего образования Красноярского края до 2020 года. п.1.4., п. 5.2. 3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, п.I.4, п.II.9 5. citaty.socratify/sviatitel-ioann-zlatoust - высказывания святого Иоана Златоуста. 6. boevo.prihodzhitie-svyatoj-paraskevy/ - житие святой Парскевы. 7. pandiatext/78/335/1570.php - Проблемы влияния западной культуры на формирование менталитета современного поколения молодежи О приложении к положению о конкурсе – 06
8. school6ach.ucozindex/muzej_narodnogo_byta_quot_paraskeva_quot/0-57 - сайт школы МБОУ «Средняя школа №6» г. Ачинска

Сценарий праздника для детей «Город мастеров».

Целью данного мероприятия является посвящение учащихся объединения художественного отдела в мир декоративно-прикладного искусства путем сюжетно-ролевой игры.

Действующие лица: ведущая –педагог-организатор
учащиеся объединения
Кабинет украшен различными работами декоративно-прикладного характера
Ведущая: Добрый день, девочки и мальчики! Сегодня мы совершим путешествие по одному очень интересному городу – городу мастеров. А для начала скажите, как вы думаете, для чего человеку нужны руки?
(Дети дают варианты ответов) – для того чтобы трудится.
Ваши папы и мамы трудятся, и вы тоже, когда вырастите, обязательно кем-то станете. А вы кем хотите стать?
(Дети по желанию говорят).
Мастера бывают разные – каждый человек, если любит свое дело становится мастером.

На Руси уж так ведется,
Что талантливый народ,
Сам себе и швец и жнец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.

Сегодня мы познакомимся с вами с гончаром, ткачом, стеклодувом, кузнецом, с мастером резьбы по дереву и другими
А вы знаете, что это за мастера?

Из ниток стали люди ткать
И научились шить.
Плести, вязать и вышивать
Им помогала нить.

Нитки придумали очень давно и делать их совсем не просто. Сначала надо заготовить волокна. Как мы уже знаем, волокна можно получить 2 способами – из пуха и шерсти домашних животных – овец, кроликов, коз, и пуха растений – льна, хлопка. Из волокон получается пряжа. Из пушистой и мягкой пряжи скручивают и вытягивают нити, которые потом наматывают на катушки, бобины, делают клубки. А уж потом вяжут, ткут и шьют одежду.

Конкурс. Пока мы с вами разговаривали, приходил маленький котенок и разбросал клубочки. Давайте разделимся на две команды – ткачи и портные. Каждой команде нужно будет набрать как можно больше клубочков и положить в свою корзину, для того чтобы победить. Просьба не толкаться, не отнимать.
(Звучит музыка. Подсчитать результаты конкурса – какая команда больше собрала, та и победила или победила дружба).

Молодцы, ребята. Победителям вручаем главные призы, а другой команде, которой чуть-чуть не хватило до победы – поощрительные.
Ну что продолжим наше путешествие в город мастеров. Скажите. А вы знаете кто такой стеклодув? Чем он занимается?
(Дети дают ответы)
- Стеклодув выдувает из стекла различные предметы, например елочные игрушки. Для того чтобы получилась игрушка, нужно сначала взять песок, раскалить его в печи сильно-сильно, чтобы он расплавился, достать из печи получившуюся массу, воткнуть в нее трубочку и подуть. Мастерство заключается в том, чтобы силой своего дыхания сделать предмет нужной формы, так как стекло очень быстро остывает и высыхает, то есть исправить уже будет нельзя. После этого игрушку раскрашивают, и она красивая и нарядная попадает к вам на новогоднюю елку.
Игра: Давайте побудем ненадолго стеклодувами – представьте, что в чаше расплавленное стекло, возьмите по трубочке, окуните в чашку и выдуйте как стеклодув шарик, постарайтесь, чтобы он получился как можно больше. Какие вы молодцы, я вижу, что все вы старались и у каждого, хоть один раз, получился большой шарик. На память об этих мастерах вам в подарок ластики, чтобы вы могли всегда исправлять свои ошибки.
- Наше путешествие в город мастеров подходит к концу и напоследок давайте познакомимся еще с одним матером, для этого мне понадобится помощник.
(Выносится столик с двумя стаканами, ребенку одевается плащ фокусника).
Фокус: На столике в стаканах налиты чай и молоко – если смешать чай с молоком как вы думаете, что получится? Чай с молоком – давайте смешаем и посмотрим, (Фокусник смешивает приготовленные жидкости) Вот видите получились чернила. Умение показывать фокусы – это тоже своего рода мастерство.(Поблагодарить ребенка и посадить на место).

На самом деле мастеров очень много – это и кузнецы, и пекари и мастера резьбы по дереву, росписи по ткани и многие другие. О всех мастерах своего дела невозможно рассказать, но вы можете увидеть их на страницах книг, посмотреть телепередачу, а лучше самим найти свое дело и стать его мастером.

А сейчас вы можете подойти и рассмотреть поближе сам Город Мастеров. До новых встреч.

Праздник по декоративно-прикладному искусству в 4 классе

«Город Мастеров».

Цель: 1) познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с видами росписей;

2) воспитывать любовь к русской культуре, интерес к урокам художественного труда;

3) коррекция и развитие познавательных процессов.

Оборудование: празднично украшена сцена; костюмы Петрушек, матрёшек; изделия ДПИ, сделанные детьми на уроках художественного труда; телевизор, DVD, караоке, микрофон; наглядность к играм; краски; у мальчиков шляпы с розочками.

Ход мероприятия.

    петрушка. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Кто я? А знаете, в какой город вы попали? В город Мастеров. Жители города попросили меня пригласить вас на ярмарку. Я с радостью согласился. Вы принимаете наше приглашение?

    петрушка. Ото всех дверей,

Ото всех ворот,

Выходи скорей,

Торопись народ!

Открываются ворота,

Заходи, кому охота!

А кому неохота,

Тоже заходи!

(Выходят мальчики).

1 мальчик. Стоит Фома

Посреди двора,

Супротив терема высокого,

Супротив крыльца широкого.

2 мальчик. Дома ли Неля, дома ли Люда,

Дома ль душенька Алёнушка?

Девочки (хором): Мы туточки!

1 девочка. Собрались мы позабавиться

Да потешиться!

2девочка . Попеть, потанцевать,

Да с народными промыслами познакомиться.

3 девочка. О замечательных умельцах

Сегодня мы поговорим.

Тут игрушки и матрёшки,

Чашки, ложки – всё для вас!

Ну, так в путь же! В добрый час!

(Исполняется русская народная песня 2Коробейники»).

Ведущий: Здравствуйте, детишки!

Девчонки и мальчишки!

Гостям рады, что пришли,

Для нас времечко нашли,

Будут здесь у нас забавы,

Представление на славу,

Мы потешить вас спешим,

Может быть, и рассмешим.

И вернёмся как во сне,

К нашей русской старине.

Это присказка читается,

Сказка только начинается.

(Выступающие все садятся на лавочки на сцене).

Ведущий: «В некотором царстве, в некотором государстве, в городе Мастеров, вы сегодня увидите ярмарку-красу русскую, на которой познакомитесь с промыслами народными и будете учиться у мастеров 4 класса».

- А какая же ярмарка без карусели?

Карусель, карусель,

Ты крутись побыстрей!

Покажи нам ярмарку –

Звонкую да яркую,

С песнями да плясками,

Лубочными сказками.

Посмотрите, чего здесь только нет! А ведь все эти предметы – изделия ДПИ. Кто знает, что такое ДПИ?

- Декоративно-прикладное искусство окружает нас в повседневной жизни, делает её красивее. Человек с давних времён украшает то, с чем он сталкивается в быту, в труде, во время отдыха. Многие вещи, которыми мы пользуемся, были бы так же удобны и без их украшения, но красота придаёт радость жизни, а без этого человек не может существовать.

Образцы ДПИ можно видеть повсюду: это и посуда, и одежда или её отдельные элементы, и украшения, и ковры, и мебель и мн. др. предметы.

Сделать вещь красивой непросто.

Все изделия украшали народные умельцы (мастера) из различных промыслов. И вот сегодня ребята познакомят вас с некоторыми из них.

Посмотрите на выставку. Каких изделий здесь только нет. А ведь их сделали ребята своими руками.

Как вы думаете, из какого материала выполнены эти изделия?

А как называется этот способ? (Папье-маше).

Что такое паье-маше?

- Папье–маше – в переводе с французского означает «жёваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5 – 7 слоёв бумаги по определённой форме.

Неля расскажет подробнее на примере тарелочки, как работать в технике папье-маше.

Из папье-маше можно изготовить не только посуду, но и глобус, муляжи, ёлочные игрушки, новогодние маски, шкатулки. После того, как изделие из папье-маше готово, его расписывают. Вот здесь существует очень много промыслов по росписи изделий.

    ГЖЕЛЬ.

Как вы думаете, какой росписью расписаны эти тарелочки? (Гжель).

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками.

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Синее небо, словно в апреле,

Вы увидите на нашей Гжели.

Такая роспись называется ГЖЕЛЬ. А названа она по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И стали расписывать гжелью фарфоровые изделия. Используется в росписи всего 2 цвета: белый и синий.

Как вы понимаете выражение «Синие узоры на белоснежном поле»?

От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары. Вся посуда расписывалась и лепилась вручную. И существует такая роспись уже несколько столетий. Но интерес к этому художественному промыслу не угас и сейчас.

    ХОХЛОМА.

А теперь посмотрите на эти изделия. Что это? (Ложки).

Кто выйдет и найдёт мне изделия, похожие на ложки по росписи?

Что у них общего?

Кто знает, как называется такая роспись?

Такая роспись называется ХОХЛОМСКАЯ. Хохломой расписывают деревянную посуду. Вот это настоящие деревянные ложки и чаши, расписанные хохломскими мастерами. А вот эти изделия расписали хохломской росписью наши ребята.

А что изображают художники в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, цветочки, былинки, травинки, сказочных жар-птиц, чудесных рыб).

Хохлома! Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая,

Узоры золотистые!

Хохлому ещё называют «золотой». Почему?

Старинное придание рассказывает:

«Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую посуду». В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название – «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сейчас ребята вам об этом расскажут.

(Дети, сидя на лавочках, рассказывают по цепочке).

«Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Затем сушит её и покрывает тонким

слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом её пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник рисует орнамент. Чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо – деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком.

Петрушка. Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

(Девочки и мальчики исполняют частушки).

Девочки: 1) Начинаю я припевку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную

2) Чтобы печка разгорелась

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

3) Не смотрите на меня –

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

Мальчики: 1)На окошке два цветочка,

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой –

Хоть и ростом маленький.

2) Я плясал на 3 ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад –

Сапоги мои лежат.

    Ёлки – долги, ёлки – долги,

Ёлки да осиночки.

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

Девочки (вместе): За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам.

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

3. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ.

Мы продолжаем знакомство с народными промыслами.

Как вы думаете, что это? (Доски).

Для чего они нужны?

А что на них нарисовано?

Как называется эта роспись?

ГОРОДЕЦКИЙ народный художественный промысел сложился в середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Отсюда и название – Городецкая роспись. Городецким узором расписывают не только дощечки, но и прялки, игрушки-качалки, ставни домов и даже ворота. Изделия украшают декоративными цветами – розанами и купавками.

(Исполняется песня-сценка «Как хотела меня мать»).

4. МАТРЁШКИ.

Отгадайте загадку: Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшки).

Петрушка. Дуйте в дудки,

Бейте в ложки!

В гости к нам пришли

Матрёшки!

(Исполняется танец матрёшек).

Ребята, матрёшки хотят с вами поиграть. Для этого вам надо встать. Все движения, которые вам

покажут матрёшки, вы должны повторять.

Мы весёлые матрёшки (Наклоны в стороны).

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

На ногах у нас сапожки (Выставление ног на носок).

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

В сарафанах наших пёстрых (Повороты в стороны)

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

Мы похожи, словно сёстры (Приседают).

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

МАТРЁШКА - это известная во всём мире кукла. Но она необычная. Как вы думаете, почему?

Правильно, в ней прячется целое семейство.

Из чего сделаны матрёшки?

Матрёшки появились в России в конце 19 века в имении Абрамцево, что неподалёку от Сергиева Посада в Московской области. В 1900 году она была отмечена золотой медалью на международной выставке в париже. Расписывают матрёшек мастера из г. Семёнова, Загорска и с. Полхов-Майдана.

Отсюда и названия – загорская, семёновская и полхов-майданская матрёшки. А вот в чём их различие, расскажут вам ваши учителя на уроках рисования.

Игра «Дорисуй матрёшку».

(Даны половинки матрёшек, желающие ребята из зала выходят и дорисовывают вторую её половину).

5. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.

Загадка: Зонтик грибком,

Руки крендельком,

Ходит девица-красавица

Пешком. (Дымковская барыня).

(2 ученика читают стихотворение).

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок;

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом.

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали».

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ - это фигурки людей, птиц, зверей – игрушки, сделанные из глины добрыми руками мастеров из бывшей Дымковской слободы, что неподалёку от города Вятки. Ребята сделали игрушки и расписали их дымковскими узорами.

(Неля берёт игрушку индюка, идёт в зал и читает стихотворение).

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок…

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг.

Птица важная – индюк.

Нравятся вам игрушки?

Мастера, расписывая игрушки кругами, полосками, крестиками, словно сказку сказывали о том, как солнце согревает своими лучами землю и даёт ей жизнь. Наносится узор на игрушку по белому фону.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(Исполняется песня «Барыня»).

6. ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ.

О чём мы ещё не поговорили? (О подносах).

Для чего они нужны?

Это ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ. Такие подносы делают мастера из подмосковного села Жостово.

Какой материал нужен для изготовления подносов? (Железо).

Что изображают художники на подносах?

(Ученик читает стихотворение).

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый…

А жостовские кисти

Нежнее лёгкой вербы.

Вот и вы сейчас создадите свой жостовский поднос.

Игра «Составь узор на подносе».

(Играют дети из зала. Даны круги чёрной бумаги и разноцветные цветы, которые нужно прикрепить

на кругах, т.е. составить композицию).

Понравились подносы вам, ребята?

Вот видите, оказывается, вы тоже можете сделать такие же изделия.

Игра «Расставь таблички».

Вы познакомились с разными видами росписи. Назовите их.

Вот беда. На нашей выставке перепутались таблички. Я не знаю возле какого изделия их поставить.

Кто мне поможет? (Один ребёнок выходит из зала и расставляет таблички возле поделок).

1 петрушка. Красна песня ладом,

А сказка складом.

2 петрушка. Сказке конец,

А кто слушал молодец!

1 петрушка. И надо бы каждому молодцу

Да по огурцу,

2 петрушка. Да пока вы сказку слушали,

Огурцы на огороде

Зайцы скушали,

Вот вам и не досталось.

(В заключении исполняется песня «Будьте здоровы!»)

«МАГИЧЕСКАЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ СОЛОМКИ, ТРАДИЦИИ РИТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С СОЛОМОЙ. ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ».

Цели:

Ознакомить и формировать у детей представления истории возникновения промысла и применения соломы в быту;

Развивать познавательный интерес, память, внимание, чувство товарищества, смекалку ;

Воспитать самостоятельность, умение работать в парах, группой, бережное отношение к выполненным работам.

Задача:

обогатить кругозор детей знаниями об истоках русской культуры, обрядах, играх, дать понятия обучающимся о магической притягательности соломы.

Методы:

словесные, наглядные, практические.

Форма мероприятия:

Нетрадиционная, игра- викторина

Возраст детей: 7-12 лет.

Место проведения: учебныйкабинет декоративно-прикладного творчества.

Оборудование мероприятия: столы, стулья, компьютерная техника, видеопроектор, выставка работ из соломки, солома разных видов, наглядные пособия.

Ожидаемые результаты мероприятия: проникновение детей магическими свойствами соломы, усвоения новых знаний обучающихся и стремление к творчеству.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение новых знаний по теме в форме презентации, рассказа.

3. Конкурсная программа. Игра - викторина. Гадания.

4.Подведение итогов мероприятия.

1. Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся на восприятие нового материала, готовность детей к занятию.

Педагог предлагает обратить внимание на выставку работ в кабинете.

Знакомит обучающихся с целями и задачами мероприятия.

Ход мероприятия.

2. Сообщение новых знаний.

Рассказ иллюстрировано-повествовательный .

В плетении из соломки есть какая-то магическая притягательность. Это солнечный, теплый материал будто имеет колдовскую силу и тот, кто однажды попробовал сплетать соломинки, становится страстным поклонником этого художественного ремесла.

Плетение из соломки - древнейшее среди ремёсел. Как только люди научились выращивать злаковые растения - пшеницу, ячмень, рожь у крестьян появился источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев.

Солома шла на корм и подстилку скоту, в неурожайные годы мелко нарубленную солому подмешивали в хлеб. Из соломы шили лапти, набивали матрацы, из неё люди научились изготавливать корзины, половики, различные ёмкости для хранения зерна и муки, а также шляпы и многое другое. Солома обувала и согревала крестьянина, служила ему постелью.

(Ребята, какие вы знаете поговорки и пословицы о соломе?)

Но солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли злаковых растений особой духовной сущностью - верили, что в них заключён дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия.

Считалось что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать магическое влияние на жизнь земледельцев.

Вот созрел урожай, и крестьяне приступали к жатве. Из первых сжатых колосьев плели венки и украшали ими головы девушек-жниц.

Хлеб жали вручную с помощью серпа или скашивали косой, связывали в снопы или кули и составляли в скирды для просушивания.

Повсеместно существовал обычай украшать первый «зажиночный» сноп, который хранили дома до нового урожая и так же приносили в церковь.

У каждого народа жатвенные венки имели свои особенности и названия. Народы Востока плели венки под названием «арабская клетка». В Европе земледельцы называли свои жатвенные украшения «жито», «амулет».

Эти украшения подвешивались в доме на стене под потолком, где и висели до следующей жатвы, пока не заменялись новыми.

Крестьяне верили, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека или животного, поэтому делали соломенные чучела из последних колосков.

(Ребята, назовите пожалуйста, какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе)

Обычай оставлять на поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов имеет также свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно сплетались между собой, украшали их лентами и цветами. Этот пучок колосьев называли «бородой» или «Божьей бородой»

Когда-то этим действиям придавали магический смысл, а со временем это превратилось в символическую традицию.

Магические атрибуты становились все искуснее, воплощаясь в сложных приёмах плетения.

В древние времена наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых по их представлениям зависел урожай, приносили на полях человеческие жертвы. Но общество развивалось, и человеческие жертвоприношения заменились символами. Материалом для их изготовления стала служить солома.

Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали и придавали им очертания человеческой фигуры. Эти фигуры были мастерски свиты, сплетены и украшены.

Ещё один народный обычай - ряженье в солому. У Восточных славян это событие приходилось на период зимне-весенних праздников - Рождество, Масленицу, Пасху. У других европейских народов это было непременным элементом народных карнавалов.

Поляки и словаки покрывали ряженых соломой с ног до головы, оборачивали их снопами, обкручивали соломенными косами, называли их «соломенный дед». Обязательной деталью костюма ряженых была конусообразная шапка из соломы.

Древние верования в народной культуре тесно связаны с христианскими обычаями. На Рождество у европейских народов было принято делать «Паука» из соломенных трубочек, нарезанных из лучших стеблей соломы. «Паука» из соломы на Рождество делают в честь рождения Христа, который был рожден в хлеву и положен в ясли на солому. В Белоруссии в честь этого события делают «паука» в виде звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, которая взошла на небе в честь рождения Христа.

Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. У многих народов паук является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а паутина представляется образом космической ткани или путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю. Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида- это идеальный, энергетически завершённый объект, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Соломенный «паук» подвешивался под потолком над столом напротив икон, он постоянно «парит» в воздухе и изгоняет все плохое из дома. Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Соломенный «паук» является только частью рождественских обрядов, связанных с соломой. Праздник Рождества празднуется в период зимнего солнцеворота. По древним языческим представлениям, именно в этот период солнце поворачивает с зимы на лето, начинается пробуждение природы. В этот период все мысли крестьян обращены к будущему урожаю. Поэтому солома и необмолоченный сноп, были непременной принадлежностью крестьянского Рождества.

3. Конкурсная программа. Игра-викторина. Гадание.

На соломе гадали, подбрасывая её к потолку - чем больше соломин зацепится за балки потолка, тем богаче будет урожай. Солому расстилали по полу, клали её под скатерть, опоясывали стол соломенным перевяслом, подвешивали сноп под потолком над столом. Все эти действия призваны были способствовать обеспечению будущего урожая, следовательно, и благополучию крестьянской семьи в новом году.

Гадание:

На лавку положить солому, написать разные пожелания и закопать их в солому.

Каждый участник гадания ищет в соломе записку и читает пожелание.

Соломенные куклы также были наделены магической силой. У многих славянских народов молодым дарили их в день свадьбы. Делали две соломенные фигурки - женскую и мужскую и ставили у ворот, загораживая дорогу жениху, который приходил в дом невесты. Солома, из которой сделаны были куклы, воплощала собой плодородие земли, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в семье.

А деревенское чучело «Масленица»- воплощение уходящей зимы. Во время масленичных гуляний такие куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные куклы сжигали или разбирали на солому и отдавали на корм скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождались с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы - горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Игры с соломкой:

Ребята, давайте немножко поиграем. Выберем жюри. Желающие поиграть выходите ко мне.

Для игры нужно 2 команды по 3 участника.

1. Бирюльки - коротенькие соломенные трубочки. Тоненькой соломинкой - крючком из кучки бирюлек каждый играющий поддевает соломинку и перекладывает в коробочку. Побеждает та команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.

Для игры нужно 2 команды по 6 участников и водящий - мышка.

2. «Колосок» соберём зёрна.

Дети встают парами друг за другом - это колосок. По сигналу - «зерно» - все разбегаются - зёрна рассыпались. По сигналу «Колосок» - дети ищут свою пару и пытаются построиться, водящий - мышка, ловит зёрна.

Побеждает команда, у которой останется больше зёрен.

Куклы - игрушки из соломы для детей делали и специально, как обереги. Такие куклы не имели лица, считались предметом неодушевлённым, недоступных для вселения в него злых сил, а значит безвредным для ребенка.

Куклы из соломы, также, исполняли роль забавной потешки.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Фигурки, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол, птичек подвешивали к соломенному «пауку», где они словно парили в полете. С соломенными жаворонками, в первые тёплые дни - «гукали» весну.

Существуют также иконы, которым молились о будущем урожае, приносили к ним первые «Зажиночные» снопы, а также приносили иконы на поля с мольбами об урожае.

На протяжении веков соломенные куклы, фигурки зверей и птиц, соломенные шляпы, корзины, ёмкости для хранения зерна были связаны только с крестьянской культурой. Но искусство плетения из соломки бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней.

Конечно, ушли древние поверья в магическую силу соломы, но магическая сила творчества из соломки осталась.

Появились современные изделия из соломки, которые украшают интерьер дома, создают в нём уют и тепло.

На занятиях кружков «Золотая соломка», обучающиеся изготавливают картины - плоские и объёмные. Плетут: корзинки, конфетницы, шкатулки, вазы, бусы. Различные подвески, игрушки на ёлку и, конечно же, самое современное достижение - объёмные цветы.

А где вы берёте соломку? Этот вопрос мне часто дети. Вы, наверное, покупаете её в магазине? Нет! Мы заготавливаем соломку на хлебных полях. Хлебное поле- это безграничное «золотое море». Когда стоишь на краю поля и смотришь вдаль - так хорошо и спокойно на сердце, чувствуешь такой прилив сил и творческой энергии.

Ребята, когда летом вы будете проезжать с родителями мимо хлебного поля - попросите остановиться у обочины и полюбуйтесь на эту неповторимую красоту!

4. Подведение итогов мероприятия.

Сейчас мы узнаем итоги конкурсов.

Предоставляем слово жюри. (награждение сладкими призами)

Рефлексия:

Ребята, а теперь я хочу услышать от вас:

(Дети отвечают на вопросы педагога.)

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Какие работы вам понравились больше всех?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось на занятии?

Кому из вас хотелось бы научиться работать с соломкой?

Какие у вас есть вопросы ко мне?

В заключение занятия мне хотелось бы добавить, когда я готовила это мероприятие, мне пришлось просмотреть и прочитать много материала.

Я, как будто, оказалась в тех далеких временах и почувствовала чистоту душ наших предков. Которые жили в пруде и заботе о хлебе насущном, растили детей, женили их, и всегда думали о будущем продолжении своего рода. О будущем урожае хлеба. Верили в магическую силу соломки и, конечно, если очень веришь - то всё сбывается.

Большое спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии.

Список использованной литературы.

1. О. Лобачевская «Плетение из соломки», Москва 2000г. Культура и традиции.

2. О. Лобачевская, Н. Кузнецова «Возьми простую соломку», Минск 1988г. Полымя.