Внеурочное занятие про сказки для младших школьников. Сказки для младших школьников. Тёплый хлеб Сказка о Ежонке

Сказка Константина Паустовского направлена на воспитание доброты у детей и ответственности за свои поступки. Сказка о том, что зло всегда наказуемо, но если человек раскаялся, то всё еще можно исправить, только для этого предстоит очень много потрудиться.

Теплый хлеб. Автор: Константин Паустовский

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, — ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее, общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя. Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, — хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабьей не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу.

— Да ну тебя! Дьявол! — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам.

Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

— На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.

Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну вас! Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, — говорила бабка. — Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни.

— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.

— От злобы людской, — ответила бабка. — Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!» — «Мне хлеб с полу поднять невозможно, — говорит солдат. — У меня вместо ноги деревяшка». — «А ногу куда девал?» — спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», — отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный — подымешь, — засмеялся мужик. — Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

— Отчего же он помер? — хрипло спросил Филька.

— От охлаждения сердца, — ответила бабка, помолчала и добавила: — Знать, и нынче завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

— Чего ж теперь делать, бабка? — спросил Филька из-под тулупа. — Неужто помирать?

— Зачем помирать? Надеяться надо.

— На что?

— На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

— А как его исправить? — спросил, всхлипывая, Филька.

— А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих.

Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота — жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

— Садись к печке, — сказал он. — Рассказывай, пока не замёрз.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

— Да-а, — вздохнул Панкрат, — плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

— Ты брось реветь! — строго сказал Панкрат. — Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил — сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, воды нет, и что нам придумать — неизвестно.

— Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? — спросил Филька.

— Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

— Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте — подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?

А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.

— Ну, — сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку1, — время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.

— Я, дедушка Панкрат, — сказал Филька, — как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Провернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

— Ишь ты шустрый какой! — сказал мельник. — Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

— Да ну его! — сказал Филька. — Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

— А ежели замёрзнете?

— Костры будем жечь.

— А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват — пусть сам лёд и скалывает»?

— Согласятся! Я их умолю. Наши ребята — хорошие.

— Ну, валяй, собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.

В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки. Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.

Мальчишки стащили треухи и прокричали «ура». Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.

Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит- журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой, что вот, мол, опять завралась старая.

Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали — ив мельничный лоток хлынула с шумом вода.

Старое колесо скрипнуло — с него посыпались сосульки — и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, ещё быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.

Панкрат сыпал зерно, а из-под жёрнова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах, — ребята, кошки, даже мыши, — всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню1 и не мешались.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью.

Панкрат вышел на порог, спросил:

— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

— Да нет! — закричали ребята. — Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

— Ну что ж, — сказал Панкрат. — Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

— Не пужайся, Мальчик! Филька — не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмыльнулся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала как пулемёт.

Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу.

Что такое сказкотерапия?

Детский мир совершенно не похож на взрослый. Он особенный и огромный. В доказательство этого достаточно вспомнить себя в юном возрасте. В детстве мы верили в чудеса. Волшебство окружало нас повсюду. Мы доверяли игрушкам свои самые сокровенные тайны. Мы думали, что когда-нибудь можно из шкафа попасть в великолепную страну Нарнию, а за зеркалом находится Зазеркалье, где живет Ягупоп77, Анидаг, Абаж и другие персонажи. Для нас не существовало границ между реальным и выдуманным мирами. Поэтому мы верили в сказки и очень их любили. Да что уж скрывать, мы их любим до сих пор.

Благодаря сказкам долгожданное волшебство может произойти и с вашим ребенком. Слушая их, дети с интересом и большим удовольствием получают незаменимый опыт и знакомятся с неизведанным миром. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей.

Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо. Малыши прекращают плакать по разным поводам, их страхи превращаются в пустяки, дети становятся более послушными.

Авторы терапевтических сказок

  • Шкурина М. Ей принадлежат такие терапевтические сказки для детей, как: «Сказка о полезных овощах», «Королевство Лентяев», «Про Петушка из Барселуша», «Зайчонок, который убегал от мамы» и многие другие.
  • Черняева С. А. Ей принадлежит книга «Психотерапевтические сказки и игры», в которой содержится большое количество сказок, предназначенных для разных возрастов.
  • Гнездилов А. В.: «Терапевтические сказки». Благодаря сказкам этого автора родители смогут найти выход из затруднительных ситуаций, а дети найдут ответы на вопросы о смысле и сути бытия.
  • Хухлаева О. В и Хухлаев О. Е. Ими создана книга «Лабиринт души». В ней около семидесяти сказочных историй, которые направлены на решение определенных проблем. Они предназначены для дошкольников, младших школьников и подростков.

«Лабиринт души. Терапевтические сказки»

Это замечательная книга создана Хухлаевой О. В. и Хухлаевым О. Е. Начинается она со сказки девочки Тани Шмидт, а уже после этого идет традиционное введение, основной раздел и заключение. Все истории, написанные авторами книги, являются проблемно-ориентированными. Некоторые из них направлены на решение какой-либо одной проблемы, другие же охватывают сразу несколько.

Сказочные истории непременно помогут всем детям. Благодаря таким рассказам у ребенка вырабатывается «механизм самопомощи». Он самостоятельно сможет справляться со сложными ситуациями. Терапевтические сказки показывают, что выход есть всегда, а финал обязательно будет счастливым.

Истории предназначены для трех младшего школьного и подросткового.

Группы тем книги «Лабиринт души»

Перед каждой сказкой указывается ее направленность, очерчивается круг проблем. Очень удобно, что в конце книги содержится «проблемный указатель», где в алфавитном порядке перечисляются основные проблемы и номера соответствующих рассказов.

Сказки детские (терапевтические) условно делятся на четыре группы тем:

  1. Трудности, связанные с общением (с родителями и сверстниками). Каждому ребенку свойственны ссоры с друзьями, обиды на одноклассников, конфликты с родителями и прочие моменты.
  2. Чувство неполноценности.
  3. Различные страхи и тревоги. Здесь очень важно понять, как сильно боится ребенок. Это может быть определенный этап, который нужно перешагнуть. Но если страх препятствует развитию, то обязательно нужна помощь.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Как использовать сказочные истории?

Терапевтические сказки для детей нужно читать вслух, даже если ребенок прекрасно знает буквы и может самостоятельно прочитать историю. Следите за реакцией малыша. Его поведение подскажет вам актуальность выбранной истории и заинтересованность ребенка. Обсуждайте с ним прочитанные сказки, спрашивайте его мнение, возможно, он захочет что-то добавить. Однако сильно не затягивайте с разговорами. Если ваш сын или дочка ничего не хочет обсуждать, то не стоит заставлять.

Терапевтические сказки для детей можно иллюстрировать яркими картинками. Это повысит интерес к прослушиванию. Рисуйте картинки сами, а также предлагайте вашему малышу сделать собственный рисунок. Несложные сказки, которые очень понравятся ребенку, пробуйте сыграть.

Это послужит развитием актерских талантов и усилит эффект той или иной истории.

Сказки для дошкольников

Терапевтические сказки для дошкольников должны быть написаны простым и понятным крохе языком. Лучше выбирать коротенькие истории, где главная проблема будет освещена завуалировано.

В книге «Лабиринт души» это сказки № 1-27. Вот некоторые из них.

  • «Как Кенгуреныш стал самостоятельным». Поможет малышу побороть страх расставания с мамой.
  • «Сказка о подсолнечном семечке». Направлена на преодоление страха самостоятельности и общей боязливости.
  • «Белочка-Припевочка». Если ваше чадо постоянно твердит: «Помоги, я сама не умею» - то эта сказка именно для вас.
  • «Случай в лесу». Поможет бороться с
  • «Сказка про ежика Витю». Ее главная направленность - трудности в общении со сверстниками, преодоление чувства неполноценности.

Сказки для младших школьников

Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет. В книге «Лабиринт души» это сказки № 28-57. Каждая из них имеет яркое название и направлена на решение определенных проблем. Вот некоторые из них:

  • «Кенгуренок Вася». Поможет решить проблемы с учебой, которые вызваны страхом возникших трудностей, а также справиться с чувством неполноценности и неуверенности в себе.
  • «Цветик-семицветик». Если у вашего малыша возникли сложности с освоением школьной программы и конфликтные ситуации с учителем, то прочтение этой истории непременно поможет вашему ребенку.
  • «Медвежонок и Старый Гриб». Поможет справиться с такими трудностями, как неусидчивость и нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание.
  • «Шустрик и Обжорик». Иногда дети настолько переживают из-за плохих оценок, что у них длительное время нет настроения, вследствие чего возникает депрессивное состояние. И появляется чувство вины: «Раз я плохо учусь, значит, я плохой». Эта сказка поможет справиться с этими чувствами и повысит интерес к учебе.
  • «Кораблик». Бывает так, что многократное получение негативных отметок «убивает» у ребенка желание учиться, у него появляется отрицательное отношение к учебе, так как он не видит в ней никакого смысла.

Сказки для подростков

Терапевтические сказки для подростков помогут бороться с определенными трудностями и почувствовать себя самостоятельной личностью. Они предназначены для детей в возрасте от 9 до 16 лет. Если они считают, что уже достаточно взрослые для чтения сказок, то замените данное слово. Например, скажите, что это интересная история или увлекательный рассказ. Если ребенок наотрез отказывается ее читать, то расскажите ее сами, подведя интересным вопросом. Например: «Антон, а ты знаешь, откуда появились фламинго? Нет? Ты даже не знаешь, кто это? Тогда слушай чудесную историю о прекрасных птицах». С такой преамбулой даже самому упертому ребенку захочется послушать рассказ.

Большое количество сказок для подростков содержится в книге «Лабиринт души». Вот некоторые из них.

  • «Фламинго, или Скала Желаний». Поможет побороть неуверенность в себе, сомнения и чувство неполноценности.
  • «Повесть о настоящем … цвете». Иногда ребенок может посчитать, что он никому не нужен. Причины возникновения таких мыслей могут быть абсолютно разные. На фоне этого могут появляться депрессивные и суицидальные тенденции. Данная сказка поможет справиться с чувством неполноценности и ощущением того, что он не нужен никому.
  • «Щечка». Поможет избавиться от заниженной самооценки.
  • «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном Синем Море». История направлена на решение проблем, связанных с трудностями в общении со сверстниками.
  • «Сказка о Дрюпе Дрюпкине». Поможет справиться с равнодушием, неорганизованностью и неумением осознавать свое поведение.

Заключение

Таким образом, терапевтические сказки могут совершить настоящее волшебство с вашим чадом. Те проблемы, которые вы не можете решить благодаря обычным уговорам и разговорам, помогут преодолеть такие необычные и увлекательные истории. Они ничем не отличаются от обычных сказок, только в каждой из них содержится определенная проблема и ее решение. Главная идея - выход есть всегда, справиться можно с любой, даже самой сложной ситуацией. Многие авторы пишут такие сказки. Среди них: Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Черняева С. А., Гнездилов А. В., Шкурина М. Сказки предназначены для разных возрастов: для дошкольников, для младших школьников и подростков.

Друзья! Вы попали в Страну Чудес. Здесь вас ждут самые интересные произведения — литературные сказки. А знаете ли вы, что такое сказка?.. Правильно, в сказке всегда совершаются чудеса, в ней живут удивительные существа. Литературные сказки сочиняют необыкновенные писатели. Они умеют придумывать необыкновенные истории и необыкновенных героев. А можете ли вы сейчас вспомнить имена самых знаменитых сказочников?

В этом разделе вы встретитесь с произведениями писателей, многие из которых вам ещё не были знакомы. В сказках Геннадия Цыферова, Дональда Биссета, Сергея Козлова, Натальи Абрамцевой, Редьярда Киплинга вы встретитесь со смешными и забавными героями, с неожиданными ситуациями и необычными словами. Все эти сказки очень разные, но их объединяет замечательное свойство — они учат нас видеть чудеса в самых обычных вещах.

Чтобы попасть в Страну Чудес, вам будет нужна ваша фантазия и выдумка, ваш юмор и доброта. А ещё вам пригодятся краски и карандаши, чтобы нарисовать разноцветную Страну Чудес, в которую нас поведут сказочники-фантазёры и мечтатели.

Геннадий Цыферов «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»

Когда я был маленький, я знал очень мало и всему удивлялся, и любил сочинять. Летит, например, снег. Люди скажут — осадки. А я подумаю: наверное, где-то на синих лугах отцвели белые одуванчики. Или, может, ночью на зелёной крыше присели отдохнуть весёлые облака и свесили белые ножки. И если облако потянуть за ножку, оно вздохнёт и полетит. Далеко полетит куда-то.

К чему я тебе всё это рассказываю? А вот к чему. Вчера в нашем курятнике случилась удивительная вещь: из белого куриного яйца проклюнулся жёлтый цыплёнок. Вчера он проклюнулся, а потом весь день, всю неделю всему удивлялся. Ведь он был маленький и всё видел впервые. Вот о том, как он был маленький и всё видел впервые, я и решил написать книжку.

Хорошо быть маленьким. А ещё лучше — всё видеть впервые.

Удивление первое

Чему удивился цыплёнок вначале? Ну конечно, солнышку. Он взглянул на него и сказал:

— А это что? Если это шарик, то где же ниточка? А если это цветок, то где его ножка?

— Глупый, — засмеялась мама-курица. — Это же солнышко.

— Солнышко, солнышко! — пропел цыплёнок. — Надо запомнить.

Потом он увидел ещё одно солнышко, в маленькой капельке.

— Маленькое солнышко, — шепнул он ему в жёлтое ушко, — хочешь, я отнесу тебя в наш маленький дом, в курятник? Там темно и прохладно.

Но солнышко там не захотело светить. Опять вынес цыплёнок солнышко на улицу и топнул лапой:

— Глупое солнышко! Где светло — светит, а где темно — светить не хочет. Почему?

Но никто, даже самые большие и взрослые, не могли объяснить ему это.

Удивление второе

А чему удивился цыплёнок потом? Опять солнышку.

Какое оно? Конечно, жёлтое. Таким цыплёнок увидел его впервые и решил, что таким оно будет всегда.

Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, где ходило солнышко, от зелёных холмов до синей речки, протянулась разноцветная радуга.

Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не жёлтое. Оно разноцветное. Как матрёшка. Открой синюю — в ней зелёная. Открой зелёную — в ней голубая. А в голубой ещё красная, оранжевая...

Так и солнышко. Если раскатать, размотать его клубочек, будет семь полосочек. А если каждую из этих полосок смотать отдельно, будет семь цветных солнышек. Жёлтое солнышко, синее, голубое, зелёное — всякие солнышки.

А сколько дней в неделе? Тоже семь. Значит, каждый день взойдёт какое-нибудь одно солнышко. В понедельник, например, — синее, во вторник — зелёное, в среду — голубое, а в воскресенье — жёлтое. Воскресенье — весёлый день.

Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.

У домика на телячьих ножках росли рожки.

У домика на заячьих ножках росли ушки.

У домика на слоновьих ножках висела труба- хоботок.

А у домика на курьих ножках алел гребешок.

Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!»

Домик на телячьих ножках замычал: «Хочу бодаться!»

Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»

А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре- ку! Не пора ли вам спать ложиться?»

Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

Про друзей

Друзей у цыплёнка было мало. Всего один. Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый — значит, друг. Если серый — нет. Если бурый — тоже нет. Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл, и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.

— Здравствуй, жёлтая, — сказал цыплёнок, — это ты, наверное, мой жёлтый дружок?

— Да, — проворчала гусеница, — наверное.

— А что ты тут делаешь? — с интересом спросил цыплёнок.

— Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.

— А зачем?

— Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живет на лугу, решили сегодня позвонить друг другу.

— А зачем? — спросил цыплёнок.

— Наверное, чтобы узнать о погоде. Ведь в дождь они закрываются.

— И я тоже, — сказал цыплёнок и спрятал голову. И тем очень удивил гусеницу.

Она очень долго не могла понять, кто же это — цветок или птица?

— Наверное, цветок, — решила гусеница и подружилась с цыплёнком. Ведь гусеницы боятся птиц.

Что делали два жёлтых друга

Что делают все маленькие? Играли. Плясали. Выдували пузыри. Шлёпались в лужу. А ещё грустили. А ещё иногда плакали.

Почему они грустили

В понедельник вот почему. В этот день они обманули своих мам. Они сказали им: «Мы пойдём на лужок». А сами пошли на речку ловить карасей.

Конечно, если бы это был мальчик, он бы покраснел. Если девочка — тоже.

Но они были жёлтый цыплёнок и жёлтая гусеница. И они весь день желтели, желтели, желтели. А к вечеру стали такие жёлтые, что на них никто без синих очков не мог смотреть. А кто смотрел без синих очков, тот вздыхал и плакал: «Как всё это печально! Как это всё печально! Они обманули своих мам! И теперь такие, такие жёлтые в такой синий вечер!»

Почему они смеялись

В среду решили они играть в прятки. Утром решили, в обед считались:

— Раз-два-три-четыре-пять! Кто играет — тот бежать!

Убежал цыплёнок и спрятался под крылечко. Уползла гусеница и спряталась под листочек. Ждут,

кто кого найдёт. Час ждали — никто никого не нашёл. Два ждали — никто никого не нашёл...

Наконец вечером нашли их мамы и отчитали:

— Разве это прятки? Прятки — это когда кто-нибудь от кого-нибудь прячется. Кто-то кого-то ищет. А когда все прячутся, это не прятки! Это что-то другое.

В это время загремел гром. И все спрятались.

Геннадий Цыферов «Как лягушки чай пили»

Покраснел помидорчик на один бок. Теперь — как маленький светофорчик: там, где солнышко взойдёт, бок красный; где луна — зелёный.

На лугах спит мохнатый туман. Трубку он курит. Дым под кусты пускает.

Вечером у синей-синей реки из белых-белых кувшинок пили чай зелёные лягушки.

Берёзка спросила сосну, куда она тянется.

— К небу.

— Хочу облачко-парус надеть на верхушку.

— Для чего?

— За голубую речку, за белую горку улететь.

— К чему?

— Посмотреть, куда солнышко садится, где оно, жёлтое, живёт.

Вышел звёздной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же ещё половинка?» Пошёл искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашёл её в саду в маленькой лужице. Посмотрел и тронул ножкой — живая.

Шёл дождь, не разбирая дороги, по лугам, по полям, по цветущим садам. Шёл, шёл, споткнулся, вытянул длинные ноги, упал... и утонул в последней луже. Лишь пузырьки кверху пошли: буль-буль.

Весна уже, а ночами холодно. Мороз студит. Показала верба почки-пальчики и надела на них меховые варежки.

Нарисовал мальчик солнышко. А кругом лучи — ресницы золотые. Показал папе:

— Хорошо?

— Хорошо, — сказал папа и нарисовал стебелёк.

—- У! — удивился мальчик. — Да это подсолнух!..

Виктор Хмельницкий «Паучок»

Паучок висел на паутинке. Вдруг она оборвалась, и паучок стал падать.

«Вот это да!..» — подумал паучок.

Упав на землю, он тут же встал, потёр ушибленный бок и побежал к дереву.

Забравшись на ветку, паучок теперь выпустил сразу две паутинки — и стал качаться на качелях.

Виктор Хмельницкий «Галчонок и звёзды»

— Когда засыпаешь, прячь голову под крыло, — учила чёрного-чёрного галчонка его мама.

— У меня шея болит, — отвечал непослушный галчонок...

И вот однажды морозной ночью, когда на небе сверкали огромные звёзды, а на земле серебрился снег, галчонок случайно проснулся.

Проснулся и решил, что всё вокруг — сон.

И холодный ветер показался не таким холодным. А глубокий снег -— мягким и приветливым.

Огромные звёзды показались галчонку ещё ярче, а чёрное небо — синим.

— Здра-а-асти! — закричал галчонок на весь синий свет.

— Привет, — откликнулись звёзды.

— Привет, — улыбнулась круглая Луна. — Ты почему не спишь?

— Ка-ак?! — закричал галчонок. — Разве это не сон?

— Конечно, сон, — замигали звёзды. — Сон! Сон! Им было скучно и хотелось поиграть. К тому же глаза галчонка сверкали, как настоящие звёзды.

— А Луна спрашивает, почему я не сплю?

— Она пошутила!

— Ур-р-ра! — закричал галчонок. — Со-о-он!!!

Но тут от его крика проснулся весь лес. И мама ему такую взбучку устроила, что с тех пор галчонок, как все птицы, засыпая, прячет голову под крыло — чтоб, и проснувшись ночью, звёзд-обманщиц не видеть!

Виктор Хмельницкий «Плод воображения»

— Очень интересно, — начал лягушонок, — придумать что-нибудь такое!.. А потом это увидеть.

— Плод воображения, — поддержал, подпрыгнув, кузнечик.

На поляне собрался весь цвет поля и леса. Здесь были голубые васильки, алые маки, белые бабочки, красные в белую точечку божьи коровки и так далее и тому бесподобное...

Кузнечик решил придумать слона.

Большого-большого слона!

«У меня, наверно, самый большой плод воображения!» — не без тайной гордости подумал он.

Но кузнечик напрасно тайно гордился. Белая ромашка придумала облако. А облако очень часто бывает больше, чем слон.

Ромашка придумала облако такое же белое, как она сама.

«Если уж что-то придумывать, — решил лягушонок, — так очень приятное...»

И лягушонок придумал дождь и лужи.

Божья коровка придумала солнце. На первый взгляд, это очень просто. Но только — на первый... А если на второй или на третий? Наверняка глаза заболят!

— Ну, кто что придумал? — спросил лягушонок.

— Я придумал большого-большого слона! — громче обычного объявил кузнечик.

— А я белое-белое облако, — сказала ромашка. — И увидела белое-белое облако в голубом прозрачном небе.

— Вон облако! — воскликнула ромашка. — Как раз такое, как я придумала!

Все посмотрели вверх и начали завидовать ромашке.

Но чем ближе подплывало облако, тем сильнее оно напоминало большого-большого слона.

— Вот он, мой слон! Это я его придумал! — обрадовался кузнечик.

А когда над поляной из облака-слона вдруг пошёл дождь и появились лужи, заулыбался лягушонок. Вот уж у кого улыбка действительно до ушей!

И, конечно, конечно, потом появилось солнце. А значит, пришла пора торжествовать и... божьей коровке.

Сергей Козлов «Ёжикина скрипка»

Ёжик давно хотел научиться играть на скрипке.

— Что же, — говорил он, — птицы поют, стрекозы звенят, а я только шипеть умею?

И он настрогал сосновых дощечек, высушил их и стал мастерить скрипку. Скрипка вышла лёгонькая, певучая, с весёлым смычком.

Закончив работу, Ёжик сел на пенёк, прижал к мордочке скрипку и потянул сверху вниз смычок.

«Пи-и-и...» — запищала скрипка. И Ёжик улыбнулся.

«Пи-пи-пи-пи!..» — вылетело из-под смычка, и Ёжик стал придумывать мелодию.

«Надо придумать такую, — думал он, — чтобы шумела сосна, падали шишки и дул ветер. Потом, чтобы ветер стих, а одна шишка долго-долго качалась, а потом, наконец, шлёпнулась — хлоп! И тут должны запищать комары и наступит вечер».

Он поудобнее уселся на пеньке, покрепче прижал скрипку и взмахнул смычком.

«Уууу!..» — загудела скрипка.

«Нет, — подумал Ёжик, — так, пожалуй, гудит пчела... Тогда пускай это будет полдень. Пускай гудят пчёлы, ярко светит солнышко и по дорожкам бегают муравьи».

И он, улыбаясь, заиграл: «У-у-у! У-у-у!..»

«Получается!» — обрадовался Ёжик. И целый день до вечера играл «Полдень».

«У-у-у! У-у-у!..» — неслось по лесу.

И посмотреть на Ёжика собрались тридцать Муравьёв, два Кузнечика и один Комар.

— Вы немножко фальшивите, — вежливо сказал Комар, когда Ёжик устал. — Четвёртое «у» надо взять чуть-чуть потоньше. Вот так...

И он запищал: «Пи-и-и!.,»

— Нет, — сказал Ёжик. — Вы играете «Вечер», а у меня — «Полдень». Разве вы не слышите?

Комар отступил на шаг своей тоненькой ножкой, склонил голову набок и приподнял плечи.

— Да-да, — сказал он, прислушиваясь. — Полдень! В это время я очень люблю спать в траве.

— А мы, — сказали Кузнечики, — в полдень работаем в кузне. К нам как раз через полчаса залетит Стрекоза и попросит выковать новое крылышко!..

— А у нас, — сказали Муравьи, — в полдень обед.

А один Муравей вышел вперёд и сказал:

— Поиграйте, пожалуйста, ещё немного: я очень люблю обедать!

Ёжик прижал скрипку и заводил смычком.

— Очень вкусно! — сказал Муравей. — Я каждый вечер буду приходить слушать ваш «Полдень».

Выпала роса.

Ёжик, как настоящий музыкант, поклонился с пенька Муравьям, Кузнечикам и Комару и унёс скрипку в дом, чтобы она не отсырела.

Вместо струн на скрипке были натянуты травинки, и, засыпая, Ёжик думал, как завтра он натянет свежие струны и добьётся всё-таки того, чтобы скрипка шумела сосной, дышала ветром и топотала падающими шишками...

Сергей Козлов «Ёжик-ёлка»

Всю предновогоднюю неделю в полях бушевала вьюга. В лесу снегу намело столько, что ни Ёжик, ни Ослик, ни Медвежонок всю неделю не мог ш выйти из дома.

Перед Новым годом вьюга утихла, и друзья собрались в доме у Ёжика.

— Вот что, — сказал Медвежонок, — у нас нет ёлки.

— Нет, — согласился Ослик.

— Не вижу, чтобы она у нас была, — сказал Ёжик. Он любил выражаться замысловато, особенно в предпраздничные дни.

— Надо пойти поискать, — предложил Медвежонок.

— Где же мы её сейчас найдём?.. — удивился Ослик. — В лесу-то темно...

— И сугробы какие!.. — вздохнул Ёжик.

— Всё-таки надо идти за ёлкой, — сказал Медвежонок.

И все трое вышли из дома.

Вьюга утихла, но тучи ещё не разогнало, и ни одной звёздочки не было видно на небе.

— И луны нет! — сказал Ослик. — Какая тут ёлка?!

— А на ощупь? — сказал Медвежонок. И пополз по сугробам.

Но и на ощупь он ничего не нашёл. Попадались только большие ёлки, но они всё равно бы не влезли в Ёжикин домик, а маленькие с головой засыпало снегом.

Вернувшись к Ёжику, Ослик с Медвежонком загрустили.

— Ну, какой это Новый год!.. — вздыхал Медвежонок.

«Это если бы какой-нибудь осенний праздник, так ёлка, может быть, и не обязательна, — думал Ослик. — А зимой без ёлки — нельзя».

Ёжик тем временем вскипятил самовар и разливал чай по блюдечкам. Медвежонку он поставил бочонок с мёдом, а Ослику — тарелку с лопушками.

О ёлке Ёжик не думал, но его печалило, что вот уже полмесяца, как сломались его часы-ходики, а часовщик Дятел обещался, да не прилетел.

— Как мы узнаем, когда будет двенадцать часов? — спросил он у Медвежонка.

— Мы почувствуем! — сказал Ослик.

— Это как же мы почувствуем? — удивился Медвежонок.

— Очень просто, — сказал Ослик. — В двенадцать часов нам будет уже ровно три часа хотеться спать!

— Правильно! — обрадовался Ёжик.

— А о ёлке вы не беспокойтесь. В уголке мы поставим табуретку, а я на неё встану, а вы на меня повесите игрушки.

— Чем не ёлка! — закричал Медвежонок.

И так они и сделали.

В уголок поставили табуретку, на табуретку встал Ёжик и распушил иголки.

— Игрушки — под кроватью, — сказал он.

Ослик с Медвежонком достали игрушки и повесили на верхние лапы Ёжику по большому засушенному одуванчику, а на каждую иголку — по маленькой еловой шишечке.

— Не забудьте лампочки! — сказал Ёжик.

И на грудь ему повесили грибы-лисички, и они весело засветились — такие они были рыжие.

— Ты не устала, Ёлка? — спросил Медвежонок, усаживаясь и отхлёбывая из блюдечка чай.

Ёжик стоял на табуретке и улыбался.

— Нет, — сказал Ёжик. — А сколько сейчас времени?

Ослик дремал.

— Без пяти двенадцать! — сказал Медвежонок. — Как Ослик заснёт, будет ровно Новый год.

— Тогда налей мне и себе клюквенного сока, — сказал Ёжик-ёлка.

— Ты хочешь клюквенного сока? — спросил Медвежонок у Ослика.

Ослик засыпал.

— Теперь должны бить часы, — пробормотал он.

Ёжик осторожно взял в правую лапу чашечку

с клюквенным соком, а нижней, притопывая, стал отбивать время.

— Бам, бам, бам! — приговаривал он.

— Уже три, — сказал Медвежонок. — Теперь давай я!

Он трижды стукнул лапой об пол и тоже сказал:

— Бам, бам, бам!.. Теперь твоя очередь, Ослик!

Ослик три раза стукнул об пол копытцем, но ничего не сказал.

— Теперь снова я! — крикнул Ёжик.

И все затаив дыхание выслушали последние «бам! бам! бам!».

— Ура! — крикнул Медвежонок, и Ослик уснул. Скоро заснул и Медвежонок.

Только Ёжик стоял в уголке на табуретке и не знал, что ему делать. И он стал петь песни и пел их до самого утра, чтобы не уснуть и не сломать игрушки.

Сергей Козлов «Ёжик в тумане»

Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках. Из-за туч вышла луна и, улыбаясь, поплыла по небу.

«Ммм-у!..» — вздохнула корова за рекой. Завыла собака, и сорок лунных зайцев побежали по дорожке.

Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нём по грудь, и теперь казалось — большая белая утка плывёт в тумане и, отфыркиваясь, опускает в него голову.

Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему всё это? А комарики не уставали играть на своих скрипочках, лунные зайцы плясали, а собака выла.

«Расскажу — не поверят!» — подумал Ёжик, и стал смотреть ещё внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту.

«Вот и звезда упала, — заметил он, — и трава наклонились влево, и от ёлки осталась одна вершина, и теперь она плывет рядом с лошадью... А интересно, — думал Ёжик, — если лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?»

И он стал медленно спускаться с горы, чтобы тоже попасть в туман и посмотреть, как там внутри.

— Вот, — сказал Ёжик. — Ничего не видно. И даже лапы не видно. Лошадь! — позвал он.

Но лошадь ничего не сказала.

«Где же лошадь?» — подумал Ежик. И пополз прямо. Вокруг было глухо, темно и мокро, лишь высоко сверху сумрак слабо светился.

Полз он долго-долго и вдруг почувствовал, что земли под ним нет, и он куда-то летит. Бултых!..

«Я в реке!» — сообразил Ежик, похолодев от страха. И стал бить лапами во все стороны.

Когда он вынырнул, было по-прежнему темно, и Ёжик даже не знал, где берег.

«Пускай река сама несёт меня!» — решил он. Как мог, глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению.

Река шуршала камышами, бурлила на перекатах, и Ёжик чувствовал, что совсем промок и скоро утонет.

Вдруг кто-то дотронулся до его задней лапы.

— Извините, — беззвучно сказал кто-то, кто вы и как сюда попали?

— Я — Ёжик, — тоже беззвучно ответил Ежик. — Я упал в реку.

— Тогда садитесь ко мне на спину, — беззвучно проговорил кто-то. — Я отвезу вас на берег.

Ёжик сел на чью-то узкую скользкую спину и через минуту оказался на берегу.

— Спасибо! — вслух сказал он.

— Не за что! — беззвучно выговорил кто-то, кого Ёжик даже не видел, и пропал в волнах.

«Вот так история... — размышлял Ёжик, отряхиваясь. — Разве кто поверит?!» И заковылял в тумане.

Сергей Козлов «Как поймать облако»

Когда пришла пора птицам улетать на юг и уже давно увяла трава и облетели деревья, Ёжик сказал Медвежонку:

— Скоро зима. Пойдём поудим напоследок для тебя рыбки. Ты ведь любишь рыбку!

И они взяли удочки и пошли к реке.

На реке было так тихо, так спокойно, что все деревья склонились к ней печальными головами, а посередине медленно плыли облака. Облака были серые, лохматые, и Медвежонку стало страшно.

«А что, если мы поймаем облако? — подумал он. — Что мы тогда с ним будем делать?»

— Ёжик! — сказал Медвежонок. — Что мы будем делать, если поймаем облако?

— Не поймаем, — сказал Ёжик. — Облака на сухой горох не ловятся. Вот если бы ловили на одуванчик...

— А на одуванчик можно поймать облако?

— Конечно! — сказал Ёжик. — На одуванчик облака только и ловятся!

Стало смеркаться.

Они сидели на узеньком берёзовом мостке и смотрели в воду. Медвежонок смотрел на поплавок Ёжика, а Ёжик на поплавок Медвежонка. Было тихо- тихо, и поплавки неподвижно отражались в воде...

— Почему она не клюёт? — спросил Медвежонок.

— Она слушает наши разговоры. — сказал Ёжик. — Рыбы к осени очень любопытны!..

— Тогда давай молчать.

И они сидели целый час молча.

Вдруг поплавок Медвежонка заплясал и глубоко нырнул.

— Клюёт! — крикнул Ёжик.

— Ой! — воскликнул Медвежонок. — Тянет!

— Держи, держи! — сказал Ёжик.

— Что-то очень тяжёлое, — шепнул Медвежонок.— В прошлом году здесь утонуло старое облако. Может, это — оно?

— Держи, держи! — повторил Ёжик.

Но тут удочка Медвежонка согнулась дугой, потом со свистом распрямилась — и высоко в небо взлетела огромная красная луна.

А луна покачнулась и тихо поплыла над рекой.

И тут пропал поплавок Ёжика.

— Тяни! — шепнул Медвежонок.

Ёжик взмахнул удочкой — и высоко в небо, выше луны, взлетела маленькая звезда.

— Так... — прошептал Ёжик, доставая две новые горошины. — Теперь только бы хватило наживки!..

И они, забыв о рыбе, целую ночь ловили звёзды и забрасывали ими всё небо.

А перед рассветом, когда горох кончился, Медвежонок свесился с мостка и вытащил из воды два оранжевых кленовых листа.

— Лучше нет, чем ловить на кленовый листик! — сказал он.

И стал было уже задрёмывать, как вдруг кто-то крепко схватился за крючок.

— Помоги!..— шепнул Ёжику Медвежонок.

И они, усталые, сонные, вдвоём еле-еле вытащили из воды солнышко.

Оно отряхнулось, прошлось по узенькому мостку и покатилось в поле.

Кругом было тихо, хорошо, и последние листья, как маленькие кораблики, медленно плыли по реке...

Сергей Козлов «Красота»

Когда все забились по своим норкам и стали ждать зимы, неожиданно прилетел тёплый ветер. Он обнял своими широкими крыльями весь лес, и всё ожило — запело, застрекотало, зазвенело.

Вылезли греться на солнышке паучки, проснулись задремавшие лягушки. Заяц сел посреди поляны на пенёк и поднял уши. А Ёжик с Медвежонком просто не знали, что им делать.

— Пойдём искупаемся в реке, — сказал Медвежонок.

— Вода ледяная.

— Пойдём наберём золотых листьев!

— Листья-то облетели.

— Пойдём наберём тебе грибков!

— Какие грибы? — сказал Ёжик. — Откуда?

— Тогда... Тогда... Айда ляжем — будем лежать на солнышке!

— Земля холодная.

— Вода ледяная, земля холодная, грибов нет, листья облетели, а зачем — тепло?

— То-то и оно! — сказал Ёжик.

— То-то и оно! — передразнил Медвежонок. — А что же делать-то?

— Пойдём напилим тебе дров!

— Нет, — сказал Медвежонок. Дрова пилить хорошо зимой. Вжик-вжик! — и золотые опилки в снег! Небо синее, солнце, мороз. Вжик-вжик! — хорошо!

— Пойдём! Попилим!

— Что ты! А зимой? Бац! — и пар изо рта. Бац! Колешь, поёшь, а сам дымишься. Это такая радость — в звонкий солнечный день колоть дрова!

— Тогда не знаю, — сказал Ёжик. — Думай сам.

— Пойдём наберем веточек, — сказал Медвежонок. — Голых ветвей. А на некоторых — один листик. Знаешь, как красиво!

— А что с ними делать?

— Поставим в доме. Только немного, понимаешь? — сказал Медвежонок. — Если много — будут просто кусты, а если чуть-чуть...

И они пошли, наломали красивых веток и с ветками в лапах направились к дому Медвежонка.

— Эй! Зачем это вам веники? — крикнул Заяц.

— Это не веники, — сказал Ёжик. — Это — красота! Разве не видишь?

— Красота! Вон её сколько, этой красоты! — сказал Заяц. — Красота — это когда мало. А здесь — вон сколько!

— Это здесь, — сказал Медвежонок. — А у нас зимой дома будет красота.

— И вы эти веники потащите домой?

— Ну да, — сказал Ёжик. — И ты себе тоже набери, Заяц.

— Да что я сдвинулся? — удивился Заяц. — Живу в лесу и голые ветки...

— Да ты пойми, — сказал Медвежонок, — возьмёшь две-три веточки и поставишь дома в кувшин.

— Лучше рябину, — сказал Заяц.

— Рябину — само собой. А ветки — очень красиво!

— А куда вы их поставите? — спросил Заяц у Ёжика.

— На окно, — сказал Ёжик. — Они будут стоять прямо у зимнего неба.

— А ты? — спросил Заяц у Медвежонка.

— И я на окно. Кто ни придёт — обрадуется.

— Ну вот, — сказал Заяц. — Значит, права Ворона. Она ещё утром сказала: «Если осенью в лес приходит тепло, многие шалеют». Вы ошалели, да?

Ёжик с Медвежонком посмотрели друг на друга, потом на Зайца, а потом Медвежонок сказал:

— Глупый ты, Заяц. И твоя Ворона — глупая. Разве это ошалеть — из трёх веточек сделать для всех красоту?


Автор: Булыгина Диана, ученица 8 «В» класса, МБОУ «Сарсинская СОШ», пос. Сарс, Октябрьский район, Пермская область.
Руководитель: Меркурьева Наталья Геннадьевна, социальный педагог МБОУ «Сарсинская средняя общеобразовательная школа»

Назначение: сказка является авторской, Написана для детей 7-10 лет. Поэтому она будет интересна учителям начальных классов и родителям. Эту сказку можно использовать на беседах в классах.
Цель: привить интерес и желание к чтению сказок. Дать детям пример правильного поведения и раскрыть важность гармонии в сосуществовании человека и природы.
Задачи:
- прививать любовь к природе, умение бережно относиться к людям и животным;
- воспитывать чувство ответственности, отзывчивости, ценить добро и дружбу;
- научить детей обдумывать свои поступки и анализировать их последствия;

Развивать детское воображение, образное мышление и фантазию.

Артур и птицы

Далеко, далеко, среди буйной зелени садов и парков стоял дивный белокаменный город. Все дома и дворцы были искусно сделаны из белоснежного мрамора, который ослепительно блестел и искрился в лучах яркого солнца. В пышных садах и парках звонко пели неугомонные птицы. Повсюду город украшали великолепные клумбы с ароматными цветами, а над ними порхали удивительные нежные бабочки. Это было Мраморное королевство.
Правителем этого славного королевства был мудрый и добрый король, который очень любил свой народ, и все люди жили счастливо в его владениях. Только одно печалило короля, у него не было детей. Долгие годы королева не могла родить ребёнка, она была глубоко несчастна…
И вот однажды случилось чудо, в один прекрасный день, королева родила долгожданного сына. Все жители королевства искренне радовались и поздравляли короля с появлением наследника. А счастливый король устроил пышный пир в честь рождения сына.
Маленького принца назвали Артуром. Король и королева не могли налюбоваться на своё дитя, они окружили его любовью и заботой и ни в чём ему не отказывали. К десяти годам Артур вырос красивым стройным мальчиком, его белокурые локоны мягко падали на плечи, а синие глаза сияли, как драгоценные сапфиры. Однако Артур был капризным и жестоким мальчиком. Он привык, что ему всегда и во всём угождали. У принца не было ни капли жалости, ни к людям, ни к животным. Он не дружил с другими детьми, обижал слуг, часто бросал камни в собак и кошек. Особенно Артур не любил птиц, его раздражали звонкие птичьи песни по утрам, которые мешали ему спать. Он с громкими криками прогонял птиц из королевского сада и безжалостно разорял их гнёзда.
Как-то раз, прогуливаясь по тенистым аллеям дворцового сада, среди ветвей старого каштана Артур заметил птичье гнездо, в котором высиживала яйца белая голубка. Мальчик тут же стал карабкаться на дерево, чтобы разорить гнездо и позабавиться над горем бедной пташки. Голубка заволновалась, стала тревожно кричать, но гнездо не покидала. На крики подруги прилетел голубь и, бесстрашно бросаясь на обидчика, стал прогонять мальчишку, но Артур легко отмахивался от назойливого защитника. И вот принц оказался у самого гнезда, бедная голубка замерла от страха и в ужасе закрыла глаза, в ожидании расправы. Как вдруг, откуда ни возьмись, со всех сторон на Артура налетели птицы: дрозды, вороны, скворцы, воробьи, синицы... Они больно клевали мальчика, били его крыльями, царапали острыми когтями лицо и цеплялись за волосы. Артур взвыл от боли и, ломая ветки, неуклюже полетел вниз. Вскочив на ноги, он тут же бросился бежать, но птицы не отставали и с громкими криками гнали его до самого дворца. Весь растрёпанный, в изодранной одежде, с исцарапанным лицом Артур вбежал в тронный зал и, задыхаясь от ярости, стал громко кричать:
- Птицы! Гадкие птицы, они напали на меня! Я ненавижу их! Отец, прикажи немедленно изгнать всех птиц из нашего королевства!
Королева ужаснулась, услышав такие слова принца:
- Сынок, опомнись, этого нельзя делать! Птицы – наши друзья! Наверное, ты их очень обидел, если они осмелились напасть на тебя.
Но мальчик кричал, топал ногами и требовал сию минуту наказать дерзких птиц. И тогда разгневанный король издал указ: «Изгнать всех птиц из белокаменного города!»
По приказу короля все жители королевства несколько дней усердно прогоняли птиц из города. Несчастные птахи в страхе метались из сада в сад, из парка в парк, но нигде не находили покоя... И наконец, в городе не осталось ни одной птицы, и нигде больше не звенели птичьи голоса.
Прошло время. В сады и парки начали прилетать прожорливые жуки, им нечего было бояться, ведь здесь не было птиц. И с каждым днём насекомых становилось всё больше и больше. Но люди этого не замечали.
И вот однажды разразилась беда. Повсюду: на деревьях, кустах, цветах – огромные жуки и жирные гусеницы, чуть ли не гроздьями повисли на бедных растениях. Теперь-то уж не заметить их было нельзя. Они пожирали всё на своём пути: и листву, и траву и цветы. Огромные полчища насекомых ползали по улицам города, залетали в окна домов, нападали на людей и больно кусали. Люди были в отчаянии, они уже не могли справиться с нашествием прожорливых жуков.
Боже мой, во что превратился белокаменный город! Сады и парки зачахли, деревья стояли голые. Сочная трава исчезла, на клумбах больше не цвели ароматные цветы, а над ними не порхали дивные бабочки. Улицы города опустели, люди боялись покидать свои дома, и повсюду кишели тучи ненасытных жуков. Город стоял унылый и мрачный.
И тогда Артур понял, что он натворил. Как же он казнил себя за свои недобрые поступки. Принц пошёл к королю и сказал:
- Отец, это я во всём виноват! Я обидел птиц и должен просить у них прощения. Только птицы смогут помочь нашему городу. Я пойду хоть на край света и буду умолять их вернуться! Я скажу им, что они нужны нам!
- Это мудрое решение, сынок, - сказал король. – Мы все виноваты перед птицами. Но надо уметь исправлять свои недобрые поступки. Далеко на севере нашего королевства раскинулся величественный лес, птицы наверняка улетели туда. В этот лес ты и отправишься.
Король дал Артуру самого быстрого коня из королевской конюшни, и принц тут же помчался прямо на север. Лишь через несколько дней показался долгожданный лес. Оставив коня на опушке, мальчик направился к лесу. Но стоило только принцу войти вглубь леса, как тревожно застрекотали сороки, и все птицы стали разлетаться в разные стороны. Артур звал птиц, просил у них прощения, умолял вернуться, но они не слушали его. До самого вечера бродил он по безмолвному лесу в поисках птиц, как вдруг в зарослях травы, у высокой сосны, послышался какой-то писк. Заглянув в заросли, принц увидел беспомощного маленького птенчика, выпавшего из гнезда. К птенцу, извиваясь, ползла злая гадюка, а над ней летали испуганные родители – красногрудые малиновки. Мальчик тут же схватил длинную палку и бросил в гадюку, змея злобно зашипела и быстро уползла прочь. Артур бережно положил птенчика за пазуху и, ловко взобравшись на дерево, посадил птенца в гнездо. А счастливые родители радостно щебетали над своим малышом, нежно обнимали его крыльями и долго благодарили принца.
Весть о спасении птенца малиновок быстро разлетелась по всему лесу. Со всех сторон к сосне слетались птицы, они кружили над головой мальчика и на все голоса распевали в его честь звонкие песни. И тогда, склонив голову перед птицами, Артур попросил у них прощения и рассказал о страшной беде, постигшей Мраморное королевство. Мудрые птицы простили принца. Они собрались в огромные стаи и поспешили в белокаменный город. А следом за ними на быстром коне мчался Артур.
Ранним утром жители города проснулись от громких птичьих криков. Всё небо покрылось сотней точек, это были: глухари, соколы, дрозды, дятлы, скворцы… Огромные стаи птиц кружили над домами, парками и садами, они стремительно нападали на прожорливых насекомых, клевали их, топтали когтистыми лапами, и нигде жуки не могли укрыться от зорких птичьих глаз. До самого захода солнца без устали трудились птицы, и наконец, с жуками было покончено. Все люди вышли на улицы города, они ликовали, радостно обнимались и с восторгом приветствовали птиц.

Сказка о нежных Теплышках (К. Штайнер)

Давным-давно в одной стране жили вместе два очень сча­стливых человека - муж Тим и жена Магги. И были у них сын Йонукас и дочь Люция.

В те времена при рождении каждому человеку предназна­чался маленький мешочек с мягкими пушистыми комочками - нежными Теплышками, которыми они пользовались всю жизнь. Теплышки несли людям добро и нежность, а также защищали их от болезней и смерти.

Люди дарили Теплышки друг другу. Получить Теплышку было совсем несложно. Достаточно было подойти к человеку и попросить: «Мне нужна Теплышка». Тот, достав Теплышку из мешочка, клал ее просящему на плечо. Теплышка улыбалась и превращалась в большой и очень пушистый комок, который при соприкосновении с человеком таял, наделяя его добротой и нежностью.

Люди не жалели друг для друга Теплышек, щедро раздари­вая их. Поэтому все вокруг были счастливы и здоровы.

Но одной злой ведьме не нравилось это всеобщее счастье и здоровье: никто не покупал у нее микстур и мазей. И приду­мала она коварный план.

Однажды, когда Магги играла со своей дочкой, колдунья тихо подкралась к Тиму и зашептала на ухо: «Ты только по­смотри, Тим, сколько Теплышек Магги отдает Люции. Если так пойдет дальше, Теплышки у нее закончатся и тебе ничего не достанется».

Слова злой колдуньи запали в сердце Тима, и стал он рев­ниво следить за Магги. Ему очень нравились ее Теплышки, и он упрекнул жену, зачем она бездумно раздает их. Магги очень любила Тима и, чтобы не огорчать его, решила приберечь для него Теплышки. Вслед за мамой дети также перестали разда­вать свои Теплышки.

Теплышек становилось все меньше и меньше. Скоро все почувствовали, что вокруг стало не хватать тепла и нежности. Люди стали болеть и умирать.

Злой колдунье не хотелось, чтобы люди умирали - ведь покойникам не нужны ее мази и микстуры. И задумала она новый план.

Всем людям страны колдунья раздала маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные и мягкие Теплышки, а холодные и колючие ледышки, несущие людям холод и жесто­кость, но все-таки защищающие их от смерти.

С тех пор люди дарили друг другу Ледышки, а Теплышки оставляли себе. Скоро все вокруг почувствовали себя несча­стными - ведь обменивались они злом, грубостью, жестоко­стью.

Людям очень не хватало Теплышек. Нашлись хитрецы, ко­торые обклеивали Ледышки пухом, а затем продавали их вме­сто Теплышек. Обмениваясь ненастоящими Теплышками, люди не понимали, почему они не получают тепла и нежности.

Жизнь стала тяжелой и жестокой. А во всем была виновата злая колдунья, которая обманула людей, что Теплышки в ме­шочках скоро закончатся.

Однажды в эту несчастную страну забрела веселая и доб­рая странница. Она раздавала всем жителям Теплышки, совсем не переживая, что они могут закончиться.

Всем детям женщина очень понравилась, и они, следуя ее примеру, стали раздаривать свои Теплышки. Обеспокоенные взрослые срочно издали закон, запрещающий отдавать Теп­лышки без специального разрешения.

Дети же, совершенно не обращая на них внимания, про­должали дарить людям тепло, заботу и радость.

Борьба добра со злом продолжается и сейчас.

Щедро дарите людям нежные Теплышки, будьте добры, счастливы и здоровы!

Котенок (И. Стишенок)

Сказка для тех детей, которые имеют проблемы в общении с окружающими, чувствуют себя одинокими и беззащитными и, как следствие, становятся агрессивными.

Жил-был на свете маленький серый котенок по имени Мур-зик. Всю свою сознательную жизнь он провел в подвале боль­шого дома и выходил оттуда только для того, чтобы найти еду или погоняться по двору за красивыми бабочками. Котенок был таким симпатичным, что многие дети хотели его погладить. Но как только они подходили поближе, Мурзик шипел, скалил зубки и царапался своими острыми коготками. Испуганные дети убе­гали домой, а серый котенок возвращался в темный и холодный подвал.

Со временем на него перестали обращать внимание, и если какой-нибудь незнакомец все-таки подходил поближе, дети громко кричали:

Не трогайте его! Это Очень Злой Котенок. Он сильно ца­рапается.

Однажды в доме появилась новая девочка, которую звали Маша. Выйдя во двор, она неожиданно увидела серого котенка.

Какой хорошенький! - воскликнула девочка и подошла поближе.

Только не трогай его, - вдруг сказал ей мальчик, прохо­дивший мимо. - Этот котенок всех царапает. Он Очень Злой.

Маша внимательно посмотрела на Мурзика и сказала:

Это не злой, а Очень Испуганный Котенок. Наверное, когда-то его сильно обидели, и с тех пор он всех боится, а потому и царапается, защищаясь.

Но царапаясь, он никогда не найдет себе друга и оста­нется одиноким, - произнес мальчик.

А я знаю, как с ним подружиться, - улыбнулась Маша и побежала домой. Через несколько минут она вынесла в руках блюдечко с молоком и поставила его на землю.

Ксс, ксс, - шепотом позвала девочка Мурзика и отошла в сторонку.

Услышав шепот, котенок вышел из подвала и очень мед­ленно подошел к блюдцу. Он внимательно осмотрелся по сто­ронам и, не почувствовав опасности, выпил вкусное молоко.

Каждый день Маша поила маленького котенка и все ближе и ближе подходила к нему. Уже через неделю Мурзик разре­шил ей дотронуться до своей мягкой спинки, а через месяц девочка и котенок так подружились, что вместе бегали по дво­ру и играли с резиновым мячиком.

Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и де­вочка, пожалев котенка, решила взять его к себе домой. Впер­вые за многие месяцы Мурзик пошел на руки к человеку. Испу­ганными глазами.он смотрел по сторонам, но не убегал. В но­вой квартире котенка накормили и отмыли от уличной грязи, и когда Мурзик высох, все вдруг с удивлением обнаружили, что шерстка у него не серая, а белая и блестящая.

Через несколько дней Маша с котенком снова вышли на улицу. Увидев детей, стоящих в стороне и молча смотрящих на них, девочка громко сказала:

Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается.

Дети с опаской и недоверием подходили к котенку и дотра­гивались до его шерстки. Но он действительно не царапался.

И совсем этот котенок не Злой, - с удивлением сказали они друг другу, - а Добрый и Красивый.

Совершенно верно, - улыбнулась Маша. - Это Очень Добрый Котенок.

Вопросы

1. Нарисуйте котенка таким, каким вы его увидели.

2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?

3. Как вы думаете, почему дети называли котенка злым?

4. Был ли он злым на самом деле?

5. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал котенок?

6. Как девочка смогла подружиться с котенком? Почему ей это удалось?

7. Сразу ли поверили дети в изменение характера котенка? Почему?

8. Чему учит эта сказка?

Услышать свой день (О. Чеснокова)

На далеком острове Табу жил мальчик Рик. Родители у Рика были важные люди - и их никогда не было дома. Они целыми днями важничали: работа была такая. И воспитывали Рика... четыре бабушки и три дедушки. Всего семь человек. Это обыч­ная история на острове Табу. Ведь там водятся птицы Ру, уно­сящие детей. Ах да! Вы их, наверное, не знаете. Ну, тогда все по порядку.

С давних времен жили на острове дивные птицы неопису­емой красоты. Взрослых людей они боялись и близко не под­пускали. А вот с малышами играли целыми днями - лучше лю­бой няньки. Так было, пока не завезли на остров чудо-машины. Взрослые были очарованы своими новыми игрушками. Теперь машины стирали, убирали, строили... А взрослые за ними уха­живали. И столько эти машины понастроили, что птицам стало негде жить, и они улетели с острова. Тогда стало происходить вот что. Многие дети начинали странно себя вести: им стано­вилось скучно. Столько вокруг немыслимых красочных меха­низмов - а им все скучно. По ночам к таким детям прилетали птицы Ру. И через некоторое время дети исчезали - мелькнет за окном узорчатая тень, уносящая ребенка... и все. Хорошо, если получат родные письмецо непонятно откуда, мол, не ску­чайте, не ждите. Там, с птицами, детям было весело, и назад они не возвращались.

Да-а... Так вот, про нашего мальчика. Его бабушки и де­душки были, к счастью, родными Рика, а остальные - это те, кого странные птицы оставили без внучат. Главная задача у них, конечно, была - не дать Рику заскучать. Они и не давали: числовые вычисления, линейные построения, звездные наблю­дения, веществостроение, словосписывание, песнопение и еще, и еще... В общем, все, что надо, чтобы побыстрее стать взрослым. И игрушек у Рика - не счесть: развивающие конст­рукторы, наиполезнейшие головоломки, информирующие ро­боты... У него было все. Но самой любимой игрушкой Рика и его постоянной спутницей была Большая Океанская Раковина, которую он когда-то нашел на берегу. Как же он всех бабушек и дедушек этой Раковиной извел! Рик уверял, что если прило­жить ее к уху и закрыть глаза, то сейчас же окажешься в самом счастливом дне своей жизни. У Рика это был день, когда он нашел свою Раковину. Конечно же, всех своих бабушек и деду­шек поочередно он заставлял сидеть с раковиной у уха, с закры­тыми глазами - подолгу, чуть не каждый день. Что может быть глупее: ничего не видно и не слышно, да еще вон сколько уро­ков не пройдено. Бедные прародители теперь очень нервничали на занятиях. Идет, к примеру, урок линейного построения - так все фигуры чертятся прямо на полу, а в центре - Раковина. На музыкальном часу надо прыгать вокруг нее же. И выбросить эту проклятую Раковину нельзя: а что, если Рик заскучает?!

И все же он заскучал. Все реже просил Рик послушать Ра­ковину. Потом и вовсе оставил всех в покое. Тревога охватила весь дом. Даже родители на целых два часа оставили свои важные дела. На взрослом совете было решено не выпускать Рика из дома, пока он не подрастет, - ведь уже дважды видели люди над домом опасную тень птицы...

(Пауза. Другим тоном.) Рик исчез утром. Пришли взрос­лые- а в комнате никого. Записка на столе: «Будет время - послушайте Раковину». (Пауза.) Вот и Раковина лежит. Вели­кая скорбь охватила дом. Мы потеряли ребенка! Некого боль­ше учить. Теперь есть время. И дедушка-математик взял Рако­вину и прижал к уху.

(Другим тоном.) Через некоторое время дедушка восклик­нул: «Ну конечно же, футбол». Счастливыми глазами глядя на остальных, он объявил, что самым лучшим днем в его жизни стал день, когда они с отцом вместе пошли смотреть футболь­ный матч. С надеждой вслушивались взрослые в нечто там, в Раковине. И каждый, каждый вспомнил тот свой особенный сча­стливый день, который остался в далеком детстве. Теперь они отдали бы весь мир, чтобы рассказать Рику о том, что они услы­шали и увидели, и что они поняли... Но он улетел навсегда.

«И вовсе я не улетел! - воскликнул мальчик, выбираясь из шкафа. - Я хотел улететь завтра и нечаянно уснул. Но теперь я остаюсь - ведь я так сильно вас люблю!»

Надо ли описывать вам, сколько радости, счастья и весе­лья было в доме! Сейчас этот дом называют домом, которому повезло. Рика - мальчиком, которому повезло с бабушками и дедушками. А важные родители теперь пораньше спешат до­мой, чтобы слушать всей семьей счастливые истории волшеб­ной Раковины.