Войнович биография личная жизнь. Владимир войнович - биография, информация, личная жизнь. Фильмы о В. Войновиче

МИНСК, 28 июл — Sputnik. Писатель Владимир Войнович умер на 86-м году жизни, сообщили в ночь на субботу журналист Виктор Давыдов и писатель Виктор Шендерович в Facebook.

Причиной смерти писателя стал сердечный приступ, написал Давыдов.

Супруга писателя Светлана Колесниченко пока не определилась с точной датой и местом похорон, но предположила, что прощание с Войновичем пройдет в понедельник, 30 июля.

Биография Владимира Войновича

Владимир Войнович — известный прозаик, драматург и поэт.

© Sputnik / Илья Питалев

Войнович родился 26 сентября 1932 года в Сталинабаде (Таджикская ССР; ныне — Душанбе, Таджикистан) в семье журналистов. Его отец был арестован в 1936 году и освобожден в начале 1941 года. С войны он вернулся инвалидом.

Владимир был призван в армию в 1951 году, где начал сотрудничать с армейской газетой. Дважды поступал в Литературный институт.

Песня "Четырнадцать минут до старта" сделала Войновича знаменитым на всю страну и стала неофициальным гимном советских космонавтов.

Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперёд от звезды до звезды.
На пыльных тропинках далёких планет
Останутся наши следы

В общей сложности Войнович написал более 40 песен.

Свою первую прозу Войнович написал в Казахстане, куда отправился покорять целину.

В конце 1960-х годов Войнович стал активным участником правозащитного движения. Его самое известное произведение — трилогия "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" — на Западе было официально издано раньше, чем в СССР, где распространялось только как самиздат.

В июне 1981 года Войновича лишили советского гражданства за диссидентскую деятельность. Он получил германское гражданство и 9 лет прожил в Западной Германии и Соединенных Штатах Америки, где сотрудничал с радиостанцией "Свобода".

В августе 1990 года писателю было возвращено советское гражданство, после чего он вернулся на родину.

Библиография Владимира Войновича

Войнович написал антиутопию "Москва 2042", трилогию романов о солдате Иване Чонкине "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" (1969-1975) и повесть "Степень доверия" (1972).

© Sputnik / Сергей Пятаков

Также среди его наиболее известных работ — "Претендент на престол" (1979), "Перемещенное лицо" (2007), пьеса "Кот домашний средней пушистости" (1990), роман "Монументальная пропаганда" (2000), "Портрет на фоне мифа" (2002) и "Автопортрет. Роман моей жизни" (2010).

В 2000 году писатель получил Государственную премию Российской Федерации за роман "Монументальная пропаганда".

Афоризмы Владимира Войновича

— Большая политика в основном из мелких интриг только и состоит.

— Митинг — это такое мероприятие, когда собирается много народу и одни говорят то, что не думают, а другие думают то, что не говорят.

— Иной раз нам снится что-нибудь неприятное, но мы не всегда хотим при этом проснуться. А когда неприятное происходит в жизни, нам всегда хочется заснуть. И это правильно. Потому что сон гораздо богаче жизни. Во сне мы едим, что хотим, имеем тех женщин, которых хотим, во сне мы умираем и воскресаем, но в жизни нам удается только первая половина.

— Я рассказываю только о том, что сам видел своими глазами. Или слышал своими ушами. Или мне рассказывал кто-то, кому я очень доверяю. Или доверяю не очень. Или очень не доверяю. Во всяком случае, то, что я пишу, всегда на чем-то основано. Иногда даже основано совсем ни на чем. Но каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с теорией относительности, знает, что ничто есть разновидность нечто, а нечто это тоже что-то, из чего можно извлечь кое-что.

Владимир Войнович - писатель, сценарист, общественный деятель. По его произведениям создано шесть фильмов. О самом писателе, благодаря его яркой биографии, снято несколько документальных картин. Жизнь и творчество Владимира Войновича - тема статьи.

Детство

Владимир Войнович, биография которого началась в 1932 году, родился в Душанбе. Тогда этот солнечный город именовался Сталинабадом. Войнович Владимир Николаевич почти всегда находился в конфликте с властью. И это вполне естественно, учитывая ранний период его жизни.

Отца будущего писателя - сотрудника одной из республиканских газет - арестовали. Это произошло в 1936 году. Однажды отец будущего прозаика и общественного деятеля за чаем вел неспешную беседу о том, как сложно строить коммунизм. На одну из реплик Войнович-старший ответил утвердительно. Третий участник разговора своего мнения не имел, но уже на следующий день написал донос на своих «товарищей». Эта ситуация освещена писателем в одном из его автобиографических произведений весьма ярко. Владимир Войнович в семидесятые годы получил доступ к делу своего отца. А позже счел нужным не скрывать имя доносчика.

Отца хотели расстрелять, но не сделали этого. Более того, Войнович-старший попал под амнистию и вернулся домой. Воспоминания о многочасовых допросах и заключении он передал сыну. Так начало формироваться политическое самосознание будущего литератора, которое в дальнейшем принесло ему немало бед.

Юность

До войны Владимир жил с матерью в Запорожье. В 1941 году они были эвакуированы в Ставропольский край. В 1951 году Войновича призвали в армию. Во время службы он начал писать. Сперва это были стихотворения на воинскую тему. Затем - небольшие очерки. Родители тем временем переехали в Керчь, куда и сын после демобилизации отправился. В этом городе он несколько лет проработал в одной из местных газет.

Начало творчества

В 1956 году Владимир Войнович уехал в столицу, где предпринял попытку стать студентом Это ему не удалось и в первый, и во второй год. Войнович чуть более года проучился на историческом факультете одного из столичных педагогических вузов. Затем устроился редактором на радио. Но однажды произошел случай, который изменил его судьбу. А именно - написал стихи к песне, посвященной советским космонавтам. Быть может, на это произведение никто не обратил бы внимания. Но песню однажды напел сам Хрущев. Вскоре Владимир Войнович стал знаменит.

В 1962 году Войнович начал печататься в «Новом мире». В литературном журнале издавались его стихи и рассказы. Одно из ранних произведений - «Здесь мы живем». В 1969 году в свет вышел роман о приключениях солдата Чонкина. Однако издан он был в Германии.

Общественная деятельность

В начале писательской карьеры Войнович был принят в Союз писателей. К нему благоволили официозные литераторы. Но в начале шестидесятых годов писатель вдруг занялся общественной деятельностью. Более того, он начал писать сатирические заметки, обличающие советскую власть. Общественное положение Войновича резко пошатнулось. Его исключили из Союза писателей и даже периодически стали вызывать на малоприятные беседы в КГБ. Сотрудники этой организации, согласно утверждению писателя, виновны в его отравлении, после чего он длительное время находился в больнице и даже не смог завершить один из своих романов. Об этом печальном событии он упоминает в повести «Автопортрет». Отравлению сотрудниками КГБ Войнович также посвятил отдельное произведение.

В 1980 году Владимир Войнович был выдворен из страны. Спустя двенадцать лет вернулся. В 1990 году он отправил на конкурс свой вариант гимна, который не был принят в силу весьма сатирического содержания. В этом творении автор назвал Отечество привольным, привел в завуалированной форме одно из высказываний президента. Одним словом, сказал все то, за что более полувека назад сотрудники органов государственной безопасности отправили бы его в дальнее путешествие без права на переписку.

Сегодня он активно занимается общественной деятельностью, остро критикуя действующую власть. Ниже приведен список произведений, которые в разные периоды своей жизни написал Владимир Войнович.

Книги

  1. «Нулевое решение».
  2. «Хочу быть честным».
  3. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».
  4. «Замысел».
  5. «Монументальная пропаганда».
  6. «Два плюс один в одном флаконе».
  7. «Два товарища».
  8. «Малиновый пеликан».

Владимир Николаевич Войнович - советский и российский прозаик и поэт, сценарист, драматург. Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Почётный член Российской академии художеств.

БИОГРАФИЯ

Владимир Войнович родился 26 сентября 1932 года в Сталинабаде, в семье журналиста, ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий Ходжента» Николая Павловича Войновича (1905-1987), родом из уездного городка Новозыбкова Черниговской губернии (ныне Брянской области). В 1936 году отец был репрессирован, после освобождения - в действующей армии на фронте, был ранен и остался инвалидом (1941). Мать - сотрудница редакций тех же газет (впоследствии учительница математики) - Розалия Климентьевна (Ревекка Колмановна) Гойхман (1908-1978), родом из местечка Хащеватое Гайворонского уезда Херсонской губернии (ныне Кировоградской области Украины).

На основании книги югославского автора Видака Вуйновича «Вой(и)новичи - Вуй(и)новичи: от средних веков до наших дней» (1985), Владимир Войнович в своих книгах и интервью утверждает, что происходит из знатного сербского рода Войновичей (в частности, является родственником графов Войновичей), давшего России несколько адмиралов и генералов.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

После ареста отца в 1936 году жил с матерью, дедушкой и бабушкой в Сталинабаде. В начале 1941 года отец был освобождён, и семья переехала к его сестре в Запорожье. В августе 1941 года был с матерью эвакуирован на хутор Северо-Восточный (Ипатовский район Ставропольского края), где после направления матери в Ленинабад жил с родными отца и поступил во второй класс местной школы. Из-за наступления немцев семье вскоре пришлось вновь эвакуироваться - в Управленческий городок Куйбышевской области, куда летом 1942 года из Ленинабада приехала его мать. Присоединившийся к ним после демобилизации отец нашёл работу счетоводом в совхозе села Масленниково (Хворостянский район), куда перевёз семью; в 1944 году они вновь переехали - в деревню Назарово (Вологодская область), где брат матери Владимир Климентьевич Гойхман работал председателем колхоза, оттуда в Ермаково.

В ноябре 1945 года с родителями и младшей сестрой Фаиной вернулся в Запорожье; отец устроился в многотиражку «За алюминий», мать (после окончания педагогического института) - учителем математики в вечернюю школу. Окончил ремесленное училище, работал на алюминиевом заводе, на стройке, учился в аэроклубе, прыгал с парашютом.

В 1951 году был призван на службу в армию, сначала служил в Джанкое, затем до 1955 года в авиации в Польше (в Хойне и Шпротаве). Во время военной службы писал стихи для армейской газеты. В 1951 году его мать была уволена из вечерней школы и родители переехали в Керчь, где отец устроился в газету «Керченский рабочий» (в которой под псевдонимом «Граков» в декабре 1955 года были опубликованы присланные ещё из армии первые стихи писателя). После демобилизации в ноябре 1955 года поселился у родителей в Керчи, закончил десятый класс средней школы; в 1956 году его стихи были вновь опубликованы в «Керченском рабочем».

В начале августа 1956 года приехал в Москву, дважды поступал в Литинститут, проучился полтора года на историческом факультете Педагогического института имени Н. К. Крупской (1957-1959), ездил на целину в Казахстан, где написал свои первые прозаические произведения (1958).

В 1960 году устроился редактором на радио. Написанная вскоре на его стихи песня «Четырнадцать минут до старта» стала любимой песней советских космонавтов (фактически их гимном).

Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперёд от звезды до звезды.
На пыльных тропинках далёких планет
Останутся наши следы…

После того как песню процитировал встречавший космонавтов Хрущёв, она получила всесоюзную известность - Владимир Войнович «проснулся знаменитым». К нему тут же стали благоволить «генералы от литературы», Войновича приняли в Союз писателей СССР (1962). Войнович - автор текстов более чем 40 песен.

Публикация повести «Мы здесь живём» в «Новом мире» (1961) также способствовала укреплению славы писателя. Последовавшие со взлётом известности предложения печатать стихи в центральных журналах Войнович отклонил, желая сосредоточиться на прозе. В 1964 году принял участие в написании коллективного детективного романа «Смеётся тот, кто смеётся», опубликованного в газете «Неделя».

Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», писавшийся с 1963 года, ходил в самиздате. Первая часть была опубликована (без разрешения автора) в 1969 году во Франкфурте-на-Майне, а вся книга - в 1975 году в Париже.

В конце 1960-х годов Войнович принимал активное участие в движении за права человека, что вызвало конфликт с властями. За свою правозащитную деятельность и сатирическое изображение советской действительности писатель подвергался преследованию: за ним установил слежку КГБ, в 1974 году был исключён из Союза писателей СССР. В это же время был принят в члены французского ПЕН-клуба.

В 1975 году, после публикации «Чонкина» за рубежом, Войновича вызвали для беседы в КГБ, где предложили издаваться в СССР. Далее, для обсуждения условий снятия запрета на издание отдельных его работ его пригласили на вторую встречу - на этот раз в номере 408 гостиницы «Метрополь». Там писатель был отравлен психотропным препаратом, что имело серьёзные последствия, после этого долгое время он плохо себя чувствовал и это сказалось на его работе над продолжением «Чонкина». После данного инцидента Войнович написал открытое письмо Андропову, ряд обращений в зарубежные СМИ и позднее описал этот эпизод в повести «Дело № 34840».

В декабре 1980 года Войнович был выслан из СССР, а в 1981 году указом Президиума Верховного совета СССР лишён советского гражданства.


Обращение Войновича к Брежневу в 1981 году.

В 1980-1992 годах жил в ФРГ и США. Сотрудничал с радиостанцией «Свобода».

В 1990 году Войновичу было возвращено советское гражданство, и он вернулся в СССР. Написал свой вариант текста нового гимна России с весьма ироничным содержанием. В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ. В 2003 году - письмо против войны в Чечне.

В феврале 2015 года написал открытое письмо президенту России с просьбой об освобождении Надежды Савченко. В октябре того же года, по случаю дня рождения Путина, сказал, что у Путина «едет крыша» и что он должен понести ответственность за свои преступления.

Занимался живописью - первая персональная выставка открылась 5 ноября 1996 года в московской галерее «Асти».

БЛАГОТВАРИТЕЛЬНОСТЬ

Владимир Войнович являлся членом попечительского совета московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».

Владимир Войнович на презентации книги «Автопортрет», 2010 г. Фото: Dmitry Rozhkov

БИБЛИОГРАФИЯ (основные произведения)

Среди его самых известных произведений антиутопия «Москва 2042», повесть «Шапка» (по ней был снят одноименный фильм), «Два товарища» (также экранизирована в 2000 году), «Портрет на фоне мифа» - книга, посвящённая Александру Солженицыну и сложившимся вокруг него мифам (2002), «Претендент на престол»,»Перемещенное лицо», «Монументальная пропаганда». Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» был экранизирован дважды: в виде фильма в 1994 году и в виде сериала в 2007-м.

  • Степень доверия» (повесть о Вере Фигнер)
  • Трилогия о солдате Иване Чонкине:
    «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969-1975),
    «Претендент на престол» (1979),
    «Перемещённое лицо» (2007)
  • «Москва 2042» (1986)
  • «Кот домашний средней пушистости» (пьеса, 1990, совместно с Г. И. Гориным), по повести «Шапка» (1987)
  • «Монументальная пропаганда» (2000) - сатирическая повесть, продолжающая некоторые сюжеты «Чонкина» и посвященная феномену «массового» сталинизма
  • «Портрет на фоне мифа» - книга, посвящённая Александру Солженицыну и сложившимся вокруг него мифам (2002)
  • «Автопортрет. Роман моей жизни» (автобиографический роман, 2010)

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Фильмы по произведениям Владимира Войновича:

1973 - «Не пройдёт и года…» (реж. Л. Бескодарный) - соавтор сценария, совместно с Б. Балтером, по повести «Хочу быть честным»
1990 - «Шапка» (реж. К. Воинов)
1994 - «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (реж. Иржи Менцель)
2000 - «Два товарища» (реж. В. Пендраковский)
2007 - «Приключения солдата Ивана Чонкина» (реж. А. Кирющенко)
2009 - «Только не сейчас» (реж. В. Пендраковский)

Актёр:
2006 - «Сады осенью» (реж. О. Иоселиани) - эпизод

Фильмы о В. Войновиче:
2003 - «Невероятные приключения В. Войновича, рассказанные им самим после возвращения на родину» (автор и режиссёр Александр Плахов).
2012 - «Владимир Войнович. Остаться собой» (режиссёр В. Балаян, 39 мин., киностудия «Мирабель» при к/ст «Мосфильм»

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

1993 — Премия Баварской академии искусств
1994 — Премия фонда «Знамя»
1996 — Премия «Триумф»
2000 — Государственная премия Российской Федерации (за роман «Монументальная пропаганда»)
2002 — Премия им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя»
2016 — Премия имени Льва Копелева
Почётный член Российской академии художеств

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Первая жена - Валентина Васильевна Войнович (урождённая Болтушкина, 1929-1988).
Дочь - Марина Владимировна Войнович (1958-2006).
Сын - Павел Владимирович Войнович (род. 1962), литератор, автор книги «Воин под Андреевским флагом».

Вторая жена (с 1964 года) - Ирина Даниловна Войнович (урождённая Брауде, 1938-2004).
Дочь - немецкая писательница Ольга Владимировна Войнович (род. 1973).

Третья жена - Светлана Яковлевна Колесниченко.

СМЕРТЬ

Скончался 27 июля 2018 года на 86-ом году жизни от сердечного приступа, в своем доме под Москвой.

Современная русская литература

Владимир Николаевич Войнович

Биография

ВОЙНОВИЧ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (р. 1932), русский писатель. Родился 26 сентября 1932 в Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан) в семье учительницы и журналиста, после ареста которого в 1937 семья переехала в Запорожье. Мальчиком был колхозным пастухом; окончив ремесленное училище, работал на стройке, служил в армии. После безуспешных попыток поступить в Литературный институт им. А. М. Горького поступил в Московский педагогический институт, откуда со 2-го курса по комсомольской путевке отправился в казахские степи осваивать целину.

Еще в начале 1950-х годов, служа в армии, начал писать стихи. С текстом Песни космонавтов («Я знаю, друзья, караваны ракет…», 1960) к Войновичу пришла известность, подкрепленная публикацией повестей Мы здесь живем (1961), Два товарища (1967; инсценирована автором), рассказов Хочу быть честным (авторское название - Кем я мог бы стать; инсценирована Войновичем), пьесой Кот домашний средней пушистости (1990; совм. с Г. И. Гориным, экранизирована под названием Шапка).

Активная правозащитная деятельность Войновича (письма в защиту А. Синявского, Ю. Даниэля, Ю. Галанскова, позднее - А. Солженицына, А. Сахарова) сочеталась с работой над документальными повестями - исторической, о Вере Фигнер (Степень доверия, 1973), и о собственной злободневной борьбе с номенклатурной бюрократией за право купить кооперативную квартиру (Иванькиада, или Рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру, 1976; в России опубл. в 1988).

В 1974 Войнович был исключен из Союза писателей СССР, печатался в «самиздате» и за рубежом, где впервые опубликовал и самое знаменитое свое произведение - роман Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина (1969−1975) с его продолжением - романом Претендент на престол (1979), романы-«анекдоты», в которых на примере нелепых, смешных и печальных историй, происходящих с рядовым солдатиком Иваном Чонкиным, ассоциирующимся с образом «бравого солдата Швейка» из романа Я. Гашека, в гротескно-сатирической манере показаны истинная нелепость современного бытия - подавление «высшей» и не всегда понятной «низам» государственной необходимостью простых и естественных человеческих желаний и судеб, а также повесть Путем взаимной переписки (1973−1979).

В 1980 Войнович выехал за границу по приглашению Баварской Академии искусств, с 1981 лишен советского гражданства, живет в Мюнхене. С начала 1990-х годов часто приезжает на родину, активно выступает как публицист (книга Антисоветский Советский Союз, 1985), проявляя и в этом жанре политический заостренный парадоксализм своего мышления. Эта черта, равно как и тяготение художественной манеры Войновича к «коллажности» и продуктивному эклектизму, отразилась и в романе-антиутопии Москва 2042 (1987), показавшем доведенную до абсурда воображаемую советскую действительность 21-го века и продолжающем начатую Войновичем в «не очень достоверном рассказе об одной исторической вечеринке» Войнович в кругу друзей (1967) тему осмеяния коммунистических вождей («товарища Кобы» - И. В. Сталина, Леонтия Ария - Лаврентия Берия, Лазера Казановича - Лазаря Кагановича, Опанаса Марзояна - Анастаса Микояна и др.) и в опубликованных в конце 1990-х годов романе Замысел и повести Дело № 34840, где в характерном для писателя смешении эссеизма и биографического документализма передается история покушения на Войновича сотрудников КГБ. Неоднозначно воспринимаемые читателями и критикой и порою обвиняемые в «антипатриотическом» нигилизме произведения Войновича, продолжающие сатирические традиции отечественной литературы (Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А.Булгаков) и одновременно впитавшие достижения современной мировой антиутопии, гротескной социально-обличительной прозы (О.Хаксли, Дж. Оруэлл), являют собой характерный для 20 в. пример успешной философско-политической актуализации беллетристики.

Владимир Николаевич Войнович родился в сентябре 1932 года в г. Сталинабад (сейчас Душанбе). Мама – учительница, отец-журналист, арестованный в 1937 году, после чего семья перебралась в Запорожье. Сначала будущий писатель учился в ремесленном училище, потом работал на стройке, а далее была служба в армии, где и начал сочинять стихи. Прямо со второго курса Московского пединститута поехал на освоение целины в Казахстан. Войнович - автор песен, рассказов и пьес, а также документальных повестей, вел активную правозащитную деятельность. В 1974 году был исключен из Союза писателей Советского Союза, поэтому печататься приходилось в «самиздате» и в зарубежных изданиях. Там же, за границей, опубликован был его роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», а после этого его продолжение «Претендент на престол». Эти романы можно назвать анекдотами, потому что рассказывают они о курьезах, случающимися с нелепым солдатом Иваном Чонкиным.

Баварская Академия искусств в 1980 году пригласила Войновича, и писатель отправился за границу. Советское правительство лишило в 1981 году Войновича советского гражданства, поэтому писатель жил в Мюнхене. Уже в 90-х годах навещает родину, пишет статьи. В книге «Антисоветский Советский Союз» Владимир Николаевич осмеял вождей коммунизма. В конце 90-х публикует роман «Замысел» и повесть «Дело № 34840», в которых в смешанной форме эссе и документальной биографии передана история покушения сотрудниками КГБ на Войновича.

Творчество Войновича воспринимается читателями и критикой неоднозначно. Писатель пытался продолжить сатирические традиции классиков парадокса – Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Но и черты современной антиутопии в его произведениях на лицо.

Владимир Николаевич Войнович - прозаик, сценарист, драматург, публицист - родился 26 сентября 1932 года в Душанбе. Отец - журналист, мать - учительница.

Первые поэтические опыты относятся ко времени службы в армии (1951-1955 ); после демобилизации учившийся когда-то столярному ремеслу Войнович работает плотником в Москве. Дважды - в 1956 и 1957 - поступал в Литературный институт, но не был принят. Затем поступил в Московский педагогический институт, но, проучившись там полтора года, уехал на целину. После возвращения в Москву работал на радио, в 1960 написал слова «Песни космонавтов», которая очень скоро стала знаменитой. После того как на встрече Ю.А. Гагарина несколько слов из этой песни пропел с трибуны Мавзолея Н.С. Хрущев, Войнович был, по его словам, «с большой помпой» принят в 1962 в СП.

Поэтом Войнович не стал: в 1961 в возглавляемом А.Т. Твардовским журнале «Новый мир» была напечатана его первая повесть «Мы здесь живем», благожелательно встреченная критикой. Но уже появившийся вскоре рассказ «Хочу быть честным» (1963 ) свидетельствовал о появлении в творчестве писателя резкой критической ноты, еще более отчетливо прозвучавшей в повести «Два товарища» (1967 ). Независимая позиция писателя, не собиравшегося соглашаться со все более громко звучащими упреками в его адрес, принимавшего участие в многочисленных кампаниях протеста против расправы над инакомыслящими, делала положение Войновича на родине все более тяжелым. Когда сначала в самиздате, а затем за рубежом (во Франкфурте-на-Майне, 1969 ) появилась 1-я часть сатирического романа-анекдота «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», в нем увидели издевку над Советской Армией и ее солдатом, автора обвинили в несерьезном отношении к трагическим в жизни народа событиям - к Отечественной войне. В 1975 роман был опубликован полностью, в 2 частях; продолжением связанных с образом незадачливого солдата событий стал роман «Претендент на престол» (1979 ).

По мнению Войновича, «каждый писатель - инакомыслящий. Если он мыслит, как все, то тогда какой в нем интерес?», но политическим диссидентом он себя не считает: государство и гражданин, убежден Войнович, должны быть взаимно лояльны по отношению друг к другу. Однако это шло вразрез с присущими тоталитарному государству порядками, чем и объясняется судьба Войновича: в 1974 он был исключен из СП и тогда же принят в международный ПЕН-клуб.

Основное место в творчестве писателя с этого времени занимает сатира. Произведения Войновича уже не могли увидеть свет на родине, критика в его адрес принимала угрожающий характер, стали раздаваться недвусмысленные угрозы, в т.ч. физической расправы. О том, как его буквально выталкивали с родной земли, бесконечно подвергая унижениям, Войнович рассказал в книге «Дело №34840» (1994 ). Все это вынудило Войновича 12 декабря 1980 покинуть страну. Вскоре он был лишен советского гражданства, которое было восстановлено 10 лет спустя. Теперь Войнович большую часть времени проводит в России, не порывая вовсе с приютившей его в пору изгнания страной - с Германией.

Абсурдность действий, которые движут сюжет в каждом сатирическом произведении Войновича, лежит в основании самой жизни. Смирный и доверчивый Ваня Чонкин попадает в нелепые ситуации не по глупости, а лишь потому, что не воспринимает принятые в обществе правила игры.

Сюжеты своих сатирических произведений Войнович не выдумывает - они в изобилии порождаются самой действительностью. Так появилась «Иванькиада» (1976 ), в центре которой - тяжба за освободившуюся в писательском кооперативном доме квартиру, которую хочет прибрать к рукам некий Иванько, причисляющий себя к членам творческого союза, но подвизающийся не в литературе, а на ниве КГБ. Так появилась «Шапка» - повесть о том, какие муки может испытывать советский писатель оттого, что в ателье писательского союза ему должны пошить шапку, но лишь из меха кошки, что свидетельствует о его - в глазах руководства - третьеразрядности. Так появилась книга художественной публицистики «Антисоветский Советский Союз» (1985 ): многое из того, с чем жившие в Стране Советов свыклись, предстает здесь в неожиданном ракурсе, обнаруживая свою в самом деле совсем не советскую сущность. Это относится и к активно - всеми возможными средствами - ведущейся пропаганде, которая, как известно, часто оказывала на человека прямо противоположное своему назначению воздействие.

Самое значительное из созданного Войновичем после отъезда из России - сатирический роман-антиутопия «Москва 2042» (1987 ).

Изображаемое здесь будущее предстает средоточием удивительных - хорошо узнаваемых - нелепиц. Тут и путч генералов, решивших чисто армейскими способами - приказами - изменить жизнь к лучшему, и обстановка тотального контроля сверху над жизнью каждого гражданина, и подмена подлинного содержания понятий символикой, наконец, всеобщее обнищание, с помощью громких слов выдаваемое за благоденствие.

Войнович покинул Россию, отказавшись «очень сильно приспосабливаться», но и находясь в изгнании, он говорил убежденно: «Я - русский писатель. Я пишу на русском языке, на русскую тему и в русском духе. У меня русское мировоззрение».

Последние произведения Войнович - роман «Замысел» и документальная повесть «Дело №3480», в основе которой лежит детективная история о покушении на Войновича сотрудников КГБ. Сюжет романа разветвленный. Одна из линий - биография самого Войновича. Другая - женская рукопись, случайно попавшая к автору романа. Третья линия - нынешняя жизнь писателя, отрывки из его произведений, наблюдения над современной жизнью и воспоминания. В заключительной главе романа неожиданно смещаются временные и пространственные плоскости, происходит встреча персонажей произведения друг с другом.