Вопросы по истории детям. Викторины по истории россии

Предварительный просмотр:

Игра - викторина для начальных классов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа с помощью викторины.

Назначение: игра - викторина рассчитана на детей 7 -10 лет (2-4 классы).

Оборудование:

1. Репродукции картин:

2. Карточки с именами богатырей

3. Наборы предметов для археологической странички.

4. Наборы карточек с датами.

5. Комплекты карточек с изображением продуктов питания.

Ход занятия .

Участники делятся на команды по 5 - 6 человек, по 2 ученика из каждого класса.

Условия игры. Вопросы задаются командам по очереди. Правильный ответ приносит командам баллы - «жетоны». Если команда не ответила или ответила неверно, право дать ответ переходит к следующей команде.

Подведение результатов. Жюри оценивает ответы команд в соответствии с условиями. Каждый член жюри имеет по 5 очков, которые по окончании игры может присудить любой команде на своё усмотрение, либо разделить очки между командами.

СТРАНИЧКА ПЕРВАЯ - РАЗМИНКА

Ведущий загадывает загадки, отвечает команда, первая поднявшая руку. (Ответы - выкрики не засчитываются) От количества набранных балов зависит номер вступления в игру команды.

Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(град)

В брюхе - баня, в носу решет,

На голове – пупок.

Одна рука, и та на спине.

(чайник)

По дороге я шёл,

две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(штаны)

Два - ста ухаста,

Два - ста рогаста,

Четыре - ста ходаста,

Один пыхтун,

Один вертун.

(корова)

Сижу верхом,

не знаю на ком,

Знакомого встречу –

Соскочу - привечу.

(шапка)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(подушка)

СТРАНИЧКА ВТОРАЯ - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ. РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ

Этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.

Ведущий задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.

2. В какой день недели встречали Масленицу? (понедельник - встреча)

3. Сколько времени длится Великий пост? (7 недель)

4. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, отличающееся свирепостью, часто воровавшее детей и питающееся человечиной? (Баба Яга)

5. Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой (леший)

6. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами, (домовой).

Выбрать правильный вариант ответа.

1. На Масленицу - катанье с гор, кулачные бои, игры, веселье и,конечно, же........

а) крашеные яйца; б) прыжки через костры; в) блины.

2.Вербная неделя является........

а) проводами зимы; б) встречей весны; в) встречей лета.

3. Песни - колядки поют во время праздника..........

а) Рождества; б) Масленицы; в) Пасхи.

СТРАНИЧКА ТРЕТЬЯ - БОГАТЫРСКАЯ.

Командам раздаются карточки с заданиями, жюри подсчитывает предварительные итоги, ведущий совершает со зрителями экскурс в историю, демонстрирует репродукции картин «После побоища Игоря Святославовича с половцами», « Богатырская застава», « Александр Невский».

Задания на карточках.

1. Перечислить оружие и доспехи русского воина (лук, стрелы, копьё, палица, шестопёр, булава, рогатина, меч, щит, шлем, кольчуга...).

2. Из перечисленных имён отметить имена русских богатырей (Вольга, Тугарин - Змей, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Владимир Красно Солнышко, Василий Буслаевич, Соловей Разбойник)

СТРАНИЧКА ЧЕТВЁРТАЯ - РУССКИЙ НАРЯД.

Ведущий задаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ начисляются баллы «жетоны».

Оформление с помощью картин « Царевна - Лебедь» (Врубель), « Боярыня у окна» (Маковский), « Женщина в кокошнике» (Аргунов).

2. Что одевали женщины под сарафан, платье? (сорочка, рубашка)

3. Самый распространённый головной убор, который используют в наше время (платок)

4. Деталь женского наряда, одеваемая поверх юбки, сарафана (передник)

5. Как называлась народная юбка (понёва)

6. Русская обувь, у князей была красного цвета (сапоги)

7. Головной убор замужней женщины (кичка, кика, сорока)

8. Повседневная обувь, плетёная из лыка липы, вяза, ракиты. (лапти)

9. Головной убор, чьё название происходит от названия петуха (кокошник).

Знаете ли вы, что :

Украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки,

драгоценных камней, меха, называлось ОПЛЕЧЬЕ

Нарядная женская одежда, богато украшенная по подолу, вороту, с очень

длинными рукавами, называлась ЛЕТНИК

Нарядная мужская и женская одежда, широкая и долгополая,

застёгивающаяся спереди, богато украшенная золотым шитьём.

называлась ФЕРЕЗЕЯ

Бояре носили ГОРЛАТРЫЕ ШАПКИ, очень высокие, имевшие дома особое

почётное место. В жаркую погоду такую шапку носили на сгибе локтя.

МУРМОЛКА - это мужская шапка с меховыми отворотами

В 11 -14 веках было принято, чтобы мужчины носили ТАФЬЮ – небольшую расшитую шапочку.

СТРАНИЧКА ПЯТАЯ - ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ

Хронографией называли в Европе запись исторических событий.

ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ:

Как это называлось на Руси? (летопись)! балл

Самая известная летопись? (Повесть временных лет) 2 балла

Задание командам. Ведущий называет историческое событие, команды поднимают карточку с соответствующей датой.

1. Крещение Руси 988

2. Нашествие на Русь монголо - татар 1237

3. Куликовская битва 1380

4. Стояние на р. Угре. Конец монголе - татарского ига 1480

5. Основание Москвы 1147

6. Основание Санкт - Петербурга 1703

7. Поход Ермака Тимофеевича 1581

8. Первая русская печатная книга 1564

9. Начало династии Романовых (Михаил Романов) 1613

10. Пётр Первый принимает титул императора Российского 1721

11. Начало Великой Отечественной войны 1941

12. Окончание Великой Отечественной войны 1945

СТРАНИЧКА ШЕСТАЯ - АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Археология - вспомогательная историческая наука, изучающая предметы старины, найденные в результате раскопок.

ЗАДАНИЕ командам:

Каждая команда получает набор предметов (монетка.бусина, пластмассовая пуговица, кусочек верёвки, фрагменты х/б ткани и искусственного меха, гвоздь,батарейка, значок.....)

Определить, какие вещи могли быть найдены в результате археологических

исследований древнерусского города.

Рассказать, о каких занятиях жителей свидетельствуют находки.

СТРАНИЧКА СЕДЬМАЯ - РУССКАЯ КУХНЯ

Команды получают набор изображении продуктов. Задание - отобрать те продукты, которые использовались в традиционной русской кухне

Пока команды работают,

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Щи да каша - пища наша». А какие блюда русской кухни знаете вы? Ответы принимаются только после знака ведущего, выкрики не засчитываются. Баллы отдаются правильно ответившим учеником любой команде на его усмотрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.


«Интеллектуальный лабиринт». Викторина по истории.

(для учащихся 8 классов)

«Не зная прошлого, истории, трудно

знать настоящее время,

предположить будущее».

Абу Насыр аль-Фараби

Цель:

Выявление интеллектуального потенциала по предмету;

Способствовать развитию логического мышления и умственных способностей учащихся;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и уважение к обычаям и традициям предков.

Форма: Интеллектуально-познавательная игра.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут проявить свой интеллектуальный потенциал и знания по истории Казахстана.

Мероприятие даст возможность учащимся осознать значимость знаний в жизни, и что знания – это главное богатство.

Результаты мероприятия дадут возможность выявить учение выражать свою точку зрения, мысли, по необходимости отстаивать ее.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости и участники игры!

Слово «история» имеет древние корни. Первыми его стали употреблять греки и арабы. Оно означает «повествование», «рассказ о прошлых событиях». Историческая наука - очень важный и интересный предмет. Потому что она – краткая летопись того пути, который прошли все народы мира. Ее должен знать каждый человек. Поэтому эпиграфом нашего мероприятия «Путешествие в историю» стало высказывание величайшего ученого средневековья Абу Насыр аль-Фараби: «Не зная прошлого,истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее». В нашей игре принимают участие учащиеся 8 класса. Цель нашего мероприятия выявить интеллектуальный потенциал у учащихся в области исторической науки.

Наши участники заняли свои игровые места. Поэтому ознакомлю с этапами игры;

    «Визитная карточка»

    «Портреты заговорили»

    «Что находится в шкатулке»

    «Практический»

    «Блиц-турнир»

После каждого тура жюри оценивает ваши ответы и озвучивает итоги каждого этапа.

История – это память народа. Она сочетает в себе триумфальные и трагические, жестокие и героические страницы. И какими бы они не были, их надо знать, уважать личности, которые жили в разные исторические эпохи.

Итак, первый тур «Визитная карточка»

Каждая команда представляет свою команду. Жюри оценивает соответствие названия, девиза и эмблемы команды с тематикой мероприятия. Максимальный балл оценивания – 5 баллов.

Второй тур: «Портреты заговорили»

Конкурс капитанов.

Перед вами четыре портрета: Абылай хана, Тимура, аль-Фараби, Толе-би. Свою закладку вы должны прикрепить к портрету исторической личности, к которому относится мой рассказ.

    Джунгары не щадили никого. Люди в панике убегали, прихватив самое необходимое. Поэтому еще удивительнее было увидеть юрту, одиноко стоящую, и хозяина, не собирающегося в дорогу. Джунгары спросиди: «Почему ты не собираешься в путь?» На что он ответил: «В моей юрте ласточка скоро выведет птенцов, не разрушать же гнездо». (Толе би)

    «Нет, не раб он, - утверждала жена бая, - рабы так не едят. Рабы так не ведут себя: на голую землю не садится, на пищу не набрасывается, руки не помыв, к еде не притрагивается». (Абылай хан)

    Его называли сыном своего времени, фигура глубоко противоречивая. Он в молодости был вхож во дворец, рос и возмужал в атмосфере отчаянной борьбы за власть и трон, стал свидетелем многочисленных фактов предательства и коварства, измены и продажности. В молодости сказал «Если на то воля божья, я тоже постараюсь стать ханом, буду властелином аулов, городов и дворцов». (Тимур)

    Даже Абу Али ибн Сина при написании своих произведений использовал его труды. (аль-Фараби)

    В русских летописях его называли царевичем сибирским. (Абылай)

    Слава пришла к нему в 25 лет. Он говорил: «Соберешь вокруг себя болтунов, - опозорят. Обманешь друга единожды – потеряешь его доверие навсегда». Особенно возрос его авторитет при хане Тауке. (Толе би)

    Он был высокого роста, обладал большой головой и густыми бровями, имел длинные ноги, длинные руки, носил большую бороду. На правую ногу он был хромой. Глаза его были подобно свечам. Отличался большой храбростью, смерти не боялся, до конца жизни сохранил ясную память, не любил шуток и лжи» - писал сирийский историк Ибн Арабшах. (Тимур)

    «Я понял Аристотеля, когда прочитал его труды». (аль-Фараби)

Ведущий:

Третий тур: «Что находится в шкатулке»

    Биологи бы назвали это средой обитания живых организмов. Экономисты называют это фактором производства. Историки считают, что это собственность, передаваемая по наследству. Что в шкатулке? (Земля)

Подсказка: За нее боролись наши предки.

    В старину, на Руси это считалось символом мудрости. Газета «Русская правда» сурово осуждала за порчу этого. А в начале XVIII века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что этот такое?

    Однажды греческий посол прибыл в Персию ко двору Артаксеркса. Послу шепнули: «Поклонись правителю всех персов до земли, иначе не заметит». Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям. Ситуация кланяться не хочется и не кланяться нельзя, иначе переговоры не состоятся. Приближаясь к трону, он выронил это и наклонился. Что находиться в шкатулке? (Перстень)

Подсказка: Он не только украшение, но и символизирует богатство, достаток, власть.

    Этот закон был принят в США в 1787 году, во Франции – в 1791 году, а в Великобритании не принят до сих пор. Что это? (Конституция)

    Французского пирата Сюркуфа схватили. Он предстал перед королевским судом. На вопрос с месте хранения награбленных сокровищ пират упорно отвечал, что возил их с собой. Ему не поверили, думая, что сокровища на далеком острове. В наше время доказано, что Сюркуф был прав. В шкатулке рисунок того предмета, который возил с собой Сюркуф. (Якорь из сплава золота и серебра)

Подсказка: Этот предмет необходим особенно для кораблей.

    Его завез в Россию Петр Великий.

Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Что это? (Картофель)

Ведущий:

Четвертый тур: «Практический»

Перед вами предметы: сосуд с водой, нож, книга, соль, платок и другие предметы, не имеющего отношения к версии ответа. Используя их, нужно разрешить конкретную ситуацию. В случае неправильного ответа у одного участника есть возможность дать свой вариант ответа.

Каждой команде вопросы задаются поочередно:

    В обычаях казахского народа при рождении ребенка до сорока дней старались его никому не показывать. По истечении срока малыша купают и готовят ему колыбель. Обряд укладывания в колыбаль называют «бесикке салу».Вопрос: что добавляли в воду, чтобы уберечь ребенка от болезней? (Соль)

    Когда переговоры заходили в тупик, то вместо речи смысл решения доносили предметы. С помощью двух предметов, один из которых книга, объявите войну. (Нож в книге)

    Особое место занимает в жизни казахов свадебный обряд. По традиции он длится долго и проходит в несколько этапов. В средневековье, вплоть до конца XVIII века, девушка бывало, и не видела своего жениха, так как родители уже принимали решения за нее. В знак своего согласия девушка должна была подарить своему жениху подарок. Как вы думаете, что это за вещь или предмет ее дарения? (Платок)

Пятый тур. «Блиц-турнир»

Каждая группа должна быстро ответить на 20 вопросов.

Если не знаете ответа на вопрос, переходим к следующему. Принцип этого тура: «Говори редко, но метко». Принимается только первый ответ. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

1 группа.

2.С какого возраста ты становишься гражданином РК?(с рождения)

3.Богиня правосудия (Фемида)

4.Из какого сословия избирались ханы в XVI – XVIII века? (Султанов)

5. Кем был убит Кенесары Касымулы? (Киргизскими манапами)

6. Годы жизни Абылай хана? (1711 – 1781 гг)

7. Кого называли «вторым Аристотелем»? (Абу Насыр аль-Фараби)

8. Кем был Ходжа Ахмед Ясауи? (Праповедником ислама)

9. Где расположен мавзолейный комплекс Ходжа Ахмед Ясауи (г.Туркестан)

10. Что такое курултай (всенародное собрание или съезд)

11. Годы жизни выдающегося казахского ученого, путешественника Шокана Уалиханова? (1835-1865 гг.)

13. Что означает «шаруа»? (крестьяне)

14.Кому из биев принадлежит знаменитое высказывание: «В единстве – сила» (Толе би)

15. Когда был принят «Устав о сибирских киргизах» (1822 г)

16.Что означает слово «трактат» (научная работа, труд)

17. При каком хане был систематизирован и составлен свод законов, известный под названием «Жеті Жарғы»

18. Назовите казахские национальные головные уборы мужчин? (тымак, борик, такия)

19. Цветок, символ Наурыза. (тюльпан)

20. Столица Казахстана. (Астана).

2 группа.

2. Основной закон РК (Конституция)

3. Кто возглавил восстание 1837-1847 гг.(Кенесары Касымов)

4. Что означает «барымта» (Угон скота).

5. Какого древнегреческого ученого называли «Отцом истории»? (Геродота)

6. Назовите имя первого хана Внутренненй орды? (Хан Бокей)

7.Кому принадлежит высказывание: «Не зная прошлого, истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее» (Абу Насыр аль-Фараби)

8. Основные части юрты. (шанырак, кереге, уык, сыкырлаук)

9.Какого средневекового ученого называли «Отцом алгоритма». (аль-Хорезми)

10. Какое наказание полагалось по ханскому суду за предательство? (смерть)

11. Назовите город, который считается религиозным центром? (г. Туркестан)

12. По приказу кого было начато строительство мавзолейного комплекса Ходжа Ахмада Яссауи? (Тимур)

13.На берегу какой реки находится Астана? (Ишим)

14. Назовите казахские национальные головные уборы женщин? (кимешек, саукеле, орамал)

15. Животное из вида кошачьих, эмблема Казахстана, занесено в Красную книгу? (Барс)

16. Какого хана в детстве и в юношестве называли «Сабалак» (Абылай хан)

17.Что означает приставка аль-? (Из)

18. Назовите имена предводителей народного восстания 1836-1838 гг. в Букеевской орде? (Исатай Таймаеулы и Махамбет Утемисов)

19. Основное жилище казахов в прошлом? (Юрта)

Жюри подводит итоги игры.

Награждение победителя игры и участников.

Заключительная часть.

И это мероприятие мне хотелось бы закончить стихотворением:

Есть страна, где предки и потомки

В разных измерениях зовут

Ход времен часы не становят,

Ту страну «Историей» зовут

Труд и дерзость, мир, война и тайна

Каждый вечер, каждый день и час,

Череда неслыханных событий

Пусть постоянно окружает нас.

Цель : развитие познавательного интереса, расширение знаний по истории и бонистике, развитиеумения работать в команде.

Правила игры :

  • игра состоит из 5-ти туров;
  • вопросы каждого тура соответствуют определённой тематике;
  • ведущий игры сам определяет, как он будет получать ответы – либо отдельно за каждый вопрос, либо после вопросов тура; исключением является последний тур, в котором командам раздаётся задание на заполнение таблицы;
  • на обдумывание даётся 30 сек, исключение – последний тур, на выполнение которого даётся не более 5 минут.

Ведущий:

Желали люди счастья
И в новый век и встарь.
Мечтали, чтоб у власти
Стоял хороший царь.

Чтоб правил справедливо
Не сеял зло и мрак.
Чтоб жил народ счастливо…
Но не случалось так.

На трон взбирались принцы
Невесть каких кровей.
Но чаще проходимцы
Всех марок и мастей.

И каждый, кто ни правил
Ни этот и не тот
Никто ни в грош не ставил
«Любимый» свой народ.

Все так похожи были
И вновь, и вновь, и вновь
Как будто воду лили
Рекой людскую кровь.

Щадил народ ну кто там?
А всех то их щедрот -
Слезами, кровью, потом
Попотчевать народ,

Да гнать юнцов на бойни…
И всем понять пора
От тех, кто сел на троне
Не стоит ждать добра.
«О правителях»
Сергей Ерошенко

Добрый день, дорогие старшеклассники.Сегодня мы проводим викторину «Великие правители». От человека, стоящего у власти зависит, как будут жить её граждане – будут ли они свободны и независимы, или наоборот – находиться под контролем государства. До сих пор в нашей стране мы с надеждой смотрим на человека, который возглавляет наше государство. История богата разными примерами. Мы не будем оценивать деятельность царей, королей, императоров, президентов, ещё раз вспомним некоторые интересные события из биографий правителей разных времён и народов, а кто лучше всех сможет это сделать – получит заслуженную награду.
(Объявление правил игры)

1-й тур «Правители древности»

1 . 43 года Октавиан царствовал в Риме. Первоначально воины провозгласили его императором, а с 29 г. до н.э. сенаторы сделали этот титул пожизненным. В годы своего правления он получил ещё несколько титулов и имён. Благодаря одному из них – «Делающий благо», - в календаре появился ещё один месяц. Какой?

Ответ : август.

2 . Боги Греции считались бессмертными. На Олимп поднялся Дионис, а Геракла посланники Зевса вознесли на небо с погребального костра. Но Александру Македонскому судьба не готовила бессмертия. 13 июня 323 г. до н.э. он умер в Вавилоне. Рассказывали, что в ночь перед кончиной ему удалось подняться со смертного одра. Царь хотел броситься в реку, чтобы никто не нашёл его тела. Но Роксана увидела и удержала его. Александр посетовал, что жена не дала ему исполнить величайшую мечту – стать ИМ. Кем?

Ответ : богом.

3. Знаменитая египетская царица Клеопатра была любительницей рыбалки. Однажды Марк Антоний, желая произвести впечатление на свою возлюбленную, нанял ныряльщика, чтобы тот насаживал на его крючок рыбу. Однако Клеопатра разгадала замысел своего любовника и решила его проучить. То, что его замысел раскрыт, Марк Антоний понял, когда вытащил из воды... Какую рыбу?

Ответ : Уже обработанную (а именно соленую).

4 . В Фессалии разводили особую породу лошадей. Древние греки считали, что головы этих лошадей похожи на головы быков. Назовите самого известного владельца лошади фессальской породы.

Ответ : Александр Македонский. (Буцефал – «бычеголовый»).

5 . Юлий Цезарь переправился из Галлии через Ла-Манш и высадился на территории современной Англии. Что сделал он, чтобы его воинам осталось только наступать и побеждать.

Ответ : приказал сжечь корабли.

2-й тур «Правители средневековья»

1 . Имя его в переводе с древнееврейского значит «мирный». За все годы своего царствования он не вёл ни одной крупной войны. Зато обогатил страну успешной торговлей. Более всего он прославился своими мудрыми решениями. Назовите этого правителя.

Ответ : Соломон.

Комментарий : соломоново решение.

2 . Первый властелин единого Китая Цинь Ши-хуанди провёл много реформ, связанных с укреплением своей власти. По его приказу построили более 700 дворцов. Грандиозным проектом стало сооружение гробницы императора. Вершиной строительной техники Китая этого периода стало сооружение, видимое из космоса. Назовите это сооружение.

Ответ : Великая китайская стена.

3 . Король Ричард Плантагенет получил своё прозвище ещё при жизни. Согласно одной из легенд король Англии победил хищного зверя, натравленного на него врагами, и вырвал у этого хищника внутренний орган, съев который приобрёл силу и храбрость. Назовите прозвище короля Англии.

Ответ : Львиное Сердце.

4 . Когда слава Тамерлана прогремела на всю Азию, появилась легенда, согласно которой он появился на свет уже седым, с куском застывшей крови в кулаке и металлическими зубами. Из-за этих зубов родители и дали ему имя Тимур, что значит…

Ответ : «железный».

5 . Только к концу завоеваний Чингисхана и Батыя рядовые монголы "на практике" познакомились с географией Китая, Средней Азии и Восточной Европы. Однако уже при избрании молодого Темучина верховным владыкой он получил имя Чингисхан, т.е. "хан, великий, как океан". Как какой океан?

Ответ : Байкал.

3-й тур «Англия, Франция, США»

1 . В августе 1776 г разведка армии Вашингтона перехватила письмо, направленное англичанам личным поваром Вашингтона, Дж.Бейли, который оказался английским агентом. Он писал: "Генерал Вашингтон имеет привычку обедать в одиночестве, отчасти благодаря замкнутому характеру, а отчасти вследствие больных зубов. Более того, вот уже несколько дней, как он болен сильным насморком и жалуется на потерю вкуса. Пользуясь этим обстоятельством, я положил в жаркое, предназначенное для генерала, несколько красных мясистых плодов одного ядовитого растения, родственного нашей белладонне... Через несколько часов генерала не будет в живых – он умрёт на руках своего денщика". Повар, не дожидаясь разоблачения, покончил с собой. А Вашингтон прожил спокойно ещё 23 года. Что же не сработало в плане англичан?

Ответ : Вашингтона накормили всего-навсего помидорами.

2 . Закончите одним словом фразу Маргарет Тэтчер: "Если те, кто меня критикует, увидели бы, как я шагаю по волнам Темзы, они сказали бы: это только потому, что она не умеет...".

Ответ : "... плавать".

3 . В этот день французский король Людовик XIV записал в своем дневнике: "Вторник, 14 – ничего". Безрезультатно этот день прошёл и для героя фильма «Любовь и голуби». Что же на самом деле произошло в этот день в 18 веке во Франции?

Ответ : Была взята Бастилия.

4 . По утрам во время бритья Наполеону по его приказу читали свежие английские и немецкие газеты. Представьте себя на минуточку Наполеоном и ответьте тем, кто однажды спросил императора, почему его не интересуют французские издания.

Ответ : Наполеон ответил так: "В нашей прессе пишут только то, что я сам приказываю".

5 . В 1887 году пятилетний Франклин Рузвельт с родителями посетил Белый Дом, где попался на глаза тогдашнему президенту Кливленду и даже удостоился пары слов от него. Что Кливленд пожелал в конце встречи маленькому Рузвельту?

Ответ : Никогда не становиться президентом – это такая тяжелая работа!

4-й тур «Наши»

1 . Подобно Петру I и Екатерине II Иван III получил от современников прозвище Великий. Именно при нём появилось слово Россия и несуществующая птица. Какая?

Ответ : двуглавый орёл.

2 . От XVI века дошли известия об учёных иностранцах, которым царь с гордостью показывал книжную сокровищницу. Богатство этой библиотеки поражали воображение иноземцев. Но эта одна из важнейших тайн русской истории до сих пор не раскрыта. Это таинственное книжное собрание искали многие, но так и не нашли. Кому принадлежала эта библиотека?

Ответ : Ивану IV Грозному.

3. В обеденном зале дворца Екатерины II в Царском Селе была устроена автоматизированная подача блюд. Каждый обедающий мог потребовать любое блюдо, написав его название на грифельной подставке для тарелки и отправив ее на нижний этаж, где располагалась кухня, а оттуда это блюдо поднимали на специальном лифте. Список блюд на кухне был настолько велик, что мог удовлетворить любого самого взыскательного гостя. И только однажды повара не смогли подать требуемого блюда по заказу обедавшего у Екатерины Суворова. Чего же он потребовал?

Ответ : Солдатских щей и каши.

4 . В 1857 году был заложен памятник Николаю Первому. Комиссия по возведению памятника получила множество предложений по поводу надписи на пьедестале. Одно анонимное предложение предлагало поместить благодарственные слова Николаю за 18 февраля... Я даже не буду говорить год, вы лишь назовете, что произошло в этот день?

Ответ : Николай Первый умер.

5 . В "Пушкинской энциклопедии" автор вопроса наткнулся на странное противоречие: в разделе "Пушкин и его окружение" статья об Александре Первом стоит после статьи об Александре Втором. Ответьте, чем руководствовались составители энциклопедии, расположив таким образом царей-тезок?

Ответ : их отчеством.

6 . Анекдот из коллекции Борева. Проекты памятника Пушкину к столетию со дня смерти: Третья премия – Пушкин читает сочинения Сталина. Вторая премия – Сталин читает сочинения Пушкина. А что представляет из себя первая премия?

Ответ : Сталин читает сочинения Сталина.

7. Владимир Ильич Ленин – отец революции, В.И. Ленин – организатор революции, В.И. Ленин – организатор рабочего движения, В.И. Ленин - освободитель рабочих и крестьян, Владимир Ильич любит Родину, Владимир Ильич не умрет никогда, Ленин – друг детей, Ленин – гений мира, Ленин - наше оружие, Ленин умер, но дело его живет. Во что превратились все эти и некоторые другие словосочетания в 20-30-е годы прошлого века?

Ответ : В имена.

8. Этот фильм начала 1970-х гг. долго не разрешали к широкому показу. Однажды фильм попался на глаза главе Министерства внутренних дел. Тот смеялся так, что иной раз заглушал реплики персонажей, а потом порекомендовал эту ленту самому Брежневу. По поводу не совсем стандартной лексики, употребляемой в фильме, Брежнев заметил: "Не вздумайте резать! Половину этих слов у нас и без того каждый мальчишка знает". А, возвращая ленту, генсек сказал создателям фильма: "Ну, ...". Далее он упомянул название фильма, правда, произнес его как пожелание. Назовите этот фильм.

Ответ : "Джентльмены удачи".

9. Часовщики чистопольского завода "Восток", обратив внимание на одну особенность нового Президента России В.В.Путина, выпустили партию необычных наручных часов "Кремлевские". А в чем необычность этих часов, и какая особенность Президента привлекла их внимание?

Ответ : Путин носит часы на правой руке, и часовщики выпустили часы, у которых заводная кнопка находится с левой стороны, а не с правой, как у обычных. То есть, часы для левши.

5-й тур «Правители и деньги»

Заполните таблицу : кто изображён на банкноте, и в какой стране выпускались (выпускаются) денежные знаки, на которой изображен тот или иной правитель.

Ответ:

Литература :

  1. Великие правители. - М.: Мир энциклопедий, 2005.
  2. http://db.chgk.info/ база вопросов

Приложение . В качестве приложения предлагается готовая презентация.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт. Троицко-Печорск

Интеллектуальная игра - викторина

« От Руси до России ».

(классный час для обучающихся 3-4 классов)

Составител ь :

Лёвкина О.Г. (учитель начальных классов)

2012 г.

Викторина по истории России для учащихся 3 -4 классов.

« От Руси до России ».

На звание « Знаток истории ».

Цель:

Создать для учащихся условия, которые позволят в увлекательной форме проверить свои интеллектуальные способности и дать возможность приобрести новые знания и расширить кругозор.

Задачи:

Учить детей использовать свои знания в нестандартной обстановке.

Развивать познавательный интерес к предмету окружающий мир и творческие возможности детей.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач начальной школы. Именно решение этой проблемы определяет успех дальнейшего обучения детей. Если на самом раннем этапе появится желание узнавать новое, преодолевать трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования личности пойдёт ровнее, на более высоком уровне.

Одним из средств, пробуждения интереса к предмету являются занимательные игры.

Само слово занимательный в словаре русского языка определяется как «способный занять внимание, воображение, интересный», то есть занимательность всегда связана с интересом.

Хорошим средством занимательности, используемым в учебных целях, является такая игра, как игры, созданные по подобию популярных телевизионных передач.

Подготовка:

Выборы 10 участников для участия в викторине.(обучающиеся 3-4 класса)

В классах проводится конкурс стихов о Родине, выбираются лучшие чтецы для выступления во время перерывов в игре.

Выбирается жюри.

Оборудование:

а) для учителя: мультимедиа, наградной материал

б) для участников : бланки для ответов(приложение 3), ручка .

Ход игры:

Уважаемые участники, президент России Дмитрий Медведев объявил годом российской истории 2012 год, на этот год «выпадает большое количество важных исторических дат – это 1150-летие зарождение российской государственности, 770-летие ледового побоища на Чудском озере, 460-лет взятие Казани войском Ивана Грозного и включение Казанского ханства в состав Московской Руси. 400-летие окончание смуты на Руси, 200-летие победы русского оружия в отечественной войне 1812 года, 200-летие Бородинского сражения, 150-летие со дня рождения Столыпина, 235 лет со дня рождения Ермолова, 70-лет начала Сталинградской битвы, 55 лет запуска первого спутника Земли».

Наша игра тоже посвящена Российской истории.

Правила игры:

Игра состоит из 3 туров. 1 тур – выбор ответа из 3 предложенных вариантов, 5 игроков давших наибольшее количество правильных ответов переходят во 2 тур, в котором необходимо выбрать одну из пяти категорий и ответить на 14 вопросов, три игрока, кто даст наибольшее количество правильных ответов, перейдут во третий тур, в котором предстоит из предложенного слова составить как можно больше, новых слов. Один игрок- становиться победителем.

И так 1 тур

В 1 туре необходимо за 5 секунд выбрать один из 3 вариантов ответов, написать букву - напротив цифры - обозначающих номер вопроса. После необходимо сдать судьям таблицы .

Н ачинаем!

(Приложение1) презентация 1 tur x

Пока жюри подводят итоги, на сцену вызываются чтецы 1 классов.

(Объявление участников, которые прошли во 2 тур, если 1 тур не выявил 5 победителей, для тех, кто набрал равное количество может быть проведен дополнительный тур)

В дополнительном туре надо соединить имена и прозвища великих людей.

Во 2 туре вам необходимо выбрать одну категорию из 5 предложенных. (Даты, Праздники, Архаизмы, Имена, Секрет)

Но чтобы узнать, кто первый будет выбирать категорию, поиграем в игру «дешифровщик». УСЛОВИЯ составления слова ТЕ ЖЕ САМЫЕ, что на мобильном телефоне, каждой цифрой можно набрать одну из трех букв. Например: цифры 4,5,6, могут соответствовать буквам к,о,т- то есть слово кот.

Кто быстрее отгадает это слово, тот и будет выбирать категорию.

Условия второго тура: Необходимо по выбранной категории ответить верно, на как можно большее количество вопросов, если вы не знаете ответа, то говорите: «дальше» и я вам задаю следующий вопрос . Судьи будут подсчитывать верное количество ответов.

Приложение 2

Пока судьи подводят итоги 2 тура выступят чтецы 2 классов

В 3 тур переходят – три участника набравших наибольшее количество баллов за верные ответы.

В третьем туре участникам предстоит из букв слова Летописец составить как можно больше слов, буквы в одном слове не должны повторяться более, чем они повторяются в слове летописец , слова должны быть именами существительными, существующими в русском языке. Время тура 3 минуты. Готовы? Вперед! К Победе.

Пока судьи подводят итоги 3 тура выступят чтецы 3 классов

Награждение, поздравление победителя.

Рефлексия

Игра подошла к концу, сегодня мы увидели, как много знают об истории нашей Родины участники игры, а кто из зрителей хотел бы оказаться на их месте? Есть ли среди вас те, кого заинтересовало какое-то событие и захотелось узнать о нем подробней, ведь год Российской истории продолжается, а строителями новой истории России будете вы История учит нас жизни, не совершать ошибки прошлого, любить и гордиться своей Родиной. Удачи всем в этом интереснейшем деле –изучении истории России.

В заключении стихи читают учащиеся 4 классов

В приложении 3 представлены бланки ответов для распечатки участникам и жюри

Литература:

    Головин Н. Н. «Моя первая русская история». – М.: Терра, 1995

    Данилов Д.Д. «Окружающий мир» вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество», учебник в 4 частях. - М.: Баласс, 2007(Образовательная система «Школа 2100»)

    СиноваИ.В. «Государственные праздники России»: справочник школьника. СПб.: Издательский дом «Литера»,2006

    сайт http://umniy.com

    сайт – viki . rdf . ru

Технические данные презентации

    Слайды 1 тура меняются автоматически с интервалом 10сек. - вопрос, 5 сек. – пробел, для записи ответа участниками.

    При условии, что в 1 туре не выявились 5 лучших игроков, играется дополнительный раунд, переход на который осуществляется

    После того как игроки выбраны, разыгрывается их очередность при помощи игры «дешифровщик» (если не было дополнительного раунда переход осуществляется)

    Второй тур начинает тот, кто первым составил слово (история). Выбор происходит нажатием мышки на выбранную категорию, переход осуществляется по гиперссылке, нажатием клавиши «дом» осуществляется переход на первый слайд 2 тура.

    Когда все участники сыграли свои категории, возвращаемся на 1 слайд 2 тура. По стрелке идет переход к 3 туру, где из слова «летопись» составляются слова.

    Все слайды 2 и 3 тура меняются по щелчку.

Приложение 1

Для жюри и ведущего

1. Деревянные дома возводили:

а) каменщик б) плотник в) строитель

2. Деревянный крестьянский дом называется: а) изба б) терем в) хоромы

3. Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

а) палата б) клеть в) сруб.

4. Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома, называется:

а) фундамент б) ров в) завалинка

5. Накладная планка вокруг окна называется:

а) рама б) венец в) наличник

6. Как раньше назывались брюки? а) порты б) охабень в) азям

7. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.

а) летник б) душегрея в) сарафан

8. Обувь из лыка а) сапоги б) лапти в) поршень

9. Обязательный головной убор бояр на Руси.

а) колпак б) повязка в) столбунец

10. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.

а) волосник б) кичка в) кокошник

Приложение 2

Для жюри и ведущего

Даты

    Какое важное событие произошло на Руси 988 году. (Крещение Руси)

    В первый раз об этом городе упоминается в 1147 году, сейчас он известен всем, что это за город?(Москва, князь Юрий Долгорукий)

    Чем в истории Руси ознаменована дата 1240 год. (Победа над шведами Александра Невского на Неве)

    Какое событие произошло на льду Чудского озера в 1242 году? (Ледовое побоище, битва с немецкими рыцарями, полководец Александр Невский)

    Что произошло в 1380 году? (Куликовская Битва)

    Когда произошло свержение татарского ига. (1480)

    Какой год считается основанием Петербурга. (1703)

    Когда было отменено крепостное право?(1861)

    Что означают эти даты: 1941-1945 (Начало и конец Великой Отечественной войны)

    Событие, которое произошло 12 апреля 1961 года. (Первый полет человека в космос, Юрий Гагарин)

    Когда проходила Олимпиада в Москве.(1980)

    В каком году распался СССР?(1991)

Праздники

Архаизмы

    Очи(Глаза)

    Витязь (Воин)

    Идти четами (Идут парами.)

    Уста (Губы)

    Дюжина (Старинная мера числа, равная двенадцати)

    Нега (Сладкий, приятный сон, который закрывает глаза. )

    Вечор (Вчера вечером.)

    Бает (неправду говорит).

    Баталия (сражение, битва , бой )

    Гуторить(разговаривать)

    Картуз(мужской головной убор с козырьком)

    Перст (палец руки)

    Стольный град (главный город, столица)

    Падчерица (неродная дочь одного из супругов)

Имена

Секрет

Приложение 3

Бланки для участников и жюри

1 тур

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

1 тур

Фамилия _________________________

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

Для 2 тура(жюри)

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

Для 3 тура (участникам)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Викторина по истории гимназии №7 города Торжка

«Знаешь ли ты историю родной школы?»

(90-летнему юбилею школы посвящается)

1.Год рождения нашей школы?

1956

1962

1920

2.Ведомственная принадлежность школы.

Муниципальная

Земская

Железнодорожная

3. В каком здании она располагалась?

В здании музея А.С.Пушкина

В здании СОШ №1

В здании педагогического училища

4.Кто был первым директором школы?

Михайловская М.А.

Резников З.М.

Гусев М.И.

5.Сколько ступеней обучения было в школе в первые годы деятельности?

Одна

Две

Три

6.В каком году школа стала средней № 19?

1930

1936

1941

7.Какую награду получила школа в 1939 году за достигнутые успехи в учебе и общественной жизни?

Орден Трудового Красного Знамени

Переходящее Красное Знамя

Орден Красной Звезды

8.Кого из выпускников школы-участников войны вы знаете?

Костин М.И., Тормахов Д.Д., Чуфарин Е.М.

Арсеньев А.А, Лавров Г.Н., Лукьянов В.Н.

Рябов С.В., Печенкин А.В., Битков С.А

9.Кто из выпускников школы 1941 года стал Героем России?

М.И.Костин

Чуфарин Е.М.

Тормохов Д.Д

10.Кто из выпускников школы стал Почетным гражданином города Торжка?

Еремеев Г.А.

Костин М.И.

Кротов А.Н.

11.Когда школа стала называться средней № 58?

1950

1953

1961

12.С какого года школа называется «Средняя школа №35 станции Торжок Октябрьской железной дороги»?

1957

1961

1962

13.В каком году школа переехала в новое здание, в котором она находится и поныне?

1970

1962

1965

14.В каком году директором школы стала Букарева Е.Н.?

1960

1958

1965

15.В каком году школа передана из системы МПС в муниципальное подчинение?

1990

1993

1995

16В каком году директором школы стала Петрусенко Т.Н.?

1985

1988

1990

17.Когда наша школа стала называться средней школой №7?

1995

2000

2002

18.В каком году наша школа стала гимназией?

2000

2002

2005

19.Какой эксперимент проходил в нашей школе с 1997 по 2000 год?

По введению профильного обучения

По созданию социокультурного центра

По созданию адаптивной школы

20.Кто из наших учителей учился в нашей школе?

Семенова Р.А.

Комарова В.А.

Малиновская Л.Н.

21.Кто из учителей является учителем школы во втором поколении?

Старинская Т.Ф.

Сидоренко Н.М.

Комракова Н.Р.

22.Сколько выпускников школы закончили ее с медалью (на 2009 год)?

23.Кто был первым президентом гимназии?

Фролова Елена

Король Яна

Фокина Мария

24.Победителем какого конкурса стала директор гимназии Петрусенко Т.Н. в 2001 году?

«Учитель года»

«Лучший по профессии»

«Лидер в образовании»

25.В каком году гимназия стала победителем Всероссийского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы?

2008

2006

2009

26.В каком году на здании гимназии появилась мемориальная доска, посвященная В.Моисеенко?

2005

2007

2009

27. Участником какой войны был В.Моисеенко?

Великой Отечественной

Афганской

Чеченской

28.Кто из выпускников школы является членом Союза писателей России?

Сафонов Глеб

Сазонов Геннадий

Мельникова Любовь

29.Кто из выпускников школы является членом Союза скульпторов России?

Ферина (Холуева)Татьяна Георгиевна

Магаревич Ольга Ивановна

Третьякова Евгения Викторовна

30.Какое из средних профессиональных образовательных учреждений города возглавляет выпускник нашей школы?

Политехнический колледж

Промышленно-гуманитарный колледж

Педагогический колледж

31.Кто из выпускников нашей школы является доктором медицинских наук, профессором Тверской медицинской академии?

Иванов Олег Петрович

Петрухин Игорь Сергеевич

Шмелев Александр Юрьевич

32.Кто из Глав города Торжка был выпускником школы?

Фролов М.И.

Пушкина Н.С.

Игнатов Е.И.

33.В каком году в гимназии открыт информационный центр?

2009

2008

2010

34.Как называется научное общество гимназистов?

«Исследователь»

«Гнозис»

«Мыслитель»