Воронихин его работы. Завершение пути и память

Архитектор Андрей Воронихин, один из основоположников русского ампира.

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября (по старому стилю) 1759 года в селе Новое Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. В метрику Спасской церкви он был записан под фамилией Воронин.

Его родители Никифор Степанович и Пелагея Ивановна были крепостными графа Александра Строганова, крупнейшего уральского землевладельца и горнодобытчика. Известно, что первоначальное художественное образование Андрей Воронихин получил в мастерской иконописца Гаврилы Юшкова, иконы написанные Юшковым, украшали многие церкви Пермского края. Иконописная мастерская находилась в селе Ильинском, вместе с сыном в село переехали и его родители.

Во время обучения иконописному мастерству у Воронихина появился интерес к профессии архитектора. Своими руками он изготовил макет сельского Ильинского храма. Этот факт зафиксирован в письме Юшкова, адресованному Якову Федоровичу, доверенному лицу Строгонова.

Строганов, сам большой ценитель искусства (в 1800 году он был назначен президентом Императорской Академии художеств), оценив макет храма, отправил талантливого юношу на обучение в Москву. Здесь он изучал миниатюру и перспективную живопись.

В Москве Воронихин познакомился с крупнейшими московскими архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым. Вероятно, под их влиянием он переключился на занятия архитектурой.

Обучение Воронихин продолжил за границей, куда поехал уже свободным человеком, в 1785 году Александр Строганов дал ему «вольную». По возвращении из Парижа, Воронихин предпринял путешествие по России, из него своему патрону и благодетелю он привез альбом, в котором было собранно 125 этюдов, написанных во время путешествия.
К первым архитектурным работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца, дачи на Черной речке и дома в усадьбе Городня.

В 1800 году, уже в звании академика, Воронихин начал получать госзаказы. Он работает над реконструкцией каскадов у «Ковша Самсона» в Петергофе и над павильонами Павловского дворца, но самой известной его работой становится проект Казанского собора на Невском проспекте.

Проект собора одобрил император Павел I, ему он напомнил римский собор святого Петра, его Павел Петрович посетил во время своего заграничного путешествия.

Павел хотел, чтобы такой же собор был возведен в Москве, и чтобы в нем служил митрополит Московский, но его замысел был реализован в северной столице. По завершении строительства собора и его освящения архитектору Воронихину был пожалован орден Святой Анны второй степени и пенсия.

Другим крупным проектом Воронихина было здание Горного института, в нем были воплощены основные тенденции стиля ампир. Архитектурную практику Воронихин сочетал с преподавательской и педагогической работой в Академии художеств.

Андрей Никифорович скончался скоропостижно 21 февраля 1814 года в возрасте 54 лет. Похоронен он был на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
rusplt.ru

Казанский собор в Санкт-Петербурге. Храм воинской славы.

Главный фасад собора выходит на Невский проспект и формирует неповторимый облик главной магистрали города. Здание храма несёт в себе черты европейской классической архитектуры, в частности, собора Святого Петра в Риме, и в то же время здесь явно прослеживается русский архитектурный стиль с элементами эклектики и классицизма. Собор поражает своей гигантской, слегка изгибающейся колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.

История Казанского собора

История Казанского собора уходит корнями в наше славное историческое прошлое. Главная святыня храма - почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Икона принадлежала царице Прасковье Фёдоровне и была привезена ею в Санкт-Петербург при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей государства российского. В 1737 году, в присутствии императрицы Анны Иоанновны была освящена церковь Рождества Богородицы, ставшая отныне местом хранения чудотворного образа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Смоленскую кладбищенскую церковь, а в 1940 году - в Князь-Владимирский собор и помещена у правого клироса. 4 июля 2001 года икона была возвращена в Казанский собор.
Но вернемся к истории строительства собора. Объявленный императором Павлом I конкурс на создание проекта Казанского собора не дал результата. Стройки такого рода не могли обойти стороной самые знаменитые архитекторы. На конкурс съехалась практически вся архитектурная элита, которая была допущена ко двору. Надо сказать, что все проекты не удовлетворяли ни градостроительной задаче, ни амбициям Павла но, скрепя сердцем был утвержден проект «европейского гранда классицизма» - Чарльза Камерона. Но, к счастью для Казанского собора и Петербурга в целом, через полгода неудовлетворенный Павел отверг иноземный проект, и отдал предпочтение не просто русскому новичку, не просто малоизвестному архитектору, а бывшему холопу и крепостному.

Надо сказать, что получить «вольную» в России было не просто, но Воронихин обрел свободу именно за свой талант архитектора. Более того, за три года до описываемых событий крайне консервативная Академия Наук присвоила Воронихину звание академика. Но Воронихин представлял свой проект не просто так, инициатором проекта был бывший барин, а ныне высокий покровитель архитектора - граф Строганов.
Помимо русского архитектора граф предлагал на строительстве Казанского собора использовать исключительно русских мастеров и отечественные материалы. В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Закладка трёхпридельного храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии Александра I.
Возведение храма заняло целых десять лет, а окончательная стоимость проекта – 4,7 миллиона рублей, огромные по тем временам деньги. 15 (17) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Особенности архитектуры

Перед горожанами предстал величественный храм, самый большой на тот момент в Петербурге. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до тридцати тонн каждая. Размеры собора – 72,5 на 57 метров, высота – 71,6 метра. При создании купола, имеющего диаметр семнадцать метров, Воронихиным впервые в практике мирового строительства была разработана и применена металлическая конструкция. Интересно, что Воронихин смог решить проблему, с которой сталкивались многие архитекторы, возводившие церкви на Невском проспекте. По канону православные храмы должны иметь вход на западе, а алтарь – на востоке. Но именно так тянется Невский проспект – с запада на восток. Воронихин решил проблему, сделав боковую северную часть Казанского собора парадной.
В проекции здание выглядит как четырехконечный латинский крест, вытянутый по оси запад-восток. Его средокрестие венчает изящный купол. Главный вход при этом расположен на западной стороне - не с Невского, а с боковой Казанской улицы. Алтарь, как и положено, ориентирован на восток, поэтому крест на куполе собора повернут к Невскому ребром. Еще одна особенность Казанского собора - скульптурные изображения святых. Православная традиция не поддерживала поклонение статуям, но Воронихин строил храм в традиции итальянского Возрождения.

Реликвии Казанского собора

Святые образа Казанского собора были написаны такими прославленными мастерами живописи, как А.Иванов, С. Щукин, О. Кипренский. Ныне самой примечательной святыней Казанского собора является список с Казанской иконы Божией Матери. Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:
- Икона Спасителя в иконостасе.
- Икона святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные М. И. Кутузовым.
- Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Н. Н. Никонова в 1891 году.
- Икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.

В качестве других значимых реликвий данного храма выступают почти сотня военных знамен и штандартов французской армии, а также ключи от взятых городов Европы. Ныне изображение Казанского собора красуется на памятной серии монет, вышедшей в свет под названием «Памятники архитектуры России». Казанский собор по праву входит в сокровищницу не только русской, но и мировой архитектуры. Сегодня возрожденный Казанский собор – центр не только духовной, но и общественной жизни Санкт-Петербурга, кафедральный собор Санкт-Петербургской митрополии.


Ежедневно тысячи верующих и туристов из всех уголков земного шара посещают храм, не переставая восхищаться человеческим гением и мастерством русских зодчих, скульпторов и художников.

myrussianland.ru

Собор.


Казанский собор. Санкт — Петербург. Вид со стороны канала Грибоедова

Прасковья Федоровна Салтыкова (1664-1723), вдова Иоанна V и невестка Петра I, переехала жить из Москвы в Петербург в 1708 году, и поселилась с дочерьми на Петроградской Стороне, с собой она привезла список иконы Божией Матери Казанской. Царица участвовала в его написании и украшении. Через два года на Посадской улице уже появится Казанская часовня, а скоро там же отстроят и деревянную церковь. Вероятно, среди народа прирастала слава об иконе.
Там, где сейчас стоит Казанский собор, в начале XVIII века, на месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши, стояли деревянные строения госпиталя и дома его служащих. В 1710 году при этом госпитале была построена часовня.

Шли годы, умер ПетрI,не успевший сказать, кому отдать ВСЕ. После кончины его вдовы Екатерины I встал вопрос о престолонаследии. Прямых наследников не оказалось и царствовать посадили Анну Иоанновну, дочь Прасковьи Федоровны, впоследствии, нареченной в народе Анной Кровавою. Но царица не забыла об иконе, пожелала построить для близкого ей по воспоминаниям образа большой каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.


Церковь Рождества Богородицы

Церковь была с деревянным куполом и колокольней над входом и имела сходство с Петропавловским собором. Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Она была открыта в 1737 году. Освящение храма состоялось 13 (24) июня в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до этого в храм была перенесена Икона.

Императрица Анна Иоанновна

\
Екатерина, супруга Петра III

Интерьер церкви Рождества Богородицы

Екатерина II в день переворота 22 09 1762 г. у стен Рождественской церкви

Павел I венчался в этой церкви и когда, наконец то, стал императором, задумал возвести красивый храм достойный новой столицы и Невского проспекта. В 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождественской церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П.Гонзаго, Ч.Камерон, Д.Тромбаро и другие. Однако, ни один представленный проект утверждён не был. Ларчик открывался просто, во время посещения Италии, Павел был очарован грандиозной красотой собора Святого Петра в Риме. Может Гонзаго и Камерон не знали об этой мечте императора, а возможно, просто не представляли, как можно осуществить такой проект на Невском проспекте. Как это важно верно определить, откуда дует ветер! Сколько в истории было неожиданных взлетов или изломанных судеб, в связи с этим. Через год граф Строганов А.С. крупнейший землевладелец, коллекционер и благотворитель, президент Императорской Академии художеств , вытягивает свой счастливый билет. А вместе с ним и никому не известный архитектор, бывший крепостной Строгановых Андрей Никифорович Воронихин, его проект собора понравился царю и получил одобрение! Блестящее решение архитектора связать Невский проспект со зданием церкви грандиозной 4х рядной колоннадой коринфского ордера удовлетворило амбиции Павла, и превратило Казанский собор в центр одного из первых в Петербурге архитектурного ансамбля.

Проект Казанского собора архитектора
Кваренги


Проект Казанского собора арх. Воронихина

Колоннада в виде полукруга открывалась в сторону Невского проспекта и одновременно скрывала за собой здание собора, невыгодно расположенное боком к главной магистрали столицы. По церковным канонам все православные церкви ориентированы на запад входом и алтарной частью на восток. Это уникальное решение с колоннадой не пришло в голову мэтрам архитектуры, но блестяще использовалось Воронихиным.

План Казанского собора


Собор и Казанская площадь

Собор Святого Павла. Рим

При этом, при внешней похожести архитектурных ансамблей Казанского собора и Собора Святого Петра видны и различия. Главная площадь Ватикана замыкается колоннадами в кольцо, а колонны на Казанской площади открывают площадь к Невскому проспекту, создают атмосферу праздника и свободы.

Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы.

Колоннада


Вид Казанского собора в Санкт — Петербурге. Художник Алексеев Ф.Я.

Проект не был полностью реализован. Сначала скончался главный идейный вдохновитель Павел I. Затем помешала война. Потом, как обычно, в казне не хватало средств. Сразу после войны в северной столице началось строительство другого грандиозного собора Исаакиевского. Казанский собор, в том виде каким он был создан и дошел до наших дней, без сомнения, украсил Петербург и пополнил мировую сокровищницу памятников архитектуры.
Что касается собора Святого Петра в Риме, послужившего прототипом, то похожими здесь можно назвать только арки колоннад. Ни о каком «копировании» даже не идет речи, это не сопоставимые объекты. Собор Святого Петра — крупнейшая христианская церковь в мире, размеры собора огромны, их можно сравнить, разве что, с пирамидой Хеопса, высотою 144 метра. (Высота собора 136 метров) Вместимость Римского чуда- 60тысяч человек, плюс 400 тысяч на площади. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров. Список архитекторов включает в себя 20 знаменитых имен эпохи Возрождения, а строили собор и обустраивали площадь более 150 лет. Когда то на этом месте располагались сады цирка Нерона. В 1506 году был утвержден проект Донато Браманте, и началось возведение сооружения в форме греческого креста. Алтарь собора был размещен над могилой Святого Петра, мученически погибшего здесь, в цирке в 66 году. Задачи для зодчих этого сооружения ставились грандиозные, и весь Католический мир участвовал в его постройке. Но при всей колоссальности, собор Святого Петра не имеет целостности своего архитектурного решения. Слишком много великих архитекторов в разное время выражали свое видение и все новые задачи церкви. Так, даже основная композиция здания в плане все время менялась. Менялись пропорции, достраивались стены, здание вытягивалось от равносторонней формы греческого креста, к вытянутой – латинского. А потом наоборот.
Микеланджело остаток своей жизни посвятил возведению купола, своими руками воздвиг этот памятник своему гению. Но заканчивали купол уже другие, живопись, скульптура, достались следующим и так далее. Карло Мадерно пристроил к собору с каждой стороны по три часовни. Из-за этого фасад, зрительно уменьшает и частично заслоняет собой купол. Теперь, чтобы увидеть купол таким, каким его задумал Микеланджело, надо смотреть на него издали, или сверху.
Собор Святого Петра, спору нет, грандиозное сооружение, но ближе и родней нам остается Казанский собор.
При всем этом, вызывает неловкую улыбку некоторые высказывания современников Воронихина, пытавшихся поставить архитектора на его «заслуженное» место, действуя по принципу: — А ты кто такой?

Вот дошел до нас такой «вердикт ценителя архитектуры» Ф. Вигеля :

«Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело »

Наверное, таких вигелей было немало, поэтому хочется подкрепиться еще одним авторитетом, правда литературным. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»:

«А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, - ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».
Граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
В 1800 году была создана «Комиссия о построении Казанской церкви» во главе с графом. Она получила широчайшие полномочия. Комиссия распоряжалась всеми ассигнованиями на постройку собора, ей были переданы государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла.

В 1801 году комиссия доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира. На эту просьбу Павел I ответил отказом:

«В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся» .

Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы (Невский пр., 25). Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.

На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал его сын, новый император — Александр I. Газета «Северная Почта или Новая Санкт Петербургская газета» описала торжество следующим образом:

« Лета Господня 1801 года Августа 27го дня положено основание святому храму сему во имя пресвятыя Богородицы чудотворная ея иконы Казанския, повелением блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича, в царствование же и при Высочайшем присутствии Благочестивейшаго Самодержавшейшаго Великаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА всея России,… в первое лето по Взошествии на ПРЕСТОЛ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. — Строил Архитектор Воронихин.»

Изначально Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени строения на углу Невского проспекта и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов). За каждый из них владельцам было заплачено по 500 рублей.

Подготовка к строительству проходила на фоне патриотического подъёма. Это стало причиной того, граф Строганов предложил возводить Казанский собор только силами русских мастеров, только из отечественных строительных материалов.

Первое время, рабочие занятые на стройке жили за городом в землянках. Некоторых из них разместили в бараках на Конюшенной площади .

Рабочий день строителей Казанского собора летом устанавливался с 4 часов утра до 9 часов вечера. Зимой — с 5 часов утра до 8 часов вечера.

Иностранцы изумлялись:

» Эти простые мужики в рваных полушубках, пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки собора торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза, работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли своё дело.»

Большую помощь при строительстве храма оказал военный губернатор Петербурга Михаил Илларионович Кутузов, он предоставлял территории для мастерских и складов, выделял солдат для неотложных и трудоёмких работ.

Творчество А.Н. Воронихина

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Творчество А.Н. Воронихина
Рубрика (тематическая категория) История

Андрей Никифорович Воронихин, 1759-1814 гᴦ.

Был крепостным графа А. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Скорей всœего Воронихин был его внебрачным сыном, т. к. с детских лет воспитывался вместе с детьми графа. Вместе с сыном графа осуществил путешествие по Европе, где продолжил свое обучение.

В 1785 ᴦ. Воронихин был отпущен на волю. С 1786 по 1790 ᴦ. он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии.

В 1797 ᴦ. художник получил звание академика ʼʼперспективной живописиʼʼ Академии Художеств за картины:

С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.

Именно граф Строганов дал Воронихину вольную, однако и после этого Воронихин остался жить с ним под одной крышей. Возможно именно по протекции Строганова, его проект Казанского собора в обход конкурса был принят к строительству (несмотря на победу Камерона).

Начался творческий путь Воронихина еще в конце 18 века, т. е. его творчество - это переходный период от екатерининского классицизма к ампиру.

Дворец Строгановых, архитектор Растрелли К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца в 1793. Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом.
Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке под Петербургом в 1795-1796. Постройка в стиле Камерона.
Кабинœет-фонарик дворца в Павловске, 1803-05 гᴦ.
Дача Багратиона в Павловске, 1811-12 гᴦ. Эту постройку достраивал уже Росси, в дальнейшем она стала называться Павильон роз.

Из архитекторов 18 века Воронихину наиболее близок Камерон.

  • Казанский собор в Петербурге, 1801-11 гᴦ.

В этой постройке очень много от ампира, но в то же время в решении отдельных деталей прослеживается образ, связанный с 18 веком. Это первое монументальное каменное сооружение в творчестве мастера.

Образ храма был задуман еще при Павле I. При этом если бы согласно первому проекту Воронихин возвел колоннаду перед западным фасадом, как у Бернини, это бы обрезало собор и площадь перед ним от главной магистрали города - Невского проспекта. По этой причине Воронихин заложил в проект две колоннады: со стороны северного и южного фасадов. Планировалась еще одна колоннада, соединяющая северную и южную. А перед западным фасадом еще и полукруглая площадь. Площадь оформлена решеткой, выполненной по рисункам Воронихина в 1810-12 гᴦ.

Генеральный план Казанского собора архитектора А.Воронихина. На плане видна вторая, нереализованная колоннада собора. В 18 веке колоннады всœегда были ниже основного объёма, т. е. они его не скрывали, а, напротив, выявляли. А у Воронихина колоннада скрывает базилику за собой. В случае если бы Воронихин сделал всœе три колоннады, они бы поглотили тело собора, т. е. можно сказать, что здание - образец ампира, т. к. оно обнимает пространство.
Современный план Казанского собора Колоннада скрывает несимметричность базиликального плана, центрируя постройку, что опять же типично для эпохи ампира.
О назначении постройки говорит лишь купол, увенчанный крестом. Конструкция купола выполнена не из дерева, а из металла, следовательно, можно сказать, что Воронихин - новатор в области технологий.

Решается градостроительная задача и одновременно организуется целый район города,

  • планируется ожерелье площадей
  • сквозь портики пропущены улицы, соединяющие периферию с центром города
  • в отличие от овальной закрытой площади Бернини, Воронихин раскрывает свою колоннаду городу, мыслит большими объёмами, как настоящий градостроитель
  • пилястры скрывают углы постройки
  • орден коринфский с канелюрами
  • зодчий использует овы, жемчужники, декоративные вставки, ниши, однако в дальнейшем ампир от этого откажется

Изначально на площади перед собором высился деревянный обелиск. Он исчез когда появились статуи Кутузова и Барклая де Толли, работы скульптора Орловского в 1830-х годах.

После окончания Отечественной войне 1812 года храм стал своеобразным памятником победы. Здесь был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. В этом соборе хранятся ключи покоренных городов и знамена неприятелœей.

В собор ведут двери, копирующие райские двери флорентийского баптистерия Сан Джованни работы Лоренцо Гибберти, однако порядок рельефов нарушен.

Здание украшают аттики, а в центральной части они соединяются с фронтоном. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.

  • Горный институт, 1806-11 гᴦ.

Здание стоит на изгибе реки, что ставило перед зодчим трудную задачу. На этом месте уже стоял постройки предшествующего времени, в которых функционировал горный институт. Постройки сообщались между собой с помощью пробитых в стенах дверей. С точки зрения эстетики, красоты в этих сооружениях не было. Здания и интерьеры были неудобны для работы. К уже существующей застройке Воронихин пристраивает два боковых крыла центральный портик. Постройку украшают всœего несколько деталей: сандрики небольшого размера, 12-колонный портик, мощная дорика, гладь стены, которая лишена скульптурного декора. Единственным украшением постройки являются две скульптурные группы:

Творчество А.Н. Воронихина - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творчество А.Н. Воронихина" 2017, 2018.

Андрей Никифорович Воронихин - личность в русской истории. Талантливый, непревзойденный мастер. Один из плеяды невероятных, космических архитекторов, ковавших вид а.

Воронихин, один из тех, кто сделал Северную столицу городом-музеем. Жизнь, судьба, биографии Воронихина достойны восхищения и уважения потомками.

Семья Воронихина

Воронихин родился в семье крепостных крестьян. Его отец Никифор Степанович, мать - Пелагея Ивановна. Семья Воронихиных принадлежала графу Александру Сергеевичу Строганову. Ходят слухи, что на самом деле отцом ребенка был барон Александр Николаевич Строганов. Он состоял в связи с Марфой Чероевой.

Итогом интрижки стало появление ребенка. Но в силу определенных обстоятельств Александр Николаевич не мог признать ребенка своим. Если следовать легенде, то получатся, что Александр Сергеевич приходился Воронихину дядей, и именно поэтому взял его под свою опеку.

Учеба

С ранних лет Андрей учился иконописи у Гаврилы Юшкова. Это был один из лучших мастеров своего дела на Урале. Мальчик хорошо зарекомендовал себя. Взрослые видели в нем недюжий талант и потенциал. Строганов был влиятельным человеком. Юшков рассказал ему о талантливом мальчике, и тот отправил его учиться в . Произошло это весной 1772 года.

Львиный Эрмитажный каскад фото

Юношу устроили в Московскую школу архитектуры. С Андреем делились знаниями знаменитые архитекторы Казаков и Баженов. Мальчик прилежно учился, новые знания впитывал как губка. Любознательный, с острым умом, талантливый и рукастый мальчик быстро становился настоящим мастером.

Баженов приметил таланты Андрея и взял в свои помощники. Четыре года молодой человек на практике изучал архитектурную науку и живопись. Писал миниатюры на эмали, рисовал архитектурные пейзажи. Подрабатывал в , участвуя в росписи и реставрации.

В Петербурге

В 1779 году обучение в Москве было законченно. Молодому Воронихину предстояло отправиться в Санкт-Петербург. Дорога заняла две недели. Прибыв в столицу Российской Империи, Андрей явился к Александру Сергеевичу Строганову. Граф жил в роскошном особняке, который находился на пересечении Мойки и Невского проспекта. Воронихин несколько лет работал в команде графа.


Дворец в Павловске фото

В 1785 году Андрею даровали вольную грамоту, он становился полностью свободным человеком. У Александра Строганова был сын Павел, обучением которого занимался гувернер Ромм. Молодые люди быстро подружились. А Ромм неподдельно восхищался успехами Андрея в области наук. Строганов старший справедливо решил, что ребятам нужно развиваться. И отправил сына с Воронихиным и гувернером Роммом в путешествие по Европе.

Долгие четыре года Андрей и Павел были в Швейцарии и Франции, получали знания у лучших мастеров архитектуры, искусства, математики, физики, механики. В 1789 году разразилась Великая французская революция. Историческое событие застало трех путешественников в Париже. Ромм активно участвовал в событиях, стал видным деятелем революции. Узнав об этом, Строганов срочно отозвал Павла и Андрея в Россию. Так закончилось их обучение в Европе.

Архитектор Воронихин биография

По возвращению молодых людей, в доме Строганова случился пожар. Александр Сергеевич верил в таланты Воронихина, и доверил молодому архитектору перестройку внутреннего и внешнего убранства дома. Дом Строганова строил сам знаменитый Расстрели. У Андрея была серьезная задача. Его работу, так или иначе, сравнивали бы с творчеством признанного мастера. Воронихин не стушевался, и заменил пышное барокко на строгий классицизм. Работа понравилась как хозяину дома, так и критикам. Александр Сергеевич тут же попросил архитектора заняться его дачей на Черной речке.

Казанский собор - шедевр Воронихина

Казанский Собор - вершина творческого пути Воронихина. В 1799 году император обяъвил конкурс на проект собора. Собор должен был быть величественным похожим на римский собор Святого Петра. Собор планировалась возвести на Невском проспекте, вместо церкви Рождества Богородицы.

Большое внимание к будущему собору со стороны императора было потому, что в церкви хранилась икона Казанской Божьей Матери. Изначально конкурс выиграл архитектор Чарльз Камерон. Этот почтенный муж был среди любимчиков Екатерины II. Павел имел сложные отношения с матерью, поэтому любимчиков императрицы не жаловал.

Император много общался со Строгановым, считал его большим специалистом в области искусства. Строганов же рекомендовал отдать проект Андрею. Строганов создал «Комиссию о построении Казанской церкви», после всех подсчетов вышла смета в 2843434 рублей. Павел проект принял, только просил убрать из него колокольню и домик для служащих собора.

Проект планировали реализовать за три года. Вскоре Павла убили, и собор заканчивали уже при . Собор получился величественным и прекрасным. Невский проспект стал парадным подъездом к собору, а между ним и собором образовалась великолепная площадь. Воронихин был настоящим новатором, и впервые в русской истории при строительстве купольных перекрытий использовал чугун и железо.


убранство Казанскогсобора фото

Строгость внешнего убранства гармонирует с пышностью и величием собора. Собор осветили в 1811 году. Строительство его затянулось. Но грандиозность постройки признавали все. Казанский собор - один из самых красивых и величественных в Европе.

Что построил архитектор Воронихин

Главные достопримечательности Санкт-Петербурга

  • Дворец в Павловске
  • Львиный «Эрмитажный каскад» в Петергофе
  • Шереметьевский дворец на Фонтанке
  • Константиновский дворец
  • Здание Горного института
  • Дом Государственного казначейства

Личная жизнь

В 1801 году архитектор женился на девушке - Марии Фёдоровне Лонд. Она была англичанкой. Любила и умела отлично чертить. До свадьбы она была гувернанткой в доме Строгонова. В браке у молодых родилось шесть детей. Двое из них умерли в детстве.

  • Участвовал в конкурсе на строительство Исаакиевского собора, но его проект уступил проекту Огюста Монферана
  • Участвовал в конкурсе на проект Храма Христа Спасителя в Москве, но тут нашего героя обскакал Константин Андреевич Тон
  • Награжден орденом Святого Владимира, орденом Св. Анны

Горный институт фото

Когда умер Андрей Воронихин

Итоги

Андрей Никифорович Воронихин - один из лучших русских архитекторов. Наравне конкурировал с иностранцами, вместе с ними задавал направления развития русской архитектуры. Андрей не только прекрасный архитектор, но и замечательный художник, работы которого признавали в «Академии Художеств». Великий человек, оставивший большой след в русской истории.

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)

Каждый, кто хоть раз бывал в Ленинграде, запомнил здание Казанского собора, образующее торжественную площадь на главной магистрали великого города - Невском проспекте. С этим величественным сооружением связана память о героике Отечественной войны 1812 года: великий русский полководец Кутузов погребён в Казанском соборе, а перед двумя порталами крыльев-колоннад собора установлены памятники водителям российских армий в войне 1812 года - Кутузову и Барклаю. Знамёна, отбитые у наполеоновских войск, хранятся в соборе. Там же находятся и другие замечательные трофеи русской армии - ключи Берлина, памятник победы над немцами и взятия прусской столицы русскими войсками. Казанский собор с его торжественными, триумфальными и архитектурными формами - это монумент исторических побед русского народа. Творцом этого выдающегося памятника русского зодчества является Андрей Никифорович Воронихин.

Воронихин родился 28 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии в семье крепостного человека, принадлежавшего богатейшему сановнику графу А. С. Строганову. В возрасте одного года маленький Андрей был взят из Усолья в Петербург, в семью Строганова и был фактически усыновлён. Молва считала Андрея Воронихина побочным сыном Строганова.

Благодаря этой близости к Строганову, А. Н. Воронихин получил прекрасное образование. Юношей он брал уроки архитектуры у выдающегося зодчего В. И. Баженова, обучаясь в то же время живописи, к которой он обнаружил с ранних лет выдающиеся способности. Призвание к искусству определило жизненный путь молодого Воронихина. Он колебался некоторое время между живописью и архитектурой, отдав себя в итоге последней, но не оставляя в течение всей своей жизни также и живописных занятий. А. Н. Воронихин как художник и зодчий сложился во время больших путешествий по родной стране и за границу - путешествий, которым он посвятил около десяти лет и в которых сочеталось живое изучение природы, стран и людей с напряжённой работой над собой, с обучением у выдающихся мастеров и непосредственным изучением классических памятников искусства.

Поездки по России А. Н. Воронихин осуществил вместе с сыном Строганова Павлом, с ним же он отправился и в чужие края. Оба молодых человека в течение нескольких лет объездили юг и север России, побывали в глухих краях Заонежья, в Архангельске и на Ладоге, в Крыму, на Украине, в Поволжье и на Урале. После этих больших странствий по родной земле А. Н. Воронихин попал на Запад - сперва в Швейцарию и Италию, а затем в Париж, мировой центр тогдашнего художественного и архитектурного движения. Здесь молодой художник мог брать уроки у опытнейших мастеров и изучать в натуре выдающиеся образцы западноевропейского искусства.

А. Н. Воронихин вместе с Павлом Строгановым оказались во Франции в бурные годы революции. Воспитатель Строганова, француз Ромм, сопровождавший обоих молодых людей во время их заграничного путешествия, был видным деятелем якобинской партии. Оба молодых человека стали близкими свидетелями революционных событий, знаменовавших крушение феодального строя во Франции. В то же время А. Н. Воронихин получил возможность хорошо изучить новые направления в искусстве, формировавшиеся в эту пору под знаком возрождения античной классики и пристального изучения памятников древней Греции и Рима.

Великие образцы античного зодчества, с которыми молодой художник ознакомился во время своей поездки в Италию, произвели на него глубокое впечатление. Он вернулся на родину, обогащённый этим соприкосновением с великими образцами искусства древности и полный больших творческих идей. Свой талант и горячую любовь к русской культуре, к родной земле он вложил в широкие архитектурные замыслы, которые вскоре ему удалось осуществить на практике.

В 1800 г. в Петербурге началось строительство громадного храма - Казанского собора. Благодаря содействию Строганова, а ещё более - благодаря первоклассному качеству представленного А. Н. Воронихиным проекта, сооружение этого грандиозного здания было поручено ему, ещё совсем молодому архитектору. Взяться за такое сложное строительство было для зодчего, только начинавшего свою практическую деятельность, очень смелым шагом. Андрей Воронихин был к этому времени известен главным образом как превосходный рисовальщик, автор ряда картин из области так называемой "перспективной живописи", т. е. картин, изображавших внутренние виды тех или иных зданий, убранство зал и других покоев, а также архитектурные пейзажи. Среди этих живописных работ А. Н. Воронихина особенно известны картины "Загородная дача А. С. Строганова" и "Картинная галлерея Строганова". Однако подлинным призванием молодого художника была архитектура. И на строительстве Казанского собора, одного из крупнейших сооружений эпохи, А. Н. Воронихин показал всю силу своего таланта, всю зрелость своего мастерства.

Давая задание на постройку нового столичного собора, Павел I предписал строить новый храм наподобие собора св. Петра в Риме, одного из крупнейших памятников итальянского Возрождения. В сооружении римского собора, продолжавшемся свыше 100 лет, принимали участие самые прославленные мастера зодчества - от Браманте и Микель Анджело до Мадерна и Бернини. А. Н. Воронихин, однако, не пошёл по пути подражания римскому собору. Более того, сохранив основную схему храма с примыкающими к нему крыльями-колоннадами, русский зодчий создал произведение не только совершенно самостоятельное, но в основе своей глубоко противоположное идее и архитектурной концепции собора св. Петра. Этот последний представляет собой грандиозное храмовое здание, господствующее над прилегающей к нему площадью: при посредстве громадных колоннад пространство площади как бы охватывается храмом, целиком подчиняется ему. Совершенно иной была идея А. Н. Воронихина: своей главной задачей он считал создание торжественной площади, которая не подчиняется зданию собора, а имеет самостоятельное архитектурное значение. Корпус собора как таковой почти не виден, будучи скрыт мощными колоннадами, обрамляющими площадь. На первый план выступает, таким образом, градостроительная задача - создание архитектурного ансамбля городской площади. Именно к этому стремился А. Н. Воронихин. Подобно другим мастерам русской классической архитектуры конца XVIII и начала XIX вв., он думал, прежде всего, о городе как целом, а не об отдельном здании. Интересы архитектурного построения города были для него основными. И ему удалось создать не только монументальное здание нового собора, но и торжественный ансамбль площади.

Замысел А. Н. Воронихина был ещё более смелым: он запроектировал вторую колоннаду, которая должна была образовать ещё одну, симметричную первой, площадь по другую сторону собора. Эта часть проекта осталась неосуществлённой. Но А. Н. Воронихину удалось дополнить ансамбль Казанского собора великолепной решёткой, образующей необыкновенно изящное, ажурное и в то же время торжественное обрамление небольшой боковой площади перед входом в собор. Эта чугунная решётка с гранитными столбами, выполненная по рисунку Воронихина, настоящий шедевр тончайшей архитектурной графики.

Превосходный рисовальщик, А. Н. Воронихин сочетал в своём творчестве монументальные мощные формы таких громадных сооружений, как Казанский собор и Горный институт, с тонкими, подчас миниатюрными произведениями - изящнейшими парковыми павильонами и беседками, ажурными решётками, фонтанами. Зодчий, тяготевший к могучим архитектурным образам античного мира, был в то же время искусным мастером малых архитектурных форм. По проектам А. Н. Воронихина выполнены многочисленные предметы обстановки дворцовых покоев - мебель, отделка зал и кабинетов в Павловском дворце. Ему же принадлежит небольшой прекрасный фонтан на Пулковой горе близ Ленинграда, а в альбомах зодчего мы находим бесчисленные наброски, рисунки, акварели, посвящённые теме фонтана, а также разнообразнейшим парковым постройкам - беседкам, мостикам, оградам, декоративным урнам, павильонам. В этих же альбомах, хранящихся главным образом в Музее архитектуры в Москве, а также в Музее Академии художеств в Ленинграде, сохранились полные изящества и высокого вкуса наброски А. Н. Воронихина для различных предметов внутренней обстановки. Здесь мы находим и классические мотивы античных ваз и урн, и строгие по форме предметы мебели, и тонкую графику декоративной отделки стен, плафонов, дверей. А. Н. Воронихин может по праву считаться одним из создателей русского классического стиля начала XIX в. в области искусства интерьера.

Чёткость и ясность классической художественной формы характерна и для больших, и для малых работ А. Н. Воронихина. Наряду с Казанским собором, крупнейшим произведением зодчего является монументальное здание Горного института в Ленинграде. Фасад этого здания с его мощным 12-колонным портиком обращён к Неве и выходит на набережную. Это сооружение напоминает строгий античный храм, лишённый каких бы то ни было внешних украшений и производящий сильнейшее художественное впечатление благородной простотой и мощью громадного портика, выступающего на фоне гладких стен. Двенадцать колонн Горного института, увенчанных фронтоном, представляют собой, бесспорно, один из самых сильных образов русской архитектуры начала XIX в. Перед этим могучим портиком, у обоих его концов, установлены скульптурные группы на мифологические темы: одна группа изображает борьбу Геракла с Антеем и выполнена талантливым скульптором Пименовым, другая группа - "Похищение Прозерпины" - работа скульптора Демут-Малиновского. Сочетание этих скульптур, наполненных движением, борьбой, напряжением мускульных усилий, со строго статичным массивным портиком образует яркий художественный контраст.

Если в здании Горного института Воронихин дал до предела сильные и монолитные архитектурные формы, то в "Розовом павильоне" в Павловске зодчий показал другую сторону своего дарования. "Розовый павильон" - изящное и уютное деревянное здание, увенчанное небольшим куполом и расположенное в глубине парка среди тенистой зелени. Крупное столичное здание, выходящее на набережную реки, требует сильных, мужественных архитектурных форм, а небольшая парковая постройка должна прежде всего гармонировать с зеленью листвы и отличаться лёгкостью и изяществом своего облика. Именно таков "Розовый павильон" в Павловске с его деревянными колоннами и выточенными из дерева деталями. В период временной оккупации Павловска немецкими войсками фашистские варвары сожгли дотла "Розовый павильон" и на месте уничтоженного творения А. Н. Воронихина устроили дзот. От прекрасного образца воронихинского творчества не осталось и следа. В огне погибли и замечательная роспись и точёные деревянные детали.


"Розовый павильон" в Павловске

Строительная деятельность Андрея Никифоровича Воронихина не ограничивалась столицей и её окрестностями. Помимо своих крупнейших работ в Петербурге, Павловске, Петергофе, А. Н. Воронихин строил также и в русской провинции. Недалеко от Калуги по проекту Воронихина была создана усадьба Городня - прекрасный образец усадебно-паркового зодчества того времени. Здесь Воронихин создал и общий план всего усадебного участка, и самый парк с аллеями, сходящимися к помещичьему дому, и ворота со львами, и павильон, и ряд других небольших парковых построек. К несчастью, и этот отличный образец усадебной архитектуры подвергся бессмысленному разрушению в кратковременный период немецкой оккупации Калужской области. Всегда занятый крупными строительными работами, А. Н. Воронихин много сил уделял подготовке молодых зодчих. Его педагогическая деятельность началась в 1800 г. в Академии художеств, где он состоял сперва преподавателем, а затем младшим профессором по классу архитектуры. В 1811 г., после смерти выдающегося зодчего А. Д. Захарова, бывшего в течение многих лет старшим профессором архитектуры в Академии, Воронихин был избран на его место и занимал эту руководящую педагогическую должность до конца своих дней. А. Н. Воронихин скончался 5 марта 1814 г. в самом расцвете своего творчества и, подобно своему старшему современнику Захарову, в разгаре больших строительных работ и архитектурных замыслов, целиком поглощавших все силы и мысли неутомимого мастера.

Зодчий, необыкновенно цельный по характеру своего творчества, сохраняющий свою индивидуальную художественную манеру во всём, что он создавал, А. Н. Воронихин отличается исключительной разносторонностью своего дарования. В его личности и во всей его деятельности сказывается сочетание самобытного русского таланта с широкой образованностью и упорной неутомимой работой над собой. А. Н. Воронихин почерпнул из своих заграничных впечатлений всё лучшее, что давала архитектура и строительная техника его времени на Западе, глубоко освоив в то же время великие образцы античного искусства. Он уделял громадное внимание конструктивно-технической стороне дела, изучая последние достижения строительной техники и умело пользуясь этими достижениями при расчёте и осуществлении таких сложных архитектурно-строительных композиций, как, например, купол и барабан Казанского собора. Передовой зодчий своего времени, Воронихин ни по глубине своих специальных познаний, ни по уровню мастерства не уступал самым знаменитым архитекторам Западной Европы, во многом превосходя их оригинальностью и широтой архитектурных замыслов.

А. Н. Воронихин - один из тех крупнейших мастеров русского зодчества, которые, исходя из принципов античной классики, сумели наполнить старые архитектурные формы новым содержанием. В этом новом содержании, столь характерном для исканий русской архитектуры конца XVIII и начала XIX веков, ярко и глубоко сказываются давние национальные традиции русского зодчества, идущие от народных истоков и органически связанные со всем развитием русской культуры того времени. Творчество А. Н. Воронихина, расцвет которого совпадает с замечательным подъёмом русской культуры в эпоху Отечественной войны 1812 г., перекликается с классическими образцами русской поэзии и музыки начала XIX в. Это творчество наполнено живым чувством родной природы, в нём гармонически звучат мотивы мощи и величия родной страны.

В произведениях этого блестящего мастера классической школы русской архитектуры нашла своё выражение идея города как архитектурного целого - идея, воплотившаяся в архитектурных ансамблях и монументальных зданиях классического Петербурга. А. Н. Воронихин принадлежит к числу тех выдающихся строителей, которым наша северная столица особенно обязана красотой, цельностью и мощью своего архитектурного облика. В то же время в работах А. Н. Воронихина привлекает живое чувство русской природы, - лирическое начало, свойственное произведениям больших мастеров русского зодчества. А. Н. Воронихин великолепно знал старую русскую архитектуру. С альбомом рисовальщика он объездил почти всю родную страну. Его зарисовки карандашом, пером, тушью и акварелью составили значительный альбом (125 листов), названный им "Путешествующий по России живописец". Казанский собор, Горный институт, парковые и усадебные постройки А. Н. Воронихина, а также его рисунки и неосуществлённые проекты входят в золотой фонд художественной культуры нашей страны. Это - подлинно классические образцы архитектурного мастерства, сочетающего в себе самое лучшее из мировой архитектурной культуры с глубоко своеобразным, национальным творчеством большого русского мастера, горячо любившего родной город, родную страну.

О А. Н. Воронихине : Панов В. А., Архитектор А. Н. Воронихин, Очерк жизни и творчества. Изд. Всесоюзной академии архитектуры, М., 1937; Грабарь И., История русского искусства, т. III - История архитектуры (Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв.), Спб., гл. XXVI.

АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ ВОРОНИХИН

О происхождении знаменитого зодчего Андрея Никифоровича Воронихина почти ничего не известно. В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье записано, что 17 (по новому стилю – 28) октября 1759 года у «домового Никифора Воронина родился сын Андрей». Некоторые же источники указывают на происхождение Воронихина от крепостной девицы Марфы Чероевой (жилицы в семье Никифора Воронихина) и от графа Александра Николаевича Строганова, находившегося в 1759 году при управлении строгановскими вотчинами и заводами в Перми, Усолье и Соликамске. И у этой версии, как видно из дальнейшего рассказа, есть право на жизнь.

Поначалу Андрей обучался в мастерской известного уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Весной 1772 года по приказу графа Строганова Андрея Воронихина отправили учиться в Москву. Здесь у Баженова, в Московской школе архитектуры, Андрей Воронихин жадно впитывал в себя науку о зодчестве. Многое раскрылось перед его пытливым взором из того, что имела в то время Москва. Многое узнал он из книг, овладев латынью, многое услышал незнаемого им из уст Баженова. За четыре года учения и пребывания на строительных работах Андрей Воронихин приобрел не только понятие об архитектуре как о науке, но и опыт в составлении планов отдельных частей и целых зданий. В то же время Андрей не оставлял и живописи. В часы, свободные от занятий архитектурой, писал миниатюрные портреты на эмали, делал зарисовки архитектурных пейзажей и в целях заработка выполнял в Троице-Сергиевой лавре мелкие заказы по росписи и реставрации фресковой живописи.

После окончания обучения в школе архитектуры Воронихин отправился в столицу в распоряжение графа Строганова. Перед Воронихиным раскрывались новые, неведомые ему жизненные пути-дороги.

Из Москвы на попутных подводах две недели пробирался Андрей в Петербург. Граф Александр Сергеевич Строганов жил тогда в роскошном, богато обставленном дворце на углу Мойки и Невского проспекта.

Строганов еще тогда был не так стар, полон сил, облечен доверием императрицы и вниманием высшего петербургского света. Граф принял Андрея любезно, расспросил, чему он обучился в Москве, посмотрел чертежи и рисунки, остался весьма ими доволен.

Неожиданно для самого себя стал Андрей своим человеком, быть может, гласно и не признанным родственником, но не чужим в доме графа. Ему отвели комнату для жилья и комнату для работы над чертежами и рисунками. Во время занятий его охотно посещал наследник графа, Павел, и с восхищением следил за ним ученый гувернер Ромм, сыгравший большую роль в становлению молодого таланта. Воронихин вскоре был допущен к графской галерее, к библиотеке и кабинету минералогии. Он приглашался даже на балы и званые обеды, которые устраивались в залах Строгановского дворца. Случалось ему бывать и на сборищах любителей искусств и литературы, нередко происходивших по желанию Александра Сергеевича. Обычно на такие собрания Воронихин приходил с Павлом и Роммом. Садились они поодаль от знаменитостей и учтиво слушали умные речи Гаврилы Романовича Державина, веселые басни Ивана Крылова, музыку Бортнянского и споры Федота Шубина с Гордеевым.

Строганов, по совету Ромма, отправил сына в путешествие по России, к этому времени граф дал Андрею «вольную», – Воронихин перестал быть крепостным.

Через несколько дней оба мальчика и Ромм выехали в Москву. Потом они побывали на Украине, посетили древний Киев, и отправились дальше на юг России, на берега Черного моря. Длинной, широкой лентой развертывалась перед Андреем панорама России. Вот подмосковные усадьбы дворян-богачей, куда хозяева приглашали знаменитых и русских, и иностранных архитекторов строить им дома-дворцы. Поскольку все строительные работы исполнялись руками крепостных крестьян, и здесь во всей красе сказалось русское народное искусство.

Кончились пятилетние разъезды по России. А вскоре начались сборы Павла Строганова в долгосрочную, на несколько лет, поездку за границу. После многократных наставлений граф снарядил всех троих в полном достатке и морским путем отправил во Францию. Вскоре оттуда они уехали в Швейцарию продолжать образование и поселились в пятикомнатных покоях на одной из лучших улиц Женевы.

Ромм советовал Воронихину и Павлу летние месяцы проводить порознь: Павлу – знакомиться с работой на рудниках, изучать минералогию, осматривать заводы, наследнику графа и крупного промышленника все это пригодится; Воронихину – на две недели поехать в Германию для изучения образцов готической архитектуры и перспективной живописи немецких художников. В конце лета они возвратились в Женеву и до наступления занятий у профессоров делились летними впечатлениями. Так незаметно пролетели два года в Женеве и в разъездах.

В Париже было чему поучиться. Целые дни и вечера Андрей проводил в библиотеке, тщательно выписывая из книг и запоминая мысли древних зодчих о том, как они соблюдали пропорции зданий, как мостили полы как сочетали архитектуру и ваяние в целях придания красоты строениям.

Иногда Павел и Ромм, отвлекаясь от бурно протекавших событий, просматривали из любопытства записи, чертежи и рисунки Воронихина и одобряли его настойчивость в учении.

В тревожные июльские дни 1789 года Ромм и его воспитанники находились в Париже. Революционные события захватили их. Они участвовали в захвате оружия из Дома Инвалидов и вместе с вооруженным народом были на площади во время взятия Бастилии. Ромм стал одним из ведущих деятелей революции и вошел в Конвент. Именно он предложил свой календарь, знаменитый календарь Франции – великой республики.

Однако в скором времени из Петербурга в Париж приехал посланный графом Строгановым двоюродный брат Павла – Николай Новосильцев. Во исполнение воли монаршей, по требованию старого графа был вызван из Оверни его сын Павел, а следовательно, вместе с ним и Воронихин.

Ромм сердечно распрощался со своими друзьями. Позднее он был казнен на гильотине 9 термидора, но до последних минут своей жизни тепло вспоминал их обоих.

По прибытии в Россию Воронихин почувствовал себя подготовленным к самостоятельной работе. Сгорел дворец Строганова, который по своему внешнему виду и внутреннему великолепию соперничал с дворцами русских царей. И Воронихину граф решил поручить перестройку у отделку дворца. «Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!»

Строганов заказал перестроить в своем доме картинную галерею, бильярдную, столовую и вестибюль. Несмотря на трудность задачи, – в доме, построенном Растрелли, поместить совершенно в другом стиле, в других пропорциях и с другими деталями свои художественные формы, – Воронихин создал прекрасные архитектурные отделки внутреннего убранства этих помещений. Тогда же он написал картину «Вид картинной галереи», за которую Академия художеств произвела его в «назначенные» профессора живописи. А когда Андрей Никифорович построил для Строганова дачу на берегу Невы и написал картину «Вид построенной дачи», ему было присуждено звание академика перспективной живописи.

У Воронихина было немало и других мелких работ на строительстве садовых павильонов и мостов в Павловском парке. Он часто отлучался туда к Камерону. Была тому и другая причина. На четвертом десятке лет пора всерьез подумать о женитьбе. В Павловске же на строительстве, в Стрельне и Петергофе стала часто появляться помощница зодчего Камерона, чертежница Мери Лонг, англичанка, дочь британского пастора. Знакомство Воронихина с ней не сразу перешло в дружбу. Встречались они на совместных работах. Мери Лонг несколько раз возобновляла в своем посольстве паспорт для проживания в Санкт-Петербурге. Не раз из Павловска Андрей Никифорович привозил ее на Мандурову мызу, где они вместе наблюдали за ходом строительства строгановской дачи. Вскоре Воронихин сделал ей предложение, и Мери согласилась выйти за него замуж.

Несмотря на признание его таланта живописца, Воронихин всю свою дальнейшую жизнь посвятил не живописи, а архитектуре. Он с увлечением работал над такими большими проектами, как Казанский собор на Невском проспекте Петербурга или здание Горного института, и над небольшими проектами: библиотеки «Фонарик» в Павловске, дачи «Арсенал» и фонтанов в Петергофе и Пулково.

Постройка Казанского собора явилась крупным архитектурным событием в жизни Воронихина, а еще в большей мере – самого города Петербурга. Поначалу проект Казанского собора был заказан Камерону, но вскоре был забракован. Одной из причин предпочтения, оказанного проекту Воронихина, было и то, что Камерон считался любимцем Екатерины, а Павел не жаловал ее любимчиков. Павел верил разбиравшемуся в искусствах графу Строганову, а тот, а свою очередь, верил в способности Воронихина.

«Комиссия о построении Казанской церкви» – так именовала она себя – 8 января 1801 года, во главе со Строгановым, явилась к императору окончательно утверждать воронихинский проект.

Комиссия определила расходную смету в сумме 2843434 рубля и, подчиняясь повелению Павла, обязалась построить собор в три года. Павел согласился со всем, кроме постройки колокольни и дома для церковнослужителей. Вычеркнув эти расходы, он учинил надпись: «Кроме сих статей, быть по сему». В марте Павла I убили заговорщики, и строительство началось при новом императоре.

На Невском проспекте на месте существующего Казанского собора с первых лет основания города была построена небольшая церковь. Позднее были заказаны многим архитекторам проекты каменного собора. Но все они оказывались неудачными, и не потому, что здание собора было некрасивым, а потому, что оно не отвечало задачам городской планировки. Так получалось, что здание собора стоит длинной стороной вдоль улицы и к нему нет широкого главного входа, поэтому рядом с Невским проспектом образовывалась сбоку большая площадь, в которой не было никакого смысла.

Воронихин предложил решение, которое правильно отвечало задачам градостроительства. Он поставил здание, отступив от линии Невского проспекта. Площадь, которая образовалась перед зданием, была ограничена вдоль дальней стороны мощной триумфальной колоннадой и благодаря этому являлась своего рода парадным подъездом к зданию. Красота и парадность главной улицы города, Невского проспекта, таким образом даже подчеркивались. А самый собор Воронихин видел не отдельно стоящим зданием, а центральною частью грандиозной, мощной колоннады, завершенной красивым порталом и увенчанной высоко приподнятым куполом.

Через две недели после закладки первого камня собора Александр I поехал в Москву короноваться в Кремле. Ни Воронихин, ни граф Строганов не участвовали в этом торжестве.

Для Андрея Никифоровича эти дни были отмечены другим немаловажным событием: в сентябре 1801 года состоялось его бракосочетание с Мери Лонг. Жениться на иностранке было не так просто. Петербургская консистория затребовала от Воронихина «сказку» – обязательство о невступлении в чужую веру и официальную от него просьбу на разрешение законного брака с «состоящей в реформаторском законе девицей Лонг, а от роду ей тридцатый год…». Воронихину тогда исполнилось сорок лет.

Мери Лонг по требованию консистории также подписала обязательство: «по сочетании брака во всю свою жизнь оного своего мужа ни прельщением, ни ласками и никакими виды в свой реформаторский закон не соблазнять».

Свадьба состоялась в Строгановском дворце на Мойке. В числе гостей был старый граф Строганов. Были и некоторые члены комиссии по строительству Казанского собора во главе со Старовым, генеральный английский консул Шафт, дозволивший Мери Лонг выйти замуж за русского зодчего. Воронихин обрел не только верного друга, но и прекрасную помощницу.

А Казанский собор освятили в мае 1811 года. Общее мнение было единым – это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе. Трудно найти более удачное сочетание крепкой, уверенной в себе силы и нежной нарядности, чем в знаменитой воронихинской решетке у Казанского собора. В этой решетке сказалось все жизненное богатство Воронихина, его понимание классики, торжественности, закономерности, планировки города, мастерство рисунка и свобода и легкость орнамента русского кружева.

В один из дней 1806 года Александр I (не без протекции графа Строганова), в самый разгар строительства Казанского собора, вызвал к себе в Зимний дворец Воронихина. Из углового кабинета, окнами выходившего на Неву, царь показал архитектору на видневшиеся при впадении Невы в залив беспорядочно стоявшие дома Горного корпуса и сказал, что на их месте должно быть построено цельное здание, монументальное и приятное глазу, и чтобы из боковых окон Зимнего дворца было видно, и чтобы при смотрении с Невы на здание слагалось у иностранцев представление о величии столичной архитектуры.

«Горный кадетский институт» – настоящий памятник русской культуры качала 19-го столетия. В 1806 году на берегу Невы Воронихин воздвиг здание, фасад которого состоит только из громадного фронтона, покоящегося на двенадцати мощных колоннах. По сторонам портала – две большие скульптурные группы, на берегу – спуск к воде в виде гигантской лестницы.

Воронихин здание Горного института задумал построить как храм науки «геологии». Виденные им в Италии и Греции античные храмы рисовались перед его воображением, и он создал подобный им строгий, титанически мощный двенадцатиколонный портик дорического храма. В этом произведении Андрей Никифорович не повторял что-либо уже существовавшее, не делал копии в буквальном смысле, а создавал свой образ античного храма, как он его воспринимал и понимал. При этом его русский характер и мягкость сказались и здесь. Дорические колонны «прорисованы», как говорят художники, живыми, сочными линиями. В пропорции фронтона и колонн найдены приятные и гармоничные соотношения.

Статуи, поставленные по сторонам подъезда в институт, изображают Плутона, похищающего Прозерпину, и Геркулеса, борющегося с Антеем. Обе скульптурные группы аллегорически говорят о победе человеческого разума над тайнами природы. Недра земли ревниво хранят свои богатства, и нужно иметь большие знания и силу, чтобы добыть их. Так Воронихин запечатлел в своем архитектурном произведении великую силу человека над природой.

Сохранилось и несколько небольших, но очаровательных его произведений, пронизанных нежным и внимательным отношением к человеку, которую унаследовал Воронихин от своего народа. Особенно интересен «Фонарик» – небольшая комната-библиотека в Павловском дворце. Воронихин в обыкновенной комнате вынул одну стену, превратив ее в беседку с колоннами. Пространство между колоннами было застеклено от пола до потолка, и потому впечатление простора света и открытого сада было очень сильно. Казалось, что сад с цветами и солнечными зайчиками продолжается в комнате, тем более что и снаружи и внутри библиотеки все было заставлено цветами. Увлечение классицизмом сказалось и здесь. Архитектурный переход от стен комнаты к куполу и колоннам фонарика был декорирован белыми статуями двух кариатид, фигурами девушек в античных одеждах, которые поддерживали своими головами арку. Чтобы посетители могли мысленно перенестись в далекое прошлое, в эпоху античной Греции, в мир «классики», у кариатид были как бы отбиты руки, совсем как на подлинных статуях, вырытых из земли учеными XVIII века.

Нельзя не сказать о фонтанах архитектора. Оставаясь тем же глубоким, вдумчивым носителем идей гуманности и просвещения, Воронихин показал в своих фонтанах, что поэтичность художественного образа может совершенно спокойно сочетаться с прозой жизни, он решил две задачи, далекие друг от друга, но связанные общим пониманием классики. Одни фонтаны – только праздничное, нарядное украшение в парке, другие, наоборот, – живописные водопои для лошадей на дорогах. И те, и другие овеяны поэзией окружающей их природы – тенистых аллей и полей.

Так, в Петергофе, в тенистой части парка, среди высоких лип и кленов высятся колонны разрушенного античного храма. Воссоздана картина как бы действительного происшествия – от стен остались только фундаменты, посредине груда камней, четвертая стена и колоннада с передней стороны храма совершенно отсутствует. Остался только цоколь, и у его подножия с двух сторон сохранились случайно уцелевшие два мраморных льва. В центре картины и в просветах между колоннами бьют фонтаны, вода стекает через цоколь в большой бассейн. Это поэтическая ода великому искусству прошлого.

Перемена в жизни и положении не оттолкнули Воронихина, не оторвали его от родной крестьянской жизни. Но и в новом окружении благодаря своему прирожденному уму и такту Воронихин нашел друзей. Хотя в тогдашнем обществе тех, кто сторонились его и не могли примириться с его происхождением, было немало. Друзья же ценили в нем скромность, внимательность и отзывчивость к окружающим и считали его трудолюбивым и исключительно честным.

Воронихин строил так хорошо, что получил за проект Петергофских каскадов звание архитектора (1800), а в 1802 году удостоился звания профессора архитектуры. Он был старшим профессором по архитектуре в Академии художеств. Умер Воронихин 5 марта 1814 года, окруженный своими учениками. Русская общественность того времени увековечила его имя красивым памятником над могилой в Александро-Невской лавре: гранитной колонной с изображением Казанского собора и фигурой гения наверху.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Воронихин Андрей Никифорович Воронихин (Андрей Никифорович) – архитектор и живописец. Родился в 1759 г. в селе Новое Усолье, Пермской губернии Соликамского уезда, крепостным графа А. С. Строганова. Способность В. к рисованию обратила на него внимание графа, который в 1777 году

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Шлюхи, бляди и спонсоры (Андрей Синельников, Андрей Кияшко) Любой чертополох вдруг станет нам милей растленных роз, отравленных лилий... /Вильям Шекспир/И струн прекрасны перезвоны, И голоса не монотонны, Но тем не менее напев Единственный лишь слух ласкает, А в душу мне не

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Телефончики и визитки (Сергей Огурцов, Андрей Труненков, Андрей Олейник, Филипп Богачев) - Может, дадите Ваш номер? - Нет, давайте лучше я Ваш запишу! - А, ну да, очень смешно... Могли бы просто сказать «нет».Если ты сторонник держать ситуацию под контролем, то идеальный

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Сражение при Кунерсдорфе (1759 год) Битва между русско-австрийской и прусской армиями 1 августа 1759 года на Кунерсдорфских высотах недалеко от Франкфурта-на-Одере в Пруссии стала одним из генеральных сражений Семилетней войны 1756–1763 годов. Эта война явилась продолжением

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

Роберт Бёрнс (1759–1796) Имена Шекспира, Байрона или Бёрнса в сознании русских людей соседствуют с именами Пушкина, Лермонтова, и мы не удивляемся, что британские поэты заговорили на нашем родном языке. Это произошло благодаря труду нескольких поколений переводчиков, но

Из книги 100 знаменитых сражений автора Карнацевич Владислав Леонидович

Фридрих Шиллер (1759–1805) «…Шиллер, действительно, вошел в плоть и кровь русского общества, особенно в прошедшем и в запрошедшем поколении. Мы воспитались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии», - писал Ф. М. Достоевский в статье «Книжность и

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Георг Гендель (1685–1759) Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года. Начальное образование он получил в средней, так называемой классической школе. Помимо такого основательного образования юный Гендель воспринял некоторые музыкальные понятия от наставника

Из книги автора

1759 г. Эпинус, Симмер В 1759 году в Петербурге опубликована работа академика Франца Эпинуса «Tentamen theoriae electricitatis et magnetismi», которая объясняла опыты Кантона и Франклина на основе «действия на расстоянии», теория «истечений», сохранявшаяся со времен Декарта, уходила в прошлое.

Из книги автора

ШАНГИНБЕРЕЗОВСКИЙ, Ген Никифорович (1930–1992), ученыйбиолог, литератор 28 Не грусти и не плачь, как царевна-Несмеяна, - Это глупое детство прощается с тобой. «Царевна-Несмеяна» (1960), авторская