Всероссийская познавательная викторина широка страна моя родная. Игра — викторина для детей старшей и подготовительной к школе групп «Люблю тебя, мой край родной. Волжский – город моей мечты

Викторина для детей 6-7 лет «Моя страна. Мой край. Мой город. Моя улица»

Цель:
Проверка и активизация имеющихся у детей знаний, самостоятельных суждений о стране, родном крае и городе.
Задачи:
закрепить знания детей о нашей стране, родном крае и городе;
систематизировать знания детей о символике государства: флаге, гербе, гимне.
расширять кругозор детей; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
воспитывать у детей патриотические чувства, уважение ко всем национальностям, любовь и уважение к России.
Материалы и оборудование:
- ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация;
- изображения частей дома (30 шт), конверты с разрезанными частями поговорок и пословиц о Родине, конверт с частями флага России, конверт с разными изображениями герба России, звуковые фрагменты гимнов, изображения культурных символов России (матрешка, дымковская игрушка, гармошка), 9 платков, народные инструменты (ложки, металлофоны, свистульки), 3 альбомных листа бумаги, 3 пачки фломастеров.
Музыкальный материал, использованный в игре «Летчики»:
Идея, подбор музыки, микс - Холодная И.В.
«Кенгуру точка, ру» Жанны Колмагоровой
«Песенка о пингвинах» слова А.Горохова, музыка В. Купревич
«Черепаха» Музыка А.Варламова. Слова Р.Паниной
«Дельфины» муз. А.Варламова
«Веселые мартышки» Ю.Селиверстова
«Хорошее настроение» сл. Наталья Осошник, муз Виталий Осошник
Подготовительная работа: реализация детско-взрослого проекта (с участием родителей) – книги «Улицы моего города», «Профессии моих родителей»; выставки в группах «Народные промыслы Урала», «Сокровища Урала» (выставка камней), «Достопримечательности города Серова»; выставка книг писателей и поэтов города Серова; чтение сказов П.П. Бажова, выставка рисунков и творческих работ «Мой город», знакомство с национальными обычаями (праздник «Святки»).

Ход деятельности

Под музыку к песне «Моя Россия» (Г. Струве) в зал входят дети и присаживаются за столики по подгруппам.
Ведущий
Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
Ведущий
Сегодня мы с вами собрались, ребята, чтобы рассказать друг другу, что узнали о нашей родине, нашем крае, городе. Вам предстоит ответить на 10 вопросов и выполнить 10 заданий. Вы разделены на группы. Ответы каждой группы будут оцениваться. За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда получает часть дома, из которых потом мы составим город. Чем лучше и правильнее будут ваши ответы, тем выше и красивее будут ваши дома. Кто хочет построить самый высокий и красивый дом? (ответы детей)

Ведущий
Конечно, все вы этого хотите. Тогда за дело!
Внимание, звучит первый вопрос нашей викторины.
1. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Задание командам: Составьте из частей поговорки и пословицы о нашей Родине (в командах работают взрослые – читают детям части поговорок).
1 команда –
Родина любимая, что мать родимая.
Береги землю родимую, как мать любимую.
2 команда –
На чужой сторонушке и весна не красна.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
3 команда –
Человек без Родины – что соловей без песни.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают первый этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит второй вопрос нашей викторины.
2. Назовите государственные символы России (Герб, флаг, гимн)
Практическое задание:
1 команда – собрать флаг России
2 команда – определить, в каком фрагменте звучит гимн России
3 команда – Игра «Найди отличия» (разные изображения герба России).
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
(В. Степанов)
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают второй этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит третий вопрос нашей викторины. Ответы обсуждаете в команде, один из участников выходит и произносит его.
3. Кто является главой Российского государства? (Президент)

Приглашаются по одному из участников команды. Участники озвучивают ответы своих команд.
Демонстрация фото В.В. Путина на слайде презентации.
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают третий этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит четвертый вопрос нашей викторины.
4. В каждой стране есть главный город – столица. Как называется столица нашей родины? (Столица России – Москва.)


Практическое задание: объясни значение выражений. Участники совещаются. Один из членов команды выходит и озвучивает ответ команды.
1 команда – Почему говорят «Москва – сердце России»?
2 команда – Как можно понять слова: «Говорят в Москве, а слушают по всей стране?»
3 команда – Как можно понять слова: «Всем городам она голова, столица Родины – Москва».
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают четвертый этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит пятый вопрос нашей викторины.
Издавна славилась Русь своими мастерами.
Ребенок
Прославлены умельцы камнерезы,
Хранители волшебного огня
Чеканщики по стали и железу –
Россия – знаменитая семья.
5. «Кто точнее нарисует и назовет символ России?»
Каждая команда выстраивается в шеренгу. Педагоги показывают каждой из своих команд изображение на 20 сек. и убирают его. Дети присаживаются за столы. На листе бумаги по очереди зарисовывают то, что им удалось запомнить, затем передают лист другому члену команды.
По завершении работы один участник команды выходит и демонстрирует получившееся изображение, называет символ России.
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают пятый этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит шестой вопрос нашей викторины.
Среди просторов нашей великой Родины есть уголок, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь помнить свой родной уголок, свой дом, своих родителей и друзей.
6. Как называется наш родной край? (Урал)
На Урале жили смелые и умелые люди. После трудного рабочего дня играли на разных музыкальных инструментах. Умели наши предки работать и отдыхать с душой.
Ребенок
Звонкие, резные, ложки расписные
От зари и до зари нам играют ложкари.
И мы ребята смелые
Во всех делах умелые.
Инструменты мы возьмем
И оркестр заведем.


Задание команде:
Прослушать звуковой фрагмент и сыграть его на народных инструментах. Определяется, чья команда точнее и дружнее исполнит мелодию.
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают шестой этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит седьмой вопрос нашей викторины.
7. Как назывались первые жители Урала? (ханты и манси)


Ханты и манси жили в чумах.
Игра «Кто быстрей построит чум» (дети из больших платков строят чум, какая команда быстрее)


Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают седьмой этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит восьмой вопрос нашей викторины.
8. Сейчас мы живем в красивых городах, в уютных домах. Чье имя носит наш город? (летчика Анатолия Константиновича Серова)


Ребенок
Он металлическую птицу
Поднимает в облака.
Наша воздушная граница
Надёжна и крепка.
Ведущий
Как вы думаете, какими должны быть летчики?
Дети высказываются (сильными, выносливыми, ловкими)
Ведущий
Давайте посмотрим, можете ли вы проявлять смелость, ловкость.
Игра «Самолет». Правила проведения игры.
Дети делятся на группы по 3 человека. Каждая группа – отряд летчиков.
Каждый ребенок – самолет. Самолеты стоят в ангарах. Ангары располагаются любым способом: кругом, шеренгой, колонной и др. Каждый летчик должен запомнить место своего ангара, чтобы вернуться точно в него. По сигналу летчики совершают полет: руки в стороны, движение в любом направлении. Условие: руки не сгибать (считается поломкой крыльев). Если встретился с другим самолетом, то можно «планировать»: наклоняться вправо, влево, вперед, но руки не сгибать. По сигналу летчики возвращаются в ангары.


Игра проходит под звуковое сопровождение. Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
2. «Заводим моторы!» Дети сидя (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, куда прилетают самолеты.
Ведущий
Возвращаемся в наш город. Внимание, посадка!
Дети присаживаются на свои места за столами.
Ведущий
Команды, успешно выполнившие задание, получают восьмой этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит девятый вопрос нашей викторины.
9. Игра "Угадай, что я загадала"
Перед детьми демонстрируются изображения разных достопримечательностей города Серова. Ведущий загадывает один их них. Дети должны угадать, какую достопримечательность он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.
Набор изображений для 1 команды:
- здание администрации города
- юбилейный камень к столетию города
Набор изображений для 2 команды:
- здание дворца культуры металлургов
- «Камень желаний» у библиотеки им. Д.Н. Мамина-Сибиряка
Набор изображений для 3 команды:
- Храм во имя Преображения Господня
- Мемориал «Вечный огонь»
Ведущий
Команды, успешно выполнившие задание, получают девятый этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит десятый, заключительный вопрос нашей викторины.
10. В нашем городе много улиц, площадей. На какой улице расположен наш детский сад? Почему эта улица называется Зеленая? (ответы детей)


Ведущий
Команды, успешно выполнившие задание, получают десятый этаж дома.
Ведущий
Наши ребята вместе с родителями подготовили книгу «Улицы нашего города». Демонстрация книги и рассказ детей об улицах.
Ведущий.
- Вы ребята, молодцы, очень много знаете о своей Родине, любите ее и ее природу, уважаете своих родных и друзей, знаете свой край.
Предлагаю каждой команде составить свой дом из полученных этажей. Подойдите с выдумкой, фантазией. Создайте свой необычный дом.
Ведущий.
Какие замечательные дома у вас получились. Давайте посмотрим дома друг друга.
Дети проходят по кругу, рассматривая дома других команд.

Викторина ко Дню России для школьников «Моя любимая Россия»

Полякова Елена Григорьевна – педагог дополнительного образования МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г. Брянска
Цель: формирование сопричастности к российской истории и гордости за причисление себя к гражданам страны.
Задачи:
- закрепить культурологические знания;
- сформировать знания по символике государства;
- развить творческие способности.
Описание материала: предлагаю разработку викторины для учащихся 3 - 4 классов, посвящённую празднованию Дня России. Викторина будет полезна руководителям летних оздоровительных лагерей, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям.
Форма: викторина.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, фонограммы песен о России.
Предварительная подготовка:
- беседы по истории и культурным традициям России;
- проведение творческого конкурса на тему Родины: стихотворения, рисунки;
- разучивание гимна России.

Ход викторины

Оргмомент: Педагог объявляет начало мероприятия, его тематику, делит учащихся на 2 команды, предлагает придумать командам название, озвучивает условия викторины (на ответ дается около 5 секунд, за каждый ответ начисляется 1 балл, побеждает та команда, которая набрала наибольшее число баллов). Итоги каждого конкурса жюри озвучивает, в конце подводится общий итог. Жюри представляется и может состоять из педагогов, вожатых и самих школьников.

Ведущий-ученик:
У меня есть Родина - Россия.
Это - счастье, это - жизнь моя,
Это - моя будущая сила,
Это - моя дружная семья.

Это – шёлк лазоревого неба
И лесов немереная ширь.
Это – поле золотого хлеба
И народ мой – добрый богатырь.

Только - только ты встаёшь на ножки,
Ты в начале долгого пути,
Ты пойдёшь сначала по дорожке,
По дороге будешь ты идти.
Педагог: Да, действительно, наша страна в начале долгого пути, несмотря на то, что истории России много веков. 12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете (независимости) России, в которой было провозглашено главенство Конституции России и ее законов.
Важной вехой в укреплении российской государственности стало принятие нового названия страны – Российская Федерация (Россия), до этого, с 1922 года страна называлась СССР – Союз Советских Социалистических республик. Кстати, именно 12 июня помимо «независимости» Россия обрела и первого Президента уже в 1991 году состоялись первые в истории страны всенародные открытые выборы президента, на которых одержал победу Б.Н. Ельцин. Именно он своим указом в 1994 году придал 12 июня государственное значение, а сам праздник получил название - День принятия декларации о государственном суверенитете России. Позже, для простоты, его стали называть День независимости, затем День России.
Давайте же мы с вами сегодня поиграем и проверим, много ли мы знаем о нашей Родине - России.
Ведущий-ученик: Объявляется 1-й конкурс «Разминка».
(Представители команд вытаскивают карточки с номером вопроса и поочерёдно отвечают, если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).
Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)


Ведущий-ученик: Объявляется 2-й конкурс «Знаешь ли ты гимн России?»
(Командам поочерёдно, в порядке жеребьёвки, предлагается прочитать наизусть текст одного из куплетов гимна и припев - всего с припевом четверостиший- 4, каждому по 2. Если текст воспроизводится неточно, другая команда может поправить и получить дополнительный балл. После прочтения каждого куплета, его текст появляется на экране.)
Педагог: Наша викторина, это, конечно, не тот торжественный случай, когда требуется исполнить гимн, однако, вы должны понимать, что слова гимна своей страны должен знать каждый гражданин. Мы все видели, как пели гимн наши спортсмены во время XXII Олимпийских игр в г. Сочи и гордились ими. Итак, начнём:


Ведущий-ученик: Объявляется 3-й конкурс «Умелый дизайнер»
(На столе лежит множество картинок, на тему нашей Родины: от государственной атрибутики, до народных промыслов, кулинарные русские блюда, пейзажи и т.п. Двум представителям, по одному от каждой команды нужно за 10 секунд отобрать понравившихся 5-10 изображений, вернуться к команде, обсудить будущий коллаж и выполнить его проект на магнитной доске. На выполнение работы отводится 3-4 минуты. Оценивается конкурс по 5-ти балльной шкале.)
Примерные образцы коллажей:
Православные храмы России


Родной край


Традиции народа бережно храним


Россия - Родина моя


Педагог: Во время выполнения коллажа прозвучит песня «Я люблю тебя, Россия»
музыка Д. Тухманова, слова М. Ножкина
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,
Нет ни в чём тебе конца.
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.


Много раз тебя пытали,
Быть России иль не быть,
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить,
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать.
Ты мне - Родина родная,
Вольной волей дорога.


Ты добром своим и лаской,
Ты душой своей сильна.
Неразгаданная сказка,
Синеокая страна.
Я б в берёзовые ситцы
Нарядил бы белый свет.
Я привык тобой гордиться,
Без тебя мне счастья нет!


Педагог: Ребята, а кто может назвать исполнителя только что прозвучавшей песни о России? (ответы). Да, это великая русская певица, всегда воспевавшая нашу Родину, Людмила Зыкина. Вы подготовили проекты будущих коллажей, которые мы обязательно реализуем на бумаге в ближайшее время.
Ведущий-ученик: Объявляется 4-й конкурс «Повторение-мать учения»
(Представители команд вытаскивают карточки и поочерёдно отвечают на вопросы, если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).


Вопросы:
1. Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? (Союз, объединение)
2. Самый главный город каждой страны? (Столица)
3. Общее название всякого населения страны? (Народ)
4. Человек, любящий свою родину? (Патриот)
5. На каком материке расположена Россия? (Евразия)
6. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности? (Гражданин)
7. Самый главный человек страны, получивший от народа право на власть? (Президент)
8. Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
9. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб)
10. Сколько цветов у российского флага, какие? (Три: белый, синий, красный)
11. Что обозначает белый цвет российского флага? (Белый цвет обозначает чистоту стремлений)
12. Что обозначает синий цвет российского флага? (Синий - волю к миру)
13. Что обозначает красный цвет российского флага? (Красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины)
14. Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)
15. Всенародное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства? (Референдум)
16. Когда отмечается День России? (12 июня)
Ведущий-ученик: Объявляется 5-й блиц-конкурс «Самый быстрый»
(Задаётся вопрос. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. Оценка-1 балл)
Вопросы:
1. Как наша Родина называлась в древности? (Русь)
2. Назовите столицу первого русского государства (Киев)
3. Русский праздник проводов зимы, это – (Масленица)
4. Самое любимое угощение во время Масленицы (Блины)
5. Самый известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)
6. Самый первый в истории человечества космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин)
7. Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)
8. Самый популярный герой русских былин (Илья Муромец)
Педагог: Ребята, а кто может ответить на вопрос с какого события начался этот праздник?
(Ответ: в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России).
А теперь жюри подводит итоги, а пока оно работает, не будем тратить времени даром.
Все мы знаем, как богат и красив наш родной русский язык. Простой народ придумал множество пословиц и поговорок - это народная мудрость.
Ведущий-ученик: Объявляется внеконкурсное задание «Пословица к слову молвится».
(Вытаскиваются карточки из 2-х слов, по которым надо восстановить пословицу)
Слова:
Мал-дорог (Мал золотник, да дорог)
Слово-дело (Судят не по словам, а по делам)
Время-час (Делу время - потехе час)
Труд-рыбка (Без труда не вытащишь рыбку из пруда)
Лес-щепки (Лес рубят-щепки летят)
Одежда-ум (По одёжке встречают, по уму провожают)
Родился-пригодился (Где родился, там и пригодился)
Педагог: Ребята, вы хорошо поработали, а теперь предоставляем слово жюри.
(Подводятся итоги, по сумме набранных командами баллов, объявляется команда-победитель, вручаются призы участникам)
Педагог: Спасибо всем за участие в нашей викторине. Надеюсь, что каждый из вас вырастет настоящим патриотом нашей великой Родины. В заключении позвольте закончить нашу викторину поэтическими строчками:
Люби цветы, леса, простор полей,
Всё, что зовётся Родиной твоей!


Ведущий-ученик:
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
(Ю. Друнина)

(Мероприятие закончено, участники расходятся по звуки песни «Россия-мы дети твои»)
Музыка В. Осошник, слова Н. Осошник

Любуюсь тобой ярко залиты солнцем
За гладью озёр золотые поля.
И в первых словах навсегда остаётся
Земля, где я вырос Россия моя.

И космоса даль,
И простор океанов
Нас манят загадочной силой своей,
Но ждёт нас Россия любя и прощая,
Как матери любят своих сыновей.

Припев:
Россия, мы дети твои!
Россия – на зелени травах роса.
Россия, мы дети твои!
Россия и солнца лучи в небесах.

Пусть вьются знамёна над миром
И с именем гордым твоим Россия
Мы все твои дети, Россия!
А значит, мы победим.
Припев

Пусть вёсны твои
Будут пахнуть дождями
И смехом детей каждый день озарит.
Пусть в сердце любовь и добро будут с нами
И родины имя так гордо звучит.
Припев

Уважаемые коллеги и гости портала, я благодарю вас за внимание!
С уважением, Елена Григорьевна.

«Родной свой край люби и знай!»

ИГРА – ВИКТОРИНА

«МЫ ЖИВЕМ В МЕЖЕВОМ»

Цели:

1. закрепить знания детей о родном поселке

2.выработать умение действовать сплоченно, дружно и быстро находить правильный ответ.

3. воспитывать любовь к малой родине и бережное отношение к ней.

Предварительная работа:

Экскурсии по улицам поселка и в общественно значимые места: школа, почта, библиотека, пекарня, дворец культуры «Горняк».

Целевая прогулка в межевской лог, к границе Челябинской области и Башкортостана.

Чтение стихов В.Степанова, Р. Дышаленковой, Л. Татьяничевой и др

Заучивание стихотворений о родном поселке.

Рассказы о поселке и его людях.

Домашнее задание с родителями – нарисовать герб своей семьи.

Создание группового фотоальбома о поселке и его жителях

Просматривание и чтение местной газеты «В Межевом» Саткинская типография.

Разучивание пословиц и поговорок о Родине

Разгадывание загадок о животных

Чтении сказов П.П. Бажова

Ряд познавательных занятий о природных материалах, о истории возникновения нашего поселка.

Рассматривание краеведческих календарей, открыток и другой типографической продукции.

Работа с родителями по сбору информации о шахтах Блиновская, Кургазак, по сбору фотографий для фотоальбома. Домашние беседы с детьми о родном поселке.

Ход игры:

Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?
В какой стране мы с вами живем?
Гражданином какой страны вы являетесь?
Как называется столица нашей Родины?
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина. - Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Итак мы начинаем нашу игру. За правильные ответы каждый игрок получает жетон, и в конце мы подведём итог.

Разминка:

Как называется наш поселок? (Межевой)

Сколько лет Межевому? (78)

Как называются жители нашего Межевого? (межевчане)

Вы любите свой поселок? (да)

Молодцы, ребята, ответили правильно на все вопросы.

Итак, ребята, мы продолжаем нашу игру!

1-й конкурс – географический

1. В каком районе находится наш поселок? (Саткинский)

2.Мы живем на равнине, в пустыне,низине,горе? (мы живем на горе Перовой)

3. На какой улице находится находится наша школа? (ул. Карла Маркса)

4. В какой области находится наш поселок Межевой? (Челябинская)

5. Какой водоем находится вблизи нашего поселка?(река Ай – «Лунная» река)

6. На какой улице находится школа искусств? (ул. Шахтерская)

Лирическая пауза

У излучины реки жили-были старики

Уголь жгли, хлеба растили, жернова из камня били,

А геологи пришли, руду красную нашли,

Сыновья тех стариков записались у горников

Стали руду добывать и бокситом называть

И за речкой, за рекой стал поселок Межевой…

2-й конкурс – геологический

Каждой команде дается поднос с камнями, где нужно найти одно полезное ископаемое, назвать его, а также привести примеры, что из него делают люди.

1-е малахит – это поделочный камень, из которого делают украшения, сувениры, используют в особом строительстве.

1-й боксит - это алюминиевая руда, которая необходима для изготовления самолетов, автомобилей, поездов. Так же из алюминия делают посуду и другие товары народного потребления.

Лирическая пауза

Зимою ты свеж, зимою ты чист

Весною черемухой свежей душист,

А летом ты радугой смотришь дугой,

О моя родина, мой Межевой.

По утру птиц отдаленные крики

Вечером листьев – желтые блики

Светятся чудно они под луной,

О моя родина, мой Межевой!

3-й конкурс капитанов

Кто из капитанов знает больше улиц нашего поселка? Капитаны выходят на середину класса и по очереди называют улицы, кто больше назовет, тот и победил.

Поэтическая пауза

На уральских просторах затерянный

Всем ветрам на распашку открыт

Наш поселок, наш Межевой

Лет не мало в ложбине стоит

Он живет своей жизнью размеренной

Был поселок – поселок шахтер

Уважаю тебя и горжусь я тобой

Наш поселок, наш Межевой.

Лирическая пауза

Межевой, Межевой! Наш поселок дорогой

Ты краса и гордость Саткинской округи

Согласись Межевой

Путь прошел ты не простой

Красота твоя отцов наших и дедов наших заслуга!

4-й конкурс – знатоков природы нашего края.

Назвать как можно больше лекарственных растений: травы, цветы, деревья.

Назвать как можно больше ягод наших садов и лесов.

Лирическая пауза

« К названьям рек, коротким словно вскрик,

Мой слух еще в младенчестве привык

Зеленая, шальная речка « Ай»

Задорно мне кричала: «ДОГОНЯЙ!»

И кажется, что сам собой возник поэзии отзывчивый язык!»

Римма Дышеленкова

5-й конкурс познавательный

Ведущая говорит :

1. какой сегодня солнечный денек, или пасмурный день? Какой месяц у нас на дворе? А какой день недели?

2. Задание: назвать как можно больше рыб, которые водятся в р. Ай.

3. Задание: в каком месяце мы отмечаем праздник День поселка (август)

7-й конкурс познавательный

Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

8-й конкурс. Конкурс пословиц и поговорок о Родине.

Каждая команда по очереди говорит пословицу или поговорку.

(Игра составь пословицу)
Родина – мать, Родине служить.
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.

Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие? (на доске пишутся два слова «родина»)

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

Итог: – Наша игра подошла к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!

Награждение активных игроков сладкими призами за правильные ответы.

Цель.

Воспитывать в детях интерес к истории своей малой родины и страны, к народным традициям; прививать чувство любви и патриотизма.

Задачи.

Расширять представление детей о символах государства, округа. Закреплять знания об особенностях растительного и животного мира Ямала. Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас. Формировать чувство уверенности в себе, учить согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Оборудование: портативная доска, мольберты, столы, компьютер.

Материал: слайдовая презентация, фотографии достопримечательностей округа, города, оценочное табло.

Предварительная работа : беседы, знакомство с государственными символами, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание поговорок и пословиц о Родине.

Ход игры

Ведущий:

Здравствуйте, ребята. Мы рады Вас приветствовать на интеллектуальной игре «О Родине – мы знаем все». В ней принимают участие две команды: «Якорек» и «Флажок».

Поприветствуем наших участников.

Правила нашей игры.

Командам по очереди будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ команда будет получать символическую награду-значок. Если команда не знает ответ, вопрос переходит другой команде.

Для оценивания конкурсов нам надо выбрать жюри.

Представление жюри.

Жеребьевка.

Ведущий:

Капитаны, подойдите,

Что вы видите, скажите. (значок)

Ведущий прячет за спиной значок. (Капитаны должны отгадать, в какой руке значок. Отгадавшая команда выступает первой.)

Разминка.

Ведущий:

Как ласково называют Россию русские люди? (Россия – Матушка).

Народ придумал много пословиц и поговорок о России.

Вспомните и назовите знакомые пословицы и поговорки о Родине.

Например:

1. Родина любимая – мать родная.

2. Человек без Родины, что человек без песни.

3. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

4. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

I тур.

1. Назовите основные символы нашей страны (герб, флаг, гимн)

2. Какой основной цвет герба России? (красный) (видео ответ)

Видео вопросы:

3. Какая птица изображена на гербе России? (орел , коршун, гриф, беркут)

4. Кто изображен на гербе России? (Суворов, Кутузов, Георгий Победоносец , Ленин.)

Конкурс капитанов.

1. Расположите цвета флага России в правильном порядке снизу вверх.

(красный, синий, белый) (видео ответ)

Ведущий:

Родину мы называем матерью, потому что она вскарминала нас своими водами, выучила нас своему языку, как мать защищает, бережет нас от врагов. «Родина и мама - очень похожи», есть такая песня.

Музыкальная пауза «Мама и Родина»

II тур.

1. В каком округе мы живем? (ЯНАО, ХМАО, Чукотский АО, Коми – Пермейский Округ) (Нашему округу в этом году исполняется 81 год)

2. Какие северные города находятся в нашем ЯНА Округе? (Салехард, Лабытнанги, Приуральск, Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Губкинский, Муравленко, Пуровск, Красноселькупск, Тазовск).

3. Назовите столицу ЯНАО. (Салехард)

4. Как в старину назывался Салехард? (Обдорск , Красногорск, Приморск, Пятигорск)

III тур.

1. Какие коренные северные народы населяют ЯНАО? (ханты, манси, ненцы, селькупы)

2. Назовите основные занятия коренных народов Севера (скот, оленеводство, рыбная ловля.)

Видео вопросы:

3. Какие хищные животные украшают герб Ямала (лисы, волки, медведи , песцы)

4. Какое главное богатсво нашего края? (золото, нефть, уголь, изумруды)

Подвижная игра «Ручейки и озера»

IV тур.

Видео вопросы:

1. Как называется женская одежда коренных народов Ямала? (сарафан, ягушка , кимоно)

2. Как называется мужская одежда коренных народов Ямала? (малица , тулуп, ватник)

3. Как называется легко перевозимое жилище коренных народов Ямала? (дом, изба, чум , юрта)

4. Как называются легкие сани коренных народов Севера для перевозки грузов? (тележка, повозка, нарты , кибитка)

Музыкальная игра «Кто скорее построит чум?»

V тур.

Видео вопросы:

1. Назовите самое продолжительное время года на Севере (зима)

2. У какого хвойного дерева самые питательные орехи? (сосна, пихта, кедр, ель)

3. Назовите птицу, которая меняет свое оперенье к зиме (сова, куропатка , глухарь, рябчик)

4. Какая ягода растет на болоте? (земляника, малина, клюква , клубника)

Подсчет очков.

Награждение.

Использованная литература:

  1. Васин Ю.Ш., Ефремов Ф.В., Степанова Г.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера. Из-во «Институт повышения квалификации и развития регионов образования», 2003.
  2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003.
  3. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004.
  4. Кулемизин В. М. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992.

Сценарий викторины «Моя Россия – моя страна»

(Музыкальный фон песни о России)

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Сегодня 12 июня в День рождения России мы проведем викторину «Моя страна – моя Россия»

1 Разминка. Закончи предложение.

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России – город… Москва.

Кто президент в России… Путин.

Кто выбирал президента… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности.

1 тур Памятные даты, города-герои

- Оборона Брестской крепости (22 июня - 20-е числа июля 1941 года)

Блокада Ленинграда (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года )

Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 год)

Полководцы ВОВ (Жуков Георгий Константинович, Рокоссовский Константин Константинович
Василевский Александр Михайлович, Тимошенко Семен Константинович, Толбухин Федор Иванович, Мерецков Кирилл Афанасьевич, Малиновский Родион Яковлевич, Конев Иван Степанович, Кузнецов Николай Герасимович)

Города-герои ( Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год*; Сталинград (Волгоград) – 1945 год*; Севастополь -1945 год*; Одесса – 1945 год*; Киев -1965 год; Москва -1965 год; Брест (крепость-герой) -1965 год; Керчь – 1973 год; Новороссийск -1973 год; Минск -1974 год; Тула -1976 год; Мурманск -1985 год; Смоленск -1985 год).

Викторину продолжает блок вопросов «Верно - неверно» .

Внимательно прослушайте вопрос, если вы согласны поднимаете вверх флажок.

- И при сходе на берег и при подъёме на борт российские моряки должны отдавать честь а) капитану б) – флагу

- В 1380 г. на Куликовом поле на великокняжеском стяге был изображён лик

а) Спасителя Иисуса Христа б) Николая Угодника

На основе русского флага был создан болгарский, правда они поменяли белую полосу на

а) зелёную б) синюю

2 тур «Государственные символы»

За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, по окончанию викторины по количеству жетонов будут подведены итоги.

Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

Что такое герб? (Отличительный знак государства).

Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? (Красный, синий, белый).

Что обозначает каждый цвет на флаге России? (Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

Назовите вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю гербов, правила их построения и использования? (Геральдика)

Есть ли девиз у современного российского герба? (Нет)

Назовите девиз советского герба? (Пролетарии всех стран, соединяйтесь!)

Когда празднуется День государственного флага Российской Федерации? (22 августа)

Что представляет собой герб России? (Золотой двуглавый орёл).

В каком году приняты современные герб, флаг, гимн РФ (2000/20 декабря - федеральный конституционный закон)

Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

Кто написал слова к новой редакции текста, который сейчас является официальным гимном России (Михалков С. В.).

Когда и где был законодательно утвержден текст официального гимна России (25 декабря 2000 года, федеральным конституционным законом «О государственном гимне Российской федерации»)

Итог викторины. Награждение победителей.

Песня «Моя Россия»