Второй урок по рассказу «После бала. После бала

С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?

В отличие от Лермонтова ("Песня про царя Ивана Васильевича..."), Гоголя ("Тарас Бульба"), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе "После бала" восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи - та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

Какова основная тема рассказа?

Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

Как построено произведение?

В основе композиции - (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, "рассказ в рассказе". Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

От чьего лица ведется в рассказе повествование о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе "После бала" два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?

Обратимся к началу рассказа.

"- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…"

Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от автора. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик - это Иван Васильевич.

Прочитайте начало рассказа по ролям от лица каждого из рассказчиков.

Исполнение от лица автора предполагает спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утверждает: "увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво".

Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, "что хорошо, что дурно". Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разговору? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему "После бала" можно назвать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?

"После бала" - произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, поскольку повествование Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала возникло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, "что хорошо, что дурно". Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь решению этого вопроса. Беседа друзей - рамка рассказа - является началом и концовкой этого произведения. Рамка (обрамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участников беседы волнуют нравственные проблемы.

Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рассказа, расставшись с Варенькой? Что "видел" и "слышал" он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают состояние Ивана Васильевича.

Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро". Эти чувства только усилились после его расставания с любимой девушкой. И брат, и лакей Петруша показались ему "умилительно трогательными". Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: "все было мне особенно мило и значительно".

Какие чувства овладели Иваном Васильевичем после увиденного им жестокого наказания татарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова "стал различать", "стал смотреть", "увидал", "расслышал", "видел", "мельком увидал", "услыхал", "не зная, куда смотреть", "слышались слова"? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, которое испытал герой рассказа в страшное экзекуции? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

"Мне было до такой степени стыдно…" - говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а "у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска". Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказания, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происходящего, понять переживания героя.

Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

Для того чтобы рассказать о переживаниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце - путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повествование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюдений о том, как от очарования, которое охватило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к трагическому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства провинившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развертываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описываемые на страницах рассказа.

Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?

Рассказ распадается на две контрастные картины и каждая из них резко отличается своей тональностью, которая заметна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тщательно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета - светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехорошей музыке второй картины сопутствует черный цвет и "что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное", во что превратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изображению, лишь усиливают эмоциональное воздействие картин.

Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу - "надо все по закону", - соотнести с его поведением во время экзекуции?

Образ полковника на балу и после бала - образ одного и того же человека, который всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изобразить из себя, отступить от своих привычек. И тем сильнее потрясение героя - он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней органичность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник - натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, "что хорошо, что дурно". Какой ответ на эти вопросы дает писатель в рассказе "После бала"? Какие иллюстрации вы бы нарисовали к произведению Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, "что хорошо" и "что дурно" в картине жизни, запечатленной в рассказе?

В рассказе "После бала" автор дает четкие ответы на вопросы: "что хорошо" и "что дурно". Один из этих ответов - сцена на балу. Второй - сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две контрастные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состояли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллюстрации. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны отношения отца и дочери на балу. Их красота, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызывают благодарный отклик всех, кто их видит. И столь же эмоционально выразительны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощадность, и спокойное отношение к чужому унижению.

Каким предстает Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл "случай"? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

Ивана Васильевича мы видим человеком, которому не чужды радость от соприкосновения с прекрасным, способность отклика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обрисовке автора представлен добрым, порядочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и показал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окружения судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

Работая над рассказом "После бала", Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и настойчиво подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?

Хотя Толстой расширял описание экзекуции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

Контраст этих двух частей рассказа очевиден и сила описания экзекуции все равно подавляет светлые и радостные краски бала.

Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?

Если бы в тексте рассказа осталось такое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком варианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неординарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

В чем вы видите критическую силу рассказа?

Критическая сила рассказа в решительном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров описания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию "После бала"?

В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом известный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснувшись рассказа "После бала", не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отметил: "Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы". В прямом значении слово "диссонанс" означает негармоническое сочетание звуков, а в переносном - разлад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово "диссонанс"? Можно ли слова "контраст" и "диссонанс" назвать в данном случае синонимами? Почему "диссонанс" назван автором воспоминаний "роковым"?

В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоциональном строе, в цвете, в звучании. Главное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное явление.

Контрастное сопоставление двух частей рассказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части рассказа антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.

Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шампанского…

Что-то большое, черное…

Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: "В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка".

Едва ли стоит сравнивать скорчившееся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими танцорами на балу. Поэтому в устный рассказ мы будем их включать с осторожностью.

Характеризуя внешность полковника, Толстой подчеркивает, что "лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками". Сравнение внешности полковника, "служаки николаевской выправки", с Николаем I является важной художественной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности полковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа "После бала"?

Рисуя портрет "служаки николаевской выправки", автор как бы обозначает отправную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатлением своей юности, был жив облик служаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

Об этом говорит и портрет отца Вареньки: "Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки". В облике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаевской выправки, который и ведет себя и думает как предписано.

Герой произведения и рассказчик Иван Васильевич "случай" из своей жизни называет "длинной историей". Но в самом ли деле это "длинная история"? Ведь тут же он говорит, что его "жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра". Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указания на время действия? Какова временная дистанция между началом рассказа о "чудесном" бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Васильевича?

Мы помним, что герой уехал с бала "в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло". Так утро следующего дня ознаменовано для Ивана Васильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно переместился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие всего несколько часов.

Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчеркивает, что она была "в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны". Почему Толстой в рассказе "После бала" трижды воссоздает портрет хозяйки бала, каждый раз сопоставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елизавете Петровне расширяет временные границы произведения Толстого?

Автор, намекая несколько раз на сходство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отношений, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему? Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика? Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег? Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? "Напишем" еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему? Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком? Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника? Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь? Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого. Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    "Вся моя жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра", - так начинает свой рассказ Иван Васильевич, герой рассказа Толстого "После бала". Читаешь его, и вместе с героями переживаешь и эту ночь, и это утро. Иван Васильевич рассказывает об истории своей первой любви. Это было давно, когда герой был молод и беспечен, и, как всякий молодой человек, любил вечера и балы. На одном балу он встретил прекрасную Вареньку Б. Он вальсировал
    Рассказ "После бала" Л. Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем. Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника. Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное - мартовское. Иван
    Что такое бал? Это праздник: танцы, веселье и смех, ослепительные наряды. В такой обстановке все кажется в лучшем свете. Но когда бал заканчивается, яркие краски блекнут, вместо веселья появляется усталость. Все как будто меняется. Может измениться и сама жизнь. Вот о таком событии поведал Л. Н. Толстой в своем рассказе "После бала". Главный герой рассказа Иван Васильевич, по собственному признанию, был человеком влюбчивым, но однажды влюбился так, что запомнил на всю жизнь.
    Как жаль, что наши ученики, становясь взрослее, перестают рисовать на уроках литературы (я имею в виду рисование как процесс творческого освоения и усвоения художественного текста). Конечно, этому есть и объективные причины: аналитическое начало начинает преобладать над эмоциональным; мы, педагоги, всё больше обращаемся к слову и считаем рисование уместным только в 5–6-м классе. Но потребность рисовать у тех же восьмиклассников или даже десятиклассников имеется (достаточно вспомнить разрисованные поля тетрадей). Значит, нужно
    Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают? Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: грозный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государство, и то, что его отличает от прочих царей суровый нрав. Как вы полагаете, что заставило Ивана
    Этим летом я про? ел следующие произведения: Шинель Николая Васильеви? а Гоголя, После бала Льва Николаеви? а Толстого, Ася Ивана Сергееви? а Тургенева и Белые но? и Федора Михайлови? А Достоевского. Наибольший отклик в моей душе вызвали произведения Шинель и После бала. В обоих произведений описаны два периода жизни главного героя: до и после утра, которое меняет жизнь о? ень резко. Так, в рассказе После бала главный герой Иван
    "Любовь с этого дня пошла на убыль...» (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала») Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Мно­гие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом "После бала", где описывается событие, о кото­ром Толстой слышал еще в молодые годы. Автор мастерски пользуется приемом создания контра­ста. Этой цели призвана служить
От чьего лица ведется в рассказе повество­вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения? Нередко автор - создатель произведе­ния - передает свои права рассказчику или повествователю. В данном рассказе повествование организовано сложнее. Обратимся к началу рассказа. «- Вот вы говорите, что человек не мо­жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно… Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…» Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто­ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик - это Иван Васильевич. Прочитайте начало рассказа по ролям от ли­ца каждого из рассказчиков. Исполнение от лица автора предполага­ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда­ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво». Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово­ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю­щая произведение, с темой и содержанием рас­сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на­звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее? «После бала» - произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по­скольку повествование Ивана Васильеви­ча о событиях на балу и после бала воз­никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур­но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре­шению этого вопроса. Беседа друзей - рамка рассказа - является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об­рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ­ников беседы волнуют нравственные про­блемы. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас­сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со­стояние Ивана Васильевича. Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве­сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили­лись после его расставания с любимой де­вушкой. И брат, и лакей Петруша показа­лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна­чительно». Какие чувства овладели Иваном Васильеви­чем после увиденного им жестокого наказания та­тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко­торое испытал герой рассказа в страшное утро эк­зекуции? Выпишите слова, которые передают со­стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа­ния. «Мне было до такой степени стыд­но…» - говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно­ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа­ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо­дящего, понять переживания героя. 21 Июля 2017 Литература 657 1 Есть ответ

Помогите пожалуйста, очень срочно.1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
2. Почему рассказ назван автором не «Бал» , а «После бала» , хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?
3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала - его характером или порядками в тогдашней армии?
4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
5. Против чего направлен рассказ «После бала» ? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?

Мегамозг

21 Июля 2017

1.2.Иван Васильевич – главный герой рассказа. От его лица ведется повествование.
Петр Владиславович (Полковник Б.) – отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. Он «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки» .

3.Действие рассказа происходит в провинциальном городе в 1840-х гг. В то время И. В. был студентом и жил, наслаждаясь своей молодостью. На масленицу герой был приглашен на бал к губернскому предводителю. Там же присутствовала и «дама его сердца» - Варенька Б.
Иван Васильевич был в то время «веселым и бойким малым, да еще и богатым» .
Кроме учебы, которой отводилось определенное время, главный герой развлекался, посещал балы, на которых поражал присутствующих своим умение танцевать. Он имел успех среди женщин. Иван Васильевич жил жизнью, которой жили многие другие молодые люди той эпохи.

4. Иван Васильевич был опьянен своим чувством, все вокруг ему казалось прекрасным. На Ивана Васильевича произвел огромное впечатление и отец Вареньки: «статный, высокий и свежий старик» . «Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки» . Отец, танцуя со своей дочерью, выглядел достойно, грациозно, изящно. От любви к Вареньке И. В. «был счастлив, блажен, …был… какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро» . Герой чувствует, что он любит всех людей.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828-1910)

«После бала»

Одна из статей в газете «Литература» (1996. - № 6) начинается утверждением: «Рассказ Толстого «После бала» занимает прочное место во всех школьных программах по литературе. Однако, несмотря на хрестоматийность, даже своего рода зачитанность, рассказ этот, как представляется, еще не реализовал всех своих возможностей в курсе литературы средних классов». Следует поэтому, опираясь на опыт предшествующих лет, учесть и наиболее современные трактовки этого произведения.

Учитель в 8 классе, конечно, использует знания учащихся, усвоенные ими в 5 классе («Кавказский пленник») и в 7 классе (повесть «Детство»), напомнит школьникам известные им биографические сведения о Л. Н. Толстом. Во вступительном слове к данной теме следует сделать акцент на последнем периоде жизни и творчества писателя, поставив перед восьмиклассниками напрашивающийся вопрос: «Почему Л. Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?» Можно использовать при этом отрывок из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой»:

«В «После бала» описано действительное событие, о котором Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды совершенно случайно он стал свидетелем экзекуции, которой командовал полковник, отец его невесты. Он увидел, как в чем-то провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют его по спине шпицрутенами.

Бравый полковник накануне вечером весело танцевал на балу с красавицей-дочерью мазурку, а рано утром отправился на плац и хладнокровно распоряжался истязанием солдата… Не теряя присутствия духа, он спокойно «засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».

Методика изучения самого рассказа утвердилась издавна и прочно. Так, в пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» под редакцией М. Н. Салтыковой (М.; Л.: Учпедгиз, 1950) разработана система уроков по теме, ставшая на многие годы типовой. Авторы подчеркивают, что все в рассказе подчинено основной его идее - страстному протесту против насилия и лицемерия. Этому служат и композиция рассказа, и все его художественные средства. Контраст между парадной стороной жизни и ее подлинным лицом особенно сильно ощущается потому, что сцены бала и утра после бала написаны по одному плану, но насыщены резко различным содержанием.

После вступительного слова учителя учащимся предлагается опережающий вопрос:

Почему рассказ называется «После бала»?

Известно, что первоначально писатель называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец». Напоминаем ученикам и слова Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».

Определив роль рассказчика, учащиеся осмысляют самый его рассказ:

Каким же был в юности Иван Васильевич?

Какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»?

Как воспринимал рассказчик полковника на балу? Что во внешности полковника говорит о том, что это был действительно тип николаевского служаки?

В каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал?

Сопоставьте музыку на балу и в сцене экзекуции.

Кто и как, кроме Ивана Васильевича, воспринимает сцену наказания?

Знал ли полковник на балу, что наутро предстоит экзекуция? Как это сочетается с его настроением на балу? Какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесенная на балу: «Надо все по закону»? В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?

Подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжелой обязанности, или иначе? Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, - омерзительное, постыдное дело?

Если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображен на балу?

Каково отношение рассказчика к тому, что он видел? Чего никак не мог понять Иван Васильевич в поведении полковника?

Авторы в неплохой методической работе в качестве идеологического довеска упрекают героя рассказа в том, что он не видит пути изменения тогдашних порядков в форме революционной борьбы с самодержавным строем. Эти издержки тогдашнего времени объяснимы, их следует учесть и при использовании других пособий по теме.

В статье Н. В. Колокольцева в пособии «Л. Н. Толстой в школе» под редакцией В. В. Голубкова и С. М. Петрова (М.: Просвещение, 1965) дается весьма полезный обзор различных подходов к анализу рассказа методистов и учителей М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, К. А. Славиной и др.

В сборник статей под тем же названием «Л. Н. Толстой в школе» (М.: Просвещение, 1977) помещена статья А. К. Базилевской , в которой учитываются работы М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, Г. И. Беленького, Н. В. Колокольцева. Автор напоминает, что Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. В раскрытии контраста, проясняя и усиливая его, участвует точка зрения рассказчика. Обращается внимание на неоднократное повторение рассказчиком словечка «что-то»: от «чего-то большого, черного», которое виднелось в поле, до итогового размышления: «…стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Многие методисты организуют групповые работы по сопоставлению контрастных элементов рассказа. Так, Н. Кулагина предлагает сравнить слова из двух основных частей рассказа, обозначающих цвет, звуки, музыку, действия, движения, чувства.

Л. П. Филлипс предлагает план сопоставления контрастных элементов с выделением учащимися ярких деталей, подчеркивающих контраст первой и второй картин, например:

В статье С. Волкова (Литература в школе. - 1996. - № 6) представлены два варианта изучения рассказа: традиционный, с непосредственным выходом на двухчастное строение и соотнесенность этих частей и выясняющий более сложный вопрос: «Зачем Толстой вводит в рассказ повествователя?» (с привлечением материала повести «Детство», в которой рассказ тоже ведется от первого лица). Исходя из того, что основным объектом рассказа является внутреннее чувство героя, задаются вопросы:

Как же меняются эти чувства на протяжении всего рассказа? Обратите внимание на описание предмета влюбленности - Вареньки. Какое значение имеет подчеркнутое выделение белого цвета в ее облике? (Эта деталь будет иметь значение в дальнейшем.)

Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг… Что же происходит «вдруг»? Что заставляет насторожиться? Какое имеют значение «что-то большое, черное» и «нехорошая музыка»?

При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?

Почему Иван Васильевич так резко прореагировал на событие? Ведь не Варенька же била по лицу солдата своей ручкой? Какой путь избирает для себя Иван Васильевич в мире, который он не может изменить?

Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? А вы как думаете?

Напомним, что рассказ начинается именно с этого: с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает». Предложим учащимся решить эту проблему на основе рассказа Л. Толстого:

Может ли сам по себе коренным образом измениться полковник Б., обязательно ли среда, состоящая из полковников Б., «заест» такого человека, как рассказчик?

Для Ивана Васильевича в его молодые годы на предмете его любви были бронзовые одежды. Что еще в этом рассказе вызывает ваш особый интерес?

Если о Вареньке Б. говорится, что она и в 50 лет была замечательная красавица, а рассказывается о ней восемнадцатилетней, то ясно, что с того времени прошло более 30 лет. Вспомним, что и в повести Тургенева «Ася» рассказ ведется много лет спустя после описываемых событий. Какой характер это придает повествованию?

Иван Васильевич был доведен сценой экзекуции до физической тоски. Его мучило, что он не понимал того, что знал полковник, если мог так поступать. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязуемого татарина? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».

Какая основная антитеза лежит в основе рассказа?

Предлагаем вариант изучения рассказа Л. Н. Толстого «После бала» (фрагменты) из опыта учителя-словесника К. А. Ремизовой .

1-й урок . Краткие сведения о Л. Н. Толстом, история создания рассказа.

2, 3, 4-й уроки . Анализ рассказа, раскрытие его идейного смысла, особенностей композиции и языка.

5-й урок . Заключительная беседа.

На первом уроке минут пятнадцать - двадцать я отвела на сообщение кратких сведений о Л. Н. Толстом. Я рассказала о том, что Толстой прожил большую жизнь, был свидетелем многих исторических событий, отразил в своих произведениях русскую жизнь за целое столетие, что в творениях Толстого правдиво показан быт и характеры русских крестьян, помещиков, великосветских дворян, генералов, офицеров, солдат, крупных и мелких чиновников. При этом я называла некоторые произведения: «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Поликушка», «Хаджи Мурат» и др. <…>

Рассказ «После бала» отражает казанский период жизни юного Толстого в 40-х годах XIX века, когда он, учась в университете, отдавал много времени светским развлечениям. В Казани он знал одного полковника, который явился прототипом героя рассказа - отца Вареньки.

Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России - положение царского солдата. Я напоминала о двадцатипятилетнем сроке службы, о бессмысленной муштре, о полном бесправии солдат, о страшном наказании - проведении сквозь строй, которое изобразил Толстой в своем рассказе.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который вспоминает случай, изменивший всю его жизнь.

Учитель делает вступление, а затем предлагает учащимся дома внимательно прочитать рассказ до конца, выписать незнакомые слова и выражения и, озаглавив две основные части рассказа, подумать над тем, какое значение имеет каждая из них.

На втором уроке после проверки домашнего задания ученики записали краткий план рассказа:

1. Вступление.

2. Описание бала.

3. После бала.

4. Заключение.

Анализ текста мы вели при помощи вопросов, обращенных к классу. Школьники приводили развернутые, подкрепленные цитатами ответы. В случае надобности они тут же, на уроке, обращались к тексту. Вот эти вопросы:

1. От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Какое чувство делало его жизнь особенно прекрасной?

2. Как рассказчик описывает Вареньку?

Я обратила внимание ребят на исключительную яркость, выразительность нарисованного Толстым в первой части рассказа портрета Вареньки.

3. Что рассказал Иван Васильевич об обстановке бала и о своем настроении на балу?

4. Как изобразил рассказчик отца Вареньки на балу? Какое чувство испытывал к нему Иван Васильевич?

5. С каким настроением вышел рассказчик из дому в утро после бала?

6. Что изменило счастливое настроение рассказчика?..

7. Как показан полковник в сцене на площади?..

8. Какое чувство охватило Ивана Васильевича при виде этого зрелища?

9. В какой же части рассказа раскрывается истинное лицо полковника?

Учащиеся делают вывод, что образ полковника раскрыт Толстым во второй части - после бала.

Толстой показал, что приветливый, ласковый, доброжелательный в своем кругу человек, по существу, жесток и беспощаден.

Итак, на уроке школьники еще раз прочитали наиболее значительные места, а учитель в процессе чтения разъяснил отдельные слова и выражения.

Далее ученики получили домашнее задание: подготовить подробный пересказ двух центральных частей рассказа, причем в первой части выделить описание бала, Вареньки, полковника, танцующего мазурку с дочерью, настроение рассказчика на балу, а во второй части - сцену наказания татарина и облик полковника.

Третий урок начался опросом учащихся. В соответствии с заданием пересказы были подробными. Учащиеся, когда это было необходимо, с места дополняли отвечавших.

Затем я спросила: какую же часть рассказа надо считать основной для понимания его идейного смысла?

Несомненно, ту, в которой изображен эпизод, изменивший жизнь Ивана Васильевича, где раскрыто подлинное лицо полковника.

Эта часть особенно сильна и убедительна в сопоставлении с первой. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика.

Контрастности автор достигает средствами языка. Привлекаю внимание класса к тому, как передает Толстой счастливое настроение Ивана Васильевича на балу, его все нараставшую радость, а затем подавленность, чувство стыда, возникшие при виде наказания татарина.

Учащиеся делают наблюдения над языком первой части произведения.

Рассказчик описывает бал восторженно, приподнято. Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный. К отцу Вареньки он испытывает восторженное, нежное чувство, его умилили сапоги полковника: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог». Иван Васильевич не только любуется танцующими отцом и дочерью, но и с восторженным умилением смотрит на них; он соединяет «его и ее в одном нежном умиленном чувстве», которое, все нарастая, изливается и на лакея Петрушу, лицо которого кажется Ивану Васильевичу умилительно трогательным. Иван Васильевич счастлив, он «обнимал… весь мир своей любовью».

Учащиеся делают пометки в тексте, а дома записывают подчеркнутые места в тетрадь, страница которой озаглавлена так: «Язык рассказа «После бала». Тетрадь разделена на две колонки с подзаголовками: «На балу» и «После бала».

На четвертом уроке восьмиклассники читают выписанные ими цитаты из первой части рассказа, после чего переходят к наблюдениям над языком второй части: характерные образцы они отмечают в тексте и тут же записывают их в правой колонке страницы тетради.

Школьники убеждаются в том, что для изображения сцены наказания татарина, изменившей не только настроение Ивана Васильевича, но и всю его жизнь, Толстой отобрал иные, чем в первой части, языковые средства.

Музыка на площади другая: жесткая, неприятная, визгливая мелодия, все время повторяющаяся.

Образ Вареньки в белом платье с розовым поясом, грациозной, с ласковыми глазами, сияющим лицом заслоняют: кузнец в засаленном полушубке, солдаты в черных мундирах, спотыкающийся, корчившийся человек с лицом, сморщенным от страдания, его спина - «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Это наказываемый за побег татарин, а рядом с ним - отец Вареньки со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но он уже не тот, что на балу: ничего не осталось от приветливого, милого члена общества, нежного отца. У него гневный голос, он хмурится грозно и злобно, сильной рукой бьет по лицу испуганного, малорослого, слабого солдата.

Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.

На последнем, пятом, уроке мы слушаем подготовленные характеристики. Учащиеся хорошо поняли задание. Они следовали контрастной композиции рассказа (полковник на балу и после бала), характеристику полковника подкрепляли выразительными цитатами, а в конце своих сообщений делали вывод, соответствующий идейному смыслу изучаемого рассказа.

Во второй половине урока мы остановились на заключительной части рассказа: на отношении рассказчика к описанному событию.

Переживания Ивана Васильевича, вызванные сценой наказания, сильны и глубоки. Так может переживать честный, добрый человек, который испытывает отвращение к жестокости и насилию. Для себя лично Иван Васильевич сделал выводы. Утро после бала изменило его жизнь: он не женился на Вареньке. «Любовь пошла на убыль», потому что, видя Вареньку, Иван Васильевич вспоминал полковника на площади. Он не пошел служить в армию, как хотел прежде, и не служил вообще, боясь быть вынужденным принимать активное участие в насилии. Но он не сделал вывода, что с насилием надо бороться, а считал, что если полковник и другие совершали его с таким сознанием необходимости и своей правоты, то они знали что-то такое, что не знал он.

Подготовленные учащимися устные характеристики были закреплены домашней письменной работой на тему «Изображение полковника на балу и после бала в рассказе Л. Н. Толстого».

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860-1904)

«О любви»

Рассказы А. П. Чехова появляются на уроках уже в начальной школе. По данной программе учащиеся знакомятся с рассказами «Хирургия» в 5 классе, «Лошадиная фамилия» в 6 классе, «Хамелеон», «Злоумышленник» в 7 классе, «Пересолил», «Тоска», «Размазня», прочитанными самостоятельно, «О любви» в 8 классе.

В учебнике рассказ Чехова «О любви» поставлен рядом с бунинским рассказом «Кавказ». Проблема любви, любовного треугольника - вечная проблема и жизненная ситуация, которая рассматривается во многих классических произведениях и часто встречается в жизни. Сложность этой проблемы необычайна, поэтому важно, чтобы в классе школьники могли задуматься над ней, высказать свое отношение, с чем-то поспорить, с чем-то согласиться, а главное - понять авторскую мысль. Приведем несколько фрагментов из работ восьмиклассников учительницы В. А. Болдиной (школа № 1666 Москвы).

1. «Читая рассказ Чехова «О любви», я невольно задумалась над тем, как я отношусь к главному герою - Алехину. Нельзя отрицать, что он человек честный, поскольку приехал в деревню и начал работать, чтобы уплатить долг своего отца. Но постепенно Алехин начал опускаться… Случалось, что он засыпал в сарае или в сенях. К тому же ему не нравилось вести сельское хозяйство, он делал эту работу «не без некоторого отвращения».

Когда Алехин влюбился в Анну Алексеевну… он показал себя с лучшей стороны: не стал разбивать счастливую семью…»

2. «…Герой влюбился в Анну Алексеевну… Это поставило его в сложную ситуацию. Он стал пленником своих бесконечных размышлений, боялся открыть чувство любви самому себе, боялся, что все это выльется наружу и создаст кучу неудобств. Он не мог разрушить семью, предать дом, в котором ему верили и где его любили. Даже когда он понял, что все то, что мешает ему любить, ненужно, мелко и обманчиво, Алехин мог оставить все, погнаться за своей любовью, но он этого не сделал. Несмелость и нерешительность помешали его любви.

Нет, я не обвиняю этого героя, мне жаль его… Как много нужно человеку времени и душевных сил, чтобы осознать, что любовь превыше всего…»

3. «…Перед расставанием с Анной Алексеевной Алехин понял, как были мелочны все доводы, которые он приводил против любви к Анне Алексеевне…

Мне кажется, что в этом и заключается мысль писателя…»

4. «…Я думаю, что совместная жизнь А. А. и Алехина все равно бы не сложилась… Общество не приняло бы их союз и отвергло бы эту пару… и я не исключаю трагического финала этой истории, если бы герои поступили иначе, чем это было в рассказе…»

5. «…У меня сложилось впечатление, что любовь Алехина к Анне Алексеевне была наваждением. Образ жизни Алехина доказывает это: его беспросветные трудовые будни, в силу сложившихся обстоятельств, пробудили в нем желание любви и нежности, чего ему так не хватало. Знакомство с семьей Лугановичей внесло свежую струю в его жизнь… Алехин думал, почему эта женщина не встретилась ему в свое время. Но что он мог ей дать? Его образ жизни не позволял предложить ей что-либо лучшее…»

Как же лучше построить уроки по этой теме?

Началом разговора с учащимися по этой теме будет повторение предыдущего материала, прочитанного и усвоенного школьниками. Сообщения восьмиклассников о Чехове, пересказы текстов чеховских произведений, характеристика героев, чеховский юмор откроют уроки по этой теме.

Учитель дополнит их высказывания, оценит работу учащихся, подчеркнет, что впервые им предлагается рассказ Чехова о любви (их прежнее чтение было связано с юмористическими произведениями).

Восьмиклассникам предлагается разобраться в сложнейших отношениях между людьми. В рассказе сосредоточены мысли о любви, страдании, сочувствии, осуждении нерешительности и бездействия. Все это - тонкие понятия человеческого общения. Помочь подойти к авторскому осмыслению проблем, разобраться в них - задача учителя и учащихся. В следующем, девятом классе им предстоит познакомиться с более сложным сюжетом рассказа «Анна на шее».

Постижение рассказа «О любви» будет в большей степени подготавливать школьников к восприятию сложнейших ситуаций этого произведения.

Основные трудности в восприятии и осмыслении рассказа «О любви» в том, что мнение восьмиклассников основывается прежде всего на чувстве справедливости, сострадании, благородстве. Именно поэтому большинство учащихся считают, что герои поступили правильно, скрывая свои чувства, не поддаваясь им, сохраняя семью и ее спокойствие.

Школьники читают статью о Чехове, сам рассказ, готовят ответы на вопросы учебника, стараются осмыслить прочитанное произведение.

На следующем уроке школьники пересказывают статью о Чехове, отвечают на вопросы, кратко пересказывают текст произведения, выступают от лица одного из героев, участвуют в викторине, в которую включаются вопросы по всем изученным произведениям Чехова. (Какой рассказ так начинается...? Какой рассказ так завершается...? Какой герой так сказал...? И т. д.)

Работа восьмиклассников завершается итоговым словом учителя, который еще раз вместе с учащимися рассуждает о том, чему посвящен рассказ, какой теме, каким героям. На чьей стороне автор? Почему с такой грустью и безысходностью звучит концовка?

Над чем предлагает задуматься автор? В чем смысл концовки? Дома школьники еще раз перечитывают рассказ, стараясь письменно ответить на вопросы: «Кто прав и кто виноват в безысходности ситуации?», «Правильно ли поступили герои?» (на выбор).

Обратим внимание на высказывание литературоведа В. И. Коровина , подготовившего этот рассказ к изданию в издательстве «Детская литература»:

«Рассказ «О любви», составивший вместе с рассказами «Крыжовник» и «Человек в футляре» «маленькую трилогию», посвящен одной из «вечных» тем. Поэтому в нем особенно чувствуется настроенность писателя на философский лад. Что же такое любовь? - словно бы спрашивает себя Чехов-писатель. Однако его не устраивает абстрактное, отвлеченное рассуждение. Про любовь, считает он, можно лишь сказать, что «тайна сия велика есть». И такое суждение есть подлинная и неоспоримая правда. Чтобы все-таки приблизиться к пониманию того, что же представляет собой любовь и почему она оказывается возможной даже при несходстве характеров и при разности и несовпадении душевных качеств, нужно, говорит Чехов-доктор, «индивидуализировать каждый отдельный случай». Сначала писатель суживает разговор до особенностей, своеобразия «русской любви», которая, с одной стороны, состоит в романтизации чувства, в поэтизации его («украшают розами, соловьями»), а с другой - в проверке любви рациональными и даже «низкими», меркантильными соображениями («почем говядина за фунт?»). Между тем любовь - чувство бескорыстное, не терпящее рациональных вопросов, не поддающееся власти рассудка. Рассудочные вопросы убивают любовь. При этом вопросы далеко не праздные, а глубоко нравственные. История, о которой повествуется в рассказе, связана с хорошими, честными и благородными людьми. Ими овладели и подчинили себе и обстоятельства, и внутренние, личные причины, которые герои рассказа не в силах переступить. Суть чеховского рассказа состоит не в том, как надо практически повести себя в сложившихся условиях. Чехов не дает одинакового и годного для всех случаев или только для этого случая рецепта. Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Любовь в таком понимании выше всего на свете, она не нуждается в логических, рассудочных подпорках. В ней самой заключено ее оправдание. Драматизм ситуации, нарисованной Чеховым, и заключается в том, что герои оказались в плену обычных и сковавших их души представлений о любви».

Дома восьмиклассники самостоятельно читают рассказ «Шуточка», готовят пересказ или отзыв на этот рассказ.

Литература в школе. - 1953. - № 4.

После бала

На рубеже двух веков Лев Николаевич Толстой создает целый ряд произведений, разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра. Веря в то, что «должно совершиться освобождение людей от тех страданий, которые они несли так долго», Толстой страстно выступает против угнетения человека, против деспотизма. Он писал: «Вся жизнь, не только русская, но и европейская, кишит злодеяниями насилия… совершаемыми одними лицами над другими. Спокойно смотреть на это нельзя и не должно. Нужно все силы жизни употребить на борьбу с этим злом…»

В творчестве Толстого начала века вновь пробуждается интерес к минувшему. Его занимает история декабристов, борьба поляков и кавказских горцев против самодержавной власти. Страстно обличая Николая I, названного за свою жестокость Палкиным, великий писатель решительно протестует и против режима Николая II.

С огромной художественной силой писатель выступает против царской военщины и деспотического произвола в рассказе «После бала», где глазами героя показана жестокая экзекуция, учиненная над беглым солдатом. Впервые о наказании «сквозь строй» Л. Н. Толстой пишет в статье «Николай Палкин». Воспроизводя слова старого солдата, писатель с нескрываемым чувством гнева рассказывает о том, как водят наказываемого солдата «взад и вперед между рядами, как тянется и падает забиваемый человек на штыки, как сначала видны кровяные рубцы, как они перекрещиваются, как понемногу рубцы сливаются, выступает и брызжет кровь, как клочьями летит окровавленное мясо, как оголяются кости, как сначала еще кричит несчастный и как потом только охает глухо с каждым шагом и с каждым ударом, как потом затихает и как доктор, для этого приставленный, подходит и щупает пульс, оглядывает и решает, можно ли еще бить человека или надо погодить и отложить до другого раза, когда заживет, чтобы можно было начать мученье сначала и додать то количество ударов, которое какие-то звери, с Палкиным во главе, решили, что надо дать ему».

Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Но в дневниковой записи от 18 июня 1903 года Л. Н. Толстой, определяя сюжетную канву рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с ней; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И на утро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день „Дочь и отец“. Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал свой рассказ друзьям и близким и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

– Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.

Так он сделал и теперь.

– Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого.

– От чего же? – спросили мы.

– Да это длинная история. Чтобы понять, надо много рассказывать.

– Вот вы и расскажите.

Иван Васильевич задумался, покачал головой.

– Да, – сказал он. – Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра.

– Да что же было?

– А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело прошлое; у нее уже дочери замужем. Это была Б…, да, Варенька Б…, – Иван Васильевич назвал фамилию. – Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа.

– Каково Иван Васильевич расписывает.

– Да как ни расписывай, расписать нельзя так, чтобы вы поняли, какая она была. Но не в том дело: то, что я хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо ли это, или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами (в то время мы ничего, кроме шампанского, не пили; не было денег – ничего не пили, но не пили, как теперь, водку). Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен.

– Ну, нечего скромничать, – перебила его одна из собеседниц. – Мы ведь знаем ваш еще дагерротипный портрет. Не то, что не безобразен, а вы были красавец.

– Красавец так красавец, да не в том дело. А дело в том, что во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний день масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны. Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду – танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов – я до сих пор не могу простить это ему – пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.

По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore»

1. От чьего лица ведется в рассказе повествование о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?

2. Прочитайте начало рассказа по ролям от лица каждого из рассказчиков.

3. Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разговору? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно назвать «рассказом в рассказе»? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?

4. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рассказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают состояние Ивана Васильевича.

5. Какие чувства овладели Иваном Васильевичем после увиденного им жестокого наказания татарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, которое испытал герой рассказа в страшное утро экзекуции? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

1. Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?

2. Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу – «надо все по закону», – соотнести с его поведением во время экзекуции?

1. Расскажите, пользуясь своими записями, о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

2. В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти вопросы дает писатель в рассказе «После бала»? Какие иллюстрации вы бы нарисовали к произведению Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рассказе?

3. Каким предстает Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

4. Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и настойчиво подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?

5. Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив в окончательной редакции рассказа?

6. В чем вы видите критическую силу рассказа «После бала»?

7. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?

Контраст как композиционный прием

Обличительная сила рассказа Л. Н. Толстого «После бала» подчеркнута строго продуманным построением (композицией) произведения, в котором контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцены бала и экзекуция. Последовательно противопоставляя основные части «искреннего и правдивого» рассказа Ивана Васильевича, писатель настойчиво подчеркивает контраст в душевном состоянии героя, в системе образов-характеров, в описаниях, в отдельных деталях произведения. Многочисленные контрастные сопоставления находят гибкое словесное выражение. Так, искусно используя глубоко волнующий контраст в переживаниях главного героя на балу и после бала, данных в непосредственном движении, развитии, Л. Н. Толстой преднамеренно повторяет слова-лейтмотивы, например, в следующих предложениях: «…в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви »; «Мне было до такой степени стыдно , что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» (курсив мой. – Авт .). Здесь любовь, охватившая Ивана Васильевича на балу, контрастно сопоставлена с чувством стыда у свидетеля наказания. Настойчиво подчеркивает писатель и контраст в поведении полковника с его «ласковой, радостной улыбкой» на балу и «грозно и злобно нахмурившегося» при исполнении наказания. В контрастной перекличке даны в рассказе образы Вареньки, «грациозной и величественной», и наказываемого солдата с его «сморщенным от страдания лицом» и «пестрым, мокрым, красным, неестественным» телом. Контраст как композиционный прием помогает Л. Н. Толстому с предельной ясностью выразить авторскую позицию и донести до читателя беспощадную правду произведения.

Вопросы и задания

1. В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом известный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснувшись рассказа «После бала», не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отметил: «Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы». В прямом значении слово «диссонанс» означает негармоническое сочетание звуков, а в переносном – разлад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово «диссонанс»? Можно ли слова «контраст» и «диссонанс» назвать в данном случае синонимами? Почему «диссонанс» назван автором воспоминаний «роковым»?

2. Контрастное сопоставление двух частей рассказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части рассказа антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.

Время и пространство в художественном тексте

Композиция рассказа «После бала» во многом определяет особенности организации в нем художественного времени и пространства.

В рассказе можно выделить два временных пласта: это время рассказывания в беседе о том, «что хорошо, что дурно», которая открывает и заканчивает произведение, и время совершения действия, то есть та «длинная история», которая «переменила» всю жизнь рассказчика. История, поведанная Иваном Васильевичем, произошла «в сороковых годах», когда «всеми уважаемый» рассказчик был еще студентом университета. Одна из собеседниц вспоминает его дагерротипный портрет, что свидетельствует о точности воспроизведения эпохи: дагерротипия как один из способов фотографирования была изобретена в 1839 году. Об отдаленности времени событийного от времени рассказывания говорит и возраст героини: прелестной Вареньке Б., которой во время бала любовались и мужчины и женщины, было всего восемнадцать лет, но и позже, в пятьдесят лет, она, по свидетельству Ивана Васильевича, «была замечательная красавица» (значит, между рассказанными событиями и временем рассказывания наверняка миновало свыше тридцати лет).

Вспоминая о событиях на балу и после бала, Иван Васильевич характеризует их как «дело прошлое», что определяет особенности повествовательной манеры в рассказе, для которого характерно частое использование глаголов прошедшего времени. Особенно настойчиво используется в рассказе глагол «быть», который подчеркивает, что «случай», рассказанный Иваном Васильевичем, предшествует моменту речи: «А было то, что был я сильно влюблен»; «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Порой глагол «быть» начинает отдельные предложения, подчеркивая особенности сказовой манеры Ивана Васильевича: «Был я в то время студентом…»; «Был я очень веселый и бойкий малый…»; «Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах…».

Время рассказывания, в котором находятся повествователь и его собеседники, и время совершения действия, в котором живут герои произведения, всегда соотносятся со временем создания произведения и с сегодняшним днем, когда художественное произведение становится достоянием читателя.

В рассказе как малой форме повествовательной литературы пространство действия неизбежно ограничено. События, описанные в рассказе «После бала», происходят «на бале у губернского предводителя», в доме рассказчика и на улицах небольшого провинциального города. Герой рассказа, боявшийся «только одного, чтобы что-нибудь не испортило» его «счастья», невольно появляется в конце города, «подле большого поля», где жила Варенька Б. Именно там находился девический институт и именно там находилось «гулянье», где и произошло страшное истязание беглого солдата, которым руководил «высокий военный в шинели и фуражке». Так время действия рассказа, повествующего о событиях на балу и после бала, тесно связано с организацией пространства в произведении.

Вопросы и задания

1. Герой произведения и рассказчик Иван Васильевич «случай» из своей жизни называет «длинной историей». Но в самом ли деле это «длинная история»? Ведь тут же он говорит, что его «жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра». Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указания на время действия? Какова временная дистанция между началом рассказа о «чудесном» бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Васильевича?1. Характеризуя внешность полковника, Толстой подчеркивает, что «лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками». Сравнение внешности полковника, «служаки николаевской выправки», с Николаем I является важной художественной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности полковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа «После бала»?

2. Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчеркивает, что она была «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны». Почему Толстой в рассказе «После бала» трижды воссоздает портрет хозяйки бала, каждый раз сопоставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елизавете Петровне расширяет временные границы произведения Толстого?