Высота статуи давида. Давид Микеланджело - символ Флоренции. Где можно увидеть оригинал произведения

У каждого города, претендующего на звание культурной столицы в какой-либо номинации, есть свой всемирно узнаваемый символ. У Парижа – Эйфелева башня, у Нью-Йорка – статуя Свободы, у Санкт-Петербурга – Медный всадник. У «столицы» Итальянского Возрождения таким символом стала статуя Давида Микеланджело. Впрочем, Статуя прекрасно известна и сама по себе, без привязки к городу, эпохе, стране и даже скульптору. Как и почему она вдруг обрела такую популярность, а также о том, как увидеть Давида, будучи во Флоренции, BlogoItaliano и расскажет в этой статье.

Брошенный «Гигант»

В первой половине XV в. едва ли не все культурные и финансовые силы Флоренции были брошены на завершение строительства и создание интерьеров . Генеральным «спонсором» и заказчиком внутреннего убранства грандиозного храма была гильдия торговцев шерстью (Arte della Lana).

Учитывая, что именно «продвинутые» флорентийские методы отделки шерсти стали базой для неимоверного богатства города, нетрудно догадаться, что над собором работали лучшие мастера того времени, которых только можно было найти за деньги.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

По окончании основных работ по строительству и созданию интерьеров храма в гильдии решили, что несравненная красота собора станет еще неотразимей, если украсить его 12-ю огромными скульптурами ветхозаветных пророков.

Однако этот скульптурный ансамбль так и остался в планах. Как осталась под открытым небом во дворе собора и огромная глыба каррарского мрамора, прозванная горожанами «Гигантом» и изначально предназначенная для статуи Давида.

С 1464 по 1501 гг. неоднократно предпринимались попытки создания статуи, и каждый раз безуспешно. В мышлении скульпторов еще не произошел ренессансный поворот, и подражание античным образцам еще не стало «трендом» эпохи.

Объединить реализм изображения фигуры Давида с античными традициями (и учтя при этом эскизы и работу предшественников, из-за чего мраморная глыба стала почти «неликвидом») удалось только Микеланджело.

Флорентийская каторга мастера

16 августа 1501 года Микеланджело подписал контракт стоимостью 200 флоринов со старшинами собора: статуя Давида во Флоренции должна была появиться через 2 года.

Чтобы скрыть процесс создания статуи от взглядов любопытствующих – и особенно от Леонардо, который довольно ревниво относился к успехам 26-летнего скульптора, пусть уже и создавшего изумительную Пьету – Микеланджело обнес место работы высоким забором.

Глыба имела массу повреждений, и разметка статуи должна была быть максимально точной: что-либо переделать было бы невозможно. Именно поэтому работа началась с создания левой руки Давида, согнутой в локте – сделать по-другому не позволила бы большая выбоина в глыбе.

Стоя на высоких шатких лесах, Микеланджело пришлось изрядно потрудиться над теми частями глыбы, к которым нельзя было прикасаться резцом, чтобы не нарушить пропорции будущего Давида. Эти части можно было обработать только полировкой.

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось

Он трудился над Давидом в одиночку, без подмастерьев, и днем и ночью, и под палящими лучами летнего солнца, и в пронизывающий до костей зимний холод (работа шла под открытым небом).

Инструменты Микеланджело выковывал себе сам, но резцы быстро затуплялись от интенсивной работы – и он снова раздувал кузнечный горн. Это был каторжный труд, но и своеобразный экзамен для молодого мастера. Что там – Микеланджело было важно, чтобы его признала Флоренция!

Работа заняла 2 года, как и было указано в контракте. Но еще в течение 4-х месяцев Микеланджело полировал статую, придавая ей завершенный и совершенный вид.

По одной из легенд, закончив работу, он водрузил на голову Давида лавровый венок из начищенной меди. Это было не просто украшение – таким образом, Микеланджело подчеркнул духовную связь своей статуи с античными традициями скульптуры, согласно которым лавровый венок, позолота и даже разукрашивание статуй было в порядке вещей.

Совершенная красота на службе у республики

25 января 1504 года у Собора Санта-Мария-дель-Фьоре собрались лучшие из лучших мастеров Флоренции: художники Леонардо, Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи, архитекторы Антонио и Джулиано Сангалло, скульпторы Андреа делла Роббиа и Андреа Сансовино.

Им предстояло принять важное решение: достойно ли справился Микеланджело со своей задачей – создать чуть ли не из бросовой глыбы мрамора более-менее приличную статую прославленного иудейского царя.

Давид Микеланджело - символ победы разума над силой

Давид сразил всех. Не было больше места ни ревности, ни соперничеству – статуя была превосходна. Обычно произведение искусства требует времени для его осмысления и признания. Но впечатление, которое произвела статуя Давида во Флоренции, едва разобрали окружавший ее забор, было подобно удару молнии.

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось. Полвека спустя Вазари писал, что, когда видишь эту статую, бессмысленно искать что-то более совершенное – как в прошлом, так и в современности.

Незамедлительно Синьория приняла решение о том, что Давид Микеланджело , как символ победы разума над силой, должен стать и символом обновленной Флорентийской республики, избавившейся от тирании Медичи (как показало время, ненадолго).

Установить Давида решили на площади Синьории, перед главным входом в , вместо «Юдифи» Донателло, бывшей символом флорентийской свободы до момента появления шедевра Микеланджело. Перевозка статуи от собора до площади производилась с величайшей осторожностью и заняла 4 дня – 14-18 мая 1504 года.

500 лет истории Давида

В 1527 году, во время восстания во Флоренции, в результате которого Медичи в очередной раз вернулись к власти, защитники республики, укрывшись в , оборонялись от нападавших всем, что попадется под руку.

Одна из тяжелых лавок, пущенная из окна, угодила в статую Давида. Результат был плачевен: левая рука гиганта была разбита вдребезги. Собрать осколки удалось только спустя 3 дня, и собрал их тогда еще совсем юный Вазари вместе с другом, будущим известным художником Чеккино Сальвиати.

Но восстановить статую Вазари удалось только через 16 лет, в 1543 году, по распоряжению Козимо I Медичи, пожелавшего задобрить свободолюбивых флорентийцев милосердным жестом по отношению к символу ненавистной республики.

У входа в Палаццо Веккьо установлена отличная копия Давида

Дожди, зной, пыль веками изнуряли статую. В XIX веке было проведено 2 крайне неудачных реставрации: в результате первой статуя Давида Микеланджело была покрыта воском, во время второй – воск смыли вместе со старинной патиной, защищавшей мрамор от разрушения.

В 1873 году власти города приняли решение о ее переносе в , несколько позже пристроив для нее и других шедевров Микеланджело специальное крыло – круглую Трибуну.

Вместо оригинала у входа в Палаццо Веккьо установили отличную копию. Во время Второй мировой войны из-за опасения, что во время бомбежек Флоренция утратит свой символ, над статуей надстроили дополнительный саркофаг. После войны он был разобран, и доступ к Давиду снова был открыт.

Как и где увидеть статую Давида

Статуя Давида Микеланджело по-прежнему находится в , в самом центре Трибуны. Доступ к статуе свободный, несмотря на то, что в 1991 г. некто Пьеро Канната нанес по ней два удара молотком, отбив средний палец левой ноги Давида. Но теперь предприняты беспрецедентные меры безопасности, и статуе, так же как и посетителям Галереи, ничто и никто не угрожает.

Галерея Академии открыта ежедневно – со вторника по воскресенье – с 8:15 до 18:50. По понедельникам, а также 1 января, 1 мая и 25 декабря Галерея закрыта.

Билеты можно приобрести на месте, но нередко, и особенно в сезон школьных экскурсий, очередь в кассу может отнять от 1-го до 3-х драгоценных часов.

Один из величайших шедевров мирового искусства - скульптура Давида - в исполнении гениального Микеланджело, пережила непростую судьбу. Сама история создания скульптуры долгая и полна всевозможных перипетий. Изначально заказ был отдан Донателло. Был выбран материал - огромная мраморная глыба из Каррара, скульптор приступил к работе, но закончить ее не успел. Несколько лет мрамор стоял бесхозным, и даже начал разрушаться. Комиссия отцов Флоренции решили, что работу может продолжить молодой Микеланджело. Но подающий надежды скульптор был известен своим тяжелым характером, а также педантичностью в выборе материала для работы. Микеланджело долго отказывался, чем вызвал неудовольствие городских властей. Наконец, когда уже было принято решение отдать заказ другому, будущий "создатель Ватикана" принялся за работу.


Скульптура создавалась чуть более двух лет. Когда комиссия пришла принимать готовую работу, разгорелись жаркие споры. Все дело было в том, как изобразил героя Ветхого завета. Традиция эпохи Возрождения предполагала изображение Давида в момент триумфа после победы над Голиафом. Микеланджело пошел другим путем. Его Давид только готовится к битве. Он сосредоточен, мышцы в напряжении, лицо суровое.


Трактовка образа усилила гражданское звучание скульптуры. Если поначалу работа предназначалась для размещения возле кафедрального собора, то теперь многие члены комиссии предлагали поместить ее на центральной площади. После горячих споров было принято решение в пользу площади Синьории, как места помещения статуи.

Уже в те далекие времена (начало 16 века) Давид был идеалом мужской красоты. Ради создания точных пропорций и внешней привлекательности своей скульптуры художник пошел на некоторое искажение анатомического строения человеческого тела: отсутствует как минимум одно ребро и одна мышца на спине. Однако, это замечают лишь медики и специалисты в области анатомии человека.

Интересно, что точные копии скульптуры в мире искусства ценятся также необыкновенно высоко и украшают крупнейшие музеи. В , например, скульптура снабжена съемным фиговым листком на случай посещения музея королевой, а в Пушкинском музее стоит копия, выполненная для коллекции первого директора музея Цветаевой.

В настоящее время на флорентийской площади стоит копия скульптуры. Оригинал убрали подальше от погодных неприятностей в Академию изящных искусств. Впрочем, это не спасло Давида от вандалов. Не так давно психически неуравновешенный посетитель академии бросился на шедевр с молотком в руках. Нескольких ударов было достаточно, чтобы повредить большой палец ноги статуи.

Итальянские эксперты выяснили, что из-за постоянных микровибраций, создаваемых общественным транспортом Флоренции, скульптура начинает разрушаться. Виной тому не только вибрация, но и не слишком хорошее качество мрамора, а также вес 5-метровой статуи. В настоящее время рассматривается возможность перемещения шедевра в более безопасное место.

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую Давида. Монумент должны были установить в кафедральном соборе Флоренции на одном из контрфорсов. Со временем заказ, изначально абсолютно религиозный, стал политически ангажированным. Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян был наложен на противостояние Флоренции и папского Рима. Давид должен был стать символом патриотизма и защиты Флоренци и .

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.

Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.

Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться. Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.


Работа над копией статуи, 1928

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

Контекст

Во Флоренции есть три музея, куда в любую погоду в любое время года стоит неохватная взглядом очередь: галерея Уффици, где собраны лучшие произведения искусства Возрождения , собор Санта-Мария-дель-Фьоре и галерея Академия. В последнюю люди идут единственно ради «Давида».

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Современники не особенно переживали о сохранении культурного наследия, поэтому Давид как символ независимости и силы Флоренции стоял рядом с административными зданиями, которые, кстати, сегодня тоже музеи.

По условиям договора, заключенного в 1501 году, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. Материал, который предложила Флоренция, был сложным — не каждый опытный мастер взялся бы за глыбу, которая уже долгое время бесцельно стояла во дворе Санта-Мария-дель-Фьоре, да еще и была испорчена скульпторами-предшественниками. 26-летний Микеланджело, сбежавший как раз из Рима без разрешения папы, был уверен в своей гениальности, и не колеблясь, приступил к работе. У стены Санта-Мария-дель-Фьоре скульптор отгородил место вокруг глыбы мрамора и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами.

Когда же Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты этого мраморного исполина. Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит».

На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные. Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть. В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию.

Судьба художника

Микеланджело , хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание всех детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.

Позднее, уже во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Его силами в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.


Мраморная статуя Давида работы Микеланджело является одной из самых известных и узнаваемых в мире, и достаточно хотя бы раз увидеть это изваяние своими глазами, чтобы понять причину этой популярности. Трудно передать все величие и красоту этой скульптуры посредством фотографий, трудно понять масштаб и грандиозность работы, и потому, конечно, даже сотни кадров не заменят одного посещения галереи, однако отдельные фотографии позволяют рассмотреть скульптуру с близкого расстояния, чего в музее сделать уже проблематичнее.


Статуя Давида выполнена из цельного куска мрамора, который доставили из копей Каррары, Италия. Глыба долго пролежала, ожидая своей участи, постепенно портясь из-за воздействия осадков, пока наконец ее не признали достаточно годной для создания статуи. Микеланджело Буонарроти было 26 лет на тот момент, когда с ним заключили контракт на выполнение этого заказа. Скульптор приступил к работу 13 сентября 1501 года и работал почти без остановок два года.


В начале 1504 встал вопрос куда поставить столь грандиозное творение. Заказчики собирались поставить статую возле соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре, но консультанты, среди которых был и Леонардо да Винчи, убедили переместить Давида в лоджию Ланци, где заседал городской совет, чтобы уберечь статую от негативного действия сил природы. На свое нынешнее место в Академии изящных искусств Давид был перенесен только в 1873 году.


Первое, что поражает посетителей Академии, пришедших посмотреть на Давида, это его размеры - скульптура достигает в высоту 5,17 метров. Вес изваяния составляет 5660 кг. Статуя изображает обнаженного Давида в момент перед схваткой с Голиафом. Обычно Давид изображался в момент торжества после победы над гигантом, и потому новый подход Микеланджело был своеобразным вызовом традициям. Давид изображен спокойным, сосредоточенным, готовым с схватке.







Давид – идеал мужской красоты. Скульптура, копии которой украшают множество залов и площадей. Это история о том, как глыба мрамора, преодолевая сложные испытания во время своего создания, чудом сохранившаяся в недавнем прошлом и являющаяся достоянием будущего, может стать чудом рук человеческого гения.

Первые шаги

Скульптура Давида должна была входить в ансамбль из двенадцати крупных скульптур вокруг соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре. Однако к 1464 году готовыми были готовы лишь два изваяния. Авторами первых двух статуй стали Донателло и Агостино ди Дуччо. Агостино также принялся за создание Давида, но после смерти Донателоо в 1466 году отошел от работы над проектом.

Сложность работы привлекала множество мастеров, одним из которых также был Симоне из Фьезоле. Ему не удалось не то, что улучшить вид «Давида». Работы были выполнены настолько плохо, что скульптура, пусть еще и неоконченная, была изуродована. Некоторые нарезы так и остались видны даже после мастерски сотворенного чуда руками последнего и легендарного автора.

Последний автор Давида

Следующим и последним из авторов в 1501 году стал 26-летний скульптор Микеланджело. Скульптура и раньше привлекала мастера, однако было трудно высечь статую без добавочных кусков. При первой встрече «Давид» явился взору мастера, представляя собой жалкое зрелище. Десятилетиями (около 40 лет) неоконченная скульптура подвергалась нещадному воздействию стихий и осадков. Борьба над созданием идеального образа продолжалась более двух лет, вплоть до 1504 года. Даже после завершения основных работ Микеланджело еще четыре месяца трудился над приведением ее, скульптуры, в надлежащий вид, и лишь затем она была представлена публике. 25 января того же года, когда работы близились к концу, была созвана комиссия ведущих художников Флоренции дабы оценить «Давида». Разгорелся жаркий спор о первоначальном религиозном значении скульптуры и ее новом общегражданском посыле. Микеланджело отошел от привычных приемов изображения юноши: в этот раз Давид был изображен не сражающимся, но готовящимся к бою. Решением совета было предложено перенести скульптуру в место заседания городского совета. Впрочем, уже немногие настаивали на прежнем месте размещения «Давида».

8 сентября 1504 год. На площади Синьорини флорентийская публика смогла увидеть шедевр. Перевозкой и установкой статуи руководил Леонардо да Винчи в содружестве с Джулиано да Сангало и его братом Антонио. Для перевозки была сконструирована невероятно прочная башня из дерева, а сама скульптура была подвешена на канатах, дабы при толчках не повреждаться. К тому моменту статуя весила более 6 тонн и обладала высотой в 5 метров. Примечательно, что ранее именно Леонардо да Винчи уже не первый раз сыграл важную роль в сохранении юноши-героя, ранее он вместе с другими знатоками скульптуры признал статую (то самое жалкое зрелище) пригодной к завершению.

Статуя Давида провела на площади Синьорини три столетия, что стало большим испытанием для произведения искусства (в статую ударяла молния, ее даже обстреливали). Однажды в 1527 году скульптуре отломали руку, и даже после ее починки так и остались видны следы белой смеси извести и песка, которой воспользовались для этого. В 1810 году «Давида» покрыли воском, однако уже к 1843 году непрофессиональная чистка привела к тому, что был смыт не только воск, но и подлинная патина (для чистки использовалась соляная кислота).

Переезд Давида

Хоть и в 1910 году место оригинала заняла копия (не менее ценная), а саму статую в 1873 году перенесли в главный холл Академии художеств, ее приключения не закончились. Уже в 1991 году Пьеро Канната, итальянец, страдающий психическими отклонениями, нанес новый удар «Давиду». На этот раз по среднему пальцу левой ноги пришелся удар молотком.

К маю 2004 года (500-летняя годовщина открытия) скульптуру впервые за 130 лет отреставрировали и почистили. Местом торжественного открытия осталась Академия во Флоренции.

Колоссальная работа впечатляет не только своей историей, но и невероятными размерами. Сложно даже представить себе ту работу, которая была произведена и, естественно, испытываешь волнение, наблюдая подобной красоты произведение искусства. Недавно эксперты выяснили, что скульптура (оригинал) начинает разрушаться. Виной тому постоянное воздействие микровибраций.