Выставка в музее деревянного зодчества. Выставка «Русское деревянное зодчество в миниатюре Выставка название зодчество дерево церкви

Посвященная истории деревянного зодчества, современной архитектуре и практике сохранения храмовых построек Русского Севера. Впервые феномен русской деревянной архитектуры демонстрируется в его эволюции - от XV до XXI века. Выставка продлится до 22 декабря.


___

В Музее архитектуры имени А. В. Щусева открывается масштабная выставка, посвященная не столько деревянному зодчеству, сколько его спасению

Экспозиция позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении веков, как велось изучение этого вида зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Архитектурная графика, чертежи, макеты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и архивные материалы рассказывают о первых экспедициях и исследователях древнерусского зодчества, о музеях под открытым небом, о храмовой и народной архитектуре. О возрождения деревянных храмов Русского Севера говорит представленный в экспозиции опыт работы общественной организации «Общее дело» в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Музей архитектуры представил не только хорошо известное, как, например, знаменитую Церковь Преображения Господня в Кижах, построенную без единого гвоздя и ставшую символом всего русского деревянного зодчества, но и мало кому известное. Национальный романтизм, скажем, навеянный очарованием родных городков и весей был так люб в начале прошлого века русскому обществу. Проекты затейливых дач-теремов, сделанные лучшими архитекторами того времени, и сегодня поражают воображение. Но век их был недолог, и скоро те же лучшие архитекторы стали проектировать совсем незатейливые деревянные павильоны для выставок народного хозяйства, дворцы культуры для пролетариата и колхозников, и даже… саркофаг для усопшего вождя. В то же время, нельзя не признать, выдающимся деревянным сооружением в стиле сталинского ампира был, судя по макету, цирк в Иванове, построенный в начале 1930-х и разрушенный, к сожалению, 40 лет спустя… / По материалам СМИ


2.

«Русское деревянное». Во дворе музея


3.


4.

Мария Уткина, куратор выставки «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


5.

Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


6.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


7.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


8.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


9.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века"


10.

В центре проекта — храмы и часовни, многие из которых были утрачены


11.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


12.


13.


14.

Экспозиция раздела «Эпоха модерна»


15.

Церковь Флора и Лавра, 1775, Ростовский приход, Архангельской области (макет 1976, автор В.И. Садовников)


16.

Фрагмент декора крестьянского дома И.И. Мельникова второй половины XIX века, Нижегородская область


17.

Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687, Ярославская область (копия). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


18.

Ф.О. Шехтель - павильоны России на международной выставке в Глазго, 1901 г.


19.

Успенская церковь, 1774, г. Кондопога, Карелия (макет 1980, автор В.И. Садовников)


20.

Троицкая церковь, 1727, с. Нёнокса, Архангельская область (макет 1977, авторы В.И. Садовников, В.В. Суслов)


21.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


22.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года)


23.

Макеты памятников деревянного зодчества из Архангельской и Вологодской областей и из Якутии (автор В.И. Садовников)


24.

К.С. Мельников «Павильон «Махорка» на ВСХиКП выставке 1923 года» (макет 1982 г.)


25.

Деревянное зодчество Русского Севера. Древо жизни

Музей архитектуры имени Щусева готовит масштабный выставочный проект "Русское деревянное". Как следует из названия, он посвящен русскому деревянному зодчеству. Выставка охватывает период от XV до XXI века. В трех экспозиционных залах музея рассказывается об истории русского деревянного зодчества, восстановлении деревянных храмов Севера и о практике современной архитектуры.

Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Если выбирать среди самых известных архитектурных ансамблей, то на первом месте, безусловно, окажется знаменитый Кижский погост на Онежском озере. Именно туда едут иностранцы, чтобы увидеть настоящее русское чудо - величественный храм Преображения, построенный в 1714 году, как гласит предание, без единого гвоздя. Церковь увенчана 22 главами, каждая из которых покрыта осиновым лемехом.

"Таким наиболее известным многопридельным храмом является собор Покрова на Рву на Красной площади. Мы не можем сказать, что это прямое воздействие одного собора на другой, но вот эта идея, которая существовала в одном из главных столичных соборов, безусловно, могла повлиять в какой-то степени и на создание этого сложного сооружения", - рассказывает старший научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.

В музее можно даже увидеть целую луковичную главку, привезенную специально для выставки. Но, разумеется, не из Кижей. Ансамбль является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из критериев - "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Это смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству.

На выставке демонстрируются макеты сразу нескольких храмов, преимущественно Русского Севера. В музее можно увидеть и примеры авангардного использования дерева в ранние советские годы: мавзолей Ленина, проект пожарной части для деревни, купальня на Москве-реке.

"В такие тяжелые годы, когда трудно было строить из кирпича и камня, после войны, перед войной, опять обратились к дереву. И оно стало использоваться, и уже были очень оригинальные решения", - комментирует куратор выставки Ирина Чепкунова.

Открытие русского деревянного зодчества не просто как бытовой среды, а как феномена мировой архитектуры состоялось лишь в конце XIX века. Именно тогда стали организовывать первые экспедиции на Север, где деревянных построек сохранилось больше всего. Тогда же Россия впервые решила использовать русское деревянное зодчество как своеобразный фирменный стиль на международных площадках. Это проекты русских павильонов в Париже и Вене. В наше время не только государство охраняет выдающиеся ансамбли наподобие Кижей. Один из разделов выставки "Русское деревянное" посвящен сохранению храмов Русского Севера благодаря усилиям волонтеров.

«Русское деревянное. Взгляд из XXI века» — под таким названием в московском Музее архитектуры открылась выставка весьма внушительных масштабов: на все три музейных здания.

Из фондов извлекли все, что можно — живопись и графику, чертежи, фотографии, макеты, архивные документы… И начали с первых исследований — а они в основном разворачивались во второй половине XIX столетия.

Чему, в общем, не стоит удивляться — именно в это время возникла мода на так называемый «историзм». А вместе с ним — интерес и к этнографии, и к старинной архитектуре. Что для севера и средней полосы России означало архитектуру большей частью деревянную.

И архитектуру большей частью церковную. Выше — церковь XVIII века из Архангельской губернии. Оттуда — и колокольня того же времени (не сохранилась).

А вот эту прелесть вообще датируют концом XV века (поверю музейщикам на слово — но есть и версия начала XVII столетия). Ленинградская область — хотя надо бы все-таки говорить о Санкт-Петербургской губернии.

А вот крестьянский дом XIX века (Карелия).

Еще один, начала XIX столетия (Вологодская область).

Другие строения хозяйственного назначения. Особенно хороши мельницы.

А вот Якутский острог XVII века (в терминологии того времени — не тюрьма, а крепость).

Конечно, все эти макеты — уже ХХ столетия. Однако к тому времени многие представленные строения были уже давно утрачены. На какой же основе делали макеты? Тем более, что очень подробно указываются все данные — и о церквях, и о частных домах.

Тут нам следует вернуться в XIX столетие. То самое, с его интересом к «историзму». И для этого достаточно внимательно читать таблички с экспликациями к экспонатам: рядом с именами исполнителей макетов значится «по обмерам Л. Даля» (кстати, сын автора небезызвестного словаря, да), «по обмерам В. Суслова».

Для профессионалов эти имена, вероятно, не потребуют пояснений. И Лев Даль, и Владимир Суслов, и многие другие отправлялись в самые настоящие экспедиции к отдаленным памятникам деревянного зодчества. Делали зарисовки, обмеры, позже и фотографировали. Результаты публиковались — в конце концов появлялись не только отдельные статьи, но и целые научные труды. Суслов издал на рубеже XIX-XX веков «Памятники древнего русского зодчества».

Публиковались архитектурные данные и в «Истории русского искусства» Игоря Грабаря. Который, кстати, отметился древнерусской тематикой и в живописи. Вот его масштабная панорама селения на Северной Двине.

К живописным работам как к историческому источнику надо, разумеется, относиться осторожно — художники зачастую стремились не столько к архитектурной точности, сколько к композиционному равновесию работы, а то и просто к почти театральным эффектам. С исторической точки зрения интерес могут представлять скорее маленькие натурные этюды, нежели большие сюжетные полотна.

Ну, тут благо есть честный архитектурный рисунок — с планами, обмерами и даже указанием сторон света.

Но надо сказать, что возникший в XIX веке интерес к «историзму», и истории русской архитектуры в частности, вызвал к жизни и еще несколько линий использования достижений древнего русского зодчества. О чем — в следующий раз.

Экспозиция в анфиладе позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении истории, как развивалось изучение деревянного зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Деревянная архитектура стала неотъемлемым символом русской культуры, и интерес к исследованию её истории и перспективам развития с каждым днем возрастает.

Дом Е.А. Ершовой. Начало XIX века. С Ястребово, Великоустюжский район, Вологодская область. Макет, 1980.

Открытие русского деревянного зодчества как художественного направления произошло во второй половине XIX века. Усилившийся в российском обществе интерес к собственной истории, осознание особого исторического пути России в реде славянофилов активизировали в середине XIX века развитие новой науки - Истории русского искусства и ее особой части - Истории отечественной архитектуры.

Ветряная мельница-столбовка. XVII век. С. Щелкова, Кирилловский район, Вологодская область.

Ветряная мельница-столбовка (столбянка) - сооружение для размола зерна, конструктивной основой которого служил центральный неподвижный столб, вкопанный в землю. Устойчивость конструкции придавали рамы, столбы, «ряжи», «срубы». Вокруг центрального столба вращалась клеть амбара с мельничным оборудованием, включающим бревенчатый горизонтальный вал, крылья-махи на 4, 6, 8 лопастей, «воротила» (брёвна, при помощи которых клеть амбара поворачивается вокруг столба). Стенки амбара рубили из брусьев, обустраивали двускатную кровлю, снижая тем самым вес мельничного помещения. В зависимости от вида опоры мельницы-столбовки подразделяли на мельницы «на рамах», «на столбах», «на срубах», «на ряже» (ряж - деревянный сруб, заполнявшийся вязкой глиной или булыжником, служивший фундаментом всего сооружения). Срубная конструкция фундамента могла соединяться с фундаментом «в режь».

Успенская церковь. 1774. г. Кондопога, Карелия. Макет, 1980. Автор В.И. Садовников. Дерево, камень, металл, стекло, опилки, окраска.


Неподдельный интерес к древнерусской архитектуре, к русскому деревянному зодчеству был обсловлен желанием российских исследователей обратиться к историческим корням русской культуры. Ученые стремились обрести представление о подлинно русском искусстве, определить «черты его самобытности», отрешившись от произведений, созданных в европейских стилях, которые пришли в Россию после Петровских преобразований.

Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687 г. с. Богослов, Ростовский район Ярославская область. Копия. 1950-е годы.
Автор Б.В. Гнедовский. Дерево, резьба, столярная работа, лемех.

Лемех — кровельный материал в виде небольших деревянных пластин. В современном храмовом строительстве и в зодчестве Древней Руси использовался для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных главок православных храмов. Изготовляется из осиновых дощечек, концы которых заостряются в виде ступенчатого клина (городчатый) либо имеют округлое или треугольное завершение. Профиль лемеха имеет выпуклую форму (сообразно покрываемой поверхности), что значительно усложняет его изготовление и повышает требования к качеству древесины. Длина одного элемента — до 50 см. Прибиваются рядами, внахлёст. Назван «лемехом» благодаря всё той же выпуклой форме, по аналогии с плугом.

Троицкая церковь. 1727. С. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область. Макет. 1977.
Авторы: В.И. Садовников, В.В. Суслов (обмеры). Дерево, опилки, пластик, тонировка.


Изучая вновь обнаруженные произведения русского деревянного зодчества, делая их зарисовки, обмеры, фотографии, ученые второй половины XIX -начала XX века пытались определить специфику дерева как строительного материала, делали первые шаги в определении архитектурных особенностей русских деревянных храмов, выявляя основные типы сооружений.

Д.П. Сухов. Троицкая церковь. 1727. С. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область.
Перспектива. 1925. Бумага на картоне, акварель.


Один из залов анфилады практически полностью отведен проектам выставочных павильонов. Начиная с Всемирной выставки в Париже 1867 года, начала практиковаться постройка национальных павильонов, что стало особой профессиональной задачей для российских архитекторов. Такое проектирование вырывалось из канвы каждодневной работы зодчих, вольно или не вольно переводило их творения в разряд временных объектов, родственных театральным декорациям.

М.Н. Чичагов. Императорский павильон на Политехнической выставке в Москве. 1872. Фасад, план.


В начале 1870-х годов народнические идеи, активно пропагандировавшиеся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, пробудили в художественных кругах России повышенный интерес к национальной культуре, крестьянскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Они способствовали появлению на Международных выставках XIX века выставочных павильонов выполненных в «русском» стиле, который отличался острой выразительностью и узнаваемостью самобытного национального образа.

И.П. Ропет при даче С. Мамонтова, близ Москвы. Главный фасад.
Из сборника «Мотивы русской архитектуры». Лист 33-34. Издание и литография А. Рейнбот, С. Петербург. 1878.

М. Кузьмин. Загородный дом. Боковой фасад.
Из сборника «Мотивы русской архитектуры». Лист 15. Издание и литография А. Рейнбот, С. Петербург. 1878.


После революции от проведения выставок не отказались, но теперь павльоны отражали дух нового времени, а не сказочные русские терема.

К.С. Мельников. Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустано-промышленной выставке 1923 года.
Макет 1982.


«Махорка» - павильон Всероссийского махорочного синдиката - является первой моей работой, построенной в 1923 году на первой Сельскохозяйственной выставке у Крымского моста в Москве. По заданию требовалось разместить на 270 кв. м. фабрику с механизированным оборудованием, помещения для экспонатов и оранжереи.» К.С. Мельников.

А.В. Щусев. Павильон боевых трофеев в ЦПКиО им. Горького. 1941. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, акварель.


В архитектуре нового советского государства применение дерева в качестве строительного материала носило вынужденный характер и было обусловлено отсутствием возможности масштабного каменного строительства. Большое распространение деревянная архитектура получила при возведении временных сооружений, наделенных большой смысловой нагрузкой. Мемориальные и выставочные сооружения, трибуны различного характера, общественные задния, требующие быстрого возведения, наряду с различного рода хозяйственными постройками в 1920 годы строились в основном из дерева. Этот строительный материал позволял в сжатые сроки добиться необходимого образного решения при относительной легкости конструкции.

Второй деревянный мавзолей В.И. Ленина. Май 1924 года. Архитектор А.В. Щусев. Макет выполнен А. Юрковым под руководством автора.

А.В. Щусев. Деревянный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Вторйо вариант. 1924 год. Перспектива. Бумага, уголь, сангина.

Строительство второго временного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. Обшивка деревянными панелями фасадов.
Упаковка памятника «Рабочему». (худ. Франц Лехт, 1922). Фото, весна 1924.

Первый деревянный мавзолей В.И. Ленина. Январь 1924 года. Архитектор А.В. Щусев.
Макет выполнен Музеем архитектуры. Исп. Р. Кожевников. 1970 г.

Первый временный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Общий вид с памятником «Рабочий» (худ Франц Лехт, 1922)
Фото, январь 1924. Пересъемка из Партийного архива.


В середине 1930-х годов отмечался размах в проектировании и строительстве новых типов общественных зданий для колхозов, и прежде всего сельских клубов. Совесткий клуб являлся одним из важнейших общественно-политических и культурных сооружений социалистичсекой деревни. Ему отводилась ведущая роль в общей планировочной композиции поселка, взамен церковной доминанты.
Новый интерес к традиционному строительному материалу - дереву - возникает в один из наиболее драматических периодов в истории нашей страны - во время Великой Отечественной войны.

Н.И. Гайгаров. Памятник на месте сожженной деревни. 1940-е. Фасад. Бумага, карандаш, тушь, акварель, гуашь.


Большие людские потери, огромное количество индивидуальных и массовых захоронений, привели к возникновению большого количества памятных знаков. Материалом для такого рода сооружений была выбрана древесина.

Н.И. Гайгаров. Памятные знаки на могилах воинов. 1940-е. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь.


Заключительный зал анфилады посвящен музеям под открытым небом, в которых сохраняются деревянные постройки. Часто российские музеи под открытым небом основывались на месте значимых архитектурных ансамблей. Иногда основной будущего музея становился памятник каменного зодчества с обширной свободной от застройки территорией или закрытый в период советской власти монастырь с большим пространством, ограниченным монастырскими стенами.

Якутский острог. 1683. Г. Якутск, республика Саха(Якутия). Макет. 1956.
Авторы: А.Т. Юрков, Н.Д. Виноградов. Дерево, нитки, пластик, тонировка
.


Наверное самый известный музей деревянного зодчества - это выдающийся памятник русской архитектуры XVIII-XIX веков, объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО - ансамбль Кижского погоста. Памятники острова были поставлены на охрану в 1920 году. В 1945 году территория погоста была объявлена государственным заповедником.

Погост Кижи. XVIII века. Карелия. Макет. 1947. Дерево, латунь, оргстекло, пластмасса, металл, камень, нитки, окраска, тонировка.


История практически всего русского деревянного зодчества открывается для посетителей в Музее Архитектуры. Утилитарные строения и фантазии архитекторов все переплелось в залах анфилады дворца Талызиных на Воздвиженке. Приходите в музей увидеть красоту деревянных строений и почувствовать тепло живого дерева, затейливость старых мастеров и утилитаность нового времени.

Выставка продлится до 22 ноября 2015 года.

Деревянное зодчество – изюминка отечественного туризма. В разных областях страны собраны строения, относящиеся к этому стилю. Они соединены в полноценные музеи под открытым небом и выглядят максимально аутентично. Перед туристами предстают маленькие поселения, существующие, как напоминания о прошлом и о традициях русского народа.

Каждое подобное место неповторимо. Побывав в одном, путешественники получат представление о деревянном зодчестве, но, переместившись в другое, точно узнают много нового. Ряд музеев дополнен и другими экспозициями, например, внутренним убранством, диорамами, воспроизведением сцен из жизни предков. Всё это вписано в единую концепцию и помогает гостям лучше прочувствовать атмосферу.

Памятники русского народного деревянного зодчества

Музеи под открытым небом. Список самых интересных и красивых мест, фото и описание!

Музей-заповедник «Кижи»

Находится в Карелии. Основан в 1966 году. Относится к территории одноименного заказника, поэтому деятельность здесь ограничена. Экспозиция обширна, большая её часть находится на острове Кижи, отсюда и название. Первые экспонаты – пара церквей с колокольней, построенные на рубеже XVIII-XIX веков. Постепенно добавились и другие строения, некоторые – более ранние: Дом Ошевнева, храмы, мельницы, амбар.

Шушенское

Находится в Красноярском крае, основан в 1930 году. Выглядит, как настоящее село начала прошлого века. Экспозиция включает порядка 30 построек. Почти все из них подлинники. Сохранена или воссоздана внутренняя обстановка. Воссозданы сцены из быта сибирских крестьян, есть два дома, где временно жил Ленин. Регулярно устраиваются фольклорные мероприятия. Экскурсия рассказывает о народных промыслах.


Малые Корелы

Находится в Архангельской области. Основан в 1964 году. Площадь – почти 140 га. Включает в себя порядка ста построек разного назначения. Сюда свезли жилые дома, как купцов, так и крестьян, амбары, колодцы, ограды и прочее. Датированы экспонаты периодом с XVI по XIX век. Также здесь представлены предметы искусства и творчества, созданные представителями северных народов.


Семёнково

Находится в Вологодской области. Основан в 1979 году. Площадь – около 13 га. Выглядит, как русская деревня конца XIX – начала ХХ века. Экспозиция включает 19 строений: дома, амбары и баня – подлинники, часовня современная, но построена, повторяя стиль прошлого. Самое старое здание – дом Кочкиных, наиболее украшенное – дом Бочкиных. Работает несколько выставок, как постоянных, так и сменяющих друг друга.


Василёво

Находится в Тверской области. Основан в 1976 году. Комплекс составлен из привозных объектов XVIII–XIX веков. Главные постройки: церковь Преображения, Знаменский храм, ярусная Успенская церковь и прочие. Ландшафтный парк разбит здесь же, его особенность – валунный «Чертов мост», гармонично вписанный в ансамбль. Проводится ряд регулярных мероприятий, в том числе традиционные «Троицкие гулянья».


Витославлицы

Находится в Новгородской области. Основан в 1964 году. Название получено в честь села, существовавшего здесь ранее. На территории собраны памятники архитектуры, созданные в XVI веке и позже. Проводятся этнографические фестивали и народные гулянья, устраиваются смотры народных художественных промыслов с мастер-классами. Достопримечательность рядом – Свято-Юрьев мужской монастырь.


Костромская слобода

Находится в Костромской области. Основана в 1955 году. Рядом стоит Ипатьевский монастырь. Главная достопримечательность – церковь Собора Пресвятой Богородицы – это самая старая из сохранившихся подобных построек в Центральной части России. Создание музея частично было вынужденной мерой: сюда свозили архитектурные памятники с затапливаемых территорий, чтобы спасти хрупкие деревянные объекты от уничтожения.


Музей деревянного зодчества в Суздале

Находится во Владимирской области. Основан в 1854 году. Помимо жилищ крестьян и батраков на территории есть Преображенская и Воскресенская церкви, хозяйственные постройки, дворы оформлены в соответствующем стиле. Если выбрать не свободное посещение, а экскурсионный тур, то можно ознакомиться с внутренним убранством. Проводятся временные выставки на разные темы, например, «Увертюра к обеду» и «Перед судом истории».


Тальцы

Находится в Иркутской области. Основан в 1969 году. Всего здесь порядка 40 памятников архитектуры. Помимо привычных для таких музеев хат и церквей, здесь есть уникальные экспонаты: Эвенкийское стойбище, Кузнечная площадь, Острожные башни, Илимский острог. Работают постоянные выставки, вроде «Тальцинской керамики». Зимой заливается ледяная горка, проводятся увеселительные мероприятия.


Хохловка

Находится в Пермском крае. Основан в 1969 году. Площадь – около 35 га. Состоит из 23 памятников архитектуры. Почти во всех сохранены оригинальные интерьеры или оборудованы выставочные залы. Ежегодно проводятся «Большие манёвры на Хохловских холмах» – фестиваль и военно-историческая реконструкция. Место проведения и других краевых мероприятий, например, Масленицы.


Парковый комплекс «Усадьба «Богословка»

Находится в Ленинградской области. В состав входят: усадебно-парковый комплекс Зиновьевых, туристический и культурный центры. Главная достопримечательность — действующая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – это воссозданная копия сгоревшей постройки 1708 года. Музей усадьбы собирает предметы народного творчества и принимает в дар даже современные экспонаты, если они достаточно оригинальные и интересные.


Марийский этнографический музей

Находится в республике Марий Эл. Основан в 1983 году. Площадь – более 5 га. Экспонаты – архитектурные памятники, предметы быта и творчества со всей территории Марийского Поволжья. В центре комплекса установлена шатровая ветровая мельница. Посетить музей можно самостоятельно, однако в этом случае входить внутрь построек нельзя, эта часть экспозиции исключительно для экскурсионных туров.


Этнографический музей народов Забайкалья

Находится в республике Бурятия. Основан в 1973 году. Представлены постройки, связанные с каждой из групп народов Забайкалья. По этой причине рядом оказались: эвенкийские чумы, бурятский дуган, могильник хуннской культуры и т.д. Представлены также дома старообрядцев и городские атрибуты прошлого. Широко отмечается на территории музейного комплекса Масленица, гулянья растягиваются на неделю.


Нижнесинячихинский музей-заповедник

Находится в Свердловской области. Основан в 1978 году. В одном месте собраны жилища народов Урала, а также хозяйственные постройки и предметы быта. Самые приметные экспонаты: три усадьбы зажиточных крестьян, каждая представляет свой век от XVII до XIX, пожарная каланча, ветряная мельница, сторожевые башни и часовни. В музее хранятся иконы и древние манускрипты.


Историко-архитектурный музей под открытым небом в Новосибирске

Находится в Новосибирской области. Основан в 1981 году. Спасо-Зашиверская церковь – лицо комплекса. Другие объекты: избы, амбары, острог, баня по-чёрному. На общем фоне выделяются буддийские дуган и юрта, подаренные регионом музею. У территории большой потенциал, проект был изначально шире в культурном и историческом плане, поэтому работы по его развитию продолжаются.


Коломенское

Находится в Москве. Музей основан в 1923 году. Образцы деревянного зодчества свозились сюда из многих областей. Несколько церквей разных веков постройки дополняются более редкими экспонатами: водовзводной башней, домиком Петра I, доставленным с острова Святого Марка, сытным двором, полковничьими палатами и т.д. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича – воссозданный образец из железобетона, но покрытый деревом – украшение экспозиции.


Щелоковский хутор

Находится в Нижегородской области. Площадь – около 36 га. Выглядит, как типичная заволжская деревня середины позапрошлого века. Всего в него входит 15 объектов: от изб до амбаров. К жилищам прилагаются предметы обихода, вроде саней, прялок, сундуков, посуды и прочего. В течение года проводятся мастер-классы народных промыслов, гулянья, приуроченные к большим праздникам, фольклорные концерты.


Мышкинский народный музей

Находится в Ярославской области. Основан в 1966 году. Сюда свезли деревянные постройки разной исторической ценности из соседних сёл. Коллекция сопутствующих экспонатов обширна. Некоторые фонды оформлены в полноценные выставки, например, «Прялки Нечерноземья». Здесь проводятся тематические конференции. Главная достопримечательность – Музей мыши, появившийся в 1991 году.


Новый Иерусалим

Находится в Московской области. Основан в 1920 году. Примечательные экспонаты: часовня, крестьянская усадьба, ветряная мельница. В музее хранится порядка 180 тысяч единиц фондов. Достопримечательность рядом – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Работают постоянные и временные выставки, причём их тематика иногда далека от основного направлении Нового Иерусалима.


Кенозерский национальный парк

Находится в Архангельской области. Основан в 1991 году. В этом месте природа и культурно-исторические ценности не просто соседствуют, но и дополняют друг друга. На территории имеются памятники эпохи неолита, обширные леса, озёра, Кенозерская впадина, Озовая гряда, несколько часовен, включая часовню Николая Чудотворца. Флора и фауна представлены множеством видов.


Этномир

Находится в Калужской области, открыт в 2007 году. Площадь – более 140 га. Уникальное место, так как представляет экспонаты со всего мира. Есть несколько самостоятельных музеев, входящих в комплекс: Музей пчеловодства, Музей самоваров, Музей Беларуси, Музей карт и прочие. Работают постоянные выставки, например, «Мировые архитектурные шедевры». Территория разделена по регионам.


Ангарская деревня

Находится в Иркутской области. Значится в качестве музея с 1979 года. Первые экспонаты прибыли сюда с затопленных территорий. Разделён на два направления: русский и эвенкийский. Они пересекаются в некоторых деталях, но сами строения и убранства различаются разительно. Есть полноценная экспозиция в виде стоянки эвенков, очень детализированной и точной. Всего в музее порядка 25 строений.


Томский музей деревянного зодчества

Находится в Томской области. Постоянная экспозиция работает с 2009 года. Редкий музей такого типа для Сибири, однако, в отличие от большинства, не имеет реальных примеров сооружений. Экспонаты распределены по нескольким залам. Имеются фрагменты домов, части облицовки, ставни, фотоматериалы, документальные свидетельства. Экскурсия включает рассказ об этапах становления деревянного зодчества.


Музей-заповедник «Дружба» в Соттинцах

Находится в Якутии. Основан в 1987 году. Создан на территории, где ранее находился первый в Якутии острог. Цель сбора экспонатов – показать, как русская культура влияла на народы, населявшие эту местность на историческом срезе. Купеческий дом, восстановленное национальное кладбище, коллекция утвари и других предметов хозяйственного назначения – часть коллекции музея.


Музей «Лесная крепость»

Находится в Рязанская области в Клепиковском районе, деревня Лункино. Все постройки очень яркие, об исторической ценности здесь речи не идёт – большинство новостройки и копии. Много резных скульптур из дерева, разбросанных по всей территории. Вход платный, но цены символические. Располагается в лесополосе, окружён забором и резными воротами. Внутри работает постоянная выставка.