Взять на себя ответственность значение

Сегодня много говорят о том, что для достижения успеха надо , но не все понимают, что это такое и как же ее научиться принимать на себя. Вот о том, что это такое и как брать на себя ответственность, поговорим в этом материале дальше.

Термин известен во многих языках уже давно. Он предполагает умение реагировать на какие-то внешние факторы и предполагает какие-то последствия. Сегодня способность брать ответственность на себя кроет в себе менее жесткий смысл и предполагает способность человека держать слово, самостоятельно принимать решения с учетом интересов других.

Чтобы научиться брать на себя ответственность , надо быть социальной личностью, так как это умение формируется только во время взаимодействия с другими людьми. Надо уметь быть самокритичным, чтобы развить в себе умение брать на себя ответственность. Именно эти качества присущи лидеру. Лидер – это не человек, бегущий впереди паровоза. Тек, кто так думает и действует в соответствии с этими установками, рано или поздно заканчивают неврозом или инфарктом. Любая ответственность – это социальный феномен, подкрепленный конкретными действиями, степень которого подбирается строго под конкретного человека им самостоятельно.

Как научиться брать на себя ответственность?

Прежде всего, надо понять, что научиться брать на себя ответственность может каждый, кто приложит к этому должные усилия. Стать ответственным непросто, но можно. Постарайтесь оценить себя по приведенным ниже уровням ответственности и сделать соответствующие выводы.

Уровни ответственности

Уровень 0. На нем находятся иждивенцы, которые переложили заботу о себе на плечи других.
Уровень 1. Такие люди ленивы и делают что-то только тогда, когда жизнь заставляет что-то предпринять. Если его не подталкивать, он ничего делать не будет.
Уровень 2. На этом уровне находятся специалисты, которые умеют качественно делать свою работу, но делают ее механически, без малейшей искры. Это безинициативные люди, которые не будут брать на себя ответственность, потому что им не платят за лишние телодвижения.
Уровень 3. Этот сотрудник уже берет на себя ответственность за выполненную им работу. Если она получается недостаточно качественной, работает над собой для повышения этого качества. Со временем перерастает в профессионалы, потому что ему важны результаты работы, а не только их материальное вознаграждение со стороны начальства.
Уровень 4. На нем обычно находится мелкий руководитель. Ему так или иначе приходится брать на себя ответственность и за себя, и за других. Умеет пренаправлять выполнение задач на вверенном уму участке работы.
Уровень 5. Это руководитель предприятия, в подчинении которого находятся локальные руководители. Он уже несет ответственность за все предприятие. Но она ограничивается вверенным ему фронтом работ, престижностью должности и зарплатой.
Уровень 6. Полная ответственность владельца бизнеса. Он сам организовывал и ставил на ноги этот бизнес, а потому несет ответственность за действия каждого. При этом он мало мелькает на людях.

Обращаем внимание, эти уровни – именно уровни, а не должности. Они отражают личносно-психологическое состояние человека.

Воспитание личной ответственности

Начинается оно с того, чтобы самому научиться определять свои обязательства и выполнять их, быть готовым понести все возможные последствия. Чтобы научиться этому, можно выполнять такие шаги:

1. Перевести ответственность в разряд собственной ценности, которая улучшит вашу жизнь и которую надо постоянно повышать.
2. Задавайте себе правильные вопросы. Не спрашивайте, что вы хотите, спрашивайте себя, что вы можете сделать для того, чтобы достичь желаемого.
3. Постоянно контролируйте, что вы еще можете сделать, чтобы иметь полную ответственность за то, что делаете?
4. Найдите себе напарника, а лучше наставника, который смоет вас контролировать, поощрять или штрафовать.

Попробуйте выполнять указанные выше советы, и вы в скором времени вы сможете научиться и овладеть даром брать на себя ответственность .

Каждому человеку хоть раз в жизни приходилось сталкиваться с проблемами и несправедливостью. Мир прекрасен, но не всегда справедлив: иногда в нем происходят неприятные вещи на самых разных уровнях. Никто не застрахован от попадания в сложные, тяжёлые ситуации, вопрос лишь в том, как с ними справляться.

Многие люди склонны искать корень всех проблем исключительно в себе и оправдывать причиненное им зло некими «уроками», которые они получили вместе с этим злом. Это полезная методика, но далеко не во всех случаях. Сегодня мы рассмотрим причины, по которым не стоит этим злоупотреблять.

1. Кто ищет, тот найдёт

Психика человека бесконечно сложна. Если очень хорошо искать, в ней можно найти задатки всего, чего угодно, даже если в нас это никогда ранее не проявлялось. В силу развитой эмпатии мы можем понять мотивы практически любого человека, но это еще не значит, что те или иные качества нам действительно присущи.

Активно занимаясь поиском причин в себе, вы непременно их найдете. Вместо того, чтобы взять ответственность за себя и свои действия, вы берёте на себя ответственность за тех, кто причинил вам боль. Беря на себя двести процентов ответственности за всё происходящее, вы становитесь и обвинителем, и обвиняемым, разъедая самого себя. А если действия других людей, за которые вы взяли ответственность, вам в принципе чужды, и вы сами никогда бы так не сделали – вы просто роете себе могилу, из которой будет очень сложно выбраться самостоятельно.

2. Оправдание зла или виктимблейминг

Установка «сама виновата», столь распространенная в нашем обществе, ничем не поможет, особенно в тяжелых случаях. Например, жертве насилия это утверждение только навредит.

Если вы попали в трудную ситуацию и при этом столкнулись с непониманием и обвинениями со стороны близких, помните: в насилии виноват насильник, в краже виноват вор, в обмане виноват обманщик, и ни в коем случае не наоборот.

«Потому что нельзя быть на свете красивой такой»

Невозможно прожить всю жизнь в вечном недоверии, подозрительности, мнительности, готовности нанести удар, высчитывании выгоды. А ведь, судя по злорадным фразам, именно такого стиля жизни придерживаются те, кто обвиняет жертву в совершенном над ней преступлении или произошедшем с ней несчастном случае.

«Тебя изнасиловали? А чего ты хотела, возвращаясь домой так поздно пешком?» — только извращенному сознанию эта фраза покажется нормальной. Человек имеет право возвращаться домой во сколько хочет, при этом другой человек не имеет никакого права его насиловать. «На тебя напали грабители? Так тебе и надо, не стоило размахивать дорогим телефоном в метро» — еще один пример извращенной логики. Грабители не имели права нападать на вас, даже если вы размахивали деньгами у них перед носом. Просто потому, что это ваше имущество, а не их.

Не нужно полностью игнорировать меры предосторожности, но оправдывание преступников и принятие зла за норму — синдром больного общества, и пока нашей первой реакцией на преступление является обвинение жертвы, эта болезнь прогрессирует.

3. Закон притяжения слишком субъективен

Мы действительно притягиваем к себе очень многое и получаем то, на что настроены. Наши мысли способны управлять реальностью. Но откуда берутся сами настройки? Мышление закладывается еще в раннем детстве и кроме личностных качеств зависит от семьи, социальных условий, воспитания.

Болезни и неприятности происходят даже с младенцами, которые вряд ли запускали в пространство мысли, притягивающие болезнь. Так что жизнь не объяснить исключительно законом притяжения.

4. Неприятность может случиться с любым человеком

От неприятностей никто не застрахован: ни поборники морали, обвиняющие жертву в неосторожности, ни самые просветленные гуру, обучающие других, как притягивать в жизнь добро. Как бы вы ни занимались собой, нет никаких гарантий, что неприятности никогда с вами не случатся. Даже самые добрые, альтруистичные люди сталкиваются с проявлениями негатива.

Проработав свои слабости, вы будете проще относиться к неприятностям, возможно даже сможете извлекать из них пользу, не будете скатываться в депрессию. Но полностью исключить форс-мажоры невозможно.

5. Завуалированный нездоровый эгоизм

Чем больше вы видите в себе единственную причину всего происходящего, тем более субъективным и неадекватным становится ваш взгляд на мир. Помимо вас, в мире есть множество людей со своими стремлениями, мечтами и желаниями. Иногда (и весьма нередко!) их желания идут против ваших. Дайте другим людям право на существование, и пусть они сами отвечают за свои действия. Не будьте эгоистом.

6. Что не убивает нас, НЕ делает нас сильнее

Стоически относиться к неприятностям – это полезное качество, но потери от страданий могут быть невосполнимыми. Горе и страдания — далеко не единственный способ развития, и далеко не всегда развивают личность. То, что вас не убило, возможно, совсем не сделало вас сильнее, а сильно покалечило и лишило способности доверять людям. Вы не обязаны с натянутой улыбкой радоваться своим неудачам и полученному опыту, можно позволить себе и искренние чувства по поводу происходящего.

Если в чем-то мы и становимся сильнее благодаря серьезным потрясениям – так это в цинизме. Душевная черствость и отказ от чувств – это не признак не силы личности, а ее травмированности.

7. Жизнь — не школа

Понимание жизни, как череды духовных уроков и экзаменов, — всего лишь один из способов объяснить происходящее. А в жизни есть не только теория, но и практика. Воспринимая каждое событие, как очередной урок, вы превращаете себя в вечного студента, который так и не начинает жизнь как таковую. А она течет здесь и сейчас, пока вы сдаёте несуществующие экзамены несуществующей комиссии.

Желаю вам слушать себя, Ваша Митрават

Для записи на консультацию оставьте имя и адрес электронной почты в форме в правом нижнем углу, и нажмите кнопку "Записаться".

Один из признаков мудрости и зрелости человека - это умение нести ответственность за свои решения и поступки, а также за их последствия. Возможно, вы сами являетесь мудрым человеком, однако если вы работаете в компании или являетесь лидером, то наверняка сталкиваетесь с людьми, которые таковыми не являются. Это могут быть очень талантливые личности, которые при этом не отвечают за свои дела и решения. Наша статья посвящена стратегиям, которые помогут вам изменить такое положение вещей.

Признаки и симптомы отсутствия ответственности

Порой тяжело заметить, когда человек не хочет брать на себя ответственность. Однако существует несколько признаков:

  • Потеря интереса к работе и успеху команды
  • Обвинение других в собственных неудачах
  • Проваленные дедлайны
  • Избегание сложных заданий и проектов
  • Отсутствие желания рисковать
  • Регулярные жалобы на несправедливое отношение, жалость к себе
  • Зависимость от деятельности других людей
  • Отсутствие доверия к и команде
  • Частые оправдания

Стратегии

Когда член команды не берет на себя ответственность за свои действия, некоторые менеджеры надеются на то, что это скоро пройдет. Другие решаются уволить такого человека.

Ни один из таких подходов не является идеальным, каждый из них, вероятно, сделает только хуже. Вместо принятия подобных мер, вы должны обеспечить людей необходимыми ресурсами и привить им те навыки, которые помогут эффективно справляться с обязанностями. Создание правильной атмосферы тоже может помочь человеку брать на себя ответственность за свои действия и решения.

Вот несколько стратегий, которые позволят вам это сделать.

Начните с разговора

Если человек не хочет брать на себя ответственность, то не всегда причина в его характере и плохом отношении к обязанностям. Вполне возможно его что-то волнует, поэтому поговорите с ним откровенно и выясните причину. В конце концов в жизни любого происходят негативные события, которые влияют на работу и .

Когда речь идет об ответственности, есть два варианта:

  1. Человек на хочет брать ее на себя.
  2. Человек не хочет нести ответственность за свои поступки.

Несмотря на то, что это два отдельных случае, они чаще всего идут рука об руку. Выясните, с каким типом ответственности вы имеете дело и обсудите это с человеком.

Обеспечьте людей необходимыми ресурсами

Каждому человеку необходимы условия и ресурсы для того, чтобы выполнять свою работу качественно. Это может быть оборудование, тренинги, доступ к информации и так далее.

Если вы обеспечите людей всем необходимым, у них больше не будет психологического преимущества и желания обвинить вас во всех неудачах.

Назначьте роли, цели и ответственность

Возможно, некоторые члены команды не понимают, что от них требуется. Проясните роли и укажите им на , которых они должны достичь за определенное время. Также убедитесь, что в описании вакансии у вас все четко прописано и не возникнет недопониманий.

Скажите им, что существуют роли как человека, так и команды. Иногда они могут вступать в конфликт, поэтому убедите подчиненных, что команда - прежде всего. Когда , они лучше видят общую картину и начинают брать на себя ответственность.

Вовлекайте людей

Подумайте над тем, что привлекает вас в вашей работе и почему. Выясните, что мотивирует членов вашей команды и заставляет их относиться к делу с энтузиазмом. Ведь сотрудник берет на себя ответственность, когда чувствует гордость за то, что он делает.

Вовлекайте людей, обсуждая с ними их ценности. После этого покажите им, каким образом их ценности сочетаются с ролями и задачами. Если чувствуете, что роль и задачи человеку не подходят, переместите его на другую должность.

Помогите людям взять контроль над ситуацией

Порой люди ощущают, что не имеют контроля над своей жизнью. Все, что они делают, не имеет смысла, потому что не приносит результатов и не меняет ее.

Люди, которые верят в то, что внешние силы влияют на их судьбы, неспособны развиваться. Такое отношение к жизни называется и может подорвать уверенность любого человека в себе. Чтобы изменить такую модель мышления, требуется несколько условий:

  • Позвольте членам команды одержать несколько быстрых побед
  • Укрепляйте их уверенность в себе: напоминайте им о прошлых успехах и сильных сторонах
  • Учите их позитивному мышлению
  • Помогайте им бороться с

Не занимайтесь микроменеджментом

Микроменеджмент - это способ управления людьми, при котором босс «заглядывает через плечо» своего работника. Научите своих людей самостоятельности и не контролируйте их лишний раз. Даже если они будут совершать ошибки, то извлекут уроки и быстрее приобретут опыт. Научитесь правильно делегировать задачи и дайте им свободу.

Если же вы сами с трудом принимаете ответственность на себя, хотите больше разобраться в своем поведении, своих ценностях, командных ролях – вам может быть полезен наш , в котором с помощью специальных психологических тестов и упражнений вы сможете провести всесторонний самоанализ и лучше понять себя.

Желаем вам удачи!

Ответственность сотрудников в процессе выполнения своих рабочих обязанностей – очень важный момент. Часто подчиненные перекладывают ее на руководство, аргументируя это отсутствием полномочий. Хотя, по сути, это пример стандартного ухода от ответственности, который встречается в очень многих компаниях. Как научить подчиненных быть более ответственными?

В мастер-классе «Путь победителя: управленческая борьба» подробно описывает уловки сотрудников, которые применяются ими в отношении руководителя. Например, подчиненный обращается к начальнику с вопросом, как разрешить некоторую ситуацию. Начальник отвечает. Кто ответственен за результат разрешения ситуации? Конечно же, руководитель - по мнению подчиненного. Сотрудник доволен, вопрос решен, дискомфорт устранен. В случае, если что-то пойдет не так, с кого спросят? Ну конечно же с того, кто предложил вариант решения задачи.

Как научить подчиненных брать ответственность на себя? В ситуации, когда руководитель рассматривает вопрос сотрудника, он не должен предлагать свой вариант, а прямо спросить:

– А как бы вы ответили на данный вопрос?

В случае предоставления подчиненным нескольких альтернативных вариантов, руководителю также не следует указывать на один из них. Лучше уточнить:

– Какой ответ из трех вы считаете лучшим? Правильно. Зачем же вы ко мне пришли? Хотите, чтобы я за это отвечал?

Другой способ осадить уловки сотрудника, как отмечает Владимир Тарасов в своей книге , - нагрузить его ответственностью. Необходимо задать ему такую мотивацию, чтобы он осуществлял проверку задания для вас столь же добросовестно, как если бы он делал это для себя. Нагрузить ответственностью – это значит, построить в его картине мира технологическую цепочку, связывающую качество его проверки с неизбежными и важными лично для него следствиями. Отношение к мелочам показывает степень искусности в деле, жизненный и иной опыт, меру цивилизованности личности.

Ответственность – неудобное переживание, которое можно наблюдать не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Всегда хочется найти того, кто мог бы принять решение за нас, а еще лучше – полностью снять с нас ответственность. Каждый человек в своей жизни играет роль и подчиненного, и босса. Сам руководитель выступает в некоторых сферах жизни в роли подчиненного, и, безусловно, знает о всех уловках игры под названием «перенос ответственности».

Александр Фридман об ответственности подчиненных

Что такое ответственность подчиненных? Есть люди с разным порогом ответственности – у кого-то это качество развито лучше, у кого-то хуже. Люди с высоким коэффициентом осознанности продумывают свои действия, не нуждаются в подтверждении каждого своего шага, используют голову «по назначению». Таких людей можно условно назвать «самураями». Есть противоположный типаж – так называемые «растаманы». Они не в состоянии держать себя, ни за что не хотят и не могут отвечать. Существует и промежуточный тип людей, которые в разных ситуациях ведут себя как ответственно, так и безответственно, в зависимости от того, какими будут внешние обстоятельства.

Как повысить внешнюю ответственность сотрудников? рекомендует придерживаться таких правил:

  • разработать и внедрить систему координат (ввести правила, принципы, даже термины);
  • предоставить сотрудникам право вносить поправки в конструкцию этой системы;
  • настроить канал обратной связи между сотрудниками и руководителем;
  • контролировать исполнение подчиненными условий системы координат;
  • поощрять сотрудников, работающих по правилам системы.

Британский предприниматель Ричард Брэнсон говорил: «Если вы не знаете, как научить подчиненных самостоятельности, необходимо дать им свободу. Разрешайте сотрудникам приходить на работу в любое время, если человеку требуется двухмесячный отпуск – дайте!». Что ожидал бизнесмен от людей? Проявления лучших качеств – ответственности, самостоятельности в условиях свободы и отсутствии «канонов» на рабочем месте.
Можно ли согласиться с британским бизнесменом? Лишь отчасти. Далеко не все люди, помещенные в такие условия, проявят свои лучшие качества. Правильно воспользуются предоставленной свободой только люди с высокой степенью внутренней ответственности. Остальные будут рассматривать ее как благоприятную питательную среду для реализации своих задач, но не целей компании.

В чем секрет подхода к работе Брэнсона? Можно предположить, что в его компании хорошо поставлен отбор персонала, и людей с низким порогом ответственности просто не берут на работу. Второй вариант – человека без жесткого отбора принимают в компанию, предоставляют свободу, а затем смотрят, как он себя проявляет в процессе работы. Если не справился – увольняют. Несоблюдение таких условий привело бы к тому, что компания Брэнсона могла бы просто стать «пристанищем для ленивых и сытых котов».

Во многих западных компаниях проповедуются довольно жесткие принципы, о которых никто не говорит, но они общеизвестны, их знают «по умолчанию». Например, если человек просит длительный отпуск – да, пожалуйста, но сначала выполни задачи, которые ты должен сделать. Не сделаешь – полная ответственность за это на тебе.

Как повысить самостоятельность подчиненных: долой безответственность


Если проанализировать действия сотрудников в компании, можно определить степень их ответственности. Низкие показатели будут при наличии таких признаков:

1. Сотрудники постоянно и упорно выполняют массу бессмысленной, рутинной работы.
2. Отсутствует автономность в действиях: к задачам, которые могут быть выполнены одним человеком, дополнительно привлекаются коллеги.
3. Не определена ответственность за результаты работы: она перебрасывается от одного подчиненного к другому.
4. Сотрудники безынициативны, отсутствует мотивация.
5. Наблюдается высокая степень агрессии в коллективе.

Как еще повысить ответственность и самостоятельность подчиненных в компании? В первую очередь нужно внедрить изменения в корпоративную культуру, сделать анализ мотивационной системы. Это долгая индивидуальная работа со всеми звеньями компании – системный процесс должен затрагивать все сегменты организации.

Облегчает принятие решений в компании четкое наличие правил и инструкций в отношении бизнес-процессов. Ответственными должны быть все сотрудники, вне зависимости от их должностного положения. Под внимание службы работы с персоналом попадают, прежде всего, те отделы, в которых наблюдается низкая самостоятельность.

Шагом к повышению самостоятельности подчиненных является отказ от традиционной пирамиды управления и переход к децентрализации. Сотрудникам компании предоставляются новые границы возможностей. Они берут участие в обсуждении вопросов, бизнес-процессов, решении сложных рабочих моментов. Приветствуется инициативность, самостоятельная работа.

Например, в компании «Мастерфайбр» (Москва), вопрос, как повысить самостоятельность сотрудников, не поднимается. Подчиненным запрещено обращаться к руководству для решения возникшей проблемы. Существуют четкие правила: в отношении каких вопросов подчиненные полагаются на собственные полномочия, а в каких случаях им необходимо одобрение руководства, причем в письменной форме. Да, именно одобрение, но не решение. В письменном виде сотрудник направляет проблему и предлагает варианты ее разрешения. Руководитель изучает предоставленную информацию, одобряет один из вариантов или просит подобрать другой.

Решая рабочие проблемы за подчиненных, руководитель обесценивает их работу, превращая персонал компании в серую массу, состоящую из безынициативных, безответственных исполнителей.

Если сотруднику будет предоставлена возможность решить вопрос самостоятельно, он будет чувствовать себя более уверенно, относиться к своей организации «по-хозяйски» и проявлять ответственность в любых рабочих ситуациях, требующих правильного и быстрого решения.

Главная проблема музыки в России - не воры-директора.

Главная проблема музыки в России - не саунд-продюсера.

Главная проблема музыки в России - не попы и не менты.

Главная проблема музыки в России - это лично ТЫ.

Захар Май "Главная проблема"

Наткнуться на призыв взять на себя ответственность можно сейчас на каждом шагу.

Словно недостаточно того, что ее постоянно ждут от нас в семье и на работе, теперь о ней говорят еще и в разнообразной литературе по успешности, упоминают во всяких методах работы над собой, и вообще, разве что на заборах не пишут.

Мол, вы зачем-то должны прежде всего принять ответственность за всё, что с вами происходит. Только так вы сможете на что-то влиять.

Должен вас огорчить. Это правда.

Кстати, именно на этом этапе чаще всего происходит затык, из-за которого не работает множество вполне действенных спихотехник психотехик. Если вы попробовали какую-то известную методику, но желаемого не происходит - в 90% случаев дело именно в ответственности. Точнее, в том, что вы про нее забыли.

Это несмотря на то, что мы, вроде бы, изо всех сил пытаемся эту самую ответственность на себя взять, и очень много о ней говорим.

Что же это, в конце концов, значит - брать ответственность? Что им всем надо-то от нас?!

Давайте раз и навсегда разберемся, что имеют в виду многочисленные авторы.

Начнем с того, как мы вообще привыкли подходить к ответственности и что под этим понимать.

Подходить к ней мы привыкли, как к чему-то внешнему. К тому, что можно взять на себя, можно переложить другого, или даже поделить. "Поровну" или "по-честному".

Всё это верно, если речь идет об ответственности формальной, официальной. О служебной ответственности за какие-то мероприятия. Материальной ответственности за конкретные объекты. Юридической ответственности, наконец. То есть там, где четко оговорены условия, риски и взыскания.

Здесь-то и кроется тонкость. Ибо к той ответственности, о которой ведут речь упомянутые книги и методики, всё это имеет крайне мало отношения.

Поэтому, при попытке подойти к личной внутренней ответственности как к ответственности формальной, начинается обычно черт знает что.

А именно - поиск способов заменить критерии формальной ответственности (те самые условия, риски, взыскания и т.п.) чем-то таким личным, что можно было бы предъявить и продемонстрировать себе и окружающим взамен официальных "аналогов".

Используется для этого что ни попадя. Повышенная напряженность. Пафосная серьезность. Гордая заносчивость. Жалость к себе. В особо тяжелых случаях мы так просто сразу начинаем рвать на груди рубаху и одновременно всеми порами источать чувство собственной важности при одном упоминании об огромном грузе, мере и глубине нашей "ответственности".

А если что-то пошло не так, как задумывалось, нас настигает чувство вины. Сопровождаемое твердым решением исправлять всё самостоятельно. Никого не прося о помощи. Пусть даже путем нечеловеческих усилий. Либо смириться и страдать. Единолично. И всячески себя казнить. Ведь это на нас тяжким грузом лежит великая ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Вы уже смеетесь, да? Со стороны выглядит странновато, верно? Тем не менее, это систематически происходит с большинством из нас.

Знаете, что в этом самое странное?

Во-первых, эти игры не имеют к ответственности ровным счетом никакого отношения. Во-вторых, в них напрочь отсутствует практическая польза. Они никому ни для чего не нужны. Даже вам.

Но ведь именно так большинство из нас ответственность за происходящее себе и представляет. И ничего более внятного в это слово, чаще всего, не вкладывает.

За "ответственность" принимается мания контроля, чувство вины, повышенная тревожность. Что угодно, кроме, собственно, самой ответственности.

Так вот. На деле, как это обычно и бывает, всё намного проще. Гораздо.

Вообразите, что вы сидите в водительском кресле несущегося на скорости автомобиля. И раздумываете - принять ли руль? Или поделить его с водителями других машин и пешеходами? А может, вообще отказаться от него? Как правильно поступить? Взять на себя управление или не брать?

Какой бы выбор вы ни сделали - на ком сейчас управление автомобилем? Правильно, на вас.

Изменится что-то от того, решите вы его принять или откажетесь? Совершенно верно, только результат поездки.

Но за рулем всё равно будете вы. Хоть глаза закройте, хоть вообще отвернитесь. Больше-то нет никого.

Думаю, вы меня поняли. Ответственность за происходящее, конечно же, нельзя взять или сложить. Невозможно принять ответственность или отказаться от нее. Единственное, что можно сделать с ответственностью - это признать факт её наличия. Открыть глаза, взяться за руль и поставить ноги на педали. А паникуете ли вы при этом или спокойны, испытываете жалость к себе или гордость - не меняет ровным счетом ничего.

Ответственность нельзя поделить на части. Нет у нее никаких частей. А если бы и были, толку от них было бы столько же, сколько от обломков руля, получившихся после его "деления на части". Она вся полностью на тебе. Всегда. В любой ситуации.

Вдумайтесь в это, не пытаясь привычно искать аллегорий и иносказаний. Это следует понимать буквально. Всё, что происходит - делаешь ты сам. Точка.

Другой вопрос - насколько осознанно ты это делаешь.

Если крутить руль с закрытыми глазами - и правда сложно понять, что это ты сам и свернул в сторону столба, а не "судьба занесла", или вредный столб внезапно вырос, где не следовало.

Ты же не видел. Бум - и всё. Обстоятельства суровой действительности больно стукнули прямо в лоб. Что ж, такова жизнь, иногда бьет. Попеняем на ее несправедливость, поругаем подлые столбы, а потом пойдем и помолимся за улучшение - богу, мирозданию, подсознанию, вселенной, природе или еще какой неведомой фигне.

Ведь и правда, так гораздо спокойнее. Разве лучше винить во всем себя?