Что лучше графитовая или силиконовая смазка. Применение в автомобиле литиевой смазки. Что, куда, как и почему

Современную машину трудно представить себе без смазки различных узлов. Это увеличивает срок службы агрегатов, применение в автомобиле литиевой смазки позволяет значительно снизить износ деталей. Не стоит полагаться на добросовестность завода-изготовителя вашего автомобиля, и надеяться на то, что положенной в узлы смазки хватит на весь срок службы машины. Следует регулярно проверять все сочленения на наличие смазки. Делать это нужно через 10-15 тысяч километров.

При необходимости, недостающую смазку добавляют, это значительно продлит срок службы узла. Для каждой детали рекомендуется использовать свои пластичные вещества.



Для чего она нужна?


Применение в автомобиле литиевой смазки оправдано ее высокими пластичными свойствами. Вообще, задача любого смазочного вещества заключается в снижении уровня трения между деталями. Применяются пластичные смазки в подшипниках, шарнирных соединениях. Это позволяет значительно снизить износ этих деталей. Также, зачастую снижается уровень неприятных звуков, таких как стуки и скрип. Это не в последнюю очередь повышает уровень комфорта.

Помимо этого, применяется такая смазка при консервации механизмов на длительное хранение. Сейчас таких рекомендаций производители не дают, но при этом, при постановке машины на длительную стоянку имеет смысл смазать все механические узлы.

Для автомобилей используется большое количество различных смазочных веществ, облегчающих работу механизмов. Наибольшее применение нашли литиевые смазки, они занимают до 70% рынка. Объясняется это простотой их использования, а также длительным сроком использования. Это позволяет значительно сэкономить на обслуживании машины, так как значительно реже приходится производить работу по обновлению смазки.




Технические характеристики литиевых смазок


Основные особенности этих веществ позволяют максимально эффективно эксплуатировать механизмы в самых сложных условиях. Одним из основных показателей является допустимая температура. Самый распространенный вариант (литол) может эксплуатироваться при температурах от -30° до +128°C. Некоторые современные литиевые смазки могут применяться и при более высоких (до 280°C) температурах. Это позволяет широко использовать материал в любых механизмах автомобиля.

Практически все смазки на такой основе трудно вымываются водой, что позволяет использовать их в подвесках. Также, образованная пленка устойчива к механическому воздействию. Это позволяет применять их в самых тяжелогруженых соединениях. Смазки с добавлением графита имеют способность восстанавливать поврежденную пленку. Это можно наблюдать в шаровых опорах.

Состав . Для создания литиевой смазки используются углеводороды. Они загущаются путем добавления жирных кислот в смеси с литием (литиевое мыло). Это позволяет получить одновременно пластичный и стойкий материал. Благодаря одному из основных составляющих, такие смазки часто называют мыльными. Особенностью молекулярного строения этих веществ является возможность восстанавливать связи между молекулами после механического воздействия, повлекшего разрушение этих самых связей.




Применение в автомобиле


Наиболее часто встретить такие смазки можно в подвеске. Шаровая опора подвески не обходится без такой смазки. Обычно применяется смазка с примесями графита. Это позволяет максимально продлить срок службы этого конструктивного узла. При этом, используется способность смазки самостоятельно восстанавливать особую пленку на поверхности шарнира. Также, именно такой смазкой набивают пыльники рулевых наконечников. При креплении любых элементов подвески все резьбовые соединения смазывают «литиевым мылом». Это позволяет предохранить резьбу от ржавчины и разрушения. При следующем ремонте открутить гайку будет значительно легче.

В различных подшипниках также используется литиевая смазка. Но, только учтите, что для этих целей нужно подбирать марки без применения графита. Чаще всего, для этого используется литол. Его просто помещают в ступицу с подшипником. Нужно регулярно проверять количество смазки в поворотном кулаке. Шрусы переднеприводных автомобилей также набиваются литиевой смазкой. С помощью литола смазывают обычные рулевые рейки.

Помимо этого, литиевая смазка применяется практически в любых соединениях. Это позволяет снизить уровень коррозии.

Заключение . Как правило, все автолюбители сталкиваются с различными смазками. При этом, далеко не знают особенностей таких веществ. Поэтому, применение в автомобиле литиевой смазки обычно происходит по принципу «вроде нужно так». Хотя, у этих веществ есть свое предназначение, правильное использование смазок позволит увеличить срок службы автомобиля.

Для стабильной и долговечной работы механических компонентов автомобильной технической начинки используются специальные смазки. В отличие от рабочих масел, такие средства специально ориентируются на обслуживание физических процессов трения, делая их менее опасными с точки зрения износа деталей. При этом литиевые смазки не являются особой и отдельно стоящей группой рабочих жидкостей - их используют в широком спектре направлений. По данным специалистов на литиевые составы приходится порядка 70% автохимии, обеспечивающей функцию механических элементов.

Особенности литиевых смазок

В общем сегменте автомобильных смазок данный состав не имеет особых качеств, которые бы его резко отличали от других марок. Можно сказать, это усредненная смазочная основа, наделенная средними технико-эксплуатационными характеристиками. Впрочем, в сбалансированном наборе физических рабочих свойств во многом и заключается условная обособленность таких смесей. К примеру, смазка на литиевой основе характеризуется способностью выдерживать широкий температурный диапазон от -40 до 120 °C.

К этому стоит добавить и способность замедлять коррозийные процессы в группах металлических компонентов, которые эксплуатируются в водных средах или под воздействием влаги.

Еще одной функциональной способностью литола является возможность его безопасного использования в участках с электрическими контактами, а также с аккумуляторными клеммами. Но это относится не ко всем разновидностям таких смазок. У каждой марки свой технологически выверенный набор технических качеств, которые могут подходить в тех или иных ситуациях.

Применение смазки


Опять же, многое в выборе сфер применения определяется конкретными эксплуатационными свойствами, которые состав раскрывает в процессе работы. Базовые смеси такого типа широко используются для обслуживания подшипников скольжения и качения независимо от механизма.

В эксплуатации индустриального оборудования, тяжелых гусеничных и колесных транспортных средств используется универсальная загущенная литиевая смазка. Применение таких составов выгодно по причине их высокой коллоидной стабильности. То есть в узлах трения, которые функционируют с небольшими усилиями по сдвигу при нормальном уровне нагрузки, такие средства демонстрируют высокую работоспособность без необходимости преждевременной замены.

Распространены и специализированные составы, которые применяют в авиационной технике, на производствах радиотехнического оборудования и электромеханических приборов. В таких сферах должна быть обеспечена электрическая и химическая стабильность, а также защищенность самого средства.

Кроме того, важен и сам принцип обработки. К примеру, в некоторых областях используется литиевая смазка-спрей. Применение техники распыления является единственно возможным способом обработки поверхностей на отдельных технологических участках производственных линий. К слову, процесс обработки может осуществляться и в автоматическом режиме в зависимости от технических возможностей конкретного производства.

Преимущества составов


Для начала стоит отметить, что литолы относятся к синтетическим смесям, что обуславливает их невысокую стоимость. Но в отличие от других нефтяных рабочих жидкостей такие составы вполне могут обходиться типовыми эксплуатационными свойствами. По крайней мере, усредненное качество смазки, не прошедшей улучшенную очистку с добавлением минеральных компонентов, не окажет вреда для механических групп. Вместе с этим пластичные литиевые смазки отличаются высоким индексом вязкости, если сравнивать с более дорогими минеральными маслами. Отмечают пользователи и низкие температурные пределы, в которых происходит застывание смеси.

В ходе эксплуатации проявляются и антикоррозионные качества, что позволяет максимально сохранять рабочий ресурс и технической смеси, и целевого обслуживаемого объекта. Что касается электрохимическим качеств, то модифицированные литиевые смазки вполне могут проявлять и повышенную термостабильность, подкрепленную стойкостью к процессам окисления. Эти качества как раз открывают широкие возможности эксплуатации литола в химической промышленности.

Разновидности составов


На рынке представлен литол в нескольких модификациях. Особенно известна марка "Циатим", представленная в разных вариантах. К примеру, под индексом 201 выпускается морозостойкая смазка, рассчитанная на использование в обработке малонагруженных агрегатах, работающих в условиях скольжения, качения и трения.

Модификация "Циатим 202" предназначена специально для обработки узлов трения, функционирующих с небольшим усилием сдвига при малых нагрузках. Именно этот смазочный материал используется в радиотехническом и электромеханическом оборудовании.

Кроме того, состав может иметь разную форму выпуска. К примеру, упомянутая литиевая смазка-спрей рассчитана на дистанционную и более равномерную обработку поверхности. Но существуют и литиевые пасты, которые применяются в участках, более требовательных к смазочным процедурам.

Отзывы о смазках Hi-Gear

Один из лучших производителей автохимии Hi-Gear разрабатывает и достойные составы литиевых смазок. В частности, пользователи таких смесей отмечают их стойкость перед любыми погодными условиями, длительность защитной функции, предотвращение процессов коррозии и т.д.

Важно отметить, что литиевые смазки этой марки демонстрируют и оптимальное сохранение рабочих свойств в условиях сверхнизкой температуры -45 °С. Еще одним положительным качеством продуктов Hi-Gear является возможность безопасного применения для рабочих узлов с разными материалами. То есть данный состав подойдет и для комбинации металл-резина, и для агрегатов с включением пластиковых деталей.

Отзывы о смазках Molykote


Данный производитель также основал отдельное семейство литиевых смазок. Автомобилисты отмечают особенности применения полиальфаолефиных компонентов, в которых исключено содержание примесей. На практике применение это технологическое решение означает отсутствие негативной функции ненасыщенных углеводородов, стабильное поддержание механической защиты рабочей группы, антикоррозийный эффект, небольшую летучесть и коксуемость. Можно сказать, это сбалансированная смазка литиевая, универсальная функция которой подойдет для широкого спектра сфер применения.

Что касается негативных нюансов, то в жестких условиях воздействия климатических факторов некоторые модификации этой фирмы быстро густеют и утрачивают свои рабочие качества. В качестве выхода из положения специалисты рекомендуют дополнять смазки морозостойкими пластификаторами.

02.09.2012
Пластичные смазки: преимущества и недостатки. Загустители

1. Введение
1.1 Определение

Пластичные смазки представляют собой продукты диспергирования агента-загустителя в жидком смазывающем материале, обладающие консистенцией от твердой до полужидкой. Обычно для придания специфических свойств в их состав вводят дополнительные компоненты, в частности агенты-загустители, представляющие собой металлические мыла. Разделить смазочные материалы на жидкие и твердые непросто, так как промежуточное положение занимают текучие вещества (флюиды). Жидкие масла, содержащие << 5 масс. агентов-загустителей (как правило, полимеров), обладают структурной вязкостью, не достигающей тем не менее точки текучести, поэтому их называют загущенными маслами. Относимые к твердым смазкам суспензии, содержащие > 40 %масс. твердых смазочных веществ в маслах, обычно называют пастами. Они содержат также агенты-загустители, обычно присутствующие в смазках; их также называют смазочными пастами.
В целом в состав пластичных смазок входит от 65 до 95 %масс. базовых масел, от 5 до 35 % масс. загустителей и от 0 до 10 % масс. добавок. Хотя каких-либо специальных физических или химических оснований для отдельного описания синтетических или чисто синтетических пластичных смазок не существует, следует определиться с соответствующей терминологией. Многие авторы называют пластичную смазку синтетической, если базовое масло не является минеральным маслом, а представляет собой синтетический продукт, например сложный эфир карбоновой кислоты, синтетический углеводород, полигликоль, силикон или перфторполиэфир. Иногда термин «чисто синтетическая смазка» используют в случае, когда загуститель также является синтетическим (например, соли амидокарбоновых кислот с олигомочевинами).

1.2. История вопроса

Можно вспомнить о том, что смазки, подобные пластичным, были известны еще шумерам, применявшим их для смазывания колесных повозок с 3500 до 2500 гг. дон. э.; установлено также, что еще в 1400 г. до н. э. египтяне применяли смазки, изготовленные из оливкового масла или таллового жира, смешанного с известью, для смазки осей колесниц; однако такие античные авторы, как Диоскурид и Плиний Второй, сообщают лишь о применении свиного жира с подобной целью. По-видимому, первый патент на смазочный материал индустриальной эпохи был выдан Партриджу в 1835 г.; он запатентовал кальциевую смазку, также изготовленную из оливкового масла или таллового жира. Пластичные смазки на основе минеральных масел, загущенные мылами, были, вероятно, первыми смазками — их, ориентировочно в 1845 г., предложил Раес, натриевую смазку с использованием таллового жира запатентовал Литтлом в 1849 г.
Производству и способам применения пластичных смазок посвящены две выдающиеся энциклопедические монографии, первая из которых была написана Клемгардом в 1937 г., вторая — Бонером в 1954 г.. Обе монографии содержат множество общей информации, ценность и актуальность которой сохраняется до наших дней.

1.3. Преимущества перед смазочными маслами

В 1954 г. Бонер в известной монографии перечислил тринадцать преимуществ пластичных смазок перед маслами. В 1988 г. семь преимуществ все еще считались существенными; в 1996 г. Лэнсдаун упоминал только шесть преимуществ и рассматривал их с другой точки зрения (табл. 1).

Таблица 1. Преимущества пластичных смазок перед смазочными маслами

1988
1. Пластичные смазки приобретают текучесть только под действием силы
2. Пластичные смазки обладают меньшими коэффициентами трения
3. Пластичные смазки лучше сцеплены с поверхностью
4. Пластичные смазки обладают повышенной водостойкостью
5. (Эффективная) вязкость пластичных смазок менее зависима от температуры
6. Пластичные смазки работают в расширенном температурном интервале
7. Пластичные смазки представляют собой герметичную защиту от грязи и других видов загрязнения

1996
1. Пластичные смазки не вызывают проблем при запуске и остановке механизмов
2. Пластичные смазки проявляют улучшенные характеристики в условиях работы в слое под давлением
3. Пластичные смазки решают проблемы герметизации
4. Пластичные смазки позволяют осуществлять дополнительную подачу смазки без специальных конструкционных приспособлений
5. Пластичные смазки позволяют избежать загрязнения чистых продуктов
6. Пластичные смазки допускают применение твердых присадок

1.4. Недостатки

По сравнению со смазочными маслами пластичные смазки имеют только два недостатка: не следует отдавать им предпочтение, если существуют проблемы с теплопередачей; кроме того, предельная скорость для пластичных смазок ниже, так как они обладают повышенной эффективной вязкостью. Третий недостаток, который является скорее теоретическим, связан с тем, что из-за более выраженного ионного характера и большей поверхности они более подвержены окислению по сравнению с маслами.

1.5. Классификация

Пластичные смазки получали (и до сих пор получают) названия по отрасли индустрии, в которой их применяют: например, смазки для сталепрокатного производства; по их назначению: например, смазки для колесных подшипников; по рабочим температурным интервалам: например, низкотемпературные смазки; по области применения: например, универсальные (многоцелевые) смазки. Значение последнего наименования с годами менялось, другие названия также не вполне отражают эксплуатационные качества смазок, о которых идет речь. Вопрос о консистенции материалов (от твердых до полужидких) является непростым, однако консистентность легко можно измерить с помощью несложных приспособлений. Поэтому даже в наши дни пластичные смазки получают наименования в соответствии с классом консистенции, установленным Национальным институтом пластичных смазок США (NLGI ) в 1938 г. — по глубине проникновения стандартного конуса в пластичную смазку; метод разработан в 1925 г. (табл. 2).

Таблица 2. Классификация пластичных смазок по индексам NLGI

Индекс NLGI

Внешний вид

Рабочая пенетрация (1/10 мм)

Применение

Полужидкая

Трансмиссионные смазки

Кремообразная

Смазка для подшипников

Мылоподобная

Брикетированные смазки

С физической точки зрения данный метод не является вполне удовлетворительным, поэтому в 1960-е гг. были предприняты попытки скоррелировать (или даже заменить) его реологическими методами, например измерением напряжения пластического течения (предела текучести) на роторном вискозиметре. В настоящее время рабочие характеристики пластичных смазок описаны в таких нормативных документах, как 1S0 6743-9 или DIN 51 825, определяющих главным образом консистенцию, верхний и нижний пределы рабочей температуры, водостойкость и допустимую нагрузку; для автомобильных смазок существует нормативный документ АSTМ D 4950, затем были представлены эталонные смазки и введены сертификационные марки NLGI.
Тем не менее, о характеристиках пластичных смазок в определенной степени лучше судить по физическим и химическим свойствам их базовых масел и агентов-загустителей — естественно, вязкость пластичной смазки возрастает по мере увеличения содержания загустителя, при этом изменяются отдельные характеристики смазки, которые наилучшим образом указывают на разумные пределы, ограничивающие ее практическое применение.

2. Загустители

Загустители не только преобразуют жидкие смазочные материалы в вязкие (консистентные) смазки, а также изменяют характеристики жидких смазочных материалов. Если принимать во внимание все характеристики продукта, то ни один из промышленных загустителей не имеет преимуществ перед остальными (табл.3). Они в равной степени конкурентоспособны и предназначены для выполнения различных задач. Различия появляются главным образом там, где к продуктам предъявляют специфические требования.

Таблица 3. Сравнительные характеристики загустителей

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Sum
12- Гидроксистеарат лития 2,5 1,0 2,0 1,5 2,0 2,0 2,5 1,5 2,5 2,0 1,0 3,0 2,0
12- Гидроксистеарат кальция 3,0 1,0 3,0 1,0 1,5 1,0 2,5 1,0 2,0 2,0 1,0 3,0 1,8
Комплексы лития 1,5 2,0 1,5 2,0 1,5 2,0 2,0 2,5 1,5 2,0 2,0 2,5 1,9
Комплексы кальция 2,0 3,0 2,0 2,0 1,0 1,5 1,5 3,0 1,5 2,0 2,0 2,0 2,0
Комплексы алюминия 2,0 2,0 2,0 2,5 1,5 2,0 2,0 2,5 2,0 2,0 2,0 2,5 2,1
Неорганические загустители 1,5 1,0 1,0 3,0 3,0 1,0 3,0 1,0 3,0 3,0 2,5 3,0 2,2
Полимочевины 1,0 1,5 1,5 2,5 2,0 1,5 2,5 2,0 3,0 3,0 1,0 2,0 2,0
Терефталаматы 1,5 1,5 1,5 1,0 2,5 1,5 2,0 1,0 2,5 2,0 1,0 2,0 1,7
Кальций- сульфонатные комплексы 2,0 3,0 2,0 2,0 1,0 2,0 1,5 3,0 1,0 1,0 2,0 1,5 1,8
Загустители, содержащие карбаматную группу 2,0 1,5 2,0 2,0 2,0 2,0 2,5 1,5 2,0 2,0 1,0 2,0 1,9
I — высокая температура; II — низкая температура; III — старение; IV — совместимость; V — потеря масла; VI — токсичность; VII — липкость; VIII — текучесть; IX — нагрузка; X — сдвиг; XI — трение; XII — износ; Sum — суммарно; 1,0 — отлично; 2,0 — средне; 3,0 — слабо.

2.1. Простые мыла

Максимальный загущающий эффект, как правило, наблюдается при использовании карбоновых кислот, содержащих 18 атомов углерода, поэтому мыла обычно изготавливают из 12-гидроксистеариновой кислоты, полученной из растительного сырья, стеариновой кислоты, полученной из животного или растительного сырья, или из их сложных эфиров, обычно глицеридов, а также из гидроксидов элементов групп щелочных и щелочно-земельных металлов. Мыла, вызывающие загущение базовых масел, позволяют получать пластичные смазки с уникальными характеристиками. Они не только присутствуют в виде кристаллитов и растворенных молекул, но и содержатся в отдельной фазе в виде агломератов, называемых фибриллами (нитевидными молекулярными образованиями), или волокнами. Даже в малейшем зазоре, в который вводят смазку, присутствуют все компоненты продукта, обладающего характеристиками пластичной смазки.

2.1.1. Анионы мыла

Длина углеводородной цепи карбоновой кислоты влияет на растворимость и поверхностные свойства мыла. Удлиненные и укороченные углеводородные цепи снижают его загущающий эффект.
Увеличение длины цепи повышает растворимость в базовом масле, укороченная цепь ее понижает. Разветвленная алкильная цепь понижает температуру плавления мыла и уменьшает загущающий эффект. Карбоновые кислоты, содержащие двойные углеродные связи, так называемые ненасыщенные кислоты, лучше растворимы в минеральных маслах и также уменьшают загущающий эффект и понижают температуру каплепадения. Их применение ограничено из-за пониженной стойкости к окислению. Наличие гидроксильных групп повышает температуру плавления и усиливает загущающий эффект мыла, так как увеличивает полярность его молекул.

2.1.2. Катионы мыла

На основные характеристики мыльных пластичных смазок влияют также катионы, входящие в состав мыла. От катионов зависят эффективность использования загустителя, температура каплепадения, согласно DIN ISO 2176 — температура, при которой пластичная смазка переходит в жидкое состояние при нормальных условиях, водостойкость, и, в некоторой степени, допустимая нагрузка для пластичной смазки.
В 1996 г. пластичные смазки на основе простых мыл все еще составляли более 70% известного мирового производства. Самыми распространенными оказались литиевые мыла, доля которых составила около 50%, далее следовали кальциевые, натриевые и алюминиевые мыла. Значение последних постоянно снижалось в течение нескольких последних десятилетий.

2.1.3. Литиевые мыла

Пластичные смазки на основе литиевого мыла были впервые изготовлены Эрлом в 1942 г.; смазки на основе 12-гидроксистеарата лития (форм.1) — Фрезером в 1946 г. В настоящее время их обычно изготавливают путем взаимодействия порошкообразного или растворенного в воде гидроксида лития с 12-гидроксистериновой кислотой или ее глицеридом в минеральных или синтетических маслах. На выбор реагента — свободной кислоты или ее глицерида — влияет соотношение затрат и рабочих характеристик. Температура реакции составляет от 160 до 250 °С и зависит от базового масла и типа используемого реактора. Температура каплепадения смазки на основе минерального масла NLGI 2 находится в интервале от 185 до 195 °С. Требуемое содержание мыла в подобной многоцелевой смазке составляет около 6 % масс. при использовании нафтенового масла, около 9 % масс. — при использовании парафинового масла и около 12 %масс. — при использовании ПАО; кинематическая вязкость составляет около 100 мм -2 с -1 при 40 °С, загущающий эффект зависит не только от распределения углерода в базовом масле, но также и от его вязкости.
Размер волокон в пластичных смазках на основе 12-гидроксистеарата лития обычно попадает в интервал от 0,2x2 до 0,2x20 мкм. Хорошие универсальные характеристики, в частности высокая температура каплепадения, хорошая водостойкость и прочность на сдвиг, обусловленные водородными связями гидроксильных групп, а также хорошая реакция на добавление присадок — основные причины, по которым пластичные смазки на основе 12-гидроксистеарата лития являются наиболее популярными смазками на протяжении более полувека. Область их использования широка: от применения в качестве пластичных смазок при экстремальных давлениях на основе масел с кинематической вязкостью приблизительно от 200 до 120 мм 2 /с при 40 °С — для больших нагрузок; универсальных (многоцелевых) смазок на основе минеральных масел с кинематической вязкостью приблизительно от 60 до 1000 мм 2 /с при 40 °С — для всех типов подшипников, пластичных смазок, изготовленных с добавлением диэфиров или ПАО-масел с кинематической вязкостью от 15 до 30 мм2/с для высоких скоростей, до смазок для передаточных механизмов, содержащих нерастворимые в маслах полиакиленгликоли. Нижний температурный предел применения пластичной смазки, загущенной литиевым мылом, так же как и для всех прочих пластичных смазок, зависит главным образом от физических характеристик базового масла. Верхний температурный предел определяют испытанием с постепенным повышением температуры на испытательной установке FAG FE 9 согласно DIN 51 821 и DIN 51 825. И вновь, в зависимости от свойств базового масла, верхний предел попадает в интервал между 120 и 150 °С. Очевидно, что интервал между температурой каплепадения и верхней предельной температурой применения может составлять от 60 до 100 °С. В качестве критерия определения как нижнего, так и верхнего температурного предела было предложено маслоотделение. В последние годы предпринимались попытки улучшения структурной стабильности смазок на основе литиевого мыла за счет применения реактивных полимеров.

2.1.4. Кальциевые мыла

Кальциевые мыла, изготовленные из 12-гидроксистеариновой кислоты, называют также безводными кальциевыми мылами. Аналогично соответствующим литиевым мылам они содержат до 0,1 % масс. воды, которая присутствует не в качестве кристаллизационного компонента, как в мылах на основе стеариновой кислоты, хотя технические 12-гидроксистеараты содержат до 15% стеариновой кислоты вес/вес. Кальциевые смазки подобного типа изготавливают тем же способом, что и смазки на литиевой мыльной основе, но при температуре от 120 до 160 °С. Размер волокон является промежуточным между аналогичными величинами для литиевых мыл и гидратированных кальциевых мыл. Смазки можно использовать при температурах до 120 °С. Температура каплепадения находится в интервале от 130 до 150 "С, в зависимости от характеристик базового масла. Как правило, они обладают очень хорошими антикоррозийными свойствами и хорошей стойкостью к окислению; такие смазки, изготовленные из соответствующих базовых масел, вероятно, являются лучшими низкотемпературными смазками.
Кальциевые соли на основе стеариновой, пальмитиновой или олеиновой кислоты также называют кальциевыми мылами (форм. 2). Цена исходных материалов для изготовления смазок на данной основе является самой низкой, но они обладают наихудшими рабочими характеристиками. Их изготавливают путем нейтрализации суспензии гидроксида кальция в воде жирными кислотами в минеральном масле. На первой стадии реакции, которую обычно проводят в сосуде высокого давления, жиры расщепляются на жирные кислоты и глицерин. Стабильные пластичные смазки можно получить только в присутствии некоторого количества воды (обычно около 10 % масс. мыла). Содержание воды обычно регулируют на втором этапе, проводимом при перемешивании, или в охлаждаемом реакционном сосуде. Размер волокон, как правило, составляет около 0,1x1 мкм. В отсутствие воды структура смазки разрушается. Поэтому температура каплепадения для смазок такого типа составляет всего лишь от 90 до 110 °С, а верхний температурный предел применения — лишь 80 °С


Эти смазки обладают очень высокой водостойкостью и хорошей адгезией. Поскольку производство смазок данного типа является весьма затратным относительно рабочих характеристик полученного продукта, их значение быстро уменьшается.

2.1.5. Натриевые мыла

Значение пластичных смазок на основе натриевых мыл в наше время невелико по сравнению со смазками на основе 12-гидроксистеаратов лития и кальция; тем не менее, в виде полужидких продуктов они все еще представляют интерес в качестве смазочного материала для передаточных механизмов. Интервал температур капле¬падения для натриевых смазок, изготавливаемых на основе жирных кислот или жиров, составляет приблизительно от 165 до 175 °С. Верхний температурный предел эксплуатации — около 120 °С. Предложены продукты с различной структурой волокон: коротковолокнистые и длинноволокнистые; в последних размеры волокон достигают 1x100 мкм, что в некоторой степени объясняет весьма высокую величи¬ну допустимой нагрузки при применении в передаточных механизмах. Пластичные смазки этого типа обладают чрезвычайно высокими антикоррозийными параметрами лишь при малом содержании воды; однако их главный недостаток состоит в том, что в присутствии большего количества воды растворимость натриевых мыл возрастает, что в первую очередь приводит к образованию геля, резко повышающему эффективную вязкость, и впоследствии — к b>разрушению структуры в целом.

2.1.6. Прочие мыла

Смазки на алюминиевой мыльной основе обычно изготавливают из произведенных промышленным способом алюминиевых мыл, как правило, на основе стеарата алюминия. Вероятно, впервые смазки подобного типа были предложены Ледерером (Lederer) в 1933 г. Температуры каплепадения не превышают 120 °С, верхний температурный предел находится в интервале от 80 до 90 °С, при температуре выше 90 °С смазки проявляют тенденцию к гелеобразованию. Для данных мыл типичный размер частиц составляет менее 0,1x0,1 мкм, что в некоторой степени объясняет довольно низкую величину сопротивления сдвигу и выраженному тиксотропному поведению продуктов. Алюминиевые смазки, как правило, являются очень прозрачными и гладкими. Они обладают высокой водостойкостью и хорошей адгезией, однако их в значительной степени вытеснили литиевые смазки, что отчасти обусловлено тем, что для получения пластичных продуктов на заключительном этапе процесса изготовления алюминиевые смазки нельзя перемешивать, а необходимо выливать продукт в емкость и выдерживать несколько часов для охлаждения.
Пластичные смазки на основе бариевых мыл обладают высокой водостойкостью и сопротивлением сдвигу; смазки на основе свинцового мыла имеют преимущества по таким параметрам, как величина допустимой нагрузки и защита от износа. Тем не менее оба типа смазок в настоящее время практически не применяются, главным образом по причинам, связанным с их токсичностью..

2.1.7. Смешанные катионные мыла М 1 Х/М 2 Х

Смеси на основе мыльных смазок, содержащих различные катионы, главным образом литий-кальциевые, кальций-натриевые и натрий-алюминиевые, называют также смазками на смешанных мылах. Их свойства зависят главным образом от количественного соотношения двух или более типов мыла. Литий-кальциевые смазки обладают повышенной водостойкостью и зачастую повышенным сопротивлением сдвигу по сравнению с чисто литиевыми смазками. Если доля кальциевого мыла не превышает 20 % масс, то их температуры каплепадения близки к аналогичным величинам для чисто литиевого мыла и находятся в интервале от 170 до 180 °С (рис. 1), а фрикционные характеристики и защита от износа улучшены по сравнению с аналогичными параметрами для чисто литиевых смазок. Некоторые кальций-литиевые смазки имеют улучшенные рабочие характеристики по сравнению со смазками на основе 12-гидроксистеарата кальция.


Литий-кальциевые смазки получили широкое распространение в качестве специализированных многоцелевых смазок. Пластичные смазки, изготовленные главным образом на основе стеаратов натрия и алюминия, описанные подробно Бонером, использовали в качестве заменителей литиевых смазок, например, в бывшей ГДР. Сообщалось, что характеристики литий-висмутовых смазок улучшены по сравнению с характеристиками традиционных литиевых смазок (в том числе содержащих висмутовые присадки) по параметрам механической стабильности и применения при высоких температурах. Процесс изготовления смазок на основе смешанных катионных мыл, как правило, является одностадийным, поскольку стабильность смесей конечных продуктов не всегда является удовлетворительной.

2.1.8 Смешанные анионные мыла МХ 1 /МХ 2

Поскольку кислотные компоненты большинства простейших смазок на мыльной основе имеют животное или растительное происхождение, их уже можно считать смазками на смешанной анионной мыльной основе. И все же для тонкой доработки многоцелевых смазок и специализированных многоцелевых пластичных смазок, особенно при использовании сравнительно чистой 12-гидроксистераиновой кислоты, зачастую Необходимо замещение малых количеств преобладающей кислоты дополнительной кислотой, например бегеновой, нафтеновой или стеариновой.

2.2. Комплексные мыла

С дополнительными солями неорганических кислот (например, борной и фосфорной), или с карбоновыми кислотами с короткой углеродной цепью (например, уксусной кислотой), или с дикарбоновыми кислотами (например, азелаиновой и себациновой, или с более сложными кислотами (например, с кислотами димерного ряда, все из которых являются производными растительных масел, простые мыла могут образовывать некоторые типы комплексных мыл. Выражение «некоторые типы» использовано в данном случае потому, что в физико-химическом смысле комплексы, образованные по механизму, описанному Ю. Л. Ищуком для моновалентных катионов, таких как Li+, можно рассматривать также как аддукты, а комплексы катионов, таких как Са2+ и А13+, образованные по механизму, описанному Полищуком, можно также рассматривать как основу для отдельного типа смешанного мыла. Добавление дополнительных солей всегда приводит, с одной стороны, к увеличению температуры каплепадения с 50 до приблизительно 100 °С и к уменьшению маслоотделения, что в первую очередь обусловлено повышенной концентрацией загустителя, а с другой стороны, по той же причине, — к уменьшению стабильности при низких температурах. Благодаря улучшенным характеристикам смазки на основе комплексного мыла нашли широкое применение, и в настоящее время их доля составляет около 20% от всех представленных на рынке пластичных смазок.

2.2.1. Литиевые комплексные мыла

Верхний температурный предел для них находится в интервале от 160 до 180 °С; кроме того, некоторые смазки на основе мыл, содержащих комплексы лития, по своим характеристикам аналогичны соответствующим продуктам на основе простых мыл, однако из-за множества возможных дополнительных солей не все их характеристики поддаются обобщению. Из многих существующих составов наиболее распространены композиции на основе 12-гидроксистеариновой и азелаиновой кислот (форм. 3). Этот комплекс был предложен в 1974 г. Первый комплекс на основе 12-гидроксистеариновой и уксусной кислот был запатентован еще в 1947 г. Комплексные литиевые мыла с наилучшей несущей способностью содержат борную или фосфорную кислоту. По размеру волокон такие комплексные мыла незначительно отличаются от простых мыл, при этом размер их волокон не претерпевает существенных изменений при обычном сдвиге (рис. 2). Подобные смазки имели наивысшие температуры каплепадения до тех пор, пока не появились сообщения о том, что введение дополнительных органических кислот придает смазкам сравнимые характеристики по параметрам каплепадения. Кроме азелаиновой и борной, систематически исследуют возможность применения других кислот (табл. 4).


Систему на основе сочетания 12-гидроксистеариновой и азелаиновой кислот исследовали с точки зрения процесса производства и влияния ПАВ, аналогичным образом рассматривали также себациновую кислоту, главным образом с точки зрения стехиометрии. В 1998 г. был опубликован обзор публикаций по разработкам в области комплексных смазок в 90-е гг.

Таблица 4. Литиевые комплексные мыла
+
Адипат лития
Азелат лития
Димерат лития
Себацинат лития
Терефталат лития
···
Борат лития
Фосфат лития

Интерес к комплексным литиевым мылам велик, о чем свидетельствует множество патентов, представленных в каталоге Chemical Abstracts Selects, поскольку доля комплексных литиевых пластичных смазок составляет около 10% и они являются самыми распространенными из комплексных смазок. Тематика исследований варьирует от практических направлений, например оптимизации спецификаций для автомобильных смазок, до более фундаментальных, таких как уточнение механизма образования комплексов в процессе производства при помощи ИК-Фурье спектроскопии или применения высокомолекулярных соединений, таких как додеканедиоиковая кислота, которые прежде не применялись в индустрии пластичных смазок; кроме того, проводятся эксперименты чисто исследовательского характера, целью которых является сбор информации о потенциальных свойствах новых компонентов для производства смазок, например полиангидридов.

2.2.2. Кальциевые комплексные мыла

Все кальциевые комплексные смазки содержат уксусную кислоту в качестве дополнительной кислоты (форм. 4). Комплекс данного типа впервые был описан в 1940 г. Кальциевые комплексные смазки обладают высокой прочностью на сдвиг и водостойкостью, низким уровнем маслоотделения и хорошим уровнем допустимой нагрузки. Верхний температурный предел применения составляет 160 °С. Из-за образования кетонов, описанного в традиционных методиках органического синтеза, при температуре выше 120 °С возможно выраженное уплотнение. Тем не менее, процесс уплотнения смазки можно замедлить при помощи полимерных модификаторов структуры.


2.2.3. Комплексные мыла на основе сульфоната кальция

Конкурентоспособные смазки на основе данного комплекса впервые были предложены в 1985 г. Первоначально они содержали полученные in situ перенасыщенный основаниями сульфонат кальция и кальциевые соли других сульфонатов, 12-гидроксистеариновой кислоты и борной кислоты. Характеристики комплекса можно улучшить, заменив борат кальция на фосфат (форм. 5). Полищук опубликовал обзор истории кальциевых смазок, включая период максимального интереса к ним, связанного с разработкой новой системы загустителя; кроме того, опубликован обзор по их усовершенствованию на протяжении первого десятилетия от начала их доступности потребителю. Эти смазки обладают чрезвычайно высокими антикоррозийными характеристиками и высокой прочностью на сдвиг, а по значению допустимой нагрузки сравнимы лишь со смазками на основе других мыл, содержащих большое количество присадок. Температуры каплепадения таких смазок превышают 220 °С, однако верхний температурный предел применения составляет приблизительно 160 °С. Тем не менее, некоторые марки способны работать в течение нескольких часов при температурах до 250 °С. Значение комплексных смазок на основе сульфоната кальция за последние пять лет существенно возросло. В настоящее время выпускаются даже смазки пищевой категории. Природа комплексов и структура содержащегося в них карбоната кальция до сих пор является предметом дискуссий, пересыщенные основаниями карбоксилаты предложены в качестве потенциальных заменителей соответствующих сульфонатов.


2.2.4. Алюминиевые комплексные мыла

В настоящее время широко применяют только один из возможных комплексов алюминия, который включает стеарат и бензоат алюминия (форм. 6) и был впервые запатентован в 1952 г. Комплексные алюминиевые смазки такого типа обладают высокой водостойкостью и хорошими низкотемпературными характеристиками. В последние годы их значение уменьшилось, однако предпринимались попытки исследований в целях выяснения механизма образования мыл, регулирования процесса, расширения области применения, что в перспективе может вернуть этим смазкам привлекательность для потребителя. Такая перспектива реальна для смазок пищевых категорий и биоразлагаемых смазок.



2.2.5. Другие комплексные мыла

Смазки на основе натриевых комплексных мыл нашли применение благодаря возможности использования при высоких относительных скоростях, однако подобно простым мылам они теряют свое значение из-за ограниченной водостойкости; бариевые комплексные мыла, так же как и простые мыла, практически полностью вытеснены с рынка. Титановые комплексные смазки запатентованы в 1993 г. Они основаны на 12-гидроксистеариновой и терефталевой кислотах (форм. 7). Из их свойств более всего заслуживает упоминания хорошая характеристика по допустимой нагрузке.


2.3. Другие органические загустители

Из всевозможных мылоподобных солей только натриевые и кальциевые соли стеариламидотерефталевой кислоты (форм. 8) находят техническое применение. Они были запатентованы в 1954 г. и предложены для применения в многоцелевых смазках в 1957 г. Температуры каплепадения для смазок такого типа достигают 300 °С, а верхний рабочий температурный предел достигает 180 °С. Несмотря на то, что они обладают эффектом загущения простых мыльных смазок, по своему поведению они аналогичны комплексным смазкам, что делает их ценными многоцелевыми смазками. В последнее время их подвергли повторным исследованиям и рекомендовали для различных областей применения. Эти загустители являются самыми дорогостоящими; предпочтительно их использование с синтетическими базовыми маслами. Описаны комплексные мыла, включающие терефталат или бензоат; кроме того, исследованы комплексы стеарата алюминия с терефталатами.


2.4. Неионные органические загустители

Из довольно большого количества теоретически приемлемых соединений широкое промышленное распространение получили только олигомочевины, обычно называемые полимочевинами.

2.4.1. Димочевины и тетрамочевины

Олигомочевины в качестве загустителей были предложены в 1954 г. Продукты реакции одной молекулы MDI (ди-4,4"-изоцианатфенилметан — форм. 9) или других диизоцианатов с двумя молекулами моноаминов называют димочевинами (форм. 10). Тетрамочевины (форм. 11) являются продуктами реакции двух молекул диизоцианата с одной молекулой диамина и двумя молекулами моноамина. В зависимости от требуемых рабочих характеристик продукта, применяют алифатические или ароматические амины или их смеси. При избытке диизоцианата трехмерные структуры формируются вдоль связующих мостиков, подобных биуретовым (форм. 12). Представлен подробный обзор систем, содержащих олигомочевину в качестве загустителя, с точки зрения их характеристик в сравнении с характеристиками смазок на основе комплексных мыл и зависимости этих характеристик от используемого базового масла. Верхний температурный рабочий предел для смазок на основе олигомочевины определяется не столько стабильностью загустителя, разложение которого обычно начинается при температуре немного ниже 250 °С, сколько стабильностью базового масла. Поэтому характеристики этих смазок предпочтительнее, чем характеристики смазок на мыльной основе, для которых рабочие температуры превышают 180 °С. При перегреве олигомочевинной (полимочевинной) смазки на основе полиалкиленгиколей происходит распад, продуктами которого в идеальном случае являются только газообразные вещества. Несмотря на то, что тетрамочевины также обладают некоторыми преимуществами, преобладает тенденция к применению димочевин. Определить, являются ли характеристики продуктов, содержащих димочевины на основе алифатических, ациклических или ароматических аминов, улучшенными при стандартных условиях нелегко — это показывают исследования толщины пленок и отклика на добавление присадок типа ЕР .


Полимочевинные комплексные смазки, содержащие ацетат кальция, были предложены в 1974 г.; затем появились другие смазки, содержащие карбонат и другие дополнительные соли; эти продукты до сих пор предпочтительны в некоторых областях применения. Полимочевинные комплексные смазки называют также полиуретановыми смазками, или полиуретановыми комплексными смазками, однако эти названия следует зарезервировать для полимочевинных смазок, в которых амины частично замещены спиртами. В 1995 г. был представлен волокнистый продукт. Несмотря на то, что при высоких температурах смазки на мыльной основе не могут конкурировать с полимочевинными смазками, при температурах ниже 180 °С литиевые комплексы, например, обладают по меньшей мере равными с ними характеристиками. Загустители, подобные карбаматам (форм. 13), являются родственными по отношению к олигомочевинам и простым мылам и обладают характеристиками, промежуточными для этих двух групп. Это справедливо также для смесей полимочевинных смазок с простыми или комплексными мыльными смазками. На тех же основаниях, что и смазки, подобные карбаматам, эти смеси можно отнести к смазкам на основе «мочевинного мыла».



2.4.2. Другие неионные органические загустители

Полимерные перфторированные углеводороды — измельчаемый до микронных размеров порошкообразный политетрафторэтилен (ПТФЭ) обычно используют в качестве загустителей для смазок, применяемых при температурах свыше 220 °С с верхним рабочим температурным пределом около 270 °С. Для подобных областей применения в качестве базовых масел следует выбирать их жидкие олигомеры или, предпочтительнее, соответствующие перфторалкиленовые эфиры. Такие полимеры, как полиамиды или полиэтилены, применяют главным образом в качестве присадок.

2.5. Неорганические загустители

Для применения в смазочных маслах неорганические загустители необходимо обработать реакционно-способными органическими соединениями концентрацией от 5 до 10 %масс. Только такая обработка позволяет им функционировать в качестве олеофильных загустителей, без этого они будут подобны наполнителям, загустителям и твердым смазкам, которые лишь при концентрации свыше примерно 40 %масс. образуют пасты. Кроме данных гидрофобных агентов, для гелеобразования необходимы дополнительные полярные активаторы, например ацетон, этанол или более безопасный в использовании пропиленкарбонат. Их применяют при содержании 10 % масс. относительно загустителя. Сами загустители стабильны при температурах до 300 °С; получаемые смеси или гели применяют при рабочих температурах до 200 °С в случаях, когда нет необходимости в усиленном сопротивлении сдвигу. Это отчасти вызвано тем, что диаметр исходных частиц составляет лишь около 0,05 мкм. Склонность смазок с неорганическим загустителем к затвердеванию и маслоотделению при хранении и их чувствительность к полярным присадкам в некоторой степени можно нивелировать путем добавления функциональных полимерных агентов. Это подтверждают исследования с использованием окиси алюминия, которые являются в большей степени теоретическими.

2.5.1. Глины

Глины (точнее, бентонитовые алюмосиликаты, главным образом смектиты, монтмориллонит и гекторит являются важнейшими неорганическими загустителями. Обычно их обрабатывают четвертичными аммониевыми основаниями (например, хлоридом триметилстеариламмония) и вышеупомянутыми активаторами.

2.5.2. Высокодисперсная кремниевая кислота

Высокодисперсную кремниевую кислоту получают путем сжигания тетрахлорида кремния в пламени гремучего газа: более приемлемой в качестве загустителя она становится после обработки такими веществами, как силаны, силазаны или силоксаны (рис. 3).


Одним из преимуществ данных продуктов является малая зависимость их консистенции от температуры. Вместе с подходящими базовыми маслами и активаторами они образуют гели (от белых до прозрачных), применяемые в медицине и пищевой промышленности.

2.6. Прочие загустители

В целом неорганические и органические пигменты всех типов можно использовать в качестве загустителей или в качестве наполнителей. Граница их применения в качестве присадок для смазочных масел является нечеткой. В промышленном масштабе иногда используют только такие неорганические материалы, как сажа и коллоидный графит, а также органические фталоцианины. Хотя в принципе возможно изготовление смазок на основе сочетания всех типов загустителей, на практике применяют лишь отдельные смеси мыл с комплексными мылами, или мыл с глинами и олигомочевинами.

2.7. Временно загущенные жидкости

При определенных условиях вязкость жидкостей и суспензий твердых веществ в жидкостях значительно увеличивается (табл.5).

Таблица 5. Временно загущенные жидкости Магнитные жидкостити
1. Суспензии частиц феррита в инертных жидкостях
2. Сила магнитного поля
3. Акустические и быстровращающиеся механизмы

Электрореологические жидкости
1. Суспензии силикатов в силиконовых маслах
2. Напряжение
3. Гидравлические затворы, амортизаторы, вязкостные муфты

Жидкие кристаллы
1. Соединения, образующие смектические В-фазы
2. Давление-температура
3. Гидравлические затворы, муфты 1 - сырой материал; 2 - причина затвердевание; 3 - применение.
Некоторые жидкокристаллические системы применимы в качестве смазывающих материалов в случаях, когда происходят перепады давления или температуры. Некоторые растворы, способные образовывать жидкие кристаллы в ограниченном интервале температур, по характеристикам сравнимы с консистентными смазками, а отдельные жидкие кристаллы в концентрированных точечных контактах даже их превышают.
Электрореологические и электровязкостные поля, суспензии измельченных до микронных размеров высокополяризуемых и гидрофильных пористых твердых веществ, первоначально - силикагель в силиконовом масле с водой в качестве инициатора; в дальнейшем - полиуретаны без инициатора в углеводородах характеризуются чрезвычайным увеличением эффективной вязкости при воздействии электрических полей. Первые практические применения, предложенные Уинслоу {Winslow), относятся к 1942 г. В последние годы сообщают о расширении их применения в гидравлических затворах, демпферах и муфтах, а также о прогрессе в области научных разработок.
Магнитореологические жидкости, микронные суспензии переходных элементов, главным образом ферритов, проявляют аналогичные свойства в магнитных полях. Оба типа жидкостей называют также «умными жидкостями». Они содержат от 20 до 60% твердых частиц, образующих более или менее разветвленные цепи при приложении полей; таким образом, они проявляют свойства бингамовских пластиков. Повышение усилия сдвига приводит в первую очередь к растяжению, затем - к разрыву цепей, состоящих из частиц, хотя равновесная рекомбинация частей цепи позволяет жидкости сохранять эффективную вязкость даже при большой скорости сдвига. Вопрос о том, могут ли смазочные эмульсии или даже пены иметь смазочный потенциал, сравнимый с потенциалом пластичной смазки, остается открытым. Сообщалось об исследовании возможности применения эмульсий для литиевых смазок. Результаты исследования оказались многообещающими с точки зрения испытаний на износ методом теста Тимкена, однако это не подтвердилось при испытании на четырехшариковой машине.

Роман Маслов.
По материалам зарубежных изданий.

Литиевые смазки обеспечивают надежную защиту любого механизма, в составе которого имеются трущиеся детали. Состав литиевых смазок позволит уверенно защищать механизмы от износа и воздействий агрессивной среды (влага, частицы пыли, химически активные жидкости). Эти типы смазок позволят уверенно эксплуатировать механизмы в режимах высоких температур и пиковых механических нагрузок, продлевая их эксплуатационный срок.

В процессе технического обслуживания узлов и механизмов автомобилей или другой техники широкое применение получили консистентные смазки. Этот вид смазочного материала совместил в себе лучшие качества жидкого масла и твердого порошка. Эти смазки еще называют пластическими смазками, поскольку они способны разжижаться под воздействием нагрузки и смазывать рабочую поверхность. Этот тип смазочного материала отлично подойдет в тех случаях, когда жидкое масло не способно создать надежное смазывание и одновременную защиту деталей от попадания пыли, конденсата и других внешних частиц.

По своему составу литиевая смазка является комбинацией синтетических или нефтяных масел, в которую добавляются специальные добавки и присадки, формирующие свойства определенного типа смазки. Важную роль в составе смазки играет загуститель, который и определяет спектр областей ее применения. Наиболее распространенным загустителем консистентной смазки являются мыльные загустители, среди которых самым популярным является литиевое мыло.

Производство литиевых смазок

Процесс производства литиевых смазок состоит из нескольких этапов, каждый из которых придает будущему конечному продукту определенные свойства. Основу любой литиевой смазки составляют дисперсные фазы, дисперсионная среда, примеси и добавки, модифицирующие свойства базовой смазочной смеси. Производственный процесс получения литиевой смазки включает в себя следующие этапы:

  • подготовка используемого сырья;
  • омыление с помощью литиевой мыльной смеси;
  • обезвоживание подготовленной консистенции;
  • высокотемпературная термообработка и последующее охлаждение;
  • введение присадочного материала и гомогенизация;
  • удаление пузырьков воздуха из полученной смазки и фильтрация;
  • фасовка в тару для хранения.

Вся производственная технология литиевой смазки построена на применении сложных физико-химических процессов, которые происходят между компонентами смазки. Изначально формируется структура литиевой смазки путем варки в котле базовых компонентов с последующим добавлением в смесь литиевой мыльной смеси. После процесса омыления жиров смазки происходит удаление влаги. В сформированную структуру вводятся соответствующие примеси с присадками, формирующие конечные свойства литиевой смазки. Важным процессом является правильное охлаждение смеси с удалением из ее консистенции воздушных пузырей.

Отличительные особенности литиевых смазок

Литиевые смазки, в отличие от многих других смазочных материалов, отличаются повышенной вязкостью (температура каплепадения составляет около 200°С). Они не растворяются в водной среде и устойчивы при отрицательных температурах. Свои свойства они могут сохранять при температурах от -60°С до 120°С. Это позволит их успешно применять как в арктических условиях, так и в тропических.

Литиевые смазки отличаются структурной стабильностью и имеют высокий предел прочности. Кроме этого, этот смазочный материал отличают устойчивость к окислению, высокая устойчивость к воздействию агрессивной внешней среды. Повысить противозадирные и износоустойчивые свойства этого типа смазки можно при помощи специальных присадок, вводимых в процессе ее производства.

Благодаря своим рабочим параметрам этот тип смазки используется практически в любой промышленной области, начиная от гражданского автомобилестроения и заканчивая производством сложной военной техники.

В зависимости от количества и типа вводимых примесей, а также используемых базовых компонентов, различают несколько типов литиевой смазки. Об основных из них и пойдет речь ниже.

Универсальная литиевая смазка

Наиболее используемый тип литиевых смазок, владеющий оптимальными параметрами физической и химической стабильности. Смазка способна сохранить свои рабочие параметры под продолжительным действием тепловых и механических перегрузок. Повышенный коэффициент липкости позволит оставаться на рабочих поверхностях в высокооборотных механизмах с сильными вибрациями. Водоотталкивающий эффект смазки позволит применять этот тип смазочного материала даже во влажной среде. Характеризуется отличными защитными свойствами, благодаря чему можно защитить механизмы от загрязнений различными примесями.

Такие смазки уверенно защищают механизмы в широком интервале температур, вплоть до 130°С, на протяжении короткого времени и при 150°С. Традиционно этот тип смазочного материала применяют для узлов с нормальным режимом эксплуатации, для которых характерна работа с частотой вращения не более 10000 об/мин.

Литиевые смазки для ШРУСов

Этот тип литиевой смазки имеет в своем составе дисульфид молибдена и предназначен для применения в шарнирах равных угловых скоростей (ШРУСов). Наличие дисульфида молибдена гарантирует надежную защиту механизмов, которые работают под действием знакопеременных механических нагрузок, а также при кратковременных пиковых нагрузках. Смазка позволяет механизмам работать в условиях точечной контактной нагрузки в 3500 Н.

Аналогично, как и универсальные смазки, этот тип смазочного материала владеет влагоотталкивающими свойствами, отлично защищает механизмы от загрязнений и может применяться в широком интервале температур вплоть до 150°С.

Комплексные литиевые смазки

Этот тип литиевой смазки в своем составе имеет кондиционер металла. Это позволяет снизить потери на трение и качественно защитить детали высокооборотных механизмов от чрезмерного износа. Благодаря этой смазке механизмы можно использовать при высоких температурах и механических воздействиях достаточно длительное время, что позволит продлить их эксплуатационный срок и сроки замены.

Смазка отлично подходит для механизмов, работающих в экстремальных эксплуатационных условиях. Ее можно применять при температурах в 150°С, а на протяжении небольшого периода и при t=200°С. Этот тип смазки используют в узлах, которые не предусматривают ее замены на протяжении всего срока эксплуатации.

Литиевые смазки с тефлоном

Этот тип смазочного материала имеет в своей структуре политетрафторэтилены, которые обеспечивают более легкое скольжение трущихся деталей. Литиевая смазка специально разработана, чтобы защитить механизмы от коррозии, провоцируемой внешней средой и уменьшить износ деталей в процессе трения. Смазка устойчива к влаге, пыли и другим агрессивным средам. На поверхности деталей смазка образует защитную влагоустойчивую пленку белого цвета. Применяется для смазывания тросов, звеньев цепей, направляющих, резьбовых соединений. Может эффективно защищать неокрашенные детали от коррозии, а также исключать коррозию в местах крепления деталей между собой.

Аэрозольные смазки

Кроме густых смазок производители предлагают покупателям широкий спектр аэрозольных литиевых смазок. Благодаря этим смазочным материалам легко можно защитить детали от коррозии и воздействий агрессивных сред. Благодаря аэрозолям смазка попадает в самые мелкие щели, обеспечивая максимальную защиту. Такие смазки будут эффективными не только в обслуживании различных промышленных механизмов, но и в быту.


Другие статьи

9 Ноября

Для ориентирования на местности, помощи в рыбалке и на охоте, для астрономических и иных наблюдений широко используются специальные оптические приборы — бинокли. Все о биноклях, их типах, конструкции, особенностях и основных характеристиках, а также об их правильном подборе — узнайте в этой статье.

2 Ноября

Механизированная абразивная обработка различных поверхностей дрелью или гравировальной машинкой выполняется с помощью сменных наждачных бандажей. Все об этих расходных материалах, их существующих типах, устройстве и характеристиках, а также о правильном подборе и применении абразива читайте в статье.

26 Октября

Тонкие и деликатные операции по механической обработке различных материалов удобнее всего производить специальным инструментом — гравировальной машинкой (гравером). О том, что такое гравер, как он устроен, каких типов бывает и какой имеет функционал, а также о его правильном выборе читайте в статье.

Во многих отечественных и зарубежных легковых автомобилях управление светотехникой вынесено на отдельную панель — блок управления освещением. О том, что такое блок управления освещением, какие функции он имеет, как он устроен и работает, а также о его правильном подборе и замене — читайте в статье.

5 Октября

Для работы двигателя внутреннего питания необходим воздух, который отбирается из атмосферы с помощью специального устройства — воздухозаборника. О том, что такое воздухозаборник и для чего он нужен, каких типов бывает и как устроен, а также о правильном выборе и замене этой детали — читайте в статье.

28 Сентября

Ксеноновые лампы головного света из-за особенностей конструкции не могут прямо подключаться к бортовой электросети автомобиля. Для их работы нужно специальное устройство — блок розжига ксенона. Все о данных блоках, их типах, конструкции и работе, а также о верном выборе и установке читайте в статье.