Западный, восточный и российский менталитет. Особенности менталитета и мировоззрения древнего востока

Это письмо мне переслал друг по почте,прочитайте его,интересно очень.


К размышлению...
Беглый обзор социокультурных различий европейского и восточного менталитета.

.... люди попросту не понимают причин почему " беженцы" поступают так как поступают, потому что к пониманию их поступков подходят со своей " европейской" меркой, являющейся по меньшей мере наивной, а фактически недальновидной.
Некоторые вещи европейцу просто не в состоянии в голову прийти, даже если их повернуть вверх тормашками и трясти.
В связи с актуальностью, я решила поделиться своим жизненным опытом на тему об арабском менталитете, ни в коем случае не претендуя на полноту и исключительность, и буду рада, если найдутся люди, тоже имеющие практический опыт погружения и понимания.
Начну с того, что я люблю арабский Восток. Да, да, я его люблю. Арабский язык нереально крут, я жду не дождусь пенсии, когда будет время доучить его наконец.
Я носила женскую закрытую мусульманскую одежду (из любопытства), мне понравилось. Эта одежда заставляет менять шаг и делает походку ну просто экстремально женственной. Свадебные наряды мне очень нравятся, правда для повседневной жизни.
Да я..эх)
У Востока вообще не может быть более лояльного сторонника, чем я.
Именно поэтому все что я говорю - я говорю без злости, с позиций острого понимания, что Запад есть Запад, Восток есть Восток.
Я знаю, что мощь Востока немерянна по сравнению с нами и они сметут нас как микробов с лица цивилизации.
То, что я реально люблю арабский мир, совершенно не повод уничтожить Европу как ветвь человеческого развития, примерно так же как вы не даете уничтожить свою клумбу просто потому, что жизненная мощь сорняков на несколько порядков выше.
Вас можно сколько угодно называть расистом в отношении сорняков, но почему-то вы продолжаете полоть свою клумбу..

А теперь практическая тренировка .
1. Разминка.
Просто чтобы начать с чего-то простого, начнем с базара, проще всего начать чувствовать разницу.
...Я спросила своих друзей, во сколько раз здесь надо опускать цену на базаре, чтобы не быть туристическим лохом.
Я не жадная. Просто я тут не турист, и не надо со мной как с туристом.
Не сразу, но признались, что надо опускать цену в 15-20 раз, но без местного помошника мне это ни в жизнь не удастся.
Я погрустнела. Многовато. Тем более без свободного арабского.
Решила быть реалистом и целить на 10 раз.
Относительно Европы сами знаете - если тебе удалось сбить цену в 2 раза, значит покупка удалась, если в три, твой уровень - "Бог".
Никому из европейцев просто не придет поднимать цену на свой товар для иностранца в 20 раз просто потому, что вы предполагаете, что эти деньги должны у него быть.
.. каждый день как на работу, я хожу на базар и учусь торговаться. Количество купленных в тренировочных целях предметов растет с ужасающей быстротой, и я придумываю, кому и когда их буду раздаривать. Сбивать цену в пять раз раз я начала практически сразу, помучавшись еще пару дней, улучшила результат до семи, и тут дело застопорилось.
Я никак не могу уловить ту хрень, которую они делают, чтобы обойти меня в нашем споре, и меня это выбешивает. НЛП на них не действует.
...чемодан объявил, что я могу купить еще только один большой предмет.Я иду за антикварным блюдом, которое высмотрела в витрине одного магазина. Привычно сбиваю цену в семь раз, но это мой последний! шанс не провалить учебу, и я продолжаю торговаться.
Обстановка подогревается.
Хозяин бросает в бой "серебрянный" антикварный нож, который я мельком потрогала, и мы начинаем по-новой. Шоу переходит на новый уровень, хозяин влезает в мое блюдо двумя ногами и прыгает в нем, доказывая какая это исключительная вещь.
Я и так это знаю,но - хотя бы в 9 рааааз...
Внезапно хозяин багровеет и начинает блажить на каком-то берберском, судя по всему, сыпать отборными проклятиями.
Я пугаюсь и собираюсь сделать ноги, но внезапно из глубины затуманенного сознания выплывает воспоминание о том, что только если хозяин ругается и проклинает тебя, только тогда можешь быть уверен, что получил более-менее справедливую цену. Он молча пакует блюдо, показывая всем своим видом, что я его ограбила, а я злобно фыркаю на выходе.
На другой день, когда я прохожу мимо (я перешла в раздел масел, но торговаться там - кощунство), он кидается меня обнимать и затаскивает выпить чаю. Каждый день я объясняю, что покупать больше ничего не буду, и каждый день в результате мы сидим, попиваем свежезаваренную мяту и болтаем за жизнь.
Через неделю он спрашивает меня, готова ли я купить чернильницу. Я всеми силами старалась не смотреть на старинную арабскую чернильницу, но чем больше старалась, тем больше понимала что ее место на моем столе.
Торговаться я не хочу, я и так чувствую вину за вырванный у него по дешевке объект музейного уровня, я знаю что возьму чернильницу за любые деньги и внутренне готовлюсь ко всему, но внезапно цена оказывается что называется " без запроса". Я перехожу в лавку напротив, покупаю всяких жаренных в меду ватрушек и на этот раз мы с хозяином не только пьем его чай, но и едим мои плюшки.
Мне хорошо. Я чувствую, что я дома.

Дальше тезисно.
1. Отношение к детям.
Я смеюсь над наивными людьми, верящими, что " беженцы" бегут спасают детей.
В арабском мире нет подобного нам " дрожания" над своими чадами, отношение к детям более чем спокойное.
Наверное, ровно такое же отношение было в России лет 150 назад, когда в семьях было по 10-12 детей, и о них не было возможности особо печься. " Бог дал - Бог взял".
В арабских семьях до сих пор по многу детей. По очень многу. С особо острым любопытством я общалась с людьми, у которых по 7 детей (мне не удавалось встретить столь многодетных родителей на Европейском континенте).Шутка ли, вырастить столько!
Прежде всего, видишь огромную родительскую усталость и эмоциональное выгорание.
Думаю, что это и определяет ситуацию.
И видишь очень высокую требовательность к детям - они рассматриваются прежде всего как инструмент выживания семьи. Трехлетний пацанчик на рынке помогает отцу что то там раскладывать и пытается привлекать прохожих - а отец только сдержанно похваливает его. Кто тут стонал о том, что дети беженцев вынуждены работать с 6 лет? Вы полагаете, их дома водили за ручку на фигурное катание до этого?
Да, кстати, в простых местных школах детей все еще наказывают кнутом.
Полное отсутствие нашего ощущения значимости-важности детей доходит до того, что родители сами попросят опозорившую семью девушку совершить самосожжение. По доброму так, по хорошему. Иначе им самим придется.
Опять-таки, нет стремления это осуждать. Те же 150 лет назад и у нас опозорившаяся девушка могла только что утопиться, все равно ей больше жизни не было бы. Однако вопрос, хотят ли те, кто ехали в Европу из России, оказаться обратно в той же России, только 150 лет тому назад?
Надеюсь, после моего объяснения, более понятно, КАК дети оказываются на дырявых плотах в открытом море и как редкие отцы- " беженцы" с малыми детьми на руках почему-то лезут на передний край столкновений с полицией.

2. Вранье.
Вранье - это норма жизни. Оно настолько всеобъемлюще, что фактически ты оказываешься в некой нереальности, наподобии сказок 1000 и одной ночи, и будешь дремать под него, как тот шах.
Врать могут вообще про все. Когда придет сантехник, про качество товара и обязательно про любые оказываемые услуги. " Лучший" гид может вообще не знать ничего про город, а "лучшая машина" совершенно обязательно окажется редкостным рыдваном.
Иногда могут наврать просто от широты души. Ну, очень хочется им тебе помочь, поэтому будут обещать просто, чтобы сделать тебе приятное (ты же обрадовался, верно? ну и будет с тебя:), не имея никакой возможности в принципе выполнить обещаемое. Сделав тебе " приятное", они будут очень удовлетворены собой и испытывать какие-то моральные неудобства им даже в голову не придет. А иногда могут наврать из самых добрых побуждений, искренне считая, что какое-то другое решение будет для вас лучше, чем то, которое вы собираетесь предпринять.

3. Воровство
Воровство вообще не считается чем-то предосудительным. Это, скорее, некая норма жизни, что-то из раздела " удальства".
Можно резать кошельки у туристов, а можно украсть трусы с балкона соседа.
Ну и что, что сосед может начать орать, все равно завтра его сын может украсть ваш велосипед, и вы будете квиты.
Вообще, это больше похоже на некое первобытно-общинное сознание, когда все принадлежит одному племени, поэтому вещью может пользоваться тот, кому она нужнее.
Говорят, в Эмиратах рубят руки за воровство, но я там не была, мне матушка не разрешила. У ней, как и у очень многих, там вымогали в отеле крупную сумму на выезде, и поскольку я не понимаю, чем это отличается от воровства, то от столь запредельно двусмысленной морали решила пока воздержаться..
Да и не про богатые благополучные страны речь.

4. Гигиена.
Чтобы увидеть и понять это во всей полноте, каждому надо пожить в медине - сердце арабского города.
Разумеется, в медине одному ходить опасно, прежде всего тем, что обязательно заблудишься безо всякого шанса выбраться назад, но можно взять проводника.
Понятия гигиены там вообще не существует.
Помои выливаются прохожим под ноги, живая птица потрошится прямо на том же столе, где была куплена, и если покупатель не забирает потроха, то они бросаются опять-таки под ноги прохожим, и хорошо если на помощь придут собаки, но местные задохлики чаще всего не могут потребить тот объем потрохов, что отправляется на пол.
Кожевенная-красильная промышленность сливает свои отходы тоже куда-то прямо на улице, отчего стоят какие-то белые лужи непонятного химического происхождения.
И во многих местах редкостное, просто фантастическое зловоние на уровне газовой химической атаки.
Я не критикую, этому образу жизни уже тысячи лет, но хотите ли и вы оказаться в том тысячелетии?
Про то, как прекрасна и величественна медина (особенно на закате, когда аисты летят домой с полей), я вам не расскажу. Не в этот раз.
Сегодня я расскажу, что сколько бы раз вы не выходили за городскую стену встречать аистов, ваша радость будет омрачена видом полудюжины мужчин, ссущих на тысячелетнюю стену родного города.Нет, не в каком-то укромном месте, а на глазах у пары десятков гуляющих тут же женщин и детей. Но оскорбится вы не успеете, потому что тут же увидите нечто еще более шокирующее - парочку присевших "по серьезному" мужчин. Все тут же на виду.
Стены медины достигают и 20 метров толщиной. Хоть и в полном зловонии, но она выдерживает.
А стены ваших домов?

5. Работа
На Западе с самого детства людям прививают чувство вины, если ты не работаешь (не учишься, не убираешь игрушки...)
Высшей формой навязывания этого чувства вины являются субботники, когда ты бесплатно и в свободное время должен делать чужую работу.
На Востоке единственной приличной работой для мужчины является торговля.
Но гораздо приличнее сидеть весь день в кофейне, тянуть кофе и горлопанить с другими такими же бездельниками и разглядывать прохожих.
Я долго ломала голову, за счет чего же они живут, что ли все бохатые наследники?
Но потом поняла, что люди живут по советской " аккордной системе" заработка. Впарил кому-то что-то за 200% цены - и снова можно месяц заседать с уважаемыми людьми по кафейням.
Если вы будете пытаться там объяснить, что такое " субботник" (просто ради интереса), они решат, что вы выжили из ума.
Но те, кто считают, что к ним подвалил миллион рабочих рук, выжили из из ума гораздо сильнее.
И в заключение предлагаю вашему вниманию совершенно гениальный рассказ (не мой), в котором сам автор пока не в состоянии понять, до каких высот предвидения он поднимается.
В этом вопросе "кто кого сборет, кит или слон?" европейская культура и менталитет будут механически замещены арабским миром в течении 5- 10 лет, если вновь прибывших не отправят восвояси.
Можете жалеть их, можете проливать скупую достоевскую слезу, но проблема в том, что они вас не пожалеют, ибо это понятие если и есть в их менталитете, то на вас оно точно не распространяеся.
Поэтому спросите себя, где грань между жалостью и чувством самосохранения, и почитайте правила спасателей.
Спасатель, к вашему сведению, должен предварительно убедиться, что его жизни ничего не угрожает.
P.S. Прошу обратить внимания, что я пишу без злости, просто о том, что хорошо знаю.
Если у вас это вызывает ярость и желание оскорбить автора - это ваш страх ищет выход. Подумайте о нем, прежде чем писать комментарий.
aurora_hws написал(а) в pora_valit 10 сентября 2015

Ментальность древневосточных народов была очень, своеобразна. Общественное сознание носит здесь харизматический характер: действительность воспринимается через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Цель существование обществ понимается на Востоке как движение и приближение к некоему высшему божественному идеалу. Отсюда постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных человеческих целей- главная ценность жизненного бытия народов Востока. Стремление к духовному совершенству, истовость религиозного поиска характерны как для индуизма и буддизма Индии, даосизма Китая. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «всем во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом.

В отличие от античной культуры человек не стремится здесь к внешней свободе, создавая новый внеприродный человеческий мир, он пытается растворить себя без остатка в мире вечной и божественной природы Целого и достигнув тем самым свободы внутренней. Именно так на Востоке (Индия, Китай, Япония) представляется образ высшего мудреца, человека тотально отрицающего внешний, обманчивый мир, растворяющий себя в вечном потоке жизни Дао, или обретающий внутри себя покой. Так происходит слияние человека с Бытием и достижение нарушенной человеческим разумом вечной гармонии. Именно такое состояние познается человеком в акте мгновенного озарения «сатори», который есть одновременно пробуждение от «сна» повседневности. Для достижения подобных состояний Восток предлагает множество психо-физических духовных практик (йога, цигун, боевые искусства).

Общества Востока построены на господстве общинных связей и принципах коллективизма. На практике это означало что, от рождения судьба человека определяется принадлежностью к социальной группе (касте, роду, сословию, общине и т.д.) Личные интересы без остатка подчинены общине. За социальной группой закрепляется вид деятельности, профессия, которые передаются из поколения, в поколение не меняясь. Человек не может изменить свой род занятий, это будет нарушением традиции, оскорблением предков и божественного порядка вещей. Такой тип культуры обычно именуется традиционной.

Вся религиозно-философская мысль Востока, также ориентировано на традицию, но традицию духовную. Индийские, китайские, и другие восточные философы, не стремились, во что бы то, не стало, сказать новое слово, а считали своим долгом сохранить достижения своих предшественников и углубить их интуитивные прозрения. Так знаменитый философ Китая Конфуций, утверждал, что он ничего не сочиняет, а излагает истину древних мудрецов. Передача истины в форме духовной традиции осуществляется от учителя к ученику. Причем в отличие от европейской образовательной традиции, где ученик через текст знакомился с учением своего учителя, что и предполагал сам термин «знание», то на Востоке, передача истины от учителя к ученику, осуществлялась исключительно через самостоятельное и непосредственное переживание этой истины учеником. То есть здесь «знание» выступает как лично пережитый опыт, расширяющий сознание ученика. Но, тем не менее, транслятором в передаче истины, которая является вечной и значит традиционной, выступает Учитель, который воплощает в себе высший духовный авторитет. Чем объясняется такой пиетет перед фигурой Учителя, на Востоке? В отличие от Европы Учитель открывающий ученикам свет истины, сам должен жить и выполнять на личном примере то, что он проповедовал. Здесь отношение к слову совсем было другое, чем на Западе. Лицемерие и лживость наставника, несоответствие его слова и дела, расценивалось как полное «незнание», и это не давало ему право называться Учителем.

Австрийский психолог Карл Юнг, используя психологические термины, предложил рассматривать Запад и Восток в психологических терминах экстравертности (Запад) и интровертности (Восток) , означающих соответственно обращением вовне на преобразование мира, и вовнутрь, на преобразование себя в едином природно-социальном мире. Действительно все древневосточные культуры являются, прежде всего, культурно-интровертными, направленными на себя, к сознанию и самосознанию. Поэтому восточные мудрецы так преуспели в познании человека. В то время как европейскую культуру можно назвать экстравертной, направленной на познание всего многообразия внешнего мира, путем приращения все новых и новых знаний, с целью получения господства над миром. На Востоке по-другому. Обучение здесь строится не на получении новых знаний, а на овладение священных преданий, традиций, религиозных текстов. Так достигается ценимая на Востоке стабильность и традиционализм. В то время как любые новации, изменения отторгаются, поскольку противоречат божественным заповедям. Этим достигается жизнестойкость культур и обществ Востока, несмотря на природные и социальные катаклизмы.

В традициях восточных культур Индии, Китая, Японии индивидуальное «Я» понимается как эгоистичное и очень изменчивое бытие человека и является главной помехой на пути поиска истинного знания. В отличие от европейского культуры где самоценность человеческой индивидуальности возведена в наивысший абсолют, в индийской религиозно-философской мысли освобождение от «Я», является главной задачей новичка-адепта вступающего на путь духовного самосовершенствования. С точки зрения буддизма, «я», «эго», «самость», являются главными препятствиями на пути истинного знания и духовного «освобождения» человека.

Во многих книгах посвященных достижению настоящей мудрости подчеркивается безмятежная радость человека, который смог «оставить себя» и устранить все образы своего «я». Возможно, западному человеку покажется ненормальным свойственное индийскому или китайскому пониманию личности нежелание иметь свое «я». Но таким же ненормальным покажется и индийцу и китайцу стремление европейца четко обозначить твердые границы своего «я»!

Обществу традиционного типа соответствует и особый способ мышления, получивший в научной литературе название восточного. При сравнении его с западным, (античным и новоевропейским) обнаруживается различия в общественном и индивидуальном сознании, этих обществ. В отличие от логического и активного преобразовательного мышления античных греков и европейцев Нового времени, на Востоке доминирует созерцательное отношение человека к миру. В отличие от греков и римлян, которые впервые через логические понятия пытались отразить действительность, мудрец на Востоке это пытался выразить через образ, притчу и миф. Здесь идеалом мыслителя был не исследователь, всесторонне познающий окружающий его мир и преобразующий его на основе знания, а мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир. Отсутствие противопоставления субъекта и объекта, восприятие их в единстве (например, в дзен-буддизме и даосизме), неразделимости исключало появление на Востоке онтологической и гносеологической проблематики в том виде, в каком она существовала в античной и европейской философии. Зато этическая проблематика о правильной жизни становится главной в восточной философии и религии. Брахманизм, индуизм, чань- и дзэн- буддизм, даосизм и конфуцианство- в центре всех этих направлений мысли Востока находятся нравственные принципы человека, правила и нормы организации социальной жизни, способы психической саморегуляции.

Восток в отличие от Запада всегда демонстрировал иное отношение к жизни и смерти. Здесь где периоды социального безмолвия и пассивности длились столетиями, культура выработала социально-нормативную концепцию ухода: из общественной жизни (монашество) и от связанных с ней беспокойств и разочарований (созерцательное «недеяние»), из жизни вообще (самоубийство самураев) или еще более радикальный уход из бытия в небытие (нирвана). Сам человек, личность на Востоке никогда не имели собственной ценности. Человек песчинка на берегу океана вечности, от него ничего не зависело. Отсюда и один из характерных символов культуры восточного типа- человек в лодке без весел, течение реки (времени) определяло жизнь человека, т.е. традиции, государство, природа определяли путь жизни человека, поэтому весла человеку были не нужны. Трудно представить себе такой образ для западной культуры. И даже если представить, то финал этого сюжета был бы другим, например: человек оторвав от лодки часть доски, направляет его к берегу, и при этом сам выбирает себе дальнейший маршрут. Поскольку именно таков социокультурный тип человека западной культуры, противоположный во всем человеку Востока.

Отвечаем на 10 простых вопросов, подсчитываем итоговый балл, и смотрим результаты!

1. Что, на ваш взгляд, в большей степени определяет наше будущее?

а) Бог, провидение – О

б) Наши поступки - 1

2. Как вам больше нравится представлять своё значение во Вселенной?

а) Я всего лишь один представитель огромного множества людей -1

б) Я - маленькая часть вселенной - О

3. Когда у вас неприятности, как вы их переживаете?

а) Очень расстраиваюсь, проявляю сильные эмоции – 1

б) Стараюсь ничем не выдать свою реакцию, переживаю молча, углубляюсь в себя - О

4. В каком случае, на ваш взгляд, человек будет лучше работать?

а) Если его хорошо обучили -1

б) Если его что-либо вдохновляет на этот труд - О

5. К чему вы больше стремитесь?

а) Понять этот мир – О

б) Достичь успеха в этом мире -1

6. Как вы относитесь к резким, радикальным переменам?

а) Они необходимы – 1

б) Они опасны - О

7. Есть ли смысл стараться увидеть как можно больше городов и разных стран?

а) Надо стараться познать прежде всего самого себя и найти счастье в том мест, которое тебе отведено судьбой – О

б) Конечно, ведь узнавая о жизни других, мы лучше узнаём самих себя -1

8. Какое определение понятия «судьба» вам ближе?

а) Всё, что с нами происходит, - это судьба – О

б) Судьбу мы делаем своими руками -1

9. Как вы относитесь к традициям?

а) Уважительно, люди их копят годами годами, наша задача поддерживать их – О

б) Традиции придумываются людьми и отменяются ими же - 1

10. К чему вы больше стремитесь?

а) К тому, чтобы узнать как можно больше -1

б) К счастью - О

Спойлер

3 балла и менее. Восточный менталитет.

Для вас важнее всего размышления о себе, о собственном месте в этом мире. Понять, кто вы такой и для чего вам дарована жизнь, - вот вопрос, которому вы готовы посвятить годы. При этом к текущим событиям реальной жизни вы относитесь не так серьезно и рассматриваете их как бы издалека. В некоторых восточных религиях рассматривается вопрос о реинкарнации (переселении душ), и это, безусловно, отложило отпечаток на менталитет людей Востока. Для них текущая жизнь не является единственной, так что времени на обдумывание и исправление ошибок ещё много. Для вас характерны нравственная устойчивость, стабильность взглядов, признание авторитетов. Вы уважаете любую древность, чтите традиции, освящённые веками. Вы убеждены, что духовная жизнь важнее материальной. Погоня за мирским успехом не для вас. Ваше лучшее время наступит в старости.

4-6 баллов. Российский менталитет.

Название этой категории условно, поскольку россияне, безусловно, являются представителями западного мира. Однако в угоду теории «евроазиатской цивилизации» следует рассмотреть и этот вариант. Россияне как бы являются носителями моральных ценностей и Востока, и Запада. Почтение к старикам, гостеприимство, стремление к духовности - это у нас от Востока. От Запада же достались открытость, тяга к знаниям, стремление к комфорту и много чего ещё. В результате появился народ, интеллект и жизненная энергия которого настолько сильны, что выручают нас в самой сложной ситуации. Если вы попали в эту категорию, то наверняка обладаете незаурядным умом (это не зависит от образования), владеете творческими талантами и, скорее всего, способны на на героическое». Человек с вашим менталитетом часто ценит чужую жизнь выше, чем свою. А сами вы живёте так, будто чувствуете на себе какую-то миссию. Если вы уже осознали её, если вы, допустим, поняли, что ваша миссия - создать семью, вырастить детей, помочь несчастным, завести как можно больше друзей и так далее, то ваше самое продуктивное время - зрелость. А если вы пока ещё не поняли, для чего живёте, значит, время не пришло. Но оно может наступить когда угодно.

7 баллов и более. Западный менталитет.

Вы считаете себя прежде всего личностью. Ваша жизненная задача - достичь успеха, насколько это возможно. Вы знаете, что жизнь даётся человеку всего один раз, поэтому ценен каждый прожитый день. Вы рассматриваете жизнь как службу: человек должен служить Богу, себе, своей семье, своим друзьям и даже всему миру. Вы верите в то, что один человек может изменить мир, и не исключаете, что этим человеком можете стать вы. Важнейшим достоинством личности вы считаете образованность, профессионализм. А главной задачей любого живущего на земле - заниматься делом, то есть учиться или работать. Изменять к лучшему окружающую действительность не только полезно, но и приятно. Вы живёте в реальном мире и цените прежде всего то, что приносит пользу и успех. Ваше лучшее время - молодость..

Начну с того, что я люблю арабский Восток. Да, да, я его люблю. Арабский язык нереально крут, я жду не дождусь пенсии, когда будет время доучить его наконец.
Я носила женскую закрытую мусульманскую одежду (из любопытства), мне понравилось. Эта одежда заставляет менять шаг и делает походку ну просто экстремально женственной. Свадебные наряды мне очень нравятся, правда для повседневной жизни.
Да я..эх)

У Востока вообще не может быть более лояльного сторонника, чем я.

Именно поэтому все что я говорю - я говорю без злости, с позиций острого понимания, что Запад есть Запад, Восток есть Восток.

Я знаю, что мощь Востока немеряна по сравнению с нами и они сметут нас как микробов с лица цивилизации.
То, что я реально люблю арабский мир, совершенно не повод уничтожить Европу как ветвь человеческого развития, примерно так же как вы не даете уничтожить свою клумбу просто потому, что жизненная мощь сорняков на несколько порядков выше.
Вас можно сколько угодно называть расистом в отношении сорняков, но почему-то вы продолжаете полоть свою клумбу..

А теперь практическая тренировка.

Разминка.

Просто чтобы начать с чего-то простого, начнем с базара, проще всего начать чувствовать разницу.

Я спросила своих друзей, во сколько раз здесь надо опускать цену на базаре, чтобы не быть туристическим лохом.
Я не жадная. Просто я тут не турист, и не надо со мной как с туристом.

Не сразу, но признались, что надо опускать цену в 15-20 раз, но без местного помошника мне это ни в жизнь не удастся.
Я погрустнела. Многовато. Тем более без свободного арабского.
Решила быть реалистом и целить на 10 раз.

Относительно Европы сами знаете - если тебе удалось сбить цену в 2 раза, значит покупка удалась, если в три, твой уровень - "Бог".
Никому из европейцев просто не придет поднимать цену на свой товар для иностранца в 20 раз просто потому, что вы предполагаете, что эти деньги должны у него быть.

Каждый день как на работу, я хожу на базар и учусь торговаться. Количество купленных в тренировочных целях предметов растет с ужасающей быстротой, и я придумываю, кому и когда их буду раздаривать. Сбивать цену в пять раз раз я начала практически сразу, помучавшись еще пару дней, улучшила результат до семи, и тут дело застопорилось. Я никак не могу уловить ту хрень, которую они делают, чтобы обойти меня в нашем споре, и меня это выбешивает. НЛП на них не действует.
...чемодан объявил, что я могу купить еще только один большой предмет.Я иду за антикварным блюдом, которое высмотрела в витрине одного магазина. Привычно сбиваю цену в семь раз, но это мой последний! шанс не провалить учебу, и я продолжаю торговаться.
Обстановка подогревается. Хозяин бросает в бой "серебрянный" антикварный нож, который я мельком потрогала, и мы начинаем по-новой. Шоу переходит на новый уровень, хозяин влезает в мое блюдо двумя ногами и прыгает в нем, доказывая какая это исключительная вещь.
Я и так это знаю,но - хотя бы в 9 рааааз...
Внезапно хозяин багровеет и начинает блажить на каком-то берберском, судя по всему, сыпать отборными проклятиями. Я пугаюсь и собираюсь сделать ноги, но внезапно из глубины затуманенного сознания выплывает воспоминание о том, что только если хозяин ругается и проклинает тебя, только тогда можешь быть уверен, что получил более-менее справедливую цену. Он молча пакует блюдо, показывая всем своим видом, что я его ограбила, а я злобно фыркаю на выходе.
На другой день, когда я прохожу мимо (я перешла в раздел масел, но торговаться там - кощунство), он кидается меня обнимать и затаскивает выпить чаю. Каждый день я объясняю, что покупать больше ничего не буду, и каждый день в результате мы сидим, попиваем свежезаваренную мяту и болтаем за жизнь.
Через неделю он спрашивает меня, готова ли я купить чернильницу. Я всеми силами старалась не смотреть на старинную арабскую чернильницу, но чем больше старалась, тем больше понимала что ее место на моем столе.
Торговаться я не хочу, я и так чувствую вину за вырванный у него по дешевке объект музейного уровня, я знаю что возьму чернильницу за любые деньги и внутренне готовлюсь ко всему, но внезапно цена оказывается что называется " без запроса". Я перехожу в лавку напротив, покупаю всяких жаренных в меду ватрушек и на этот раз мы с хозяином не только пьем его чай, но и едим мои плюшки.
Мне хорошо. Я чувствую, что я дома.

1. Отношение к детям.

Я смеюсь над наивными людьми, верящими, что " беженцы" бегут спасают детей.
В арабском мире нет подобного нам " дрожания" над своими чадами, отношение к детям более чем спокойное.
Наверное, ровно такое же отношение было в России лет 150 назад, когда в семьях было по 10-12 детей, и о них не было возможности особо печься. " Бог дал - Бог взял".
В арабских семьях до сих пор по многу детей. По очень многу. С особо острым любопытством я общалась с людьми, у которых по 7 детей (мне не удавалось встретить столь многодетных родителей на Европейском континенте).Шутка ли, вырастить столько!
Прежде всего, видишь огромную родительскую усталость и эмоциональное выгорание. Думаю, что это и определяет ситуацию.
И видишь очень высокую требовательность к детям - они рассматриваются прежде всего как инструмент выживания семьи. Трехлетний пацанчик на рынке помогает отцу что то там раскладывать и пытается привлекать прохожих - а отец только сдержанно похваливает его. Кто тут стонал о том, что дети беженцев вынуждены работать с 6 лет? Вы полагаете, их дома водили за ручку на фигурное катание до этого? Да, кстати, в простых местных школах детей все еще наказывают кнутом.
Полное отсутствие нашего ощущения значимости-важности детей доходит до того, что родители сами попросят опозорившую семью девушку совершить самосожжение. По доброму так, по хорошему. Иначе им самим придется.
Опять-таки, нет стремления это осуждать. Те же 150 лет назад и у нас опозорившаяся девушка могла только что утопиться, все равно ей больше жизни не было бы. Однако вопрос, хотят ли те, кто ехали в Европу из России, оказаться обратно в той же России, только 150 лет тому назад?

Надеюсь, после моего объяснения, более понятно, КАК дети оказываются на дырявых плотах в открытом море и как редкие отцы- " беженцы" с профессионально-несчастными лицами и малыми детьми на руках почему-то лезут на передний край столкновений с полицией.

Беглый обзор социокультурных различий европейского и восточного менталитета

2. Вранье.

Вранье - это норма жизни. Оно настолько всеобъемлюще, что фактически ты оказываешься в некой нереальности, наподобии сказок 1000 и одной ночи, и будешь дремать под него, как тот шах.
Врать могут вообще про все. Когда придет сантехник, про качество товара и обязательно про любые оказываемые услуги. " Лучший" гид может вообще не знать ничего про город, а "лучшая машина" совершенно обязательно окажется редкостным рыдваном.
Иногда могут наврать просто от широты души. Ну, очень хочется им тебе помочь, поэтому будут обещать просто, чтобы сделать тебе приятное (ты же обрадовался, верно? ну и будет с тебя:), не имея никакой возможности в принципе выполнить обещаемое. Сделав тебе " приятное", они будут очень удовлетворены собой и испытывать какие-то моральные неудобства им даже в голову не придет. А иногда могут наврать из самых добрых побуждений, искренне считая, что какое-то другое решение будет для вас лучше, чем то, которое вы собираетесь предпринять.

3. Воровство

Воровство вообще не считается чем-то предосудительным. Это, скорее, некая норма жизни, что-то из раздела " удальства".
Можно резать кошельки у туристов, а можно украсть трусы с балкона соседа.
Ну и что, что сосед может начать орать, все равно завтра его сын может украсть ваш велосипед, и вы будете квиты.
Вообще, это больше похоже на некое первобытно-общинное сознание, когда все принадлежит одному племени, поэтому вещью может пользоваться тот, кому она нужнее.
Говорят, в Эмиратах рубят руки за воровство, но я там не была, мне матушка не разрешила. У ней, как и у очень многих, там вымогали в отеле крупную сумму на выезде, и поскольку я не понимаю, чем это отличается от воровства, то от столь запредельно двусмысленной морали решила пока воздержаться..
Да и не про богатые благополучные страны речь.

4. Гигиена.

Чтобы увидеть и понять это во всей полноте, каждому надо пожить в медине - сердце арабского города.
Разумеется, в медине одному ходить опасно, прежде всего тем, что обязательно заблудишься безо всякого шанса выбраться назад, но можно взять проводника.
Понятия гигиены там вообще не существует.
Помои выливаются прохожим под ноги, живая птица потрошится прямо на том же столе, где была куплена, и если покупатель не забирает потроха, то они бросаются опять-таки под ноги прохожим, и хорошо если на помощь придут собаки, но местные задохлики чаще всего не могут потребить тот объем потрохов, что отправляется на пол.
Кожевенная-красильная промышленность сливает свои отходы тоже куда-то прямо на улице, отчего стоят какие-то белые лужи непонятного химического происхождения.
И во многих местах редкостное, просто фантастическое зловоние на уровне газовой химической атаки.
Я не критикую, этому образу жизни уже тысячи лет, но хотите ли и вы оказаться в том тысячелетии?
Про то, как прекрасна и величественна медина (особенно на закате, когда аисты летят домой с полей), я вам не расскажу. Не в этот раз.
Сегодня я расскажу, что сколько бы раз вы не выходили за городскую стену встречать аистов, ваша радость будет омрачена видом полудюжины мужчин, ссущих на тысячелетнюю стену родного города.Нет, не в каком-то укромном месте, а на глазах у пары десятков гуляющих тут же женщин и детей. Но оскорбится вы не успеете, потому что тут же увидите нечто еще более шокирующее - парочку присевших "по серьезному" мужчин. Все тут же на виду.
Стены медины достигают и 20 метров толщиной. Хоть и в полном зловонии, но она выдерживает.
А стены ваших домов?

На Западе с самого детства людям прививают чувство вины, если ты не работаешь (не учишься, не убираешь игрушки...)
Высшей формой навязывания этого чувства вины являются субботники, когда ты бесплатно и в свободное время должен делать чужую работу.
На Востоке единственной приличной работой для мужчины является торговля.
Но гораздо приличнее сидеть весь день в кофейне, тянуть кофе и горлопанить с другими такими же бездельниками и разглядывать прохожих.
Я долго ломала голову, за счет чего же они живут, что ли все бохатые наследники?
Но потом поняла, что люди живут по советской " аккордной системе" заработка. Впарил кому-то что-то за 200% цены - и снова можно месяц заседать с уважаемыми людьми по кафейням.
Если вы будете пытаться там объяснить, что такое " субботник" (просто ради интереса), они решат, что вы выжили из ума.
Но те, кто считают, что к ним подвалил миллион рабочих рук, выжили из из ума гораздо сильнее.

И в заключение предлагаю вашему вниманию совершенно гениальный рассказ (не мой), в котором сам автор пока не в состоянии понять, до каких высот предвидения он поднимается.

Резюме: В этом вопросе "кто кого сборет, кит или слон?" европейская культура и менталитет будут механически замещены арабским миром в течении 5- 10 лет, если вновь прибывших не отправят восвояси.
Можете жалеть их, можете проливать скупую достоевскую слезу, но проблема в том, что они вас не пожалеют, ибо это понятие если и есть в их менталитете, то на вас оно точно не распространяеся.

Поэтому спросите себя, где грань между жалостью и чувством самосохранения, и почитайте правила спасателей.
Спасатель, к вашему сведению, должен предварительно убедиться, что его жизни ничего не угрожает.

Сергей Либертэ

Восток - дело тонкое

Когда 35 лет назад в фильме "Белое солнце пустыни" была впервые произнесена фраза "Восток - дело тонкое", мы сразу приняли ее на веру. И образ этого самого востока, а имелся ввиду (и по фильму) восток ближний, мусульманский, сложился у нашего поколения окончательно и бесповоротно.
А что же это значит, как это следует понимать, в чем тут тонкость никто из нас и не знал. Казалось, что "тонкое" значит действовать там надо осторожно, не размахиваясь, прислушиваясь и присматриваясь. "Тонкое" - стало быть, надо смотреть на нюансы и интонации. "Тонкое", это что-то плохо понятное, что нужно разглядывать пристально, под микроскопом, отметая иллюзии первого впечатления.

Получив этот урок, мне оказалось намного легче понимать политические процессы Ближнего Востока. Вот приезжает к нам какой-нибудь политический деятель, лидер или министр европейской державы. Эти уважаемые люди привыкли, что даже в рамках дипломатического протокола собеседники не врут, если затрагивают тему, а лишь слега вуалируют свои мысли, следуя этикету. Посетив Рамаллу (нынешняя столица палестинской автономии) и возвращаясь в Иерусалим, они с воодушевлением сообщают израильскому руководству, что у нас есть надежный партнер для переговоров, что он полон стремлением к миру и лишь хотел бы доказательств ответного стремления израильской стороны.
Я не знаю в точности, как реагируют наши политики, но могу полагать, что по протоколу. За исключением, может быть, Авигдора Либермана, который в бытность свою министром иностранных дел, был и выглядел белой вороной дипломатического мира.
А я вспоминаю Мухаммада, и теперь уже ничему не удивляюсь.

*****

Другие уроки пошли гораздо легче и быстрее. Переговоры Израиля с лидерами Палестинской автономии о постоянном урегулировании чрезвычайно сложны. Они содержат несколько независимых направлений, таких как границы, проблемы безопасности Израиля, наличие палестинских беженцев, наличие израильского населения на контролируемых территориях, статус святых для каждой религии (или для обеих) мест. Отдельной проблемой является статус Иерусалима, аннексированного Израилем в 1967 году, а внутри Иерусалима статус старого города, наполненного святыми местами для иудеев, мусульман и христиан и, кроме того, представляющего жемчужину туризма.
Казалось бы естественно, с точки зрения человека, воспитанного в западной ментальности, что в таком клубке взаимоотношений компромисс неизбежен. Ни одна сторона не сможет получить всего, что считает правильным. Ты уступаешь в одном, тебе уступают в другом, в результате находится компромисс, не удовлетворяющий ни одну из сторон, но решающий главную проблему, ради которой весь сыр-бор, так сказать.
Но это на Западе, а Восток - дело тонкое. Понятие компромисса отсутствует в восточной ментальности. Всегда и любыми средствами следует добиваться выполнения всех своих требований.

Израильтяне готовы к компромиссу. Практически не осталось людей, которые думают, что можно в результате переговоров получить все, что хотелось бы. И эта готовность расценивается как слабость, надо только быть упорными, настойчивыми и можно будет получить все. Так думает значительное большинство населения и лидеры автономии.
Если мы хотим посчитать, сколько компромиссных предложений Лиги Наций, Британии (владелицы мандата на управление Палестиной), ООН и других организаций, комитетов и стран отвергли арабские представители, то в Википедии по этому адресу есть полная информация об этом.
Поэтому, кстати, никогда не заканчиваются конфликты между арабскими семьями и кланами, как в Израиле, так и на контролируемых территориях, а также между арабскими странами. Их требования обычно противоречивы, и согласовать их невозможно.
На востоке есть парочка интересных понятий: одно из них "худна", которое на другие языки переводится как "перемирие" (употребляется в отношениях между странами или организациями). Но это не совсем так, это перемирие, которое временно и для сторон не обязательно по определению. Оно может быть нарушено любой стороной без объявлений и объяснений. Иная его трактовка не носит восточного характера. Последите за историей, например ирано-иракского конфликта . Сколько договоров, сколько, на первый взгляд компромиссных соглашений было заключено, и они всегда денонсировались при первых признаках слабости противника.
Другим понятием является "сульха" - замирение (употребляется в отношениях между людьми). Но и это не совсем так: на западе, когда люди мирятся, предмет их спора исчерпан в процессе примирения. Но восток - дело тонкое, сульха не предполагает решения проблемы спора, а лишь прекращение открытого конфликта, относительно которого стороны согласились, что он вреден для обоих.
Компромисса-то, как понятия, нет.

*******

Израиль сильная держава в военном отношении. Ее армия хорошо обучена и вооружена. Она получает самое современное вооружение от США и добавляет к нему множество таких технологических новинок, которым нет аналогов в мире. Правила службы в запасе позволяют при малочисленном населении в экстренных случаях в считанные часы многократно увеличить вооруженные силы за счет тренированного контингента. Ни одна страна в нашем регионе или террористическая организация (Хамас или Хизбалла) не способны противостоять такой армии.
Подавить ракетные установки террористических организаций, сравнять с землей склады с оружием, уничтожить не только инфраструктуру террора, но и самих террористов, проблемы не представляет. Правда погибнет какое-то количество (скорей всего не маленькое) граждан, террористами не являющихся, тех которых называют "мирные граждане". На развалинах атакованных территорий воцариться хаос, который принесет множество бед тем, кто уцелеет.
Мешало ли это когда-нибудь какой-либо стране или группировке на Востоке? Ответ однозначный: нет, никогда. Что такое на Востоке действовать с позиции силы? Если таковая есть, то нет никакой необходимости в иных средствах убеждения. Против лома нет приема, как гласит известная русская пословица.

А в дополнение к этому: нет, и не может быть такого понятия, как ограничения на войне.
Никакие ограничения не мешали Ираку и Ирану уничтожить порядка миллиона человек в войнах между ними, при этом применяя все доступные им средства уничтожения, включая химическое оружие. Это не мешало в Иордании при подавлении восстания ООП в 1970 году. Никакие ограничения не мешают сегодня ни одной из сторон в Сирии, где уже погибло более ста тысяч человек. Ничто не ограничивает Хамас в намеренном обстреле жилых домов южных израильских городов.

В какой-то момент в арабской среде активно распространялось убеждение о том, что "Израиль это колосс на глиняных ногах" или "Бумажный тигр", ну что-то в этом роде. А на самом деле он, Израиль, панически боится интифады (народного восстания), бросания камней, террористов смертников, ракетных обстрелов юга страны и вообще, всякого нарушения его нормальной жизни. В Ливане, Хизбалла также приняла тезис, что угроза ракетного обстрела остановит Израиль. То есть на востоке бытовало мнение, что на самом деле силы нет , что Израиль это аморфное государство европейского типа, не способное к военным действиям, связанным с нарушением нормальной жизни и большими жертвами гражданского населения.
После ряда операций в Газе и второй ливанской войны, мнение изменилось. Сегодня на палестинской улице считают, что основная причина, по которой Израиль не применяет имеющуюся у него военную силу тотально (так как это делается на востоке) это наличие третьей силы , которой он, Израиль, боится. И такой сдерживающей силой являются европейские страны и США, к мнению которых и следует апеллировать, поставляя им необходимый материал. Эта атака названа в прессе "делигитимацией Израиля". Представить, что есть моральные обязательства перед, непосредственно не участвующим в конфликте, населением, и что именно они и являются основной сдерживающей силой, на востоке не могут. Здесь нет никаких моральных обязательств перед мирными жителями в процессе войны, здесь не понимают, почему израильская армия посылает СМС жителям Газы перед атакой.
Вот еще один, совсем свежий пример: массовые изнасилования в Сирии, как солдатами правительственных войск, так и повстанцами. И, даже, в лагерях сирийских беженцев на турецкой и иорданской территориях зафиксированы такие случаи. Ведь приютившие беженцев страны тоже восточные, а на востоке свои правила игры. Например, такое.

******

Иерархические структуры есть необходимый элемент современного общества. Есть они и у нас, в странах, так называемого, первого мира, на Западе. Но применение их ограничено местом работы, в какой-то степени политикой. В остальном человек западного образа жизни свободен и участвует во множестве отношений построенных на принципе равенства. Давно нет иерархии в семье, даже понятие "глава семьи" исчезает из лексикона, нет иерархии во множестве структур систем образования, общественных групп, организаций некоммерческого характера. Наконец, принципиально нет никакой иерархии в Сети, продукта творчества западной цивилизации. И мой сайт, и сайт Яира Лапида, министра финансов Израиля, равноправны. Они наверняка отличаются популярностью, но это не иерархия.
Но восток - дело тонкое, и ошибиться тут нельзя. На востоке иерархия выстраивается естественно и в любом обществе, и любой организации. И, конечно, в семье: есть отец - непреложный глава семьи, есть мать, постепенно уступающая свою вторую позицию взрослым сыновьям, есть дочери, ни в каком возрасте не поднимающиеся в иерархии выше своих братьев. Немало братьев отправились в израильские тюрьмы за "наказание" своих сестер, совершивших оскорбление семьи, выразившееся в самостоятельном выборе своих партнеров. Есть иерархия клана, иерархия есть в каждой арабской деревне, везде.

Не существует равных отношений, нигде - ни в семье, ни в обществе, ни между государствами. Всегда есть четкая иерархия.

Особенно интересно наблюдать это в межгосударственных отношениях. ООН, в которую входят все государства планеты, имеет слабую иерархичность: постоянные члены Совета безопасности - высшая каста, все остальные формально равны. На востоке это неприемлемо, и иерархию в межгосударственных отношениях приходиться устанавливать, если можно так сказать, де факто. Поэтому столь редки взаимные визиты государственных деятелей на востоке, в отсутствии формальной иерархии бывает крайне трудно решить, кто и к кому поедет первым. Встречи обычно происходят на форумах, где этот вопрос не возникает. А стол - круглый.
Израиль не только в этой ситуации, но и во всех других, выглядит как неадекватная ближневосточная сущность . Наши лидеры, министры и политики едут в любую ближневосточную страну, если это требуется в интересах государства, не требуя взаимности. Этот факт до сих пор вызывает пренебрежительную реакцию принимающей стороны, по протоколу скрываемую, но проявляющуюся в прессе.

*****

К этому правилу примыкает другое. Об уважении. Уважение должно не только оказываться в соответствии с твоим местом в иерархии, оно всегда есть индикатор твоего истинного положения в глазах оппонента. Цветистость и преувеличенность в речах, если вслушаться, имеет свои градации.

А ботинок, полученный Бушем, был указанием на высшую степень национального пренебрежения, ботинок - это не камень, у обуви на востоке есть своя выраженная функция, связанная с пренебрежением.
Наш заместитель министра иностранных дел Дани Аялон пару лет назад поиграл в этот ближневосточный балаган, усадив посла Турции на диван, более низкий, чем кресло, в котором сидел он сам. В то время в Турции была развернута жуткая антисемитская компания, по государственным каналам телевидения демонстрировался турецкий сериал, основанный на лжи и поклепах на израильтян и солдат армии обороны Израиля. Нечто вроде "кровавого навета". Причиной вызова посла был протест Израиля против этих демонстраций. Зам. министра хорошо знал, что делает, когда разрешил фотосьемку с публикацией.
Этот снимок мог стать началом конца дипломатических отношений с любой ближневосточной страной. Но Израиль, эта неадекватная сущность Ближнего востока, не принимает во внимание местные правила игры, а руководствуется исключительно своими интересами. Министр иностранных дел принес извинения, ибо разрыв дипломатических отношений с Турцией не выгоден Израилю. Но этого, по восточным меркам, было не достаточно, и турецкая "Мармара" была их ответом на это унижение.
Турция - член НАТО и страна, хоть и безуспешно, но ожидающая приема в Европейское сообщество. По турецкой классификации Израиль стоит рангом ниже в иерархии, так сказать, младший партнер в отношениях. Поэтому любые его действия, в том числе критика антисемитского телесериала на правительственном уровне уже есть проявления неуважения . А уж низкий диванчик, это все равно что ботинок в лицо!

Свою позицию, ее силу и важность, следует подчеркивать при каждом удобном случае. Слабость позиции противника, прежде всего, относительно моей собственной, следует также подчеркивать при каждом удобном случае. Недавно Израиль принес извинения также за гибель людей на "Мармаре", считая это оперативной ошибкой при задержании. Реальная ситуация, по справедливости, этого, безусловно, не требовала. Турецкий премьер-министр и его министр иностранных дел празднуют большую победу: они утвердили свое место в иерархии, заставив младшего партнера вести себя в соответствии с рангом. Мы услышали по этому поводу множество ближневосточных текстов, восхваляющих силу и важность Турции, характер и мудрость ее руководителей, и слабость Израиля, конечно.
У нас не все согласны с этим поступком. Основной довод: в нем больше вреда (для морали солдат), чем пользы (для действий политиков). Были даже опросы, показавшие, что против больше половины населения. Но наша страна действительно неадекватная сущность на Ближнем востоке, она делает то, что считает нужным и выгодным для себя, а не то, что диктуют нам правила поведения нашего региона.

*****

Любая ложь и любое искажение информации у нас на востоке в принципе допустимо. Между событием и его описанием нет прямой связи. По существу, любая точка зрения является всего лишь точкой зрения, столь же допустимой, как и любая другая.

Мы слышим и видим по телевидению на арабских каналах такой бред, по сравнению с которым утверждение сталинского суда в тридцатых годах прошлого века о том, что подсудимые рыли туннель из Москвы в Лондон, выглядит как невинная шутка. Целью этих утверждений является желание возбудить европейское сознание на осуждение нашей страны. Такое осуждение и есть та самая сила (по мнению арабов) что препятствует применению адекватной силы Израилем, а стало быть, существенно ослабляет его. И даже тогда, когда некий независимый орган, например французский суд, постановляет, что данная информация не основана на фактах и является клеветой, это не меняет отношение к ней на арабской улице. Мнение суда есть всего лишь еще одно мнение. Истину знает один Аллах.
Примеров так много, что жаль загружать ими статью. Ими переполнен интернет, телевизионные каналы, арабские газеты (не только арабские, но те, что получают информацию от своих арабских корреспондентов). Приведу самый смешной. Одно время арабские источники нам сообщали, что "израильские солдаты насилуют арабских женщин". Потом эта информация (по-видимому, не вызвавшая энтузиазма европейцев) была заменена на другую: "израильские солдаты не насилуют арабских женщин, потому что брезгуют". Так сказать - апартеид, расизм и сплошная не политкорректность. А вот сирийские солдаты насилуют, потому что они не расисты.
Да, воистину восток - дело тонкое.