Желтков безумец или страстно влюбленный мечтатель. « Что это было любовь или сумасшествие» (по повести Куприна «Гранатовый браслет»). Несколько интересных сочинений

Нет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы тема любви – самого глубокого и возвышенного чувства. Порой, трагического, но всегда самозабвенно преданного и нежного.

И если Пушкин и Лермонтов говорили «языком любви», а Маленький принц Экзюпери восклицал, что был молод и не умел любить, то наш современник Денис Майданов в силе любви не сомневается: даже «если друзья продадут за пятак» - «я буду знать, что ты любишь меня».

Но любовь, по мнению большинства поэтов и писателей, это труд души, некий талант, дарованный не каждому. Она мимолётна. Её легко не заметить, не почувствовать и упустить. Она бескорыстна.

Именно о такой любви повествуется в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжет рассказа прост. «Мелкий» служащий почтового отделения влюбляется в княгиню Шейнину. Он не докучает ей своей любовью, лишь однажды позволяет себе преподнести ей подарок – гранатовый браслет.

Но с самого начала эта трагическая история неразделённой любви наполнена каким-то мистическим настроением. Вначале – это погода, её изменчивость. Затем - подарок мужа: жемчужные серёжки. И, наконец, подарок Желткова. По словам самого влюблённого, зелёный гранат наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от смерти.

Знаменательны и слова Аносова о силе всепоглощающей любви, которая, отдавая, взамен ничего не требует. Выслушав рассказ Веры о письмах некоего Г.С.Ж., Аносов предполагает, что, возможно, это и была та самая любовь, о которой грезит большинство женщин мира.

Выяснив по городским журналам адрес Желткова, князь Шеин и брат Веры отправляются на переговоры с этим человеком.

Во время встречи с Желтковым, его пытаются и запугать, и даже понять.

Желтков же достаточно спокоен. Признавшись в любви к княгине, он лишь просит разрешения написать ей последнее письмо.

Чувство собственного достоинства, по мнению Куприна, этому небогатому молодому человеку придаёт его искренняя любовь, которая возвышается и над нежной любовью-дружбой Шеиных, и над «удобной» любовью сестры Веры.

Но здесь хочется сказать вот ещё о чём. Любовь – это прекрасно. Но любовь-поклонение – это нечто другое. Вряд ли можно считать человека правым, если кроме своего безответного чувства, его ничего больше в жизни не интересует.

Тем не менее для большинства поклонников творчества Куприна, гранатовый браслет – это символ любви, способной пробудить человека от внутренней спячки. А последнее и единственное свидание Веры и Желткова – это поворотный момент именно в её внутреннем состоянии. Недаром ведь рассказ заканчивается словами: «В эту секунду она поняла, что… любовь прошла мимо неё».

Так что каждый должен сам для себя найти ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: «Что это было: любовь или сумасшествие?»

Помните, как Маленький принц сказал о своей розе: «Она дарила мне аромат, озаряла мою жизнь», но тогда «я ещё не умел любить».

Любовь или сумасшествие? в рассказе Куприна Гранатовый браслет

Любовь это всегда немного сумасшествие. Она толкает людей на подвиги и безрассудства. От неё рождаются шедевры и прелестные дети. А ещё любовь бывает неразделённая и запретная. Вот прямо как в «Гранатовом браслете». В основе рассказа лежат реальные события одной богатой княжеской семьи.

Куприн пишет, что люди высшего общества разучились любить. Любовь воспринимается как банальное удобство или маленькое развлечение. И вот в этой серой убогости любовь Желткова к княгине Вере подобна «лучу света в тёмном царстве» лжи и обмана.

Мужчина беден и любит женщину, стоящую намного выше него на социальной лестнице. Она - княгиня. Да к тому же, ещё и замужем, но мужа не любит. Положение безнадёжное, никакой надежды на взаимность. Мужчина ничего не требует, ничего не добивается. Родные княгини отнеслись к этому, как к неудачной шутке.

Желтков - обычный чиновник. Сделав растрату казённых денег, ему ничего не оставалось, как покончить жизнь самоубийством. И делает он это сознательно. В своём прощальном письме он пишет, что его любовь- это «вечное преклонение и рабская преданность». Он любил тайно, старался бывать в тех местах, где бывал объект его страсти. Говоря современными словами «… готов целовать песок, по которому ты ходила…».

У обывателей на языке так и крутился вопрос, а в здравом ли уме Желтков? Он в прощальном письме пишет, что он здоров. Для него любовь к Вере - это дар, посланный ему с неба. Он просто любит, и счастлив от того, что любимая женщина просто существует.

Желтков дарит Вере единственную ценную вещь - фамильный гранатовый браслет. Пусть не дорогой и не очень красивый. И ей ничего не остаётся, как принять этот подарок. Такая бескорыстная, неземная любовь всё-таки затронула какие-то струны в душе княгини. Слушая сонату Бетховена, она плачет. Возможно, тоскует и грустит о настоящей любви, которую раскрыл в ней этот маленький человек.

Про таких людей, чьё поведение не похоже на других, люди часто говорят, что они ненормальные. Знаменитая песня Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз» тоже повествует о странном бедном художнике. Он продал всё, что у него было, и купил миллион красных роз, которые разложил на площади перед домом любимой женщины. Сам пожелал остаться неизвестным.

Так всё же, что такое любовь - нормальное человеческое чувство или болезнь, требующая врачебного вмешательства? Нет однозначного ответа на этот вопрос.

Несколько интересных сочинений

    Мой лучший друг очень хороший человек, мы с ним можем искать приключения, играть и придумывать разные игры. Недавно у него был День рождения. Мне очень понравилось.

    Наверное, каждый когда-либо в жизни представлял себя и то, какую семью он хочет видеть рядом с собой в будущем. У всех разные представления об идеальной семье. Кто-то мечтает о большой семье

    Первое сентября. Возле школы опять шум и суета, учителя в красивых нарядах, а не стандартных строгих костюмах. Школьники кругом фотографируются и повторяют свои слова, директриса как всегда командует завхозом, видите ли, он не туда поставил микрофон.

    Я проснулся было чуть светло, потом я посмотрел на часы, которые стояли на тумбочке, было 9 утра. Я встал быстро, оделся, подошел к окну и увидел, что за окном падает большими хлопьями снег

  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка (описание)

    Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке Иван-царевич и царевна-лягушка, нарисовал Иван Яковлевич Билибин (3 класс)

«…любовь или сумасшествие?» (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Цель урока:

определить понятия любовь, сумасшествие.

Задачи:


  • показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;

  • расширить представления учащихся о Куприне – мастере художественного слова;

  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку изобразительное искусство;

  • вызвать чувство восхищения прекрасной и бескорыстной любовью.
Ход урока:

Орг. момент

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим…(читает ученик)

«Я встретил вас…» (романс в исп. Сультеевой Ландыш и Юнусовой Динары)

Слово учителя

Добрый день, ребята. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы учащихся)

Правильно. О любви. Во все века и времена любовь считалась чувством, которое не нашло себе истолкователя. Ответ на вопрос «Что такое любовь?» искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы… Сегодня мы с вами тоже попытаемся понять это чувство. Что же это такое любовь?

11. Повторение изученного.

Какие произведения о любви вы знаете? (Ответы учащихся) Вы читали и анализировали повесть Куприна «Олеся». Вспомним сюжет повести. В глуши леса, в Полесье, жила бабка Мануйлиха со своей внучкой Олесей. Жители деревни считали Мануйлиху ведьмой, да и Олесю называли колдуньей. Мать Олеси сожгли, думая, что колдунья. Бабка чудом спасла Олесю и скрылась с ней далеко в лесу. Однажды в полеские леса приезжает на охоту Иван Тимофеевич, молодой барин. Произошла неожиданная встреча его и Олеси. Иван Тимофеевич искренне полюбил Олесю. Девушка тоже отвечала взаимностью. Но у этой любви нет продолжения. Почему?

- Олеся дитя природы, неразрывно связана с ней. Доброта, деликатность, понимание, мудрость – вот качества ее характера. Она очаровала, околдовала И. Т. (песня «Очарована, околдована») Искренне ли она любила? (Да, искренне)

- Но почему она рассталась с ИТ.? (потому что она хочет, чтобы ее любимый был счастлив)

-Какая главная деталь символизирует несгорающую любовь Олеси? (Коралловые бусы. Каждая бусинка как огонек этой любви)

111. Переход к основной части урока.

- Сегодня мы пройдемся по страницам следующего произведения Куприна- рассказа «Гранатовый браслет». Запишите тему урока. Сюжет произведения: мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных писем.

- Готовимся к ЕГЭ. Вспомните пароним слова АДРЕСАТ (АДРЕСАНТ)

- Любовь « маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей. В этом рассказе показана бескорыстная и самоотверженная любовь. Попробуем дать свою характеристику любви.(Составление синквейна.)

- Любовь – загадочное чувство.

1У. Проверка домашнего задания. Символика любви.

У. Основная часть.

а) Прототипы рассказа. (В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. О дальнейшей судьбе Желтова ничего неизвестно)

б)Беседа по рассказу.

- Как художественно преобразил автор реальную историю? (Воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, как «маленький человек» способен на большое чувство. Закончил гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее)

- Какие социальные преграды отодвигают любовь героя в сферу недоступной любви? (различное социальное положение- княгиня- мелкий чиновник; Вера Н. замужем, поэтому не может ответить взаимностью; Вера Н. выросла в другом мире – светском обществе, которое порой лишает человека искренности, красоты чувств и мыслей)

Физминутка

У1. Работа в группах.

Задание.

1группа. Лексическое поле Веры Николаевны.

2 группа. Лексические поле Желткова.

3 группа. Характеристика общества через образ Булата-Тугановского.

- Вопросы:

-Надо ли бороться за любовь?

- Самоубийство – это выход? (Жизнь – одна, надо ценить ее, воспринимать такой, какая она есть, преодолевать трудности)

У11. Именины Веры Николаевны.

- С чего начинается рассказ? (описание природы)

- Какое настроение создает природа? (грусть, тоска, печаль, ожидание чего-то трагического)

- Как Куприн рисует главную героиню? (неприступность, внешняя недоступность, имеет титул княгини, царственно спокойна и равнодушна, нежно любит сестру, преданный друг мужа)

- Сколько было гостей? (13, Вера Н. была суеверной, ожидание трагедии)

- Какой эпизод произвел на вас неприятное впечатление? (как князь Шеин демонстрировал рукописный альбом, где воспроизводится любовная история княгини Веры и телеграфиста Желткова)

- Высший свет какой? (высший свет безнравственен, ему чужды возвышенные любовные чувства)

- Какие подарки получила Вера Н.? (от мужа – серьги, от сестры- записную книжку в удивительном переплете, от Желткова – браслет)

- Браслет Желткова на фоне других подарков выглядит «безвкусной безделушкой».

- Цвет? (красный) Вспомните коралловые бусы Олеси. Красный цвет -цвет любви. Гранаты горят как пылающее сердце Желткова. Это самое дорогое, что у него есть. Он хотел принести ей радость (Песня «Радовать»- Как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова? (Вера – встревожилась, заволновалась; Для мужа – предмет насмешек; брат Веры проявляет презрение к человеку низшего круга)

- Именно Аносов размышляет о настоящей любви. Кто такой Аносов? (друг покойного отца Веры, она называет его дедушкой) Аносов – мудрый, благородный, простой.

- Как Аносов относится к любви? («любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет присыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью»

- Любовь, как у Желткова, бывает раз в тысячу лет. Сильная, страстная, вечная. Любовь Желткова – любовь на расстоянии. Как вы думаете, если бы Желтков стал мужем Веры Н., любовь превратилась бы в быт? Существует ли настоящая любовь? Что это такое? Есть примеры? (учащиеся могут рассказать о родителях, знакомых)

Эпизод из фильма. Письмо Желткова.

- Развязка наступила быстро. Трагический финал. Желтков не знал, что любовь сыграет с ним жестокую шутку, что будет жестокой, но чувству не прикажешь. (Песня «Я не знал, что любовь может быть жестокой»)

- Когда Вера Николаевна узнала о смерти Желткова, она идет попрощаться с умершим, она чувствует свою вину. Нужно ли было уходить из жизни?

- Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее? (Она поняла, что Желтков – великий человек.)

- Каким настроением проникнут финал рассказа? (настроением светлой грусти, умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна, ей открылось нечто недоступное ранее. В пробуждении души Веры Николаевны большое значение имеет музыка. (Соната Бетховена)

- После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем письме. Видимо, эта музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.

- Выводы: Желтков – отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. В чем, по-вашему, состоит любовь? (Любовь возвышает человека, преображает его душу, любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Только он ограничил жизнь лишь этим чувством, вот это плохо. («Любовь не только возвышает…»)

У111. Рефлексия.

-Что вам дал этот урок? Какие выводы мы сделаем для себя? Все-таки что же это было: любовь или сумасшествие?

1Х. Домашнее задание. «Мои размышления» Что есть любовь?

В произведении Куприна рассказывается о настоящей и вечной любви. Желтков на протяжении восьми лет любил главную героиню, он жил и дышал только ею. Он увидел Веру однажды в цирке и навсегда полюбил ее, она стала его смыслом жизни, он стал проводить время в мыслях о ней. Он незаметно для нее ступал по ее следам, любовался ее и от этого становился счастливым. Сначала он писал ей страстные письма, на тот момент она еще не была замужем, но уже тогда она написала ему записку, в которой просила не писать ей такие письма, тогда он стал проявлять свою любовь на листке бумаги только по праздникам. Он был ее невидимым сопроводителем, он следовал за ней по пятам и жил ее жизнью. Он отмечал, что она любила музыку Бетховена, однажды она обронила платок, он поднял его и больше не расставался с ним. Он любил Веру всем сердцем, он не видел в жизни смысла без нее. Он не требовал ничего взамен на свою любовь, он любил ее бескорыстно, просто за то, что она есть. Для него счастьем было писать ей письма. Его любовь была проверена 8 годами, она была настоящей, это не было сумасшествием, это был принцип его жизни. Он понимал, что эта любовь никогда бы не стала взаимной, но он благодарил бога за то, что испытал такое чувство, к сожалению, он не пытался подойти ближе к любимой девушке, может быть, если бы он был настойчивее, у него что-нибудь бы получилось, хотя бы искренняя дружба.

Однажды на ее именины он подарил ей гранатовый браслет, ее мужа и брата это возмутило. Они поехали к нему и попросили больше не вторгаться в их жизнь, он пообещал, что уедет. Он лишь позвонил ей и написал прощальное письмо. Вера предчувствовала, что он умрет, так оно и случилось, он закончил жизнь самоубийством. Вера не могла не прийти попрощаться с ним, она впервые его увидела мертвым, она положила под его шею розу и поцеловала его в лоб. Наверно, это была его самая заветная мечта, но она сбылась после ухода из жизни. Окончательно удостоверившись, что он не нужен любимой женщине, он понял, что лучше ему уйти из жизни, потому что он понимал, что от себя не убежишь, если бы он сменил местожительство ничего бы не изменилось, его сердце было бы всегда у ее ног, он сам это говорит мужу Веры. Это чувство стало выше его разума, он не может его побороть или приглушить, он весь в нем. Его ничего больше в жизни не волнует кроме возлюбленной.

После его смерти Вера поняла, что это та любовь, о которой мечтает каждая женщина, настоящая, искренняя, жертвенная, чистая, вечная. Она понимала, что у этого человека не было другого выхода, она была замужем, с мужем у нее были хорошие отношения.

Тема "Желтков: любовь или сумасшествие?".
Литературные произведения, использованные в аргументации:
- повесть А.И. Куприна "Гранатовый браслет ".

Введение:

Любовь - одно из самых теплых чувств, которые может испытать человек. Она способна наполнить сердце радостью, вдохновить и придать жизненных сил влюбленному. Но, к сожалению, это чувство не всегда делает человека счастливым. Отсутствие взаимности разбивает людям сердце, обрекает на страдания, и тогда человек может потерять рассудок, превратив предмет обожания в некое божество, которому готов поклоняться вечно. Мы часто слышим, что влюбленных называют сумасшедшими. Но где эта тонкая грань между осознанной чувством и зависимостью?

Аргумент:

Над этим вопросом заставляет задуматься читателей и произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой долгие годы преследовал возлюбленную, а после покончил жизнь самоубийством. Что же толкнуло его на эти поступки: любовь или сумасшествие? Я считаю, что это было все же осознанное чувство.

Желтков влюбился в Веру, увидев ее всего один раз. Будучи мелким чиновником, он осознавал социальное неравенство с возлюбленной, и поэтому даже не пытался добиться ее расположения. Ему было достаточно любоваться княгиней со стороны, не вторгаясь в ее жизнь. Своими чувствами Желтков делился с Верой в письмах. Герой писал возлюбленной и после ее замужества, хоть и признавал "неприличность своего поведения".

Супруг княгини отнесся к Георгию Степановичу с пониманием. "Он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим" - сказал Шеин жене, после встречи с Желтковым. Конечно, герой проявил слабость, решившись на самоубийство, но пришел к этому осознанно, сделав вывод, что оборвать его любовь сможет только смерть. Он знал, что без Веры он не будет счастлив и, в то же время, не хотел ей мешать.

Заключение:

Именно поэтому я считаю, что Желтков не был сумасшедшим. Если бы любовь действительно затмила разум героя, то, как мне кажется, он сделал бы все возможное, чтобы добиться своего. Герой мог бы причинить вред мужу Веры из ревности и попытаться добиться ее расположения, применяя силу, угрозы или шантаж. Но он любил ее "издалека" тихо и искренне, на первом месте для него стояло счастье самой княгини, а не его потребность во взаимности, что еще раз подтверждает адекватность всех поступков героя.

Написала: Левенкова Екатерина Вячеславовна
о.Сахалин, г.Южно-Сахалинск

Проверила и помогла отредактировать: Ащаулова Мария

Урок литературы 11 класс

«... Что это было: любовь или сумасшествие?»

По рассказу А.И. Куприна “Гранатовый браслет”

Коломийцева Ольга Михайловна учитель русского языка и литературы

Цели урока:

    Показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком.

    Показать, как писатель изображает процесс пробуждения че­ловека.

    Развивать филологическое мышление учащихся.

    Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство.

Ход урока.

    Слово учителя.

(З вучит соната №2 Бетховена. Под звуки музыки учитель литературы читает строки о любви.)

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил...

Эти слова о любви принадлежат Ж.Б. Мольеру. Что же это такое лю­бовь? По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь - это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Ответ на этот во­прос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы, и мы с вами тоже пытаемся понять это чувство

Любовь, любовь - загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе у трата Или обогащеиье без конца?

Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?

Так размышляет о любви Всеволод Рождественский. И еще несколько мыслей о любви. Прочтите их и запишите в тетрадь.

(Учащиеся выразительно читают и записывают в тетрадь высказыва­ния о любви, помещенные на доске)

«Первый признак любви - благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не срав­нится для нас с предметом нашей страсти».

(Блез Паскаль)

«Словно солнце горит, не сгорая, любовь. Словно птица небесного рая - любовь. Но еще не любовь - соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, - любовь!»

(Омар Хайям)

«Любовь огонь не свети: все темно, А светит так сгореть не мудрено» (Восточная мудрость)

«Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все паше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца».

(Виктор Гюго)

«Раны от любви если не убивают, то никогда не заживают».

(Джордж Н.Г. Байрон)

«У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».

(К. Г. Паустовский)

    Один из таких «сюжетов» и станет предметом нашего внимания сегодня.

Сразу запишем вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока: какое из высказываний о любви, услышанных в самом начале занятия, вы бы использовали в качестве эпиграфа к уроку? Обоснуйте свой выбор.

Сначала проведем викторину - вспомним подробности, детали рас­сказа, имена и фамилии героев. Проверим, насколько внимательно вы чи­тали произведение.

    Викторина

    Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский ку­рорт, осень, сентябрь.)

    Фамилия сестры Веры? (Фриессе.)

    Кто был предок княгини Веры? (Тамерлан.)

    Что подарила Анна сестре? (Записную книжку.)

    Что подарил Вере муж? (Серьги из грушевидных жемчужин.)

    Чей это портрет: «... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очарова­тельной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных ми­ниатюрах»? (Вера.)

    Чей это портрет: «Она была на полголовы ниже, несколько широ­кая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами... однако, пленяло какой-то неуловимой и не­понятной прелестью...»? (Анна.)

    Имя знаменитой пианистки, подруги Веры по Смольному инсти­туту? (Женни Рейтер.)

    Имя мужа Веры? (Князь Василий Львович.)

    Чей это портрет: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки... У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть пре­зрительным выражением в прищуренных глазах... какое свойст­венно мужественным и простым людям...»? (Генерал Аносов.)

    Фамилия Веры до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

    Кто «... хохотал громко и восторженно, и худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми во­лосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»? (муж Анны - Густав Иванович.)

    Имя Желткова? (Георгий.)

15. Чей это портрет: «... очень бледный, с нежным девичьим ли­цом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (Желтков.)

    Кто эта женщина, которая «... обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала»? (Вера.)

    Кому принадлежат слова: «А где же любовь-то? Любовь бескоры­стная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на муче­ние - вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»? (Генералу Аносову.)

    Беседа.

    О чем произведение Куприна? Почему оно названо «Гранато­вый браслет»?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова к аристократке, княгине Вере Николаевне Шейной Восстановим в памяти основные события, описанные в произ­ведении.

Мы определили место, где происходит действие рассказа (Черномор­ский курорт). Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. (Ученик читает фрагмент-текста.)

    Какую роль играет в произведении первая г лава?

    Какое настроение создает пейзаж?

(Первая глава является вступлением. Содержание ее готобит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядаю­щего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дгч с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».

Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: «Деревья ус­покоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». Такое же спо­койное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, женьг предводителя дво­рянства.)

(Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и опи­санием осеннего сада.)

    Найдите и прочитайте описание (вторая глава).

    Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к му­жу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...»

    Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада?

(Показать, что душа Веры пребывает и состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна... любезна, независима и царствен­но, спокойна».)

-- Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сен­тября. Куприн пишет: «Вера Николаевна Шейна всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?

(Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г.С.Ж, а еще у Веры появилось предчувствие чего- то непри­ятного. Желтков разрушил «царское спокойствие» Веры)

    В четвертой главе Куприн знакомит читателей с гостями дома Шейных. В пятой главе во время праздничного обеда в душу Веры закра­лась тревога: «Она была суеверна». Оказалось, что гостей былй 13-. «Вот это нехорошо!» - подумала Вера про себя.

    Читатель ждет чего-то необычного. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

    Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками кня­зя и Анны.

(О серьгах. «Прекрасные серьги, какая прекрасная вещь! Прелесть! Где ты достала такое сокровище?»; о браслете: золотой, низкопробный, очень толстый. «Точно кровь!» - подумала с тревогой Вера.)

    Что мы узнали о браслете из письма Желткова?

(«По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он име­ет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смер­ти...»)

    - Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную цен­ность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?

    Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?

    Сравним его письмо с письмом - признанием в любви, поме­щенным в юмористическом семейном альбоме Шейных; Как воспри­нимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, девятая глава).

    Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?

    Как относятся к любви эти два человека? А Вера?

    Способен ли князь Шейн глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о Васе.)

    Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом.)

    Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?

    Как он рассуждает о любви?

    Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?

    Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?

(«Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, по­чем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»)

    Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключитель­ности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смер­ти Желткова. Обратимся к эпизоду встречи князя Шенка и Николая Нико­лаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.

    Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере.

    Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? * «Что это: любовь или сумасшествие?»

(Для доказательств приводим слова князя Шейна (десятая глава): «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо...» и т. д. до слов: «я чувствую, что присутствую при какой-то громадной траге­дии души, и я не могу здесь паясничать» (одиннадцатая глава). «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

    Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: «В комнате пахло ладаном...» до конца главы.

    Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина?

(Она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повто­ряется только один раз в тысячу лет».)

    Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, все­ляет ответное облагораживающее страдание.

    Музыкальное оформление.

Послушаем музыку. (Звучит бетховенская Largo Appassionato .)

    Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?

    Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь со­звучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

    (Учитель читает фрагмент текста под звуки музыки.)

    Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на мгновение, но наве­ки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

    В чем, по-вашему, состоит сила любви? (В преображении души)

    Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите свое мнение.

(Восприятие Верой музыки: «Княгиня Вера обняла ствол акации,

прижалась к нему и плакала...».)

    О чем говорят слезы Веры?

(Это слезы, очищающие, возвышающие душу.)

    Почему Куприн дал рассказу название «Гранатовый браслет»?

    Понравилось ли вам это произведение? Обоснуйте свой ответ.

Постарайтесь высказать свои мысли, чувства, впечатления по поводу прочитанного. Какое высказывание вы выбрали бы в качестве эпиграфа к нашему уроку? (Заслушиваются мнения ребят.)

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению на одну из предложенных тем.

    «... что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».)