Жизнь и творческий путь фредерика стендаля, биография. Жизненный и творческий путь стендаля Писатель стендаль биография

Фредерик Стендаль (наст. имя Анри Мари Бейль) — классик французской литературы, положивший начало ре-алис-ти-чес-ко-му пси-хо-ло-гиз-му и выразивший в своем творчестве героический дух, высвобожденный эпохой Великой французской революции и на-по-ле-он-ов-ских войн. Свое творческое кредо Стендаль сформулировал следующим образом: «Применить приемы математики к человеческому сердцу и положить в основу творческого метода и языка чувств. В этом — все искусство».

Жизнь Стендаля в датах и фактах

1796-1799 гг.  — учился в Центральной гренобльской школе, принадлежавшей к числу наиболее прогрессивных элитарных учебных заведений.

1799 г.  — отправился в Париж с намерением продолжить образование в столице, но произошедший политический переворот, вследствие которого молодой генерал Наполеон Бонапарт захватил власть в стране, заставил юношу забыть об учебе и вступить в наполеоновскую армию.

1800-1814 г.  — годы военной службы. В качестве офицера Стендаль побывал в Италии (где всерьез увлекся изучением итальянской живописи), участвовал в военных действиях на территории Австрии и Германии (где посетил городок Штендаль, давший ему литературный псевдоним), разделил со своими товарищами тяготы похода в Россию, во время которого стал свидетелем знаменитого пожара в Москве 1812 г. Военная карьера Стендаля завершилась после падения его кумира — Наполеона, к образу которого он неоднократно обращался в своем творчестве, в частности, в книгах «Жизнь Наполеона» (1817) и «Воспоминания о Наполеоне» (1837), оставшихся неоконченными.

1814 г.  — реставрация режима Бурбонов вынудила Стендаля уехать в Италию, в Милан, где он сблизился с политическим движением карбонариев (от итал. carbonari  — угольщики) — борцов за освобождение Италии от власти иностранных государств. Там же Стендаль познакомился с Байроном и итальянскими поэтами.

1821 г.  — после разгрома Неаполитанской революции писатель вернулся в Париж, где в качестве журналиста сотрудничал с разными изданиями.

1822 г.  — закончил работу над «Трактатом о любви» , в котором развил оригинальную теорию любовного чувства.

1827 г.  — напечатал свое первое художественное произведение — роман «Арманс. Сцены из жизни парижского салона 1827 г. ».

1829 г.  — увидели свет его путевые заметки «Прогулки по Риму» и новелла «Ванина Ванини» . Материал с сайта

1830 г.  — создал роман «Красное и черное» , утвердивший реалистическое направление во французской литературе. В этом же году Стендаль поступил на дипломатическую службу и, получив назначение на пост французского консула в Италию, обосновался в небольшом приморском городке Чивитавеккьи.

1830-1840 гг.  — период творческого взлета. За это время из-под пера Стендаля вышли «Воспоминания эгоиста» (1832), роман «Люсьен Левен» (1835), автобиографические заметки «Жизнь Анри Брюлара» (1836), цикл рассказов «Итальянские хроники» (1839) и роман «Пармская обитель» (1838), написанный всего за пятьдесят два дня. В конце этого периода писатель взялся за новый роман — «Ламьель» .

Фредерик Стендаль (Анри Мари Бейль) родился в Гренобле в 1783 году, всего за несколько лет до Великой Французской революции. Семья Бейль была состоятельной. Отец будущего писателя была адвокатом. Мать скончалась, когда ему было всего 7 лет. Воспитанием мальчика занимался его дедушка Анри Ганьон. Будучи образованным человеком, месье Ганьон стремился дать образование и своему внуку. Именно дед приучил маленького Анри Мари к чтению. Любовь к книгам породила любовь к сочинительству, которым мальчик начал заниматься тайком от всех в очень раннем возрасте.

Все члены семьи Бейль были ярыми монархистами. Казнь французского короля стала настоящим кошмаром для родных Анри. Только будущий писатель радовался этой смерти и даже плакал от восторга.

В 1796 году Анри Мари отдали в школу. Любимым предметом мальчика была, как ни странно, математика, а не литература или родной язык. Позже писатель, вспоминая своё детство, признавался, что больше всего ненавидел в людях лицемерие. Математику он полюбил потому, что это точная, а значит, не предполагающая лицемерия наука.

В конце 1790-х годов Стендаль переехал в Париж. В столице он планировал поступить в Политехническую школу. Однако вместо школы будущий писатель поступил на военную службу, чему содействовал его влиятельный родственник. До 1812 года Наполеон был кумиром Стендаля. Вместе с войсками Бонапарта будущий писатель посетил Италию. Удалось ему побывать и в России, где Стендаль чуть не погиб. Несмотря на то, что русские были врагами, писатель не испытывал к ним ненависти, восхищаясь их патриотизмом и героизмом.

Вернувшись домой, Стендаль увидел свою родину разорённой. Он винил Наполеона в разорении Франции. Больше Стендаль не считал Бонапарта своим кумиром и искренне стыдился своей национальности. Когда Наполеона отправили в изгнание, писатель тоже решил покинуть страну и переехал в Италию, считая её более свободолюбивой. В те годы в Италии широкое распространение получило движение карбонариев, боровшихся за освобождение своей родины от австрийского господства. Стендаль принял активное участие в освободительном движении, за что дважды приговаривался к смертной казни. Писателю доводилось жить и в Англии. Его жизнь за границей зависела от случайных заработков. С 1820-х годов Анри Мари Бейль впервые стал подписываться своим псевдонимом.

Стендаль решил вернуться на родину в 1830 году, чтобы поступить на государственную службу. В том же 1830 году его назначили на должность консула и отправили в Триест. Однако австрийских властей беспокоило «тёмное» прошлое нового консула, в связи с чем писателя перевели в Чивитавеккью. Жалование было более чем скромным, но Стендаль не хотел вновь покинуть полюбившуюся ему страну и остался в должности консула до конца своих дней.

Слабое здоровье нередко вынуждало писателя возвращаться на родину, взяв длительный отпуск. Один из отпусков продлился 3 года (1836-1839). Последние годы жизни Стендаля были особенно тяжёлыми: сифилис, которым писатель заразился в юности, проявлялся в виде невозможности полноценно работать и слабости. В 1841 году писатель в очередной раз приехал в Париж, где у него случился инсульт. Не имея возможности записывать самостоятельно, Стендаль диктовал свои произведения, продолжая сочинять до самой смерти в марте 1842 года.

Люди, близко знавшие Стендаля, говорят о нём как о человеке скрытном и любящем уединение и одиночество. Писатель обладал ранимой и тонкой душой. Одной из отличительных черт его характера была ненависть к тирании. При этом писатель сомневался в любом освободительном движении. Он искренне сочувствовал и даже помогал карбонариям, но не верил, что их усилия дадут положительные результаты. Между угольщиками не было единства: одни мечтали о республике, другие хотели видеть в своей стране монархию.

Италия стала для великого французского писателя второй родиной. Он полюбил итальянцев, считая их, в отличие от своих соотечественников, более искренними. Интроверту Бейлю намного ближе была итальянская необузданность и решительность, чем характерные для Франции XIX века сдержанность и лицемерие. Итальянских женщин писатель находил более привлекательными и пережил с ними не одно любовное приключение. Даже на своём могильном камне Стендаль хотел видеть надпись: «Энрико Бейль, миланец».

Эстетические требования

Стендаль начал свою литературную деятельность в очень раннем возрасте. За многие годы упорной работы над своим стилем, писатель смог выработать свои собственные концепции, которым стремился следовать, работая над очередным романом.

Страстный характер

Видный персонаж в центре

В центре каждого произведения должен стоять яркий, «страстный» образ. Этот персонаж предпочитает быть в оппозиции, не соглашаясь с несправедливостью и насилием. Главный герой непременно должен любить, иначе вся его борьба становится просто бессмысленной.

Сам автор не считает своих персонажей романтиками, несмотря на наличие явных признаков романтического героя. По мнению Стендаля, созданные им литературные образы являются исследователями и деятелями. Романтик же не способен ни на что, кроме «благородного гнева».

Точность и простота

Произведения великого французского писателя отличаются простотой и лаконизмом. Любовь Стендаля к математике в школьные годы отразилась во всех его романах. Писатель полагал, что читатель должен видеть в книге не пафос и непонятные ему описания внутреннего мира персонажа, а точный анализ, благодаря которому любой человек сможет понять происходящее с главным героем.

Концепция историзма

Для Стендаля неприемлемо изображение человека вне обстоятельств, как у писателей-романтиков, или человека вообще, как у писателей-классиков. Читатель должен знать, в какую эпоху живёт главный герой, и какое место он занимает среди своих современников. Персонажей нельзя «вырывать» из исторического контекста. Все они – люди своего времени. Эпоха, которой они принадлежат, сложила их характер. Только имея представления об историческом контексте, читатель может понять, что именно движет главным героем, становится мотивом его действий.

В следующей статье вы можете прочитать краткое содержание “Красного и черного” Стендаля , рассказывающий историю любви Жюльена Сореля, которая и погубила его впоследствии.

Еще один выдающийся роман Стендаля это “Пармская обитель” , который, к тому же является его последним завершенным романом, события которого происходят после завершения эпохи правления Наполеона.

Красное, чёрное, белое

Имя Стендаля традиционно связано с романом «Красное и чёрное». Роман был создан в 1830 году на основе реальных событиях. Литературоведы долгое время не могли понять, почему автор дал роману именно такое название. Оба цвета напоминают о трагедии, кровопролитиях и смерти. А сочетание красного и чёрного ассоциируется с обивкой гроба. Само название настраивает читателя на трагический финал.

Через 5 лет после написания своего первого гениального романа Стендаль создаёт произведение с похожим названием – «Красное и белое». Сходство названий не случайно. Кроме того, заглавие и содержание нового романа в некоторой степени объясняют заголовок предыдущего. Под чёрным цветом, скорее всего, подразумевалась не смерть, а низкое происхождение главного героя Жюльена Сореля. Белый цвет указывает на элиту, выходцем из которой был Люсьен Левен, главный герой второго романа. Красный цвет – символ нелёгкого, тревожного времени, в которое приходится жить двум главным героям.

Стендаль хронологическая таблица жизни и творчества изложена в этой статье.

Стендаль хронологическая таблица

Мари-Анри Белль (псевдоним Стендаль)- французский писатель, один из основоположников психологического романа. При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии.

1796–1799 гг.  - учился в Центральной гренобльской школе, принадлежавшей к числу наиболее прогрессивных элитарных учебных заведений.

1799 г.  - отправился в Париж с намерением продолжить образование в столице, но произошедший политический переворот, вследствие которого молодой генерал Наполеон Бонапарт захватил власть в стране, заставил юношу забыть об учебе и вступить в наполеоновскую армию.

1800–1814 г.  - годы военной службы. В качестве офицера Стендаль побывал в Италии (где всерьез увлекся изучением итальянской живописи), участвовал в военных действиях на территории Австрии и Германии (где посетил городок Штендаль, давший ему литературный псевдоним), разделил со своими товарищами тяготы похода в Россию, во время которого стал свидетелем знаменитого пожара в Москве 1812 г. Военная карьера Стендаля завершилась после падения его кумира - Наполеона, к образу которого он неоднократно обращался в своем творчестве, в частности, в книгах «Жизнь Наполеона» (1817) и «Воспоминания о Наполеоне» (1837), оставшихся неоконченными.

1814 г.  - реставрация режима Бурбонов вынудила Стендаля уехать в Италию, в Милан, где он сблизился с политическим движением карбонариев (от итал. carbonari  - угольщики) - борцов за освобождение Италии от власти иностранных государств. Там же Стендаль познакомился с Байроном и итальянскими поэтами.

1821 г.  - после разгрома Неаполитанской революции писатель вернулся в Париж, где в качестве журналиста сотрудничал с разными изданиями.

1822 г.  - закончил работу над «Трактатом о любви» , в котором развил оригинальную теорию любовного чувства.

1827 г.  - напечатал свое первое художественное произведение - роман «Арманс. Сцены из жизни парижского салона 1827 г. ».

1829 г.  - увидели свет его путевые заметки «Прогулки по Риму» и новелла «Ванина Ванини» . Материал с сайта http://iEssay.ru

1830 г.  - создал роман «Красное и черное» , утвердивший реалистическое направление во французской литературе. В этом же году Стендаль поступил на дипломатическую службу и, получив назначение на пост французского консула в Италию, обосновался в небольшом приморском городке Чивитавеккьи.

1830–1840 гг.  - период творческого взлета. За это время из-под пера Стендаля вышли «Воспоминания эгоиста» (1832), роман «Люсьен Левен» (1835), автобиографические заметки «Жизнь Анри Брюлара» (1836), цикл рассказов «Итальянские хроники» (1839) и роман «Пармская обитель» (1838), написанный всего за пятьдесят два дня. В конце этого периода писатель взялся за новый роман - «Ламьель» .

Предлагаем познакомиться с жизнью и творчеством великого писателя. Свои творения он подписывал "Стендаль". Биография этого писателя, как и его произведения, интересует сегодня многих. Однако далеко не все знают, что настоящее его имя было Писатель пытался иногда присвоить себе дворянский титул, подписываясь порой как "Анри де Бейль". Вероятно, так поступил бы и Жюльен Сорель, знаменитый герой его романа.

Происхождение Стендаля

Из семьи солидных буржуа происходил Стендаль, биография которого отразилась в созданных им произведениях. В Гренобле, в адвокатской конторе, служил его отец. В 1783 году на свет появился будущий писатель. Его мать умерла через 7 лет, оставив на воспитание отцу и тете Серафи своего сына. Стендаль ненавидел обоих. Отец его был мнительным, суровым и черствым человеком. Стендаль был обязан своим ранним образованием священникам. Это стало главной причиной его антиклерикализма. В противостоянии с отцом и духовными наставниками сформировался характер писателя.

Характер и личность Стендаля

Очень самовлюбленным, импульсивным, чувственным, критичным и недисциплинированным быль Стендаль. Биография его интересна не только событиями в жизни, но и внутренним миром этого писателя. Знавшие его близко люди говорили, что он был скрытен, любил одиночество и уединение. Стендаль обладал тонкой и ранимой душой. Ненависть к тирании была одной из главных черт его характера. При этом Стендаль сомневался в освободительных движениях. Он сочувствовал карбонариям и даже помогал им, однако не верил в то, что деятельность их приведет к положительным результатам. Не было единства между угольщиками: одни грезили о республике, другие мечтали видеть монархию в своей стране.

Обучение в Центральной школе и время, проведенное в Париже

Дед со стороны матери, по профессии врач, поощрял его увлечение литературой. Это был человек с хорошим художественным вкусом. Когда Стендалю исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Центральную школу, находившуюся в Гренобле. Здесь он весьма отличился в математике. Ему даже пророчили обучение в парижской Политехнической школе на инженера. В 1799 году Стендаль прибыл туда, на следующий день после государственного переворота, после которого Наполеон стал властителем Франции. Бейль, забыв о намерении получить профессию инженера, бросился очертя голову в имперскую авантюру, обуявшую страну. Дарю, дальний родственник будущего писателя, позднее ставший государственным секретарем, был в большой милости у Наполеона. Он добился для Стендаля церковной должности, которую тот занял при военном штабе. Однако работа эта оказалась для него чересчур скучной. Молодой Анри, которому только исполнилось 17 лет, на следующий же год получил знание сублейтенанта. Его отправили в Италию. В ту пору там располагалась французская армия.

Жизнь в Италии

Бейль не знал ничего об этой стране, которая стала для него впоследствии второй родиной, а также местом действия одного из самых известных и крупных его романов. Юношу восхищало здесь все: живопись Корреджо, музыка Чимарозы, итальянская опера. Итальянский темперамент он также находил привлекательным. Он казался ему более решительным, страстным и менее цивилизованным, чем французский. Италия, в особенности Милан и Рим, настолько полюбилась Бейлю, что он даже захотел высечь следующие слова на своем могильном камне: "Энрико Бейль, миланец". Бейль влюблялся в местных женщин. С этого времени частная жизнь его стала летописью в основном любовных приключений.

Государственная служба

Очень деятельными были последующие годы. Стендаль, биография и творчество которого нас интересуют, в 1806 году снова поступил на службу, заняв административный пост в оккупированном французами Брунсвике. Здесь он начал учить немецкий язык. Стендаль был вхож в хорошее общество. Уважение, окружавшее его, льстило ему, однако он порядком скучал. Бейль в дальнейшем много путешествовал по Австрии и Германии. Его послали в Вену с правительственной миссией. Также он отправился в Россию вслед за императором. В России Бейль стал очевидцем Бородинского и Смоленского сражений. Присутствовал он и при пожаре Москвы. Затем он отступал в Западную Европу вместе с французской армией. Рушилась держава Наполеона, и Бейль покинул Францию, когда пал Париж. Он понял, что закончилась его карьера в кругах власти.

Возвращение к литературной деятельности

Государством теперь управляли Бурбоны. Бейль возвратился к литературной деятельности. С этого момента он стал известен как Фредерик Стендаль. Краткая биография его этих лет отмечена созданием множества произведений. Написанные в 1820-х годах его сочинения были довольно многообразны. Среди них были и жизнеописания великих композиторов (в 1817 году - книга "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио", в 1824 - "Жизнь Россини"); и трактат 1812 года "О любви"; и "История живописи в Италии", написанная в 1817 году; и "Прогулки по Риму" 1829 года.

Кроме того, он публиковал в журналах Лондона и Парижа различные статьи. Такова сокращенная биография Стендаля этих лет. От случайных заработков зависела его жизнь во Франции, Англии и Италии.

Перевод в Чивитавеккью

На трон в 1830 году был возведен монарх-буржуа. Теперь перед Стендалем открылась возможность снова заняться государственной службой. Тогда же, в 1830 году, он стал консулом в Триесте. Здесь австрийским властям не по вкусу пришлась его репутация радикала. Стендаль был переведен в папское государство, в Чивитавеккью. Ему определили более скромное жалование, чем раньше. Зато отсюда было рукой подать до любимого Рима.

Ухудшение здоровья и дальнейшая биография Стендаля

Кратко мы рассказали о том, почему Стендаль вынужден был довольствоваться должностью консула, находясь далеко от родины. Он оставался в этой должности до конца жизни, хотя ему и приходилось часто отлучаться на долгое время из-за слабого здоровья. Из-за него он нередко брал длительный отпуск и возвращался на родину. Один из них продолжался целых три года (с 1836 по 1839 год). Особенно тяжелыми были последние годы жизни этого писателя. Еще в юности он заразился сифилисом. Эта болезнь давала о себе знать слабостью и невозможностью полноценно работать.

Романы "Красное и черное" и "Красное и белое"

В последний год царствования Карла X был создан роман "Красное и черное". В 1831 году, к моменту публикации этой книги, она уже успела устареть, по крайней мере в отношении критики Бурбонов. Однако имя Стендаля сегодня связано, прежде всего, именно с этим романом. Он был создан на основе реальных событий в 1830 году. Литературоведы долго не могли ответить на вопрос, почему автор дал такое название своему произведению. Оба этих цвета напоминают о смерти, кровопролитиях и трагедии. А сочетание черного и классного ассоциируется также с обивкой гроба. На трагический финал настраивает читателей уже само название произведения.

Через 5 лет после создания этого романа Стендаль написал "Красное и белое". Не случайно сходство названий двух произведений. Кроме того, содержание и заглавие нового романа объясняют в некоторой степени заголовок предыдущего. Скорее всего, под черным цветом автор подразумевал вовсе не смерть, а низкое происхождение Жюльена Сореля, главного героя. Белый же указывал на элиту, представителем которой был главный герой 2-го романа, Люсьен Левен. А красный - символ тревожного времени, в которое жили два этих персонажа.

Новые произведения

Стендаль в течение следующих десяти лет создал 2 автобиографических произведения: в 1832 году - "Мемуары эгоиста", в 1835-36 - "Жизнь Анри Брюлара", в 1834-35 гг. - роман "Люсьен Левен", оставшийся незаконченным. Не желая снова рисковать консульской должностью, он не решился публиковать свои сочинения при жизни. В 1839 году был издан второй шедевр Стендаля (после "Красного и черного") - "Пармская обитель". Это история интриг и приключений, происходящих в Италии.

Возвращение в Париж и смерть

Писатель в 1841 году снова приехал в Париж, где у него произошел инсульт. Однако он продолжил сочинять до самой своей смерти, диктуя свои произведения. Записывать их самостоятельно уже не мог Стендаль. Биография его заканчивается мартом 1842 года, когда он умер от удара после длительной болезни. Скончался Стендаль в Париже.

К какому направлению в литературе относится писатель Фредерик Стендаль?

Биография, которую вы только что прочитали, дает общее представление о жизни Стендаля. А каковы же особенности его творчества? Давайте ответим и на этот вопрос. Долгим был путь этого писателя к известности. Стендаль говорил, что он пишет свои произведения "для немногих счастливчиков". Он предсказывал, что не ранее 1880-го года к нему придет слава. И Стендаль оказался прав. Возможно, самая большая его неудача заключалась в том, что он не вписывался в тот или иной литературный стереотип, существовавший в его время. Стендаля отделяла от авторов 18 века любовь к героям-себялюбцам, таким как Наполеон. Однако его нельзя было назвать и писателем-романтиком. Этому автору недоставало как сентиментальности Ламартина, так и эпического размаха Гюго. Только тогда, когда эти фигуры покинули литературный пьедестал, стало понятно, в чем заключается истинное величие интересующего нас писателя, - в психологическом реализме. Благодаря ему на весь мир прославился Стендаль.

Биография, краткое содержание произведений этого автора, критические статьи о нем - все это и сегодня интересует множество ценителей его творчества. Безусловно, Стендаль является одним из классиков французской литературы. Для того чтобы поближе познакомить читателя с ним, нами и была создана приведенная выше биография Стендаля. Хронологическая таблица жизни и творчества, которой в некоторых учебниках ограничивается информация о нем, не дает представления о его личности, упускает многие значимые подробности. Биография, с которой вы только что познакомились, избавлена от этих недостатков.

Ф. Стендаль. Биография (кратко) этого человека будет представлена вашему вниманию ниже.

Общие сведения

Французский писатель Анри Мари Бейль (настоящее имя) родился в г. Гренобле на юге Франции в 1783 г. Его семья была обеспеченной, отец адвокат местного парламента. К сожалению, мальчик в 7 лет лишился матери и его воспитанием занялись отец с теткой. Траур по умершей жене был настолько сильным, что отец с головой ушел в религию, став крайне набожным человеком.

С отцом у Анри отношения не ладились. А дед по материнской линии, врач и сторонник просвещения, стал близким человеком, привил будущему писателю любовь к литературе. Дед Анри Ганьон лично встречался с Вольтером. Именно он познакомил будущего писателя с работами Дидро, Вольтера, Гельвиниция, заложил основу образования, мировоззрения и отвращение к религии. Характер Ф.Стендаля отличался чувственностью и импульсивностью, самовлюбленностью и критичностью, отсутствием дисциплины.

Образование и военная служба

Начальное образование Анри получил в местной Гренобльской школе, проучившись в ней всего три года. Интересовался философией и логикой, историей искусств и математикой. В 16 лет юноша поехал в Париж поступать в Политехническую школу, чтобы стать военным инженером или артиллерийским офицером.

Но вихрь происходящих в стране событий изменил его планы. После событий Революции он записывается в армию Наполеона, в драгунский полк. Вскоре уходит со службы и занимается в Париже самообразованием. В центре его внимания: литература, философия и английский язык. Будущий писатель в дневниках того времени пишет о своем желании стать драматургом.

После непродолжительной службы в Марселе, куда он отправился вслед за актрисой, в которую влюбился, поступает военным чиновником в армию.

Стендаль, биография которого насыщена интересными фактами, участвовал в военных походах Наполеона в Германии, Австрии, Италии и России. В походах он записывает свои размышления о музыке и живописи. В составе наполеоновской армии стал очевидцем Бородинского сражения и пожара в Москве. Прошел Оршу и Смоленск, был на Вязьме. События военной компании в России поразили его патриотизмом и величием русского народа.

Поездка в Италию

Поражение Бонапарта и восстановление власти Бурбонов, к которым у него было негативное отношение, вынуждают Стендаля выйти в отставку и следующие 7 лет провести в итальянском Милане. Писатель влюбляется в Италию, ее язык, оперу, живопись и женщин. Италия стала для Стендаля второй родиной, сюда он переселяет своих героев. Темперамент итальянцев он считал естественным, не похожим на французский. В Милане Стендаль познакомился с поэтом Байроном

Фредерик Стендаль, биография которого была весьма печальной, в Италии начинает литературное творчество и издает первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815) и «История живописи в Италии» (1817).

В Италии начинается движение республиканцев-карбонариев, которых Стендаль поддерживает и финансирует. Но в 1820 г. его друзья карбонарии попадают под преследование, и ему пришлось уехать во Францию.

Жизнь в Париже

Зарабатывать на жизнь писатель Стендаль, биография которого была очень не простой, стал работой в газетах и журналах.

Но власти Парижа уже были осведомлены о его знакомствах. Печататься пришлось в английских и французских журналах без подписи автора.

Двадцатые годы XIX в. отмечены активным творчеством и публикациями.

Выходит в свет книга «Трактат о любви», памфлеты «Расин и Шекспир», первый роман «Арманс» и новелла «Ванина Ванини». Издатели предлагают издать путеводитель по Риму, так появляется книга «Прогулки по Риму».

Стендаль роман «Красное и черное» показал миру в 1830 г. Время действия романа совпадает с эпохой реставрации, в которую жил автор. А основу для сюжета Стендаль прочитал в газете, в колонке криминальной хроники.

Несмотря на плодотворную работу, психологическое и материальное состояние Стендаля оставляют желать лучшего. У него нет стабильного заработка, преследуют мысли о суициде. Писатель пишет несколько завещаний.

Дипломатическая и творческая работа

Политические изменения во Франции в 1830 г. позволяют Стендалю поступить на государственную службу. Он назначен послом в Италию, в Триесту, а позже - в Чивита-Веккию. На консульской работе он и закончит свою жизнь.

Рутинная, однообразная работа и проживание маленьком портовом городке навевали на Фредерика скуку и одиночество. Чтобы развлечься, он стал путешествовать по Италии, ездить в Рим.

Проживая в Италии, Фредерик Стендаль продолжает литературную деятельность. В 1832-1834 гг. написаны «Воспоминания эгоиста» и роман «Люсьен Левен». Автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара» выходит в 1836 г.

Период 1836-1839 гг. Ф. Стендаль проводит в Париже, в длительном отпуске. Здесь он пишет «Записки туриста», изданные в Париже в 1838 г., и последнюю законченную книгу «Пармская обитель».

Последние годы жизни и творчества

Незадолго до смерти писатель смог вернуться в Париж, выхлопотав себе отпуск в ведомстве. В это время он уже был тяжело болен и слаб, что с трудом мог писать, и потому диктовал свои тексты.

Мрачное настроение не покидало Ф. Стендаля. Он думает о смерти и предвидит, что может умереть на улице.

Так и случилось. В марте 1842 г. писатель совершал прогулку, когда его сразил апоплексический удар. Он упал посреди улицы и спустя несколько часов умер.

Гроб с телом непризнанного гения пришли проводить лишь трое его друзей.

Французские газеты сообщили лишь о погребении на Монмартре «неизвестного немецкого стихотворца».

Надгробная плита Стендаля, по его просьбе в знак любви к Италии, содержит короткую надпись: «Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил».

Отношение к религии и формирование взглядов

В детстве Стендаля воспитывал иезуит Райян. После занятий с ним и чтений Библии, Анри возненавидел священнослужителей и религию и на всю жизнь остался атеистом.

Ему чужда мораль аскетизма и покорности. По мнению писателя, лицемерие охватило французское общество. Никто не верит в догмы католической церкви, но вынужден принимать личину верующего. Полное овладение церкви умами французов является ни чем иным, как проявлением деспотизма.

Отец писателя был самодовольным буржуа, а мир Стендаля формировался на противоположных взглядах. Основой была свободная личность, со своими особыми чувствами, характером и мечтами, не признающая установившихся понятий долга и пристойности.

Писатель жил в эпоху перемен, наблюдал и сам участвовал. Кумиром того поколения был Наполеон Бонапарт. Жажда сильных переживаний и энергия действия составляли атмосферу эпохи. Стендаль восхищался талантом и отвагой Наполеона, что повлияло на его мировоззрение. Характеры литературных героев Стендаля изображены в соответствии с духом эпохи.

Любовь в жизни писателя

В Италии, в свою первую поездку, Фредерик Стендаль встретил свою безнадежную и трагическую любовь - Матильду Висконти, жену польского генерала Дембовского. Она рано умерла, но успела оставить след в его жизни и память, которую он пронес через всю жизнь.

В своем дневнике Стендаль написал, что в его жизни было 12 имен женщин, которые он хотел бы назвать.

Признание таланта

«Литературная слава - лотерея», - говорил писатель. Биография и творчество Стендаля не были интересными его современникам. Должная оценка и понимание пришли спустя 100 лет, в XX веке. Да он и сам отмечал, что пишет для малого числа счастливцев.

На фоне знаменитости Бальзака в 1840 г., интересная биография Стендаля была не известна, его не было в списке французских писателей.

Прилежные сочинители того времени, сейчас благополучно забытые, издавались десятками тысяч экземпляров. «Трактат о любви» Ф. Стендаля продали лишь в 20 экземплярах. По этому поводу автор шутил, называя книгу «святыней», потому что мало кто смеет к ней прикоснуться. Знаковый роман «Красное и черное» издавался только 1 раз. Критики сочли романы Стендаля не заслуживающими внимания, а героев безжизненными автоматами.

По-видимому, причина кроется в несоответствии существовавших стереотипов в литературе с жанром его творчества. Пристрастие к личностям с абсолютным авторитетом, подобным Наполеону, противоречило правилам того времени.

Отсутствие признания при жизни не помешало Ф. Стендалю войти в число величайших новеллистов своего времени.

Свой литературный псевдоним Анри Бейль взял по названию города Stendhal в Германии. В этом городе родился знаменитый искусствовед Винкельман, живший в XVIII веке, идеи которого оказали влияние на немецких романтиков.

Свою профессию Ф.Стендаль называл: «Наблюдение за поведением человеческого сердца».

В январе 1835 г. Стендаль был награжден орденом Почетного легиона.

Название романа «Красное и черное» символично и спорно, дискуссии в среде ученых и литературоведов не прекращаются. По одной из версий, красное - цвет революционной эпохи, в которую выпало жить автору, а черное - символ реакции. Другие сравнивают красное и черное со случаем, определяющим судьбу человека. А третьи усматривают в сочетании цветов проблему выбора главного героя Жюльена. Быть военным (красное), как при Империи или священником (черное), что более почетно во время Реставрации. Союз красного и черного - это не только контраст, противоположность, а еще сходство, взаимный переход одного в другое, конфликт и смежность жизни и смерти.

Оценка творчества Ф. Стендаля

Сам Фредерик Стендаль, краткая биография которого была поведана в статье, причислял себя к романтикам, в своих произведениях ставил на первое место внутренний мир и переживания героев. Но внутренний мир основывался на четком анализе, осмыслении социальной жизни, реалистическом мышлении.

В своем отношении к жизни, что нашло отражение в творчестве, Стендаль проверял все события и понятия личным опытом, а опыт произрастает из наших личных чувств и переживаний. Единственным источником познания, считал он, являются наши ощущения, следовательно, не может быть морали с ним не связанной.

Движущая сила и мощный стимул поведения героев кроется в жажде славы и засуженного одобрения.

Создатель жанра реалистично-психологического романа - Фредерик Стендаль, использовал в своих романах тему противопоставления молодых и старых героев, где молодость и энергия выступают против тупости и деспотичности. Главные, любимые герои его романов вступают в конфликт с обществом господствующей буржуазии и победившего «чистогана». Грубая социальная среда, исполненная косных взглядов и привычек, препятствует развитию независимой мысли и свободной личности.

Писателя относят к передовым и ранним практикам реализма.

Творчество Ф. Стендаля имеет два основных тематических направления:

  1. Италия и книги об искусстве.
  2. Описание французской действительности в то время, которое он жил, после Французской Революции.