Жизненный подвиг Соколова (О рассказе «Судьба человека»). Сочинение нравственный подвиг андрея соколова В чем состоит нравственный подвиг андрея соколова

  1. Новое!

    Спустя двенадцать лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», главным героем которого является простой русский человек – Андрей Соколов. Личность Андрея Соколова М. Шолохов раскрывает, используя...

  2. Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? М. В. Исаковский «Судьба человека» - это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком...

    Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь...

    Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М. А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения,...

    Русские писатели всегда обращали огромное внимание на проблему нравственного выбора человека. В экстремальных ситуациях человек показывает свои истинные качества, совершает определенный выбор. Так подтверждается право называться Человеком. Главный герой...

  3. Новое!

    Вторая мировая война - это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека внимательнее вглядеться в...

Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Рассказ М. А. Шолохова — одно из лучших произ-ведений писателя. В его центре — трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис-тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига масс, а на судьбе отдельного че-ловека на войне. Поразительное сочетание в «Судьбе человека» частного и общего позволяет говорить об этом произведении как настоящем «рассказе-эпо-пее».

Главный герой рассказа — фигура не вполне тради-ционная для литературных произведений того време-ни. Он не убежденный коммунист, не всем известный герой, а простой труженик, вполне обычный человек, он такой, как все. Соколов — труженик на земле и на заводе, воин, семьянин, муж, отец. Он простой уроже-нец Воронежской губернии, геройски сражался еще в гражданскую войну. Андрей — сирота, его отец и мать давно умерли от голода. Тем не менее в личности этого ничем не примечательного, казалось бы, челове-ка писатель находит качества, достойные не только всяческого уважения, но и прославления.

Война обрушилась на страну неожиданно, как грозное и страшное бедствие. Андрей Соколов, так же, как и миллионы других людей, пошел на фронт. Трогательна и драматична сцена прощания героя с до-мом. Она занимает одно из главенствующих мест в рассказе. Жена, дети, работа — вот те ценности, ради которых живет Андрей и за которые он готов отдать свою жизнь. Они — главное в жизни героя. Его отли-чает острое чувство ответственности за тех, кто рядом.

Несчастье за несчастьем преследуют Соколова. Его жизненный путь вместил в себя, казалось бы, больше, чем может вынести один человек. Страшная весть о гибели жены и детей, которая настигает Соколова по возвращении из плена, поражает его в самое сердце. С присущей ему нравственной чистотой и совестливо-стью он пытается найти собственную вину в смерти близких. Он не приласкал на прощанье жену, не ска-зал ей теплого слова, не успокоил, не понял всего ужа-са ее прощального крика и теперь терзает себя упрека-ми. Соколов горячо любит жену, говорит о ней: «со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны глядел, а в упор...».

Новое потрясение для Андрея — трагическая, ро-ковая гибель сына в последний день войны. Однако ему свойственна удивительная способность терпеливо сносить удары судьбы. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытереть, все вынести, если к это-му нужда позвала»,— считает он.

В критических ситуациях герой сохраняет великое достоинство русского человека, русского солдата. Этим он вызывает уважение не только у своих сослу-живцев, но и у врагов. Чрезвычайно важен и увлека-телен эпизод поединка Соколова с Мюллером. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Он не стучит себя в грудь перед лицом врага, не говорит громких слов, но и не умоляет Мюллера о пощаде. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем.

Соколов прошел немецкий плен. Таких, как он, то-гда в советской стране официально считали предате-лями. И большая заслуга писателя в том, что он одним из первых коснулся этой острой проблемы, приот-крыл завесу жизни людей, волею судьбы оказавших-ся в плену.

Нет вины Андрея в том, что, контуженный, он по-падает к немцам. Находясь в неволе, он сохраняет достоинство русского солдата. Ему противопоставлен предатель Крыжнев, пытающийся спасти себе жизнь ценой жизни другого человека. Соколов убивает пре-дателя и спасает взводного. Убийство человека дается герою нелегко, потому что ему приходится престу-пить те нравственные принципы, на которых он был воспитан, и которые были для него святы. Предатель Крыжнев — первый человек, которого Соколов лиша-ет жизни.

В плену Андрей встречает много достойных людей. Так военврач, вопреки всему, пытается облегчить ра-неным страдания. В нечеловеческих условиях он ос-тается верен себе и своему призванию. Эту позицию разделяет и Соколов. Его самого отличает бескоры-стие подвига, скромность и мужество.

Герой у чайной подбирает мальчика — сироту. Он не просто заменяет Соколову сына. Для человека, по-терявшего в жизни все, кроме самого себя, этот ребе-нок становится единственным смыслом его искале-ченной жизни. Пройдя тяжкие испытания, Андрей сохраняет в себе душевную чуткость и сердечную теп-лоту. Да и как было не посочувствовать Ванюше, уви-дев его: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный,... нечеса-ный, а глазенки — как звездочки ночью после дож-дя». Он такой же неприкаянный и одинокий, как и сам Андрей. Автор подчеркивает, что пока живет в че-ловеке потребность любить, душа его жива.

Он обращает внимание читателя на глаза своего ге-роя, «словно присыпанные пеплом, наполненные та-кой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть». Тяжел и трагичен путь Соколова. Но его дорога — до-рога подвига, совершенного человеком, не сломлен-ным жестокими обстоятельствами, не примирившимся с бедой, не признавшим над собой власти врага, со-хранившим над ним нравственное превосходство.

Размышляя над рассказом, мы невольно перехо-дим от судьбы конкретного человека к судьбе челове-чества вообще. Уже само название рассказа приобща-ет героя к народной массе. Рисуя его путь, писатель подчеркивает, какой дорогой ценой была добыта по-беда. Судьба Андрея Соколова типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вы-несшего на своих плечах страшную войну, фашист-ские лагеря, растерявшего в войне самых близких лю-дей, но не сломавшегося. Соколов — неотъемлемая часть своего народа. В его биографии отразилась исто-рия целой страны, история трудная и героическая.

«За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» — восклицает Андрей, но он не скло-няет головы перед суровой судьбой, сохраняет тягу к жизни и человеческое достоинство.

Перед нами предстает образ осиротелого человека, смело открывающего свою искалеченную душу. На-блюдая за его участью, читатель проникается гордо-стью за русского человека, восхищением его силой, красотой души. Его охватывает неизъяснимая вера в необъятные возможности человека. Андрей Соколов вызывает любовь и уважение.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцов-ского плеча вырастет тот, который, повзрослев, смо-жет все вытерпеть, все преодолев на своем пути, если к этому позовет его Родина»,— с верой в своего героя говорит автор.

марта 02 2011

Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой М.Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть.

Поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и война, и плен. Еще больше изумляет раскрытие Андрея Соколова. На малой «площадке» рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, многотерпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!

Русский солдат! Какой историк, художник полностью изобразил, прославил доблесть его?! Это возвышенный и сложный образ. Многое сплавлено, переплетено в нем такого, что сделало его «не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости» (А.Куприн).

Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. «…И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…» - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.

Даже в жестоких врагах, в которых фашизм выжег все человеческое, вызывает уважение достоинство и самообладание русского солдата. «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом», - говорит Мюллер.

Способность довести широту показа жизни до эпического звучания свойственна только огромному таланту. Внимательно вчитываясь в построение рассказа, нельзя не заметить сказового приема, к которому прибегает автор, показывая единоборство лагерфюрера и «русс Ивана»: как в былинах и древних сказах, дошедших до нас из народных глубин, М.Шолохов употребляет прием троекратного усиления. Первый стакан выпил, готовясь к смерти, солдат и не закусил. Второй стакан выпил и опять отказался от закуски. И только после третьего, выпитого «врастяжку» стакана шнапса «откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол».

Это - традиционно-сказовое нарастание драматизма действия во времени. Оно использовано писателем вполне закономерно, и этот прием сказителей гармонично сливается с современным его рассказом. Произведение М.Шолохова национально по языку. Типический образ русского солдата Андрея Соколова раскрывает в строе мысли и речи, насыщенной меткими, самобытными словечками и народными речениями.

Но не только в отмеченных внешних признаках, как прием троекратного усиления и насыщенность языка яркими выражениями и пословицами, а, как говорил Белинский, в самом «сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» проявляется народность писателя. Чуткий художник, М.Шолохов всей своей жизнью, всеми помыслами был связан с жизнью своего народа, с его думами и надеждами. его питали животворные родники народной мудрости, ее великой правды и красоты. Это и обусловило верность каждой детали, каждой интонации его произведения. Главное же достоинство рассказа, вероятно, в том, что построен он на верном раскрытии глубинных движений человеческой души.

Казалось бы, вот-вот должны иссякнуть силы беспощадно избитого жизнью Андрея Соколова. Но нет! В душе его таится неиссякаемый источник любви. И эта любовь, это доброе начало в человеке руководит всеми его поступками.

Никто не в состоянии без волнения читать и следующий монолог Андрея Соколова в начале рассказа: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: „За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?» Нету мне ответа ни в1 темноте, ни при ясном солнышке… Нету, и не дождусь!»

Никогда не дождутся мучительного ответа на этот вопрос и миллионы сверстников Соколова, не вернувшиеся с полей сражений, умершие от ран и преждевременных болезней уже в мирное время, после Победы.

Только совсем недавно мы стали в открытую говорить об огромных, зачастую совершенно напрасных жертвах Второй мировой войны; о том, что ее вообще могло не быть, окажись политика Сталина по отношению к Германии более дальновидной; о нашем совершенно безнравственном отношении к своим соотечественникам, побывавшим в немецком плену… Но ведь судьбу человека уже не повернуть вспять, не переделать!

А поначалу жизнь Соколова складывалась как у многих его одногодков. «В гражданскую был в Красной Армии… В голодный двадцать второй подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел». Судьба щедро вознаградила Соколова за его мытарства, подарив такую жену, как его Иринка: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить». Может, была Иринка такой, потому что воспитывалась в детском доме и вся нерастраченная ласка пришлась на мужа и детей?

Но человек зачастую не ценит того, что имеет. Недооценивал, мне кажется, свою жену и Андрей Соколов перед уходом на фронт. «Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит… Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете…» Андрей Соколов оценил те прощальные слова значительно позже, уже после известия о гибели жены вместе с дочерьми: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Остальные же его поступки в военную годину и после Победы были достойными, мужскими. Настоящие мужчины, по словам Соколова, - на фронте. Он «терпеть не мог этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам и милахам писали, сопли по бумаге размазывали. Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют. И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось».

Не сладко пришлось на фронте и самому Соколову. Провое-вал он меньше года. После двух легких ранений - тяжелая контузия и плен, который в официальной советской пропаганде того времени считался позором. Впрочем, Шолохов успешно обходит подводные камни этой проблемы: он ее просто не касается, что неудивительно, если вспомнить время написания рассказа- 1956 год. Но зато испытаний в тылу врага Шолохов отмерил Соколову сполна. Первое испытание - убийство предателя Крыжнева. Не каждый из нас решится помочь совершенно не знакомому человеку. А Соколов помог. Может он сделал это потому, что незадолго до этого абсолютно незнакомый офицер-военврач помог Соколову? Он вправил ему вывихнутую руку. Налицо гуманизм и благородство одного и низость и трусость другого.

Самому Соколову в смелости не отказать. Испытание второе - попытка побега. Андрей воспользовался оплошностью охранников, бежал, ушел на сорок километров, но его поймали, собак на живого спустили… Выжил, не согнулся, не смолчал, «критикнул» режим в концлагере, хотя знал, что за это - верная смерть. Шолохов мастерски описывает сцену противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. И оно решается в пользу русского солдата. Даже большой знаток русской души, говоривший по-русски не хуже нас, Мюллер вынужден был признать: «Вот что, Соколов, ты - на-’ стоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду».

Отплатил Мюллеру и всем врагам за подаренную жизнь Соколов сполна, осуществив успешный побег из плена и прихватив бесценного языка - своего майора-строителя. Казалось, судьба должна смилостивиться над Соколовым, но нет… Мороз по коже проходит, когда узнаешь еще о двух ударах, выпавших на долю героя: гибель жены и дочерей под бомбежкой в июне 1942-го и сына в день Победы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Жизненный подвиг Соколова (О рассказе «Судьба человека») . Литературные сочинения!

Текст по рассказу М.А. Шолохова “Судьба человека”

Подвиг Андрея Соколова заключается в его жизнестойкости, верности долгу, в его человечности и сострадании к тем, кто ря­дом, кто нуждается в его помощи. Эти благородные чувства не убиты в нем ни войной, ни горем потери близких, ни тяжкими годами плена.

Взять на воспитание мальчика-сироту, при этом осознавая, какой груз ответственности за его судьбу ложится

на плечи, – на это решится далеко не каждый человек, да еще после пере­несенных испытаний. Казалось бы, человек, измученный и ду­ховно, и физически, должен потерять силы, надломиться или отгородиться от жизни завесой равнодушия.

Не таков Соколов.

С появлением Ванюши в его жизни открывается новый этап. И пройдет герой рассказа оставшийся жизненный путь в выс­шей степени достойно.

Хотя “Судьба человека” – произведение по жанру неболь­шой формы, в нем представлена картина эпического размаха. В судьбе главного героя отражена трудовая биография страны в мирное время и трагедия всего народа в военные годы, его несломленный дух и стойкость. Образ одного человека симво­лизирует портрет целого поколения.

Глоссарий:

  • подвиг андрея соколова
  • что дает основание считать поступок героя судьбы человека подвигом
  • поступок андрея соколова

Другие работы по этой теме:

  1. 1. Поведение главного героя как отражение его внутренней сущности. 2. Нравственный поединок. 3. Мое отношение к поединку Андрея Соколова и Мюллера. В рассказе Шолохова “Судьба...
  2. При чтении рассказа наиболее важными для раскрытия судьбы и характера Андрея Соколова представляются следую­щие эпизоды и факты его жизни: когда стал он водителем, то десять...
  3. Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу,...
  4. Война 1941 – 1945 годов. День Победы. Мое поколение почти лишено возможности услышать о тех событиях из уст их участников. Но есть литература, бессмертные произведения,...
  5. Главным героем рассказа Михаила Александровича Шоло­хова “Судьба человека” является русский солдат Андрей Соко­лов. Во время Великой Отечественной войны он попал в плен. Там он стойко...
  6. Творчество Шолохова тесно связано с эпохой, в которую он жил. Его произведения – это особый взгляд на жизнь. Это взгляд взрослого, закаленного суровой действительностью человека,...
  7. К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. 8 сентября...
  8. Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в...

Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой произведение М.Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть.

Перед нами незабываемый образ рядового советского солдата - Андрея Соколова. Человека, все вытерпевшего, все преодолевшего... Велико шолоховское искусство портретной лепки: оно свежо, до предела сжато и выразительно. Из двух-трех фраз, оброненных автором как бы мимоходом, мы узнаем, что Соколов «высокий, сутуловатый», что рука у него «большая, черствая», а говорит он «приглушенным басом». И только после того, как рассказчик произнес первую фразу своего повествования: «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше», - перед нами тотчас же возникает его портрет, нарисованный одной-двумя незабываемыми чертами.

Так же кратко и до физической ощутимости ярко вылеплен портрет второго персонажа рассказа - коменданта лагеря Мюллера.

А образ сердечной, умной жены Андрея Соколова, сироты Иринки, выросшей в детском доме. Своей преданностью, святой жертвенной любовью она напоминает прекрасные образы некрасовских русских женщин. И вновь так пластически зримо вылеплен он, и не только внешне, но и в сложнейших душевных движениях. Особенной силы достигает автор в сцене прощания на вокзале в первые дни войны.

Поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и война, и плен. Еще больше изумляет раскрытие образа Андрея Соколова. На малой «площадке» рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, многотерпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!

Русский солдат! Какой историк, художник полностью изобразил, прославил доблесть его?! Это возвышенный и сложный образ. Многое сплавлено, переплетено в нем такого, что сделало его «не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости» (А.Куприн).

Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. «...И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...» - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.

Даже в жестоких врагах, в которых фашизм выжег все человеческое, вызывает уважение достоинство и самообладание русского солдата. «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом», - говорит Мюллер.

Способность довести широту показа жизни до эпического звучания свойственна только огромному таланту. Внимательно вчитываясь в построение рассказа, нельзя не заметить сказового приема, к которому прибегает автор, показывая единоборство лагерфюрера и «русс Ивана»: как в былинах и древних сказах, дошедших до нас из народных глубин, М.Шолохов употребляет прием троекратного усиления. Первый стакан выпил, готовясь к смерти, солдат и не закусил. Второй стакан выпил и опять отказался от закуски. И только после третьего, выпитого «врастяжку» стакана шнапса «откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол».

Это - традиционно-сказовое нарастание драматизма действия во времени. Оно использовано писателем вполне закономерно, и этот прием сказителей гармонично сливается с современным его рассказом. Произведение М.Шолохова национально по языку. Типический образ русского солдата Андрея Соколова писатель раскрывает в строе мысли и речи, насыщенной меткими, самобытными словечками и народными речениями.

Но не только в отмеченных внешних признаках, как прием троекратного усиления и насыщенность языка яркими выражениями и пословицами, а, как говорил Белинский, в самом «сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» проявляется народность писателя. Чуткий художник, М.Шолохов всей своей жизнью, всеми помыслами был связан с жизнью своего народа, с его думами и надеждами. Творчество его питали животворные родники народной мудрости, ее великой правды и красоты. Это и обусловило верность каждой детали, каждой интонации его произведения. Главное же достоинство рассказа, вероятно, в том, что построен он на верном раскрытии глубинных движений человеческой души.

Казалось бы, вот-вот должны иссякнуть силы беспощадно избитого жизнью Андрея Соколова. Но нет! В душе его таится неиссякаемый источник любви. И эта любовь, это доброе начало в человеке руководит всеми его поступками.

Заканчивая рассказ, М.Шолохов не поставил сюжетной точки. Писатель покидает своих героев в весеннем поле: бывший фронтовик и усыновленный им ребенок, связанные великой силой любви, идут путем-дорогой, а перед ними большая жизнь. И мы верим, что не пропадут эти люди, найдут они свое счастье...

Никто не в состоянии без волнения читать и следующий монолог Андрея Соколова в начале рассказа: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: „За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?» Нету мне ответа ни в1 темноте, ни при ясном солнышке... Нету, и не дождусь!»

Никогда не дождутся мучительного ответа на этот вопрос и миллионы сверстников Соколова, не вернувшиеся с полей сражений, умершие от ран и преждевременных болезней уже в мирное время, после Победы.

Только совсем недавно мы стали в открытую говорить об огромных, зачастую совершенно напрасных жертвах Второй мировой войны; о том, что ее вообще могло не быть, окажись политика Сталина по отношению к Германии более дальновидной; о нашем совершенно безнравственном отношении к своим соотечественникам, побывавшим в немецком плену... Но ведь судьбу человека уже не повернуть вспять, не переделать!

А поначалу жизнь Соколова складывалась как у многих его одногодков. «В гражданскую войну был в Красной Армии... В голодный двадцать второй подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел». Судьба щедро вознаградила Соколова за его мытарства, подарив такую жену, как его Иринка: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить». Может, была Иринка такой, потому что воспитывалась в детском доме и вся нерастраченная ласка пришлась на мужа и детей?

Но человек зачастую не ценит того, что имеет. Недооценивал, мне кажется, свою жену и перед уходом на фронт. «Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит... Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...» Андрей Соколов оценил те прощальные слова значительно позже, уже после известия о гибели жены вместе с дочерьми: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Остальные же его поступки в военную годину и после Победы были достойными, мужскими. Настоящие мужчины, по словам Соколова, - на фронте. Он «терпеть не мог этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам и милахам писали, сопли по бумаге размазывали. Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют. И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось».

Не сладко пришлось на фронте и самому Соколову. Провое-вал он меньше года. После двух легких ранений - тяжелая контузия и плен, который в официальной советской пропаганде того времени считался позором. Впрочем, Шолохов успешно обходит подводные камни этой проблемы: он ее просто не касается, что неудивительно, если вспомнить время написания рассказа- 1956 год. Но зато испытаний в тылу врага Шолохов отмерил Соколову сполна. Первое испытание - убийство предателя Крыжнева. Не каждый из нас решится помочь совершенно не знакомому человеку. А Соколов помог. Может он сделал это потому, что незадолго до этого абсолютно незнакомый офицер-военврач помог Соколову? Он вправил ему вывихнутую руку. Налицо гуманизм и благородство одного и низость и трусость другого.

Самому Соколову в смелости не отказать. Испытание второе - попытка побега. Андрей воспользовался оплошностью охранников, бежал, ушел на сорок километров, но его поймали, собак на живого спустили... Выжил, не согнулся, не смолчал, «критикнул» режим в концлагере, хотя знал, что за это - верная смерть. Шолохов мастерски описывает сцену противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. И оно решается в пользу русского солдата. Даже большой знаток русской души, говоривший по-русски не хуже нас, Мюллер вынужден был признать: «Вот что, Соколов, ты - на-" стоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду».

Отплатил Мюллеру и всем врагам за подаренную жизнь Соколов сполна, осуществив успешный побег из плена и прихватив бесценного языка - своего майора-строителя. Казалось, судьба должна смилостивиться над Соколовым, но нет... Мороз по коже проходит, когда узнаешь еще о двух ударах, выпавших на долю героя: гибель жены и дочерей под бомбежкой в июне 1942-го и сына в день Победы.

Какой же должна была быть душа Соколова, чтобы не сломиться после всех трагедий да еще усыновить Ванюшку! «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди?» - спрашивает в финале рассказа Шолохов.

За 60. Так хочется, чтобы поколение Ивана выдержало все невзгоды нынешнего времени. Такова уж судьба русского человека!